Храма василия блаженного восьмое чудо света

ЧУДЕСА ПОКРОВСКОГО СОБОРА

Звонарь Игорь Коновалов: «Храм Василия Блаженного олицетворяет всю Россию»

В уходящем году собору Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (или храму Василия Блаженного, как называют его в народе) исполнилось 455 лет. Как и почему именно этот памятник стал визитной карточкой нашей страны? Своими соображениями на сей счет делится старший звонарь соборов Московского Кремля и кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов.

– Попробуйте представить храм Василия Блаженного без куполов – вы его не узнаете, – обращает внимание на главную архитектурную особенность памятника Игорь Васильевич. – Как известно из летописи, эти купола появились в самом конце XVI века при царе Федоре Ивановиче. Среди них есть и европейский, и индийский, и мавританский… Но главный купол, венчающий все остальные – золотой, русский. Так наглядно выражена идея святой православной Руси, которая предводительствует всеми народами на пути ко Христу. Мои друзья-архитекторы часто говорят, будто Покровский собор олицетворяет всю Россию. Здание построено по абсолютно четкому геометрическому плану и при этом имеет смешанную архитектуру, идущую вразрез со всеми классическими канонами.

– Храмы святых апостолов Петра и Павла в Петро­дворце или Воскресения Христова на Крови в северной российской столице внешне напоминают собор Василия Блаженного…

– Они несут в себе некоторые элементы Покровского собора, но построены словно по циркулю: абсолютно круглые. Тогда как в храме Василия Блаженного все чуть-чуть кривенькое, косенькое… И получается не уродливо, а, напротив, живописно, красиво! При этом собор на протяжении веков менялся. Пестрая раскраска появилась в конце XVII века. Первоначально храм был выбелен, а вокруг приделов тянулись обходные галереи. Рассказывают такую историю. Император Александр I много путешествовал. Как-то раз он приехал в Лондон, и там ему показывают гравюру конца XVI века с очень необычным храмом. «А что это такое, где?» – спрашивает он. «А это, ваше величество, у вас в Москве…» Ко времени Александра Павловича собор был, мягко говоря, так запущен и обстроен всевозможными лавками и магазинчиками, что практически сливался с ними. Вернувшись, император распорядился снести все торговые дома! Собор открылся и… заблестел.

Читайте также:  Написать 7 чудес света по истории 5 класс

– Остается лишь удивляться мастерству зодчих. Кстати, насколько реальна история с ослеплением Бармы и Постника?

– Эта легенда не находит исторического подтверждения. Более того, храм, скорее всего, строили не псковские мастера, а западноевропейские вместе с русским. Но за архитекторами мы должны видеть две фигуры: святителя Макария – московского Митрополита, изрядного иконописца и реставратора икон, и царя Ивана Васильевича Грозного, тогда еще молодого. Именно они утверждали ­проект. На Руси, когда хотели отметить красоту церкви, говорили, что она высокая. Обратите внимание на колокольню Покровского собора. На каждой грани – по три окошка, размер которых снизу вверх уменьшается. Благодаря такому расположению взлет шатра увеличивается чисто геометрически. Особенно это заметно по центральному приделу. Вам кажется, что церковь заканчивается где-то там, в облаках – и это притом, что высота собора небольшая.

– Когда мы заходим в храм, погружаемся в совершенно особую атмосферу маленьких приделов, переходов… Пожалуй, внутри собор не менее удивителен!

– Снаружи мы видим не один большой храм с разными приделами, а девять отдельных столпообразных церквей: Покрова Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Пресвятой Троицы, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины (она же Адриана и Наталии), Иоанна Милостивого, Григория Армянского, Варлаа­ма Хутынского, Александра Свирского. Еще один придел позднее был возведен над могилой юродивого московского чудотворца Василия Блаженного.

– В таком маленьком столпообразном храме сама служба, наверное, переживается особенно…

– Конечно. Перед вами иконостас, в конхах – двое-трое певчих. Вы слышите каждое слово, все возгласы в алтаре… Кстати, в приделе Василия Блаженного служат каждое воскресенье. Православные москвичи и гости столицы могут прийти на богослужение и приложиться к мощам Василия Блаженного. И, возможно, даже услышать звон колоколов.

– Храму Василия Блаженного удалось выстоять в лихие советские годы. Однако его исторический колокольный ансамбль почти полностью утрачен…

– Сохранились всего два первоначальных колокола: один из них так и находится на своем родном месте, другой взят на Спасскую башню и сегодня звучит там. Говорят, в наше время чудес не бывает. А вот с колоколами храма Василия Блаженного как раз и произошло чудо. Представьте себе: дореволюционный подбор колоколов вернулся на звонницу почти в абсолютной точности! Например, был в старом ансамбле 100-пудовый колокол XVII века – сегодня мы нашли его полный аналог…

Анастасия Чернова



Опубликовано: №24 (613) декабрь, 2016 г.

Источник

Собор Василия Блаженного. История, архитектура

Интересные факты о храме Василия Блаженного.

12 июля 1561 года была освящена одна из самых известных церквей России — Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Вашему вниманию предлагаются интересные факты из истории его создания.

