Христианство исповедовали многие страны европы да или нет

Содержание
  1. Христианизация Европы
  2. Читайте также
  3. Христианизация Германии
  4. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ИМПЕРИИ
  5. Христианизация Британии
  6. Христианизация славян
  7. Частичная христианизация Руси
  8. Христианизация Австрии
  9. Христианизация и ее границы
  10. Христианизация Германии
  11. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РУСИ
  12. Христианизация империи
  13. Христианизация
  14. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ИНДЕЙЦЕВ
  15. Христианизация уральских народов
  16. 3. Христианизация
  17. Христианизация
  18. 5. Христианизация Севера
  19. Все за сегодня
  20. Политика
  21. Экономика
  22. Наука
  23. Война и ВПК
  24. Общество
  25. ИноБлоги
  26. Подкасты
  27. Мультимедиа
  28. Общество
  29. Десять главных выводов о религии в Западной Европе
  30. Контекст
  31. Христианство как норма уходит навсегда
  32. Почему на Западе нельзя прямо говорить о преступлениях мигрантов?
  33. Мигрантов — в концлагерь. На экскурсию
  34. Христианин или европеец: как верят на Западе
  35. Большинство европейцев назвали себя христианами
  36. Вера и Церковь: ходят ли европейцы в храмы
  37. В большинстве западноевропейских стран непрактикующие христиане – самая большая группа населения
  38. Большинство непрактикующих христиан в Европе верят в Бога, но необязательно в такого, как описано в Библии
  39. Бог без Библии: кто избегает духовности
  40. Большинство европейцев без религиозной принадлежности считают, что наука сделала религию ненужной
  41. Церковь и государство: вместе или рядом
  42. Христиане чаще, чем люди без определенной религиозной принадлежности, говорят, что власти должны поддерживать религиозные ценности и убеждения
  43. Кровь и почва: дает ли вера превосходство
  44. И регулярно посещающие церковь, и непрактикующие христиане чаще, чем люди без определенной религиозной принадлежности, связывают национальную идентичность с происхождением
  45. Секс и дети: что происходит с европейской семьей
  46. Люди без определенной религиозной принадлежности и непрактикующие христиане в основном поддерживают законные аборты и однополые браки
  47. Из прошлого в будущее: как изменится христианство в Европе
  48. Доля взрослого населения без определенной религиозной принадлежности колеблется от 15% в Ирландии, Италии и Португалии до 48% в Нидерландах
  49. Большинство «индифферентных» говорят, что «постепенно отошли от религии», не называя конкретных событий или причин, повлиявших на них. Многие также говорят, что они не согласны с позицией Церкви по некоторым социальным вопросам, например, касательно гомосексуализма и абортов, или что перестали верить в религиозные учения. Большинство взрослых в Испании (74%) и Италии (60%) также приводят в качестве причины «скандалы с участием религиозных учреждений и лидеров».
Читайте также:  Школы стран третьего мира

Христианизация Европы

В Европе христианство начало распространяться среди германских племен. В IV – начале V в. приняли христианство готы, вандалы, бургунды и другие народы. Известно, что на первом Вселенском соборе (325 г.) уже присутствовал готский епископ. Вторая волна христианизации Германии началась после Великого переселения народов. В конце V-VI вв. среди германских племен следа не осталось от христиан. Только к концу VIII в. христианская вера вновь победила на всей территории Германии. Франки в конце V в. приняли крещение. Но, несмотря на это, еще многие оставались язычниками. Только с появлением монастырей и школ христианство окончательно закрепило свою победу во Франции.

На юг Великобритании вместе с римским господством христианство проникло еще в III в. Но в IV в. Великобританию захватили язычники-англосаксы. Распространение христианства было остановлено, только в конце VI в. началась новая волна христианизации Англии. С VII в. христианство стало проникать в земли славянских народов.

Император Лев VI. Мозаика у имперских ворот Айя-Софии. IX в. н. э.

