Центральные банки зарубежных стран
С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:
ü государственные, капитал которых принадлежит государству (например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде, России);
ü акционерные (например, в США),
ü смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии, Бельгии).
Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтересовано в надёжности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства. Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику центрального банка. Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчётен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, монарх, не входит в состав правительства. Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.
В то же время независимость центрального банка от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без чёткого согласования и тесной увязки её основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счёте, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.
Банк Англии — самый старый центральный банк мира. Данный институт появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов.
Банковская система Англии 1690-х годов состояла из кредиторов-банкиров, которые предоставляли кредиты из заёмных средств, и ювелиров, которые принимали золото на депозиты и затем предоставляли ссуду. В 1688 году закончилась дорогостоящая гражданская война. К власти пришла политическая партия, которая проводила политику меркантилизма и грабительского захвата колоний. Самым серьезным противником Англии была Французская Империя и вскоре Англия развязала полувековую войну.
Политика милитаризма оказалась очень дорогостоящей, и в 1690-х Английское правительство обнаружило, что казна истощена и денег нет. Оказалось невозможным для правительства побудить людей покупать его облигации после стольких лет войны. Собрать налоги по более высоким ставкам также не представлялось возможности.
Тогда в 1693 году был образован комитет Палаты Общин, с целью поиска способов получить деньги для правительства. Тогда же появился шотландский финансист Вильям Петерсон, предложивший от имени своей финансовой группы совершенно новый план правительству. В обмен на определенные привилегии со стороны государства, Петерсон предложил создать Банк Англии, который бы выпустил новые банкноты и покрыл дефицит. Таким образом, была заключена сделка. Сразу же после утверждения Банка Парламентом в 1694 году сам король Вильям и некоторые члены Парламента поспешили стать акционерами новой «денежной фабрики».
Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхода к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.
Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии можно разделить на две группы:
1 группа — прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции);
2 группа — контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.
В этой своей роли Банк Англии выступает, опираясь главным образом на традиции, а не на правовые нормы. Разнообразные правила и процедуры, регламентирующие деятельность кредитно-банковских учреждений, установлены в порядке » джентльменских соглашений» между этими учреждениями и Банком Англии.
Существует множество функций Банка Англии, но все они призваны к достижению трех главных целей. Среди них:
1. Поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций на рынке, согласованных с правительством, -другими словами, осуществление денежной политики;
2. Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков Сити и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;
3. Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центра.
Как любой другой банк, Банк Англии предоставляет ряд услуг своим клиентам. Однако клиенты Банка Англии отличаются от клиентов других банков. Можно выделить 3 наиболее важные группы клиентов:
1. Коммерческие банки. Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. В операциях клиринга используются счета клиринговых банков в Банке Англии. Банки обязаны иметь определенную сумму на счете, и не имеют права превышать ее. (Все банки, осуществляющие деятельность в Великобритании, содержат 0,35 % от суммы всех своих депозитов на счете (депозите) Банка Англии). Эта норма резервов и обеспечивает главный источник дохода Банка Англии.
2. Центральные банки других стран имеют счета и держат золото в Банке Англии и могут вести дела в Лондоне через Банк Англии.
3. Правительство держит счета в Банке Англии. Таким образом, платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета, на социальные нужды проходят через счета Банка Англии.
В соответствии с вышесказанным можно выделить первые три функции Банка Англии:
1. Банк Англии служит банком для коммерческих банков
2. Банк Англии служит банком для других центральных банков
3. Банк Англии служит банком для правительства
Другие функции Банка Англии совпадают с общими функциями центральных банков, описанными выше.
Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства Финансов. Срок полномочий управляющего Банка Англии не зависит от смены правительства.
Источник
§ 4. Особенности организации и управления зарубежных центральных банков
Федеральная резервная система США. по своей сути эквивалентна центральным эмиссионным банкам других стран, однако ее организация отражает дух и букву федеральной политической системы этой страны.
По структуре и принципам управления она отличается от центральных банков других стран Один из главных критериев, который учитывался в момент учреждения ФРС и был положен в основу ее устройства, — учет интересов местных банковских кругов и недопущение чрезмерной централизации управления. Отсюда и структура ФРС: Центральный банк представлен не одним учреждением, а 12 региональными резервными банками во главе с Советом управляющих в Вашингтоне. Своеобразен и правовой статус ФРС: будучи тесно связаны с правительством США и всей системой государственных учреждений, федеральные резервные банки формально не являются государственными, ибо капитал их образуется за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Тем не менее по составу руководящих органов, функциям, принципам и критериям проводимой политики ФРС, несомненно, относится к числу важнейших правительственных учреждений США.
