Хронология изгнания евреев разных стран

Хронология изгнания

Антисемитизм находил своих сторонников в разных обществах и в разные времена, а его истоки можно проследить еще с Древнего Египта и вплоть до нашего времени. Хронология этого явления достаточно неоднородна, но все же, в истории не было периода, когда ненависти и неприятия еврейского народа не было во все. В каждом государстве, где присутствовали евреи, антисемитизм проявлялся в большей или меньшей степени.

Первым литературным источником, в котором гонение евреев представлено как проявление борьбы цивилизации с варварством, а вовсе не как ненависть к иной религии и народу, было описано в сочинении египетского эллинизированного жреца Манефона в III веке до н. э. Этот антисемитский документ засвидетельствовал первую вспышку неприязни ко всему народу, который держался сплоченно и особняком от других народов. Он описывает борьбу простых греческих граждан за укрепление автономии полисов, против желания монархов свести эту самостоятельность к нулю. Евреи поддержали монархию, чем и вызвали недоброжелательное отношение всех без исключения жителей полисов.

Следующий пример антисемитизма – древний Египет во времена Исхода (1400 г. до н. э.). Обособленная сплоченность, вера и благополучие еврейского народа вызывала зависть и ненависть жителей Египта. Первый выпад египетского фараона, уже не заставшего Йосифа в живых, против евреев – приказ убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. Это был первый, и один из самых жестоких, геноцид, направленный на евреев и их будущее. Продиктовано это зверство было страхом – благодаря обладанию плодородной землей и хорошему положению в обществе еврейский народ быстро размножался, из гостей Египта превращаясь в его полноправных граждан. И когда численность евреев практически превысила численность египтян, фараон начал опасаться военных столкновений с ними и повелел изнурять израильтян тяжелыми работами, чтобы сдержать рост их численности, а позже и убивать каждого рожденного еврейского мальчика. В Книге Исход читаем: «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой». Но, несмотря на все испытания, которым подвергались евреи достаточно длительное время, их дух не удалось сломить.

Читайте также:  Финансовая система страны с развитой рыночной экономикой

Дальнейшее серьезное проявление антисемитизма было «вавилонское пленение», датируемое с 598 по 539 годом до н. э. Правящий в это время в Вавилоне царь Навуходоносор II решил покорить все близлежащие земли и укрепить таким образом границы своего государства. Он воевал не только с Иудеей, завоевывая и подчиняя себе все большую территорию ближнего Востока. Однако с народом Иудеи этот правитель обошелся исключительно жестоко. Навуходоносор II шел войной на Иерусалим не единожды, и каждый раз правитель Иудеи без боя подчинялся требованиям более сильного противника. Но 586 года до н. э. Иерусалим решил защищаться и более не принимать истощающих страну условий Вавилона. Тогда Навуходоносор II решил взять город в осаду, что повлекло за собой голод и эпидемии в нем. В конце концов, Иерусалим пал, и войско фараона разграбило его, разрушило иудейский Храм и сожгло город дотла. Все выжившие при этой кровавой расправе иудеи были уведены в рабство в Вавилон. Иудейская государственность была уничтожена, и для евреев начался великий плен, который продолжался почти 70 лет.

Территория Вавилонской Империи

Даже находясь в плену народ иудеи не забывал свои традиции, культуру и стремился вернуться на свою, дарованную Вс-шним, землю. Падение Вавилона дало евреям возможность снова поселиться на своей земле и отстроить Второй Храм, хотя часть возникшей уже тогда диаспоры в других близ лежащих странах, все же предпочла остаться на месте.

