Хозяйственная деятельность страны камерун

Энциклопедический справочник «Африка»
Камерун. Экономико-географический очерк

Камерун. Экономико-географический очерк

Общая характеристика хозяйства.

Основа экономики Камеруна — сельское хозяйство, специализирующееся на производстве экспортных культур (какао-бобы, кофе, бананы, продукты масличной пальмы и др.). В промышленности преобладают отрасли по обработке сельскохозяйственного сырья, лесоразработка, деревообрабатывающая промышленность. В 1983/84 ВВП достиг 3195 млрд. франков. КФА (в текущих ценах), доля сельского хозяйства в ВВП 34%, промышленности 27%. В 1981-84 среднегодовой темп прироста ВВП составил свыше 5% (в сопоставимых ценах).

Государство занимает ведущие позиции в области транспорта (в железнодорожном транспорте правительству принадлежит 100% капитала компаний, в воздушном 70%, морском 66,6%, городском транспорте 65%), связи (60%), в энергетическом хозяйстве и водоснабжении (99%). В 1970-е гг. возросли позиции государства в сельском хозяйстве, в основном благодаря созданию крупных агропромышленных комплексов, принадлежащих государственным или смешанным компаниям. В общем объёме акционерного капитала агропромышленных комплексов государственный капитал составлял в среднем 50,2% (1984). Имеются агропромышленные комплексы по выращиванию масличной пальмы, сахарного тростника, пшеницы, риса, каучуконосов и др. Корпорации развития К. (КДК) принадлежит 100 тыс. га земли (плантации масличной пальмы, каучуконосов, бананов, чая и др., общей площадью 35 тыс. га). Развивается кооперативное движение. Принимаются меры по совершенствованию сельскохозяйственного кредита и других видов государственной помощи кооперативам, ликвидации скупщиков-посредников и предоставлению некоторым кооперативам монополии на скупку отдельных видов сельскохозяйственной продукции. К смешанным компаниям в промышленности принадлежат КАМШУКО («Камерун шугар компани») (87,5% государственного капитала в 1979), СОКАМЕ («Сосьете камерунез дез ангре») (74,5%, завод химических удобрений), Национальное общество по переработке нефти (68%, нефтеперерабатывающий завод) и др. Сфера приложения частного иностранного капитала — горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, производство потребительских товаров.

Читайте также:  Особенности экономического развития стран латинской америки кратко

В начале 1960-х гг. в К. была разработана программа экономического и социального развития на 1960-80. В 1986 завершается выполнение 5-го пятилетнего плана.

До 50% всего экспорта (1980) приходится на долю продукции сельского хозяйства. Пашня и многолетние культуры занимают свыше 6% территории, луга и пастбища 36,8% (1980).

Земледелие — ведущая отрасль сельского хозяйства. Почти повсеместно в мелких хозяйствах применяется подсечно-огневая система земледелия. Свыше 50% ежегодно обрабатываемой земли занято продовольственными культурами, 30% экспортными культурами. Главные продовольственные культуры: просо и сорго (среднегодовой сбор в 1970 — начале 1980-х гг. 300-400 тыс. т), кукуруза (300-350 тыс. т), рис (30-40 тыс. т необрушенного риса), маниока (свыше 900 тыс. т), ямс (400 тыс. т), макабо и таро (около 750 тыс. т), батат (100 тыс. т), бананы «плантэн» (около 1300 тыс. т), арахис, овощи, бобовые и др. С конца 1960-х гг. освоена культура сахарного тростника. Основные экспортные культуры: какао (среднегодовой сбор в 1970 — начале 1980-х гг. около 110-120 тыс. т), кофе (свыше 100 тыс. т), бананы (80 тыс. т), каучук (17-18 тыс. т), табак (около 3 тыс. т), чай (около 2 тыс. т), масличная пальма (промышленное производство ядер пальмовых орехов около 10 тыс. т, пальмового масла свыше 50 тыс. т), хлопчатник (60-80 тыс. т хлопка-сырца).

