Звенья бюджетной системы
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев:
— Федерального бюджета РФ;
— бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами;
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из спроса и предложения. Поэтому государственное финансовое регулирование рыночных отношений должно усиливаться через системы финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
В последние годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений; многообразия форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошло принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название Федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Это значит, что бюджеты вышестоящих уровней управления перестали включать доходы и расходы бюджетов нижестоящих уровней управления. Для обеспечения самостоятельности бюджетов и автономного функционирования ими установлены собственные источники доходов и предоставлено право определять направления их использования и расходования. Одновременно совершенствуется механизм бюджетных взаимоотношений между уровнями власти.
Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.
До 1991 г. бюджетная система СССР объединяла в государственном бюджете союзный бюджет, бюджет социального страхования и государственные бюджеты пятнадцати союзных республик, в состав которых входили республиканские бюджеты союзных республик, государственные бюджеты двадцати автономных республик и более 53 тысяч местных бюджетов (краев, областей, округов, городов, районов, сельских и поселковых органов самоуправления). Организация бюджетной системы базировалось в это время на трех основных принципах: единства, демократического централизма и на национальной политике.
Существенные, изменения в бюджетной системе произошли при формировании бюджетов различных уровней в 1989 — 1991-х гг.
Особенностью формирования бюджетов на 1991 г. явилась коренная перестройка бюджетной системы страны, новые финансовые взаимоотношения между центром и суверенными республиками, между суверенными и автономными республиками и местными представителями органов самоуправления. Бюджетная система стала включать отдельно союзный бюджет, самостоятельные республиканские (суверенных и автономных республик) и местные бюджеты. Таким образом, практически, была упразднена единая, бюджетная система страны, которая распалась более чем на 55 тысяч автономных бюджетов. В результате общегосударственный денежный фонд был разделен по сферам ведения СССР и суверенных республик, что явилось следствием осуществляемых в стране политических и экономических реформ, становления государственного суверенитета республик, а впоследствии и независимых государств.
Российская Федерация в октябре 1991 г. приняла Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В соответствии с ним бюджеты всех уровней управления являются автономными и не входят в бюджеты вышестоящих уровней. Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства является федеральный бюджет. Он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.
Самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства являются местные бюджеты, в их ведение переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, и вся сеть социально — культурных учреждений.
Бюджетная система РФ в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», включает: республиканский бюджет России, республиканские бюджеты, областные, бюджеты автономных областей, окружные, городские (городов Москвы и Санкт — Петербурга), районные бюджеты в районах городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Бюджетная система РФ в соответствии с ее бюджетным законодательством базируется на двух главных принципах: единстве бюджетной системы и самостоятельности бюджетов.
Финансовая система РФ определяет:
— совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой;
— совокупность финансовых учреждений страны, к которым относятся финансовые органы и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.
Финансовая система страны включает:
1. Страхование:
а) социальное страхование,
б) личное страхование,
в) имущественное страхование,
г) страхование ответственности,
д) страхование предпринимательских рисков.
2. Государственные финансы:
а) государственный бюджет,
б) внебюджетные фонды,
в) государственный кредит.
Различие форм и методов образования фондов для нужд государства и их использование вызывают необходимость выделения отдельных звеньев финансов. Количество звеньев на отдельных этапах общественно-производственного развития государства может быть различным.
Сегодня в России можно выделить три звена финансов:
1) государственные финансы,
2) государственный кредит,
3) специальные фонды.
Первое звено по организационным признакам подразделяется на две группы:
1) централизованные финансы,
2) финансы субъектов Федерации (из которой можно выделить местные или муниципальные финансы).
Общим принципом организации финансов внутри государства является необходимость выделения управленческих звеньев собственными доходными источниками для выполнения функций по управлению государством в пределах полномочий, определенных Конституцией или законом.
Основой государственных финансов является бюджет.
Второе и третье звенья также тесно связаны с госбюджетом.
В доходной части бюджета находят отражение все доходы бюджета, включая доходы по государственному кредиту. Но если доходная часть бюджета отражает все поступления государства через налоговую систему, то по государственному кредиту методы формирования доходов и расходов выходят за пределы бюджета. Внутренние займы, межгосударственные заимствования, казначейские обязательства, государственная вексельная система — все это требует выделения государственного кредита в самостоятельное звено финансов.
