- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира
- Главная > Документ
- Характеристика трудовых ресурсов мира.
- Характеристика трудовых ресурсов
- Характеристика трудовых ресурсов
- Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов
- Качество мировых трудовых ресурсов
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakt_rab_no_1_10_klass.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира
1. Рассчитайте долю населения стран(ы) в возрасте 15-59лет, которое составляет основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу 1 для выбранных стран (по образцу).
Пример расчета для Японии:
а) доля населения среднего возраста: 100% — (15+21)% = 64%;
б) разницы между долей населения среднего возраста и долей ЭАН: (64-53)% = 11%.
2. Используя расчетные данные о доле населения среднего возраста, постройте столбчатые диаграммы доли населения этой возрастной группы в сравниваемых странах. Заполните таблицу 2 (по образцу).
100% — все население страны
58% — средний мировой показатель доли населения среднего возраста (15-59 лет)
Доля населения среднего возраста: средне-мировой показатель – 58%; Европа – 60%; Азия – 57%; Англо-Америка – 60%; Латинская Америка – 55%; Америка – 51%; Австралия и Океания – 62%.
3. Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами?
Укажите причины , обусловившие в этой стране более высокую долю населения трудоспособного возраста
Доля населения среднего возраста (на середину 1990-х гг.): средне-мировой показатель – 58%; Европа – 60%; Азия – 57%; Англо-Америка – 60%; Латинская Америка – 55%; Америка – 51%; Австралия и Океания – 62%.
Население младшего возраста (%)
Население среднего возраста (%)
Население пожилого возраста (%)
К какому типу стран относится
Доля ЭАН в общей численности населения (%)
Разница между долей населения среднего возраста и долей ЭА Н
Источник
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.
1. Рассчитайте долю населения стран(ы) в возрасте 15—59 лет, которое составляет основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу 1 для выбранных стран (по образцу).
Работа выполняется по вариантам. По усмотрению учителя могут сравниваться две и более стран, в том числе те, для которых данные расчетов уже представлены в таблице 1.
Пример расчета для Японии:
а) доля населения среднего возраста:
100 % — (15 + 21) % = 64 %;
б) разница между долей населения среднего возраста и долей ЭАН:
2. Используя расчетные данные о доле населения среднего возраста, постройте столбчатые диаграммы (если они отсутствуют) доли населения этой возрастной группы в сравниваемых странах. Заполните таблицу 2 (по образцу).
3. Отметьте причины, влияющие на долю населения среднего возраста (основу трудовых ресурсов) одной из сравниваемых стран:
4. Используя диаграмму задания 2 и нижеприведенную диаграмму, сравните долю населения среднего возраста и долю ЭАН одной из сравниваемых стран. Отметьте причины, влияющие на долю ЭАН, характерные для этой страны:
а) высокий уровень развития экономики;
б) значительная доля населения, не вовлеченного в общественное производство;
в) низкий уровень развития экономики;
г) высокая доля населения среднего возраста;
д) высокий уровень безработицы.
5. Дайте качественную оценку трудовых ресурсов и заполните таблицу 3 для сравниваемых стран (по образцу).
6. Впишите недостающие звенья в цепочку причинно-следственных связей:
Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловившие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.
7. Назовите страны с наибольшей долей ЭАН, занятого:
а) в сельском хозяйстве;
б) в промышленности;
в) в непроизводственной сфере.
8. В зависимости от доли ЭАН, занятого в основных сферах
хозяйства (в первую очередь в сельском), различают аграрные,
индустриально-аграрные, индустриальные и постиндустриальные
страны. Заполните таблицу 4 (по образцу), используя дополнительные данные.
9. Отметьте правильное(ые) логическое(ие) выражение(я):
Охарактеризуйте связь, существующую между долей населения, занятого в основных сферах хозяйства, уровнем экономического развития страны и ее типом.
Источник
Характеристика трудовых ресурсов мира.
