Грузооборот морского транспорта стран мира

Грузооборот морского транспорта стран мира

Безусловно, не следует забывать об одном из ключевых достоинств данного вида транспорта – экономия за счет масштаба перевозки, что означает снижение себестоимости единицы продукции в случае наибольшего количества перевозимого груза. Например, партия из 1000 единиц товара, перевозимая на одном судне за раз, будет иметь меньшую добавочную стоимость от транспортировки, нежели партия из 100 единиц товара, поскольку стоимость перевозки равномерно распределяется на единицу продукции [Герами, Колик, 2017].

Сюда же можно отнести такой положительный фактор, как экономия за счет дальности маршрута, что также означает снижение транспортных расходов на единицу расстояния в случае наибольшей дальности выбранного маршрута. Примером может служить транспортировка партии товара на 1000 км, которая обойдется дешевле, нежели транспортировка двух партий товара такового же веса на расстояние в 500 км [Герами, Колик, 2017].

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что при транспортировке продукции необходимо придерживаться нескольких основополагающих принципов: максимальная загрузка транспортного средства, максимизация дальности маршрута и соблюдение требований заказчика перевозки. Благодаря выполнению этих условий, повышается эффективность использования транспорта, в том числе и морского.

Исходя из статистических показателей по всем видам транспорта, рассмотренных в период с 2015 по 2017 гг., можно заключить, что грузооборот морского транспорта находится на 5 месте из 6 основных видов транспорта. В первую очередь это связано с тем, что внутри страны идет ориентация на железнодорожный транспорта в силу его развитости и востребованности в масштабах большой площади государственной территории, а также его монополизации со стороны государства. Более того, РФ является одним из лидеров по экспорту нефти, газа и нефтепродуктов (2 место в мире) [EnergyInformationAdministration, 2017], что обуславливает наибольший грузооборот по данному направлению транспортировки продукции.

Читайте также:  Почему мне интересна история моей страны

Далее рассмотрим пассажирооборот, который показывает количество перевезенных пассажиров на единицу заданного расстояния за определенный период времени (пасс-км).

С учетом вышепредставленных данных можно сделать вывод, что морской транспорт является самым не востребованным при осуществлении пассажироперевозок из-за его долгого следования из пункта отправки до пункта назначения и географических особенностей. Именно по этим причинам внутри страны общественный и железнодорожный транспорт имеет больший спрос, внутри и вне страны – воздушный.

2. Мировая статистика

Что же касаемо мировых показателей, то для начала рассмотрим, какой же из континентов лидирует при осуществлении транспортировок морским видом транспорта (в доле от мирового объема перевозки грузов).

Из гистограммы видно, что абсолютным лидером при осуществлении морских перевозок является Азия, что обусловлено развитостью транспортной системы и инфраструктуры, а также деятельностью экспортной направленности.

Вдобавок рассмотрим виды грузов, которые чаще всего в мировом масштабе перевозятся морским транспортом.

Прежде всего, стоит отметить, что в связи с необходимостью поддержки и развития морского транспорта внутри страны в 2003 году Правительством РФ было создано предприятие под названием ФГУП «Росморпорт». Именно ему принадлежит наибольшее количество инфраструктурных объектов морского транспорта нашей страны, которые находятся под его руководством, поэтому в данной работе будут рассмотрены статистические данные из отчета этого предприятия.

В отношении применения морского транспорта нашей страной рассмотрим использование различных видов судов при каботажном плавании (то есть внутри страны) и загранплавании, чтобы понять направление эксплуатации данного вида транспортного средства (виды судов и их полная грузоподъемность вынесены в приложение).

Загранпланивание примерно в 2,5 раза превышает каботаж, что обуславливает необходимость развития портовой инфраструктуры и следования мировым тенденциям в целях достижения долгосрочного сотрудничества с другими государствами для транспортировки больших объемов продукции.

Также из данной статистики можно сделать вывод, что внутри страны наибольшим спросом пользуются накатные, наплавные суда, перевозящие сухие грузы и колесную технику, а наименьшим – пассажирские и рыбопромысловые суда. В то время как при перевозки грузов вне страны чаще всего используются наливные суда, что напрямую связано с экспортной направленностью транспортировки нефти и другой продукции. Наименьшую же долю занимают накатные, наливные суда и рыбопромысловые. Более того, стоить отметить, что контейнерные перевозки куда больше распространены при перевозке товаров заграницу, нежели при каботажном плавании (разница приблизительно в 16,5 раз).

Для более глубокого анализа сравним динамику изменения доходов от транспортировки грузов различными видами судов.

Наибольшее количество денежных средств за рассматриваемый временной период было получено от перевозки наливных и сухих грузов, причем именно эти типы судов чаще всего применяются при загранплавании, откуда можно сделать вывод, что развитие именно этих направлений транспортировки продукции является самым доходным для России на сегодняшний день.

