Хлеб это богатство нашей страны

Хлеб-богатство России
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Формирование ценностного отношения к хлебу и труду хлеборобов

Скачать:

Вложение Размер
hleb_bogatstvo_rossii_konspekt.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

«Хлеб – богатство России»

Составила: воспитатель МБДОУ детский сад № 236

Рябкова Наталья Витальевна

г. Нижний Новгород

— формировать представления детей о том, что хлеб – богатство нашей Родины, о том, как его выращивали в старину;

— познакомить с орудиями труда, народными традициями;

— воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.

  1. Иллюстрации с изображением крестьянина-сеятеля, процесса жатвы и молотьбы.
  1. Репродукция картин А. Венецианова На пашне. Весна», «На жатве. Лето».
  1. Альбомы «Старинные орудия труда», «Современная техника».
  1. Картинки с изображением ветряной и водяной мельниц.
  1. Отгадывание загадок о хлебе.
  1. Заучивание народных закличек, пословиц и поговорок о хлебе.
  1. Чтение рассказов М. Глинская «Хлеб»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
  1. Выставка – дегустация различных видов хлебобулочных изделий.

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам надо отгадать загадку:

«Отгадать легко и быстро,

Легкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет!»

Воспитатель: Мы с вами привыкли, что каждый день у нас на столе есть хлеб: и черный, и белый, и сладкие булки. Наша страна издавна славится главным своим богатством – хлебом. А как вы думаете, легко ли доставался и достаётся хлеб?

Дети: (Высказывают свои мнения).

Воспитатель: Какие вы знаете растения, из которых получается хлеб?

Дети: (Рожь, пшеница).

Рассмотреть колосья ржи и пшеницы, сравнить.

Воспитатель: Я вам хочу рассказать, как в старину на Руси выращивали хлеб.

Перед тем как начать сеять, крестьяне мылись в бане, одевали чистую одежду, кланялись земле – матушке, просили о богатом урожае.

Тракторов и машин раньше не было и помогала людям лошадь. На ней пахали сохой или плугом, боронили землю, перевозили урожай.

Рассматривание репродукции картины А. Венецианова «На пашне. Весна».

Воспитатель: Сеяли зерно руками: одевали на плечо лукошко с зерном, шли по полю и разбрасывали зерно. Ну и как вы думаете, от чего зависел богатый урожай?

Дети: (от солнца, тепла, дождика).

В землю зёрнышко упало (присесть).

Подрастать на солнце стало (руки над головой).

Дождик землю поливал.

И росточек подрастал (медленно встать).

К свету и теплу тянулся (встать на носки).

И красавцем обернулся.

Воспитатель: А когда созревало зерно, начиналась его уборка – жатва.

Рассматривание репродукции А. Венецианова «На жатве. Лето».

Воспитатель: Женщины брали в руки серпы, срезали колосья и собирали их в снопы. Сжатые колосья молотили цепами, зёрна выпадали и их везли на мельницу, где мололи и получалась мука.

Рассмотреть иллюстрацию мельницы.

Воспитатель: Из муки хозяйки пекли хлеб, а вот резать его должен был мужчина.

С хлебом связано много примет:

— Хлеб клали в колыбель ребёнку, т.к. считалось, что он оберегает от бед.

— Нельзя бросать хлеб, недоедать куски, а то случится неурожай.

— Дорогих гостей встречали хлебом-солью.

Внести хлеб-соль на подносе с полотенцем.

Воспитатель : Как называется этот хлеб?

Воспитатель: Может быть кто-то из вас расскажет, как происходит встреча гостей?

Дети: (Рассказывают, если не вспомнят, рассказывает воспитатель).

Воспитатель: Есть такая поговорка, «Хлеб – всему голова». Без него на Руси не садились за стол, а после еды даже крошки собирали и съедали. В наше время, когда человеку помогают машины, вырастить хлеб всё равно очень трудно.

Послушайте стихотворение Я. Акима:

«Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят».

