- Отношение СССР и стран Восточной европы
- Довоенный период
- Военное сотрудничество
- Интеграция стран социализма
- Внешняя политика СССР: кратко
- Ранний период дипломатических отношений – курс на признание
- Предвоенный период внешних дипломатических отношений
- Внешние политические отношения в военный период и последние годы правления Сталина
- Период Хрущевской оттепели
- Внешняя политика в эпоху застоя
- Внешняя политика во время Перестройки
- Отношение СССР с социалистическими странами
Отношение СССР и стран Восточной европы
Довоенный период
Послереволюционный период отношений СССР с другими странами складывался сложно. Из всех западных соседей официальные дипломатические отношения были установлены только с Польшей. После военных действий польское правительство подписало в 1921 году договор, согласно, которому часть бывших российских территорий отошли к Польше. Напряженность и недоверие между странами сохранялись вплоть до наступления фашистских войск. Инициатива СССР по созданию блока и защите малых государств Европы в силу усиливавшейся угрозы со стороны Германии ускорила процесс официального признания советского государства европейскими странами. В течение нескольких месяцев 1934 г. были заключены мирные договора с Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией. Последующие действия советского правительства были направлены на создание Малой Антанты и объединения усилий против фашистской агрессии. Прямое сопротивление Польши любым мирным инициативам СССР заблокировало уже на первом этапе переговорный процесс. Нежелание сотрудничать показали правительства Венгрии и Румынии. Активная деятельность национальных компартий на территории этих стран только усиливала недоверие к возможным действиям Советского Союза по заключению военно-оборонительного союза. Политические лидеры Болгарии, также открыто поддержали захватнические планы Германии. Построение системы, которая бы обеспечивала коллективную безопасность, несмотря на усилия советской дипломатии, не увенчалось успехом. Постепенно Венгрия, Румыния, Болгария пошли на сближение с Германией, оказав поддержку не только сырьевыми ресурсами, но и непосредственно участвуя в военных действиях на стороне фашистских государств. В свою очередь в результате Мюнхенского соглашения, часть Чехословакии была аннексирована в 1938 г. Но уже через год это государство утратило независимость, попав под протекторат Германии. Единственной из стран попытавшейся противостоять фашистской агрессии оказалась Польша, надеясь на союзническую поддержку Великобритании и Франции.
Военное сотрудничество
В ходе войны на территории СССР были сформированы две армии Войска Польского, Чехословацкий армейский корпус, две пехотные дивизии из румынских добровольцев, югославская пехотная и танковая дивизии. Общее количество обученных военных составило полмиллиона человек.
Советские войска верные союзническому долгу в 1944 г. восстановив границу СССР, начали освобождать страны восточной Европы. К маю 1945 года были полностью освобождены территории Румынии, Венгрии, Польши, Болгарии. Югославия при военной поддержке СССР смогла самостоятельно освободить свою территорию от фашистских войск. Уже после подписания капитуляции Германии, 9 мая бои продолжались на улицах столицы Чехословакии.
Интеграция стран социализма
За годы войны свои политические позиции и авторитет сильно укрепили национальные коммунистические партии. Возглавив борьбу против фашизма коммунисты, создали во многих европейских странах структуру управления на переходный период. На выборах назначенных после войны в странах восточной Европы победили партии коммунистического и социалистического направления. Промышленная и сельскохозяйственная интеграция и общее планирование многих качественных показателей указали на необходимость создания единого экономического центра стран социалистического лагеря. После межправительственного совещания в Москве в 1949 г. было принято решение об экономической взаимопомощи. Расчеты в СЭВ осуществлялись через коллективную валюту, которой стал переводной рубль. В 70-х гг. был создан инвестиционный банк. Уже через два десятилетия на долю стран СЭВ приходилась третья часть всего производства промышленности в мире. Бартерная торговля стимулировала развитие перерабатывающих предприятий, благодаря, которым увеличился выпуск сельскохозяйственной продукции. В период активного взаимодействия создаются международные отраслевые организации способствующие взаимодействию в атомной энергетике, в химической промышленности, в энергетической отрасли, в машиностроении. Холодная война, сложная международная обстановка в середине 50-х гг. и создание военного блока капиталистических стран в 1949 г., обозначили необходимость сотрудничества армий стран социализма. В 1955 г. был подписан договор, который официально оформил военный союз социалистических стран. По месту подписания стали называть Варшавским договором. Согласно статьям документа, были созданы объединенные комитеты, осуществляющие единое руководство и консультирование. Штаб организации располагался в Москве.
