Характеристика творческого потенциала страны

Творческий потенциал

В конце XX в. творческая деятельность становится наиболее значительным фактором экономического развития. Это проявляется в различных формах. Во всех развитых странах существенно выросла доля лиц, занятых преимущественно умственным трудом. Например, в США она увеличилась за 1950—1990 гг. с 36 до 60%. Количество инженеров за этот период выросло в 4 раза, ученых — более чем в 5 раз. Так называемые «белые воротнички» (нерабочие и нефермеры) составляют в США свыше 70% трудоспособного населения и получают более 80% фонда оплаты труда.

Увеличение объема продукции при снижении затрат рабочего времени и интенсивности труда становится возможным вследствие использования особого вида природных ресурсов — творческих способностей человека, которые в отличие от других ресурсов не могут быть исчерпаны. Наибольших успехов в экономическом развитии и повышении качества жизни добиваются те страны, где созданы наилучшие условия для реализации творческих способностей, особенно в сфере науки, изобретательства и рационализации.

Вклад стран в мировую науку оценивается различными показателями: по количеству Нобелевских премий, публикаций, ссылок в научной литературе По всем этим показателям ситуация не в пользу России. Из 380 Нобелевских премий по физике, химии и медицине до 1987 г. 143 было присуждено американским ученым, 68 — английским и только 10 — русским и советским. Лауреатами высшей награды мира стали 5 русских и советских писателей После 1975 г. советские и российские ученые не удостаивались Нобелевских премий. Распределение стран по общему количеству лауреатов Нобелевской премии в области наук и литературы к 1995 г. выглядит следующим образом: США — 186 человек, Великобритания — 87, Германия (до 1949 г) — 44, ФРГ — 23, Франция — 43, Швеция — 29, Швейцария — 16, СССР и Россия — 15, Италия — 13. Русский Писатель И. Бунин включен в официальный список нобелевских лауреатов с пометкой «без гражданства», а поэт И. Бродский (осужденный советским судом за тунеядство) — как гражданин США Следует отметить, что 156 из 186 Нобелевских премий, полученных гражданами США, приходится на период после 1945 г, когда «утечка умов» в эту страну стала особенно заметной

Читайте также:  Государственное право буржуазных стран

Важной характеристикой творческого потенциала страны является количество изобретений По многим причинам доля российских авторов в мировом фонде изобретений во много раз меньше доли авторов США и Японии. Особенно велико от­ставание по электронике, вычислительной технике, производству предметов быта.

Одной из характеристик эффективности науки является изобретательская активность ученых, т. е количество изобретений в год, приходящихся на одну тысячу научных сотрудников Этот показатель в СССР в целом был 54, в РСФСР — 50, а в развитых странах — около 300 [Поиск. 1997. № 24. С. 8] В системе оценок научно-технического уровня страны используется показатель, рассчитываемый как произведение индекса цити — руемости на число патентов В середине 80-х годов этот показатель для США составлял 104 541, для Японии — 76 984, для Тайваня — 1000, для СССР — 400 [Поиск 1997. № 24 С. 8] Следует иметь в виду, что число патентов характеризует не столько изобретательскую активность, сколько возможности страны в части регистрации изобретений. По ряду причин эти возможности в России значительно хуже, чем в развитых странах.

Практическое значение изобретений определяется их признанием в мире и сферой применения в производстве. Этот аспект характеризуется следующими данными. Из общего количества изобретений, сделанных в России, патентуется за рубежом менее 1%. В США этот показатель составляет 30%, в Швейцарии — 40%. Доля разных стран в мировом фонде патентов составляет: США — 30%, ФРГ — 20, Япония — 10, Франция — 8, Великобритания — 7, Россия — 1,5%. Развитые страны получают от экспорта научно — технических разработок 20—30% валютных поступлений. В нашей стране этот показатель в десятки раз ниже.

