Хозяйственная деятельность страны намибия

GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Намибии: промышленность, сельское хозяйство, торговля

Примерно 20% ВВП Намибии приходятся на добывающую промышленность. В первую очередь в стране добываются уран и алмазы, однако в недрах Намибии находятся также залежи меди, золота, свинца, цинка, олова, серебра, вольфрама и природного газа. Особенно известны алмазные жилы в окрестностях Людеритца (и город-призрак Колманскоп). В окрестностях Свакопмунда находится самая большая урановая шахта в мире.

Около половины (47 %) всей рабочей силы в Намибии занято в сельском хозяйстве, в основном в животноводстве, при том что доля сельского хозяйства в ВВП составляет менее 10%. В частности, важное место занимает разведение каракулевых овец. Однако все большее значение начинают приобретать рыболовство и туризм. Обрабатывающая и тяжелая промышленность (в частности, машиностроение), напротив, в Намибии развиты очень слабо, так что в этих областях она сильно зависит от импорта. Намибия также импортирует до 50% потребляемого продовольствия.

Экономика Намибии сохраняет сильные связи с экономикой ЮАР. Намибийский доллар жестко привязан к южноафриканскому ранду.

Несмотря на то что Намибия является одной из богатейших стран Африки, безработица здесь составляет от 30 до 40%, а зарплаты сравнительно низки. Среднемесячный душевой доход составляет около $150, но распределены эти доходы очень неравномерно — так, в 2004 году лишь 64 000 намибийцев были налогоплательщиками. По неравенству распределения доходов Намибия является худшей в мире. По данным ООН, в 2005 году 34,9% населения жило менее чем на $1 в день (черта бедности, принятая ООН), 55,8% — менее чем на $2 в день.

Читайте также:  Экспорт импорт страны торговые партнеры

В 2008 году ВВП Намибии по паритету покупательной способности составил около $13,25 млрд ($6300 на душу населения — 8-е место в Чёрной Африке, 129-е место в мире), по официальному курсу — ВВП $8,5 млрд. Намибия входит в международную организацию стран АКТ.

Сельское хозяйство Намибии

В отличие от большинства стран Африки, сельское хозяйство в Намибии не является ведущей отраслью экономики. Его доля в ВВП составляет 9,7% ВВП и в нем занято 47% рабочей силы. Сельскохозяйственных угодий в стране не хватает, обрабатывается 1% территории.

Сельское хозяйство разделяется на два сектора — натуральный, в котором занято большинство сельского населения, и товарный (4045 ферм, из которых ок. 4000 принадлежат белым).

Животноводство даёт более 90% сельскохозяйственной товарной продукции. Это в основном производство говядины. На юге страны быстро развивается страусоводство, но в 2000 году наводнение нанесло огромный ущерб страусиным фермам. Юг Намибии является также основным районом каракулеводства, но в 1990-е гг. спрос на него резко упал, и производство каракуля сократилось почти вдвое. Поголовье (тыс., 2000 г.): крупный рогатый скот — 2505, овцы — 2446, козы — 1850.

Большая часть продукции растениеводства (бобы, картофель, кукуруза, тропические корнеплоды) выращивается в секторе натурального хозяйства. В благоприятные годы урожай кукурузы и других зерновых обеспечивает 70% потребностей страны, а в засушливые — приходится обращаться за международной про­довольственной помощью. В 2000 сбор (тыс. т): кукуруза — 49, просо — 77, корнеплоды — 255.

В 1990-х гг. на берегу р.Оранжевой стало развиваться виноградарство. В 1999 в ЕС было экспортировано 2100 т бескосточкового винограда, а в 2003 году его экспорт увеличился в 10 раз, выйдя по стоимости на 2-е место после говядины. Рыболовство — одна из самых перспективных отраслей. Намибийский рыболовный флот за период независимости увеличился в 3 раза и насчитывает 70 траулеров-рефрижераторов и 230 мелких судов. Рыболовство ведут несколько частных намибийских компаний, в некоторых из них присутствует иностранный капитал. Улов рыбы, выгруженной в нами­бийских портах, составил в 2000 300 тыс. т. Всего же в морской экономической зоне вылавливается до 450 тыс. т рыбы, хотя оптимально допустимый улов оце­нивается в 1,5 млн т.