ФРС состоит из рабочих органов трех уровней — Совет управляющих; 12 федеральных резервных банков; около 6 тыс. банков- членов ФРС. Кроме того, в ФРС входят два комитета: Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР) и Федеральный консультативный совет.
Стержень всей денежной и банковской системы — Совет управляющих ФРС. Он отвечает за общее руководство и контроль за работой денежной и банковской системы страны. Семь членов Совета назначаются президентом с одобрения конгресса. Срок полномочий —14 лет, каждые два года заменяется один член Совета. Это делается для того, чтобы дать возможность Совету действовать последовательно, иметь компетентных членов, бьггь независимым и пользоваться автономией.
Совет управляющих решает все узловые вопросы денежно-кредитной политики и обладает необходимыми полномочиями для их осуществления.
Территория США разделена на 12 федеральных резервных банков, через них осуществляются основные политические директивы Совета управляющих. Самый важный из них — Федеральный Резервный Банк города Нью-Йорка.
Эти банки являются квазиобщественными, т.е. они отражают любопытный симбиоз частной собственности и общественного контроля. Они находятся в собственности коммерческих банков, но управляются государством, т.е. Советом управляющих.
Федеральные резервные банки — это “банки банков”, так как выполняют все функции центрального банка.
Важную роль в работе ФРС играет ФКОР. Он является по существу основным оперативным органом воздействия на конъюнктуру через механизм денежного и финансового рынков. Он дает инструкции по осуществлению покупок и продаж государственных облигаций за счет ФРС. Федеральный консультативный совет состоит из 12 видных руководителей коммерческих банков. Он периодически проводит встречи с Советом управляющих и высказывает свои соображения о банковской политике.
Повседневную оперативную связь с частными коммерческими банками осуществляет правление из 9 директоров (6 выбираются банками-членами округа, 3 назначаются Советом управляющих). В правлениях широко представлены крупные банки и промышленные компании. К важнейшим функциям федеральных резервных банков относятся: эмиссия денег, хранение обязательных резервов банков, кредитование коммерческих банков, финансовое обслуживание казначейства США и др.
Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк) создан на основе закона от 26 июля 1957 г. Его предшественниками были Рейхсбанк (1875 г.) и Банк немецких земель (1948 г.). Капитал банка — 290 млн немецких марок — полностью принадлежит государству. Главная контора находится во Франкфурте-на-Майне. В систему банка входят 11 центральных банков земель и 195 отделений и агенств.
Совет — главный орган, ответственный за формирование денежно-кредитной политики. Его возглавляет президент, в совет входят вице-президент, члены директората и все президенты центральных банков земель.
Директорат — высший исполнительный орган. Он проводит в жизнь решения совета и практически осуществляет связи с другими государственными ведомствами, выполняет операции на открытом рынке, валютные операции.
Центральные банки земель — это управления Немецкого федерального банка на местах Все свои функции он выполняет через эти банка Это самый независимый центральный банк в мире, подчиняется только закону. Хотя капитал банка на все 100% принадлежит Министерству финансов, последнее не имеет права вмешиваться в его деятельность.
Банк Англии — один из старейших и наиболее влиятельных центральных банков мира. Основан в 1694 г. В1946 г. был национализирован лейбористами с обязательным выкупом акций у частных владельцев. До 1971 г. этот банк контролировал процесс кредитования в стране главным образом путем изменения учетной ставки по ссудам коммерческим банкам. Кроме того, банки должны были соблюдать коэффициент кассовых активов, поддерживая кассу и остатки на счете в Банке Англии на уровне не ниже 8% от суммы активов и коэффициент ликвидности, поддерживая портфель ликвидных активов не ниже 28% от общей суммы активов.
После 1971 г. прежние коэффициенты были отменены. Банковские ставки по ссудам не были более привязаны к учетной ставке Банка Англии и определялись на основе базовой ставки, объявляемой каждым банком индивидуально. Был установлен коэффициент резервных активов для коммерческих банков в размере 12,5% суммы краткосрочных депозитов. Кроме того, банки должны были хранить сумму в 0,5% своих краткосрочных депозитов на беспроцентном счете в Банке Англии.
Банк Англии разделен на два департамента — эмиссионный и банковский. Эмиссионный департамент занимаетсявыпуском банкнот под государственные ценные бумаги, находящиеся в портфеле банка.
Банк Японии основан в 1882 г. Действующий в настоящее время Закон о Банке Японии принят в феврале 1942 г. Он является правительственным учреждением, хотя 55% уставного капитала принадлежит государству.