Оказавшись под властью Рима (6—66 гг. н. э.), Иудея вынуждена была платить тяжелую дань. Римские легионеры постоянно находились в Иерусалиме. Несмотря на все политические перемены, царь сохранял свое положение. Пока он не делал ничего такого, что бы шло вразрез с волей римлян, его власть была абсолютной. Но все же было разрушено и сведено к нулю самое главное — государственный строй и свобода взглядов евреев на жизнь. Страна находилась в постоянном состоянии недовольства, проявлявшегося время от времени в открытых восстаниях. Однако даже перед лицом общего врага еврейский народ был разобщен. Высшие классы были против насилия, полагая, что освобождение придет с небес в Б-гом назначенный срок. Однако простой народ не всегда поддавался их влиянию, стонавший под чужеземным игом, он ждал освобождения. Простые люди верили, что Б-г сжалится над страданиями народа и освободит его, как Он освобождал их отцов от подобных бедствий. Все более и более неспокойно становилось в Иудее. Наконец, в 66 г. н. э. вспыхнуло мощное антиримское восстание и в течение очень короткого времени, начиная с осени 66 г., еврейская Палестина в последний раз была независима. И в этот решающий час в стране не было единства, между самими иудеями не прекращались междоусобицы и распри. Весной 70 г. новый полководец Рима подошел к Иерусалиму. Девятого числа месяца ава, в годовщину разрушения Иерусалима Навуходоносором, Второй Храм был взят римлянами и – случайно или преднамеренно – предан огню. Верхний город держался еще месяц, но еще до наступления еврейского Нового года все было в руках римлян. Второй Храм был разрушен. Еврейский народ был изгнан из своей земли и рассеивался по близлежащим государствам.

На протяжении веков евреи находились в изгнании, рассевшись диаспорами по всем государствам мира, оседая большими и малыми общинами в Испании, Египте, Германии, России и многих других странах. Из-за своей абсолютной обособленности и отличному от соседствующих народов образу жизни и мировоззрению, на протяжении всей истории еврейского народа происходили нападения на евреев с целью убийств, насилий над личностью, грабежей, уничтожения имущества, поджогов. Недоброжелательное отношение населения порождало все новые и новые стереотипы и предрассудки по поводу всего еврейского народа, его обвиняли в разнообразных грехах, которые порой противоречили друг другу и доходили до абсурда.

К традиционным обвинениям против евреев, таких как осквернение христианского жертвенного хлеба или совершение ритуальных убийств, в 1349 году добавилось обвинение в распространении чумы, ставшее причиной череды кровавых погромов по всей Европе. На фоне резкого ухудшения климата, приведшего к неурожаям и повсеместному голоду в начале XIV века, народный ужас перед беспощадной болезнью, выкашивающей целые города, реализовался в преследовании и убийствах евреев. Подозрения в причастности к эпидемии падали на евреев ещё и потому, что они страдали от чумы заметно меньше, чем христиане. Возможно, свою роль сыграли замкнутый образ жизни еврейских общин и предписания иудаизма относительно личной гигиены. Но еще до начала эпидемии чумы по всей Европе евреев часто обвиняли в отравлении источников и распространении проказы. Ходили упорные слухи о сговоре между евреями и мусульманами с целью истребления всех христиан посредством смертельных болезней. Бытовало так же мнение, что чума послана христианам в наказание за их прошлую терпимость к евреям.

Погромы, так же, как и чума, распространялись в направлении с юга на север Европы. Первые погромы начались в Женеве, затем в других городах Франции. В ноябре 1348 года волна погромов докатилась до Германии. Евреи, признаваемые вредным и опасным элементом в государстве, массово изгонялись из своих домов, а их богатства присваивались зачинщиками погромов. 9 января 1349 года были сожжены евреи в Базеле и во Фрайбурге. 14 февраля 1349 года та же участь постигла евреев Страсбурга. Погромы распространялись дальше по рейнским землям. В некоторых городах были почти полностью уничтожены еврейские общины, а их имущество перешло в собственность города.

Крестовые походы резко усилили антиеврейские тенденции в христианском обществе. Призыв к «освобождению гроба Господня от неверных» вызвал взрыв религиозного фанатизма, который сразу же обратился против евреев: до того, как истребить врагов, находящихся далеко, следует выкорчевать «врагов Христовых из нашей земли» — эти призывы в разы ужесточили отношение население к еврейским общинам. Многие европейские города лишили евреев гражданских прав, запретили им селиться вне специально отведенных кварталов и ограничили их экономическую деятельность. Антисемитизм прогрессировал с такой силой, что охватил всю Европу и частично Россию.