Промышленность Намибии

Доля промышленности в ВВП Намибии 31,5 %, в ней занято 20 % рабочей силы (на 2006 год).

Горнодобывающая промышленность. Намибия — один из крупнейших мировых экспортеров алмазов. Алмазы добывает компания «Намдеб», часть которой принадлежит южноафриканской корпорации «Де Бирс». В 2004 году добыто 1,86 млн каратов алмазов. В промышленных масштабах добываются цинк, олово, золото, уран (в разработке урановых месторождений участвует и Россия), вольфрам, кадмий.

Самый важный минерал — алмазы, которые дают 30% всех экспортных доходов. В кимберлитовых трубках Намибии высок процент алмазов ювелирного качества, и она наряду с Ботсваной, РФ, Анголой — один из четырёх главных поставщиков этих драгоценных камней на мировой рынок. Акции алмазодобывающей компании «Намдеб» поделены поровну между прави­тельством и южноафриканской корпорацией «Де Бирс». Ожидается, что после 2003 года добыча алмазов на главном алмазном руднике в Оранемунде начнёт снижаться из-за истощения месторождения, однако в настоящее время увеличивается добыча на морском шельфе. В апреле 1998 году Нуйома подписал с российской компанией «АЛРОСА» соглашение о совместной разведке и добыче алмазов. Чуть позже было заключено подобное соглашение с канадской фирмой «ДФИ оф Кэнада», и, таким образом, «Де Бирс» потеряла монополию на добычу алмазов в Намибии. Объем добычи алмазов в 2010 году в Намибии составил 1,47 млн. карат.

Рудник по добыче урановой руды в Ресинге — крупнейший в мире, хотя содержание окиси урана в руде невысокое. Рудник принадлежит транснациональной «Рио тинтозинк», которая поставляет окись урана странам ЕС, Японии и Тайваню. Из-за не очень благоприятной конъюнктуры на мировом рынке рудник не действует на полную мощность. В 2010 году добыто 0,8 тыс. т урана.

Намибии принадлежит 2-е место в Африке по добыче цинка, 3-е — свинца и 4-е — меди. Довольно сложная ситуация сложилась в медедобывающей отрасли. «Цумеб корпорейшн», которой принадлежат три шахты по добыче медно-свинцовых руд, закрыла их из-за низких мировых цен, а австралийская компания «Коппер майнс энд металс» приостановила работы по сооружению очень крупной шахты на месторождении Хаиб и плавильного завода, рассчитанного на производство 115 тыс. т медного катода. Компания заявила, что предпочитает подождать до повышения мировых цен на медь. Южноафриканская государственная компания «Имкор зинк» — одна из немногих, добившихся в последние годы увеличения производства цветных металлов — олова, цинка и свинца. Мощность оловянного рудника в Уисе увеличилась в 1997—2000 на 30%, а свинцово-цинкового в Рош-Пине на 25%. Недалеко от Рош-Пины «Англо-америкен корпорейшн» закончила в 2000 сооружение рудника и завода по до­быче и обогащению цинковой руды. Запасы руды в Рош-Пине оцениваются в 18 млн т, её добыча ведётся открытым способом. Менее крупные компании также ведут добычу руд цветных металлов, в т.ч. вольфрама и кадмия. Из других полезных ископаемых следует отметить добычу соли (500 тыс. т), золота (2,3 т), серебра (16,7 т), редкоземельных элементов.

