Основные характеристики морского транспорта
Морской транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных) линиях. Территория нашей страны омывается более чем десятью морями и имеет непосредственный выход в три океана.
Морской транспорт используется, в основном, как межконтинентальный для международных перевозок массовых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажирских перевозках он имеет ограниченное значение и используется, прежде всего, как круизный.
Понятие «путь сообщения» на морском транспорте специфично – это морские линии (линейное судоходство), определенные, заранее установленные направления, используемые для проходки судов.
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта:
возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнеторгового оборота;
небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;
низкая себестоимость перевозки;
незначительные затраты энергии (топлива) благодаря гладкости пути;
практически неограниченная пропускная способность;
высокий уровень механизации перегрузочных работ;
в большом каботаже выгоднее железнодорожных перевозок в несколько раз.
Относительные недостатки морского транспорта:
довольно низкие скорости (измеряются в узлах);
некоторая зависимость от климатических условий: сильных туманов, течений, ледоставов в устьях портов (навигация до 320 дней в году, на Северном морском пути – с февраля-марта по октябрь-ноябрь);
необходимость создания дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации;
ограниченное применение в прямом сообщении;
невысокая эффективность в малом каботаже;
возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.
Технология работы морского транспорта:
линейная – закрепление судов за определенными портами и работа по стабильному расписанию, что позволяет использовать суда более экономично, обеспечивает стабильность загрузки, возможность оптимизации маршрутов движения и перегрузочных работ;
рейсовая (трамповая) – суда работают по времени, согласованному с заказчиками;
фрахт – разовые сдачи в наем для отдельных перевозок во внешней торговле без перехода права собственности. Применяется часто для перевозок грузов третьих стран.
Технология погрузочно-разгрузочных работ отличается тем, что зачастую при нехватке мощности или глубины портов перегрузку приходится производить в акватории порта:
у береговых причалов, оборудованных стационарными швартовыми устройствами, плавучими причалами (понтонами), дебаркадерами (набережными, вынесенными на сваях в акваторию порта);
у рейдов, т. е. причалов на якорях, прочно закрепленных в акватории порта;
у мест якорной стоянки судов.
Проблемы развития морского транспорта: повышение скорости судов; создание новых и модернизация старых типов подвижного состава; развитие системы «река–море», «Ро-Ро», паромных переправ, лихтеровозов, контейнеровозов и других специализированных судов; внедрение новых силовых установок; совершенствование навигационных систем управления (до 30% аварий происходит из-за их несовершенства); строительство плавучих причалов, глубоководных портов для безопасной приемки и обработки крупнотоннажных судов; расширение ледокольного парка; строительство трубопроводов в акватории портов; увеличение грузоподъемности кранов (в России максимальная грузоподъемность у крана «Витязь» – 1600 т, в Японии используются краны грузоподъемностью до 3000 т) и др.
Контейнеры в 5 – 8 раз ускоряют перевалку грузов, так как норма перегрузки 20-тонного контейнера – 1,5 мин при механизированной перегрузке большегрузными портовыми кранами, т.е. за один час можно переработать 800 т груза, на что при использовании другой тары необходимо 75 ч. Производительность труда на погрузке-разгрузке повышается в 10–15 раз. За рубежом 50 %тарно-штучных грузов возят в контейнерах. Контейнеровозы можно конструировать на 5000 единиц, но время перегрузки снижает эффект от контейнеризации. В судах типа «Ро-Ро» для ускорения перегрузки используют самоходную технику или грузовые лифты для вертикального перемещения грузов.
Классификация подвижного состава морского транспорта представлена на рис. 8.3.
Рис.8.3. Классификация подвижного состава морского транспорта
Источник
Характеристика морского транспорта стран мира
Безусловно, не следует забывать об одном из ключевых достоинств данного вида транспорта – экономия за счет масштаба перевозки, что означает снижение себестоимости единицы продукции в случае наибольшего количества перевозимого груза. Например, партия из 1000 единиц товара, перевозимая на одном судне за раз, будет иметь меньшую добавочную стоимость от транспортировки, нежели партия из 100 единиц товара, поскольку стоимость перевозки равномерно распределяется на единицу продукции [Герами, Колик, 2017].
