Характеристика миграционной политики стран традиционной иммиграции сша канада австралия израиль

Характеристика миграционной политики стран традиционной иммиграции сша канада австралия израиль

№ 121 — 122
11 — 24 августа 2003

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Миграционная политика в «иммиграционных странах»: Канада, Австралия, Новая Зеландия

Мирон Боргулев
(Опубликовано на сайте «Государство и антропоток», выпуск II «Миграция»: http://antropotok.archipelag.ru/text/a036.htm)

В данном тексте мы попытаемся рассмотреть отдельно иммиграционную политику тех стран, чья экономика традиционно ориентирована на приём большого количества новых жителей: Канады, Австралии и Новой Зеландии. Эти страны, несмотря на то, что расположены на разных концах земли, имеют немало общего: из некогда практически безлюдных земель за счёт большой миграции из Европы и других континентов они превратились в страны с достаточно высоким уровнем жизни. Поскольку иммиграция происходила в период колониальной зависимости от Великобритании, официальным языком этих стран является английский. Эти страны продолжают привлекать иммигрантов и по сей день — более того, прием квалифицированных иммигрантов является важной частью их внешней политики.

Нередко эти три страны называют иммиграционными. Они и сейчас проводят активную политику привлечения квалифицированных иммигрантов из разных стран мира. И теперь иммигранты составляют значительную часть населения. Сходна и история иммиграционной политики в этих государствах: сначала они принимали новых поселенцев в основном из Европы, однако после середины XX в. двери открылись и для иммигрантов из развивающихся стран, в основном азиатского региона. Во всех этих странах достаточно проста процедура получения вида на жительство для инвесторов и квалифицированных специалистов, при этом список требуемых профессий очень велик. Сразу по приезду в страну иммигранты получают статус постоянного жителя, дающий те же права пользования социальными благами, что имеют граждане. Отличается простотой и процедура получения гражданства, которое предоставляется спустя два-три года постоянного проживания на территории государства. Правительства не препятствуют получению постоянными жителями статуса граждан, скорее наоборот, пропагандируют переход постоянных жителей в граждане, считая, что натурализация будет полезной для национальной экономики.

Перейдём теперь к рассмотрению политики каждой из иммиграционных стран — Канады, Австралии и Новой Зеландии — по отдельности.

Канада среди упомянутых трёх стран имеет наиболее долгую историю независимости и, как следствие, наиболее долгую историю вопроса об иммиграции. Так, первый закон об иммиграции был издан в 1869 г. Тогда в Канаду приглашали в основном фермеров, домработниц и лиц наёмного труда из Западной Европы и США. В связи с наплывом большого количества китайцев на строительство Трансканадской железной дороги в 1895 г. был принят специальный закон, ограничивающий иммиграцию из Китая. Значительными были волны иммиграции на рубеже веков, а также сразу после второй мировой войны. Тогда в страну приезжали в основном представители Западной Европы и США. В 1962 г. ограничения на въезд неевропейцев были отменены, а в 1967 г. была разработана объективная система оценки квалификации и знания языка иммигранта по профессии. С тех пор поток иммигрантов стал ещё более активен, однако в нём все в большей мере преобладают представители стран Третьего мира: если в 50-е годы европейцы составляли 80% иммигрантов, то в 2000 — только 17%. Всё это привело к тому, что в настоящий момент иммигранты в первом поколении составляют 16% населения страны.

Существует несколько путей иммиграции в Канаду. Я остановлюсь только на тех из них, которые являются компонентом сознательной государственной политики, и оставлю в стороне имеющую иную природу иммиграцию по семейным и гуманитарным обстоятельствам.

Одним из самых популярных способов иммиграции в Канаду является так называемая независимая иммиграция. Иммигрировать таким образом имеют возможность квалифицированные представители определённых профессий, способные изъясняться на английском или французском языках. Список таких профессий достаточно велик и число вакантных мест остается большим: канадское законодательство позволяет принимать более 200 тысяч иммигрантов ежегодно. Требования для прибывающего таким путем иммигранта весьма серьезны. Пройдя тесты по специальности, языку, а также уровню образования, потенциальный иммигрант должен набрать не менее 70 баллов из ста.