Обрабатывающая промышленность. Главная отрасль обрабатывающей промышленности Намибии — металлургия. Имеются также заводы по сборке автомобилей, предприятия пищевой промышленности. В 1998 году стала работать фабрика по обработке алмазов «Наджем». Но в целом обрабатывающая промышленность Намибии неконкурентоспособна по причине ввоза дешевых товаров из ЮАР, с которой у Намибии сохраняются тесные связи.

В обрабатывающей промышленности самая важная отрасль — созданная в основном в последние 20 лет металлургия. Рядом с рудниками построены обогатительные фабрики, плавильные и рафинадные заводы. Так, при закрытых шахтах упоминавшейся «Цумеб корпорейшн» действовали медеплавильный и свинцово-рафинадный заводы. Бо льшая часть ми­нерального сырья экспортируется уже не в форме руды, а в обработанном виде. Намибийский кадмий, на­пример, один из самых чистых в мире.

Вторая по значимости отрасль обрабатывающей промышленности — переработка рыбы и морепродуктов на экспорт. Основное предприятие — консервный завод в Уолфиш-Бее. Строится рыбоперерабатывающий завод в Людерице и планируется ещё один в Мове-Бее. Другие значительные предприятия, работающие в основном на экспорт, — мясокомбинаты, завод по сборке автомоби­лей, три фабрики по пошиву одежды, пивной завод и завод безалкогольных напитков.

В 2001 году в обрабатывающей промышленности было зарегистрировано ок. 300 фирм, ежегодный рост этого сектора составляет в среднем 3,9% в год, но серьёзными препятствиями для его дальнейшего развития являются узость внутреннего рынка и конкуренция де­шёвых потребительских товаров из ЮАР.

Энергетика. Большая часть потребляемой страной электроэнергии поступает из ЮАР. В самой Намибии производится около 30 млн кВт-ч. Доля электроэнергии и водоснабжения в ВВП составляет 3%. Все электростанции включены в единую энергосеть, которая связана с южноафриканской и замбийской энергосистемами. Самая крупная электростанция — ГЭС Руакана мощностью 320 МВт.

Транспорт Намибии

Сеть железных дорог страны соединяет Виндхук с единственным глубоководным портом страны, Уолфиш-Беем, и с Гобабисом, центром района товарного сельскохозяйственного производства на востоке, с горняцким городом Цумеб на севере и с системой железных дорог ЮАР. Имеется также железнодорожная ветка до небольшого южного порта Людериц с нерегулярным сообщением. Приблизительно по таким же маршрутам проходят автомобильные дороги с высококачественным покрытием, соединяющие столицу с побережьем, густонаселенными северными районами и с аэропортом Китмансхуп на юге. Их дополняет развитая сеть дорог с гравийным покрытием и грунтовых дорог. За годы независимого развития реализованы два важных транспортных проекта — сооружение международных автомагистралей, связывающих страну с другими государствами Юга Африки: транскапривийская магистраль через полосу Каприви, соединяющая Намибию с Ботсваной, Замбией и Зимбабве, и транскалахарийская, которая является частью более протяженной трассы, которая связывает Уолфиш-Бей и Мапуту через Ботсвану и Йоханнесбург и значительно сокращает путь к индустриальному сердцу ЮАР. Небольшие аэродромы обслуживают малые города, деловые и туристические маршруты. Вблизи Виндхука находится международный аэропорт, принимающий современные авиалайнеры, которые перевозят туристов и бизнесменов из Европы и авиапассажиров из стран Юга Африки.

Порт в Уолфиш-Бее, хотя используется и не на полную мощность, ежегодно обрабатывает свыше 2 млн. т грузов; из них 20% составляют контейнерные перевозки. Намибия располагает одной из самых современных в Африке сетей цифровой телефонной связи; на каждых двадцать жителей приходится один телефон. Сооружается линия стекловолоконной связи с ЮАР. Наземная спутниковая станция обеспечивает Намибии довольно высокий для африканской страны уровень использования электронной почты и сети Интернета.

