Особенности врачевания в странах Древнего Востока
РЕФЕРАТ
«Врачевание в странах Древнего Востока»
Закурдаева Марина Петровна
Кафедра оперативной хирургии с топографической анатомией
Научный руководитель: д.м.н., профессор Черных Александр Васильевич
Воронеж, 2016 год.
1. Особенности врачевания в странах Древнего Востока. 5
2. Врачевание в странах Древней Месопотамии. 8
3. Врачевание в Древнем Египте. 13
4. Врачевание в Древней Индии. 16
5. Врачевание в Древнем Китае. 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
ВВЕДЕНИЕ
Развитие человеческой культуры и цивилизации берет свои истоки из стран Древнего Востока [2; 5; 6; 7]. Исторические корни медицины Древнего Востока медицины уходят в далекое прошлое. Развитие врачевания в странах древнего мира имело схожие черты, но в то же время в каждом государстве были свои характерные особенности, связанные с историческим и культурным развитием данного региона [10; 12].
Изучая историю стран Древнего Востока, можно отчетливо увидеть, как из магической медицины возникает медицина практическая.
В Египте уже существовало хорошо разработанное целостное учение о кровообращении, сердечной деятельности и пульсе. Египетские врачи, строго специализировавшиеся в отдельных областях медицины, славились на всем Ближнем Востоке и в Средиземноморье [2].
Древнеиндийский сборник магических заклинаний «Аюрведа» содержит одновременно большое количество практических медицинских рецептов [1]. Индийские медики широко использовали лечебные свойства трав, знали о влиянии климата на здоровье, составляли специальные диеты при различных заболеваниях, в целом заботились о личной гигиене человека. Древнеиндийская хирургия славилась огромным количеством проводимых операций и использованием в них множества хирургических инструментов.
Китайская медицина известна подробным описанием анатомии и физиологии человека, а также методами лечения многих заболеваний. Врачевателями Древнего Китая была предложена методика диагностики по пульсу, которая до настоящего времени активно используется в китайской медицине. В Древнем Китае развивается иглоукалывание [11]. Весь современный мир пьет чай, который первоначально использовался китайскими медиками как лечебное средство.
Древневосточный мир охватывал собой обширную территорию, включавшую Северо-Восточную Африку, Переднюю Азию, Иранское плоскогорье, Индию и Китай со всеми промежуточными областями. Земли этих государств находились восточнее границ образовавшейся позднее Римской империи или составляли ее восточные провинции, в связи с чем, в древнеримской и последующей историографии по отношению к ним закрепился термин – «Древний Восток» [7; 10].
История медицины каждого из государств Древнего Востока содержит в себе множество примеров, характеризующих особенности развития врачевания в этих цивилизациях.
Особенности врачевания в странах Древнего Востока
История зарождения, возникновения и развития медицинской мысли в первых рабовладельческих государствах Древнего Востока – Египте, Китае, Индии, странах Передней Азии, как и дальнейшая история культуры восточных народов, раскрывает значительную плодотворную роль Востока в истории медицины.
В рабовладельческих государствах Древнего Востока народная медицина продолжала оставаться основой врачевания. В периоде разложения первобытно-общинного строя и превращения его в классовое рабовладельческое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, преимущественно женщинам, постепенно сосредоточивались в руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов [6; 9].
В дальнейшем занятие медициной выделилось из числа остальных профессий того времени, появился врач-профессионал. Эта новая профессия завоевала видное место в обществе и получила признание в государстве. Свою медицинскую подготовку врачи-профессионалы получали в семье. Врачебные знания передавались из поколения в поколение и дополнялись. Глава семьи передавал врачебный опыт своим сыновьям и дочерям, обучал их лечебным приемам, сообщал им секреты приготовления лекарств.
Из поколения в поколение этот материал накапливался, и становилось трудно удерживать его в памяти. В связи с этим после возникновения письменности появились первые записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств [10]. В медицине рабовладельческого периода применяли лекарственные вещества в основном растительного происхождения, реже – животного происхождения (молоко, масло) и некоторые минеральные вещества (ртуть, мышьяк).
В рабовладельческих государствах Древнего Востока продолжала совершенствоваться помощь беременной женщине, установились гигиенические советы для женщин в период беременности и родов, вырабатывались приемы вмешательства при трудных родах, при неправильном положении плода. Врачи того времени в случаях тяжелых родов делали попытки поворота плода на ножку, кесарево сечение и эмбриотомию.
