Иберийская система
Для иберийской системы (Бразилия, Аргентина, Мексика, Португалия, Колумбия, Никарагуа и др., отчасти и современная Испания) характерно переплетение элементов государственного управления и местного самоуправления, с преобладанием государственного управления. В рамках этой системы для осуществления управленческой деятельности на местах население соответствующей административно-территориальной единицы избирает ее совет и главное должностное лицо (алькада, мэра, префекта). Последний может избираться и советом. Но во всех случаях глава администрации, одновременно является председателем совета и одновременно утверждается органами государственной власти (правительством, министром внутренних дел) как представители государственной власти в своей административно-территориальной единице. Благодаря этому алькад, мэр, префект одновременно выступает и как исполнительный орган местного самоуправления, и как орган государственного управления в данной административно-территориальной единице, обладающий правом контроля за деятельностью представительного органа местного самоуправления – совета.
Практика работы зарубежных органов муниципальной власти постоянно совершенствуется, вырабатывая новые модели, формы, типы организации местного самоуправления. Изменения в экономике, политике и идеологии современных государств вызывают необходимость приспосабливать существующие системы местного самоуправления к новым реалиям. Начавшийся в 60-х годах нашего столетия и не закончившийся до сих пор процесс реформирования власти на местах — одно из наиболее заметных явлений в государственном устройстве стран мирового сообщества. Общая тенденция этого процесса — развитие самоуправленческих начал и децентрализация власти.
Сравнивая англосаксонскую и континентальную модели местного самоуправления, следует иметь в виду, что в демократически развитых странах различия между этими двумя моделями не носят принципиального характера. Их современная форма, во многом являющаяся результатом проведенных реформ местного самоуправления, позволяет говорить об определенном сближении некогда весьма отличных муниципальных систем.
Наряду с рассмотренными моделями существуют варианты организации власти на местах, в той или иной степени, вобравшие в себя черты каждой их них и обладающие собственными специфическими признаками. Эти модели получили название смешанных. К таким моделям можно отнести местное самоуправление в Германии, Австрии, Японии, в некоторых постсоциалистических и развивающихся странах.
Источник
Муниципальные системы зарубежных стран
В современных зарубежных странах местное самоуправление представляет систему децентрализованной организации местного управления, сложившуюся в результате длительного, преимущественно эволюционного, развития. Становление централизованных государств привело к разделению публичной власти на государственную и муниципальную. На основе взаимодействия различных уровней публичной власти обеспечивается достижение эффективного управления делами общества.
Прежде всего международный исторический опыт реализации идеи народовластия свидетельствует о постоянном поиске баланса между двумя диалектическими противоположностями — самоуправлением (местным, региональным) и государственностью.
Весьма знаменательно, что исследователи американского опыта государственного устройства не идеализируют его, а, напротив, оценивают современное состояние американской демократии как кризисное. Причина кризиса как раз заключается в том, что люди в отличие от былых времен стали слишком полагаться на центральное правительство и федеральные законы, на то, что кто-то там «наверху», более мудрый, чем они сами, за них решит их же проблемы. В этом кроется серьезная угроза для демократии и свободы, независимо от того, правят ли государством автократы или избранные народом правители.
Несмотря на серьезные различия в исходных моментах, представляющих становление и развитие местного самоуправления в различных странах, в самих системах организации местного самоуправления есть много общего, что их объединяет и свидетельствует об общих закономерностях развития. Они состоят в следующем:
всестороннее развитие децентралистских тенденций, стремление ограничить административную централизацию (период революционных преобразований);
установление определенного равновесия между централистскими и децентралистскими тенденциями в развитии местных органов;
постоянные попытки реорганизации и модернизации местного управления, связанные с усилением бюрократической централизации;
переход от децентрализации (понимаемой как расширение функций и компетенции органов местного управления и соответственно ограничение правомочий центральных органов государственного управления) к деконцентрации (понимаемой как перенос полномочий по принятию решений на нижестоящие уровни руководства в централизованных системах органов государственного управления).
Выступая относительно обособленной частью конституционного механизма государственной власти современных западных демократий,местное самоуправление обладает следующими чертами:
основано на представительных началах;
не зависит от органов правительства в делах местного характера;
ограничено предписаниями закона;
обладает независимой собственностью, собственными источниками доходов;
формирование органов местного самоуправления происходит без государственной опеки.