Автодороги: всего — 42237 км, с твердым покрытием — 5406 км, без твердого покрытия — 36831 км. Железные дороги: всего — 2382 км. Аэропорты: всего — 136, с твердым покрытием — 21, без твердого покрытия — 115. Водный транспорт: всего судов — 1 водоизмещением 2,265 грт/3,365 дедвейт.

Внешняя торговля Намибии

Экономика Намибии в значительной степени ориентирована на внешнюю торговлю. Большая часть товарной продукции экспортируется в ЮАР, Европу, Северную Америку и Восточную Азию. Продовольствие и изделия обрабатывающей промышленности импортируются в основном из ЮАР, отдельные поставки осуществляют и другие страны. В 2006 году стоимость экспорта составила 2,04 млрд долларов США. Вывозятся минеральное сырье (алмазы, золото, цинк, уран), рыбопродукты, живой скот, мясопродукты. Намибия занимает одно из первых мест в мире по поставкам каракулевых шкурок. Объем импорта в 2006 году составил 2,35 млрд. долларов США. Основные статьи импорта: продовольствие, топливо, машины, химикаты.

На протяжении многих лет внешнеторговый баланс сводился с положительным сальдо, но значительный дефицит в невидимых статьях платежного баланса, например страховые и пенсионные денежные переводы в ЮАР, ставит его в зависимость от поступлений от Южноафриканского таможенного союза, которые составляют около трети доходной части государственного бюджета. Намибия создала весьма успешно функционирующую фондовую биржу. Расширение номенклатуры товаров и определение внешнеторговых партнеров остается одним из приоритетов правительства.

Намибия — член нескольких торговых союзов, она активно ищет внешнеторговых партнеров во всех уголках мира. Самым важным из них остается ЮАР. Намибийский доллар, выпущенный в обращение в 1992 году, продолжает ходить в стране на паритетных началах с рандом ЮАР, которая, в соответствии с Договором об общей валютной зоне, определяет основные направления денежной политики. ЮАР контролирует также политику Южноафриканского таможенного союза, созданного в начале 20 в. Помимо ЮАР и Намибии, членами этого союза являются Ботсвана, Лесото и Свазиленд. Большое значение Намибия придает участию в деятельности Сообщества развития Юга Африки (САДК), куда входят 13 государств. Намибия играла активную роль в работе этой организации: намибиец занимает пост ее исполнительного директора, кроме того, представитель Намибии координирует работу Отдела морского рыболовства. Намибия — член Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА).

Источник

Экономика Намибии

Бюджетная роспись

Консолидированный бюджет, как подготовить отчет

Бюджетный дефицит

Номинально Намибия является экономикой с уровнем дохода ниже среднего и имеет валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, который значительно выше среднего по странам Африки к югу от Сахары. Но это резюме вводит в заблуждение. Только четверть всех намибийцев и только одна шестая чернокожих намибийцев имеют достаточные доходы; до двух третей живут в условиях крайней нищеты с ограниченным доступом к государственным услугам. Экономический рост остается проблематичным из-за сокращения производственного сектора, нехватки основного капитала и серьезных проблем на мировом рынке основных металлов и оксида урана . Кроме того, разумная фискальная политикаучреждение правительством после обретения независимости означает, что, если обязательства по иностранной помощи быстро не превратятся в крупные фактические притоки и не появятся частные внешние инвестиции в горнодобывающую промышленность, производство и рыболовство, один сегмент ВВП, который быстро рос в 1980-х годах, будет сокращаться. На эти факторы накладывается почти застойная занятость и крах местной экономики, возникший из-за присутствия южноафриканских войск, а затем и подразделений ЮНТАГ в северных городах.