Читайте также:  Рост конкуренции между странами

В Японии, а затем и в других странах, значительное развитие получили «кружки качества», участниками которых являются в основном рабочие. Область деятельности таких кружков не ограничена вопросами улучшения качества; они разрабатывают предложения по рационализации практически всех сторон деятельности своего цеха, а иногда и предприятия. Активно используются различные формы материально го и морального поощрения рабочих за участие в рационализации В итоге Япония опережает Россию по количеству рационализаторских предложений на одного работника более чем в 500 раз

Наибольшие потери для экономики России обусловлены не столько недостаточным количеством изобретений, сколько отсутствием заинтересованности в их практическом применении Эта тема не сходит со страниц печати. Однако в течение десятилетий ничего не меняется Классическим стал пример с методом непрерывной разливки стали, который был изобретен в СССР в 50-х годах, удостоен Ленинской и Государственной премий, признан во всем мире. По этому методу в Японии производят 90% стали, в ФРГ — 85, в Южной Корее — свыше 70, а в России — менее 15%.

Приведенные данные следует рассматривать в конструктивном аспекте — как масштабы резервов роста эффективности труда и богатства страны за счет лучшего использования творческого потенциала народа. Для России эти резервы исчисляются сотнями миллиардов долларов.

Пример M. В. Ломоносова, Д И. Менделеева, И. П Павлова, H И. Вавилова, Л Д. Ландау, П. Л. Капицы, Л. В Канторовича, A. H. Туполева, Б. Пастернака, А. Платонова, И Бродского, А Солженицына и многих других показывает, что жители России не менее талантливы, чем их западные и восточные соседи. Немало из тех, кто родились в России и СССР, получили всемирную известность, став гражданами США, Франции и других стран (физик Г. Гамов, авиаконструктор И. Си-корский, экономист В. Леонтьев, писатели А. Азимов, И. Бунин, поэт И Бродский, художник M. Шагал и др.). Эти факты свидетельствуют о значительном творческом потенциале жителей России. До последнего времени этот важный ресурс использовался очень плохо, что привело к негативным последствиям для экономики страны и благосостояния населения.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Творческий потенциал

Творческий потенциал — адаптационный уровень трудового потенциала работника, связанный с активностью и саморазвитием его ресурсов и возможностей в трудовой деятельности. Таким образом, творческий потенциал работника можно трактовать как высший, наиболее развитый аспект его трудового потенциала. [1]

Творческий потенциал присущ каждому человеку. Творческие способности развиваются, их можно культивировать. [2]

Творческий потенциал таких групп велик. Их работа, взаимодействие членов группы строятся исключительно на интересе к поставленной задаче, установки на работу в значительной степени свободны от узковедомственных или групповых интересов. Именно это обстоятельство создает благоприятный климат для творчества. Конечно, такой формой организации творческой работы необходимо воспользоваться для обучения кадрового резерва и одновременно изучения членов резерва. [3]

Творческий потенциал ученых Отделения позволяет успешно решать стоящие перед нефтегазовой наукой проблемы во имя обеспечения научно-технического прогресса в отрасли и взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами на научном поприще. [4]

Творческий потенциал должен находить выход в решении возникающих произ водственных проблем. Нужны возможности участия в успехе, получения морального и материального признания. При этом, как бы ни удивлялись скептики, честное, идущее от сердца признание хорошей работы, ответственного отношения к делу важнее денег. [5]

Творческий потенциал ученых и инженеров приобретает особо важное значение в современных условиях, когда наша партия намечает осуществить прорыв на авангардных направлениях научно-технического прогресса. [6]

Творческий потенциал художника-конструктора является важным, но не всегда достаточным условием проведения эффективного поиска. Большое значение имеет правильная организация поиска в интересах быстрого получения нужных результатов. [7]