Животноводство. Важную роль в сельском хозяйстве северных и западных районов играет кочевое и полукочевое скотоводство. Поголовье (1982/83, млн.): крупного рогатого скота около 3,7, овец и коз 3,2, свиней около 1, птицы 10,3 млн. штук. Вывозятся главным образом необработанные шкуры и кожи. Несколько тысяч голов крупного рогатого скота ежегодно перегоняется для продажи в Нигерию. Товарное молочное животноводство практически отсутствует.

Лесное хозяйство. Лесами занято 43% территории страны, или 20 млн. га. К. — монопольный поставщик на мировой рынок ценной древесины азобе (железное дерево), вывозится также древесина дусье, сапели, сипо, акажу (вид красного дерева), обече, иломба и др. Лесозаготовки ведутся преимущественно в прибрежных и центральных районах, наиболее обеспеченных транспортными путями. В стране действует около 100 лесозаготовительных компаний, из которых свыше 70 — иностранные. Объём заготовок круглого леса составляет 1,5 млн. м 3 (1983/84). До 60% заготавливаемой древесины перерабатывается на месте.

Рыболовство. Общий улов рыбы во внутренних водоёмах 50 тыс. т (1982/83). В прибрежных районах традиционным рыболовством занято свыше 10 тыс. человек Улов рыбы около 56 тыс. т (1982/83). С 1960-х гг. начал развиваться промышленный морской лов рыбы и креветок (свыше 20 тыс. т в год).

Доля промышленной продукции (в основном за счёт нефти) в экспорте страны возросла с 7% (1960) до 50% (1984). Общее число работающих по найму в промышленности составило свыше 40 тыс. человек (1984).

Добывающая промышленность. Разрабатываются месторождения: нефти (0,8 млн. т в 1978, 6,5 млн. т в 1983, 8 млн. т в 1984) около г. Лимбе (Виктория), оловянной руды (около 20 т в год в 70-е гг.) в районе Майо-Дарле, золота (до 6 кг) около гг. Бетаре-Оя и Батури, кианита (дистана) около г. Нанга-Эбоко, известняка около г. Фигиль, мрамора около г. Бидзар, песка и т. д.

Энергетика. Установленная мощность электростанций 496,6 МВт (1984), из них 263,2 МВт приходится на ГЭС, в основном ГЭС «Эдеа» и «Сонг-Лулу» на р. Санага. Производство электроэнергии около 2,2 млрд. кВт·ч (1983), из них свыше 1,3 млрд. даёт ГЭС «Эдеа» и 0,8 — «Сонг-Лулу». Наиболее крупные ТЭС (на импортной нефти): в Яунде, Гарва, Дуала-Баса.

Обрабатывающая промышленность. Развиты пищевкусовая промышленность: переработка какао-бобов, очистка кофе, маслодельная, пивоваренная и чайная (в гг. Толе, Иду, Яунде, Дуала, Эдеа, Гарва, Марва, Нконгсамба, Дибомбари и др.), а также первичная обработка сельскохозяйственного сырья: хлопкоочистительное (гг. Гарва, Марва, Каэле), производство табачной продукции (Яунде), первичная обработка латекса (Тико, Дизанге и др.). К традиционным отраслям относится деревообрабатывающая, предприятия которой находятся в гг. Белабо (мощность 127 тыс. м 3 коры, 16 тыс. м 3 пиломатериалов, 24 тыс. м 3 однослойной фанеры), Яунде, Дуала, Димако, Мбальмайо, Эсека. За годы независимости появились новые отрасли промышленности: сахарная в Мбанджоке (27-28 тыс. т сахара в год), текстильная (прядильно-ткацкое и отделочное производство) в гг. Дуала, Гарва, целлюлозно-бумажное в Яунде и Эдеа (мощность 122 тыс. т бумажной массы в год), производство удобрений в Дуале, стройматериалов (прежде всего цемента) в гг. Дуала и Фигиль, мукомольная промышленность — в Дуале, кожевенно-обувная в Дуале, Нгаундере. Алюминиевый завод в Эдеа (мощность 80 тыс. т в год) работает на глинозёме из Гвинеи (главные акционеры — французские группы «Пешине» и «Южин»). Около 45% алюминиевых слитков экспортируется (в основном во Францию и Японию). Имеются предприятия машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство металлоконструкций и профильного проката, ручного сельскохозяйственного инвентаря, сборка легковых автомобилей, радиоаппаратуры, электротехнических приборов и т. д.) главным образом в гг. Дуала и Яунде. В 1981 введён в строй первый нефтеперерабатывающий завод на мысе Лимбе [близ г. Лимбе (Виктория)] мощностью 3,5 млн. т сырой нефти в год.

