- ICCS (International Civic and Citizenship Study)
- Участие России в ICCS
- Iccs международное исследование гражданского образования взрослого населения стран
- Международные исследования
- TIMSS — Trends in Mathematics and Science Study
- TIMSS-2019
- нормативные документы
- Методические материалы
- PISA — Programme for International Student Assessment
- Результаты
- Лучший результат Ростовской области
- PIRLS — Progress in International Reading Literacy Study
- Методика исследования
- Инструментарий
- Результаты
- ICCS — International Civic and Citizenship Education Study
- Открытая лекция. Ковалева Г.С. Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные)
- Свежие новости
ICCS (International Civic and Citizenship Study)
ICCS – международное исследование качества граждановедческого образования 14-летних школьников (International Civic and Citizenship Study). Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Целью исследования является выявление знаний и понимания гражданской позиции молодого поколения, его самоопределение в социальном обществе в 21 веке. Для достижения данной цели при проведении исследования также изучаются убеждения, ценности, взгляды (отношения), намерения и поведение учащихся в современном обществе. Кроме того, в рамках исследования осуществляется сбор и анализ широкого спектра контекстных данных, полученных непосредственно от политических деятелей, учителей, директоров школ и самих учащихся, касающихся организации и содержания гражданского воспитания и гражданского образования в учебных программах, квалификации и опыте учителей, школе, среде и климате, а также дома и в обществе.
ICCS базируется на исследованиях IEA, которые проводились в 1971 году в 9 странах (CIVICED) и в 1999 году в 28 странах (CIVED).
Исследование ICCS проводилось в 2009 году, в нем приняли участие 38 стран. Следующий цикл ICCS проводился в 2016 году.
Исследование направлено на изучение шести основных вопросов:
- различия в уровне граждановедческих знаний;
- изменения в содержании знаний учащихся с 1999 года;
- интерес учащихся к участию в общественной и политической жизни;
- восприятие угроз для гражданского общества;
- особенности системы образования школ и классов, связанные с гражданским образованием;
- аспекты характеристик учащихся и их взаимосвязь с результатами гражданского образования.
Структура заданий включает в себя 4 содержательные области:
- гражданское общество и системы;
- гражданские принципы;
- гражданское участие;
- гражданственность и гражданская идентичность.
Участие России в ICCS
Россия принимала участие в исследовании ICCS-2009.
Выборка по РФ включала в себя следующие параметры:
- 45 регионов;
- 210 образовательных учреждений;
- 4480 учащихся;
- 3380 учителей.
- Средний балл IEA: 503-506
- Греция, Австрия, Люксембург 506
При оценке результатов исследования выделяют 3 уровня подготовленности учащихся:
- Уровень 1 (от 395 до 478 пунктов шкалы) характеризуется знакомством с фундаментальными принципами и широкими понятиями гражданства; учащиеся могут определить, что «справедливо» или «несправедливо» в знакомых контекстах.
- Уровень 2 (от 479 до 562 пунктов шкалы) – учащиеся демонстрируют некоторые специфические знания и понимания наиболее известных гражданских институтов, систем и понятий. Они понимают взаимосвязь гражданских институтов, процессов и систем в которых они действуют.
- Уровень 3 (563 пункта по шкале и выше) – учащиеся демонстрируют понимание практики активного гражданства как средства достижения определенной цели, а не как «автоматическую реакцию» ожидаемую в данной ситуации.
Таблица 1 Результаты международного исследования качества граждановедческого образования 14-летних школьников по уровням подготовленности учащихся
Россия | В среднем по ICCS | |
Ниже уровня 1 | 10% | 16% |
1 уровень | 29% | 26% |
2 уровень | 36% | 31% |
3 уровень | 26% | 28% |
Эффекты участия РФ в ICCS:
- Усилено внимание на вопросы правового образования и финансовой грамотности.
- В 2015 году проведено Национальное исследование по оценке качества граждановедческого образования в России (учтены образовательные запросы и культурные особенности).
- Разработан комплект рекомендаций структурам управления образованием (всех уровней), авторам учебников, системе повышения квалификации педагогов.
- Татарстан в 2016 году провел комплексное исследование всей системы гражданского образования.
В ICCS-2016 приняли участие 250 школ из 42 регионов Российской Федерации.
Новые фокусы в исследовании 2016 года:
Фокусная область 1: Экологическая устойчивость в гражданском образовании.
Фокусная область 2: Экономические знания как аспект гражданского образования.
Фокусная область 3: Роль морали в гражданском образовании.