Одна из важнейших и интереснейших достопримечательностей Москвы является храм Василия Блаженного, который построили еще в 16 веке по приказу Ивана Грозного. Но далеко не каждый посетивший или знающий о существовании храма знает, о его легендах и истории строительства.

Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.

И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии, но еще и просто необыкновенно красив. На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла деревянная, а позже каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.

В XVI веке, в 1552 году, у Троицкой церкви был погребён (с большими почестями) блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения. Он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. Василий Блаженный был самым почитаемым русским юродивым. Одна из легенда гласит, что деньги на строительство храма собирал сам Василий. Он приходил на площадь и бросал монеты, которые не трогали даже воры. А перед своей смертью Василий Блаженный отдал все деньги Ивану Грозному. Была еще версия, что царь строит храм в честь памяти о своем отце великом князе Василии III. Но эта версия не была столь сильна, поэтому, не имеет такой силы. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.

Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение. До сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом.

О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора, и Никольского храма в Свияжске, и Благовещенского собора в Московском Кремле, и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Нужно отметить, что во время военных походов на Казань по приказу Грозного вокруг Троицкой церкви строились деревянные храмы. Но не просто, а в соответствии со святыми и днями в которые Грозный одерживал победы. Так были построен храмы, Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла (30 августа), в этот день была одержана победа над татарской конницей князя Епанчи, храм Григория Армянского (30 сентября), в этот день пала крепостная казанская стена и Арская башня. А 1 октября начался штурм Казани, закончившийся победой 2 октября, в день Киприна и Устиньи.

Деревянные церкви входили в состав девяти глав-церквей Троицкого храма на Рву, и Московский митрополит Макарий предложил Грозному построить единую каменную церковь. Основная идея храма, кстати, принадлежала митрополиту Макарию. Сначала было решено построить семь храмов вокруг центрального восьмого, а в процессе строительства для симметрии был достроен еще и девятый, южный придел. Позднее девятый придел был освящен в честь Николы Великорецкого.

Шатер-Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты.

Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.

При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади. Аналой устанавливался на Лобном месте, здесь располагалось духовенство, а сам собор служил громадным алтарем своеобразного храма под открытым небом.

В 1737 году во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного очень пострадал и его пришлось реставрировать. Когда для предотвращения пожаров с Красной площади убрали деревянные церкви, то под его своды перенесли пятнадцать престолов снесенных деревянных церквей. Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что Наполеон в дни оккупации Москвы его войсками, пожелал перевезти здание храма в Париж, а когда выяснилось, что технически это осуществить невозможно, то приказал взорвать собор вместе с Кремлем. И тогда, когда уже были зажжены фитили у взрывчатки, будто бы пошел дождь и погасил их. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали, а в 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы О.И.Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.

Годы Октябрьской революции принесли храму немало испытаний. В сентябре 1918 года был расстрелян настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов. А имущество храма было конфисковано. Колокола сняли и отправили на переплавку, сам храм закрыли, но не уничтожили. В тридцатые годы 20 века первым секретарем Московского комитета ВКП(б) был Л.М. Каганович, он же занимался составлением плана генеральной реконструкции Москвы в духе «пролетарской столицы». Он вынес предложение снести Покровский собор. Чтобы освободить место для проведения парадов и демонстраций, которые проводились на достаточно компактной Красной площади.

И здесь стоит рассказать об ещё одной легенде. Говорят, когда Каганович изготовил макет Красной площади со съемной Моделью Покровского собора и принес показать Сталину, то он начал показывать, как по Красной площади двигаются колонны и как им мешает собор. «А если бы его — р-раз. » – говоря это он одним движением убрал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и неторопливо произнес знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место. »

Так или иначе, а храм выстоял. Большую роль в этом сыграл и архитектор П.Д. Барановский – настоящий подвижник и энтузиаст сохранения русской культуры. Ему приказали готовить храм к сносу, а он категорически отказался это делать, после чего направил наверх довольно резкую телеграмму. Что происходило после этого на самом деле – неизвестно, однако снос храма Сталин отменил, а Барановский получил несколько лет заключения.

И не смотря ни на что, храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. В экспозиции находятся образцы холодного и огнестрельного оружия, доспехи 16-17 веков, в башнях-церквях можно увидеть собрание древнерусских икон 15-17 веков, художественное шитье, образцы тканей, поделки из металла.

В 70-е годы проводилась очередная реконструкция храма, во время которой в одной из стен была обнаружена винтовая лестница, по которой нынешние посетители музея попадают в центральный храм. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда.

Зарождение Покровского собора на Красной площади

Приступили к строительству храма в 1555 году по личному указу самодержца Иоанна Грозного в ознаменование виктории над Казанским ханством и в память о взятии его столицы – Казани, что случилось как раз в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы в первых числах октября 1552-го года. Работы были завершены в 1561 году.

Кто же на самом деле являлся архитектором храма Василия Блаженного на Красной площади?

К сожалению, до настоящего времени это все находится в области легенд, домыслов и гипотез.

