- Страны-участники АСЕАН: список. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
- Краткий экскурс в историю. Создание АСЕАН
- АСЕАН: общие сведения об организации
- Состав АСЕАН
- Основные цели работы организации
- Структура АСЕАН
- Страны АСЕАН: Филиппины
- Индонезия
- Таиланд
- Сингапур
- Малайзия
- Бруней
- Вьетнам
- Лаос, Мьянма и Камбоджа
- В заключение…
- АСЕАН и ЕС создали группу по решению проблем с поставками в Европу пальмового масла
- ASEAN–European Union relations
- Contents
- Economic relations [ edit ]
- Political relations [ edit ]
- Historical Overview [ edit ]
- Recent developments [ edit ]
- EU-ASEAN development cooperation [ edit ]
Страны-участники АСЕАН: список. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
Во второй половине ХХ века на планете начали преобладать тенденции к глобализации и интеграции национальных экономик. В период после Второй мировой войны в мире был создан ряд региональных межправительственных организаций. Одной из них стала формация АСЕАН. Страны Азии, входящие в ее состав, имеют ряд отличий в политическом, экономическом и культурном плане. Но все они объединились с целью взаимовыгодного сотрудничества, прежде всего в валютно-финансовой, торговой и военной сфере.
Когда была образована Ассоциация государств Юго-Восточной Азии? Какова структура и главные цели деятельности данной организации? Какими ключевыми особенностями отличаются экономики стран-участников АСЕАН? Обо всем этом пойдет речь в нашей статье.
Краткий экскурс в историю. Создание АСЕАН
«Москва не сразу строилась», как говорится в одной известной песне. То же самое можно сказать и об этой международной организации. В регионе ей предшествовал военно-политический блок СЕАТО, а также альянс АСА (Филиппины, Малайзия, Таиланд). Но эти объединения оказались недолговечными по причине узости целей, поставленными перед ними. Государства Юго-Восточной Азии нуждались в более тесной и разноплановой интеграции.
8 августа 1967 года министры иностранных дел из пяти государств встретились в городе Бангкоке и подписали так называемую Декларацию АСЕАН. Страны-участники этой встречи (а это Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и Филиппины) образовали костяк будущей организации. Именно этот день считается датой образования АСЕАН, а пять министров – отцами-основателями ассоциации. В дальнейшем состав АСЕАН увеличился ровно вдвое.
У создателей организации было два основных мотива:
- Стремление к экономическому возрождению и развитию.
- Желание дистанцироваться от ведущих держав мира, выйти из сферы их политического влияния.
Сокращенная аббревиатура организации происходит от первых букв ее официального названия. Полностью оно звучит так: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (в оригинале – A ssociation of S outh- E ast A sian N ations).
АСЕАН: общие сведения об организации
АСЕАН – это крупнейшая политико-экономическая межправительственная организация Юго-Восточной Азии. Ее общая площадь – почти 4,5 млн кв. км. На этой территории проживает порядка 600 миллионов человек. Страны-участники АСЕАН на современном этапе – это десять независимых и суверенных государств. Средний объем ВВП на душу населения составляет здесь 4044 доллара США (согласно паритету покупательной способности граждан).
Штаб-квартира АСЕАН расположена в Джакарте (Индонезия). Генеральным секретарем (на 2017 год) организации является представитель Таиланда Сурин Питсуван.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии обладает огромными запасами различных природных ресурсов (минеральных, энергетических, водных, лесных). Кроме того, группировка занимает крайне выгодное географическое положение – на пересечении важных морских торговых путей. Эти два фактора способствуют развитию международной организации и углублению отношений между ее членами.
В то же время страны, входящие в АСЕАН, довольно сильно отличаются друг от друга в экономическом развитии, особенностях политического устройства, уровне жизни населения, культурных и религиозных традициях. Все это существенно тормозит интеграционные процессы внутри организации.
Состав АСЕАН
Мы уже назвали пятерку стран-основателей организации. Первое пополнение ее состава произошло лишь спустя 17 лет. Крохотный султанат Бруней, получивший независимость в 1984 году, сразу же стал членом АСЕАН. Вьетнам стал следующей страной, присоединившейся к этой международной группировке. Это случилось в 1995 году. Двумя годами позднее Ассоциация пополнилась еще парой новых членов – Лаосом и Мьянмой. В 1999-м к организации присоединилась Камбоджа.