Медики рабовладельческого периода знали хирургию и применяли ее в условиях мирной жизни и на поле боя, удаляли стрелы, перевязывали раны, останавливали кровотечение. Во время хирургических операций употреблялись средства, снижающие болевые ощущения у пациента: опий, белена, конопля, настой из корней мандрагоры [4; 7].
В течение длительного времени в рабовладельческом периоде медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом, храмами. Этот период в истории медицины носит название жреческой (храмовой) медицины [7].
С возникновением и развитием религии изменились представления о происхождении и природе болезней. В мифологических представлениях появились злые боги (демоны) болезней и добрые боги здоровья. Народ связывал свои представления о здоровье и болезни с явлениями природы: богом здоровья был бог солнца, бог плодородия.
Для жреческой, храмовой медицины основу представлений о болезни составляли демонологические воззрения на сущность болезни: болезнь представлялась злым духом, вселившимся в тело человека и вызывающим болезненные ощущения и явления; болезнь считалась следствием гнева богов, наказанием, посланным божеством. Дифференциация общественных функций в рабовладельческом обществе повела к тому, что в мифологии появилось множество богов, «ведающих» отдельными областями жизни: боги здоровья, боги – покровители медицины, боги врачей, покровители больных людей, богини-покровительницы беременных женщин [5].
Жрецы, являвшиеся часто наиболее сведущими для своего времени людьми, считали себя посредниками между людьми и богами, умеющими с помощью молитв и жертвоприношений умилостивить богов и, следуя указаниям богов, возвращать утраченное здоровье.
Медицина в рабовладельческих государствах Востока долгое время находилась в руках служителей религиозных культов, жрецов и играла роль орудия для удержания народа в страхе и для достижения корыстных целей. Жрецы стремились сосредоточить в своих руках дело врачевания, так как это являлось одним из средств эксплуатации народа и приносило храмам и их служителям жрецам большие доходы.
В лечении жрецы широко применяли таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождавшиеся магическими действиями, гаданиями, толкованием снов, различного рода «чудесами», «откровениями». Однако все более и более затемняя истинные причины болезней демонологическими представлениями, используя стремления больных людей получить исцеление, стремясь сохранить и расширить клиентуру храмов, наряду с мистическими и магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически найденные лечебные приемы и целебные средства народной медицины.
Борясь за сосредоточение в храмах врачевания и лечебной помощи, борясь и конкурируя с представителями народной эмпирической медицины, жрецы многое взяли из народной медицины, отбирали из нее лечебные средства, подмечали различия между ними. На известном этапе жрецы стали хранителями знаний о природе, ее наблюдателями и с появлением письменности записали народный опыт в области врачевания [3; 6].
Выдающимся достижением культуры рабовладельческого периода народов Древнего Востока было изобретение письма. Народы Древнего Востока оставили много письменных памятников, которые вместе с археологическими материалами дают сведения о медицине народов этой эпохи.
Медицина того времени поэтому чаще всего предстает перед нами в мистической оболочке. Для правильного понимания прошлого медицины рабовладельческого периода нужно уметь отделять объективные факты от элементов мистики.
Одним из источников доходов храмов были приношения верующих. Драгоценности, статуи и другие предметы люди приносили в храмы, прося исцелить их от болезней и в память об умерших. Больные, надеясь получить исцеление, жертвовали изображение больного органа, глаза, уха, сердца, матки, конечности. Обычай приношения посвящений был особенно распространен в местах, известных древними культами, храмами, «чудотворными» статуями богов. Такие места массового поклонения широко использовались жрецами. Вблизи их обычно располагались храмовые мастерские, изготовлявшие предметы для посвящений, которые покупались паломниками.
Источник
Характерная черта медицины стран древнего востока
Глава 4
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ВОСТОКА
Человек так устроен, что все недоступное, далекое, загадочное неизбежно кажется ему окутанным ореолом таинственности, сказочной эффективности, привлекательности. Хорошо помню появление в доме в 60-е годы перепечатанного, видимо, не раз руководства по йоге. Читалось, как откровение. А фильм «Индийские йоги – кто они?» Гордостью наполнялось сердце от невероятных человеческих возможностей. Жизнь становилась прочнее и «правильнее» с уверенностью в существовании древней и мудрой йоги, которая, казалось, могла все, – только протяни руку.