В целом, доходы за 2017 год на несколько процентов превосходят доходы за 2016 год (особенно значительный прирост денежных средств наблюдается в использовании рыбопромысловых (+53%), сухогрузных (+12%) и наливных судов (+9%)), но лишь процент от осуществления пассажирских перевозок уменьшился на 9%, что говорит об невосстребованности использования морского вида транспорта в данном направлении.

Для начала проведем анализ структуры доходов «Росморпорта» по видам портовых соборов [1], который покажет, какие из операций приносят наибольшее количество денежных средств и пользуются наибольшим спросом. Данная информация будет полезна при осуществлении тарифной политики в целях понижения или повышения тарифных ставок. По факту все виды портовых сборов являются обязательными для большинства типов судов и видов грузов и выплачиваются перевозчиками за заход и выход в/из порта, а также при пользовании какими-либо портовыми услугами (например, лоцманскими).

[1]« Портовый сбор – платеж, взимаемый с грузов и различных судов в портах, который исчисляется исходя из установленных тарифов» [Большой экономический словарь, А. Н. Азрилян, 1997]

Из нижепредставленной диаграммы можно сделать вывод, что навигационный и ледокольный сбор составляют наибольшую часть от всех имеющихся доходов по данной категории, в то время как экологический – наименьшую. Вдобавок стоит отметить, что 93% от портовых сборов приходят на суда в загранплавании, что также обуславливает развитие межгосударственного сотрудничества.

В общем итоге доходы предприятия от портовых сборов составили 19 760 млн руб., при том, что чистая прибыль за 2017 год составила лишь 869,4 млн руб. (около 4,4 % от портовых сборов), а объем гос. финансирования из фед. бюджета на выполнение программы на 2017 год был получен в размере 14,5 млрд руб., что окупило только 6% от полученной суммы денежных средств.

Что касаемо численности работников предприятия, то она составляет 8 018 человек, среди которых наибольшее количество занимает плавсостав и административно-управленческий персонал. Средняя заработная плата равна 72 900 руб. и превосходит среднюю заработную плату по России (39 167 руб.) примерно в 2 раза.

В данной статье были рассмотрены основные характеристики морского транспорта с точки зрения его преимуществ и недостатков. Также был произведен анализ российской статистики (где было выяснено, что морской транспорт занимает 5 место из 6 основных видов транспорта по грузообороту и последнее место по пассажирообороту) и зарубежной статистики (по итогом которой был сделал вывод, что Азия и Европа занимают наибольшую долю при осуществлении мировых морских перевозок и что самыми перевозимыми грузами в мировом масштабе являются 5 основных сухих грузов и нефть).

Затем были рассмотрены особенности морских перевозок в Российской Федерации, где была выявлена необходимость развития портовой инфраструктуры в рамках последний мировых тенденций в связи с превосходством загранплавания над каботажным (примерно в 2,5 раза). Что касаемо типов судов, то внутри страны чаще всего используются накатные, наплавные суда, реже всего – пассажирские и рыбопромысловые, а вне страны наибольшей популярностью пользуются наливные суда, наименьшей – накатные, наливные суда и рыбопромысловые.

В рамках рассмотрения наибольшей доходности от судов, среди них можно выделить наливные и сухогрузные суда, которые напрямую связаны с деятельностью экспортной направленности, что также обуславливает развития инфраструктуры согласно мировым стандартам. Также был детально рассмотрен годовой доход компании «Росморфлот» по структуре различных видов сборов.

Источник

Крупнейшие морские порты мира и России

Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Морские порты являются ключевым звеном современной мировой экономики. По оценкам аналитиков до 90% мировой торговли приходится на морские перевозки. Объемы торговли несмотря ни на что пока продолжают расти и в связи с этим растут и морские порты. В сегодняшней статье мы поговорим о наиболее загруженных морских портах по контейнерным перевозкам и по грузообороту в миллионах тонн. Также мы узнаем как обстоят дела с морскими портами и перевозками в России и перечислим наиболее крупные из них.

Содержание статьи:

Как измеряется грузооборот морских портов

Грузооборот морского порта является важнейшим показателем его эффективности, который определяется количеством грузов, измеренных по массе за определенный промежуток времени (как правило месяц, квартал и год).

Грузооборот морских портов принято измерять либо в миллионах тонн, либо в двадцатифутовом эквивалента TEU. TEU является международно принятой условной единицей измерения вместимости грузовых ТС, в том числе грузовых судн и при подсчете грузооборота контейнерных терминалов, в том числе морских портов. В пересчете на тонны 1 TEU примерно равняется 21.6 тонны.