Так, одна из версий гласит, что зодчим являлся мастер из Пскова Постник Яковлев, которого еще знали как Барму.

По другой, предполагают, что Барма и Постник – это, на самом деле, два разных архитектора.

И, наконец, считают, что Покровский собор всё же возводили под руководством иноземного мастера, ссылаясь на активное участие тех же итальянцев в строительстве московского Кремля и указывая на смешение архитектурных стилей постройки – русского и западноевропейского зодчества.

Важно отметить, что документального подтверждения в пользу одной из перечисленных гипотез до сих пор не найдено.

А теперь о домыслах и «красивых» легендах!

Говорят, что архитекторов величественного собора – Постника и Барму – царь Иоанн Грозный повелел ослепить, дабы они не выстроили где-либо подобие возведенного храма, но, согласно подтвержденным данным, зодчий Постник принимал участие в возведении Казанского Кремля, что случилось уже после окончания строительства храма Василия Блаженного.

Историки до сих пор бьются еще над одной загадкой – значением цветовой гаммы сказочных куполов Покровского храма, что на Рву.

Так, по одной из версий, выдвинутой писателем Николаем Александровичем Чаевым, в основе сюжета лежит … сон блаженного Андрея Юродивого, где пред ним предстал Небесный Иерусалим во всей его красе: с садами, цветущими деревами и небывалыми яркими заморскими плодами.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы .

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Как расстраивался собор Покрова на Рву в XVI-XIX веках?

К 1588 году были завершены работы по строительству церкви во имя Василия Блаженного с северо-восточной стороны Покровского собора на Красной площади и с устройством отдельного парадного входа.

Фигурные купола на соборе появились лишь в конце шестнадцатого столетия, которые устроили взамен сгоревших ранее в пожаре.

Значительная достройка храма была проведена после середины уже XVII века, когда здесь появились перекрытие галереи-гульбища и парадные крыльца с шатровыми завершениями.

В тот же период часть внутренних и внешних стен была декорирована травными орнаментальными рисунками, а на фасаде появились керамические информационные изразцы. Работы завершили к 1683 году.

Интересно знать, что в 1722 году храм Василия Блаженного включал в себя … 18 церквей или престолов. К настоящему времени их осталось 9 и каждый имеет свой неповторимо-красочный купол (10-й венчает колокольню):

  • Покрова Пресвятой Богородицы
  • Входа Господня в Иерусалим
  • Александра Свирского
  • Иоанна Милостивого
  • Адриана и Наталии
  • Святой Троицы
  • Григория Армянского
  • Варлаама Хутынского
  • Николая Чудотворца

Во время преобразований на Красной площади в 1817 году, по проекту зодчего Осипа Ивановича Бове собор Покрова, что на Рву получил отлитую из чугуна ограду. Кроме этого, была поднята подпорная каменная стена вокруг этого культового строения.

За всю свою историю собор Василия Блаженного в Москве не раз реконструировался, достраивался и реставрировался, пока не получил свой нынешний современный и неповторимый облик.

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировались они через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов. При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке. Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Чудеса

Трудно жить, когда ты не такой, как все. Особенно, когда люди знают, что тебе ведомо то, что им неведомо… Не любят люди тех, кто больше их знает, подозрительно к таким относятся, с опаской, с завистью.

Кто другой для выгоды бы такой талант использовал, «дело» бы открыл – купцам результаты сделок предсказывать, но не таков был Василий. В шестнадцать лет ушёл он от сапожника и зажил жизнью одинокой, в стороне от людской суеты. Даром своим не хвастал, людям зря его не показывал. Да и зачем, если всё равно всё будет как будет?

/avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/50509/pub_5cc2fdbd707cba00b32b2634_5cc2fdc19a655700b38f369a/scale_1200″ target=»_blank»>https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/50509/p…dc19a655700b38f369a/scale_1200 2x» style=»box-sizing: border-box; max-width: 100%; border: 0px; vertical-align: middle;»/>

Как-то раз пришёл Василий в монастырь на Остроге (ныне это улица Воздвиженка, на которой находится редакция «Лучика») и долго плакал, и молился. А на другой день большой пожар в Москве был, и начался – именно с этого монастыря…

А другой раз – раскидал на торжище калачи. Хозяин их, калачник, уже знал про Василия, испугался – да и признался людям: подмешивал мел в муку… Много чудес про Василия Блаженного рассказывают. Какие правда, какие нет – поди проверь.

Сам царь про него знал – и чтил «яко провидца сердец и мыслей человеческих», и когда Василия не стало, велел похоронить возле строящегося собора на Рву (а также «на Торгу», или «на Пожаре» — в общем, на нынешней Красной площади.

Позже одну из церквей собора Василию посвятили. Да так и стали в народе говорить – «собор Василия Блаженного».


/avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/50129/pub_5cc2fdbd707cba00b32b2634_5cc2fdc187569900b3650f20/scale_1200″ target=»_blank»>https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/50129/p…dc187569900b3650f20/scale_1200 2x» style=»box-sizing: border-box; max-width: 100%; border: 0px; vertical-align: middle;»/>

Источник

Оцените статью