Две великие цивилизации – Индии и Китая – уходят корнями в очень далекое прошлое. Общность фундаментальных трактовок и феноменология методов лечения, застывших в своем развитии, не позволяют уверенно считать поступательный, накопительный путь появления знаний единственным. Нельзя исключить привнесенности знаний от более развитых цивилизаций. Свами Васвани* считает родиной Хатха – йоги Лемурию (огромный древний материк – цивилизация, погибшая около 30 – 50 тыс. лет назад); Лайа – йога произошла от цивилизации Атлантиды, а Раджа – йога была внесена в Индию древними арийскими племенами и завоевателями.
Ряд ученых возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджодаро и Хараппы (III – II тыс. до н. э.) на основании того, что во время раскопок в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги [44].
Древнейшая из медицинских систем* — индийская – дала миру йогу и Аюрведу. «Размытость» хронологий и существование так называемой даосской йоги не позволяют исключить и внеиндийский корень этой грандиозной системы здоровья.
Не менее расплывчато датировано создание Вед – древнейших священных текстов, лежащих в основе философско-религиозной системы индуизма. Это 6 – 2-е тысячелетия до н. э. Гимны, прославляющие древних богов, разнообразны; космогонические и астрономические сведения, формулы, заклинания с пояснениями к ним объединены в 1028 гимнов Ригведы, 1549 песнопений Самаведы. Не менее обширны Яджурведа и Ахтарваведа.
Аюрведа (IX – III в. до н. э.) представляла собой огромную энциклопедию медицинских знаний, где причинами болезней признавались не только гнев богов, но и изменения климата, нарушения диеты, правил личной гигиены.
В Аюрведе описаны признаки 150 болезней, 760 лекарственных растений и продуктов животного происхождения. При назначении их учитывали время года, тип телосложения больного, пол, возраст, характер болезни.
Здесь же, в Аюрведе, излагается учение о двух энергиях: Паруша – мужской и Пракрити – женской. Концепция пяти элементов, впервые или также как в Китае или Греции, составляющая основу как диагностики, так и лечения, представляет собой три доша: вата (эфир и воздух), питта (огонь и вода) и капха (вода и земля). Гармония трех дошей – здоровье, дисгармония – болезнь. Разумеется, считать Аюрведу исключительно медициной – значит, существенно ограничивать ее первоначальные задачи.
Рекомендации оздоровления, заботы о физическом теле не отделимы здесь от морально-нравственных и религиозных аспектов. Однако Аюрведа, вобравшая в себя предписания по сохранению и восстановлению здоровья, носила достаточно прикладной, бытовой характер в отличие от учения йоги.
Йога – связь, воссоединение, единение (аналогом которого является и латинское «religare» — религия) – должна была восстановить единство Чистого сознания, являющегося функцией души, воплощенной в теле, с Внешним сознанием [31]. Учение йоги хотя и отражено в Упанишадах (наставления, полученные «возле ног» учителя; формировались с VIII – VI в.в. до н. э. по XI – XV в.в. н. э.), но было практически доступно лишь касте брахманов- жрецов.
Хотя слово «йога» в Ведийских текстах и «Махабхарате»* в большинстве случаев означает просто отречение от мирских благ и аскетизм, из некоторых древних первоисточников (Шваташватара–упанишада, Мундака–упанишада, Бхагавад–Гита) можно сделать вывод о существовании специальных йогических процедур, методик целенаправленного управления физическими и психическими функциями человеческого организма[53]. |
Указания по практике йоги в древних источниках являются частью синкритического (не разделенного, не дифференцированного) учения с известными трудностями истолкования. Индологи полагают, что уровень методического знания древней ведийской йоги был весьма высоким; скорее всего, знание передавалось изустно от учителя к ученику.
Систематизированное учение йоги в рациональных терминах формального мышления было представлено в трактате врача и философа Патанджали «Йога-сутра» (II в. до н. э.). В «Йога сутре» теоретическая часть учения представлена четырьмя частями: Самдхипада, Садханапада, Вибхутипада и Кайвальяпада. Практическая часть впервые выделяет упражнения – умственно–духовные усилия, достигаемые специальным сосредоточением и медитацией. Асаны и пранаяма являются лишь одним из средств к успокоению ума.
