- Хозяйство Зарубежной Европы
- Особенности хозяйства стран зарубежной Европы
- Ключевые черты европейской экономики
- Региональные отличия
- Энергетика
- Промышленность Европы
- Отрасли промышленности Зарубежной Европы
- Общие характеристики Зарубежной Европы как промышленного региона
- Машиностроительная отрасль Зарубежной Европы
- Химическая промышленность региона
- Металлургия и ТЭК
- Остальные отрасли промышленности Зарубежной Европы
- Что мы узнали?
Хозяйство Зарубежной Европы
Зарубежная Европа занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.
Ее хозяйственному развитию способствует:
- выгодное экономико-географическое положение (большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей);
- хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда (плотность на
- высокий уровень транспортного обеспечения (по уровню технической оснащенности, разносторонности развития и густоте транспортной сети Зарубежная Европа опережает все крупные регионы мира);
- развитие интеграционных процессов между странами региона.
Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семерку» – ФРГ, Франция, Великобритания, Италия. Роль лидеров последнее время перешла от Великобритании к ФРГ. Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Швеция.
Основа хозяйства Зарубежной Европы — промышленность. Ведущая отрасль промышленности — машиностроение, на которое приходится 1/3 всей промышленной продукции и 2/3 ее экспорта. Зарубежная Европа — родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.
Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.
Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения:
- производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.),
- производство энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.),
- автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия).
Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).
География машиностроения характеризуется отсутствием в этом регионе территориальных узлов общеевропейского масштаба. Эта отрасль представлена почти в каждом крупном городе региона.
Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции химической промышленности (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок). Химическая промышленность в Европе занимает второе место после машиностроения.
Сырьевую базу отрасли составляют нефть и природный газ (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты нефтепереработки, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.
В производстве и экспорте продукции химической промышленности особенно велика доля ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов. В химической промышленности многие страны региона имеют четкую специализацию:
- ФРГ – красители и пластмассы;
- Франция – синтетический каучук;
- Бельгия – химические удобрения и содовое производство;
- Швеция и Норвегия – лесохимия;
- Швейцария, Венгрия – фармацевтика;
В отличие от машиностроения химическая промышленность региона характеризуется наличием ряда крупных центров. Наиболее крупные центры нефтехимии возникли в эстуариях Рейна (Роттердам), Сены, Эльбы. В Восточной Европе центры нефтехимии построены на трассах нефте- и газопроводов.
Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы — металлургическая. Черная металлургия получила развитие в странах, традиционно располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и др. В последние годы в этой отрасли наблюдается сдвиг к портам. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в Италии и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.
Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая, свинцово-цинковая и медная также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Греция, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия — свинца и цинка).
Отраслями международной специализации являются лесная промышленность, ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная (Португалия) и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.
В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.
Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и Норвегии) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, Польше, Чехии и Словакии.
В электроэнергетике большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение — Норвегия и Исландия, где ГЭС — основной вид электростанций.
Источник
Особенности хозяйства стран зарубежной Европы
Европа традиционно считается одним из наиболее развитых регионов мира. Для многих мечтой является «жизнь по европейским стандартам». Однако на самом деле в разных странах Европы экономика организована по-разному. Есть как очень богатые, так и довольно бедные государства. Как же устроено хозяйство зарубежной Европы, и каковы его особенности?
Ключевые черты европейской экономики
Европа является континентом с большой плотностью населения. Общая площадь стран Евросоюза составляет 4,3 млн кв. км, на которых проживает более 500 млн человек. Средняя плотность населения оценивается в 115 чел./кв. км.
С одной стороны, компактность территории способствует тесному взаимодействию между странами региона. Транспортные издержки относительно невысоки, что способствует развитию инфраструктуры региона. В Европе хорошо развита сеть автомобильных и железных дорог (в том числе и высокоскоростных), активно используется авиасообщение.
С другой стороны, из-за большого населения велика антропогенная нагрузка на природу. Многие природные месторождения истощены, а леса вырублены. В результате европейская экономика сильно зависит от поставок ресурсов из других регионов.
