Характер онегина до путешествия

Образ и характер Онегина в романе «Евгений Онегин»

А. С. Пушкин сумел обогнать свою эпоху – он создал абсолютно уникальное произведение, роман в стихах. Образ Евгения Онегина великий русский поэт сумел преподнести совершенно особым образом. Герой выступает перед читателем сложным и неоднозначным. И его изменения проявляются на протяжении всего произведения в динамике.

Онегин — представитель высшего света

Описание характера Онегина в романе «Евгений Онегин» можно начать с тех характеристик, которые дает А. С. Пушкин своему герою. Это следующие «факты»: во-первых, Онегин является аристократом из Санкт-Петербурга. Что же касается его отношения к окружающим людям и жизненной философии, то поэт описывает его как «эгоиста и повесу». Подобное воспитание культивировалось в дворянской среде того времени. Дети высокопоставленных особ отдавались на попечение иностранных воспитателей. И к началу юности гувернеры обучали их основным навыкам, наличие которых можно проследить и у главного героя пушкинского произведения. Онегин владел иностранным языком («и по-французски совершенно…»), умел танцевать («легко мазурку танцевал»), а также обладал хорошо развитыми навыками этикета («и кланялся непринужденно»).

Поверхностность образования

В начале произведения Онегин описывается через авторское повествование. Пушкин пишет о душевном недуге, который постиг его героя. Описывая характер Онегина в романе «Евгений Онегин», можно подчеркнуть: первопричиной этой «хандры» вполне может быть тот конфликт, который характеризовал отношения Онегина с обществом. Ведь с одной стороны, главный герой подчинялся установленным в дворянском социуме правилам; с другой – внутренне бунтовал против них. Нужно отметить, что хотя Онегин и был воспитанным, это образование не отличалось особой глубиной. «Чтоб не измучилось дитя, всему учил его шутя» гувернер из Франции. Помимо этого, Онегина можно назвать и соблазнителем. Ведь он умел «казаться новым, шутя невинность изумлять».

Читайте также:  Красивые места пляжи анапы

Основные черты в начале произведения

Онегин является очень противоречивой личностью. С одной стороны, его неприглядными качествами характера являются эгоизм и жестокость. Но с другой, Онегин наделен тонкой душевной организацией, он очень раним, и обладает духом, стремящимся к истинной свободе. Именно эти качества и являются наиболее привлекательными в Онегине. Они делают из него еще одного «героя нашего времени». Знакомство с главным героем происходит в первой главе, во время его раздраженного и желчного монолога. Читатель видит «молодого повесу», который ни в чем не видит ценности и смысла, испытывает равнодушие ко всему на свете. Онегин иронизирует по поводу болезни своего дядюшки – ведь она оторвала его от светской жизни, однако ради денег он способен какое-то время потерпеть «вздохи, скуку и обман».

Быт Онегина

Такая образованность была свойственна представителям его круга. Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» на первый взгляд может показаться легкомысленным. Онегин в беседе легко мог процитировать несколько стихов или латинских фраз, а его ежедневная жизнь проходила в совершенно однообразной среде – балы, обеды, посещение театров. Быт главного персонажа произведения поэт представляет посредством описания кабинета Онегина, которого он называет «философом в осьмнадцать лет». На столе у главного героя рядом Байроном находится столбик с куклою, а также большое количество разнообразных туалетных принадлежностей. Все это дань моде, увлечениям, аристократическим привычкам.

Но больше всего душу главного героя занимает «наука страсти нежной», что также можно упомянуть в описании характера Онегина в романе «Евгений Онегин». Однако после знакомства со своим главным героем Пушкин предупреждает читателей о том, что не стоит поддаваться соблазну воспринимать Онегина как «пустышку» — он вовсе не таков. Все светское окружение и привычный жизненный уклад не вызывают у главного героя никакого энтузиазма. Этот мир наскучил Онегину.

Хандра

Жизнь главного героя была совершено спокойной и безоблачной. Его пустое существование заполняли развлечения и заботы о собственной внешности. Главным героем овладевает «английский сплин», или же русская хандра. Сердце Онегина было пустым, а ум не находит себе применения. Ему опостыл не только литературный труд. Главный герой берется за книгу, однако и чтение не доставляет ему никакого удовольствия. Ведь Онегин разочаровался в жизни, и поверить книге он не в состоянии. Овладевшую им апатию главный герой называет «разочарованием», с охотой прикрывая себя образом Чайльд-Гарольда.

Однако главный герой не хочет и не умеет по-настоящему трудиться. Поначалу он пробует себя в качестве писателя – однако выполняет эту работу «зевая», и вскоре откладывает ее в сторону. И такая скука подталкивает Онегина к тому, чтобы путешествовать.

Онегин в деревне

В деревне главный герой снова сумел «воспрять духом». Он счастлив наблюдать за красотами природы, и даже делает попытки облегчить жизнь крепостных крестьян путем смены тяжкой барщины на «легкий налог». Однако снова Онегина догоняет его мучительница – скука. И он обнаруживает, что и в деревне испытывает те же самые чувства, что и в аристократической столице. Онегин рано просыпается, плавает в реке, но все равно ему наскучивает и эта жизнь.