После Патанджали теоретические стороны учения йоги были изложены в других древних и средневековых текстах. Это прежде всего: «Йога–васиштха», «Карпуради–стотра», «Гхеранда–самхита», «Хатха–йога–прадипика», «Йога–манипратха», «Йога–варттика», «Йога–сара–санграха» [53]. |
Патанджали была сформулирована концепция «восьмеричного пути», являющейся ступенями практики к высотам физического и духовного развития. Она содержала следующие понятия:
|
Внешнее и внутреннее очищение является основным правилом ниямы. Если праведность мыслей для человека западной цивилизации в массе своей декларативна, то водные гигиенические процедуры, детализированные в йоге, питье воды, процедуры очищения носа и придаточных пазух, очистка желудка и кишечника, уход за полостью рта являются эффективными лечебно-профилактическими мероприятиями, давшими направление более современным* лечебным процедурам.
Фундаментально проработаны вопросы питания, лечебного голодания, режима труда и отдыха. Следует иметь в виду, что эта диетическая терапия разрабатывалась в вечнозеленой стране с огромным выбором дешевых растительных продуктов в любое время года.
Особенностью траволечения является использование составов приготовленных фруктов, трав и ряда минеральных веществ; этим формулам нет эквивалента в обычной Западной медицине [67]. Это могут быть настойки, чаи, компоты, пилюли или порошки. Расаяна может содержать от десяти до двадцати отдельных трав, каждая из которых содержит сотни и тысячи химических компонентов. Согласно учению аюрведы, при использовании комбинированных травяных форм, в которые иногда входит растение целиком, достигается синергическая работа различных химических компонентов, что позволяет избежать вредных побочных эффектов.
Принцип «выведения» представлен в аюрведе как нигде полно и разнообразно. Детоксикация осуществляется с потом, калом и мочой. В число регулярных процедур входят массаж абьянга со специальным масляным настоем трав, травяные клизмы. Очень широко и наружно и внутренне применяются различные масла.
Панчакарма – процесс интенсивной детоксикации – проводится в течение нескольких дней, одновременно она предусматривает комфорт и глубокий отдых.
Положение тела есть то, которое твердо и приятно. Путем легкого усилия и размышления о беспредельном положение тела становится твердым и приятным. Раз овладев сидением, противоположности перестают мешать. |
Так описывается в «Йоге-сутре»* основа любой асаны, которых великое множество, но 32 признаны наиболее полезными для укрепления здоровья.
Пранаямы базируются на концепции праны – «жизненном дыхании, жизненной энергии», получаемой при дыхании. Пурака (вдох), Кумбхака (задержка дыхания) и Речака (выдох) тщательно и последовательно проработаны в йоге. Их качественные и количественные комбинации предназначаются не только для укрепления тела, но, в первую очередь, для подготовки к медитации и достижения ее высоких ступеней, невозможных без высокого уровня энергетики организма, достигаемой путем дыхания.
Асаны и пранаямы являются основой Хатха-йоги, целью которой является совершенствование физического тела и не является обязательным в других практиках** йоги. Более того, Хатха-йога, вызывающая наибольший интерес и наиболее востребованная на Западе, не входит в три основных йогических пути: пути действия (Карма-йога), пути знания (Джнани-йога) и пути любви (Бхакти-йога). В XX веке йога получила широкое распространение по всему миру и новые пути развития. Наиболее яркие примеры «неклассических» йог- интегративная йога, разработанная Шри — Ауробиндо Гхошем, и Агни-йога, у истоков которой стояли Е.И. Рерих и Н.К. Рерих.
На Западе йога появилась сравнительно недавно. Так, в США она проникла в середине 1800 годов. Примерно в это же время, усилиями интеллектуалов, интересовавшихся эзотерическими философиями Востока, о йоге узнали в Европе и России. Свами Вивекананда в 1893 г. зажег немеркнущий интерес к йоге на Всемирной выставке в Чикаго. Методы йоги достаточно широко распространены во всем мире, проходя известные пики популярности. В СССР ажиотаж вокруг совершенно неизвестного в стране экзотического, сразу овеянного невероятными слухами метода пришелся на начало 70-х годов. Сейчас в секциях йогов можно найти истинных энтузиастов русского происхождения, отдавших многие годы практическому применению метода. В самой Индии созданы институты йоготерапии и йогокультуры, йогоцентры, йогоашрамы. Их работой руководят профессионалы; обучают йоге и лечат больных. Большинство из них – врачи, прекрасно знающие как народную древнеиндийскую науку о лечении болезней – Аюрведу, так и современную медицину.