Европу отличает высокий уровень урбанизации. Большинство населения занято в сфере услуг, в ряде стран развита промышленность. Важной особенностью континента является то, что здесь нет по-настоящему крупных держав, поэтому страны вынуждены сотрудничать друг с другом. На сегодняшний день большинство европейских государств являются частью единого Евросоюза. Это значит, что между ними нет таможенных границ, свободно перемещается население, капитал, товары и услуги. 19 стран используют единую валюту – евро.
Региональные отличия
Наиболее благополучными являются страны Северной Европы, расположенные на скандинавском полуострове. Норвегия обладает большими запасами нефти, которые поставляет в другие европейские страны, и признается наиболее благоприятной страной для жизни в мире. В регионе развита деревообработка, рыболовство, машиностроительное производство, металлургия.
Следующими по уровню развития являются страны Западной Европы. Промышленным центром всей Европы является Германия, которая производит станки, турбины, электрогенераторы, автомобили, бытовую технику и многое другое. В Западной Европе располагаются и важнейшие финансовые центры: Лондон, Цюрих, Люксембург. Франция отличается развитым сельским хозяйством, а также считается наиболее привлекательной для туристов страной мира.
Хуже обстоят дела у стран Южной Европы. Промышленность здесь развито достаточно слабо, за исключением Северной Италии, в которой производят машиностроительное оборудование. Здесь велика удельная доля сельского хозяйства и туризма. Можно сказать, что Южная Европа – это житница Европейского Союза. Стоит отметить существенные экономические проблемы у стран региона. У Италии, Испании, Португалии и особенно Греции большой внешний долг, безработица и низкая бюджетная дисциплина.
Наиболее отсталой является Восточная Европа. Их интеграция в Евросоюз привела к упадку их промышленности, которая оказалась неконкурентоспособна по сравнению с западноевропейским производством. Развитию сельского хозяйства мешают квоты ЕС, которые ограничивают максимальный объем продукции, поставляемой в другие европейские страны. Велика миграция жителей Восточной Европы в другие государства Европы, где уровень оплаты труда выше.
Энергетика
Европа – это регион, где большое внимание уделяют развитию возобновляемой энергетики, в первую очередь солнечной и ветровой. В Исландии велика доля геотермальных источников энергии, а в Норвегии 99% электричества вырабатывается с помощью ГЭС.
На территории Франции развита атомная энергетика. 58 реакторов дают более 75% электроэнергии страны. Нефть добывается Норвегией и Британией в Северном море, а уголь – в Рурском бассейне Германии и Силезском районе Польши.
Евросоюзу не хватает собственных запасов углеводородов, поэтому он их импортирует. Газ поставляет Россия, а также страны Ближнего Востока.
Промышленность Европы
Европейская промышленность специализируется на выпуске дорогостоящего оборудования, для производства которого необходим высококвалифицированный персонал и научные разработки. Наиболее развиты следующие отрасли:
- изготовление станков, прессов, контрольно-измерительных машин и т. п. (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Чехия);
- энергетическое оборудование (ФРГ, Франция, Нидерланды);
- автомобилестроение (Германия, Италия, Франция, Чехия, Венгрия);
- химическая промышленность (ФРГ, Британия, Бельгия, Франция, Нидерланды);
- черная металлургия (Германия, Швеция, Польша, Великобритания);
- цветная металлургия (Германия, Венгрия, Франция, Польша, Франция, Великобритания).
Источник
Отрасли промышленности Зарубежной Европы
Общие характеристики Зарубежной Европы как промышленного региона
Как отмечалось выше, три страны задают курс Европы на лидерство, но их вклад не является равным. Когда-то на первых позициях была Великобритания, но последние десятилетия передали эту роль Германии. Остальные страны имеют несколько меньший экономический вес, но лидеров стали догонять еще несколько государств.
Страны вносят все более активный вклад в отрасли промышленности Зарубежной Европы, каждая специализируясь на своем направлении. Обычно это та продукция, которая получила не только европейское, но и мировое признание. И именно они наиболее активно развивают экономические связи. Лидером в этой области являются Нидерланды и Бельгия. Представленная ниже таблица наглядно продемонстрирует описанные общие характеристики:
Страны с широким комплексом хозяйственных отраслей
Страны с высоким уровнем развития отдельных отраслей
Страны Восточной Европы
Находятся на завершающей стадии перехода от централизованного планирования к открытому рынку
Промышленное производство в регионе, в основном, развивается равномерно, но все же среди отраслей Западной Европы особое место занимает машиностроение.
