Потенциал рынка.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Потенциал рынка можно определить как прогнозную совокупность производственных и потребительских сил, от которых зависит спрос и предложение. В общем виде формула потенциала рынка имеет следующий вид:
Ni – единицы производства и потребления;
Wi – показатели мощности единиц (производителей или потребителей);
Эх – эластичность спроса и предложения;
Fi – прочие факторы и элементы потенциала;
n – число единиц потенциала.
Пропорциональность рынка – оптимальное соотношение между элементами рынка. Пропорциональность рынка исследуется следующим образом: балансовым методом, расчетом относительных величин координации и структуры, индексным методом, расчетом коэффициентов эластичности, построением корреляционных моделей.
Колеблемость и цикличность рынка изучаются методами: индексным, определением тенденции развития, расчетом показателей цикличности.
рынок динамичен и изменчив, в нем часто происходят структурные сдвиги, меняются цены, объем товарной массы, которая продается и покупается на рынке.
Исследование конъюнктуры рынка производится с помощью анализа динамических тенденций рыночных процессов. Тенденции рынка определяются на основе анализа динамических рядов основных параметров рынка: продажи, цен. товарных запасов. Строятся трендовые модели, которые определяют динамику, вектор, скорость и ускорение развития. Для построения тренда используются математические функции, например, степенная, полулогарифмическая, парабола и т.д. Трендовые модели используются в основном для краткосрочных прогнозов, когда есть вероятность инерционного развития рынка. Важным этапом конъюнктурного анализа является характеристика устойчивости рынка. Чем больше размах колебаний, тем выше уровень риска и менее надежны прогнозы.
Степень устойчивости рынка можно определить по графическому изображению, а более точно, с помощью коэффициента вариации:
yi – текущее значение, yt – трендовое значение параметров рынка.
Эластичность спроса и предложения – это реагирование на изменение социально-экономических условий рынка. Анализ эластичности спроса и предложения заключается в изучении реакции потребителей на изменение цены или дохода, которая выражается в процентном изменении спроса при увеличении факторного признака (цены или дохода) на 1 %.
Э – коэффициент эластичности, Δ – знак прироста, y – спрос, который косвенно характеризуется продажей, x – факторный признак, цена или доход.
Если Э 1, то наблюдается эластичность или ультраэластичность, когда спрос поддается регулированию путем изменения цен или доходов.
В целях изучения рыночной конъюнктуры используется государственная и внутрифирменная отчетность, методы опроса, данные статистики товарооборота, цен, финансов и т.д. На практике широко используются методы экспертных оценок, дельфи-метод, метод мозгового штурма, метод синектики.
Метод синектики – соединение различных несоответствующих друг другу элементов. Собираются специалисты различных сфер деятельности со своими предложениями и принимается идея, предложенная большинством.
Статистика эффективности функционирования предприятий и организаций.
В условиях рыночной экономики изучение эффективности экономической деятельности приобретает важное значение.
Конкуренция со стороны отечественных и зарубежных производителей вызывает необходимость повышения эффективности производства и выпуска конкурентоспособных товаров и услуг. Удорожание затрат на производство, связанное с повышением цен на природные ресурсы, также является фактором, влияющим на эффективность производства Чем выше затраты, тем ниже конкурентоспособность производимых товаров.
Экономическая эффективность характеризуется соотношением результатов экономической деятельности и затрат факторов производства, связанных с достижением этих результатов. Критерий экономической эффективности может быть выражен в двух вариантах:
— достижение максимально возможного результата при полном использовании всех имеющихся факторов производства (путь СССР и соцблока);
— достижение заранее зафиксированного результата с минимальными затратами имеющихся производственных факторов (этот путь характерен для стран с рыночной экономикой).
Экономическая эффективность представляет собой сложную экономическую категорию, поэтому она представлена системой взаимосвязанных статистических показателей эффективности, которые можно объединить в следующие группы:
— показатели рентабельности производства и продукции;
— показатели эффективности затрат живого труда;
— показатели эффективности затрат овеществленного труда;
— показатели эффективности капиталовложения.