Поворотное знакомство

Однако декорации меняются после того, как главный герой знакомится с Ленским, а потом и с сестрами Лариными, живущими по соседству. Близкие интересы и хорошее воспитание позволяют сблизиться Онегину с Ленским. Главный герой обращает внимание на старшую сестру, Татьяну. А в ее сестре, Ольге (которая являлась возлюбленной Ленского), Онегин видит только лишь «безжизненность черт и души». Черты характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» противопоставляют ее главному герою. Она близка к народной жизни, несмотря на то, что плохо говорит по-русски.

Ее лучшие черты были воспитаны няней, которая передала Татьяне понятие о нравственном долге, а также основы народного мироощущения. Цельность характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» проявляется в смелости, с которой она делает признание возлюбленному, а также в благородстве ее намерений, верности супружеской клятве. Отповедь Онегина делает ее взрослее. Героиня меняется внешне, однако сохраняет лучшие качества характера.

Что касается характера Ольги в романе «Евгений Онегин», то этой героине поэт отводит второстепенную роль. Она хороша собой, однако Онегин сразу видит ее душевную пустоту. И этот характер очень быстро вызывает неприятие у впечатлительного читателя. В образе Ольги великий русский поэт выражает свое отношение к ветреным девушкам своей эпохи. Об их портрете он говорит так: «Я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно».

Характер Ленского в романе «Евгений Онегин»

Ленский предстает перед читателем в образе свободолюбивого мыслителя, который получил образование в одном из европейских университетов. Поэзия его овеяна духом романтизма. Однако Пушкин спешит предостеречь читателя о том, что в действительности Ленский остается невеждой, обычным русским помещиком. Хотя он и симпатичен, однако не слишком утончен.

Порядочность героя

Онегин отвергает чувства Татьяны. На все ее любовные признания он отвечает грубой отповедью. В этот момент времени искренность и чистота чувств деревенской девушки оказываются Онегину не нужны. Однако Пушкин оправдывает своего героя. Онегин отличался порядочностью и честностью. Он не позволял себе глумления над чувствами другого человека, над его наивностью и чистотой. К тому же, причиной отказа Лариной была холодность самого Онегина.

Поединок с Ленским

Следующая поворотная точка в раскрытии характера Онегина – это его дуэль с Ленским. Но в этом случае Онегин не демонстрирует благородства, предпочитая не отказываться от поединка, исход которого был предопределен. Над решением Онегина подобно дамоклову мечу висело мнение общества, а также извращенность существовавших в той среде ценностей. И главный герой не открывает свое сердце чувству настоящей дружбы. Ленский погибает, и Онегин расценивает это как собственное преступление. И бессмысленная смерть друга пробуждает «сон души» главного героя. Характер Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» меняется: он понимает, насколько одиноким является, и его отношение к миру приобретает другие оттенки.

Повторная встреча с Татьяной

Вернувшись в столицу, на одном из балов главный герой снова встречает «ту самую Татьяну». И его очарованию нет предела. Она замужняя женщина – но лишь теперь Онегин оказывается способным увидеть родственность их душ. В любви к Татьяне он усматривает возможность своего духовного воскресения. Кроме того, Онегин узнает, что ее любовь к нему тоже еще жива. Однако для главной героини оказывается совершенно неприемлемой мысль о возможной измене законному мужу.

В ее душе происходит поединок между чувствами и долгом, и разрешается он не в пользу любовных страстей. Татьяна оставляет Онегина на коленях в одиночестве. И сам поэт также покидает своего героя именно во время этой сцены. Чем закончится его жизнь, остается неизвестным. Исследования литературоведов и историков показывают, что поэт планировал «отправить» Онегина на Кавказ, или же превратить его в декабриста. Однако это осталось тайной, которая была сожжена вместе с заключительной главой произведения.

Автор романа и его главный герой

Многогранность характеров в романе «Евгений Онегин» раскрывается в процессе сюжетного развития поэмы. Описывая те события, которые происходили в произведении после дуэли Онегина с Ленским, Пушкин включает в текст небольшое упоминание о молодой горожанке. Она спрашивает, что произошло с Ольгой, где теперь находится ее сестра, и что с Онегиным – где «этот пасмурный чудак»? И автор произведения обещает рассказать об этом, но не теперь. Пушкин специально создает иллюзию авторской свободы.

В этом приеме можно усмотреть как замысел талантливого рассказчика, который ведет непринужденный разговор со своими читателями. С другой стороны, так Пушкин может быть охарактеризован, как настоящий мастер, который в совершенстве владеет избранной манерой подачи произведения. Автор произведения выступает в качестве одного из персонажей романа только в отношении самого Онегина. И это указание на личные контакты выделят главного героя среди других персонажей. Пушкин упоминает о «встрече» с Онегиным в столице, описывает то первое смущение, которое охватило его во время этой встречи. Такой была манера общения главного героя – язвительные шутки, желчь, «злость мрачных эпиграмм». Также Пушкин сообщает читателю об общих планах увидеть со своим главным героем «чуждые страны».