Отдельной страницей отношений являются события в Венгрии в 1956 г. и Чехословакии 1968 г. Идеологические противоречия и различные взгляды политических лидеров на экономическое развитие Венгрии и Чехословакии привели к партийному кризису в этих странах. В октябре 1956 г. противниками советизации в Венгрии была организована массовая демонстрация против коммунистического правительства, в процессе, которой начался силовой захват государственных учреждений и беспорядки. Были введены войска, к началу ноября ситуация нормализовалась, в партийном руководстве произошли изменения, были проведены либеральные реформы в экономике, смягчена цензура. На фоне активизации протестных движений по всей Европе. В Чехословакии по всей стране проходили демонстрации против экономической политики правительства. Накопившиеся проблемы национального характера, требовали проведения реформ. Смена партийного руководства привела к резкому повороту в сторону демократизации общественной жизни и проведения реформ. Последующие события показали нарастание антикоммунистических настроений и вышедшую из-под партийного контроля ситуацию. На совещании социалистических стран было принято решение о введение на территорию Чехословакии войск Варшавского договора. В конце августа 1968 г. в партийном руководстве страны произошли изменения, и был взят курс на свертывание реформ.
Источник
Внешняя политика СССР: кратко
СССР, как государство, просуществовало почти семьдесят лет (1922-1991 гг.) и за это период времени вела активную внешнюю политику, а поэтому данная тема очень широка. Но в данной статье мы постараемся анализировать всю внешнюю политику СССР кратко.
Правильным будет разделить политическую деятельность на периоды.
Ранний период дипломатических отношений – курс на признание
После того, как молодое государство было создано, ему нужно было заручиться поддержкой, прежде всего, стран Западной Европы. Но сначала СССР заключил мирный договор с врагом еще тогда Российской империи – с Германией, а также с другими странами, с которыми страна вела войну в ходе Первой мировой.
СССР, еще до своего официального создания, заключил мирный договор с Турцией (Московский договор 1921 года). После объединения Союза также были налажены связи с уже независимыми государствами: Эстонией, Польшей, Финляндией, Латвией и Литвой.
Однако СССР имел и разногласия с некоторыми государствами, которые пока не перерастали в военную конфронтацию, а именно с Румынией, с которой у Союза был спор за территорию под названием Бессарабия (Юго-Западная Украина и Западная Молдавия).
Предвоенный период внешних дипломатических отношений
В 1925 году СССР начал дипломатическое сотрудничество с императорской Японией – между ними был подписан Пекинский договор (1925 г.) Следует также отметить то, что Япония в дальнейшем множество раз нарушала условия договора, создавая локальные конфликтные ситуации.
Затем СССР заключил договор о нейтралитете и ненападении с Веймарской республикой, подписав Берлинский договор в 1926 году. Были урегулированы военные и торговые отношения между этими двумя государствами.
В 1929 году между Китаем и СССР возник военный конфликт, получивший название Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге. СССР разгромил войска Китая и в 1929 году был подписан так называемый Хабаровский протокол, который прекращал этот конфликт и вновь объявлял мир между двумя государствами.
В 1932 году между СССР и независимой Польшей был подписан договор о взаимном ненападении. Однако СССР в 1939 году полностью нарушили условия данного договора, напав на Польшу вместе с Германией и разделив ее между собой.
Дипломатические отношения между Францией и СССР начались еще в начале двадцатых годов. В 1932 году между странами был подписан договор о взаимном ненападении. А в 1935 году между Францией и СССР был подписан пакт о военной взаимопомощи.
В следующем году СССР начал вести активные дипломатические отношения с Соединенными штатами. В 1934 году СССР вступил в Лигу Наций (в нее входило 58 государств, желавших предотвратить любые военные конфликты на планете).
В 1938 году между Японией и СССР опять возник вооруженный конфликт, который получил название бои у озера Хасан. В результате конфликта, Япония вновь потерпела поражение, а государственные границы Союза были полностью защищены. В 1939 году Япония вновь посягнула на территорию СССР – конфликт на Халхин-Голе. В ходе данного локального конфликта Япония в очередной раз потерпела неудачу и в этом же году между странами был подписан мирный договор.