Его творческий потенциал ограничен лишь звукорядом, поэтому как носитель рекламы радио больше приспособлено для изложения фактической информации ( например, объявление о специальном снижении цен), а не формирования, например, имиджа торговой марки. Состав аудитории меняется в течение дня ( например, водители грузовых автомобилей во время езды), поэтому есть возможность выбирать время передачи рекламы в расчете на определенную аудиторию. Затраты на производство такой рекламы относительно низкие. [8]

Ваш творческий потенциал , увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности. Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. [9]

Ваш творческий потенциал , увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооценивали себя, свои способности. Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. [10]

Символизирует творческий потенциал компании . [11]

Обладая высоким творческим потенциалом и целеустремленностью, профессор Э.М. Гутман в короткие сроки добился кардинального переоснащения кафедры современным металлофизическим и металловедческим оборудованием, что позволило коллективу преподавателей и сотрудников значительно активизировать интенсивность научно-исследовательской работы и повысить ее общий уровень. На кафедре были организованы новые лаборатории: рентгеноструктурного анализа металлов, электронной микроскопии и механохимии металлов. Это позволило значительно увеличить объем хоздоговорных работ и расширить их тематику. Наряду с традиционными исследованиями, связанными с повышением надежности и долговечности нефтегазопроводов, начало развиваться новое направление, которое имело целью определить экспериментально роль механохи-мических явлений в процессе коррозионно-механического разрушения стального оборудования оболочкового типа. [12]

Для развития творческого потенциала учащихся в условия некоторых задач включены лишние данные, которые в процессе решения должны быть выявлены и отброшены. [13]

Важной характеристикой творческого потенциала страны является количество изобретений. [14]

Совершенствование управления творческим потенциалом каждого сотрудника и коллектива предприятия, его подразделения предполагает в современных условиях решение целого ряда задач. [15]

Источник

2.4 Творческий потенциал

В конце XX в. творческая деятельность становится наиболее значительным фактором экономического развития. Это проявляется в различных формах. Во всех развитых странах существенно выросла доля лиц, занятых преимущественно умственным трудом.

Увеличение объема продукции при снижении затрат рабочего времени и интенсивности труда становится возможным вследствие использования особого вида природных ресурсов — творческих способностей человека, которые в отличие от других ресурсов не могут быть исчерпаны. Наибольших успехов в экономическом развитии и повышении качества жизни добиваются те страны, где созданы наилучшие условия для реализации творческих способностей, особенно в сфере науки, изобретательства и рационализации.

Вклад стран в мировую науку оценивается различными показателями: по количеству Нобелевских премий, публикаций, ссылок в научной литературе По всем этим показателям ситуация не в пользу России. Из 380 Нобелевских премий по физике, химии и медицине до 1987 г. 143 было присуждено американским ученым, 68 — английским и только 10 — русским и советским.

Распределение стран по общему количеству лауреатов Нобелевской премии в области наук и литературы к 1995 г. выглядит следующим образом: США — 186 человек, Великобритания — 87, Германия (до 1949 г) — 44, ФРГ — 23, Франция — 43, Швеция — 29, Швейцария — 16, СССР и Россия — 15, Италия — 13. Русский Писатель И. Бунин включен в официальный список нобелевских лауреатов с пометкой «без гражданства», а поэт И. Бродский (осужденный советским судом за тунеядство) — как гражданин США Следует отметить, что 156 из 186 Нобелевских премий, полученных гражданами США, приходится на период после 1945 г, когда «утечка умов» в эту страну стала особенно заметной

Важной характеристикой творческого потенциала страны является количество изобретений. По многим причинам доля российских авторов в мировом фонде изобретений во много раз меньше доли авторов США и Японии. Особенно велико отставание по электронике, вычислительной технике, производству предметов быта.

Одной из характеристик эффективности науки является изобретательская активность ученых, т. е количество изобретений в год, приходящихся на одну тысячу научных сотрудников. В системе оценок научно-технического уровня страны используется показатель, рассчитываемый как произведение индекса цитируемости на число патентов.