Нужно учитывать, что разделение типов организации на модели осуществляется на основе двух основных критериев:
степени определенности компетенции местного самоуправления в национальном законодательстве;
способах и жесткости административного контроля деятельности органов местного самоуправления.
В зависимости от положения местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти обычно выделяют следующие модели местного самоуправления:
Источник
ИБЕРИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Правовая основа местного самоуправления в странах Латинской Америки закладывалась преимущественно в процессе заимствования норм и институтов из континентального правопорядка США. В этой связи влияние США на формирование иберийской системы местного самоуправления прослеживается прежде всего в многообразии форм правового регулирования отношений по осуществлению муниципальной власти. В странах Латинской Америки широкое распространение получили законы, закрепляющие полномочия местных органов власти в отдельных отраслях и сферах хозяйственного и социально-культурного строительства. Наряду с ними действуют подзаконные акты нормативного характера высших органов исполнительной власти, судебные прецеденты и правовые обычаи. Данью правовой традиции Испании и Португалии служат лишь органические законы о местном самоуправлении, которые предоставляют муниципалитетам политическую, административную и финансовую автономию, закрепляют общую компетенцию органов муниципальной власти, устанавливают их структуру, формы и методы деятельности.
В свою очередь, национальные системы местного самоуправления Испании и Португалии стали моделью для устройства муниципальной власти стран Латинской Америки, взаимодействия ее органов с правительственными учреждениями. По этой модели во всех звеньях административно-территориального устройства страны (муниципиях) населением избираются советы (хунты), которые являются представительными органами местного самоуправления.
Вопросами управления ведает избираемый советом либо непосредственно населением глава муниципии (алькальд, регидор, префект, мэр). Он одновременно является председателем совета и его исполнительным органом персонифицированного характера. Назначаемых должностных лиц из центра при такой модели нет, но избираемый глава муниципии утверждается правительством в качестве его полномочного представителя. Поэтому он действует, с одной стороны, как исполнительный орган совета, обязанный выполнять все его решения, а с другой — как представитель правительства в муниципии, призван
ный от имени государства осуществлять контроль за законностью решений самого совета. На практике в его руках сосредоточены основные рычаги по оптимальному сочетанию общегосударственных и местных интересов в муниципальном управлении. Значительными особенностями в странах с иберийской системой местного самоуправления отличается порядок осуществления контроля за деятельностью муниципальных органов власти. Поскольку глава муниципии по должности является и председателем совета, он обладает широкими возможностями не допускать принятия решений не только по мотивам их незаконности, но и нецелесообразности. Для этого используются как правовые, так и организационные формы контроля за деятельностью совета, предусмотренные регламентом его работы. Кроме того, глава муниципии может обратиться в органы конституционного или административного контроля с заявлением о признании решения представительного органа местного самоуправления незаконным. В Перу мэр муниципии обращается в таких случаях в Конституционный трибунал, который обладает исключительным правом определять конституционность законов, актов исполнительной власти и муниципальных орданансов. Аналогичная процедура оспаривания решений представительных органов местного самоуправления предусмотрена Конституцией Эквадора 1998 г. Разница заключается лишь в том, что Конституционный трибунал Эквадора рассматривается не как часть судебной власти, а как особый контрольный институт, юрисдикция которого распространяется на решения всех органов государственной и муниципальной власти страны. В Уругвае алькальд муниципии может обратиться с заявлением об аннулировании правового акта представительного органа местного самоуправления в Трибунал административных споров, если он считает, что оспариваемый акт является незаконным или принят в результате злоупотребления властью. При осуществлении административного контроля главы муниципий в странах с иберийской системой местного самоуправления могут обращаться в органы центральной власти с предложениями о роспуске тех советов, которые систематически нарушают законы или не могут собраться на свои заседания. Решение о роспуске совета принимает парламент или правительство. Характерная особенность иберийской системы местного самоуправления состоит и в том, что в осуществлении контроля за деятельностью органов муниципальной власти принимает участие население. В Перу, например, население каждой муниципии наделено правом обращаться в Конституционный Трибунал с запросом о |
