- Россия и Содружество независимых государств
- Россия и страны СНГ
- Что такое СНГ — расшифровка, состав (какие страны входят) и суть
- СНГ — что это (расшифровка)
- Какие страны входят в СНГ (список на 2019 год)
- Украина в СНГ — это спорный статус
- Символика Содружества Независимых Государств
- Как образовалось СНГ: шаг за шагом
- Органы управления Содружеством
- Деятельность СНГ
- СНГ сегодня
- Резюме
Россия и Содружество независимых государств
В настоящее время пространство СНГ – один из крупнейших и перспективных мировых рынков, где проживает более 270 млн. человек и производится около 5 % ВМП. По хозяйственному потенциалу это третье после Евросоюза и НАФТА региональное объединение в мире. Что же касается неэкономической роли СНГ, то она сопоставима с указанными группировками. На страны Содружества приходится: 21 % всех лесонасаждений, 11 % запасов пресной воды, 30 % природного газа и нефти и т.д. Подобная концентрация природных ресурсов обеспечивает колоссальные возможности для сотрудничества и развития.
Сотрудничество России с СНГ осуществляется в многосторонних и двусторонних форматах.
Что касается многостороннего сотрудничества, то на пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с конкретными общими целями и проблемами:
1. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), создана в октябре 2002 г. В нее входят: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Задача ОДКБ – координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которое основано в 2000 г в составе: – Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. Приоритетные направления деятельности – наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов.
3. Шанхайская организация Сотрудничества (ШОС), в составе Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана, КНР.
4. Союзное государство России и Белоруссии.
5. Таможенный союз, договор о создании которого, был подписан в 2009 г. президентами России, Белоруссии и Казахстана. В настоящее время введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах этих стран.
Однако огромная разница экономических потенциалов России и других стран СНГ обуславливает объективное различие в интересах сторон в ходе развития взаимного торгово-экономического сотрудничества.
Для России как доминирующей державы в регионе генеральными являются долгосрочные геоэкономические задачи, для достижения которых требуется последовательность действий по реинтеграции хозяйственного пространства Содружества.
Партнеры же по СНГ в основном заинтересованы, прежде всего, в максимизации текущих выгод от сотрудничества, связанных с получением различного рода субсидий и преференциальным доступом на емкий российский рынок.
Уровень сотрудничества России со странами СНГ во многом определяется структурой товарообмена. Многие из рассматриваемых стран нуждаются в топливе и сырье из России, но испытывают дефицит товаров, которые востребованы на российском рынке.
Все страны СНГ в той или иной мере проводят политику импортозамещения, которая осуществляется преимущественно на основе традиционных технологий. Производя малоконкурентную на внешних ранках продукцию, страны мало, что могут предложить для наращивания экспорта на рынки друг друга.
Фактором, сдерживающим развитие взаимных связей, является также изменения в структурах национальной промышленности, в которой сократилась доля производств с высокой степенью переработки.
Торговые связи со странами СНГ затрудняют большие транспортные издержки, связанные с большими расстояниями, необорудованными пограничными пунктами пропуска, необходимостью транзита в большом числе взаимных сообщений.
Под влиянием всех этих факторов внешнеторговые связи России со странами Содружества развиваются медленнее, чем со странами дальнего зарубежья, и в первую очередь со странами ЕС.
Для России страны СНГ – это основной рынок сбыта машиностроительной продукция, доля которой в российском экспорте возрастает. Увеличивается в экспорте и доля таких статей, как металлы, продукция лесной и целлюлозно-бумажной продукции, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Доля минеральных продуктов в российском экспорте в данные страны практически остается на одном и том же уровне.
Доля же стран СНГ в импорте России постоянно снижается и, прежде всего, машин и оборудования. При этом на Россию приходится около половины машиностроительного экспорта стран Содружества.
В целом же сокращение доли стран СНГ во внешней торговле России отражает то, что она постепенно приходит в соответствие с их экономическим потенциалом. Тем не менее, она остается относительно высокой, особенно в сопоставлении с долей этих стран в ВМП и мировой торговле.
Важным преимуществом отношений России и стран СНГ является безвизовый режим трансграничного движения населения (за исключением Грузии и Туркменистана). Благодаря этому в их сотрудничестве значительно большее место, чем с другими станами, занимаются социальные связи, в которых центральную роль играют трудовые миграции.
По некоторым оценкам, в России численность занятых мигрантов, в основном из стран СНГ колеблется от 10 до 12 млн. человек в пик сезонного привлечения рабочей силы. «Теневой» заработок иностранных рабочих достигает 8 млрд. долл., из которых не менее половины вывозится из России. Страны СНГ закрывают преобладающую часть потребностей РФ в импорте рабочей силы низкой и средней квалификации.
