Характеристика правовых семей с примерами стран

Общая характеристика основных правовых семей современности

Понятие правовой системы и правовой семьи.

Понятие «правовая система» следует отличать от понятия «система права». Как говорилось выше, система права характеризует его внутреннюю структуру. Понятие правовая система значительно шире по объему, и в содержательном плане включает в себя: нормативную (юридические нормы и формы их выражения), организационную (юридическая практика и механизмы ее отправления) и нравственно-духовную (правовая идеология, правовые представления, правовая культура) стороны. Иначе говоря, правовую систему определяют в основном как обусловленную историческим развитием совокупность законодательства, юридической практики и правовой идеологии в конкретном государстве.

Правовая система государства отражает исторические закономерности его развития, особенности этнического, социального, культурного становления, современный политико-правовой статус. Исторический путь развития у разных государств неодинаков. Поэтому в целом правовые системы отдельных государств (национальные правовые системы) могут иметь существенные различия.

Классификация правовых систем современности проводится в зависимости от наличия общих признаков, свойств, а также специфических черт и особенностей, характеризующих национальные правовые системы. Правовые системы отдельных государств в силу общности исторического и культурного развития, схожести общественного устройства, религиозной практики могут иметь немало общих признаков. Группы близких по характеристикам национальных правовых систем принято относить к обособленным «семействам» политических и культурно-правовых образований и именовать правовыми семьями.

Существуют различные классификации правовых семей в зависимости от того, какие признаки положены в ее основание. Например, современный французский ученый Р. Давид выделил три правовые семьи, немецкий юрист К. Цвайгерт назвал восемь. Охарактеризуем некоторые из называющихся в литературе правовых семей: романо-германскую, англо-саксонскую, мусульманскую правовые семьи и семью обычного права.

Читайте также:  Модели управления персоналом разных стран

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права и получила распространение в континентальной Европе (к данной правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др. стран).

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

1) основной источник права – нормативный акт; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

2) существует единая иерархически построенная система источников писаного права;

3) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

4) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;

5) наличие конституции, обладающей высшей юридической силой, а также система кодифицированных актов (кодексов);

6) системы права делится на публичное и частное, а также на отрасли;

7) юридическая доктрина играет основную роль в правотворчестве, а при правоприменении используется только при толковании правовых норм.

К англосаксонской правовой семье (семье общего или прецедентного права) относятся правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная правовая семья существенно отличается от романо-германской и характеризуется следующими признаками:

1) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела), при этом прецеденты обязательны для других судей при рассмотрении аналогичных дел;

2) соответственно ведущая роль в правотворчестве отводится суду;

3) нормы права не отделены от судебного решения и поэтому носят казуистический характер;

4) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

5) нет кодифицированных отраслей права;

6) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

7) широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

К семье религиозного права относятся мусульманская правовая система (Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Саудовская Аравия и др.), а также индусская (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Бангладеш, Непал, Танзания, Уганда, Кения некоторых др.).

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

1) главный творец права – Бог, а не общество, не государство, поэтому в них нужно верить и соответственно строго соблюдать, юридические предписания даны раз и навсегда, изменять их нельзя, но они нуждаются в разъяснении и толковании;

2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

3) юридические положения переплетены с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями и образуют в своей совокупности единые правила поведения;

4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

5) отсутствует деление права на частное и публичное;

6) нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение, не могут противоречить религиозным источникам;

7) судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока (в частности, государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Камерун и др.).

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

4) нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

5) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

6) архаичность многих ее обычаев и традиций.

Источник

Характеристика основных правовых семей народов мира

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, отличающихся сходством доминирующих юридических идей, исторически сложившихся источников формирования, форм внешнего выражения права, структуры юридических конструкций и других признаков технико-юридического свойства.

Обычно выделяют четыре основные правовые семьи современности: романо-германскую, англосаксонскую, религиозную и традиционную.

Романо-германская правовая семья.К ней относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

– имеется единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

– главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь, точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

– имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

– высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

– весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

– система права делится на публичное и частное, а также на отрасли;

– правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

– на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

– особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Англосаксонская правовая семья. К ней относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:

– основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

– юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

– ведущая роль в формировании права (в правотворчестве) отводится судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов;

– на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые, прежде всего судом;

– главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

– отсутствуют кодифицированные отрасли права;

– отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

– статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников права;

– юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

Семья религиозного права. К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

– главный творец права – Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать;

– источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, Законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов;

– весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

– особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники, лежащие в основе конкретных решений;

– отсутствует деление права на частное и публичное;

– нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

– судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

– право во многом основано на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

Семья традиционного права.К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

– доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

– обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

– обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

– нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

– судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

– судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

– юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

Источник

Правовая семья: понятия, виды семей на современном этапе и их особенности

Правовая семья: понятие, сущность, содержание

В настоящий период времени во всем мире существует более двухсот пятидесяти государств. Все они используют право в качестве средства регулирования общественной жизни. Так, возникает вопрос – есть ли что-то общее между всеми данными национальными правовыми семьями?

На данный вопрос предоставляет ответ сравнительный анализ правовых семей различных государств. Право государств можно классифицировать по семьям, либо группам.