Свыше 70% внутренних перевозок приходится на железнодорожный транспорт. Общая протяжённость железных дорог 1168 км (1980). Основные железнодорожные линии: Дуала — Яунде (309 км), Дуала — Бонабери — Нконгсамба (172 км), Транскамерунская ж. д. Яунде — Нгаундере (623 км), введённая в строй в 1974. Объём перевозок по железным дорогам свыше 240 млн. пассажиро-км и свыше 550 млн. т-км (1980).

Общая протяжённость шоссейных дорог (тыс. км, 1984, оценка) 65, из них национального значения — 6,2, районного — 11,1. Важное значение имеют автодороги Дуала — Тико — Лимбе (91 км) и Баменда — Мбуда — Бафусам (80 км). Через территорию К. проходят трансафриканские автомобильные магистрали: Лагос (Нигерия) — Момбаса (Кения), Лагос (Нигерия) — Битам (Габон), Дакар (Сенегал) — Майдугури (Нигерия) — Нджамена (Чад). Завершается строительство автострад Яунде — Дуала и Яунде — Либревиль (Габон). В 1984 автопарк составил около 86 тыс. автомобилей.

Морские порты: Дуала (около 90% всего грузооборота страны), Криби, портовый комплекс Тико — Лимбе — Бота (в основном экспортные операции), порт Кампо (вывоз леса) — собственность государства. Национальный торговый флот К. действует с 1975 (4 собственных судна и 2 арендованных). Гарва — важный речной порт (собственность государства). Через него вывозится в основном хлопок, а также часть грузов Республики Чад. Международные аэропорты в Дуале, Яунде и Гарве. С 1971 действует национальная авиакомпания КАМЭР, в которой государству принадлежат 75% акций.

Оборот внешней торговли в 1983 составил 783,5 млрд. франков. КФА, в том числе экспорт 368,8 млрд. и импорт 414,7 млрд. Основные экспортные товары: какао-бобы и кофе. С 1978 К. экспортирует нефть (около 50% экспортных поступлений, 1983). Вывозят также тропическую древесину (до 8%), хлопок-волокно, каучук, бананы, арахис, продукты масличной пальмы. В целом сельскохозяйственные товары (включая древесину) дают до 50% стоимости экспорта. Главные статьи импорта: машины и оборудование (около 30%), прочие товары производственного назначения (более 20%), полуфабрикаты (около 18%), товары широкого потребления (свыше 10%), топливо и смазочные материалы, продовольствие, сырьё и т. д. Около 50% экспорта и 60% импорта приходится на долю стран ЕЭС (1982), в том числе около 23% экспорта и около 43% импорта на долю Франции.

Источник

GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Камеруна. Основные отрасли экономики Камеруна

В Центральноафриканском регионе Камерун — относительно развитая в экономическом плане страна (ВВП на душу населения около 1100 дол. США). Темпы экономического роста за первые годы 21 века составляли 3-4%. Однако мировой финансовый и экономический кризис достаточно сильно ударил по основным отраслям, прежде всего ориентированным на экспорт. При этом камерунскому руководству удалось не допустить провала по основным экономическим показателям — ВВП в 2009 году вырос, по предварительным данным, на 1,6%, инфляция составила 2,9%, дефицит гос. бюджета 7,2%. Показательно, что уже в 2010 году МВФ дает прогноз по росту экономики страны на уровне 2,7%.