Первыми христианами среди славян стали хорваты и сербы. В 988 г. князь Владимир крестил Киевскую Русь. Одновременно с распространением христианства среди славянских народов оно появилось в странах Скандинавии. В первой половине XI в. христианской страной стала Дания, а во второй половине XI в. – Швеция и Норвегия. Но, распространяясь среди языческих народов, христианство многое воспринимало из местных верований, что облегчало населению принятие новой религии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Христианизация Германии

Христианизация Германии Христианизация леворейнской Германии началась с момента проникновения новой религии на эти земли и усилилась после признания ее в качестве государственной. Среди германцев ее каноны проповедовали и никео-ортодоксы (католики), и ариане. Римская

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ИМПЕРИИ

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ИМПЕРИИ Римский поэт V в. Рутилий Клавдий Намациан считал, что все несчастья, которые должны были обрушиться на Рим на протяжении его истории, можно свести к одному событию, случившемуся около 406 г. Ни один историк никогда не разделял его мнения, но, может

Христианизация Британии

Христианизация Британии Для понимания значения Нортумбрии нужно коротко остановиться на истории христианизации Британии.В период, предшествовавший англосаксонскому завоеванию, христианская церковь Британии имела две ветви: собственно британскую, тесно связанную с

Христианизация славян

Христианизация славян Любой прилежный ученик средней школы знает историю возникновения славянской письменности и крещения Руси. Два брата-славянина, монахи Кирилл и Мефодий, приглашенные из Греции в Моравию, заслужили себе славу созданием славянской азбуки —

Частичная христианизация Руси

Частичная христианизация Руси Соловьев считает, что нельзя говорить о полной христианизации Руси: новая вера была утверждена только о очень узком коридоре, идущем по Днепру на север до Новгорода, то есть по известному пути из «варяг в греки». В восточном направлении по

Христианизация Австрии

Христианизация Австрии /41/ Римский период в истории Австрии был эпохой религиозного многообразия. Возникали различные новые культы, греко-римский мир богов сосуществовал с поклонением Исиде и Осирису, почитанием Нореи, культами Юпитера Долихена и Митры. Христианство

Христианизация и ее границы

Христианизация и ее границы Таким образом, монастыри, как и центры епархий, стали очагами христианизации. Многие монахи оставляли свои монастыри и отправлялись рушить старые культовые сооружения к строить церкви. Епископские города оставались главными полюсами

Христианизация Германии

Христианизация Германии Христианизация леворейнской Германии началась с момента проникновения новой религии на эти земли и усилилась после признания ее в качестве государственной. Среди германцев ее каноны проповедовали и никео-ортодоксы (католики), и ариане. Римская

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РУСИ

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РУСИ Современные церковные публицисты и историки склонны сильнейшим образом преувеличивать значение христианизации Руси для развития культуры древних славян. Дело доходит до заявлений о том, что именно в церкви «родилась русская

Христианизация империи

Христианизация империи К 400 г. христианство стало господствующей религией Римского мира, и для такого успеха были весьма веские причины. Прежде всего общество испытывало глубокую потребность в религии, обещавшей вечную жизнь и душевный покой всем людям независимо от их

Христианизация

Христианизация Сложилось так, что крещение пришлых варваров и язычников стало частью политической борьбы за господство на Балканском полуострове. Под видом христианизации ромейские императоры возвращали себе власть над территориями Балкан. Политический подтекст

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ИНДЕЙЦЕВ

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ИНДЕЙЦЕВ Пороками индейцев были идолопоклонство, развод, публичные оргии, купля и продажа рабов. Они начали ненавидеть братьев, отговаривающих их от этого. Но кроме испанцев более всего неприятностей, хотя и тайно, монахам причиняли жрецы, которые

Христианизация уральских народов

Христианизация уральских народов Христианство пришло на уральскую землю с северо-запада, по тем же дорогам, которые издревле избрали новгородские ушкуйники и московские рати для обирания племен Перми (коми), вогулов (манси) и югры (остяков-хантов).Но следует отметить:

3. Христианизация

3. Христианизация 3.1. Ход. Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например Новгород, приходилось крестить «огнем и мечем». Язычество еще долго

Христианизация

Христианизация Процесс христианизации славянских государств настолько радикально изменил всю последующую историю как этих государств, так и сопредельных территорий, что имеет смысл выделить его из последующей, уже христианизированной истории, в отдельный

5. Христианизация Севера

5. Христианизация Севера Север между тем постепенно христианизировался: одна культура уступала место другой. Для историка нет работы более увлекательной, чем детальное восстановление этого удивительного процесса, тем более, что несмотря на неизбежные лакуны источники

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Общество

Десять главных выводов о религии в Западной Европе

Большинство христиан в Западной Европе сегодня являются верующими лишь номинально, однако принадлежность к христианству остается важным религиозным, социальным и культурным фактором, о чем свидетельствует новый социологический опрос Исследовательского центра Пью, проведенный в 15 странах Западной Европы. Социологи задавали вопросы о религиозных убеждениях и отправлении обрядов, а также о взглядах респондентов на иммиграцию, национальную принадлежность и плюрализм. Кроме того, они спрашивали о том, как религия связана с отношением людей к этим вопросам.

Вот 10 ключевых выводов по результатам нового исследования.

1. В Западной Европе широкое распространение получило отделение церкви от государства, однако большинство западных европейцев по-прежнему считают себя христианами. Все больший процент взрослых людей в этом регионе говорит, что не посещает храмы, а около или более половины людей в ряде стран заявляют, что они не религиозны и не верят в духовное. Тем не менее, на вопрос о том, какова их нынешняя религия, если таковая имеется, большинство людей указали на христианство. В Германии таких людей оказалось 71%, а во Франции 64.

2. Хотя большинство населения Западной Европы относит себя к христианам, очень немногие регулярно ходят в церковь. Во всех странах, кроме Италии, номинальных христиан (это те, кто посещает церковь лишь несколько раз в год) больше, чем регулярных прихожан (это те, кто бывает в церкви раз в неделю или в месяц). Так, в Британии номинальных христиан в три раза больше, чем тех, кто соблюдает христианские обряды и ходит на службу (55% против 18%). В большинстве опрошенных стран номинальные христиане также численно превосходят людей нерелигиозных.

3. Христиане Западной Европы, включая номинальных, верят в высшую силу. Хотя многие номинальные христиане заявляют, что не верят в Бога, «как он описан в Библии», они, тем не менее, верят в некую высшую или духовную силу Вселенной. В отличие от них, большинство посещающих церковь христиан заявляют, что верят в Бога, как он описан в Библии. А люди нерелигиозные в целом говорят, что не верят ни в Бога, ни в высшие или духовные силы Вселенной. Номинальные христиане также гораздо чаще нерелигиозных людей соглашаются с такими идеями, как наличие у человека души, и ощущают связь с чем-то неизмеримым.

Контекст

Христианство как норма уходит навсегда

Почему на Западе нельзя прямо говорить о преступлениях мигрантов?

Мигрантов — в концлагерь. На экскурсию

5. Принадлежность к христианству в Западной Европе часто связана с усиленным чувством национализма и негативным отношением к иммигрантам и религиозным меньшинствам. Во всем регионе христиане, как посещающие церковь, так и нет, с большей долей вероятности, нежели люди нерелигиозные, скажут: «Ислам совершенно несовместим с ценностями нашей страны и с ее культурой». В Германии, как и в некоторых других странах, налицо раскол общественного мнения в вопросе о том, совместим ли ислам с немецкими ценностями и культурой. 55% посещающих церковь христиан говорят, что ислам несовместим с немецкими ценностями и культурой. Среди формальных христиан таких 45%, а среди людей нерелигиозных — 32%. Похожим образом, регулярно бывающие в церкви и формальные христиане гораздо чаще нерелигиозных людей придерживаются мнения о том, что их культура выше других, и выступают за сокращение количества иммигрантов.