Противостояние христианства с иудаизмом достигло апогея во времена средневековья. В марте 1492 года был подписан декрет об изгнании из Испании всех евреев, которые откажутся принять христианство. Правительство полагало, что таким образом Испания станет христианской. Евреи должны были покинуть Испанию не только из-за религиозного фанатизма испанских священников, но и по политическим причинам. С конца XIV века многие испанские евреи приняли христианство для спасения своей жизни. Тайно оставаясь верными иудаизму, эти мараны или «новые христиане» часто добивались высоких политических, экономических и даже церковных должностей. Это вызывало озлобление народа. Впрочем, официальной причиной декрета об изгнании стало опасение влияния, оказываемого евреями на своих обращенных в христианство собратьев. Политическая нестабильность Испании требовала национального и религиозного объединения народа, и средством к этому объединению оказалось определение общего врага — евреев. В соответствии с датами, указанными в тексте декрета и других добавочных документах, днем, назначенным для отъезда всех евреев Испании, должно было стать 7 Ава. Однако по факту массовое изгнание произошло 9 ава, продолжив еврейскую историю скитаний.

В 17 веке наблюдалась небольшая перемена в отношении к евреям со стороны некоторых представителей европейского общества, главным образом, в протестантских странах: Нидерландах, Скандинавии и Англии, где все более распространялся интерес к еврейской истории и культуре и постепенно менялось представление о народе. Нередко подчеркивалась роль евреев в распространении науки и культуры в древнем мире. Однако в конце того же века зародился критический подход к Библии, возникла философия деистов, что привело к возрождению традиционно отрицательного образа еврея. Намереваясь, по существу, подорвать авторитет христианской церкви, деисты и их преемники-материалисты подвергли нападкам иудаистические основы христианства. В их сочинениях праотцы еврейского народа — библейские патриархи — представлены обманщиками и лицемерами, а пророки — злобными мракобесами. И снова нападки и обвинения еврейского народа доходили до абсурда – евреи считались «мракобесами», но и успешными, прогрессивными экономистами, торговцами, ремесленниками.

Следующий временной пик антисемитизма, который распространился по всему миру и, особенно, в Российскую Империю, пришелся на середину XIX века. Первые три случая погрома евреев произошли в Одессе в 1821, 1859 и 1871, но это были явления, не имевшие непосредственного отношения к жителям страны, они были вызваны враждебностью к евреям со стороны местного греческого населения. Но уже в 1881–1882 годах погромы разразились на фоне нестабильной политической ситуации, сложившейся в Империи после убийства Александра II и затронуло уже всех граждан царской России. Неравноправие еврейского населения, застарелый антисемитизм и недовольство православного городского населения экономической конкуренцией со стороны евреев, способствовали в этой ситуации широкому распространению слухов о том, что царь был убит евреями и что в связи с этим власти отдали негласный приказ повсеместно устраивать погромы. Пассивность местной администрации, войск и полиции во время погромов убеждала население в правдивости этих слухов. Во многих деревнях и губерниях крестьяне были уверены, что сам царь приказал громить евреев, и потребовали от местного начальства письменного удостоверения, что они не будут отвечать перед высшей властью за исполнение этой «повинности», причем такое удостоверение было им выдано. В некоторых деревнях священники с трудом убедили крестьян, что «приказа бить жидов не было».

В ХХ веке волна антиеврейских погромов в Германии, прошедших в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, охватила всю страну, аннексированную Австрию и Судетскую область Чехословакии, незадолго до этого оккупированную германскими войсками. Это была одна из самых кровавых антисемитская расправа в Европе, так называемая «Хрустальная ночь» или «Ночь разбитых витрин». По всей аннексированной Германией территории разрушали еврейские дома и частные предприятия, члены многих подразделений немецких войск переодевались в гражданскую одежду, чтобы поддержать измышления будто бы беспорядки являлись “реакцией возмущенной общественности”. Несмотря на явно выраженную стихийность насилия и местный оттенок, который приняли погромы в различных регионах рейха, руководством к действию были специальные инструкции Гейдриха, предупреждавшие о том, чтобы “стихийные“ бунты не затронули жизнь или имущество нееврейских граждан; иностранцы (даже евреи) не должны были стать жертвами насилия. Предписывалось также накануне варварского разрушения синагог и других владений еврейских общин вывезти из них все архивы и передать их Службе безопасности. Кроме того, было приказано руководству полиции арестовать столько евреев, сколько могли вместить местные тюрьмы, главным образом интерес вызывали молодые здоровые мужчины.