Таким образом, страны-участники АСЕАН – это практически все государства Юго-Восточной Азии. За исключением лишь Восточного Тимора. Однако в 2011 году правительство этого маленького государства подало заявку на членство в организации. Поэтому вполне возможно, что в ближайшие годы регион Юго-Восточной Азии будет в полном составе представлен в Ассоциации. Пока же заявка Восточного Тимора «зависла» на стадии рассмотрения.
Таким образом, страны, входящие в АСЕАН на сегодняшний день, – это:
- Индонезия.
- Камбоджа.
- Вьетнам.
- Таиланд.
- Мьянма.
- Лаос.
- Малайзия.
- Бруней.
- Сингапур.
- Филиппины.
Основные цели работы организации
Еще в 1977 году вступило в силу соглашение, значительно упрощающее торговые связи между странами-участницами организации. В 1992 году в пределах АСЕАН была создана специальная региональная зона свободной торговли. По мнению многих экспертов, это событие стало главным достижением в работе Ассоциации. Еще одна важная победа АСЕАН – это подписание договора о создании зоны, свободной от ядерного оружия в пределах стран организации.
На сегодняшний день Ассоциация стран Юго-Восточной Азии ставит перед собой ряд важнейших задач. Среди них:
- интенсификация экономического роста и социального прогресса государств в регионе;
- укрепление стабильности и мира в странах Юго-Восточной Азии;
- активное сотрудничество стран-участниц в сфере культуры, образования и науки;
- поиск более эффективных способов ведения сельского хозяйства;
- увеличение объемов региональной торговли между странами АСЕАН;
- установление и налаживание прочных и выгодных связей с прочими странами и межправительственными организациями.
Структура АСЕАН
Наивысший структурный орган в АСЕАН – саммит лидеров стран-участниц. Он проходит каждые два года и длится три дня. Кроме этого, ежегодно осуществляются встречи и совещания министров финансов государств, входящих в организацию.
Всеми делами и насущными вопросами Ассоциации занимается постоянно действующий комитет, в состав которого входит министр иностранных дел председательствующей страны, а также послы остальных государств-участников организации. Председательствующая страна меняется каждый год, в соответствии с алфавитным порядком названий государств (на английском языке).
Помимо всего этого, в рамках АСЕАН ведется постоянная работа в 11 комитетах и 122 рабочих группах. Ежегодно Ассоциация организует и успешно проводит около 300 различных мероприятий.
Юридической базой организации выступает пакет из трех документов. Это Декларация от 8 августа 1967 года, так называемый Балийский договор (1976 год), а также Устав АСЕАН, подписанный в Сингапуре в 2007 году.
Страны АСЕАН: Филиппины
Филиппины – островное государство в Тихом океане, состоящее из более чем семи тысяч островов. Индекс человеческого развития (далее — ИЧР) средний (117-е место в мире). Страна является членом АСЕАН с 1967 года, с момента основания данной международной организации.
Филиппины – президентская республика с динамично развивающейся рыночной экономикой. Это аграрно-индустриальная страна с довольно развитой химической, текстильной, фармацевтической промышленностью, а также сельским хозяйством. Главные статьи экспорта Филиппин: бананы, ананасы, рис, кокосы. Страна вкладывает немалые деньги в развитие науки, в частности – агрономии, садоводства, медицины и педиатрии.
Индонезия
Индонезия – самое большое на планете островное государство, состоящее примерно из 13 тысяч островов. ИЧР средний (110-е место в мире).
Индонезия – аграрно-индустриальная страна, в которой наиболее развиты горнодобывающая отрасль, нефтепереработка и сельское хозяйство. На экспорт здесь выращивают рис, маниоку и сладкий картофель. Немалые доходы в национальный бюджет приносит и туризм. Несмотря на рыночный характер индонезийской экономики, роль государства в ней довольно велика и значима. В частности, государству здесь принадлежит более сотни крупных предприятий. Правительство также регулирует ценообразование в стране.