6. Кроме религиозной самоидентификации, есть и другие факторы, влияющие на уровень националистических, антииммигрантских настроений и на неприятие антирелигиозных меньшинств. Среди них образование, политическая идеология и личное знакомство с мусульманами. Западные европейцы с высшим образованием реже других говорят, что не хотят принимать в свои семьи евреев и мусульман, или что их культура превосходит другие. А те люди, которые лично знакомы с мусульманами, также реже выражают настроения такого рода. Соответственно, западные европейцы с правого фланга идеологического спектра чаще левых говорят о том, что не хотят принимать в свои семьи евреев и мусульман, и что важно родиться в стране, чтобы по-настоящему принадлежать к ней.

7. В сегодняшней Европе отношение к евреям и отношение к мусульманам находится в тесной взаимосвязи. Хотя дебаты о мультикультурализме на континенте сосредоточены в основном на исламе и мусульманах, люди, не желающие принимать в свои семьи мусульман, чаще остальных говорят о таком же нежелании принимать евреев. А те, кто согласен с заявлением «В глубине души мусульмане хотят навязать всем в нашей стране свои религиозные законы», с большей долей вероятности согласятся и с таким утверждением: «Евреи всегда преследуют собственные интересы, а не интересы страны, в которой живут». В ходе опроса также были выявлены знакомые закономерности по религиозной принадлежности, что касается взглядов на еврейский народ: хотя большинство христиан говорят, что готовы принять в свои семьи евреев, христиане чаще нерелигиозных людей выражают негативные чувства по отношению к этой нации.

8. Большинство людей в Западной Европе, в том числе большинство христиан, выступает за юридическое признание однополых браков и за аборты. Как и люди без религиозных пристрастий, подавляющее большинство номинальных христиан говорят, что гомосексуальным и лесбийским парам надо разрешить регистрировать свои браки официально, и что аборт должен быть легален во всех или в большинстве случаев. Посещающие церковь христиане реже занимают такую позицию, но даже среди религиозных христиан в Бельгии, Дании, Франции, Швеции, Швейцарии и Британии большинство выступает за юридическое признание однополых браков и за разрешение абортов.

9. В Западной Европе преобладает мнение о том, что религию необходимо отделять от государственной политики. Так, в Швеции 80% респондентов выступают за отделение религии от государства, а в Бельгии 72%. Тем не менее, значительное число людей в ряде стран, например, 38% в Британии и 45% в Швейцарии говорят, что государство в своей политике должно поддерживать религиозные ценности и верования своей страны. Такой позиции чаще придерживаются регулярные прихожане церквей, нежели номинальные христиане. Люди нерелигиозные реже христиан поддерживают связи между церковью и государством.

10. Доля нерелигиозных взрослых людей в некоторых странах Западной Европы сопоставима с процентом нерелигиозных взрослых людей в США, однако не связанные ни с какой религией американцы более религиозны, чем европейцы. Около четверти американцев (23% в 2014 году) называют себя атеистами, агностиками или «людьми неопределившимися». В Британии нерелигиозных взрослых столько же (23%), а в Германии 24%. Но хотя процесс отделения церкви от государства очевиден по обе стороны Атлантики, нерелигиозные американцы чаще европейцев молятся и верят в Бога. А американские христиане намного более религиозны, чем христиане Западной Европы. По некоторым меркам религиозных убеждений, нерелигиозные американцы так же, или даже более религиозны, чем христиане ряда стран Европы, таких как Франция, Германия и Британия.

Неха Сахгаль — заместитель директора Исследовательского центра Пью по изучению религий.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Христианин или европеец: как верят на Западе

Западная Европа сегодня – один из самых светских регионов мира. Хотя подавляющее большинство взрослых подтверждают, что они были крещены, многие не считают себя христианами. Некоторые говорят, что постепенно отошли от религии, перестали верить в религиозные учения или отдалились от веры из-за околоцерковных скандалов и позиции Церкви по некоторым социальным вопросам. Pew Research Center (американская негосударственная исследовательская компания, специализирующаяся в социологии и демографии. – «Правмир») провел соцопрос около 24 тыс. жителей Западной Европы в середине 2017 года.