эти показатели могут быть рассчитаны кА на уровне экономики, так и на уровне предприятий.
Экономическая эффективность – величина относительная, она определяется как отношение эффекта к затратам на его достижение или ресурсам.
Экономический эффект бывает двух видов:
— производственный, к которому относятся валовый выпуск, ВВП, валовая добавленная стоимость, прибыль, это величина положительная и абсолютная;
— хозяйственный, который включает прибыль или убыток, это величина абсолютная, положительная или отрицательная.
Эффективность может увеличиваться или уменьшаться как за счет производственного фактора, так и изменения затрат или ресурсов.
Цель повышения эффективности – получение дополнительного эффекта без дополнительных затрат. Это достигается за счет экономии ресурсов и текущих затрат.
В качестве ресурсов выступают: живой труд, средства труда, предметы труда.
Источник
Характеристика потенциала рынка страны
3.3.2. Анализ потенциала рынка
Конъюнктурная оценка масштаба рынка проявляется в характеристике потенциала рынка. Потенциал рынка показывает, какое количество товаров при определенных условиях может быть предложено рынку, сколько товаров рынок сможет поглотить. Потенциал рынка подразделяется на производственный и потребительский.
Рис. 3.21.Категории потенциала рынка
Производственный потенциал рынка характеризует предельные возможности товарного предложения. Производственный потенциал рынка определяется по следующей формуле:
,
гдеN i — единица производства;
W i — удельная мощность производственной единицы;
Эр — коэффициент эластичности предложения от цен;
F j — прочие факторы и элементы потенциала;
n — число i-х единиц производства или потребления.
Производственный потенциал характеризует производство товаров при полном использовании мощностей (предельный потенциал) и одновременно фактическое товарное предложение, который рассчитывается по формуле:
,
гдеN i — производственное предприятие или группа предприятий, выпускающих i-й товар;
Wi — средняя мощность предприятия (группы предприятий) по выпуску i-го товара;
D i — средняя степень загрузки производственных мощностей;
R i — степень обеспечения производства ресурсами, необходимыми для реализации производственной программы;
[Тпр. цен ´ Эр] — поправка на изменение оптовых цен, где Тпр цен. — темп прироста цены, а Э p — коэффициент эластичности предложения от цен на сырье и готовые изделия;
К— поправка на конкурентоспособность товара;
В— внутреннее производственное потребление (по нормативу);
n — число i-х производственных предприятий.
Производственный потенциал рынка характеризуется объемом и структурой производства товаров, а также импортными возможностями. Объем промышленной продукции в 2002 г. 6,9 трлн. руб., что на 3,7% больше, чем в 2001 г. Объем продукции сельского хозяйства за 2002 г. вырос на 1,7%. В этом году в Россию было ввезено различных товаров на 61 млрд. долларов США, что больше, чем в 2001 г., на13,4%.
На практике часто используется упрощенная модель производственного потенциала. Она имеет следующий вид:
,
гдеq i j — объем i-ой продукции, запланированной к выпуску на j-м производственном предприятии в соответствии с портфелем заказов;
n — число j-х предприятий, с которыми заключен (или предполагается заключить) контракт на поставку i-го товара.
Рис. 3.22.Модель производственного потенциала
Рис. 3.23.Упрощенная модель производственного потенциала
Конъюнктурные опросы менеджеров/владельцев предприятий позволяют оценить состояние и тенденции портфеля заказов, а также охарактеризовать структуру поставщиков.Это позволяет определить или спрогнозировать потенциал развития рыночной ситуации. Когда заполненность портфеля заказов не превышает норматива и проявляется рост или хотя бы стабильность заказов, то перспективы потенциала рынка достаточно оптимистичны. Состав поставщиков характеризуется на основе опроса менеджеров/владельцев сбытовых, оптовых и розничных торговых предприятий, являющихся покупателями товаров. Такой анализ дает возможность оценить процесс формирования товарного потенциала рынка как в экономическом пространстве (доля поставщиков-производителей и поставщиков-дистрибьюторов) и географическом пространстве (доля поставщиков из различных отечественных и зарубежных регионов).
