Характеристика морского транспорта страны

Основные характеристики морского транспорта

Морской транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных) линиях. Территория нашей страны омывается более чем десятью морями и имеет непосредственный выход в три океана.

Морской транспорт используется, в основном, как межконтинентальный для международных перевозок массовых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажирских перевозках он имеет ограниченное значение и используется, прежде всего, как круизный.

Понятие «путь сообщения» на морском транспорте специфично – это морские линии (линейное судоходство), определенные, заранее установленные направления, используемые для проходки судов.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта:

возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнеторгового оборота;

небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;

низкая себестоимость перевозки;

незначительные затраты энергии (топлива) благодаря гладкости пути;

практически неограниченная пропускная способность;

высокий уровень механизации перегрузочных работ;

в большом каботаже выгоднее железнодорожных перевозок в несколько раз.

Относительные недостатки морского транспорта:

довольно низкие скорости (измеряются в узлах);

некоторая зависимость от климатических условий: сильных туманов, течений, ледоставов в устьях портов (навигация до 320 дней в году, на Северном морском пути – с февраля-марта по октябрь-ноябрь);

необходимость создания дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации;

ограниченное применение в прямом сообщении;

невысокая эффективность в малом каботаже;

возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.

Технология работы морского транспорта:

линейная – закрепление судов за определенными портами и работа по стабильному расписанию, что позволяет использовать суда более экономично, обеспечивает стабильность загрузки, возможность оптимизации маршрутов движения и перегрузочных работ;

рейсовая (трамповая) – суда работают по времени, согласованному с заказчиками;

фрахт – разовые сдачи в наем для отдельных перевозок во внешней торговле без перехода права собственности. Применяется часто для перевозок грузов третьих стран.

Технология погрузочно-разгрузочных работ отличается тем, что зачастую при нехватке мощности или глубины портов перегрузку приходится производить в акватории порта:

у береговых причалов, оборудованных стационарными швартовыми устройствами, плавучими причалами (понтонами), дебаркадерами (набережными, вынесенными на сваях в акваторию порта);

у рейдов, т. е. причалов на якорях, прочно закрепленных в акватории порта;

у мест якорной стоянки судов.

Проблемы развития морского транспорта: повышение скорости судов; создание новых и модернизация старых типов подвижного состава; развитие системы «река–море», «Ро-Ро», паромных переправ, лихтеровозов, контейнеровозов и других специализированных судов; внедрение новых силовых установок; совершенствование навигационных систем управления (до 30% аварий происходит из-за их несовершенства); строительство плавучих причалов, глубоководных портов для безопасной приемки и обработки крупнотоннажных судов; расширение ледокольного парка; строительство трубопроводов в акватории портов; увеличение грузоподъемности кранов (в России максимальная грузоподъемность у крана «Витязь» – 1600 т, в Японии используются краны грузоподъемностью до 3000 т) и др.

Контейнеры в 5 – 8 раз ускоряют перевалку грузов, так как норма перегрузки 20-тонного контейнера – 1,5 мин при механизированной перегрузке большегрузными портовыми кранами, т.е. за один час можно переработать 800 т груза, на что при использовании другой тары необходимо 75 ч. Производительность труда на погрузке-разгрузке повышается в 10–15 раз. За рубежом 50 %тарно-штучных грузов возят в контейнерах. Контейнеровозы можно конструировать на 5000 единиц, но время перегрузки снижает эффект от контейнеризации. В судах типа «Ро-Ро» для ускорения перегрузки используют самоходную технику или грузовые лифты для вертикального перемещения грузов.

Классификация подвижного состава морского транспорта представлена на рис. 8.3.

Рис.8.3. Классификация подвижного состава морского транспорта

Источник

Общая характеристика морской транспортной системы

Управление флотом судоходной компании

Статистика показывает, что уровень рентабельности в судоходстве составляет 6 ÷ 9%. Поэтому для судоходной компании, жизненно важно контролировать, снижать и оптимизировать эксплуатационные издержки.

В структуре последних издержки, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом, составляют 20–30%, занимая второе место после затрат на топливо. В этой связи управлению технической эксплуатацией флота в судоходстве всегда уделялось и уделяется большое значение.. В отрасли функционируют компании или отдельные службы внутри компаний, занимающиеся исключительно вопросами эксплуатации судов как технических объектов. Технический менеджмент включает в себя следующие функции:

— обслуживание судов — техническое обслуживание, обеспечение сменно-запасными частями, смазочными и расходными материалами, предъявление судна классификационному обществу для освидетельствования;

— подготовка судов к ремонту — составление ремонтных ведомостей, проведение тендеров по отбору судоремонтных заводов и поставщиков сменно-запасных частей;

— организация и наблюдение за ремонтом судов;

— инспектирование технического состояния судов, расследование аварий и происшествий, связанных с их эксплуатацией;

— планирование, учет и анализ расходов по судовым техническим бюджетам.

Техническая эксплуатация флота (ТЭФ) в общей системе «морской транспорт» может рассматриваться как один из видов производственной деятельности людей, обеспечивающей возможность использования флота по прямому назначению.