Нефть продолжает оставаться основным экспортным продуктом Камеруна и приносит в казну 40-50% от всех экспортных поступлений. Руководство страны активно привлекает зарубежных инвесторов для разработки новых нефтяных месторождений, что особенно актуально ввиду того, что нынешние нефтеносные точки практически исчерпаны. ВВП Камеруна на душу населения (PPP) был оценен как США 2 300$ в 2008 году, один из десяти, самых высоких в Африке района Сахары.

Валюта — франк CFA. Бюрократизм, высокие налоги, и местная коррупция препятствовали росту частного сектора. Приблизительно одна треть населения жила ниже международного порога бедности 1,25 US$ в день в 2009 году. С конца 1980-ых Камерун следовал за программами, защищенными Всемирным банком и Международным валютным фондом (Международный валютный фонд), чтобы уменьшить бедность, приватизировать отрасли промышленности, и увеличить экономический рост. Туризм — растущий сектор, особенно в прибрежной области, вокруг Горы Камерун, и на севере.

Сельское хозяйство Камеруна

Сельское хозяйство остается основной отраслью с точки зрения занятости трудоспособного населения (около 70%), оно обеспечивает 25% ВВП и 30% экспортных поступлений. Страна во многом удовлетворяет свои потребности в основных продуктах питания за счет собственного производства. В сельском хозяйстве занято 70 % трудоспособного населения. Обрабатывается 3 из 7,5 млн га земель, пригодных для обработки. Выращиваются авокадо, арахис, бананы, рис, ямс, таро, сахарный тростник. Треть земель занята экспортными плантационными культурами — какао (125 млн т), кофе (78 млн т), хлопок, чай, гевея. Животноводство развито слабо, лучше развито лесное хозяйство: имеются многие ценные породы деревьев — азобе, бибело, билинга, нголон. Вырубка лесов привела к опустыниванию в ряде регионов страны — площадь лесов сократилась на 222 тыс. га с 1990 по 2000 год.

Природные ресурсы Камеруна очень хорошо подходят для сельского хозяйства и лесоводства. Приблизительно 70 % популяционных ферм, и сельское хозяйство включали приблизительно 19.8 % ВВП в 2009. Большинство сельского хозяйства сделано в прожиточном масштабе местными фермерами, использующими простые инструменты. Они продают свой излишек, производят, и некоторые поддерживают отдельные области для коммерческого использования. Городские центры особенно уверены в крестьянском сельском хозяйстве для их продовольствия. Почвы и климат на побережье поощряют обширное коммерческое культивирование бананов, какао, масличных пальм, каучука, и чая. Внутри страны на Южном Камерунском Плато, товарные культуры включают кофе, сахар, и табак. Кофе — главная товарная культура в западной горной местности, и в северных, естественных условиях одобряют зерновые культуры, такие как хлопок, арахисы, и рис. Уверенность относительно сельскохозяйственного экспорта делает Камерун уязвимым для изменений в их ценах.

Домашний скот содержится по всей стране. Ловом рыбы заняты приблизительно 5 000 человек, вылавливается около 20 000 тонн рыбы каждый год. Bushmeat, долго основная пища для сельских Камерунцев, является сегодня деликатесом в городских центрах страны. Коммерческая торговля bushmeat теперь превзошла вырубку леса как главную угрозу дикой природе в Камеруне.

Статистические показатели Камеруна
(по состоянию на 2012 год)

Показатель Значение
Территория, тыс. кв. км 475.4
Население, млн. человек 20.1
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США 24.5
Инфляция, % 2.9
Уровень безработицы, % 0.0

У южного тропического леса есть обширные запасы древесины, которые, согласно оценке, покрывают 37% полной земельной площади Камеруна. Однако, большие области леса являются трудными достигнуть. Заготовка леса, в значительной степени обработанный фирмами принадлежащими иностранному владельцу, предоставляет правительству US$60 миллионов в год, и законы передают под мандат безопасную и жизнеспособную эксплуатацию древесины. Однако, практически, промышленность — один из наименее отрегулированных в Камеруне.