Таиланд
Таиланд – государство, расположенное на полуостровах Индокитай и Малакка. ИЧР высокий (89-е место в мире). Государство является членом АСЕАН с 1967 года и одним из его учредителей.
Таиланд – конституционная монархия. Это аграрно-индустриальная страна с развитой электроникой, сельским хозяйством и легкой промышленностью. Огромные доходы стране приносит туризм.
Сингапур
Сингапур – крошечное государство-город на южной оконечности Малаккского полуострова. Уникальная страна с бесплатным образованием, огромными налогами на автомобили и полным отсутствием налогообложения для IT-сферы. ИЧР очень высокий (11-е место в мире). Объем ВВП на душу населения — 51 600 долларов. Членом АСЕАН Сингапур является с 1967 года.
Сингапур – одно из богатейших и самых успешных государств во всем мире. За каких-то 30 лет страна совершила огромный скачок в своем развитии, во многом благодаря крайне выгодному географическому положению и умелому распоряжению финансовыми средствами. Здесь наиболее развита электроника, сфера услуг, судостроение и биотехнологии.
Малайзия
Малайзия – еще один «азиатский тигр», страна, добившаяся во второй половине ХХ века фантастических экономических успехов. ИЧР в государстве высокий (59-е место в мире).
Нынешняя Малайзия – государство с очень гибкой и динамично развивающейся экономикой. Автором «малазийского чуда» называют бывшего премьер-министра страны Махатхира Мохамада. Недра Малайзии чрезвычайно богаты нефтегазовыми ресурсами, оловом и прочими металлами. Тем не менее страна делает ставку на развитие электроники и туризма.
Бруней
Бруней – маленькое государство на берегу острова Калимантан, в котором проживает всего 400 тысяч человек. ИЧР очень высокий (31-е место в мире). Объем ВВП на душу населения составляет 71 759 долларов. Членом АСЕАН Бруней стал в 1984 году.
«Исламский Диснейленд» – так именуют эту страну за ее богатство и зажиточность. Виной тому – огромные запасы нефти и газа. Благодаря их добыче и экспорту государство может похвастаться одним из ведущих мест в Азии по уровню жизни своих граждан. Впрочем, никакие другие отрасли экономики в Брунее практически не развиваются.
Вьетнам
Вьетнам – государство на восточном побережье полуострова Индокитай. ИЧР средний (116-е место в мире). В 1995 году Вьетнам присоединился к организации АСЕАН.
Вьетнам – одна из немногих стран Азии, которая долгое время пыталась сохранить коммунистическую модель ведения хозяйства. Это государство до сих пор приходит в себя после затяжной войны, длившейся с 1962 по 1975 год. Вьетнам – аграрная страна с отсталой экономикой. Основные статьи ее экспорта: текстиль, морепродукты, обувь, изделия из пластика, а также мобильные устройства и аксессуары.
Лаос, Мьянма и Камбоджа
Лаос, Мьянма и Камбоджа – тройка беднейших государств в составе АСЕАН. Объем ВВП на душу населения в этих странах не превышает 2000 долларов. По индексу ИЧР они находятся на 138-м, 149-м и 143-м местах соответственно.
Лаос, Камбоджа и Мьянма – аграрные страны с довольно отсталыми экономиками. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве (в Лаосе – до 80 %!). Одним из главных факторов, сдерживающих развитие экономик этих трех государств Юго-Восточной Азии, является практически полное отсутствие инфраструктуры.
Лаос – крупнейший в Азии производитель опиума и героина. В 2015 году общая площадь плантаций опиумного мака в этой стране составляла свыше 5000 га. А вот в Камбодже достаточно неплохо развит туризм. Путешественников в эту далекую страну привлекают первоклассные пляжи, мягкий климат, низкие цены, вкусная кухня и местная экзотика.
В заключение…
АСЕАН – это та организация, которая сыграла немалую роль в экономическом развитии стран Юго-Восточной Азии. За несколько десятилетий этот регион превратился из откровенно отсталого в один из самых передовых. Еще одна заслуга АСЕАН состоит в значительном уменьшении локальных вооруженных конфликтов и споров в этой части планеты.