Сюда же можно отнести такой положительный фактор, как экономия за счет дальности маршрута, что также означает снижение транспортных расходов на единицу расстояния в случае наибольшей дальности выбранного маршрута. Примером может служить транспортировка партии товара на 1000 км, которая обойдется дешевле, нежели транспортировка двух партий товара такового же веса на расстояние в 500 км [Герами, Колик, 2017].
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что при транспортировке продукции необходимо придерживаться нескольких основополагающих принципов: максимальная загрузка транспортного средства, максимизация дальности маршрута и соблюдение требований заказчика перевозки. Благодаря выполнению этих условий, повышается эффективность использования транспорта, в том числе и морского.
Исходя из статистических показателей по всем видам транспорта, рассмотренных в период с 2015 по 2017 гг., можно заключить, что грузооборот морского транспорта находится на 5 месте из 6 основных видов транспорта. В первую очередь это связано с тем, что внутри страны идет ориентация на железнодорожный транспорта в силу его развитости и востребованности в масштабах большой площади государственной территории, а также его монополизации со стороны государства. Более того, РФ является одним из лидеров по экспорту нефти, газа и нефтепродуктов (2 место в мире) [EnergyInformationAdministration, 2017], что обуславливает наибольший грузооборот по данному направлению транспортировки продукции.
Далее рассмотрим пассажирооборот, который показывает количество перевезенных пассажиров на единицу заданного расстояния за определенный период времени (пасс-км).
С учетом вышепредставленных данных можно сделать вывод, что морской транспорт является самым не востребованным при осуществлении пассажироперевозок из-за его долгого следования из пункта отправки до пункта назначения и географических особенностей. Именно по этим причинам внутри страны общественный и железнодорожный транспорт имеет больший спрос, внутри и вне страны – воздушный.
2. Мировая статистика
Что же касаемо мировых показателей, то для начала рассмотрим, какой же из континентов лидирует при осуществлении транспортировок морским видом транспорта (в доле от мирового объема перевозки грузов).
Из гистограммы видно, что абсолютным лидером при осуществлении морских перевозок является Азия, что обусловлено развитостью транспортной системы и инфраструктуры, а также деятельностью экспортной направленности.
Вдобавок рассмотрим виды грузов, которые чаще всего в мировом масштабе перевозятся морским транспортом.
Прежде всего, стоит отметить, что в связи с необходимостью поддержки и развития морского транспорта внутри страны в 2003 году Правительством РФ было создано предприятие под названием ФГУП «Росморпорт». Именно ему принадлежит наибольшее количество инфраструктурных объектов морского транспорта нашей страны, которые находятся под его руководством, поэтому в данной работе будут рассмотрены статистические данные из отчета этого предприятия.
В отношении применения морского транспорта нашей страной рассмотрим использование различных видов судов при каботажном плавании (то есть внутри страны) и загранплавании, чтобы понять направление эксплуатации данного вида транспортного средства (виды судов и их полная грузоподъемность вынесены в приложение).
Загранпланивание примерно в 2,5 раза превышает каботаж, что обуславливает необходимость развития портовой инфраструктуры и следования мировым тенденциям в целях достижения долгосрочного сотрудничества с другими государствами для транспортировки больших объемов продукции.
Также из данной статистики можно сделать вывод, что внутри страны наибольшим спросом пользуются накатные, наплавные суда, перевозящие сухие грузы и колесную технику, а наименьшим – пассажирские и рыбопромысловые суда. В то время как при перевозки грузов вне страны чаще всего используются наливные суда, что напрямую связано с экспортной направленностью транспортировки нефти и другой продукции. Наименьшую же долю занимают накатные, наливные суда и рыбопромысловые. Более того, стоить отметить, что контейнерные перевозки куда больше распространены при перевозке товаров заграницу, нежели при каботажном плавании (разница приблизительно в 16,5 раз).