Правовые семьи – это группы национальных правовых систем, обладающих сходными технико-правовыми признаками, основным из которых выступает форма права.

Правовая семья – это комплекс согласованных, взаимосвязанных и взаимодействующих правовых средств, которые регулируют отношения в обществе, а также структурных элементов, которые характеризуют уровень юридического развития того либо другого государства.

Правовая система – это вся «юридическая действительность» этого государства. В данном широком понятии принято выделять активные элементы, тесно связанные друг с другом. Это собственно право в качестве системы общеобязательных норм, регламентированных в законе, других, признаваемых государством источниках; правовая идеология; активная сторона правового сознания; правоприменительная практика.

По той причине, что правовых систем большое количество, предпочтительнее исследовать характерные признаки зарубежных правовых семей, применяя классификацию, которая получила самое большее распространение и признание на международной арене.

Речь идет о классификации Рене Давида, основанной на комбинации технико-правовых и идеологических признаков систематизации:

  • романо-германской,
  • англо-саксонской,
  • религиозная (арабская),
  • обычная правовая семья.

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.

Исторические корни данной правовой семьи восходят к древнеримскому праву.

Ведущим источником романо-германского права является нормативно-правовой акт, а если говорить более точно – закон. Закон обладает несомненным приоритетом перед другими источниками. Система актов нормативного характера формирует основу правопорядка. Законодательство призвано регулировать все самые важные аспекты жизни.

Для романо-германской правовой семьи свойственны писаные конституции, имеющие высшую правовую силу. Нормы права в качестве общих моделей законного поведения формулируются органами исполнительной и законодательной властей. Вместе с тем удельный вес подзаконного и ведомственного нормотворчества очень велик. Суд не формирует права, он его лишь толкует и применяет.

Уже после, на правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность реализации данных общих норм права в конкретных административных и судебных решениях, что в итоге обеспечивает единообразие административной и судебной практики в масштабе всей страны.

К основным достоинствам романо-германской правовой семьи необходимо отнести четко систематизированную, непротиворечивую структуру законодательства.

К главным недостаткам – наличие пробелов и определенную оторванность от реальной жизни, так как законотворчество в объективной форме не может установить все преобразований и нюансы социальных отношений, не всегда поспевает за данными преобразованиями

Англо-саксонская правовая семья

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Эта правовая семья характеризуется следующими особенностями:

  1. базовым правовым источником признается прецедент суда (нормы поведения, которые сформулированы в их решениях по определенному делу и распространяются на аналогичные дела);
  2. главная роль в правотворчестве принадлежит суду, которой по этой причине занимает особый статус в системе органов государства;
  3. на первом мете располагаются не обязанности, а человеческие права и свободы, которые защищаются, в первую очередь, в суде;
  4. основным значением, главным образом, обладает процессуальное право, которое по большей части регулирует материальное право;
  5. отсутствуют кодифицированные правовые отрасли;
  6. нет классического разделения на частное и публичное право;
  7. широкое развитие законодательства, а правовые обычаи являются дополнительными и вспомогательными источниками;
  8. правовые доктрины, обычно, имеют исключительно прикладной и прагматический характер.

Главная особенность данной правовой семьи заключается в том, под английской доктриной в качестве главного правового источника необходимо понимать не собственно правовую науку, теоретические идеи, представления, конструкции, а комментарии судов, описания прецедентной практики, предназначенные исполнять роль практического руководства для правоведов.

Религиозная правовая семья

К религиозным правовым семьям следует отнести: индусское право (индуизм), мусульманское право (ислам), еврейское право (иудаизм), а также традиционное право Японии и Китая, которое исходит из мировоззрения конфуцианства.

Для правовых семей на религиозной основе свойственно, что право здесь представляет из себя элемент универсальной и единой системы регулирования отношений в обществе. Понимание права в религиозных семья шире, нежели в светских. Право в них регулирует все стороны человеческой жизни, а не только правовые отношения. Наиболее важным источником религиозного права выступают священные писания и божественные откровения.

Семья обычного права

Под системой традиционного (обычного) права следует понимать существующую в государствах южной, экваториальной Африки и Мадагаскаре форму регулирования отношений в обществе, которое основывается на признании государством сформировавшихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных обычаев (норм).

Обычай, как правило, признается самым древним правовым источником, известным всем правовым семьям, однако если в государствах англосаксонского и романо-германского права он исполняет только второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важнейшим регулятором отношений в обществе, в особенности за пределами городов.

Традиционное право широко распространено в государствах Дальнего Востока, Океании, Африки. При всех отличиях в исторических особенностям формирования и развития их сближает отрицание западной идеи права, исследование права как вспомогательного компонента регуляции отношений в обществе.

К главным особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:

  1. неписаный, другими словами, некодифицированный характер права;
  2. мифология и нормы юридического, философского и морального характера составляют основу обычаев;
  3. обычаями регулируется, как правило, поведение не одного индивида, а поведение всего коллектива в целом;
  4. осуществление правосудия мудрецами, вождями или жрецами, а также непосредственно самим потерпевшим;
  5. архаичность многих обычаев
  6. месть при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»).

Источник

Оцените статью