Одной из главных задач в работе организации на ближайшее будущее является постепенное преодоление глубокого разрыва в экономическом развитии между ее членами.
Источник
АСЕАН и ЕС создали группу по решению проблем с поставками в Европу пальмового масла
СИНГАПУР, 1 декабря. /ТАСС/. Главы МИД стран — членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Евросоюза договорились о создании совместной рабочей группы по обсуждению проблем поставок на европейский рынок пальмового масла. Об этом говорится в распространенном заявлении министра иностранных дел Сингапура Вивиана Балакришнана по итогам состоявшейся во вторник министерской встречи АСЕАН — ЕС.
«Руководствуясь духом взаимного сотрудничества в области производства растительного масла, мы приветствуем создание рабочей группы для решения возникших проблем», — отмечается в сообщении. Как ожидается, первое заседание состоится в январе будущего года.
Конфликт возник в 2018 году после решения Брюсселя поддержать пакет мер, направленных на сокращение или полный запрет на использование пальмового масла при производстве биотоплива. Власти Индонезии и Малайзии, которые производят 90% мировых объемов пальмового масла, неоднократно заявляли протест Евросоюзу.
Глава МИД Сингапура также подчеркнул, что стороны «признали серьезное экономическое влияние коронавируса и договорились укреплять связи между регионами для поддержки экономического восстановления после завершения пандемии». «По итогам прошлого года ЕС стал третьим по величине инвестором и торговым партнером для АСЕАН», — отметил Балакришнан.
Участники заседания также обсудили «вопросы сотрудничества в сфере кибербезопасности для создания открытой, безопасной, стабильной, доступной информационной среды и поддержки цифровой экономики АСЕАН», говорится в заявлении.
Источник
ASEAN–European Union relations
EU | ASEAN |
---|
The ASEAN–European Union relations refers to bilateral foreign relations between the two organizations, the European Union (EU) and the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN). EU and ASEAN have been interacting with each other on the economic, trade and political levels for more than four decades. The partnership between the EU and ASEAN dates back to 1972 when the EU (then known as the European Economic Community) became ASEAN’s first formal dialogue partner. [1]
Relations between the two regions are expanding, developing progressively on the economic, political and cultural fronts. Dialogue between the two regions has been enhanced with numerous technical level meetings and bi-annual Ministerial meetings. Whereas in the past, much of the Europe–Southeast Asia relationship has focused on Southeast Asian development, the focus of cooperation has transformed to an emphasis on diplomacy, where the two sides discuses regional and international problems, and finally to a new emphasis on non-traditional risks and regional integration support. [2]
Contents
Economic relations [ edit ]
The EU and ASEAN enjoy robust commercial relations. The EU is ASEAN’s third largest trading partner, while ASEAN is the EU’s 5th largest trading partner. Total trade in 2011 in goods and services amounted to $265 billion. ASEAN had a surplus of $25 billion in its trade with the EU. The EU is the biggest provider of Foreign Direct Investment into ASEAN, 24% of the total. [3]
Trade has increased significantly over the past decades. EU exports to ASEAN were estimated at €45.7 billion in 1997, up from €8.9 billion in 1987. EU imports from ASEAN were valued at €10 billion in 1987 and had already surged to €46 billion by 1997. [4] The structure of EU-ASEAN trade has undergone significant changes. In the past, EU exports to ASEAN have included a higher percentage of manufactured products. As ASEAN transforms from a commodity-producing region to a supplier of manufactured goods, there has been a dramatic shift in ASEAN’s exports to the EU from primary products to manufactures. Hence, ASEAN’s exports consisted mostly of raw materials such as wood, manioc, rubber and palm oil. Today, electronic equipment, textiles and clothing account for a larger share of exports. [5] Trade in services between the two regions has also grown in recent years.