Существует также программа бизнес-иммиграции для предпринимателей, успешно показавших себя на родине и способных внести значительный вклад в канадскую экономику. Данная программа распространяется либо на потенциальных инвесторов, способных вложить в канадскую экономику более 400 тысяч канадских долларов, либо на предпринимателей, обязанных в течение двух лет после приезда открыть или приобрести бизнес, а также трудоустроить как минимум одного канадского гражданина или постоянного жителя, кроме себя и своей семьи. В отличие от иммигрантов по профессии, предпринимателям достаточно набрать 25 баллов.

Поначалу иммигрант получает статус постоянного жителя. Постоянные жители пользуются всеми социальными благами граждан Канады, однако не пользуются избирательным правом, не имеют канадского паспорта и могут в случае совершения преступления быть лишены статуса постоянного жителя. Они также обязаны в течение 183 дней в году фактически находиться на территории Канады.

Через три года иммигрант имеет право подавать документы на гражданство. Причём согласно законодательству за последние четыре года иммигрант три года должен фактически находиться на территории Канады. Гражданство предоставляется по результатам экзамена по английскому или французскому языку, а также специального теста на знание Канады. Данный тест определяет не только знание основ конституции, истории и государственного устройства страны, но и наличие у человека представления о текущей политической ситуации в стране и регионе его проживания — о депутатов от своего избирательного округа, мэре города, их партийной принадлежности, о партии власти и официальной оппозиции.

В силу того, что в Канаде имеет значительное влияние франкоязычное меньшинство, сосредоточенное в основном в провинции Квебек, а большинство иммигрантов не владеет французским языком (73% иммигрантов владеет только английским, 12% — английским и французским и лишь 4% — только французским), Квебек имеет собственный закон об иммиграции, в том числе и собственный список приглашаемых профессий. Другие провинции не обладают такой автономией. В основном это право заключается в том, что представители Квебека проводят отдельный отбор эмигрантов, имеют отдельные представительства за рубежом, хотя принципы отбора в провинции те же, что и в стране в целом.

В Австралии основные принципы иммиграции родственны аналогичным принципам в Канаде, однако, имеются и отличия. Так, Австралия не принимает профессиональных иммигрантов старше 45 лет. При рассмотрении заявлений на иммиграцию в Австралии также учитываются личные качества человека: его профессиональная репутация и отсутствие проблем с законом.
При приеме заявок на гражданство учитывается владение английским языком, а также знание прав и обязанностей граждан Австралии, что не распространяется на пожилых людей. Новоиспечённый гражданин Австралии обязан посетить церемонию посвящения в граждане, где произнести клятву верности народу Австралии. Посещение церемонии является обязательной частью процесса получения гражданства.

В Австралии нет автономных национальных районов, однако, существует специальная программа привлечения мигрантов, как профессионалов, так и предпринимателей в глубинные районы. Под глубинными районами здесь понимаются территории почти всех штатов, за исключением крупных и средних городов в густонаселённых штатах.

Мультикультурализм официально объявлен основой внутренней политики Австралии, за каждым иммигрантом признается право развития своей культуры на территории Австралии, и выдвигается обязанность признавать это право за другими гражданами Австралии и иммигрантами.