Для более глубокого анализа сравним динамику изменения доходов от транспортировки грузов различными видами судов.
Наибольшее количество денежных средств за рассматриваемый временной период было получено от перевозки наливных и сухих грузов, причем именно эти типы судов чаще всего применяются при загранплавании, откуда можно сделать вывод, что развитие именно этих направлений транспортировки продукции является самым доходным для России на сегодняшний день.
В целом, доходы за 2017 год на несколько процентов превосходят доходы за 2016 год (особенно значительный прирост денежных средств наблюдается в использовании рыбопромысловых (+53%), сухогрузных (+12%) и наливных судов (+9%)), но лишь процент от осуществления пассажирских перевозок уменьшился на 9%, что говорит об невосстребованности использования морского вида транспорта в данном направлении.
Для начала проведем анализ структуры доходов «Росморпорта» по видам портовых соборов [1], который покажет, какие из операций приносят наибольшее количество денежных средств и пользуются наибольшим спросом. Данная информация будет полезна при осуществлении тарифной политики в целях понижения или повышения тарифных ставок. По факту все виды портовых сборов являются обязательными для большинства типов судов и видов грузов и выплачиваются перевозчиками за заход и выход в/из порта, а также при пользовании какими-либо портовыми услугами (например, лоцманскими).
[1]« Портовый сбор – платеж, взимаемый с грузов и различных судов в портах, который исчисляется исходя из установленных тарифов» [Большой экономический словарь, А. Н. Азрилян, 1997]
Из нижепредставленной диаграммы можно сделать вывод, что навигационный и ледокольный сбор составляют наибольшую часть от всех имеющихся доходов по данной категории, в то время как экологический – наименьшую. Вдобавок стоит отметить, что 93% от портовых сборов приходят на суда в загранплавании, что также обуславливает развитие межгосударственного сотрудничества.
В общем итоге доходы предприятия от портовых сборов составили 19 760 млн руб., при том, что чистая прибыль за 2017 год составила лишь 869,4 млн руб. (около 4,4 % от портовых сборов), а объем гос. финансирования из фед. бюджета на выполнение программы на 2017 год был получен в размере 14,5 млрд руб., что окупило только 6% от полученной суммы денежных средств.
Что касаемо численности работников предприятия, то она составляет 8 018 человек, среди которых наибольшее количество занимает плавсостав и административно-управленческий персонал. Средняя заработная плата равна 72 900 руб. и превосходит среднюю заработную плату по России (39 167 руб.) примерно в 2 раза.
В данной статье были рассмотрены основные характеристики морского транспорта с точки зрения его преимуществ и недостатков. Также был произведен анализ российской статистики (где было выяснено, что морской транспорт занимает 5 место из 6 основных видов транспорта по грузообороту и последнее место по пассажирообороту) и зарубежной статистики (по итогом которой был сделал вывод, что Азия и Европа занимают наибольшую долю при осуществлении мировых морских перевозок и что самыми перевозимыми грузами в мировом масштабе являются 5 основных сухих грузов и нефть).
Затем были рассмотрены особенности морских перевозок в Российской Федерации, где была выявлена необходимость развития портовой инфраструктуры в рамках последний мировых тенденций в связи с превосходством загранплавания над каботажным (примерно в 2,5 раза). Что касаемо типов судов, то внутри страны чаще всего используются накатные, наплавные суда, реже всего – пассажирские и рыбопромысловые, а вне страны наибольшей популярностью пользуются наливные суда, наименьшей – накатные, наливные суда и рыбопромысловые.
В рамках рассмотрения наибольшей доходности от судов, среди них можно выделить наливные и сухогрузные суда, которые напрямую связаны с деятельностью экспортной направленности, что также обуславливает развития инфраструктуры согласно мировым стандартам. Также был детально рассмотрен годовой доход компании «Росморфлот» по структуре различных видов сборов.
Источник