Промышленность Камеруна

Доля промышленности в ВВП — 20,1 %. Горнодобывающая промышленность интенсивно развивается — ведется добыча природного газа и нефти, алюминия, бокситов и известняка.

В Камеруне развита обрабатывающая промышленность: до 40 % заготавливаемой в стране древесины перерабатывается в Камеруне, имеются предприятия пищевой промышленность по производству напитков, сахара и т. д., текстильная, химическая и фармацевтическая. В городе Дуала имеется завод по сборке автомобилей «Land Rover».

Ведутся лесоразработки особо ценных пород деревьев (эбеновое, железное дерево и др.), лов рыбы и морепродуктов. На импортном глиноземе работает алюминиевый завод в Эдеа (на экспорт). Сохраняются традиционные ремесла: резьба по кости и дереву (деревянные маски), изготовление статуэток из бронзы и меди, вышивка бисером.

99 % электроэнергии в Камеруне вырабатывается на ГЭС. Самые крупные ГЭС находятся на реках Санага и Лагадо. В 2004 году в Камеруне произведено 3,924 млрд кВт энергии.

Более чем 75% производственных мощностей Камеруна расположены в Дуале и Бонабери. Камерун обладает существенными запасами полезных ископаемых, но добыча их не развита. Добыча нефти снизилась с 1985 года, но это — все еще существенный сектор в экономике страны. На южных реках построены гидроэлектростанции, которые поставляют большую часть электроэнергии Камеруна. Остальная часть электроэнергии Камеруна вырабатывается на ТЭС. Вместе с тем, большая часть страны до сих пор остается без надежного электропитания.

Транспорт Камеруна

Камерун обладает достаточно развитой транспортной инфраструктурой. Более 95% всей внешней торговли проходит через морские порты Дуалы, Криби и Лимбе. Страна располагает сетью современных аэропортов, три из которых в Яунде, Дуале и Гаруа — международного класса.

Вместе с тем, автодорожная сеть в Камеруне не достаточно развита. За исключением нескольких относительно хороших платных дорог, которые соединяют главные города, другие дороги находятся в очень плохом состоянии. На контрольно-пропускных пунктах часто полицейскими и жандармами собирают взятки с путешественников. Дорожный бандитизм долго препятствовал транспорту вдоль восточных и западных границ, и с 2005 года, проблема усилилась на востоке, поскольку ситуации в Центрально-африканской Республике дестабилизировалась.

Междугородние автобусные сообщения, которыми управляют многочисленные частные компании, соединяют все главные города. Хотя междугородние автобусы редко отбывают по расписанию, а скорее ждут, пока все билеты не проданы, они — самый популярный вид транспорта. Железнодорожное сообщение находится в собственности правительства, Обслуживание Железной дороги бежит от Kumba на западе к Belabo на востоке и севере к Ngaoundere. Международные аэропорты расположены в Дуале и Гарве. Дуала — основной морской порт страны.

Автодороги: всего — 50000 км, в том числе с твердым покрытием — 5000 (10 % от общего числа дорог), без твердого покрытия — 45000 км. Железные дороги: всего — 987 км. Аэропорты: всего — 47, в том числе с твердым покрытием — 11, без твердого покрытия — 36. Водный транспорт: всего судов — 1 водоизмещением 38,613 грт/68,820 кВт

Торговля Камеруна

Главные внешние рынки включают Францию, Италию, Южную Корею, Испанию, и Соединенное Королевство. Экспорт: 4,318 млрд долларов. Статьи экспорта: какао, алюминий, кофе, хлопок. Импорт: 3,083 млрд долларов. Статьи импорта: машины, транспортное оборудование, продовольствие.

Источник

Оцените статью