Трудовые ресурсы – термин, употребляемый в экономической науке для обозначения той части населения страны, которая обладает необходимыми физическим развитием, умственными способностями и знаниями, позволяющими участвовать в общественно полезном труде. Преобладающую часть трудовых ресурсов составляет население в трудоспособном возрасте. Но к ним относят и работающих пенсионеров и подростков до 16 лет.
Другое важное понятие этого же плана, которое часто используют в науке, – экономически активное население (ЭАН). Оно обозначает не всех людей трудоспособного возраста, а лишь тех, кто действительно участвует в общественном производстве или хочет в нем участвовать. Это означает, что к ЭАН не относятся лица, занятые в своем домашнем или подсобном хозяйстве, а также учащиеся, достигшие трудоспособного возраста, но продолжающие учебу в школе или в очном вузе. С другой стороны, безработных, получающих пособие по безработице и ищущих работу, также относят к категории экономически активных людей.
Трудовые ресурсы мира в 1990 г. оценивали в 3,2 млрд человек, т. е. они составляли 61 % всего тогдашнего населения Земли. ЭАНв том же году составило 2360 млн человек, или 45 % всего мирового населения. К 1995 г. оно увеличилось до 2,7 млрд , а в 2000 г. превысило 3 млрд человек. Такой быстрый рост численности экономически активного населения явился прямым следствием демографического взрыва в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Прежде всего это относится к абсолютным показателям занятости. Среди развивающихся стран, как и можно было ожидать, в этом отношении лидируют Китай (750 млн человек), Индия ( 400 млн), Индонезия (90 млн), Бразилия (70 млн) и Бангладеш (60 млн человек). Из экономически развитых стран в первую пятерку по абсолютным показателям занятости попадают США (более 140 млн человек), Япония (85 млн), Россия (67 млн), Германия (38 млн) и Великобритания (27 млн человек).
В большинстве экономически развитых стран и в Китае доля женщин в экономически активном населении колеблется около 50 %, иногда достигая и 55 %. Следует заметить, что в развитых странах мира наибольший рост активности участия женщин в общественном производстве происходит в возрастной группе 20–24 года, но затем начинается постепенное уменьшение их доли. Это объясняется появлением у женщин семейных обязанностей, прежде всего по воспитанию детей.
Прогнозы рынка рабочей силы в экономически развитых странах на 2000–2015 гг. свидетельствуют о том, что под влиянием замедленного роста трудоспособного населения, увеличения в структуре ЭАН доли старших возрастов и других факторов проблема трудовых ресурсов в целом станет более острой. Прирост трудоспособного населения в странах– членах Организации экономического сотрудничества и развития фактически прекратится, а в странах Западной Европы (в первую очередь в Германии и Италии) он даже уменьшится. Будет происходить также увеличение среднего возраста работников.
Характеристика основных факторов размещения производства.
Решающее значение в развитии экономики имеет 3 фактора:
1) Территориальный. Определяющую роль играют природные ресурсы, площадь территории, природные условия. Территориальный фактор может быть как положительным, так и отрицательным
2) Экономико-географическое положение (ЭГП). Положение какой-либо территории к внешним объектам, имеющим определенное экономическое значение. ЭГП может быть общим и покомпонентным. Общее ЭГП – по отношению к близлежащим странам. Покомпонентное ЭГП – речные системы.
— центральное ЭГП – считается выгодным, лежит в центре страны, материка.
— периферийная ЭГП – считается менее выгодным (Монголия, Молдавия, Аляска).
— соседская ЭГП – благоприятный, если нет искл. (искл. Военное положение).
— приморская – выгодная (Япония, Великобритания).
К концу XX- нач. XXI в. В пределах 50 км. Приморской зоны располагалось 40% всех больших городов мира. Из 26 городов-мультимиллионеров всего 5 городов не располагаются близ воды.
3) Природно-ресурсный фактор. Он имеет большое значение.
Характеристика топливной промышленности мира.
Топливная промышленность включает в себя все процессы добычи и первичной
переработки топлива. В состав входят: нефтяная, газовая, угольная промышленности.