Следует иметь в виду, что число патентов характеризует не столько изобретательскую активность, сколько возможности страны в части регистрации изобретений. По ряду причин эти возможности в России значительно хуже, чем в развитых странах.

Практическое значение изобретений определяется их признанием в мире и сферой применения в производстве. Этот аспект характеризуется следующими данными. Из общего количества изобретений, сделанных в России, патентуется за рубежом менее 1%. В США этот показатель составляет 30%, в Швейцарии — 40%. Доля разных стран в мировом фонде патентов составляет: США — 30%, ФРГ — 20, Япония — 10, Франция —8, Великобритания — 7, Россия — 1,5%. Развитые страны получают от экспорта научно- технических разработок 20—30% валютных поступлений. В нашей стране этот показатель в десятки раз ниже.

В Японии, а затем и в других странах, значительное развитие получили «кружки качества», участниками которых являются в основном рабочие. Область деятельности таких кружков не ограничена вопросами улучшения качества; они разрабатывают предложения по рационализации практически всех сторон деятельности своего цеха, а иногда и предприятия. Активно используются различные формы материально го и морального поощрения рабочих за участие в рационализации В итоге Япония опережает Россию по количеству рационализаторских предложений на одного работника более чем в 500 раз.

Наибольшие потери для экономики России обусловлены не столько недостаточным количеством изобретений, сколько отсутствием заинтересованности в их практическом применении.

Пример M. В. Ломоносова, Д И. Менделеева, И. П Павлова, H И. Вавилова, Л Д. Ландау, П. Л. Капицы, Л. В Канторовича, A. H. Туполева, Б. Пастернака, А. Платонова, И. Бродского, А Солженицына и многих других показывает, что жители России не менее талантливы, чем их западные и восточные соседи. Немало из тех, кто родились в России и СССР, получили всемирную известность, став гражданами США, Франции и других стран. Эти факты свидетельствуют о значительном творческом потенциале жителей России. До последнего времени этот важный ресурс использовался очень плохо, что привело к негативным последствиям для экономики страны и благосостояния населения.

Источник

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Сущность понятия «потенциал», «творческий потенциал» на современном этапе

Сегодня понятие «творческий потенциал» широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Суть понятия «потенциал», в основном, связывают с осмыслением деятельностного начала существования личности, под которым понимается способность, душевная энергия, сила, потенциальные возможности. Потенциал – это свойство всякого организма, к тому же не только живого; это источник саморазвития установленного явления.

Человек должен отчетливо понимать, какими общественно важными ценностями он располагает. Анализируя понятие «потенциал человека», обозначим, что под личностным потенциалом подразумевается, в первую очередь, система характеристик, которые связаны с движущими силами внутреннего духовного формирования, с самооценкой и мотивацией. Рассмотрение формулировок представляет, что понятие «потенциал» в физике, например, сопоставляется с работой, которая еще не осуществлена, но может быть сделана. Потенциал отдельного человека сравнивается с его возможностями, чтобы потом в будущем что-то сделать, достичь собственных целей, выполнить свои интересы. Многомерность и сложность способностей человека позволяют анализировать его потенциал как систему всех выражающихся в профессиональной деятельности общественно полезных способностей [5].

Анализируемые способности человека отображаются в его профессиональной компетентности, имеющая структуру, в которой выделяют [8]:

интеллектуальную компетентность – образованность, знания, способность к комплексному подходу к исполнению служебных обязанностей и к аналитическому мышлению. Это детальное знание дела, сути исполняемой работы, явлений и процессов, сложных связей, возможных средств и способов достижения запланированных целей;

интегративную компетентность – способность к интеграции знаний и умение выявить наиболее действенные формы деятельности и приоритетные направления, наличие навыков эффективно и рационально действовать в условиях стремительно изменяющегося общества;

ситуативную компетентность – профессиональный и жизненный опыт, умение напористо достигать поставленной цели, умение действовать в неординарной ситуации;

социальную компетентность – умение поддерживать уважительные и ровные отношения с коллегами, наличие коммуникативных способностей, вести беседы, верно, воспринимать точку зрения других и т. п.