В Индии йога введена для обязательного изучения в армии, полиции и учебных заведениях страны. В ряде государств она является обязательной в физической подготовке военнослужащих, прежде всего летчиков и подводников [44].
Конец прошедшего века ознаменовался увеличением интереса на Западе методами Восточного целительства/самооздоровления. К сожалению, вся эта старейшая и отработанная веками система широкими массами востребована «наоборот» – в большей мере через интерес к энергопрактикам и в самой малой – к морально-этическому совершенствованию, которые всегда и во всех традициях являлись первыми, начальными ступенями духовной трансформации (яма и нияма).
Этическое развитие, психо-эмоциональная чистота личности лежат в основе великих религий и систем трансформации личности. И им, безусловно, придавалось значение большее, чем физическому совершенствованию. Западный ум в своем неуемном стремлении все разложить по классификационным признакам сумел и в данном варианте из цельного мировоззрения сделать рекламный сленг на основе лаконичности, якобы понятности и, на деле, сомнительной лечебной эффективности. Решение возникших перед человеком душевных проблем и заболеваний, по мнению ряда авторов [37,47,99], возможно через раскрытие какой-то (или нескольких) из 7 чакр. В индуизме, где, собственно, рождалось учение о энергетических центрах — чакрах, они вообще рассматривались как взаимосвязанное продолжение ума, отвечающие за свой уровень осознания.
Методов работы по раскрытию/стимуляции чакр достаточно много, также как взглядов на их функцию. Считается, что первая (чакра) ответственна за семейную безопасность, удовлетворение жизненных потребностей; вторая – за силу отношений, секс, власть, творчество; третья связана со страхом и уверенностью в себе, ответственностью в принятии решений; четвертая – центр любви, ненависти, горя, гнева, сострадания, надежды, доверия; пятая является волевым центром, с ней связаны выбор и воплощение цели, способность принимать решения; шестая – интеллектуально-творческий центр, интуитивизм и седьмая – этика, гуманность, духовность, вдохновение. Каждому центру соответствуют отдельные части тела и органы, где сердце, без всякого сомнения, принадлежит 4 чакре, а мозг – шестой, и, главное для нас – болезни соответствующих органов и систем.
Литература на эту тему интересна и познавательна, однако квалифицированное описание по работе с не раскрытыми, либо «подавленными» центрами после общих описаний заканчивается приглашением посещать тренинги в авторском центре. Кроме того, сама работа требует немалой подготовки и является достаточно длительным занятием. По мнению же других -–она просто опасна.
Однако, как бы там ни было – все это вечный процесс ментальной переработки известной информации под требование времени. Так, С.Д. Джагдиш [37] приводит оригинальную классификацию человеческих типов в зависимости от преобладания в их энергетике того или иного центра. И где К. Юнг с его некогда революционной характеристикой психологических типов?
Определение «Восточная медицина» объединяет различные направления медицинских систем юго-восточной Азии, Дальнего Востока, Монголии, Тибета и Японии, уходящих своими корнями в индийскую и китайскую медицину. Значительные отличия космологических представлений китайской цивилизации с ее пятичленной космологической моделью, концепцией Инь-Янь (китайский вариант диалектического единства), числовой кодировкой мирового пространства, антропо- и зооморфной персонологической символикой до настоящего времени надежно «изолируют» восточное мировоззрение, играя роль яркого ярлыка, рекламы в эру развития информационной цивилизации [63].
Китайская медицина – собирательное название различных, но взаимосвязанных направлений целительства, восходящих корнями к временам ханьской династии. Считается, что первой известной нам книгой по медицине стала «Хуанди нейцзин» («Трактат о внутреннем»), приписываемая императору Хуан-ди (III тысячелетие до н. э.)*. Все основные виды лечения – применение лекарств, акупунктура (акупрессура) и цигун явились частным воплощением даосской философии, принесшей идеи взаимодействия Инь-Янь, Пяти стихий, Недеяния, Податливости, Естественности, всеобщего ритма Превращений и, позже,- концепции циркуляции биоэнергии ци. Йога как система личностного духовного и физического совершенствования, получила развитие и в Китае как даосская или дзен-будийская.