Большинство европейцев назвали себя христианами

Отмечен процент тех, кто назвал себя христианином во время опроса

Вера и Церковь: ходят ли европейцы в храмы

Большинство опрошенных взрослых по-прежнему считают себя христианами, даже если редко посещают церковь. Непрактикующие христиане (то есть люди, идентифицирующие себя как христиане, но посещающие церковные службы не более нескольких раз в год) составляют наибольшую долю населения в регионе. Во всех странах, кроме Италии, их больше, чем христиан, посещающих церковь (не реже одного раза в месяц). В Англии, например, примерно в три раза больше непрактикующих христиан (55%), чем христиан, посещающих церковь (18%).

В большинстве западноевропейских стран непрактикующие христиане – самая большая группа населения

Слева направо: христиане, посещающие церкви; непрактикующие христиане; люди без определенной религиозной принадлежности; последователи других религий в странах Западной Европы

Непрактикующие христиане также превосходят по численности людей без определенной религиозной принадлежности (атеисты, агностики или «индифферентные») в большинстве стран исследования. И даже после недавнего всплеска иммиграции из стран Ближнего Востока и Северной Африки число непрактикующих христиан в Западной Европе значительно превышает количество практикующих верующих (мусульман, иудеев, индуистов, буддистов и др.).

Исследование показало, что христианская идентичность остается значимым маркером в Западной Европе, даже среди тех, кто редко ходит в церковь. Это не просто «номинальная» идентичность, лишенная практической значимости. Напротив – религиозные, политические и культурные взгляды непрактикующих христиан часто отличаются от взглядов христиан, посещающих церковь, и взрослых без определенной религиозной принадлежности.

— Хотя многие непрактикующие христиане говорят, что они не верят в Бога, «как про Него написано в Библии», они склонны верить в какую-то другую высшую силу. А большинство христиан, посещающих церковь, напротив, говорят, что верят в библейского Бога. И явное большинство взрослых без определенной религиозной принадлежности не верят ни в какую высшую силу.

Большинство непрактикующих христиан в Европе верят в Бога, но необязательно в такого, как описано в Библии

Верхний показатель в каждой группе – доля тех, кто верит в Бога, «как Он описан в Библии»; средний – доля верящих в другие высшие силы, нижний – процент тех, кто вообще не верит в высшие силы. Группы сверху вниз: опрошенные в целом, практикующие христиане, непрактикующие христиане, религиозно неопределившиеся. Приведены медианные значения по 15 странам Западной Европы.

— Непрактикующие христиане скорее положительно относятся к церквям и религиозным организациям, считая, что те служат обществу – помогают бедным и объединяют людей. Их отношение к институту Церкви хуже, чем у христиан, посещающих церковь, но они скорее, чем европейцы без определенной религиозной принадлежности, склонны верить, что церкви и другие религиозные организации вносят позитивный вклад в общество.

— Христианская идентичность в Западной Европе сопровождается высоким уровнем негативного отношения к иммигрантам и религиозным меньшинствам. Самоидентифицированные христиане – независимо от того, посещают они церковь или нет – чаще, чем люди без определенной религиозной принадлежности, выражают негативные взгляды относительно иммигрантов, а также мусульман и евреев.

— Непрактикующие христиане реже, чем христиане, посещающие церковь, выражают националистические взгляды. Тем не менее, они чаще, чем «индифферентные», заявляют, что их собственная культура превосходит другие культуры и что национальная идентичность предполагает наличие родословной (чтобы считаться настоящим испанцем, нужно иметь испанские корни).

— Подавляющее большинство непрактикующих христиан, как и подавляющее большинство людей без определенной религиозной принадлежности, выступают за законные аборты и однополые браки. Христиане, посещающие церковь, более консервативны в этих вопросах, хотя многие, а в некоторых странах большинство, поддерживают законные аборты и однополые браки.