Воспитатель : Мы сегодня в группе тоже с вами говорили о том, как тяжело во все времена доставался людям хлеб. А теперь я приглашаю вас пить чай с мягким, вкусным караваем со старинным пожеланием:

Источник

Конспект занятия «Хлеб — богатство России» (подготовительная группа)

Наталья Рябкова
Конспект занятия «Хлеб — богатство России» (подготовительная группа)

Составила: воспитатель МБДОУ детский сад № 236

Рябкова Наталья Витальевна

г. Нижний Новгород

— формировать представления детей о том, что хлеб – богатство нашей Родины, о том, как его выращивали в старину;

— познакомить с орудиями труда, народными традициями;

— воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.

1. Колоски ржи и пшеницы.

2. Иллюстрации с изображением крестьянина-сеятеля, процесса жатвы и молотьбы.

3. Репродукция картин А. Венецианова На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

4. Альбомы «Старинные орудия труда», «Современная техника».

5. Картинки с изображением ветряной и водяной мельниц.

1. Отгадывание загадок о хлебе.

2. Заучивание народных закличек, пословиц и поговорок о хлебе.

3. Чтение рассказов М. Глинская «Хлеб»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

4. Выставка – дегустация различных видов хлебобулочных изделий.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить,вам надо отгадать загадку:

«Отгадать легко и быстро,

Легкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет!»

Воспитатель: Мы с вами привыкли, что каждый день у нас на столе есть хлеб: и черный, и белый, и сладкие булки. Наша страна издавна славится главным своим богатством – хлебом. А как вы думаете, легко ли доставался и достаётся хлеб?

Дети: (Высказывают свои мнения).

Воспитатель: Какие вы знаете растения, из которых получается хлеб?

Рассмотреть колосья ржи и пшеницы, сравнить.

Воспитатель: Я вам хочу рассказать, как в старину на Руси выращивали хлеб.

Перед тем как начать сеять, крестьяне мылись в бане, одевали чистую одежду, кланялись земле – матушке, просили о богатом урожае.

Тракторов и машин раньше не было и помогала людям лошадь. На ней пахали сохой или плугом, боронили землю, перевозили урожай.

Рассматривание репродукции картины А. Венецианова «На пашне. Весна».

Воспитатель:Сеяли зерно руками: одевали на плечо лукошко с зерном, шли по полю и разбрасывали зерно. Ну и как вы думаете, от чего зависел богатый урожай?

Дети: (от солнца, тепла, дождика).

В землю зёрнышко упало (присесть).

Подрастать на солнце стало (руки над головой).

Дождик землю поливал.

И росточек подрастал (медленно встать).

К свету и теплу тянулся (встать на носки).

И красавцем обернулся.

Воспитатель: А когда созревало зерно, начиналась его уборка – жатва.

Рассматривание репродукции А. Венецианова «На жатве. Лето».

Воспитатель: Женщины брали в руки серпы, срезали колосья и собирали их в снопы. Сжатые колосья молотили цепами, зёрна выпадали и их везли на мельницу, где мололи и получалась мука.

Рассмотреть иллюстрацию мельницы.

Воспитатель: Из муки хозяйки пекли хлеб, а вот резать его должен был мужчина.

С хлебомсвязано много примет:

Хлеб клали в колыбель ребёнку, т. к. считалось, что он оберегает от бед.

— Нельзя бросать хлеб, недоедать куски, а то случится неурожай.

— Дорогих гостей встречали хлебом-солью.

Внести хлеб-соль на подносе с полотенцем.

Воспитатель: Как называется этот хлеб?

Воспитатель: Может быть кто-то из вас расскажет, как происходит встреча гостей?

Дети: (Рассказывают, если не вспомнят, рассказывает воспитатель).

Воспитатель: Есть такая поговорка, «Хлеб – всему голова». Без него на Руси не садились за стол, а после еды даже крошки собирали и съедали. В наше время, когда человеку помогают машины, вырастить хлеб всё равно очень трудно.