Для окончательной формулировки существенных характеристик потенциала человека в рамках его профессиональной деятельности подчеркнем еще несколько важных качеств работника, обусловливающих его трудоспособность.

К основным характеристикам потенциала человека в рамках его профессиональной деятельности относятся следующие. А именно это качества, связанные со здоровьем человека, его типом нервной системы, выносливостью, работоспособностью, т. е. все то, что отображает его психологический и физический потенциал; качества, позволяющие человеку установить плодотворные общественные отношения и взаимоотношения в организации; качества, определяемые приобретенными и врожденными способностями человека, которые определяют возможность профессиональной деятельности конкретного уровня [25].

Потенциал человека складывается в рамках приобретения им общего, а потом профессионального образования. При этом под образованием осмысливается целенаправленный процесс обучения, развития и воспитания обучающегося. При выборе сферы собственной будущей деятельности и приобретая в ней определенную профессиональную квалификацию, человек получает соответствующий комплекс способностей, качество которых гарантируется государственными образовательными стандартами по специальностям и контролем образовательного процесса.

Учитывая всевозрастающую динамику общества в целом и значительные перестройки, совершающиеся в России, было бы наивно считать, что развитие потенциала человека заканчивается по завершении им профессионального обучения, например, в ВУЗе.

Вследствие этого в стране создана широкая сеть образовательных услуг, которая обеспечивает, во-первых, постоянное образование персонала в пределах второго высшего образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировок, а во-вторых, возможности самообразования.

Важнейшим фактором развития потенциала человека является профессиональный опыт, приобретаемый во время трудовой деятельности. При этом наиболее полезно умение обобщать приобретенные в профессиональной деятельности навыки и знания, адаптировать их к особенностям служебных функций и использовать в меняющихся условиях. Обычно такие способности обнаруживаются у специалистов, которые занимаются активным самообразованием, розыском прогрессивных способов определенной профессиональной деятельности, их применением и присвоением на своих рабочих местах; активно принимающих участие в исследовательской деятельности или обменивающихся опытом со специалистами похожего профиля.

Значительным фактором развития потенциала человека являются также обусловленные служебные ресурсы организации, в которой он работает. К ним в первую очередь относится возможность поддержания у персонала довольно сильной мотивации к учебе или увеличению своей квалификации, которая, как правило, связана с осуществлением перспектив: занятия более высокого положения в иерархии организации, соответственного увеличения материального возмездия за более результативную профессиональную деятельность сотрудника, приобретения новых наград, званий, чинов.

Анализируя вопросы осуществления потенциала человека, необходимо учитывать, что, с одной стороны, не все наблюдающиеся у человека способности являются востребованными в рамках реализации должности, а с другой – у него не могут быть или могут быть развиты не на соответствующем уровне способности, нужные для его профессиональной деятельности. Если в первом случае перед субъектом управления появляется задача рассмотреть возможность задействования запасных способностей человека, то во втором случае перед ним стоит задача развития недостающих способностей. Для оптимизации таких управленческих действий необходима диагностическая оценка потенциала личности, отображающая определенные аспекты как уже существующих способностей (резервных и актуализированных), так и отсутствующих, которые могут быть развиты в рамках соответственных образовательных мероприятий [14].

Предметом исследования потенциала человека являются, с одной стороны, его способности, а с другой – возможности их осуществления (актуализации), вырабатывания новых и раскручивания имеющихся способностей, установленных на основе рассмотрения их востребованности в интересах.

Термин «творчество» в психологии анализируется в контексте понятия «творческая деятельность». Бехтерев В. М. писал, что для любого творчества необходима та или иная степень одаренности и соответствующее воспитание, создающее навыки в работе. Последнее формирует стремление в сторону обнаружения врожденных талантов, благодаря чему в конце появляется практически неодолимое стремление или тяга к творческой деятельности.