Иммиграционное законодательство Новой Зеландии в основном соответствует австралийскому. Между этими странами достаточно много общего: граждане и постоянные жители Новой Зеландии имеют право на свободный въезд и проживание в Австралии и наоборот, причём новые поселенцы пользуются теми же социальными благами, что и граждане соответствующих стран.
Однако в Новой Зеландии, в отличие от Австралии, существует специальная программа, облегчающая иммиграцию из стран Океании. В результате сейчас полинезийцы немаорийского происхождения и меланезийцы составляют 5% населения Новой Зеландии. Страна принимает как специалистов «в областях перспективных для национальной экономики», так и бизнесменов. Бизнесмен-инвестор имеет право на иммиграцию, если способен инвестировать в национальную экономику более 1 миллиона новозеландских долларов. Страна не принимает в качестве постоянных поселенцев инвесторов старше 85 лет. Возраст вообще является одним из важнейших критериев отбора иммигрантов. Для бизнес-иммиграции необходимо иметь в стране бизнес, успешно работающий не менее двух последних лет.

Гражданство в Новой Зеландии предоставляется лицам, имеющим статус постоянного жителя и в течение трёх лет проживших в стране. Как и в Австралии, от претендующих на гражданство лиц требуется знание английского языка, а также прав и обязанностей гражданина. Процесс получения гражданства в обеих странах сопровождается особой церемонией и произнесением клятвы верности.

В Новой Зеландии значительным влиянием пользуется маорийское население и государство консультируется с его представителями в вопросах иммиграционной политики. Возможно, именно целями сохранения маорийской и вообще полинезийской культуры в стране, объясняется привлечение мигрантов из стран Океании. Здесь, правда, стоит оговориться, что специально привлекаются мигранты в основном из бывших английских колоний: Самоа, Фиджи, Питкэрна… Их адаптация в новозеландском обществе облегчается также и тем, что они, как правило, ещё на родине владеют английским языком, а язык маори, второй официальный язык Новой Зеландии, родственен полинезийским языкам.

Хотя многие годы во всех трёх странах существовали неодинаковые режимы иммиграции для представителей разных стран — последние делились на предпочтительные (как правило, Великобритания и Северная Европа), приемлемые (Южная и Восточная Европа) и неприемлемые (Азия и Африка), — сейчас такого разделения официально не существует: страны готовы принимать иммигрантов разных стран и культур. В Австралии мультикультурализм, как я уже писал, объявлен государственной политикой (существует даже специальное министерство иммиграции и мультикультурализма), в Канаде и Новой Зеландии официально это не объявлено, хотя этнические сообщества иммигрантов успешно развиваются в обеих странах. В канадской провинции Квебек, пользующейся иммиграционной автономией, в целях сохранения особой культурной идентичности, предпочтение отдаётся франкоязычным иммигрантам, что накладывает свой отпечаток и на культурную жизнь провинции.

Наблюдается также своеобразная кооперация между странами британского Содружества. Все три эти государства входят в него, во всех трёх главой государства является английская королева. Сознание единства «британского мира» и чувство уважения к королеве во всех этих странах стараются воспитать и в претендующих на гражданство мигрантах: в Канаде претендент на гражданство должен знать королеву-главу государства, а также имя действующего генерал-губернатора; в Новой Зеландии во время церемонии принятия гражданства произносится клятва на верность Её величеству Елизавете Второй, королеве Новой Зеландии, и её наследникам. Только в Австралии, в отличие от остальных рассматриваемых стран, английская королева в тексте клятвы не упоминается.

Сотрудничество налажено в первую очередь между Австралией и Новой Зеландией, об этом уже было упомянуто. Однако и с другими странами Содружества они очень сильно скооперированы: гражданам Великобритании и некоторых других стран не требуются визы для посещения этих государств, однако разрешение на работу и проживание им всё же нужно получить.

Канада и Новая Зеландия известны также своим лояльным отношением к двойному гражданству. В этих странах двойное гражданство практически ничем не ограниченно: мигранты имеют право сохранять своё старое гражданство, коренные жители — приобретать новое. При этом возможность двойного гражданства рекламируется как одно из преимуществ жизни в этих странах. В Австралии существует возможность сохранения старого гражданства для иммигрантов, однако коренные австралийцы могут быть лишены гражданства за приём гражданства иного государства. Впрочем, эта система является поводом для многочисленных дебатов в Австралии: она представляется некоторым политическим силам дискриминационной по отношению к коренным австралийцам и общественное мнение раскалывается между полным приятием и полным неприятием двойного гражданcтва.