In order to further improve trade between the two regions and to speed up ASEAN’s economic integration, there is a regular dialogue at Ministerial level and ASEAN-EU Business Summits are held on a regular basis. The first ASEAN-EU Business Summit was organised in Jakarta in May 2011, followed by a second Business Summit in April 2012 in Phnom Penh and third one in Ha Noi in March 2013. These meetings of business leaders, including small and medium-sized enterprises, with ASEAN Trade Ministers and the EU Trade Commissioner generate a host of recommendations for both parties to facilitate trade. [6]
In 2007 the Council authorized the Commission to start negotiating an FTA with ASEAN. FTA negotiations were launched at the ASEAN-EU Economic Ministers (AEM) Consultations held in Brunei Darussalam in the same year. However, trade talks were moving relatively slowly and eventually ground to a halt in 2009. The failed ASEAN-EU FTA paved the way for bilateral FTAs and negotiating Partnership and Cooperation Agreements (PCA) with individual ASEAN member states. The EU has concluded a Free Trade Agreement (FTA) with Singapore in 2012 and is negotiating FTAs with several other ASEAN countries (Vietnam, Thailand, and Malaysia). With Malaysia negotiations are well advanced. These agreements are stepping stones to an overarching region-to-region agreement between the EU and ASEAN. [7]
Political relations [ edit ]
Historical Overview [ edit ]
Informal relations between the two regions were established in 1972 through the Special Coordinating Committee of ASEAN. In the same year an ASEAN Brussels Committee (ABC) was set up to discuss commercial issues (the Generalised System of Preferences [GSP]) with the EEC. In 1975, relations were formalized through an ASEAN-EEC Joint Study Group which was intended to oversee greater cooperation between the two sides. [8]
After the announcement of the establishment of formal ASEAN–EC ties in 1977, a fully-fledged international dialogue began to emerge. The relationship was taken to a new level when the two regions’ regular contacts were raised to the ministerial level. The first EEC-ASEAN ministerial meeting was held in Brussels in November 1978. Since then the meetings have been held at intervals of about eighteen months. They are a key element in the expanding EU-ASEAN dialogue. [9]
In March 1980, a cooperation agreement between the European Community and ASEAN countries was signed at the second EC-ASEAN ministerial meeting held in Kuala Lumpur. This agreement paved the way for closer economic and trade relations between the two sides. This framework agreement sets out objectives for commercial, economic and development cooperation. It aims at promoting trade, investments and business between the two regions. [10] ASEAN-EU relations were characterized by disputes in the 1990s. Human rights were one area of contention. East Timor and Burma were other areas of contention which were resolved by turning them into bilateral issues between Indonesia and Portugal and Burma and the EU, respectively, taking them out of any discussion between ASEAN and the EU. With East Timor’s independence it ceased to be a burden in ASEAN-EU relations. [11]
The EU-ASEAN dialogue was reinvigorated in 1994. Foreign Ministers attending the 11th EU-ASEAN ministerial meeting in Germany created the Eminent Persons Group for a comprehensive approach to ASEAN-EU relations. It was agreed to develop a comprehensive approach to ASEAN-EU political and security, economic and cultural relations towards the year 2000 and beyond. [12]
In 1996 EU and ASEAN+3 (China, Japan and Korea) established the Asia-Europe Meeting (ASEM) and held the 1st summit in Thailand. The summit established a vast and ambitious programme for future EU-Asia cooperation in a number of areas and new areas of cooperation were discussed such as tackling global problems and strengthening ASEAN’s own regional integration initiatives. [13]
In 2003 EU and ASEAN signed a Joint Declaration on Cooperation to Combat Terrorism at the 14th Ministerial Meeting in Brussels. As a consequence, anti-terrorism became high on the agenda. [14]
In 2007, The Nuremberg Declaration on an Enhanced EU-ASEAN partnership was signed and in the same year a plan of Action to implement the declaration was adopted. The EU and its member states started appointing Ambassadors as Representatives to ASEAN in 2009 once the ASEAN charter was in place. Following the ASEAN charter, the EU and ASEAN set out to further expand cooperation. [15] In 2011, the first ASEAN-EU Business Summit (AEBS) was held. [16]
Recent developments [ edit ]
Momentum has been building up over the last years in the EU-ASEAN relationship. Foreign Ministers of ASEAN and the EU adopted the Bandar Seri Begawan Plan of Action 2013-2017, defining ASEAN-EU cooperation for this period. [17]