Цель технической эксплуатации флота как самостоятельной системы состоит в обеспечении возможности выполнения судами транспортной работы и поддержании их в исправном техническом состоянии в течение всего срока службы.

Приоритетными считаются следующие задачи технического менеджмента:

— оптимизация затрат на техническую эксплуатацию судов;

— сокращение непроизводительных простоев судов;

— снижение аварийности, повышение безопасности эксплуатации судов;

— повышение эффективности использования персонала;

— переход к управлению, ориентированному на производственный процесс.

Общая характеристика морской транспортной системы

Морской транспорт можно рассматривать как морскую транспортную систему, представляющую собой совокупность судов, портов, судоремонтных и других предприятий, персонала и системы управления, взаимодействующих в целях обеспечения потребностей в морских перевозках.

Управление в сфере водного транспорта в настоящее время осуществляется по трем основным направлениям:

— управление государственным сектором отрасли морского и речного транспорта — предприятиями, действующими на хозрасчетной основе (морские торговые порты, судоремонтные заводы, государственные судоходные компании и т. п.);

— управление предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности судоходства, судов, портов и портовых сооружений (ФГУП «Гидрографическое предприятие» и лоцманские службы морских портов, ФГУ «Государственная морская аварийно-спасательная служба», научные учреждения и предприятия морских и внутренних водных путей);

— организация надзорной деятельности в отрасли морского и речного транспорта (региональные подразделения государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Российский морской регистр судоходства).

Дата добавления: 2019-04-03 ; просмотров: 204 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Лекция №4.3. Морской транспорт. Основные характеристики, техническое оснащение и схемы применения морского транспорта

Морской транспорт. Основные характеристики, техническое оснащение и схемы применения морского транспорта.

Этот вид транспорта имеет для России исключительно важное значение. Он обеспечивает ее устойчивые и эффективные внешнеэкономические связи, независимость внешней торговли, государственную стратегию судоходства в Мировом океане, поддерживает национальную безопасность страны и нормальную жизнедеятельность тех ее регионов, для которых морские перевозки являются основными или единственными способами сообщений.

В нашей стране морской транспорт на протяжении долгих лет был ее гордостью, приоритетом внимания и развития. Однако, за последние годы он значительно снизил эффективность своей работы, уступив многие позиции зарубежным морским компаниям. Отечественный флот переживает сегодня техническое и моральное старение и требует значительных инвестиций, прежде всего для обновления и пополнения состава судов, модернизации и развития портового хозяйства.

Особенности морского транспорта

Наличие естественных путей, не требующих больших затрат, использование силы течения воды определяет широкое использование водного транспорта.

Основные преимущества морского транспорта:

меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемого двигателя в 6-7 раз ниже аналогов. отсутствие габаритных ограничений неограниченная пропускная способность в пути следования (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов) незначительный расход топлива, т. к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном транспорте производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном.

Недостатки морского транспорта:

сравнительно невысокая скорость доставки дорогостоящие сооружения механизации порта, т. к. в результате сезонной работы механизмы простаивают зависимость от погодных условий и как следствие нерегулярность сообщения морским транспортом

Классификация морских судов

по назначению: пассажирские, для перевозки генеральных грузов, танкеры, контейнеровозы, газовозы, суда на воздушной подушке, суда на подводных крыльях по архитектурно-конструктивным признакам: по количеству палуб (полнонаборные и шельтердечные). по акватории эксплуатации – выделяют суда неограниченного (дальнего) плавания, ограниченного (прибрежного) плавания, ледового плавания (самостоятельно и с ледоколами).

Существуют суда местного плавания в акваториях портов. Широкое распространение получают суда смешанного (морского и речного плавания), рассчитанные на бесперегрузочную доставку грузов по морям и рекам.

по виду движителей – винтовые, водометные, крыльчатые по типам судовых энергетических установок – паровые, дизельные, газотурбинные, атомные по количеству корпусов – однокорпусные, двухкорпусные (катамараны), трехкорпусные (тримараны) по способу движения по воде – водоизмещающие суда, суда поддерживаемые динамической силой, создаваемой подводными крыльями или воздушной подушкой

Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни пассажирским считается судно, имеющее на борту более 12 пассажиров. Крупные пассажирские суда постепенно теряют свое чисто транспортное назначение, часть из них превращается в круизные суда или суда для отдыха, т. к. часть пассажиров на дальние расстояния выбирают авиалинии, а не водный транспорт.

Пассажирские суда подразделяются на линейные пассажирские лайнеры, круизные и каботажные.

Грузовые суда классифицируют на: универсальные для генеральных (тарно-штучных) грузов, балкеры (для сыпучих грузов), контейнеровозы, баржевозы, газовозы, танкеры, рефрижераторы, лесовозы и др. Они могут делиться по виду эксплуатации (линейные и суда нерегулярного плавания)

Суда на воздушной подушке в отличие от судов на подводных крыльях могут двигаться с большей скоростью (до 120 км/ч) как над водой, так и под водой.

Название и характеристика судна должны соответствовать данным его Международного мерительного свидетельства и другим судовым документом, выданным Морской портовой организацией.