Послушайте стихотворение Я.Акима:

«Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят».

Воспитатель: Мы сегодня в группе тоже с вами говорили о том, как тяжело во все времена доставался людям хлеб. А теперь я приглашаю вас пить чай с мягким,вкусным караваем со старинным пожеланием:

Кто в этом дому.

Тому рожь густа,

С колосу осьмина,

С ползерна пирог.

Счастья дай вам Бог!»

Конспект интегрированной непрерывно-образовательной деятельности «Хлеб — всему голова. Как хлеб к нам на стол пришел» Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 44компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга Конспект интегрированной.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб — наше богатство» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Хлеб — наше богатство» Цель: формирование у детей представления о ценности хлеба.

Интегрированное занятие для детей старшей группы «Хлеб — наше главное богатство» Воспитатель: Башкирёва О. Я. Цель. Прививать уважение к труду хлеборобов, мельников пекарей. Закрепить знания о значении в жизни человека.

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе. Тема «Хлеб — наше богатство». Задачи. Образовательные: обобщить представления детей о хлебе как одном из самых ценных продуктов питания и величайших богатств на земле.

Конспект НОД по познавательному развитию «Хлеб — богатство России» МБОУ «Сахзаводская СОШ» Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Хлеб – богатство России». Для детей подготовительной.

Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб-богатство России» Цель: закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб — богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей,.

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира «Хлеб-наше богатство» Автор занятия: Кажаева Е. В. — воспитатель 1 квалификационной категории, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Атяшевский.

Педагогический проект «Хлеб-наше богатство» МБДОУ №2 ст. Новосергиевская Крыловской район Краснодарский край Педагогический проект «Хлеб — наше богатство» Разработчик:.

Творческий проект в старшей группе «Хлеб-наше богатство!» Вид проекта: творческий, краткосрочный, коллективный. Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители. Сроки реализации: одна неделя.

Занятие по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Хлеб, хлеб, хлебушек» Цель: создать условия для формирования у воспитанников бережного отношения к главному достоянию человечества – хлебу. Задачи: • Упражнять.

Источник

Хлеб – наше богатство

Исследовательская работа об истории возникновения хлеба, о пользе хлеба, о хлебных традициях, о пути хлеба к нашему столу, об отношении людей к хлебу.

Скачать:

Вложение Размер
Issledovatelskaya_rabota.doc 574.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Хлеб – наше богатство

Авторы работы: Пруцкова Кристина

4Б класс МОУ «СОШ

с углубленным изучением

иностранных языков № 56»

Научный руководитель: Ветренко С.А.

1. Когда и где родился хлеб

3. Саратовский калач

5. Хлебные традиции

6. Путь хлеба к нашему столу

7. Отношение людей к хлебу

8. Результаты анкетирования

«Хлеб — всему голова! Хлеб — наше богатство!» — так часто говорит моя бабушка. Почему же хлеб считается богатством? Почему, не смотря на то, что все об этом знают, часто мы видим брошенный кусок хлеба в грязь, недоеденные кусочки на столе, выброшенные в мусор буханки хлеба.

Обсуждая данную проблему в классе, мы предположили, что такое отношение к хлебу большинства ребят связано с тем, что они не знают, сколько труда потрачено и сколько людей разных профессий задействовано в приготовлении хлеба. Мы решили исследовать хлеб, исследовать отношение людей к хлебу. А для этого решили:

  • познакомиться с историей возникновения хлеба;
  • узнать, чем полезен хлеб для здоровья человека;
  • как хлеб попадает на наши столы;
  • как люди в разное время относились к хлебу;
  • выявить отношение ребят нашего класса к хлебу;
  • предложить ряд мероприятий по привлечению внимания к бережному отношению к хлебу.

1. Когда и где родился хлеб.

Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. А первым «хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб.

Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями и добавлять воду. Так появились первая мука и первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши.

Большой скачок в приготовлении хлеба произошёл, когда человек научился добывать огонь. Он стал поджаривать зёрна перед тем, как смешивать их с водой. Получившаяся каша была вкусней, чем раньше. Это и было вторым открытием хлеба.