Огромную политическую роль во внешней политике СССР отыграли договоры, подписанные между СССР и Германией в 1939 году. Всего было подписано три договора:
– торговое соглашение между государствами (Германия дала большой кредит Союзу и поставляла оборудование (станки и потому подобное), военную технику, а СССР в свою очередь должен был поставлять Германии сырье и продовольствие);
– Пакт Риббентропа – Молотова (договор о взаимном ненападении и тайный договор, гласящий о разделе Польши, после ее полной оккупации; вскоре после подписания договора, СССР и Германия напали на Польшу с двух сторон и разделили ее);
– договор о дружбе между этими государствами, а также о установлении между ними границы (на территории разделенной Польши);
В 1939 году началась война между СССР и Финляндией, которая продолжалась до 1940 года. Но затем она снова была восстановлена и теперь уже продолжалась три года (с 1941 по 1944 гг.). Когда СССР впервые напал на Финляндию (в 1939 году), он был исключен из Лиги Наций.
Последним важным довоенным договором СССР принято считать подписанный ими пакт с Японией в 1941 году, который обязывал страны не нападать друг на друга.
Внешние политические отношения в военный период и последние годы правления Сталина
Как всем хорошо известно, в 1941 году нацистская Германия разорвала все договоры с СССР, когда начало внезапное вторжение на его территории. Этим самым она начал Великую Отечественную и спровоцировала вступление СССР в так называемую антигитлеровскую коалицию (объединение нескольких десятков государств против Германии и ее союзников в ходе Второй мировой).
Также во время Второй мировой СССР заключило массу договоров о сотрудничестве с США, Францией и Великобритании с целью добиться победы над нацистской Германией. Сюда можно отнести такие договоры как поддержка Британии и США с помощью ленд-лиза и тому подобное, когда в помощь СССР посылали военную технику, оружие и припасы.
Одним из крупнейших событий во внешней политике СССР в первые года после войны, была Фултонская речь, где Черчилль называет СССР – «красной угрозой» и тем самым начинает глобальную конфронтацию между США и СССР во второй половине XX века – «холодную войну».
В 1950 году между Китаем и СССР был подписан договор о вечной дружбе. Следующим важным событием во внешней политике Союза было его участь в Корейской войне, продолжавшейся с 1950-1953 годах. Непосредственного участия в конфликте Красная Армия не принимала, однако поставляла коммунистической Северной Кореи оружие, военную технику, боеприпасы, продовольствие, а также посылала туда свои кадры, которые обучали корейскую армию. В ходе этой войны погибло примерно 200 военнослужащих СССР.
Период Хрущевской оттепели
В 1955 году был подписан Варшавский договор, который раздел мир на два лагеря: на Западный – капиталистический и Восточным – социалистический; на США и их союзников с одной стороны и СССР с его союзниками с другой. Этот договор определил историю мира на последующие почти сорок лет.
В этом же году, СССР как одна из стран победительниц присутствовала на провозглашении Австрии независимым государством. В следующем году между враждующими Японией и СССР был подписан мирный договор.
Важнейшим внешнеполитическим событием во время Хрущевской оттепели был Карибский кризис в 1962 году. Тогда в районе Карибского бассейна сложилась ситуация, когда две стороны (США и СССР) чуть не объявили друг другу ядерную войну, которая вероятно, привела бы к катастрофическим последствиям, уничтожившим бы значительную часть жизни на планете. Когда уже все были на гране войны, в последний момент главы государств (Кеннеди и Хрущев) урегулировали конфликт.
Внешняя политика в эпоху застоя
В этот период продолжалась глобальная конфронтация между США и СССР (в основном идеологическая).
В 1979 году СССР вступает в войну с Афганистаном, где на протяжении многих лет погибали тысячи советских солдат.
Внешняя политика во время Перестройки
В этот период внешняя политика СССР кардинально изменилась. Страна отказалась от идеологической конфронтации с США и взяла курс на мир во всем мире.
Советский Союз выводит свои войска с Афганистана и с Восточной Европы. В 1989 году была разрушена Берлинская стена, а также ликвидирован Варшавский договор.
В 1991 году Советский Союз как государство, прекратил свое существование. На его основе было создано более десяти независимых государств (Россия, Украина, Латвия, Эстония и многие другие государства). Следовательно, внешняя политика СССР подошла к своему концу.