Ш. Палош [111] приводит важное пояснение о дифференциации врачебных подходов на самой территории Китая, связанной с различными климатическими и социо-культурными условиями. В восточной части страны и на юге преобладала иглотерапия; на севере – прижигание; на западе – лечение травами; в центре Китая – массаж. Так называемое траволечение, следует считать древнейшим видом терапии. Термином «трава» пользовались для обозначения любого природного материала растительного, животного или минерального происхождения*.
Лекарственная терапия составляла значительную часть «Хуанди нейцзин» или «Книги о болезнях» (V в. до н. э.) Бянь Цяо, «Как лечить различные виды горячки» и «Очерки из золотой комнаты» Чжан Чжун Цзина (III – II в. до н. э.) [111]. Набор лекарственных средств был традиционным: рвотные, слабительные, диуретики, успокаивающие, тонизирующие, жаропонижающие и болеутоляющие. Китай — родина чая и жень-шеня.
Ш. Палош [111] указывает на «Книгу лекарственных средств Шэнь-нуна» (II в. до н.э. – II в. н. э.) как на первую в мире фармакопею, содержащую более 300 рецептов.
Концепция сбалансированного и гармоничного потока ци как основы здоровья формировалась параллельно с поиском (?)* внешних и внутренних каналов циркуляции. Иглоукалывание (чжень) и прижигание (цзю) точек акупунктуры применялись в Китае с незапамятных времен. Так как чжень и цзю использовались одновременно либо последовательно, метод получил название чжень-цзю терапии. Большой раздел «Ней-цзин» был посвящен этому методу. Упоминание о чжень-цзю имеется и в «Цзи-чжуан» ( VI в. до н. э.) [129]. «Книга правды» (IV в.) давала полную топографию почти семисот акупунктурных точек и их подробное пояснение.
Было бы несправедливым не сказать, что и в Аюрведе топографически выделяются 107 точек «марма», являющихся концептуально аналогами китайских. Аюрведический массаж «абьянга» использует стимуляцию этих точек.
Для прижигания* использовали накаленную докрасна металлическую палочку, зажженный порошок серы. Наиболее широкое распространение получило применение так называемого полынного цзю. Трава представляла собой похожий на шерсть материал, очень плотно спрессованный в виде конуса или шарика. Иногда к шерстневидному пуху полыни прибавляли лекарственные вещества: сухой имбирь, чеснок и др.
Считали, что залогом успеха является образование пузырей, при отсутствии которых эффект не наступает. Частое нагноение в области ожогов привели к модификации метода в более щадящий [129].
В качестве игл использовали острые концы камней (бяньши), осколки фосфора, иглы из бамбука. Железные, серебряные и золотые иглы появились в VI в. до н. э. Считалось, что золотая игла оказывает на организм возбуждающее, а серебряная – успокаивающее действие.
Примерно в V в. до н. э. выдающийся врач Бянь Цяо первым ставил диагнозы по пульсу, о чем сообщают «Исторические записки» I в. до н. э. Обобщенные сведения в «Книге о пульсе» приводит Ван Шухэ уже в III столетии нашей эры [111].
По сведениям китайских исследователей [95, 96] в древности словосочетание «цигун»* встречается крайне редко. Такие упоминания есть в книге даоса Сюй Суня во время династии Цзинь (265 – 420 г.г.), а также – значительно позже – в одной из книг в конце Цинской династии. В «Хуанди- ней-цзин» в числе основных пяти методов лечения упоминается «дао инь ань цяо» (раскачивание конечностей и костей, приведение в движение суставов и конечностей; даосский метод взращивания жизни) – и есть древний цигун.
В перечислении восьми слов: выдыхать, вдыхать, выплевывать, натирать, медведем повисать, птицей вытягиваться – содержится описание метода «даоинь». Многие классические медицинские трактаты на протяжении веков рассматривают эту технику. Ныне это называется статическим и динамическим цигуном [95]. Это все динамические и статические упражнения, дыхательные упражнения и массаж (аньмо). При этом предпочтение отдавалось самомассажу, позволявшему сделать более подвижным все тело. Цигун – целостный метод самолечения, укрепляющий все тело, признавался как более эффективный по сравнению с лекарствами. Методы работы с дыханием, дыхательная гимнастика – один из ключевые элементы цигун-терапии. В тексте «Эпитафии из яшмовых подвесок о движении ци», относимом к 380 г. н. э., было сформулировано представление о движении ци в организме и методе работы с ним посредством дыхания. В более поздних источниках времен династии Хань (206 г. до н. э. – 250 г. н. э.) приводятся многочисленные примеры и комментарии по дыхательной гимнастике. Дыхательная гимнастика отождествляется с приемом ци, но с гораздо более выраженным эффектом. В книге Ван Чуна «Относительно равновесия» сказано:
Врачу Хуа То приписывают создание комплекса «Танец пяти животных», объединявшего характерные позы, движения и особенности дыхания тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Ма Цзижень [95] замечает, что конкретные движения этого комплекса до нас не дошли, а существующие сейчас заново придуманы потомками. В последующие годы, при династиях Вэй и Цзинь (с 200 по 589 г.г.) и до периода пяти династий (до 979 г.г.), мы находим неоднократные ссылки на работу с ци как основу здоровья. Ван Чжэнь в «Книге Поздний Хань» говорит о зародышевом дыхании.