Крупнейшие морские порты мира по грузообороту

Большая часть современных крупнейших морских портов в 2020 году находится в Азии. На долю Азии приходится около 70 % крупнейших портов мира, из них около 40 на долю Китая. По крайней мер данная статистика верна по итогам 2019 года. Что будет в 2020 году пока говорить рано, потому что по оценкам экспертов перевозки китайских портов ожидают значительного снижения из-за вспышки эпидемии коронавируса. Наиболее крупные китайские порты по грузообороту в TEU:

  • порт Шанхай — 42.01 млн TEU
  • порт Шэньчжэнь — 27.7 млн TEU
  • порт Нинбо-Чжоушань — 27.7 млн TEU
  • порт Гуанчжоу — 26 млн TEU
  • порт Циндао — 18 млн TEU

Кроме этого, в топ крупнейших портов находятся и некоторые другие азиатские крупные порты: Сингапур и Гонконг, а также порт Пусан в Южной Кореи. Топ 10 замыкает порт Джебель Али в Дубае. Среди морских портов Европы крупнейшим является порт Роттердам в Нидерландах. Ни один из российских портов не вошел в топ 50 крупнейших. Полную таблицу 50 крупнейших портов по грузообороту в контейнерном эквиваленте вы можете увидеть ниже.

Морской Порт Грузооборот 2019 (млн TEU) Грузооборот 2018 (млн TEU) Грузооборот 2017 (млн TEU) Грузооборот 2016 (млн TEU) Грузооборот 2015 (млн TEU)
1 Шанхай, Китай 42,01 40,23 37,13 36,54 35,29
2 Сингапур 36,60 33,67 30,90 30,92 33,87
3 Шэньчжэнь, Китай 27,74 25,21 23,97 24,20 24,03
4 Нинбо-Чжоушань, Китай 26,35 24,61 21,60 20,63 19,45
5 Гавань Гуанчжоу, Китай 21,87 20,37 18,85 17,22 16,16
6 Пусан, Южная Корея 21,66 20,49 19,85 19,45 18,65
7 Гонконг, ЮАР, Китай 19,60 20,76 19,81 20,07 22,23
8 Циндао, Китай 18,26 18,30 18,01 17,47 16,62
9 Тяньцзинь, Китай 16,00 15,07 14,49 14,11 14,05
10 Джебель Али, Дубай, ОАЭ 14,95 15,37 15,73 15,60 15,25
11 Роттердам, Нидерланды 14,51 13,73 12,38 12,23 12,30
12 Порт Кланг, Малайзия 12,32 13,73 13,20 11,89 10,95
13 Антверпен, Бельгия 11,10 10,45 10,04 9,65 8,98
14 Гаосюн, Тайвань, Китай 10,45 10,27 10,46 10,26 10,59
15 Сямынь, Китай 10,00 10,38 9,61 9,18 10,13
16 Далянь, Китай 9,77 9,70 9,61 9,45 10,13
17 Лос-Анджелес, США 9,46 9,43 8,86 8,16 8,33
18 Танджунг Пелепас, Малайзия 8,96 8,38 8,28 9,10 8,50
19 Гамбург, Германия 8,73 8,86 8,91 8,82 9,73
20 Лонг Бич, США 8,09 7,54 6,80 7,19 6,82
21 Лаем Чабанг, Таиланд 8,07 7,78 7,22 6,82 6,58
22 Танджунг Приок, Джакарта, Индонезия 7,64 6,09 5,51 5,20 5,77
23 Нью-Йорк-Нью-Джерси, США 7,20 6,71 6,25 6,37 5,77
24 Коломбо, Шри-Ланка 7,05 6,21 5,73 5,19 4,91
25 Инкоу, Китай 6,50 6,28 6,08 5,92 5,77
26 Хошимин, Вьетнам 6,33 6,16 5,99 5,31 6,39
27 Бремен / Бремерхафен, Германия 5,42 5,51 5,49 5,48 5,78
28 Манила, Филиппины 5,05 4,82 4,52 4,23 3,65
29 Порт Джавархарлал Неру, Индия 5,05 4,83 4,51 4,49 4,45
30 Пирей, Греция 4,91 4,15 3,73 3,37 3,59
31 Альхесирас, Испания 4,77 4,39 4,76 4,52 4,56
32 Ляньюньгуан, Китай 4,75 4,72 4,70 5,01 5,01
33 Токио, Япония 4,57 4,50 4,25
34 Мундра, Индия 4,44 4,24 4,80 2,99 2,70
35 Саванна, США 4,35 4,05 3,64 3,74 3,35
36 Джидда, Саудовская Аравия 4,12 4,15 3,96 4,19 4,20
37 Сантос, Бразилия 4,12 3,85 3,60 3,78 3,68
38 Рижао, Китай 4,00 3,24 3,01
39 Колон, Панама 3,89 3,89 3,26 3,58 3,29
40 Феликсстоув, Великобритания 3,85 4,30 4,10 4,00 3,74
41 Сиэтл-Такома, США 3,80 3,70 3,62 3,53 3,43
42 Дунгуань, Китай 3,50 3,91 3,64
43 Тангер Мед, Марокко 3,47 3,31 2,96
44 Барселона, Испания 3,42 2,97 2,23
45 Ванкувер, Канада 3,40 3,25 2,92
46 Салала, Оман 3,39 3,94 3,32 2,57 2,96
47 Фучжоу, Китай 3,34 3,01 2,66
48 Марсашлокк, Мальта 3,31 3.15 3,08 3,06 2,90
49 Нанкин, Китай 3,23 3,17 3,08 2,94
50 Кай Меп, Вьетнам 3,20 3,07 2,56