В последние годы заметно активизировалось инвестиционное взаимодействие России со странами СНГ. Наблюдается очевидный рост доли российских инвестиций, которые направляются преимущественно в топливно-сырьевые отрасли (ТЭК, металлургия, электроэнергетика), в пищевую промышленность, банковский сектор, в сферы телекоммуникаций, торговли и недвижимости. Значительную часть в этих инвестициях занимает приобретение пакетов акций и недвижимости.
Выросли инвестиции в Россию и из стран СНГ. Они направляются в основном в сферы услуг и недвижимости и в некоторые отрасли промышленности, прежде всего, в металлургию и пищевую промышленность.
В целом взаимные потоки капиталов нацелены на укрепление позиций на внутренних рынках стран-импортеров капитала, получения доходов от розничных продаж, обеспечения поставок топлива и сырья, увеличения капитализации национальных компаний.
Для принимающих стран они важны для создания или сохранения рабочих мест, обеспечения действующего производства топливом и сырьем, сохранения сложившихся кооперационных связей. Эти инвестиции важны для восстановительного роста в странах, но пока играют ограниченную роль в начавшейся модернизации экономики в странах СНГ.
Таким образом, несмотря на развитие сотрудничества, внешнеэкономические связи России со странами СНГ сталкиваются с большими ограничениями социально-экономического, институционального, структурного и геополитического характера.
Источник
Россия и страны СНГ
Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная организация, созданная в декабре 1991 г. Россией, Украиной и Белоруссией. В настоящее время в состав СНГ входят страны: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.
Цели этой организации: координация деятельности бывших республик СССР в политической, экономической, культурной, военной и других областях.
В январе 1993 г. был принят Устав СНГ, предусматривающий всестороннее и сбалансированное развитие стран — членов СНГ, формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений, свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, налогов и сборов.
С образованием Содружества Независимых Государств было сформировано более 30 координирующих органов, среди которых:
Уставные органы СНГ :
- Совет глав государств;
- Совет глав правительств;
- Совет министров иностранных дел;
- Совет министров обороны;
- Совет командующих пограничными войсками;
- Межпарламентская Ассамблея СНГ;
- Экономический суд.
Исполнительные органы СНГ :
- Экономический совет СНГ;
- Совет постоянных полномочных представителей государств — участников Со- дружества при уставных и других органах Содружества;
- Исполнительный комитет СНГ (находится в Белоруссии, город Минск).
Органы отраслевого сотрудничества СНГ. Уставом предусмотрено создание органов отраслевого сотрудничества Содружества, которые призваны способствовать улучшению многостороннего делового взаимодействия государств, согласовывать принципы и правила сотрудничества отраслей, способствовать практической реализации договоренностей в конкретных областях экономики, науки, в гуманитарной сфере, в военном строительстве.
В их состав, как правило, входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств — членов Содружества.
Одним из первых, в декабре 1991 г., был создан Статистический комитет Содружества, который в соответствии с решением Совета глав правительств от 26 мая 1995 г. преобразован в Межгосударственный статистический комитет Содружества. Комитет разрабатывает и осуществляет единую статистическую политику, формирует сводные статистические данные в рамках стран — членов СНГ.
Межгосударственные и межправительственные советы действуют в сфере экономики, науки, экологии, транспорта и координируют взаимодействие отраслевых структур исполнительной власти по следующим направлениям:
- промышленность и строительство;
- сельское хозяйство;
- транспорт и связь;
- научно-технический прогресс;
- энергетика;
- торговля, финансы и таможенная политика;
- экологическая безопасность;
- безопасность и борьба с преступностью.
В 1995 г. Россия вошла в Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, в который затем вступили Киргизия и Таджикистан. А в 2000 г. этот союз был фактически преобразован в Евро-Азиатское экономическое сообщество, которое ставит своей целью введение в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа, общего энергетического рынка и др. Для государств — членов этого сообщества Россия сохранила прежний безвизовый режим, хотя в отношениях с некоторыми странами СНГ (Грузия, Туркмения) он был отменен.
Белоруссия и Россия подписали договор о создании Союза (в 1999г.), который будет способствовать наиболее тесной интеграции стран, а впоследствии — созданию единой валюты и свободному передвижению людей, организации совместных производств. Уже действующие торговые отношения России и Белоруссии составляют 40% всего их товарооборота со странами СНГ.
В целом внешняя торговля России со странами СНГ составила в 2005 г. 51,5 млрд долларов США, что значительно уступает масштабам торговых связей России с государствами дальнего зарубежья, особенно Европы.
Россию и страны СНГ объединяют историко-культурные связи, сложившиеся на основе взаимопроникновения культур, при особом значении русской культуры и языка.