— Почти все посещающие церковь христиане, воспитывающие несовершеннолетних детей (до 18 лет), утверждают, что воспитывают детей в христианской вере. Среди непрактикующих христиан таких несколько меньше, хотя подавляющее большинство также признают, что воспитывают своих детей как христиан. Нерелигиозные родители, как правило, при воспитании детей не касаются вопросов религии.

Религиозная идентичность и практика – не единственные факторы, влияющие на убеждения и мнения европейцев по данным вопросам. Например, высокообразованные европейцы, как правило, терпимы к иммигрантам и религиозным меньшинствам. Как показывает исследование, посещающие церковь христиане, непрактикующие христиане и европейцы без определенной религиозной принадлежности имеют различные религиозные, культурные и социальные взгляды.

Бог без Библии: кто избегает духовности

Большинство непрактикующих христиан в Европе верят в Бога. Но их представления о Боге значительно отличаются от тех же представлений христиан, посещающих церковь. В то время как большинство христиан, посещающих церковь, говорят, что они верят в Бога, «как о Нем написано в Библии», непрактикующие христиане верят не в библейский образ Бога, а в некую высшую силу, действующую во Вселенной.

Например, в католической Испании только один из пяти непрактикующих христиан (21%) верит в Бога, «как о Нем написано в Библии», в то время как шесть из десяти говорят, что верят в некую высшую силу.

Непрактикующие христиане и «индифферентные» также резко расходятся в этом вопросе: большинство людей без определенной религиозной принадлежности не верят в Бога или любую некую высшую силу.

Большинство непрактикующих христиан и христиан, посещающих церковь, также верят в жизнь после смерти и убеждены в существовании души. А большинство взрослых без определенной религиозной принадлежности отвергают веру в загробную жизнь и не верят, что имеют душу.

Действительно, многие люди без определенной религиозной принадлежности полностью избегают духовности и религии. Большинство согласны с утверждениями, что «во Вселенной нет духовных законов, только законы природы» и что «наука сделала религию ненужной». Эту позицию разделяют немногие из христиан, посещающих церковь, и непрактикующих христиан. В большинстве стран примерно четверть или более непрактикующих христиан согласны, что наука сделала религию ненужной.

Большинство европейцев без религиозной принадлежности считают, что наука сделала религию ненужной

Отмечена доля тех, кто согласен с утверждением «Наука сделала религию ненужной в моей жизни». Цветом выделены слева направо: практикующие христиане, непрактикующие христиане, люди без определенной религиозной принадлежности; вертикальная черта – средняя доля среди опрошенных в целом.

Церковь и государство: вместе или рядом

Западные европейцы относятся настороженно к сращиванию государства и Церкви. В 15 обследованных странах преобладающим является мнение, что Церковь должна быть отделена от государства (60%).

Непрактикующие христиане, как правило, говорят, что религия должна быть вне политики. Тем не менее значительное меньшинство (35%) непрактикующих христиан считают, что правительство должно поддерживать религиозные ценности и убеждения в стране. Например, в Англии 40% непрактикующих христиан говорят, что правительство должно поддерживать религиозные ценности и убеждения, а среди «индифферентных» такой ответ дают только 18%.

Христиане, посещающие церковь, гораздо чаще, чем непрактикующие христиане, выступают за государственную поддержку религиозных ценностей. В Австрии, например, большинство (64%) христиан, посещающих церковь, занимают эту позицию, в то время как среди непрактикующих христиан – только 38%.

Христиане чаще, чем люди без определенной религиозной принадлежности, говорят, что власти должны поддерживать религиозные ценности и убеждения

Отмечена доля тех, кто считает, что государство должно поддерживать религиозные ценности и убеждения. Цветом выделены слева направо: люди без определенной религиозной принадлежности, непрактикующие христиане, практикующие христиане; вертикальная черта – средняя доля среди опрошенных в целом.