Фокусная область 4: Социальное взаимодействие в школе.
Фокусная область 5: Использование новых общественных средств массовой информации в гражданском образовании.
Источник
Iccs международное исследование гражданского образования взрослого населения стран
Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Организацией Экономического Сотрудничества и Развития OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
Российская Федерация с 90-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
· PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
· TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
· ICCS — международное исследование гражданского образования (International Civic and Citizenship Study)
· ICILS — международное исследование компьютерной и информационной грамотности (International Computer and Information Literacy Study)
· PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
· TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
· PIAAC – международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)
Презентации курсов ФГБУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
«Система оценки образовательных достижений школьников на основе методологии и инструментария международных исследований (на примере функциональной грамотности)» Скачать
Материалы международных сопоставительных исследований качества образования размещаются на сайте ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО)
Апробация инструментария TIMSS-2019
Источник
Международные исследования
Международные сравнительные исследования по оценке качества образования имеют большое научное и практическое значение. Совместно с ведущими специалистами мира разрабатываются методики исследований по проведению кросс-национальных исследований по оценке учебных достижений школьников, по разработке инструментария исследований, по формированию репрезентативной выборки учащихся, по обработке и анализу результатов исследования. Международный инструментарий экспериментально проверяется и адаптируется к условиям каждой страны.
На основе результатов исследований готовятся аналитические обзоры о состоянии системы образования в России по сравнению с другими странами.
TIMSS — Trends in Mathematics and Science Study
Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (TIMSS – Trends in Mathematics and Science Study) является одним из самых представительных исследований по средней школе, в нем приняли участие 425000 учащихся из 59 стран. Россию в исследовании представляли учащиеся 58 регионов страны: 4464 выпускника начальной школы из 206 образовательных учреждений и 4472 учащихся 8 класса из 210 общеобразовательных организаций.
Для России исследование TIMSS является первым мониторинговым исследованием в области общего образования, которое позволяет проследить тенденции развития математического и естественнонаучного общего образования с 1995 года.
TIMSS-2019
нормативные документы
Письмо №01-10-60 18.02.2019 4 и 8 кл
Приказ 276 TIMSS-2019
Методические материалы
Руководство для ШК 4 класс
Руководство для ШК 8 класс
Семинар 24.04 Проведение TIMSS-2019
PISA — Programme for International Student Assessment
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Цель исследования, как отражено в документах проекта, оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Дополнительно к оценке образовательных достижений изучается влияние на эти достижения различных факторов, связанных с учащимися и их семьями, школой и образовательными возможностями, существующими вне школы.
Результаты
Краткие результаты PISA-2015 15 летние учащиеся
Лучший результат Ростовской области
Лучший результат РО
PIRLS — Progress in International Reading Literacy Study
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) — это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.
Исследование проводится циклично — один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено три раза: в 2001, 2006 и 2011 годах. Следующее исследование будет проводиться в 2016 году.
В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Методика исследования
В данном исследовании проверяют знания учащихся, заканчивающих четвёртый класс начальной школы, так как именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей — к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.
Во всех странах отбор школ проводится вероятностным методом из списка всех школ страны с учётом числа учащихся обследуемой параллели в данной школе. В России формирование выборки школ для участия в исследовании включало два этапа: выбор регионов и выбор школ.
Инструментарий
В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:
— чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
— чтение с целью освоения и использования информации.
В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:
— нахождение информации, заданной в явном виде;
— интерпретация и обобщение информации;
— анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Результаты
Результаты PIRLS-2016
ICCS — International Civic and Citizenship Education Study
Международное исследование и рейтинг качества образования по граждановедению в разных странах мира.
Рейтинг качества образования по граждановедению в разных странах мира проводится под контролем и руководством International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA), международной независимой организацией, проводящей сравнительные исследования качества школьного образования по основным дисциплинам в разных странах мира уже более 50 лет.
Рейтинг качества образования по граждановедению в мире ICCS — мониторинговое исследование, отслеживающее изменения в уровне подготовки 8 -классников и национальных школьных программ по граждановедению.
Задача международного сравнительного исследования ICCS состоит в исследовании того, насколько школьники разных стран мира готовы стать гражданами. Рейтинг качества образования по граждановедению демонстрирует уровень знаний и понимания учащимися их роли в гражданском обществе, их отношение к гражданству и гражданскому долгу. ICCS анализирует принятые в разных странах практики обучения, классного руководства, управления школами и создания школьного климата.