конституционности муниципального ордонанса. Для этого достаточно собрать под петицией не менее 1% подписей жителей соответствующей муниципии, обладающих активным избирательным правом. Во многих странах Латинской Америки в порядке осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления избирателям предоставлено право отзывать депутатов советов и глав муниципий досрочно. Основаниями отзыва могут быть грубое нарушение конституции и законов, решений органов местного самоуправления, самоустранение от выполнения наказов избирателей и своих обязанностей, совершение действий, порочащих звание депутата или главы муниципии. География распространения иберийской системы местного самоуправления весьма обширна. Несмотря на отказ Испании и Португалии от данной системы, она, тем не менее, сохранилась в 17 странах Латинской Америки, в том числе в таких крупнейших, как Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия. В силу исторических причин она не сложилась лишь в бывших колониях Великобритании (Антигуа и Барбуда, Барбадос, Гайана, Ямайка и др.), в бывших заморских территориях Франции (Гаити) и на Кубе, где местное самоуправление вообще отсутствует. Не вписывается в общую схему распространения иберийской системы местного самоуправления Мексика. Хотя Мексика является испаноязычной страной Латинской Америки, в ней действует континентальная система местного самоуправления. Этот феномен объясняется тем, что Мексика, добившись в 1821 г. независимости, избрала в качестве модели законодательство не бывшей метрополии — полуфеодальной Испании, а буржуазной Франции. Идея создания логически стройной системы кодифицированного права, выдвинутая французскими просветителями и юристами, была созвучна либеральным настроениям молодой мексиканской буржуазии. В этой связи в основу правовой системы местного самоуправления Мексики была положена конституционная традиция Франции. Она и обусловила появление в Западном полушарии классической модели континентальной правовой системы местного самоуправления. Источник Судебный контроль за органами МСУ осуществляется административными судами.Иберийская система местного самоуправления. ИБЕРИЙСКАЯ МОДЕЛЬ МСУ — современная зарубежная модель МСУ, существующая в ряде испаноговорящих стран Латинской Америки (Аргентина). Название этой модели является производным от древнего наименовании Испании – Иберия. В своих основных чертах она повторяет континентальную модель местного самоуправления Характерной особенностью данной модели организации местной власти является то, что здесь глава муниципального образования (алькальд или регидор), избранный населением на муниципальных выборах, одновременно является ещё и представи-телем государства в данном муниципальном образовании. После избрания указанных должностных лиц местным сообществом (населением МО) их кандидатуры подлежат утверждению органами государственной власти. Соответственно, помимо руководства жизнедеятельностью соответствующего муниципального образования, названные должностные лица ещё осуществляет в нём государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации: понятие и система. Принципы и функции местного самоуправления в РФ. 59. Муниципальное управление в РФ: понятие, цели, задачи, принципы. Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета. Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции. Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем: муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов; государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.). Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере местного самоуправления. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления. 62. Муниципальное образование как иерархическая социально-экономическая система: понятие, структура и характеристика основных компонентов. МУНИЦИПАЛЬНОЕ Муниципальное образование является объектом муниципального управления. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 ФЗ № 131-ФЗ от 6.10.2003 года) ВИДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: 1. В зависимости от их территориальной основы: а) поселенческие МО (города, поселки, сельские населенные пункты) – имеют собственную инфраструктуру, обеспечивающую завершенность производственных циклов; б) территориально-поселенческие МО (сельские районы, административные округа) – состоят из нескольких поселений, объединенных общим хозяйственным интересом, общей инфраструктурой хозяйственной деятельности и муниципального хозяйства; в) территориальные МО – характерны для районов Крайнего Севера, где специфика основного вида хозяйственной деятельности и кочевого образа жизни исключают поселения. Они же характерны для сельской местности с хуторским способом ведения хозяйства. 2. В зависимости от характера муниципального хозяйства: а) многофункциональные МО – имеют разветвленную сеть хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нескольких отраслях производства (столицы субъектов РФ и большинство крупных и средних городов России); б) монофункциональные МО – они имеют ярко выраженную отраслевую специфику, т.е. их хозяйственная жизнь определяется одним-двумя крупными предприятиями либо несколькими предприятиями одной отрасли МОНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1) производственная группа – города-заводы, возникшие при крупных предприятиях промышленности, энергетики, транспорта и иных производствах; большинство из них сформировалось в период индустриализации, когда город воспринимался как один из «цехов» строящегося предприятия (Череповец, Тольятти, Набережные Челны, Волжский); 2) бюджетная группа – населенные пункты, основная часть населения которых работает в бюджетных организациях (наукограды, военные городки, ЗАТО, приграничные города, гарнизоны, города – центры сельских МО); их жизнедеятельность напрямую зависит от органов государственной власти и состояния федерального и региональных бюджетов Источник |