В ходе опроса также задавался вопрос, согласны ли респонденты с тремя положительными заявлениями о Церкви и других религиозных организациях. А именно: они «защищают и укрепляют нравственность в обществе», «объединяют людей и укрепляют общественные связи» и «играют важную роль в оказании помощи бедным и нуждающимся». И тремя негативными оценками религиозных учреждений. А именно: что они «слишком вовлечены в политику», «слишком много внимания уделяют внешним правилам» и «слишком стремятся к деньгам и власти».

Непрактикующие христиане чаще, чем люди без определенной религиозной принадлежности, выражают положительные мнения о религиозных учреждениях. Например, в Германии большинство непрактикующих христиан (62%) согласны с тем, что церкви и другие религиозные организации играют важную роль, оказывая помощь бедным и нуждающимся. Среди «индифферентных» таких меньше половины (41%).

Христиане, посещающие церковь, положительно оценивают роль религиозных организаций в обществе. Например, почти каждый четвертый христианин в Бельгии (73%), Германии (73%) и Италии (74%) согласен с тем, что церкви и другие религиозные учреждения играют важную роль в оказании помощи бедным и нуждающимся.

Кровь и почва: дает ли вера превосходство

Большинство граждан Италии и Португалии и менее половины Швеции и Дании считают, что, чтобы действительно разделять национальную идентичность, нужно быть гражданином страны в нескольких поколениях (например, чтобы быть настоящим датчанином, нужно иметь датское происхождение).

Непрактикующие христиане реже, чем практикующие, считают, что родословная – ключ к национальной идентичности. Люди без определенной религиозной принадлежности считают так еще реже.

Например, во Франции почти три четверти практикующих христиан (72%) считают, что важно иметь французское происхождение, чтобы быть «истинным французом». Среди непрактикующих христиан 52% занимают такую позицию, а среди людей без определенной религиозной принадлежности – 43%.

И регулярно посещающие церковь, и непрактикующие христиане чаще, чем люди без определенной религиозной принадлежности, связывают национальную идентичность с происхождением

Отмечена доля тех, кто считает, что для того, чтобы считаться истинным гражданином страны, необходимо иметь соответствующее происхождение. Цветом выделены слева направо: люди без определенной религиозной принадлежности; непрактикующие христиане; практикующие христиане; вертикальная черта – средняя доля среди опрошенных в целом.

И непрактикующие, и практикующие христиане чаще, чем «индифферентные», соглашаются с утверждением: «Мы, конечно, не совершенны, но наша культура превосходит другие».

Другими словами, в целом христиане Западной Европы чаще склонны выражать националистические настроения.

Секс и дети: что происходит с европейской семьей

Подавляющее большинство непрактикующих христиан и граждан без определенной религиозной принадлежности по всей Западной Европе поддерживают законные аборты и однополые браки.

С другой стороны, практикующие христиане значительно более консервативны в вопросах абортов и однополых браков.

Образованность сильно влияет на отношение к этим вопросам: респонденты, получившие образование в колледже, значительно чаще, чем респонденты с меньшим уровнем образования, выступают за законный аборт и однополые браки. В целом женщины чаще, чем мужчины, выступают за законный однополый брак.

Люди без определенной религиозной принадлежности и непрактикующие христиане в основном поддерживают законные аборты и однополые браки

Отмечена доля тех, кто поддерживает легализацию абортов (слева) и однополых браков (справа). Цветом выделены слева направо: практикующие христиане, непрактикующие христиане, люди без определенной религиозной принадлежности; вертикальная черта – средняя доля среди опрошенных в целом.

Из прошлого в будущее: как изменится христианство в Европе

Большинство жителей Западной Европы называют себя христианами. Но процент христиан снизился, особенно в некоторых странах. Сегодня жители Западной Европы чаще заявляют о том, что были воспитаны в христианских семьях, чем что считают себя христианами.

Сегодня христиане – крупнейшая религиозная группа в Западной Европе. Значительное меньшинство населения не относят себя ни к одной религии («индифферентные»), к этой же категории относятся атеисты, агностики или люди «без конкретных предпочтений».