· угольный этап (первая половина XX века);
· нефтегазовый этап (со второй половины XX века).
Уголь добывают примерно в 60 странах мира, но из них свыше 10 млн. т в год
добывают всего 11 стран — Китай, США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур),
Польша, Украина, Казахстан (Караганда).
Экспортёры угля — США, Австралия, ЮАР.
Импортёры — Япония, Западная Европа.
Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США,
Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.
Газ добывают 60 стран, лидируют Россия, США, Канада, Туркменистан, Нидерланды,
Основными проблемами топливной промышленности являются:
· истощение запасов минерального топлива ( запасов угля хватит примерно на 240 лет, нефти — на 50 лет, газа — на 65);
· нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива;
· территор разрыв м/у основными рай-ми добычи и р-ми потребления.
Для решения этих проблем разрабатываются новые ресурсосберегающие технологии, осуществляется поиск новых месторождений.
11. Характеристика нефтяной промышленности мира.
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом хозяйстве. Её доля в общем потреблении энергоресурсов непрерывно растет.
Мировая добыча нефти в настоящее время (2006) составляет около 3,8 млрд тонн в год, или 30 млрд баррелей в год. Таким образом, при нынешних темпах потребления, разведанной нефти хватит примерно на 40 лет, неразведанной — ещё на 10-50 лет.
Относительно недавно в число крупнейших мировых потребителей нефти вошли Китай и Индия. В XX веке рост спроса на нефти уравновешивался разведкой новых месторождений, позволявшим увеличить и добычу нефти. Однако многие считают, что в XXI веке нефтяные месторождения исчерпают себя, и диспропорция между спросом на нефть и её предложением приведёт к резкому росту цен — наступит нефтяной кризис.
Как правило, основные запасы нефти находятся под контролем государственных нефтяных компаний. Это объясняется тем, что нефтяная промышленность – самый важный сектор экономики для стран, получающих основной доход от экспорта нефти. От получаемых средств зависит наполнение бюджета и возможность развивать другие отрасли экономики.
С каждым годом в мире открывают все меньше новых запасов легкодоступной нефти. Сегодня более 80% объема мировой добычи осуществляется из месторождений, открытых до 1973 года.
Около 40% всемирной добычи и около половины экспорта нефти приходится на страны ОПЕК. Сейчас лидерами в области экспорта «черного золота» являются, соответственно, два лидера по добыче – Саудовская Аравия и Россия.
С Ближнего Востока нефть поступает прежде всего в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также в Северную Америку и Европу. Большая часть нефти экспортируется из России в Европу, но благодаря новым восточным проектам и росту добычи нефти на Сахалине ожидается, что 30% российского экспорта будет поставляться в динамично развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Имеются также большие запасы нефти в нефтяных песках Канады и Венесуэлы. Этой нефти при нынешних темпах потребления хватит на 110 лет.
Из нефти получают: парафиновые углеводороды — метан, этан, пропан, бутаны, пентаны, гексаны, ароматические углеводороды — бензол, толуол, ксилолы, этилбензол; олефиновые и диолефиновые — этилен, пропилен, бутадиен; ацетилен. Нефть уникальна именно комбинацией качеств: высокая плотность энергии (на тридцать процентов выше, чем у самых качественных углей), нефть легко транспортировать (по сравнению с газом или углём, например), наконец, из нефти легко получить массу вышеупомянутых продуктов.
Источник
Характеристика трудовых ресурсов
Характеристика трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы — это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы — важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.
Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.
Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.
Как экономическая категория трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности. Экономические отношения — это та общественная форма, в которой реализуется способность к труду.
Социологический аспект трудовых ресурсов следует рассматривать как формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием.
Статистический аспект трудовых ресурсов характеризуется трудоспособным рабочим возрастом населения.
Трудовые ресурсы формируются в основном из населения трудоспособного возраста, исключая инвалидов и льготных пенсионеров, в состав трудовых ресурсов включается работающее население пенсионного возраста и работающие подростки (численность этой группы населения статистически не учитывается).
Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения, т.е. той части трудоспособного населения, которая участвует, или может участвовать, в материальном производстве и непроизводственной сфере.
Экономически активное население — это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и услуг. Эта категория охватывает всех лиц (занятых и безработных), которые создают рынок труда (в части предложения рабочей силы) для производства товаров и услуг.
Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности определенную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который имеет количественную и качественную оценку.
Количественная оценка характеризуется следующими параметрами:
- общей численностью трудоспособного населения;
- количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.
Качественная оценка трудового потенциала определяется следующими показателями:
- состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;
- качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.
Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект — интенсивную составляющую.
Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе — повышение уровня жизни населения.
Управление трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда, поскольку повышение уровня фондовооруженности способствует росту производительности труда.
Качество мировых трудовых ресурсов
Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, и это лишь основная часть ресурсов, поскольку остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством, служит в вооруженных силах и т.д. Экономически активного населения в 2005 г. насчитывалось более 3 млрд человек, что составляло более 50% всего населения мира, в том числе мужчины — 60%, женщины — 40%.
Темпы прироста экономически активного населения снизились в среднем с 2,0% в 80-е годы до 1,6% в 2000-е, что связано с некоторым замедлением темпов прироста населения в мире.
В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля мировых трудовых ресурсов приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).
Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам но численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы — общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов, мобильности рабочей силы.
Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Так, доля последних в России составляет 51% обшей численности занятых.
В развивающихся странах качество трудовых ресурсов во многом определяется не столько наличием высшего и среднего образования, сколько уровнем грамотности. Велика доля неграмотных в трудоспособном населении стран Южной и Западной Азии и Тропической Африки. Низкий уровень грамотности населения многих стран определяет весьма невысокую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, тормозит технический прогресс.
Для более полной характеристики трудовых ресурсов на современном этапе используется показатель ИРЧП — индекс развития человеческого потенциала. Он строится как агрегированный индекс из трех компонентов: образование, доход и здоровье (показателем последнего считается продолжительность предстоящей жизни, ожидаемая при рождении). Шкала ИРЧП — от 0 до 1. Цель ИРЧП — более широкое исследование уровня развития, чем основанное на одном лишь показателе бедности (бедной считается страна, для которой ИРЧП ниже 0,5), поскольку предполагается, что по мере повышения дохода сверх абсолютно насущного уровня круг интересов человека расширяется, не замыкаясь на одном лишь материальном благосостоянии.
Об отдельных компонентах ИРЧП можно сказать следующее. Наибольшая продолжительность предстоящей жизни в самой передовой по этому критерию стране в 1970 г. составляла лишь 49,3 года, и этот уровень превышен ныне в большинстве стран. Исследования, кстати, показали, что в XX столетии повышение продолжительности предстоящей жизни в развивающихся странах определялось в основном достижениями медицинской науки и национального здравоохранения и мало зависело от изменения их среднедушевого ВВП. Так, те показатели продолжительности жизни (и ИРЧП в целом), которые имеют ныне, например, Алжир и Тунис, в 1970 г. были просто недостижимы для любой страны при тогдашнем состоянии медицины.
Напротив, уровень образования во многих развивающихся странах и по сей день остается более низким, чем в ведущих странах в 1970 г. Средние региональные ИРЧП (получены путем взвешивания ИРЧП отдельных входящих в регион стран по численности их населения) приведены в табл. 10.3. Эти показатели, в отличие от основанных на душевом ВВП, свидетельствуют о существенном уменьшении межрегиональных различий. По ИРЧП все регионы, включая Южную Азию и Африку, после 1950 г. подтягиваются к ведущим странам. При этом средние ИРЧП для Южной Азии и Африки в 2005 г. приближаются к североамериканскому уровню 1870 г. Практически все развивающиеся страны, для которых можно рассчитать ИРЧП 1950 г., к 2005 г. уменьшили абсолютное и относительное отставание от передовых стран по этому показателю.
Таблица 10.3. Средний индекс человеческого развития отдельных регионов
Источник