Объем оптового рынка в 2000 г. составил 6,8 трлн. руб., что больше уровня 2000 г. на 14,9%, в том числе товарооборот оптовой торговли потребительскими товарами был равен 3,5 трлн. руб., или на 23 раза больше, чем в 2000 г. (в сопоставимых ценах). Это свидетельствует о наращивании ресурсного потенциала торговли.
Ключевой проблемой рынка является оценка потенциального количества товаров, которое способен поглотить рынок. Спрашивается, сколько товаров могут и хотят производители и торговые посредники? От этого, в конечном счете, зависит здоровье рыночной экономики, сбалансирована ли продажа и покупка товаров. Иными словами, необходимо определить покупательский потенциал. Расчет потенциала рынка необходим для разработки стратегических и оперативных планов маркетинга. Он является составным элементом оценки рыночной конъюнктуры. Покупательский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка. Емкость рынка характеризуется тем количеством товара, которое рынок в конкретных условиях планирует и реально способен поглотить (купить) за определенный период времени.
Емкость рынка — количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за определенный срок и при данных условиях.
Расчет емкости рынка базируется на потребительском принципе: определяется численность потребителей и прогнозируется средний уровень потребления.
Рис. 3.24.Определение емкостирынка
Расчет емкости рынка j-го товара производственного назначения исходит из нормативов удельного потребления (использования сырья, материалов, оборудования на единицу i-го изготавливаемого изделия). При этом делаются поправки на технологические процессы, которые приводят к изменению нормативов (экономия материалов, использование ресурсов заменителей и т.п.):
гдеЕпр. — емкость рынка i-го товара производственного назначения;
Ni — число производственных или иных предприятий, потребляющих (использующих) i-й товар производственного назначения;
qi —количество изготавливаемых i-х изделий (объем деятельности), для которого необходим j-й товар;
wi —норматив удельного расхода j-го товара на изготовление i-й единицы изделия;
Кнтп — коэффициент поправки на технологические изменения;
D З i — средний размер изменения товарных запасов j-го товара;
П i — потери j-го товара в пределах норматива;
С — часть рынка, приходящаяся на долю конкурента, в том числе импортера.
Рис. 3.25.Емкость рынка товаров производственного назначения
Рынок испытывает сильное влияние структурных факторов, поэтому расчет емкости рынка следует дифференцировать осуществлять по каждой группе (отраслевой, социальной или возрастной). Рассмотрим развернутую формулу модели емкости потребительского рынка:
гдеЕпотр. — емкость потребительского рынка;
Si — численность потребителей i-й социальной или возрастной группы;
— потребление на душу в i-й группе потребителей в базисном периоде;
Т пр. цен и Тпр. дохода — темпы прироста соответственно цен и дохода;
— эластичность спроса i -й группы населения от изменения цен;
— эластичность спроса i -й группы населения от изменения дохода;
D стим. — искусственно стимулированный прирост спроса, в частности, за счет продажи в рассрочку;
Н — насыщенность рынка (наличие товаров у потребителей);
Иф и Им — износ товара соответственно физический и моральный;
А — альтернативные нерыночные формы потребления (например, потребление продуктов собственного производства), а также потребление товаров-заменителей;
С — часть рынка, захваченная конкурентами, в том числе импортерами;
N — число i-х групп потребителей.
В основе формулы емкости потребительского рынка лежит зависимость объема потребления от числа потребителей:
Значительную роль в анализе рыночной ситуации и моделировании емкости рынка играет показатель насыщенности рынка. Его можно рассматривать в качестве индикатора обеспеченности населения товарами потребительского назначения. Насыщенность рынка ограничивает его емкость.
Насыщенность рынка — наличие в продаже товаров, пользующихся достаточным спросом.
В виде компенсации спрос стимулируется расширением кредита на приобретаемые товары. Моральный износ также повышает покупательский спрос в результате прекращения использования годного еще к употреблению изделия (выход из моды, появление нового, более совершенного и более привлекательного для потребителя товара и т.п.). Моральный износ является косвенным фактором увеличения спроса (С):
Моральный износ товара — замена его в спросе более совершенным и привлекательным.
Источник