Доля взрослого населения без определенной религиозной принадлежности колеблется от 15% в Ирландии, Италии и Португалии до 48% в Нидерландах

Отмечена доля тех, кто считает себя атеистом, агностиком и не относит себя к определенной религии по странам Западной Европы

Демографически «индифферентные» в Западной Европе относительно молоды и высокообразованны.

В категории людей без определенной религиозной принадлежности в большинстве стран самую большую группу составляют те, кто описывает свою религиозную идентичность как «без конкретных предпочтений» (по отношению к атеистам и агностикам). Например, так себя определяют трое из десяти голландцев (31%), при этом атеистами себя считают 14%, а агностиками 3%.

Но в некоторых странах (Бельгия, Дания и Франция) атеистов в этой категории столько же, сколько людей без определенной религиозной принадлежности.

Большинство «индифферентных» утверждают, что были крещены. Многие также говорят, что были воспитаны в христианской вере. В целом взрослых без определенной религиозной принадлежности, которые соглашаются, что были воспитаны в христианской вере, больше (60%), чем тех, которые говорят, что выросли вне религии (39%).

Однако эти цифры в разных странах существенно различаются. Например, подавляющее большинство взрослых без определенной религиозной принадлежности в Испании (86%) и Португалии (74%) подтверждают, что они выросли в христианской вере. В Великобритании, напротив, примерно две трети (65%) взрослых без определенной религиозной принадлежности говорят, что выросли в религиозных семьях.

Взрослым без определенной религиозной принадлежности, которые воспитывались в христианских семьях (или семьях, исповедующих другие религии), был задан ряд вопросов о потенциальных причинах, по которым они отошли от религии. Респонденты могли выбрать из нескольких причин.

Большинство «индифферентных» говорят, что «постепенно отошли от религии», не называя конкретных событий или причин, повлиявших на них. Многие также говорят, что они не согласны с позицией Церкви по некоторым социальным вопросам, например, касательно гомосексуализма и абортов, или что перестали верить в религиозные учения. Большинство взрослых в Испании (74%) и Италии (60%) также приводят в качестве причины «скандалы с участием религиозных учреждений и лидеров».

Небольшая группа опрошенных приводит другие причины. Например, люди считают, что религия не удовлетворяет их духовные потребности, или сообщают, что отошли от религии, когда выходили замуж/женились на нерелигиозном партнере.

Вероятно, некоторые западноевропейцы отказались от своей религиозной идентичности из-за существующих в религиях консервативных взглядов на мультикультурализм, сексуальные нормы и гендерные роли. Возможно, их отношение к иммигрантам изменилось вместе с изменением их религиозной идентичности.

Независимо от воспитания, «индифферентные» редко участвуют в традиционных религиозных практиках. Немногие взрослые без определенной религиозной принадлежности говорят, что посещают религиозные службы ежемесячно, молятся ежедневно или считают, что религия «очень» или «в некоторой степени» важна в их жизни.

Большинство «индифферентных» в Западной Европе также утверждают, что они неверующие: большинство не только не верят в Бога, но также говорят, что не верят вообще в какую-либо высшую силу.

Тем не менее, значительная доля людей без определенной религиозной принадлежности в 15 странах, охваченных исследованием, верят в Бога или какую-либо другую высшую силу.

Верующие в Бога люди без определенной религиозной принадлежности значительно реже, чем не верующие, придерживаются антирелигиозных взглядов. Например, в Бельгии только 43% верующих без определенной религиозной принадлежности считают, что наука делает религию ненужной. Среди не верующих в Бога без определенной религиозной принадлежности такого мнения придерживаются 69% опрошенных. А в Германии только 35% верующих без определенной религиозной принадлежности говорят, что религия причиняет больше вреда, чем пользы. Среди неверующих «индифферентных» так считают 55%.

Pew Research Center опубликовал исходный текст на английском языке, но не пересмотрел или не одобрил этот перевод

Pew Research Center has published the original content in English but has not reviewed or approved this translation

Источник

Оцените статью