Сельское хозяйство и рыболовство

Коммерческое сельское хозяйство (преимущественно белые поселенцы) сосредоточено на производстве Каракульские овцы и говядина на экспорт. Он пострадал от засухи и падения мировых цен, но в начале 1990-х годов цены на каракуль, обязательство Европейского сообщества(ЕС), чтобы купить говядину, и относительно хорошая погода улучшила краткосрочные перспективы. Растениеводство является явно второстепенным видом деятельности на коммерческих фермах, но оно почти равноценно производству животноводства на небольших семейных фермах в Африке (многие из которых работают на уровне прожиточного минимума и возглавляются женщинами) на севере. Усилия по развитию сельских районов, нацеленные на мелких фермеров, и земельная конференция 1991 года, посвященная изучению земельной политики, указывают на улучшение сельского хозяйства в пользу чернокожих (и женщин) фермеров, но основные результаты ожидаются только в среднесрочной перспективе. 11 процентов ВВП, производимого сельскохозяйственным сектором, резко контрастирует с 35 процентами намибийцев, зависящих от него в сфере занятости.

Рыбалка ограничена истощенными запасами. Более строгие меры по сохранению и 200-мильная исключительная экономическая зона улучшили его перспективы. К 1990 году на его долю приходилось более 3 процентов ВВП.


Промышленность

Горнодобывающая промышленность занимает центральное место в экономике: на ее долю приходится чуть менее 30 процентов ВВП, хотя в этом секторе занято менее 10 процентов рабочей силы . Алмазы, оксид урана и основные металлы доминируют в горнодобывающей промышленности; однако золото и природный газ становятся все более значимыми, и добыча нефти (на шельфе и в бассейне Этоша) потенциально такова. Намибия обеспечивает около 30 процентов мирадобыча алмазов , но стоимость этого вклада зависит от мировых цен. Производство урана также важно, но ключШахтный комплекс Tsumeb / Matchless недалеко от Виндхука сталкивается с проблемами в достижении новых рудных тел, и новые шахты необходимы для предотвращения потери добычи в среднесрочной перспективе. Другие важные минералы включают олово , литий, свинец, кадмий, цинк , медь , вольфрам и серебро. В то время как морское месторождение природного газа Кудо доказано, разработка будет дорогостоящей. Подходящими видами применения, по-видимому, являются внутреннее производство аммиака и мочевины или продажа в Южную Африку .

Производство производит около 5 процентов ВВП. В нем преобладает мясо и переработки рыбы , пивоварении и светотехническая работа (особенно металл изготовление). Стратегические области роста включают в себя легкую технику, строительные материалы и химическую обработку на основе соли и природного газа, а также замещение импорта и потребительские товары.

Туризм начал расширяться в 1990-х годах, и, учитывая красоту и разнообразие ландшафта, особенно на побережье, в Этоше и в каньоне Фиш-Ривер, его развитие может быть значительным.

Финансы и торговля

Два коммерческих банка, Первый Национальный Банк Южной Африки и Стандартный Банк Намибия (дочерние компании южноафриканских материнских компаний), составляют основную часть банковского бизнеса. Реорганизация земли, жилья и банков развития началась после обретения независимости. Центральный банк Намибии ввел независимую валюту, намибийский доллар, чтобы заменить южноафриканский рэнд в середине 1990-х годов.

Экспорт составляет до 90 процентов произведенной продукции. Diamonds; оксид урана; мясо, меха и другие продукты животного происхождения; неблагородные металлы; рыбы; и золото отправляется в Южную Африку, другие соседние страны и западную Европу.

Импорт происходит преимущественно в Южной Африке в результате давних деловых связей, близости и до 1992 года членства Намибии в Таможенном союзе Южной Африки. Основной импорт включает продукты питания, потребительские товары, топливо и средства производства.


Транспорт

На транспорте доминирует Trans-Namib, железнодорожный, автомобильный и авиационный оператор государственного сектора. Транспортная инфраструктура достаточно хорошая, с модернизацией основных маршрутов через полосу Каприви (а затем в Замбию и Зимбабве) и в Ботсвану . Air Namibia летает по национальным и региональным направлениям и в Европу. Международный аэропорт вВиндхук . Горстка крупных автотранспортных компаний конкурирует с большим количеством мелких автоперевозчиков.

Источник

Оцените статью