Банком руководит правление. Он выполняет все функции центрального банка.
Резюме
- Национальный банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан находится на верхнем уровне банковской системы. Он представляет интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками других стран, в международных финансовых организациях. Нацбанк — это эмиссионный, резервный, кассовый и расчетный центр республики, обладает правом нормотворчества, контроля, выполняет роль кредитора последней инстанции (“банк банков”), определяет денежно-кредитную и валютную политику.
- Национальный банк — унитарный орган государства в лице его высшего правительственного органа — единственный подписчик и владелец уставного фонда. Он подотчетен только Президенту РК.
- Основной задачей Национального банка РК является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты — тенге.
- Основные функции Нацбанка РК: проведение государственной денежно-кредитной политики путем регулирования объема денежной массы в обращении, эмиссии денег, предоставление кредитов банкам, организациям и осуществление безналичных расчетов в республике, инвестиционная деятельность, контроль и надзор за деятельностью банков второго уровня, валютное регулирование и валютный контроль, кассовое обслуживание, хранение золотовалютных резервов и др.
- Целью денежно-кредитной политики Нацбанка РК является обеспечение устойчивости национальной валюты: ее покупательной способности и курса по отношению к ведущим иностранным валютам. Основные ее инструменты: процентная политика, норматив минимальных резервов, операции на открытом рынке по покупке и продаже государственных ценных бумаг, кредиты банкам и Правительству, интервенции на валютном рынке.
- Эмиссия — выпуск государством банкнот, монет, ценных бумаг. Она может быть как в наличной, так и безналичной форме. Первая форма означает выпуск наличных денег в обращение, а вторая осуществляется в процессе депозитно-ссудных операций.
- Учетная, или процентная, политика Нацбанка РК основана на регулировании рынка ссудных капиталов путем изменения учетного процента. Нацбанк РК, уменьшая учетную ставку, стимулирует банки в получении ссуды у Центральног банка РК, а увеличивая учетную ставку, способствует снижению кредита банковской системы, таким образом он регулирует денежное обращение в целом по республике.
- Смысл политики нормы обязательных резервов заключается в том, что между суммой обязательных резервов и объемом кредитных операций существует тесная взаимосвязь, которую Нацбанк РК использует для изменения денежной массы в обращении.
- Наиболее гибкий метод регулирования денежной массы в обращении—операции на открытом рынке. Смысл в том, что, желая затормозить эмиссию денег и ограничить кредитную экспансию, банков. Национальный банк РК продает на рынке цепные бумаги. Напротив, пытаясь стимулировать выпуск денег и предоставление кредитов, он осуществляет обратную операцию — покупает ценные бумаги.
- Национальный банк РК выполняет функцию “банка банков”, т. е. хранит резервы коммерческих банков, выдает им ссуды, осуществляет безналичные расчеты в общенациональном масштабе, ведет надзор и контроль за деятельностью банков.
1L Нацбанк РК действует как главный банкир, финансовый советник и агент Правительства и других государственных органов.
- Национальный банк РК имеет право осуществлять любые операции в иностранной валюте в Казахстане и за границей. Он принимает непосредственное участие в создании и управлении государственными золотовалютными резервами.
- Одна из функций Национального банка — контроль и надзор за деятельностью банков второго уровня и ее регулирование
Вопросы для самопроверки
- Каковы цели, задачи, направления деятельности Национального банка Республики Казахстан?
- Каковы функции и операции Нацбанка РК?
- Назовите руководящие органы и опишите структуру управ
ления Нацбанка РК.
- Каковы задачи правления, совета директоров Нацбанка РК?
- Перечислите права и обязанности председателя правления.
- Что такое эмиссия денег, ее виды?
- Как регулируется денежное обращение в республике?
- Какова структура денежной массы?
- Назовите цель денежно-кредитной политики Нацбанка РК
- Основные инструменты денежно-кредитной политики.
11 Что представляет собой дисконтная, или учетная, полити ка?
- Смысл нормы обязательных резервов.
- Смысл операций на открытом рынке.
- Функции Национального банка РК в роли “банка банков”.
- Почему Нацбанк РК называют “кредитором последней инстанции”?
- Какова контрольная и надзорная функция Национального банка РК?
- Почему Национальный банк РК называют банкиром, финансовым советником и агентом Правительства?
- В чем заключается внешнеэкономическая деятельность Нацбанка РК?
- В чем заключается особенность организации и управления центральных банков США, Англии, Германии, Японии?
- Как управляет Национальный банк РК золотовалютными резервами?
Источник