Примерно пять тысяч лет назад человек научился выращивать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб из кислого теста. Так на смену твёрдокаменным лепёшкам пришли пышные булки. Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах – горшках, которые назывались «клибанос». Именно от этого названия и появилось слово «хлеб».

Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле, да и сытнее пшеничного, белого хлеба. Однако были такие сорта ржаного хлеба, которые не всегда могли купить даже очень состоятельные люди. К ним относился, например, «Боярский» хлеб. Такой хлеб пекли только по специальному заказу для особых случаев.
Пекари пользовались почетом и уважением. Если простых людей на Руси называли именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали соответственно Федор, Григорий, Дмитрий.

Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах.

3. Саратовский калач.

Нет лучшего лакомства, чем саратовский калач — пышный, белоснежный под золотистой запеченной корочкой, ароматный. Это достопримечательность нашего города.

Впервые саратовские мельники продемонстрировали калач на Нижегородской ярмарке 110 лет назад. Несмотря на то, что калачи выпекали во многих городах России, у саратовского калача были свои секреты, которые делали и делают его вкус неповторимым. Особенность местного калача состоит в том, что при высоте 40 см его можно сплющить до толщины лепешки, а затем калач вновь примет первоначальную форму. К тому же он очень долго не черствеет. К сожалению, саратовский калач сегодня редко встречается в городских булочных, так как за смену выпекают всего от 100 до 300 штук.

Почему же люди едят хлеб каждый день, и он никогда им не надоедает? Оказывается потому, что в нем много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Человек может жить долго на хлебе и воде! Ученые подсчитали, что взрослый человек съедает в день около 400 граммов хлеба, а при тяжелой работе – 800 граммов. Хлеб дает человеку почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности.

Ржаной хлеб более полезен, чем пшеничный, так как в нем больше витаминов и железа. Хлеб хорошо сочетается с основными видами продуктов, длительное время не теряет вкусовых качеств. Однако употреблять его надо в меру.

В настоящее время в России выпускается более 1000 наименований хлебобулочных изделий.

Сегодня появились лечебные виды хлеба:

— с пониженной кислотностью.

А также хлебобулочные изделия богатые витаминами, минеральными веществами, с добавлением йода, железа, кальция.

5. Хлебные традиции.

У каждой страны есть свои традиции, связанные с хлебом!

В России такие традиции особенно популярны. Издавна гостей встречали самым дорогим — «хлебом-солью», что было символом благополучия и гостеприимства. Хлеб — святая пища, поэтому каждая страна стремиться отдавать должное этому великому творению. Праздники Хлеба — очень популярное явление. Россия не исключение. Ежегодно в Москве проходит «Праздник Хлеба», в котором принимают участие предприятия со всей России. Когда празднуют Масленицу, пекут блины, на Пасху – куличи.

В Санкт-Петербурге открыт в 1988 году единственный в России Государственный музей Хлеба, в нем представлено около 19000 экспонатов, посвященных хлебу.

6. Путь хлеба к нашему столу.

Долгий путь у хлеба к нашему столу. Начинают его учёные. У нас в Саратове есть научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока Россельхозакадемии. За 97 лет своего существования учёными Института создано более 400 сортов и гибридов полевых культур. Они устойчивы к низким и высоким температурам, болезням и вредителям. Дальше путь хлеба продолжается в поле,

где работают трактористы, комбайнеры, агрономы. Комбайнеры рассказывают, что во время уборки им даже некогда поесть – так они спешат убрать все до дождя. Затем зерно отправляют на элеватор, где его сушат, сортируют. Потом отвозят на мельницы. Там зерно перемалывают в муку. Муку везут на хлебозаводы. На хлебозаводах выпекают хлеб и везут в булочные.

На нашем столе хлеб появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий — агрономов, трактористов, комбайнеров, мукомолов, кондитеров, пекарей и многих других.