В нынешней психологии принято различать нетворческие и творческие виды деятельности.

Нетворческие виды деятельности, устанавливаемые как репродуктивные, алгоритмические, рутинные и др., анализируются чаще как подражательные. То есть по Выготскому Л. С. и Махмутову М. И., когда человек повторяет или воспроизводит уже когда-то выработанные и создавшиеся приемы поведения или воссоздает отпечатки от старых впечатлений.

Творческие же формы изучения деятельности, устанавливаемые как продуктивные, эвристические, оригинальные и др., предпочтительно анализируются как противостоящие подражательным, которые носят творческий характер, видоизменяясь от творчества низкого уровня к творчеству все более совершенному. То есть творческий тип деятельности характеризуется тем, что он сосредоточен на создании чего-то новейшего, все равно, будет ли это основанием творческой деятельности какой-нибудь вещи внешнего мира или это будет незнакомым построением чувства или ума, проживающим и выявляющимся только в самом человеке [21].

Творческий потенциал личности – это совокупность ее свойств, способностей, состояний, набор приемов и средств, используемых в решении творческих задач.

Основной составляющей творческого потенциала личности являются [23]:

1) специальные знания;

2) широта кругозора;

3) внешняя и внутренняя готовность к творчеству.

Без первоначальных специальных знаний тяжело надеяться на эффективный творческий процесс. Порой для решения какой-либо задачи нужно просто «подтянуть» базовые знания. Причем задача из разряда творческих может перейти в разряд алгоритмических. Истинное творчество связано с идеей, и для ее раскрытия и зарождения базовые знания тоже нужны. Они служат базой для осмысления границы противоречия между задачей и возможностью. Но творческий процесс существенно затрудняется без расширения кругозора и накопления информации в смежных областях, поскольку часто творческие задачи решают на бессознательном уровне, употребляя знаниями из других областей. При отсутствии знаний появляется чувство страха, противоречие воспринимается как пропасть, появляется ощущение невыполнимости решения задачи. При этом творчество с самого начала блокируется. При присутствии конкретного количества знаний противоречие в творческой ситуации ощущается как тревога, которая является «пусковым механизмом» творческого процесса.

Основные подходы к определению творческого потенциала [4]:

  1. Сартаков В. В. – характеристика уровня развития личности в том или ином отношении (квалификационном, культурном, профессиональном и др.).
  2. Парыгин Б. Д. – определенный уровень психических возможностей личности, ее внутренней энергии, нацеленной на творческое самоутверждение и самовыражение.
  3. Овчинников В. Ф – искусственное качество личности, которое характеризует меру ее возможностей ставить и решать новые задачи в сфере своей деятельности, обладающей общественным значением.
  4. Яковлева Е. Л. – комплексная характеристика личности, устанавливающая степень осуществления человеком своей индивидуальности.
  5. Соколова М. С., Неволина Н. А. – система творческих (креативных) качеств личности.

Вдохновение – главная сторона творческого потенциала личности, которая характеризуется взлетом, сосредоточиванием творческих сил индивидуальности. Способность сосредоточить творческие силы обусловливается как внутренняя готовность к творчеству. Механизм такой концентрации заключается в выдвижении сознаваемого в подсознание и надсознание для создания базы творчества.

Высокий смысл для творчества имеет наружная готовность к нему. Под наружной готовностью имеется в виду такое состояние личности, которое обеспечивает наиболее удобное исполнение его личностных качеств, связанных с общественными отношениями. Внешняя готовность к творчеству – существенная часть творческого потенциала индивидуальности, включающего совесть, ответственность, чувство долга [19].

Собственно поэтому творческая ситуация испытывается человеком с богатым творческим потенциалом как эмоциональная.

Иным существенным компонентом творческого потенциала является способность к импровизации. Импровизация на фоне вдохновения появляется как бы из ничего, из неотчетливой потребности творческого самореализации.