Источник

Характеристика миграционной политики стран традиционной иммиграции сша канада австралия израиль

В качестве факторов, повлиявших на то, что миграция стала актуальной проблемой для России, принято выделять следующие. Во-первых, с перестройкой произошла либерализация режима миграции, прежде ограниченного советской властью. Во-вторых, в Россию был направлен большой поток беженцев из постсоветского пространства, обусловленный межэтнической напряженностью и даже межэтническими войнами, пришедшимися на время распада СССР и последовавший за ним период. В-третьих, провозглашение новых независимых государств стало причиной изменения статуса этнических русских жителей в них, что способствовало стремлению последних к репатриации. В-четвертых, Россия стала открыта для внешнего мира, но вместе с этим не обрела эффективного контроля своих протяженных границ, что послужило причиной нелегальных миграций из стран Азии и Африки. В-пятых, нелокальные экономические кризисы обуславливают потоки в Россию из некоторых новых независимых государств, потому что в них условия жизни ухудшаются сильнее, чем в России.

Необходимо отметить, что иммиграция для России является необходимым условием не только развития, но и существования. В частности, наличествует ряд проблем, которые могли бы быть решены с помощью иммиграции. Во-первых, речь идет о том, что население страны сокращается, Россия практически повсеместно недонаселена, в ней отмечается недостаточное количество городов, а также транспортных магистралей. Во-вторых, наблюдаются тенденции к сокращению населения трудоспособного возраста при увеличении пенсионеров, что может привести к кризису пенсионной системы. В-третьих, в любой стране часть населения должна служить в армии, быть занятой на малопрестижных рабочих местах. Чтобы решить обозначенные проблемы, стране необходимо проводить селективную политику привлечения мигрантов, способных принять участие в подъеме экономики и воспроизведении российского населения.

Н. Мкртчян, проанализировавший миграционное законодательство РФ и обнаруживший всю его неполноценность, пришел к выводу, что Концепция регулирования миграционных процессов в РФ в случае заинтересованности в притоке иммигрантов должна давать однозначные ответы минимум на следующие вопросы: «на какие масштабы иммиграции необходимо ориентироваться в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе; должно ли государство регулировать распределение иммигрантов по территории страны, и если да, то какие экономические стимулы и административные ограничения оно станет при этом задействовать; станет ли Россия принимать всех иммигрантов на равных условиях или будет предложена система критериев их отбора, т.е. осуществляться селективный прием? В последнем случае необходимо определиться с приоритетами по странам, а также обозначить ключевые критерии отбора; какие механизмы будут задействованы для интеграции иммигрантов в принимающее сообщество, как будет проходить процесс их натурализации» [7].

Следует обратить внимание на то, каким образом даются ответы на эти вопросы за рубежом. В первую очередь, когда речь заходит об иммиграционной политике зарубежья, вспоминается ряд стран, изначально ориентированных на прием большого количества населения из-за рубежа. В частности, речь идет о странах, которые некоторые ученые называют «иммигрантскими», это, к примеру, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Израиль. США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии удалось из практически безлюдных территорий вследствие активной иммиграции стать государствами с высоким уровнем жизни. Для России, имеющей огромные территории и сравнительно небольшое по численности население, опыт этих стран будет весьма полезен, равно как и опыт Израиля — одного из молодых государств, население которого увеличилось за несколько десятилетий в разы.