7. Отношение людей к хлебу.

Как же люди относились к хлебу? Настоящую цену хлеба знают наши бабушки и дедушки.

На урок Мужества к нам приходил ветеран Великой Отечественной войны Сластихин Николай Иванович. Он рассказал нам, как люди в войну относились к хлебу, что такое хлебные карточки. Чтобы получить по ним хлеб, люди стояли в очереди целыми ночами. Ветераны ещё помнят вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. На фронт во время войны призывали и колхозников. В деревнях остались женщины, старики, дети. Вот они и выращивали хлеб.

Во время блокады Ленинграда не было никакой еды. И только кусочек хлеба спасал людей от голодной смерти. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г в сутки. Взрослые отдавали свою часть хлеба детям. Люди умирали от голода. Хлеб спасал их в трудное время.

8. Результаты анкетирования.

Зная отношение людей к хлебу в трудное время их жизни, мы задумались, а почему в настоящее время многие перестали ценить хлеб? И так ли это?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы провели исследование на основе составленной анкеты (см. Приложение 1) и блиц-опроса.

В опросе приняли участие 24 обучающихся 3-б класса вместе со своими семьями.

Как показывают результаты проведённого исследования на основе составленной анкеты:

1. Все учащиеся нашего класса любят хлеб.

2. Употребляют его несколько раз в день.

3. Белый хлеб является наиболее любимым у ребят.

4. Больше половины ребят считает, что хлеб является полезным продуктом.

5. Половина опрошенных признались в том, что они не доедают кусочки хлеба.

Мы подсчитали, что если каждый учащийся нашего класса в день не доест хотя бы 10г хлеба, то в целом это составит 240г (полбуханки) хлеба в сутки и почти 88кг (176 буханок) в год.

6. На вопрос о том, кто, по их мнению, участвует в процессе изготовления хлеба, большинство ребят ответили, что это повара и кондитеры.

Выясняя отношение к черствому хлебу, мы провели блиц-опрос:

  • Что вы делаете с черствым хлебом?

Можно сделать вывод, что большинство семей бережно относятся к хлебу, готовят из черствого хлеба различные блюда: запеканки, сухарики, котлеты, гренки и т.д. (см. Приложение 2).

Хлеб — продукт удивительный. Он содержит белки, углеводы, витамины, минеральные соли, органические кислоты, которые необходимы каждому человеку. Даже черствый он не теряет своих полезных свойств. Половину всех необходимых питательных веществ человек получает с хлебом!

Чтобы обратить внимание людей на проблему бережного отношения к хлебу, предлагаем:

— проводить мероприятия о значении хлеба для здоровья человека;

— участвовать в конкурсах сочинений, рисунков, связанных с профессиями людей, изготавливающими хлеб;

— выступать с докладами на научных конференциях;

— выпустить газету о бережном отношении к хлебу.

О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Отношение к хлебу должно быть святым и трепетным, то, как человек относится к хлебу – один из показателей его внутренней культуры.

  1. Безруких М., Филиппова Т. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» / М.: Изд-во «Олма Медия групп», 2008. – 72 с.
  2. Езушина Е.В. Азбука правильного питания / Волгоград.: Изд-во «Учитель», 2008. – 171 с.
  3. Эвенштейн З.М. Популярная диетология / М.: Изд-во «Экономика», 1990. – 316 с.
  4. Энциклопедия молодой семьи / Минск.: Изд-во «Белорусская Советская Энциклопедия» имени Петруся Бровки, 1987. – 662 с.
  5. Журнал «Читаем, учимся, играем»: Изд-во «Либерия-библиопринт» №3, 2009. – 14-16 с., №7, 2005. – 45 с., №1, 2008. – 20 с.
  6. Хлеб всему голова. Журнал «Воспитание школьников» №9, 2004. – 7-8 с.
  7. Мария Лемнис. В ставропольской кухне / Изд-во «Интерпресс».

Источник

Читайте также:  Голоса моей страны саундтреки
Оцените статью