Военная безопасность стран СНГ определяет необходимость их военного взаимодействия. При этом особая роль принадлежит военному потенциалу России — единственной ядерной державе СНГ. Белоруссия, Казахстан и Украина, обладавшие ядерным оружием, передали его России. Россия также подписала Договор о дружбе с Украиной и Арменией, на территории которых находятся российские военные базы (в том числе база Черноморского военно-морского флота России в Севастополе), а также соглашение с Узбекистаном о военно-техническом сотрудничестве.
В 2002 г. создана Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) —международная военно-политическая организация на территории СНГ, в которую вошли государства: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, а в качестве наблюдателей — Молдавия, Украина.
Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем, т.е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к Белоруссии, но в гораздо большей — к Украине и Молдавии (Крым и Севастополь, Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и природного газа в Зарубежную Европу). На южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с Азербайджаном и, в особенности, с Грузией (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти, о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т.д.) На юго-востоке не может не беспокоить усиливающийся «геополитический вакуум» в отношениях России с Казахстаном и государствами Средней Азии.
Источник
Что такое СНГ — расшифровка, состав (какие страны входят) и суть
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аббревиатура «СНГ» звучит в выступлениях государственных деятелей, упоминается в выпусках новостей.
У большинства она ассоциируется с объединением наподобие СССР, только непонятным и малоперспективным.
Знать, что такое СНГ – это значит понимать события, происходящие в мире, умело поддерживать интеллектуальные беседы, при желании – прокладывать нескучные туристические маршруты. Как раз тот случай, когда знания – сила.
СНГ — что это (расшифровка)
Содружество Независимых Государств , скрывающееся под аббревиатурой СНГ — это международная организация, миссия которой – регулировать взаимодействие между странами, ранее входившими в могучую державу под названием СССР.
Несмотря на то что СНГ стало в некотором роде наследником Советского Союза, оно не является государством. Это межгосударственная организация , форма взаимодействия независимых стран в значимых областях международного общения.
Аббревиатура СНГ имеет и другую расшифровку: Содружество непризнанных государств, или СНГ-2. Это объединение сформировалось в 2000 году с подписанием в Тирасполе договора между Абхазией, Южной Осетией, Приднестровьем и Нагорно-Карабахской республикой. Ранее (до 1995 года) в этот блок входили Республика Сербская и Сербская Краина.
Какие страны входят в СНГ (список на 2019 год)
Содружество не стало копией СССР, ибо не все республики вошли в его состав. Грузия и 3 Прибалтийские страны с самого начала не поддержали идею объединения. Ниже перечислены страны СНГ , список на 2019 год:
- Азербайджан
- Армения
- Белоруссия
- Казахстан
- Киргизия
- Молдавия
- Россия
- Таджикистан
- Туркмения
- Узбекистан
Ну а если если использовать полные названия государств, то этот список будет выглядеть так:
Карта СНГ не оставалась постоянной. Например, до 2009 года в числе прочих стран на ней была Грузия. В 2018-м закрыла свое представительство Украина.
Туркменистан, нератифицировавший Устав СНГ, является ассоциированным членом (подразумевается участие не во всех видах деятельности).
Украина в СНГ — это спорный статус
С 2014 года украинское руководство пыталось выйти из органов Содружества, но выходить, по сути, было неоткуда. Эта страна не ратифицировала Устав объединения, а значит, юридически так и не вошла в его состав, оставаясь одним из учредителей, но не членом. Однако остальные страны де-факто признавали Украину полноправным участником.
В мае 2018-го Петр Порошенко подписал указ о прекращении участия Украины в деятельности уставных органов объединения, но официального заявления о выходе Исполнительный комитет не получил.
Страны СНГ заинтересованы в сохранении членства Украины, сохраняется надежда, что конструктивный и прагматичный подход руководства все-таки восторжествует в этой стране.
Символика Содружества Независимых Государств
У Содружества имеется уникальная эмблема – круг синего цвета с белой и серой полосами по краям (см. рисунок ниже). Внутри него изображена белая фигура из вертикальных полос. В верхней части они трансформируются в концентрические элементы, расходясь вправо и влево. Сверху расположен небольшой круг золотого цвета.
Эмблема изображается в центральной части флага Содружества. Сам флаг — это синее полотнище-прямоугольник, длина которого в 2 раза больше, чем ширина (см. на рисунке выше).
Как образовалось СНГ: шаг за шагом
Датой образования Содружества принято считать 8 декабря 1991 года . В этот день главы России (Б.Ельцин), Украины (Л.Кравчук) и Беларуси (С.Шушкевич) подписали Соглашение, которое потом стали называть Беловежским . В нем говорилось о прекращении существования СССР и создании СНГ.
Беловежские события оцениваются неоднозначно. По одной версии это было «цивилизованное расставание», констатировавшее уже свершившийся распад СССР, разумный способ предотвратить стихийный и непредсказуемый развал.