США является мировой державой, принимающей иммигрантов больше, нежели любое другое государство, более того, именно в США иммиграция является сильной стороной национальной идентичности. Так называемая «американская мечта» напрямую связана с иммиграцией: практически ничего не имеющий человек приезжает в США и обретает возможность добиться минимум обеспеченного существования, максимум — добраться до вершин успеха и состоятельности. Иммиграционная политика Соединенных Штатов претерпевала изменения за время своего существования, сегодня в легальной иммиграции США принято выделять четыре основных потока, которые соответствуют четырем направлениям политики: это воссоединение семей, трудовая иммиграция, гуманитарная иммиграция и иммиграция для поддержания этнокультурного разнообразия. Воссоединение семей является наиболее значительным потоком, ежегодно в страну приезжают порядка 550-600 родственников граждан или резидентов США. Второе место по численности въезжающих занимает поток трудовой миграции, то есть въезда, спонсируемого работодателем, который помимо финансовой стороны дела должен доказать, что среди граждан США нет подобного по квалификации специалиста. Пик гуманитарной иммиграции пришелся на 1990-е годы, впоследствии он был законодательно ограничен.

Первые три направления иммиграционной политики, существующей в США, поддерживаются большинством современных стран, в то время как четвертое является исключительной характеристикой Соединенных Штатов, поскольку большинство стран ратует за мононациональное государство, а США, напротив, стремятся, чтобы население страны состояло из как можно большего количества этнических и конфессиональных групп. Для осуществления въездной политики для поддержания этнокультурного разнообразия каждый год США проводят лотереи «greencard», участие в которых может принять любой человек из списка стран, каждый год формируемого Государственным Департаментом США. Из списка исключаются те страны, из которых в течение последних 5 лет приехало в США более 50 тыс. иммигрантов. Первый розыгрыш лотереи состоялся в 1994 году и с тех пор происходит ежегодно. С одной стороны, лотерея позволяет поддерживать этническое разнообразие, с другой же, она позволяет привлекать в страну людей в большинстве своем трудоспособного возраста, что положительно сказывается не только на экономике, но и на социальном обеспечении пенсионеров, проживающих в США, поскольку налоги, выплачиваемые новой рабочей силой, идут в том числе и на выплату пенсий.

В Канаде, Австралии и Новой Зеландии достаточно просты процедуры получения вида на жительство и последующего получения гражданства для квалифицированных специалистов (при этом список профессий очень велик), а также для инвесторов. Правительства названных стран не только не препятствуют с получением гражданства, но и полагают, что оно положительно скажется на экономике, в силу этого гражданство получают иммигранты, прожившие на территории государств порядка 2-3 лет. Иммиграционная политика Канады предполагает несколько основных направлений: помимо гуманитарной иммиграции и восстановления семей, существует так называемая независимая иммиграция и бизнес-иммиграция. Въехать в страну в рамках независимой иммиграции имеют возможность квалифицированные специалисты профессий, востребованных в Канаде, законодательство позволяет принимать порядка 200 тыс. таких иммигрантов в год. Для отбора иммигрантов существует тест, включающий в себя разделы как по владению языком, так и по специальности и уровню образования. Иммигрант должен набрать не менее 70 баллов из 100 возможных. Предпринимателям, успешно зарекомендовавшим себя и готовым открыть свое дело на территории Канады, необходимо набрать в таком тесте всего лишь 25 баллов. Согласно законодательству, по программе бизнес-иммиграции в Канаду могут въехать инвесторы, способные вложить в экономику страны не менее 400 тыс. канадских долларов, или бизнесмены, в течение 2 лет обязанные открыть свое дело и трудоустроить минимум одного канадца.

Австралия, имеющая иммиграционное законодательство, схожее с канадским, не принимает квалифицированных рабочих старше 45 лет, что препятствует возникновению проблем с пенсионным обеспечением австралийцев. Мультикультурализм является основой внутренней политики Австралии, в связи с чем у каждого иммигранта есть право развивать свою культуру на территории страны, и у каждого жителя страны есть обязанность признавать это право за гражданами Австралии и иммигрантами. При этом наибольшую поддержку получают иммигранты, согласившиеся обосноваться в менее населенных, периферийных территориях. В Новой Зеландии, иммиграционная политика которой очень похожа на австралийскую, существует социальная программа, облегчающая иммиграцию и Океании, в связи с чем 5% населения страны составляют полинезийцы немаорийского происхождения и меланезийцы. Власти Новой Зеландии, как и канадские, не имеют ничего против двойного гражданства, которое позиционируется как одно из преимуществ проживания в этих странах.