Источник
Отношение СССР с социалистическими странами
3.1 Отношение СССР с социалистическими странами
Первой темой доклада являлось направление дальнейшего укрепления сотрудничества с социалистическими странами. Брежнев открыто произнёс:
«Пожалуй, не было такого заседания Политбюро, на котором мы не рассматривали бы те или иные вопросы, связанные с укреплением единства и развитием сотрудничества с братскими странами, упрочением наших общих международных позиций». Эта фраза свидетельствует об особой значимости стран социалистического лагеря. Внешняя политика вмешивается во внутреннюю потому, что власть вынуждена тратить на решение внешнеполитических проблем большое время. Также это говорит о том, что СССР заботит идея распространения социализма по миру, сохранения единства стран социалистического лагеря.
Выделяются несколько стран социализма:
1. Вьетнам. Было отмечено, что вьетнамский народ победил американских «империалистов» в упорной борьбе. Советский Союз одобрил социалистический выбор Вьетнама и поддерживает восстановление разрушенной страны после войны.
2. Свободу завоевали Лаос и Камбоджа. СССР положительно оценил проделанные шаги этих стран в сторону политической свободы.
3. Особо было отмечено увеличение доверия в Центральной Европе. За счёт взаимных договоров о признании границ между ГДР, ФРГ, Польшей и Чехословакией созданы предпосылки для добрососедского сотрудничества.
4. Куба продемонстрировала социалистическому сообществу новую конституцию, которая даёт возможность стране идти вперёд.
Стоит особо отметить новую конфигурацию социалистического содружества стран. Если раньше это были только страны Восточной Европы, Китай и Монголия, то на съезде звучит другая система братских социалистических стран: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, КНДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия. В рамки друзей близкого круга входят такие страны неевропейского характера, как КНДР, Монголия, Вьетнам и Куба. Средство связи между этими странами есть единство коммунистических партий. Так видится оно советскому руководству. СССР подмечает в докладе больные геополитические точки: ГДР, Вьетнам и Куба. Этим странам Советский Союз уделяет большое внимание из-за срочных проблем. Также формируется всеобщность социалистической системы: Европа, Азия, Латинская Америка.
Единство партий подчёркивается для ведущих стран социализма. Встречи партийных лидеров на общих собраниях в Крыму, Будапеште и Варшаве говорят о тесном сотрудничестве. Ежегодные встречи руководства партий стран соцлагеря проводились вплоть до распада СССР и играли ключевую роль в соотнесении общей политики стран. Военное сотрудничество стран объединяется в ОВД, экономическое – посредством СЭВ, где СССР помогает братским странам строительством заводов, поставкой нефти и газа, увеличением товарооборота между странами. Были в докладе отмечены идеологические формы взаимодействия: частые встречи руководителей стран, сотрудничество СМИ, ведущая роль КПСС.
СССР не мог не обратить внимание на отношение с Китаем, страной социалистического развития. Китайский режим сравнивался с западными милитаристами, южноафриканскими расистами, фашистским режимом в Чили. В долгом течении ярко выраженного критического доклада в отношении Пекина, выводом стало то, что маоизм прямо враждебен марксизму-ленинизму. Но СССР всячески будет стремиться соблюдать решения 24 съезда КПСС, признавать за Китаем равноправие в отношениях с международным сообществом.
Отношения с Китаем разладились после смерти Сталина. Диктатура Мао Цзэдуна не понимала демократических новаций в СССР, считая СССР предателем, пошедшим на сговор с Западом.
Но Китаю для противостояния нужны были свои союзники, которых он нашёл в Румынии и Албании. Из этих стран наиболее верным союзником была Албания, вышедшая в 1962-1968 гг. из ОВД и СЭВ. Это связано с диктатурой Энвера Ходжи. Т. е. причиной возникновения такого союза стало укрепление личной власти руководителей стран и борьба с демократическими мерами в отношении власти. В 1972 году Китай посетил президент США Ричард Никсон, после чего между США и Китаем образовались дружеские связи. Удаление Китая от СССР привело к возникновению пограничных конфликтов, продлило период диктатуры Мао Цзэдуна, сохранило однопартийную структуру, привело страну к поиску новой экономической модели.