Сторонники иного мнения рассматривают беловежские события как преступный заговор с целью получить власть, ведь по итогам всесоюзного референдума 1990 года 76,5% населения высказались за сохранение СССР.
Но как бы то ни было, документ был подписан. Далее события развивались так :
- В Украине и Белоруссии Соглашение ратифицировали 10 декабря 1991 года, а вот в России возникли проблемы. Ратификации Верховным Советом РСФСР, состоявшейся 12 декабря, оказалось недостаточно: по Конституции для этого требовалось созвать Съезд народных депутатов РСФСР. Так и сделали в 1992 году, но результатом стал трехкратный отказ в ратификации.
- 21 декабря 1991 года руководители республик, в недалеком прошлом входивших в СССР (кроме 3-х Прибалтийских стран и Грузии), провели встречу в Алма-Ате. Они выработали декларацию, отразившую принципы и цели деятельности СНГ.
- В 1993 году в Минске утвердили Устав объединения, в дальнейшем подписанный всеми партнерами за исключением Украины и Туркменистана.
- В 1993 году в состав СНГ вошла Грузия (ее членство прекратилось в 2009 году), в 1994-м – Молдова.
Главной целью образования СНГ было преодоление республиками, переставшими быть советскими, трудностей переходного периода, сохранение связей, разрушенных после распада СССР.
Органы управления Содружеством
Высший орган объединения – Совет глав государств СНГ . Он собирается 2 раза в год и решает важнейшие моменты, касающиеся деятельности союза.
Страны СНГ, список которых, если не считать ситуацию с Украиной, в последние годы не изменяется, в порядке очередности председательствуют в Содружестве. 2019-й – год председательства Туркменистана.
Деятельность СНГ координирует целый ряд советов, Межпарламентская ассамблея и Экономический суд. Есть еще около 70 органов, координирующих отраслевое сотрудничество.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
На постоянной основе работает Исполнительный комитет СНГ. Его штаб-квартира располагается в г.Минске. С 2007 года исполком возглавляет Сергей Лебедев.
Деятельность СНГ
Сразу после образования Содружества его основная деятельность была направлена на организационные моменты и на интеграцию в отраслях, где распад СССР привел к особенно неблагоприятным последствиям (связь, транспорт, поставки энергоносителей и т.д.). Начиная с 1996 – 1997 годов, взаимодействие строилось с учетом новых реалий.
Взаимодействие в СНГ строится на основе гибких механизмов. Учитывается разный уровень готовности стран к сотрудничеству, они задействованы в интеграционных процессах исходя из национальных интересов.
База взаимодействия между участниками объединения – многосторонние и двусторонние соглашения в различных сферах. Один из наиболее значимых – договор о зоне свободной торговли , заключенный в 2011 году.
СНГ сегодня
Основные векторы развития СНГ в 2019 году – это улучшение демографической ситуации, борьба с нетерпимостью (национальной, религиозной), унификация (что это?) основ налоговой, финансовой систем, развитие товарооборота, активная внешняя политика.
В центре внимания остается экономическое сотрудничество , ведь и не все участники СНГ одинаково развиты в этом отношении.
По прогнозам МВФ, в 2019–2020 годах в СНГ ожидается рост экономики на 2,2 – 2,3 процента.
Серьезных масштабов достигла трудовая миграция в пределах СНГ, особенно в Россию. Для Азербайджана, Украины, Таджикистана, Узбекистана, Молдовы денежные переводы их граждан, работающих в России, – важный источник материальной поддержки.
Поэтому актуальным направлением стало создание условий для приема и адаптации мигрантов, меры поддержания безопасности.
Резюме
Объединение, возникшее на осколках СССР, принято обвинять в никчемности и бесперспективности. Поначалу многие представители поколения советских людей считали распад Союза недоразумением, которое со временем будет исправлено.
СНГ явилось для них скорее разочарованием, чем надеждой. Отсутствие общей валюты, обязательное наличие загранпаспорта для въезда в ряд стран Содружества, появление многочисленных пограничных и таможенных контролей поставило перед фактом: бывшие советские республики – уже не одна семья.
Однако есть и положительные результаты.
СНГ стало «подушкой безопасности» при разделе наследия некогда могущественной державы – армии, флота, промышленных и энергетических объектов, долгов, территорий.
Обучение в ВУЗах, туризм, трудовая миграция в пределах Содружества, равные права на охрану здоровья и пенсионного обеспечения – это преимущества, которыми пользуется сегодня население стран СНГ.
Интеграция в рамках СНГ происходит не так быстро, как хотелось бы, и преграды пока существуют. Однако маленький забор выглядит не так безнадежно, как высокая, неприступная стена, а диалог всегда лучше вражды.
Источник