Третье звено выступает достаточно обособленно. Специальные фонды создаются государством за счет бюджетных и внебюджетных фондов и используются для финансового обеспечения государственных предприятий. Такое обособление вызвано политическими, социальными и экономическими задачами. В различных государствах действуют различные системы специальных фондов. Они могут создаваться на определенный срок или действуют постоянно, различаются по принадлежности и по целям использования. В каждом конкретном случае используются самостоятельные методы формирования и использования этих фондов.
Звенья финансов как составная часть общей категории должны отвечать тем же признакам, что и финансы. Но каждое из звеньев должно иметь и собственные признаки, отличающее одно звено от другого. Эти отличительные признаки могут пересекаться с признаками других категорий. Но никакая другая экономическая категория не имеет всех трех признаков вместе, кроме финансов и их звеньёв. Так, государственный кредит имеет дополнительные признаки возвратности и платности, как и банковский кредит.
Отличительной особенностью звеньев финансов является также обособленная система управления каждым звеном. Государственными финансами управляет Министерство финансов. В России каждый субъект Федерации имеет свой бюджет и свое министерство финансов (однако исполнением доходной части бюджета занимаются федеральные налоговые службы, таможенный комитет, налоговая полиция). Относительно самостоятельно и казначейство.
Расходная часть бюджета исполняется Министерством финансов и федеральными министерствами и комитетами. Такие структуры есть в каждом субъекте Федерации.
Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 8779 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Звенья бюджетной системы, их характеристика — Финансы, денежное обращение и кредит (Мягкова Т.Л.)
Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны.
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
- федерального бюджета;
- бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов);
- местных бюджетов.
Федеральный бюджет – главное звено бюджетной системы РФ, представляющее собой денежный фонд органов федеральной власти РФ. С его помощью власть (представительные и исполнительные органы) сосредоточивает в своих руках значительную часть внутреннего продукта, используемого для осуществления общегосударственных управленческих, правовых, политических, военных и социально-экономических функций.
Правительство использует бюджет для экономического воздействия на негосударственную сферу экономики страны. Посредством механизма доходов и расходов оно оказывает влияние на характер хозяйственного воспроизводства и развития, занятость населения, уровень потребления и социального развития общества.
Через федеральный бюджет осуществляется внешнеэкономическая и политическая деятельность государства.
Субъектные (республиканские, краевые, окружные и областные) бюджеты. В их задачи входят обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функций государственно-национальных и административно-территориальных образований, экономическое воздействие на производственную деятельность организаций в рамках их территорий, а также решение социально-экономических и культурных задач.
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение бюджетов субъектов РФ неуклонно возрастают.
Местные бюджеты. Их часто объединяют с субъектными и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком служит конечный характер бюджетов. К местным бюджетам относятся все бюджеты, не имеющие деления, а именно бюджеты поселков, районов, городов.
Исключение представляют бюджеты городов, имеющих районное деление, и районные бюджеты, включающие поселковые.
Местные бюджеты обеспечивают финансовыми ресурсами органы местного самоуправления, реализацию местных социально-экономических задач, а также выполнение ряда функций, делегированных от вышестоящих органов власти в области социально-культурных и политических мероприятий.
Несмотря на существенные различия, все три звена бюджетной системы выражают единое социально-экономическое содержание – отношения сложившегося общественно-экономического устройства и финансовую политику государства.
Бюджетная система РФ представляет собой сложную экономическую категорию, выражающую совокупность экономических отношений между органами государственной власти, негосударственными экономическими субъектами и физическими лицами.
Источник
Бюджетная система РФ. Характеристика ее звеньев
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Бюджетное устройство базируется на государственном устройстве.
К сожалению БК РФ не дает определения бюджетного устройства, что свидетельствует о непонимании взаимосвязи бюджетных категорий и их недооценки.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Бюджетный кодекс РФ (далее БК РФ) даёт следующее определение бюджетной системы: «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
• первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• третий уровень – местные бюджеты (около 30 тысяч городских и районных бюджетов, а также бюджетов поселений).
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.
Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Свод бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.
Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей запрещается: сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета.
В международной практике используются понятия «консолидированный расширенный бюджет», включающий свод бюджетов всех уровней и бюджеты внебюджетных фондов. И «расширенный бюджет правительства», включающий федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов. Он используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти.
Бюджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учёта средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов закрепляет:
• право законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
• наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
• законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;
• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов:
• недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
• недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип гласности означает:
• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
• обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчётов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.
Источник