Both 2012 and 2013 have seen an unprecedented number of visits by top-level EU officials to ASEAN and its Member States: by Presidents Van Rompuy and Barroso, High representative Ashton and several Commissioners as well as a marked rise in the visits by EU Member States. In July 2012, High representative Ashton signed the EU’s accession to ASEAN’s Treaty of Amity and Cooperation. [18] The EU is an active member of the ASEAN Regional Forum (ARF). The EU and Myanmar co-chaired the ARF Inter-Sessional Support Group on Confidence Building Measures and the related Defence Officials Dialogue for the year 2013-2014. [19]
In 2012 and 2013, High representative Ashton attended the ASEAN Regional Forum Meeting at Ministerial level. The EU and ASEAN have an intensifying dialogue on human rights. In May 2013, EU Special Representative for Human Rights Stavros Lambrinidis met the ASEAN Intergovernmental Commission on Human Rights, while the same Commission is expected to visit the EU institutions soon on their second visit. Dialogue and cooperation is also starting in several security-related fields. [20]
EU-ASEAN development cooperation [ edit ]
The EU is a major development partner of ASEAN. ASEAN benefits from programme cooperation funded by a variety of EU sources. Programmes are financed by the EU through a variety of sources ranging from the regional budgets to specific budgets. [21] Part of the EU-ASEAN cooperation is delivered through EU support programmes. In the period 2007-2013, the EU is providing €70 million at the regional level through the ASEAN secretariat. This amount is likely to increase in the coming period running from 2014-2020. The EU is the biggest donor to the ASEAN . [22]
The EU launched its third programme supporting the creation of the ASEAN Community set to be achieved by 2015. It directly supports ASEAN in its efforts to implement the three Blueprints for the three Communities (Economic community, Political and Security Community, and the Socio-Cultural Community) in the ASEAN charter. [23]
Facilitating the ASEAN economic community has been a natural focus for EU-ASEAN programmes since the 1990s. For instance, a new EU programme will support the building of the ASEAN «single market and production base» through the implementation of measures that will facilitate the free movement of goods across the ASEAN region and, ultimately, enhance ASEAN connectivity (EU ARISE programme, 15 million €, 2012 — 2015). There is also an EU-ASEAN Migration and Border Management Programme aimed at increasing the exchange of information between immigration officials in ASEAN capitals and supports the easing of visa requirements for ASEAN and non-ASEAN nationals within the region. [24]
Providing Support to ASEAN’s Socio-Cultural community constitutes a relatively new but growing area of EU-ASEAN cooperation. For instance, there is an increasing exchange of students and scholars between the two regions. Each year around 250 ASEAN students receive scholarships under the EU Erasmus Mundus programme and around 25 ASEAN scholars a year benefit from Marie Curie Fellowships. Adding to this the many scholarships provided by EU Member States, more than 4,000 ASEAN students per year travel to Europe on EU scholarships. [25]
ASEAN’s political and security community is also supported, for instance through an EU-ASEAN Migration and Border Management Programme. Improved border management should lead to easier and faster crossing of borders both for persons and goods, while at the same time ensuring better control of transnational crime, illegal migration and the trafficking of human beings . Through a number of world-wide EU programmes, ASEAN and the EU cooperate in the areas of energy and climate change, the protection of biodiversity and the promotion of good governance. For instance, the Global Climate Change Alliance (GCCA) was created as an EU initiative to step up cooperation and dialogue between the EU and the developing countries that are hit earliest and hardest by climate change and have the least capacity to react. [26]
The EU is also involved in disaster response and disaster preparedness. This work is primarily undertaken by the humanitarian office of the EU – ECHO. ECHO provided €299 million to the ASEAN region to bring relief to millions of people whose lives were affected by natural disasters, epidemics and conflicts. Humanitarian aid is provided in a variety of forms depending on the nature of the crisis. It can range from food, clothes, healthcare, shelter, water and sanitation to emergency repairs to infrastructure, demining actions, psychological support and education. To anticipate the consequences of future disasters, the EU also funds disaster preparedness projects in the region. [27]
Источник