Израиль представляет собой сравнительно молодое государство. В качестве исторической миссии еврейского государства была признана репатриация еврейского народа на историческую родину. Страна открыта для еврейской иммиграции и готова облегчать адаптацию приехавших. Евреям, прибывшим на территорию Израиля, не нужно ждать до принятия гражданства несколько лет: по закону, принятому еще в 1952 году, автоматическое получение статуса гражданина предусматривается для каждого еврея, прибывшего в страну на основании Закона о возвращении, принятого в 1950 году, и в котором говорится, что «каждый еврей имеет право иммигрировать на землю Израиля». При этом правила для иммигрантов, не являющихся евреями, в Израиле аналогичны правилам других стран. Существующая иммиграционная политика привела к тому, что если в 1948 году, когда было провозглашено государство, в Израиле проживало 805,6 тыс. человек (из них 650 тыс. — евреи), то уже в конце 1995 года население составляло 5 млн 619 тыс., то есть оно выросло в 7 раз. За первые 20 лет существования нового государства в Израиль прибыли более 1, 25 млн евреев в основном из Восточной и Центральной Европы, из Северной Африки и арабского Ближнего Востока, ряд еврейских общин (Болгария, Йемен, Ирак) практически полным составом переселился в Израиль.

Собрав за время своего существования иммигрантов, являющихся носителями культуры и языков около 80-ти стран, Израиль попытался использовать модель «плавильного котла», стирающего языковые и культурные различия, поскольку предполагалось, что среди населения, обладающего значительной этнической однородностью и единством религии, они будут невелики. Но достичь лингвистического, этнического и конфессионального единства не удалось, по сути, Израиль оказался еще более многонациональным, чем США и Канада. Причину такого положения дел усматривают в том, что в большинстве иммигрантских стран въезжающим на их территорию так или иначе приходится приспосабливаться к образу жизни коренного населения, но в Израиле иммиграционная политика началась сразу же по образованию государства, что привело к тому, что не было достигнуто численное превосходство коренного населения. В связи с этим был совершен переход от политики «плавильного котла» к этническому и социально-культурному плюрализму как основополагающему направлению абсорбции иммигрантов.

Государство различными способами способствует адаптации иммигрантов на территории Израиля, в первую очередь, оно помогает в решении жилищной проблемы, причем, это касается как обретения временного жилья, так и покупки собственной квартиры или строительства дома. Государством разработан ряд программ для обретения собственного жилья иммигрантами, — это «Первый дом на родине», «Второй дом на родине», «Ульпан кибуц» и др. Израиль оказывает помощь не только в решении жилищных проблем, но и в трудоустройстве иммигрантов, в первую очередь речь идет о научно-технических кадрах. Вследствие притока в Израиль высококвалифицированных рабочих из СССР, число ученых и инженеров в стане на 10 тыс. работающих стало самым большим в мире — 135 человек. Склонность к научной деятельности среди иммигрантов Израиля была сохранена и получила развитие при помощи государства. Содействием в трудоустройстве иммигрантов-ученых занимается Центр абсорбции в науке при Министерстве абсорбции, оказывающий помощь в течение трех лет пребывания в стране, «Программа Гилади» позволяет получить помощь еще на 3 года. Интеллектуальная миграция привела к широкому развитию в стране промышленных парков, а с 1991 года с целью скорейшего вовлечения иммигрантов-ученых Министерство промышленности и торговли начало разворачивать программу поддержки технологических теплиц, или бизнес-инкубаторов.

Рецензенты:

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Минеев В.В., д.филос.н., профессор кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.

Источник

Читайте также:  Страны с большими пространствами
Оцените статью