3.2 Отношение СССР с освободившимися и развивающимися странами
Следующей главой доклада стали отношения с освободившимися, развивающимися странами. Было отмечено то, что большая часть стран выбрала социалистический путь развития. В некоторых странах идёт классовая борьба, падение феодальных отношений. Было высказано недовольство по поводу поражения Индиры Ганди в Индии, смещением курса развития Египта.
«Или возьмите Народную Республику Ангола. Едва родившись, это прогрессивное государство стало объектом иностранной интервенции, это — дело рук империализма и южноафриканских расистов — заклятых врагов независимой Африки, а также тех, кто взял на себя неблаговидную роль их пособников. Поэтому борьба Анголы в защиту своей независимости встретила поддержку прогрессивных сил во всем мире, а успех этой борьбы стал еще одним свидетельством того, что стремление народов к свободе не сломить никому».
СССР выступает против вмешательства во внутренние дела других стран, но выступает за прогресс, демократию и национальную независимость стран. Было заявлено также то, что Советский Союз не ищет выгод, политического господства, концессий, военных баз в других странах.
Но подобные слова не соответствуют действительности. После 25 съезда 1976 года в декабре 1979 года СССР ввёл ограниченный контингент в Афганистан, что является грубым вмешательством во внутренние дела этой страны. СССР не строил военных баз за рубежом, но скрывал секретные базы в Африке, Юго-Восточной Азии. Дружественные страны предоставляли морские порты для беспрепятственного захождения ВМФ СССР.
Особо выделяются арабские страны и организации (в порядке приоритета):
4. Народно-Демократическая Республика Йемен;
5. Организация Освобождения Палестины (ООП).
Особо был отмечен заключённый между СССР и Ираком Договор о дружбе и сотрудничестве. В отношениях с арабскими странами происходит процесс взаимодействия обоих сторон. СССР поддерживает арабские страны в борьбе против израильской агрессии. Советская сторона видит возможность урегулирования этого конфликта совместно с США, Великобританией и Францией. Безопасность поставлена во главу угла в этом регионе. Также было сказано о важности разрешённого индо-пакистанского конфликта 1971 года. Отмечена важность победы народов Островов Зелёного Мыса, Гвинеи-Бисау, Мозамбика, Анголы. СССР расширил контакты с Гвинеей, Нигерией, Сомали, Конго.
Африка не является стратегическим континентом. Важными ресурсами здесь являются полезные ископаемые. СССР использовал идею борьбы за независимость стран Африки и Азии для увеличения своего влияния в этом регионе. В условиях борьбы с Западом, африканские базы имели стратегическое значение. Строительство заводов, поставка техники, военного контингента, кредиты – всё это было потрачено впустую. После распада СССР более сильные юридические соглашения о кредитах стали пустыми, у бедных стран не было возможности платить.
3.3 Отношения с капиталистическими странами
Третий большой блок посвящён отношениям со странами капитализма.
Основной курс отношений – разрядка. Основная причина разрядки с точки зрения советской стороны – переход к паритету военно-стратегических соотношений. Основа отношений с Западом — ленинский принцип мирного сосуществования и Программа Мира 1971 года.
Приоритет в европейских отношениях СССР отводил:
Стоит обратить внимание, что в этой главе каждый пункт, выдвинутый на съезде, пропускается через Программу мира. Отказ ФРГ от старой границы в пользу границы по Одеру-Нейсе, признание самостоятельного статуса Западного Берлина. Тезис о признании и нерушимости послевоенных границ вошёл не только в материалы съезда, но и в Заключительное соглашение Совета по Безопасности и Сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году. Основным следствие этого стало упрочение мира в Европе, сотрудничеству в науке, технике, экономике, культуре, информации между государствами. Советская сторона обращает внимание на проблемы. Одна из них – вопрос разрешения территориальных споров на Кипре. Основной принцип решения такого вопроса – учёт интересов обеих конфликтующих сторон – греческой и турецкой общины.
Но самыми важными и решающими отношениями СССР называет отношения с США. Улучшение связей с США ведёт к улучшению всего международного «климата». Встречи с президентом Никсоном в Москве и Вашингтоне и Фордом во Владивостоке позволило выйти двум странам на равноправные связи. Заключение договоров по ограничению стратегических вооружений делает взаимовыгодным сотрудничество двух стран и уменьшает возможность ядерной войны. Советская сторона обращает внимание на то, что США пытаются решать конфликты не бряцанием оружия, а с помощью переговоров. Усилились контакты двух стран по связи между парламентами СССР и США, через культурные мероприятия. Но СССР обращает внимание на то, что внутри страны есть круги, которые сопротивляются разрядке, улучшению отношений с СССР, прекращению гонки вооружений. СССР выступает против торговых ограничений в виде поправки Джексона-Веника. В целом курс СССР состоит в сотрудничестве с США.