Помимо рейтинга крупнейших мировых портов по грузообороту в TEU, также стоит отдельно выделить рейтинг морских портов по самому большому грузообороту в тоннах. Ниже я привел топ 20 крупнейших морских портов по грузообороту в млн тонн. Как видите здесь лидерство также за Китаем однако сами порты несколько поменялись в позициях. Крупнейший морской порт по грузообороту млн тонн в мире является порт Нинбо-Чжоушань (1.07 млрд тонн).

Ранг Порт Страна Грузооборот 2019, млн тонн Грузооборот 2018, млн тонн
1 Нинбо-Чжоушань Китай 1077.11 922.092
2 Шанхай Китай 705.63 647.446
3 Сингапур Сингапур 626.17 593.297
4 Сучжоу Китай 607.74 573.76
5 Гуанчжоу Китай 566.19 544.374
6 Таншаньский Китай 565.4 515.8
7 Qingdao Китай 507.99 443.978
8 Порт Хедленд Австралия 505.33 484.51
9 Тяньцзинь Китай 502.84 428.098
10 Роттердам Нидерланды 467.35 461.177
11 Далянь Китай 451.05 318.413
12 Busan Южная Корея 400.51 349.708
13 Инкоу Китай 362.39 347.02
14 Рижао Китай 360.02 350.62
15 Южная Луизиана США 307.86 237.594
16 Gwangyang Южная Корея 291.83 283.106
17 Яньтай Китай 285.6 265.36
18 Гонконг Гонконг 281.55 256.73
19 Чжаньцзян Китай 281.52 255.17
20 Хуанхуа Китай 269.57 245.11

Топ 25 Российских морских портов по грузообороту

К 2020 году грузооборот всех морских портов России составил 840.3 млн тонн (за 2019 год). Таким образом общий грузооборот России вырос за последние 10 лет практически в два раза (график выше). 464 млн тонн составил объем наливных грузов и 376 млн тонн объем сухих грузов. Среди всех грузов отдельно выделяется транспортировка угля (176 млн тонн), сырая нефть (276.1 млн тонн), нефтепродукты (149 млн тонн), грузы в контейнерах (56.5 млн тонн) и транспортировка зерна (38.6 млн тонн).
Наибольшая доля российского грузооборота приходится на порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейна:

  1. Азово-Черноморский бассейн — 258.1 мн тонн
  2. Балтийский бассейн — 256.4 млн тонн
  3. Дальневосточный бассейн — 213.5 млн тонн
  4. Арктический бассейн — 104.8 млн тонн
  5. Каспийский бассейн — 7.4 млн тонн

Полный список наиболее крупных морских портов России представлен в таблице ниже. В список вошло 25 крупнейших порта каждого из бассейнов, статистика грузооборота указана в млн тонн. Так, бессменным лидером является Новороссийский морской порт, его грузооборот в 2019 году составил 156 млн тонн. Наиболее быстрые темпы роста грузооборота у порта Сабетта. Всего за несколько лет с 2013 года порт вошел в топ 10 портов России, и на 2019 год его грузооборот составил 27.6 млн тонн. Также перспективными являются и другие порты Северного Морского пути.

Порт Грузооборот, млн тонн
1 Новороссийск 156.826
2 Усть-Луга 103.852
3 Восточный 73.54
4 Мурманск 61.93
5 Приморск 61.024
6 Санкт-Петербург 59.9
7 Ванино 31.44
8 Сабетта 27.68
9 Находка 25.58
10 Туапсе 25.2
11 Владивосток 23.92
12 Кавказ 20.92
13 Высоцк 19.4
14 Пригородное 16.05
15 Ростов-на Дону 16.03
16 Тамань 15
17 Де-Кастри 13.57
18 Калининград 11.1
19 Азов 10.4
20 Шахтерск 8.8
21 Посьет 7.7
22 Варандей 7.17
23 Махачкала 4.7
24 Архангельск 2.7
25 Астрахань 2.2

Крупнейшие порты России на карте

А на этом сегодня все про крупнейшие порты мира и России. Делитесь статьей и подписывайтесь на новые. До новых встреч на проект Тюлягин, друзья!

Источник

Оцените статью