В «Сборнике основ взращивания жизни» Чжан Чжаня приводится 10 основ взращивания жизни. Первые 4 относят к древнему цигуну. В известной книге «Бао Пуцзы» впервые появляются представления о трех полях киновари (дантянях). Известный даос и врачеватель Тао Хунцзин в книге «Записки о взращивании природы и продлении жизни» описал методики и теории древнего цигуна. Чао Юаньфан в книге «Об исходных состояниях различных болезней», посвященной источникам болезней и выделению 1700 симптомов, говорит только о цигун.
Более подробно методы вождения и привлечения ци освещены в работах Сунь Сымяо. Им же был написан фундаментальный труд «Тысяча золотых рецептов». В VI – XI веках врачевание получило значительное развитие. Издаются руководства по применению метода акупунктуры. В XI веке появляется первый «Атлас точек Ван-Вейя», на основе которого в 1027 году отливается бронзовая модель фигуры человека с нанесенными на ней 600 известными к тому времени точками. К этому же времени относят проникновение метода в Японию, Монголию, Корею, Индию. Метод ауриколотерапии, «эр-чжень-ляо», имеющий многовековую историю, упоминается еще в «Хуанди-Нэй-цзин», где имеется высказывание об ушной раковине как месте скопления каналов цзин-ло, связанных со всеми органами и системами организма. В «Тысяче золотых рецептов» Сун-симяо (VII в.) приводятся сведения о лечении глухонемоты прижиганием полынью ушной раковины. Ян Сюй-чжоу успешно применял прижигание ушной раковины для лечения катаракты [129]. Во времена позднего периода Северной Сун появилось крупное произведение «Общие записи об императорской помощи» – сборник медицинских трудов и методов, скомплектованный чиновниками по указанию Сунского правительства [95]. В книге Чжан Шуя «Куриный пик – метод всеобщей помощи» приведены методики ведения и привлечения:
К методам дыхания, массажа, даоинь и аньмо как основным методам лечения и самозакалки обращаются практически все авторы периодов Цзинь, Юань, династий Мин и Цин. Большое внимание уделяется методу так называемого тихого сидения. Поэт Лу Ю пишет:
Би Сюан, живший при династии Мин (1368 – 1644) в «Записках о чтении книг» говорит*:
Поражает количество дошедших до нас литературных медицинских источников либо комментариев к ним с упоминанием не сохранившихся, свидетельствующих о высокой значимости медицины и ее широком практическом применении. Среди наиболее значительных — «Энциклопедия древней и современной медицины» Сюй Чуньну, где были собраны, исправлены и систематизированы важнейшие медицинские достижения. Большое внимание уделено динамическим и статическим методам цигуна. Развитие методов иглоукалывания и прижигания отражено в работах Ян Сюйчжоу и великого врача Ли Шичженя. Этот удивительный человек оставил описание 10 тысяч рецептурных прописей, многие из которых признаны как традиционной, так и современной китайской медициной [111]. Чэнь Мэнлей во времена Цинской династии составил крупнейший сборник трудов по медицине «Собрание древних и современных книг и схем». Чэнь Цзяжу, живший в то же время, говорил:
Развитие методов традиционной терапии в последующие века не носило поступательного характера. Это были периоды гонений, упадка и вновь вспыхнувшего интереса в середине XX века. Запад более жадно воспринимал, пытался осмыслить и трансформировать традиционные методы лечения. Так, появление акупунктуры в Европе в XVII в. привлекло внимание исследователей, и метод со временем получил широкое распространение*, особенно во Франции и России. Во Франции P.Nogiee, 1969 [129], был развит метод аурикулотерапии. Интересным фактом является методическое отличие применения метода в Японии. Здесь были сформированы собственные теоретические концепции. Не менее интересную трансформацию, как в теории, так и в практике, претерпел метод в Корее, где он называется «су-джок» (нога-рука). В 1955 году в Пекине был создан научно-исследовательский институт методов чжень-цзю терапии в составе Академии китайской народной медицины. Метод преподается во всех средних и высших