Машиностроительная отрасль Зарубежной Европы
Основная отрасль промышленности Зарубежной Европы – принадлежит машиностроению, ведь эта часть мира является его родиной автомобилестроения. Треть промышленности региона и две трети его экспорта дает машиностроение – цифры напрямую говорят о том, что это главная отрасль в общем экономическом пространстве.
Наиболее развитой сферой является автомобилестроение – марки “Мерседес”, “Фиат”, “Вольво”, “Фольксваген”, “Ягуар” и другие известные во всем мире бренды .
Сегодня британская марка “Ягуар” принадлежит индийской автомобилестроительной компании “Tata Motors”.
Рис. 1. Цех завода “Ягуар”
Основные ориентиры машиностроения – трудовые ресурсы, научные кадры и развитая инфраструктура, поэтому оно концентрируется вблизи или внутри крупных городских скоплений.
Химическая промышленность региона
Химическая промышленность занимает второе место в экономике Зарубежной Европы после машиностроения. Самой “химической” страной не только региона, но и мира считается Германия. Если до Второй Мировой войны эта сфера тяготела к каменноугольным бассейнам, месторождениям бурого угля, калийной соли и другого сырья, то современная химическая промышленность ориентирована на нефть. Это привело к тому, что заводы теперь базируются в областях нефтехимической переработки.
В Восточной Европе эта тенденция сдвинула химические заводы к нефтяным магистралям, по которым сырье поступает из России.
Европейские страны являются крупнейшими мировыми экспортерами фармацевтической продукции, пластмасс и искусственных волокон.
Металлургия и ТЭК
Если раньше в топливно-энергетическом комплексе Зарубежной Европы лидировал каменный уголь, то сегодня и эта отрасль переориентировалась на нефть и газ, что привело к повышению уровня собственной добычи и импорта из развивающихся стран. А вот в странах восточной части региона ведущая роль все еще принадлежит углю, правда, бурому. Особенно привязаны к данному сырью Чехия и Польша.
На угольном сырье, в том числе привозном, работают и ТЭС, которые ориентируются не только на угольные бассейны, но и на морские порты, поскольку работают на привозном сырье. Однако современная Зарубежная Европа все больше ориентируется на АЭС – особенно такие страны, как:
Рис. 2. АЭС в Великобритании.
Государства со значительными водными ресурсами включают в свой энергетический комплекс ГЭС, многие из которых стоят на Дунае, Верхнем Рейне, Роне. Только в Норвегии, Швеции и Швейцарии они играют основную роль, в остальных странах региона это вспомогательный источник энергии.
Что касается металлургии, то эта отрасль развивается в странах со значительным сырьевым запасом – в “авангардной тройке”, а также в Польше, Бельгии и Чехии. В современных условиях металлургия ориентируется на импорт и базируется вокруг морских портов.
Основные промышленные районы в области цветной металлургии – это Франция, Италия, Греция, Норвегия, Германия, Австрия и другие страны. Они в значительной степени ориентированы на производство алюминия и меди.
Остальные отрасли промышленности Зарубежной Европы
Лесная промышленность развивается в Финляндии и Швеции благодаря значительным сырьевым запасам.
Рис. 3. Лесозаготовка в Финляндии.
В то же время легкая промышленность постепенно утрачивает свое значение для Западной Европы и смещается в южную часть, располагающую дешевой рабочей силой. Сегодня производство обуви налажено в Италии, а специализацией Португалии является изготовление одежды.
Что мы узнали?
Какие страны Зарубежной Европы являются лидерами промышленного производства и вносят крупный вклад в экономику региона, каковы его общие характеристики. Выделили машиностроение как самую мощную отрасль промышленности и определили основные тенденции развития электроэнергетики, а также местоположение основных металлургических комбинатов.
Источник