Источник

Образ Онегина в романе А. С. Пушкина

Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

В образе Евгения Онегина Пушкин отразил историю формирования личности молодого человека из дворянской среды, показав его путь с детства и до возраста зрелого мужчины.

Как многие дети дворян, Евгений получал образование с помощью гувернёра-француза, который «учил его всему шутя». «Когда же юности мятежной пришла Евгению пора. », он становится светским «денди», молодым повесой, ведущим праздный образ жизни: обеды, ужины, приёмы в домах богатых и знатных господ, балы, театры, игра в карты. Но главным занятием, в чём он особенно преуспел, становится «наука страсти нежной»:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить.

Но, как оказалось, пустая, однообразная жизнь стала вызывать скуку, потом раздражение, разочарование и принесла хандру. Видимо, Евгений отличался от других молодых людей, которых светская жизнь и безделье вполне устраивали. Если он решил заняться делом, значит, его духовное развитие продолжается, и результаты ещё впереди. Однако вскоре выяснилось, что «труд упорный ему был тошен», поэтому писатель или поэт из него не получится, а чему-либо другому он также не был обучен. К чтению Онегин относился вдумчиво, но чересчур критично («там скука, там обман иль бред, в том совести, в том смысла нет»), и это помешало ему по-настоящему заняться самообразованием: «как женщин, он оставил книги».

Таким образом, воспитание героя оказалось поверхностным, не принесло необходимых результатов. Объясняется это тем, что дворянское общество начала девятнадцатого века было оторванным от своих русских корней и лишало подрастающее поколение национальных основ в образовании. Молодые люди, нередко от природы богато одарённые, не находили применения своим силам, хотя могли бы принести пользу обществу. Онегин отличается от многих, бесцельно живущих: он пытается изменить свою жизнь. В.Г.Белинский писал: «Ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Незаурядность натуры героя отмечали и автор, выступавший в роли приятеля Евгения, и Татьяна, любимая героиня Пушкина в романе «Евгений Онегин».
Итак, в результате разочарований в светском образе жизни, герой испытывает состояние духовного поиска. Казалось бы, положительные перемены должен был принести переезд в деревню, когда Евгений становится наследником богатого поместья. Он даже смог, наконец, применить свои познания в экономике:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

Но «и в деревне скука та же», – делает вывод Онегин, бежавший от столичного безделья и хандры. Его не привлекает даже красота сельских пейзажей, а знакомств с соседями-помещиками Евгений просто избегал. И всё-таки есть в его жизни кое-что новое, положительно влияющее на его душу. Это дружба с молодым поэтом Ленским, хозяином соседнего имения, который недавно вернулся из Германии, где получал образование. Впервые Онегин чувствует себя старшим товарищем, готовым пощадить чувства юного друга, и они долго беседуют на различные темы.

Новый поворот в судьбе Онегина и его духовном развитии приносит встреча с Татьяной Лариной. Евгений отвергает любовь этой девушки, так как уверен, что не создан для семьи, не хочет терять свободу, да и вряд ли когда-нибудь полюбит её. Он понимает, что Татьяна прекрасна душой, что она во многом отличается от других барышень, но в то время Онегин не собирался менять что-либо в своей жизни.

В данный момент Татьяна, видимо, обладает гораздо большей духовной зрелостью, чем Евгений. Он ведёт себя непоследовательно и эгоистично: раздражён чувствительностью девушки, хочет отомстить другу. Вызвав ревность Ленского тем, что бестактно повёл себя с его невестой, Евгений соглашается на дуэль с другом и убивает его. Все эти поступки говорят о далёкой от совершенства духовной организации Онегина. Но именно эти события повлекли за собой те процессы, которые через муки совести, через страдания и раскаяние вели к очищению души и её совершенствованию, так как Евгений очень тяжело переживал убийство Ленского.

А.С.Пушкин не показал в романе, что происходило с героем во время путешествия. Остаётся только догадываться, почему мы видим Онегина в конце произведения совершенно другим. Это уже не безответственный эгоист и не скучающий от безделья человек. Он способен на сильное и глубокое чувство. Встретив Татьяну на одном из светских приёмов, он понимает вдруг, насколько дорога она ему:

. чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я.

Эти слова Евгений пишет Татьяне, которую полюбил неожиданно для себя, когда она уже была замужем. Новые чувства и страдания от безответной любви открывают в характере неведомые ранее для Онегина качества. В письме к Татьяне звучат мотивы, не свойственные человеку эгоистичному или равнодушному:

. внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть. вот блаженство!

Видимо, теперь, когда Евгений выходит на новый уровень нравственности, он становится духовно ближе Татьяне, хотя она этого не поняла. Да и поздно ей оценивать духовные совершенства Онегина.
Будущее главного героя остаётся неизвестным. Онегин прошёл сложный путь. Можно предположить, что после крушения надежд на счастье в любви он готов, наверное, сблизиться с будущими декабристами, чтобы обрести, наконец, цель в жизни.

Источник

Оцените статью