Сотни синагог на территории Германии и Австрии были сожжены той ночью на виду у всех, включая пожарных, которым было приказано вмешиваться только в случае угрозы распространения пожара на здания, расположенные рядом с синагогами. Были разбиты витрины приблизительно 7 500 магазинов, принадлежавших евреям, которые впоследствии были разграблены. Во многих районах еврейские кладбища стали особым объектом надругательства. Серьезным разрушениям подверглись Берлин и Вена – города, где проживали две наиболее многочисленные еврейские общины Германии. Толпы солдат немецкой армии слонялись по улицам, нападая на еврейские дома и подвергая евреев публичному унижению. Хотя убийство не упоминалось в приказах, в ночь с 9 на 10 ноября по меньшей мере 91 еврей был убит. Полицией было зарегистрировано невероятно большое число изнасилований и самоубийств.

“Хрустальная ночь” была первым шагом к массовому заключению евреев в тюрьмы, основанием для которого была лишь их расовая принадлежность. События этой ночи ознаменовали один из самых важных поворотных моментов национал-социалистической антисемитской политики. Более того, пассивность, с которой немецкое население отнеслось к погрому, явилось сигналом для нацистского режима, означавшим готовность немецкого общества к более радикальным шагам.

Антисемитская политика Германии 1933 – 1939 годов привела еще к одной трагедии всего еврейского народа – Холокосту. Во время Второй Мировой Войны нацистами были захвачены Польша и западные регионы СССР — Прибалтика, Белоруссия, Украина, именно тогда немецкие власти впервые предприняли попытки изолировать еврейское население. С этой целью массово создавались гетто и концлагеря, так нацисты решали вопрос рабочей силы и возможного сопротивления, а также приобретали симпатию у остального населения с антисемитскими взглядами. Первые гетто в Польше были созданы в 1940 году, а к 1941 такие «учреждения» имели место практически в каждом крупном городе. Места изоляции обносились стеной, и если изначально предполагался вход и выход из гетто по специальным разрешениям, то с 1941 года каждый еврей, задержанный в городе вне гетто, немедленно расстреливался. Евреи больше не были подсудны обычным судам – ими «занималось» исключительно гестапо.

Трагической главой в истории Катастрофы стал Освенцим, построенный в 1940 году – 90% замученных в стенах этого лагеря были евреями из разных европейских стран. Здесь действовало восемь кремационных печей, но к 1944 году их стало не хватать, и тогда нацисты расправлялись с жертвами во рвах, заполненных полыхающим хворостом, облитым бензином. Сюда привозили узников целыми эшелонами по нескольку раз в день. Детей жестоко убивали на глазах у матерей, а физически крепких евреев отправляли в южную часть лагеря для выполнения работ. Кормили пленных раз в день: похлебка на воде и 100 г хлеба приводили к сильнейшему истощению, а как только узник начинал терять силы, его уничтожали в газовой камере. Общее число жертв Освенцима достигает 1,4 млн. человек.

На оккупированных территориях СССР действовали «эйнзацгруппы» — отряды, уничтожавшие евреев. Людей группами выводили за черту города, где затем расстреливали. В некоторых районах эсесовцы прибегали к утоплению евреев в море или отравлению в душегубках. Так, в киевском Бабьем Яру было уничтожено более 33700 евреев за двое суток 29-30 сентября 1941 года. Подобные акции проводились немцами повсеместно – практически в каждом оккупированном городе бывшего СССР есть свой Бабий Яр.

В рамках Ванзейской конференции 20 января 1942 года в пригороде Берлина было принято так называемое «окончательно решение еврейского вопроса», предполагавшее тотальное истребление еврейского населения в виду того, что политика выселения из страны «не оправдала себя». С весны 1942 года начинают действовать лагеря смерти, где узников, депортированных из захваченных Германией стран, уничтожали немедленно. Самыми крупными из них стали Белжец, Хелмно, Треблинка, Майданек, Собибор, Освенцим.

В геноциде и ограблении еврейского населения принимали активное участие не только немцы, но и представители почти всех народов оккупированной гитлеровцами Европы. Жертвами холокоста, согласно, официальной статистике, стали 6 миллионов евреев из Европы, хотя нет точного списка погибших и установить их достоверное число не представляется возможным. Холокост уничтожил две трети евреев Европы. До сих пор численность еврейского населения (13,5 млн. евреев) не может вернуться к довоенной отметке (16 млн.).

Сегодня память обо всех погромах и бедах, свалившихся на еврейский народ, тщательно оберегается, дабы послужить уроком и предостережением. Но сегодня у нас есть то, чего не было на протяжении многих веков – свое Государство Израиль. Место, где каждый еврей может почувствовать себя дома и в безопасности.

Источник

Оцените статью