медицинских заведениях Китая. Еще более широкое и глубокое распространение получил метод во Франции и России*. Тибетская медицина, чаще называемая в нашей стране как индо-тибетская [16], пожалуй, более других была известна и популярна в дореволюционной России и СССР благодаря деятельности Петра (Жамсарана) и Николая Бадмаевых. Первый из них перевел на русский основной труд тибетской медицины «Чжуд-ши». Развиваясь (или создаваясь?) в непосредственном соприкосновении с медициной Древнего Китая и Индии, она сохранила (или приобрела?) собственное лицо. Возможным определяющим фактором в формировании теоретической основы (и уж точно мировоззренческой!) следует считать буддизм, являющийся религией Тибета, Монголии и Бурятии. Считается, что тибетская медицина возникла в XII веке на базисе древнеиндийской, китайской и древнеперсидской медицины. Ютог Йондан-гонпо (1112 – 1203) объединил основы тибетской медицины в «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), а в XVII веке Дэсрид Саигжай Джамцо составил комментарий к «Чжуд-ши» — «Вайдурья-онбо» (22). В основе этого труда — обобщенные заключения, сделанные на основе наблюдений и анализе внешности и характера человека, его образа жизни, привычек и страстей. Как учит «Чжуд-ши», общая причина всех болезней одна – невежество. Оно – причина неуемных страстей, гнева, пороков. Среди причин заболеваний выделяют «Избыток» и «Недостаток», «Неверность» — дисгармоничная жизнь. Выделяли четыре этапа в развитии болезни, а всего различали 404 болезни. Условиями развития заболевания считали возраст, неблагоприятный сезон, неблагоприятное психическое состояние и неверный образ жизни [22]. Также как и в Индии, правда, в оригинальном варианте, были выдвинуты три доша организма: рлунг (ветер), мкхрис (желчь) и бадкан (слизь), в которые сводились все органы и системы. По мнению современных исследователей, рлунг соответствует нервной системе, мкхрис – гуморальной и кроветворной и бадкан – гуморальной и эндокринной. Преобладание того или иного доша определяет его темперамент и предрасположенность к болезням. Арсенал лекарственных средств тибетской медицины огромен. Чрезвычайно высоко развитая лекарственная терапия, основанная на использовании природных растительных, животных и минеральных источников, определила уникальность тибетской медицины на долгие века. Для широкого же распространения методов терапии существовали реальные географические, религиозные, языковые трудности. Существовали рецептурные справочники («жоры»): наиболее известный среди них «Жидуй-нин-нор». Все сочинения иллюстрировались «дунпе» (атласами). Классификация лекарственных средств по принципу аналогии основана на выявлении общности между частями лекарственных растений, частями тела человека и его отдельными органами. Считается, что корни, ветви и стебли излечивают болезни костей, мяса и сосудов. Листья, млечный сок и побеги используются при болезнях полых органов. Цветки, плоды и колосья – при болезнях глаз, лица, головы. Еще более оригинально представление о рвотном или слабительном предназначении лекарства: весной, когда растения тянутся вверх, соки тоже движутся вверх, поэтому растения вызывают рвоту. Осенью, когда соки движутся вниз, растения вызывают понос [26]. Классификация по вкусам исходит из представления о пяти стихиях. Досконально описаны свойства лекарств в зависимости от вкуса, показания к применению. Лекарства из животного сырья подразделялись на 13 видов: рога, кости, мясо, кровь, желчь, жир, мозг, кожа, когти, волосы, моча, как и средства из целого органа. Употребляли в виде зольных препаратов. Классификация по их применению группировала препараты, эффективные при определенных патологических состояниях. Это болезни «жара», болезни «желчи», болезни крови, заразные болезни, противоядия, излечивающие болезни легких, болезни «ветра» и группа, включающая средства для лечения болезней «слизи с ветром», протекающих с жаром и без него [26]. Тибетские лекарства включали иногда несколько десятков компонентов. Источник |