Важную роль играют отношения с Канадой и Японией. Советский Союз надеется на то, что споры между двумя странами не помешают уже сложившимся добрососедским отношениям.
В конце третьей главы подводится итог за 5 лет в отношениях между СССР и Западом. Была создана благоприятная атмосфера развития экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. СССР осуществляя Программу мира, выступает за прекращение гонки вооружений, за разоружение. СССР против распространения ядерного оружия.
«Главным мотивом сторонников гонки вооружений является утверждение о так называемой советской угрозе. Этот мотив используется и тогда, когда нужно протащить более высокий военный бюджет, урезывая расходы на социальные нужды, и когда разрабатываются новые виды смертоносного оружия, и когда пытаются оправдать военную активность НАТО. На самом деле, конечно, никакой советской угрозы не существует ни для Запада, ни для Востока. Все это чудовищная ложь — от начала до конца. Советский Союз не собирается ни на кого нападать. Советскому Союзу война не нужна. Советский Союз не увеличивает свой военный бюджет, он не сокращает, а неуклонно наращивает ассигнования на повышение благосостояния народа».
Эти слова звучат, как жест отчаяния. Советский Союз не имел на тот период планов какой-либо войны. Главным спорным моментом выступает понятие «советская угроза». Это скорее не стратегия или план СССР, а состояние всего мощного социалистического содружества, имеющего огромный военный комплекс.
СССР выступает за дальнейшую реализацию Программы мира 1971 года. В конце главы были снова освящены пункты Программы мира и некоторые проблемы современной международной политики:
1. Укрепление единства братских социалистических стран;
2. Завершение подготовки для заключения соглашения между СССР и США;
3. Активизация переговоров о сокращении вооружений в Центральной Европе;
4. Сокращение военных расходов;
5. Скорейший созыв Всемирной конференции по разоружению;
6. Справедливое и прочное урегулирование конфликта на Ближнем Востоке;
7. Сотрудничество между странами;
8. Обеспечение безопасности в Азии;
9. Заключение всемирного договора о неприменении силы в международных отношениях;
10. Ликвидация системы колониализма;
11. Устранение дискриминации в международной торговле, диктата, экономической эксплуатации.
СССР не мог не обратить внимание на разные процессы. В одних странах происходят революции – Испания, Португалия, Греция, Ангола, Мозамбик. А в других странах усиливается реакция, как в Чили. Поэтому Советский Союз видит положительные моменты в революционном процессе и переходу стран в социалистический лагерь, поэтому он выступает за революционное смещение империалистических и реакционных режимов.
В конце доклада было сделано заключение о том, что международное положение СССР прочно, как никогда.
Основным выводом этой главы можно считать то, что СССР ориентировался на разрядку напряжённости, на мирное взаимоотношение между странами. Внешняя политика СССР имела чёткую структуру, делила страны по категориям. Основная задача – распространение социализма и сохранение мира, носила противоречивый характер. СССР пытался превратить политику по всеобщему характеру, т. е. были определены планы развития отношений с большинством стран.
Глава IV. XXVI съезд КПСС и его отличия от предыдущего съезда
В этой главе будут представлены различия по содержанию и структуре между 25 и 26 съездом КПСС. Сразу бросается в глаза большая похожесть отчётов о съездах КПСС в структурном плане.
И снова можно увидеть, что в начале доклада выступает Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. В этот прошедший период выявились два направления, сражающиеся между собой. Это курс на разрядку и на борьбу с ней. Авторитет Советского Союза вырос, победили революции в Эфиопии, Никарагуа, Афганистане, Иране. В кризисных условиях, особенно с американской стороны, СССР по-прежнему стремился проводить курс разрядки.
На 26 съезде появилось больше тревожных моментов в докладе, американская сторона перешла из группы друзей в группу противников разрядки. Но также стоит отметить, что СССР не сменил риторику курса на военное усиление. По-прежнему слышны слова о мире, о сокращении вооружения, о продолжении политики курса разрядки.
Источник