Терминология морского флота:

Прочность судна – корпус корабля должен держать удар волны, давление воды, давление грузов внутри, удары льда.

Остойчивость – способность корабля под действием внешних сил (ветер, волна, неравномерная нагрузка) возвращаться к нормальному состоянию.

Ходкость – способность преодолевать сопротивление движению от трения между его подводной поверхностью и водой.

Поворотливость – способность менять направление движения с помощью рулей в кратчайшее время при наименьшем радиусе поворота.

Наружная форма корабля характеризуется очертанием 3-х его плоскостей:

    вертикальной («боковой чертеж») горизонтальной вертикально-поперечной (проекция, называемая миддалем судов).

Основные размеры судна называются размерением.

Плавучесть – способность корабля плавать с полным грузом с определенной осадкой корпуса до установленной горизонтальной плоскости – ватерлинии.

Водоизмещение – вес с полным грузом в тоннах, численно равный весу воды, вытесняемой подводной частью судна.

,

где W – водоизмещение,

δ — коэффициент полноты обводов (отношение объема подводной части судна к параметру, описанному вокруг подводной части). δ=0,6-0,85

Один узел составляет 1,87 км. Рекорд скорости судна – 320 узлов/час (Кейбел).

Различают чистое водоизмещение, т. е. без груза, пассажиров, воды и т. д.

Грузоподъемность , W0 – чистое водоизмещение

Грузоподъемность измеряется в м3.

Структура флота сегодня

У России на Балтике на сегодняшний день из 8-ми портов осталось 2, на Черном море из 12-ти портов осталось 2, на Азовском море – из 6-ти 2, на Дунае из 5-ти портов не осталось ни одного, на Каспии из 6-ти осталось 2.

Сегодня, когда в результате рыночных реформ и приватизации суда оказались в руках многочисленных и относительно небольших компаниях, которые не в силах обновить флот и успешно его эксплуатировать. Поэтому наш флот вынужден плавать «под удобными флагами». В стране нет банков, которые могли бы финансировать новые судостроения (норма окупаемости кредита 8-10 лет). Есть предложения в основу восстановления морского флота приобретать суда на рынке «сэконд-хэнд». На «бебоудгартер» (лицензия с последующим выкупом). За последние 8 лет тоннаж российского флота упал в 3 раза, за 5 лет валютные вложения упали в 2-3 раза. Из 1080 судов, плавающих 10 лет, плавают 240. Замена не поступила. В последние годы на западных верфях на деньги западных банков российскими компаниями было построено около 100 судов. На них работают российские моряки. Но этот флот не принадлежит России, в российский бюджет этот флот денег не дает.

Морские порты и основные показатели работы морского

Важную роль в системах морского транспорта играют порты, где выполняют загрузку и разгрузку судов, операции по их техническому обслуживанию, снабжению, оформлению перевозочных документов. Это крупные транспортные узлы, где взаимодействуют различные виды транспорта.

Перечислить виды морских портов

Морские порты бывают: мировые, международные, национальные, региональные и местные. По осваиваемому ими годовому грузообороту они подразделяются на большие (более 20 млн. т), крупные (10-20 млн. т), средние (5-10 млн. т) и мелкие (до 1 млн. т).

Существуют так называемые активные порты (объемы отправления грузов превышают их прибытие) и пассивные порты (наоборот активным).

Морские порты могут быть многофункциональными (переработка и хранение различных видов грузов) и специализированными (определенных грузов).

Как называется водная и береговая часть порта?

Водная часть порта называется акваторией (имеет причальную зону, внутренние и внешние рейды), а береговая часть – территорией.

54% всех портов принадлежит России. Из 77 крупных портов у нас осталось 40. Порты делятся на 3 категории. Вне категорий считается: Санкт-Петербург, Одесса, Новороссийск и т. д.

Какие шаги предпринимаются по возрождению отечественного флота?

В настоящее время по национальной программой по возрождению отечественного флота предприняты шаги в сторону восстановления былой мощи Российского флота. Предусмотрено и развитие морских портов по всей территории РФ.

Основные качественные показатели морского флота.

Рейс грузового судна – время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку

Рейс пассажирского судна – время, затрачиваемое судном на проследование из пункта начального отправления до конечного пункта назначения по линии перевозок. Продолжительность рейса включает в себя как время хода, так и время стоянок судна.

Коэффициент ходового времени характеризует эффективность использования флота и определяется как отношение времени хода к общей продолжительности рейса.

Коэффициент загрузки судна отражает степень использования его грузоподъемности и рассчитывается как отношение массы и груза, принятого судном, к его чистой грузоподъемности.

Годовой грузооборот порта — общее количество груза, проходящее через его причалы за год.

Перевалочная мощность порта – суммарный тоннаж грузов, которые могут быть пропущены через технологические комплексы порта за определенный период времени.

Доходность транспортного флота от загранплаваний характеризуется средней доходной ставкой, которую рассчитывают как отношение доходов от перевозок в этом виде плавания к выполненным при этом тонно-милям.

Источник

Читайте также:  Крупнейшие страны субрегионов африки
Оцените статью