Формирование творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей воспитания и обучения, нежели от возраста как такового. Поэтому крайне значима проблема – условия формирования творческих возможностей [28].

Осуществление творческого потенциала осуществляется прямо в творческом поведении. Обеспечение творческого поведения в разрешающей мере зависит от некоторых факторов:

1) благоприятный климат в организации;

2) благоприятная внешняя среда;

3) создание благоприятного климата.

Многие авторы творческий потенциал человека связывают с такими личностными чертами, как самоуверенность, смелость, признание самого себя, свобода. Баррон Ф. и Харрингтон Д. к данному списку добавляют способность обнаруживать привлекательные стороны возникающих трудностей, самостоятельность представлений, способность рисковать, эстетическую ориентацию. Кшикжентмихалый М., обрисовывая творящую личность, подмечает, что в творческом процессе всегда задействованы ее познавательные способности, особенности мотивационной сферы, личностные черты.

Творческий потенциал включает компоненты [23]:

  • содержательный;
  • мотивационно-целевой;
  • рефлексивно — оценочные компоненты.
  • операционно-деятельностный;

Мотивационно — целевой компонент отображает личностное отношение к деятельности, обнаруженное в целевых мотивах, интересах, установках. Он подразумевает присутствие интереса к конкретному виду деятельности; склонности к покупке специальных и общих знаний, навыков и умений. Показан внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более важной для творческой деятельности, это:

мотивация по итогу, когда обучающийся направлен на результаты деятельности;

мотивация по процессу, когда обучающийся заинтересован самим процессом деятельности.

Содержательный компонент содержит совокупность умений, навыков, знаний общеобразовательного характера, которые способствуют решению творческих задач.

Операционно-деятельностный компонент создан на комплексе навыков и умений организации творческой деятельности. Он включает способы мыслительных логических операций, интеллектуальных действий, а также формы практической деятельности: технические, общетрудовые, специальные. Этот компонент отображает возможности личности в образовании чего-то нового и нацелен на самовыражение и самоопределение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент содержит: внутренние процессы самоанализа и осмысления, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения собственных возможностей и уровня притязаний в творчестве [32].

На сегодняшний день нет четкости в осознании творческого потенциала. Творческий потенциал понимается как качество человека, с помощью которого реализуется вероятная деятельность в форме труда, общения и познания, характер и содержание которого различаются новизной. Новизна в деятельности акцентирует, с одной стороны, действительность творческого потенциала, а с другой – продукт индивидуально-личностного творчества. Исполнение творческого потенциала личности вероятно только в определенных видах деятельности, базируется на установленную совокупность индивидуальных образов непредвзятого мира. К формам выражения творческого потенциала личности относятся формы психического отражения: восприятие, воображение, ощущение.

Главным показателем выражения творческого потенциала личности является что-то новое, что возникает не только в итоге познавательной деятельности, трудовой деятельности, но и в подходах, средствах, отношении, процессе, методах.

Многосторонность творческого потенциала и энергичности личности зависит от ее творческих возможностей. Даже если работа не подразумевает возникновения творчества, точность, высокий уровень профессионализма, безукоризненность исполнения рутинных операций приносят трудовой деятельности особенную привлекательность за счет тех позитивных эмоций, которые появляются, когда можно «показать себя».

Полагают, что творческий потенциал – это средство, с помощью которого разрешают практические задачи. Сила творческого потенциала определена не столько присутствием у человека творческих способностей, сколько потребностью в творчестве [9].

На современном этапе для решения проблемы творчества свойственным является отсутствие фундаментальных работ, которые посвящены рассмотрению смысла «творческого потенциала». В философском аспекте представление «творческий потенциал» анализируется как синтетическое качество личности, которое характеризует границу его возможностей определять и разрешать новые задачи в области своей работы, которые имеют коллективное значение.

Таким образом, «творческий потенциал» – это интегральное свойство личности, позволяющее человеку выполнять предметную деятельность.

Источник

Оцените статью