Принимающие участие в рейтинге качества образования по граждановедению в мире ICCS школьники, должны выполнить задания теста по оценке уровня знаний (когнитивный тест), пройти тест на восприятие гражданских и правовых явлений, а также заполнить анкету с биографической информацией, сведениями о своих семьях и занятиях в школе и вне ее. Когнитивный тест состоит из вопросов с предлагаемыми альтернативными ответами и вопросов для свободно конструируемых ответов. Задания посвящены широкому кругу гражданских и правовых тем.
Источник
Открытая лекция. Ковалева Г.С. Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные)
Ковалева Г.С., заведующий Центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к. п. н., национальный координатор международных исследований TIMSS, PIRLS и PISA; почетный член Европейской Ассоциации оценки качества образования: «Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные)».
Различные современные международные и отечественные исследования в области оценки качества образования показывают, что большинство систем образования не поспевает за быстро меняющейся экономикой и не дает ученикам необходимых навыков, таких как, способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологии, используемой в быту и на производстве. Реформирование методов оценки знаний крайне необходимо для реализации любых системных изменений в сфере образования, причем сегодня нужны не просто изменения, а преобразования глобального характера. Только они могут вооружить школьников навыками, необходимыми для успеха в мировой экономике завтрашнего дня.
Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор совместно с Российской академией образования начиная с 1988 г., ведут исследования по сравнительной оценке качества образования в рамках проектов, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) и Организацией экономического сотрудничества и развития — OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development).
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Богатейший аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании российских образовательных стандартов второго поколения. Использование технологий педагогических измерений, разработанных ведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектом создать в России систему оценки качества образования на уровне мировых стандартов.
В государственной программе РФ «Развитие образования» в качестве целевого индикатора Подпрограммы 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» на 2013-2020 годы включено «число международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Российская Федерация участвует на регулярной основе». Будет продолжено участие Российской Федерации в таких международных сопоставительных исследованиях качества образования, как PIRL, TIMSS, PISA. С 2013 года Российская Федерация включилась в новые исследования: оценку информационной и компьютерной грамотности ICILS, оценку граждановедческой компетентности ICCS, оценку профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений AHELO, оценку навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы предусматривается участие РФ в следующих международных исследованиях: PIRL, TIMSS, PISA, ICCS и TALIS.
Апробированные и новые направления международных исследований
За годы участия в международных сравнительных исследованиях создана организационная схема взаимодействия федеральных и региональных структур практически из всех субъектов Федерации, участвующих в проведении международных исследований в России. Сформированы базы данных образовательных организаций регионов, которые обновляются для формирования представительной выборки учащихся для проведения отдельных исследований.
Многие регионы, принимавшие участие в международных исследованиях, используют полученные материалы и приобретенный опыт в реализации региональных проектов в области оценки качества образования.
Таким образом, актуальность участия России в системе международного мониторинга качества общего образования обусловлена следующими факторами:
— необходимостью в получении объективной информации о качестве общего образования в России для повышения конкурентоспособности российского образования на международном уровне;
— потребностями овладения современными технологиями мониторинговых исследований качества образования с целью повышения объективности и педагогической эффективности проводимых исследований на федеральном и региональном уровнях.
В настоящее время две международные организации: Международная организация экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Co-operation and Development) и Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements) проводят все международные исследования качества образования.
Три основных международных сравнительных исследования качества общего образования — PISA, TIMSS и PIRLS взаимно дополняют друг друга. Одновременное проведение этих трех исследований дает более полноценную информацию о системе образования, оценивая различные его стороны. Сравнение результатов исследований PISA, TIMSS и PIRLS позволяет выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом. Рассмотрим более детально основные международные исследования качества образования:
1)TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study), учащиеся 4, 8 и 11 классов, 1995 г., 1999 г., 2003 г., 2007 г., 2008 г., 2011 г., 2015 г. Заявлено участие РФ в 2019 г.
В 2008 году проводился второй цикл мониторингового исследования TIMSS-Advanced, целью которого является изучение качества образования выпускников средней школы, изучавших углубленные курсы математики и физики. Эти два предмета являются приоритетными областями в плане оценки интеллектуального потенциала стран и способности ее подрастающего поколения использовать и совершенствовать новые технологии.
2) PISA — международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment); математическая и естественнонаучная грамотность, грамотность чтения, решение проблем, учащиеся 15-летнего возраста, 2000 г., 2003 г., 2006 г., 2009 г., 2012 г, 2015 г.
В исследовании PISA-2015 тестирование проводилось на компьютерной основе, дополнительно было включено направление оценки финансовой грамотности. В планируемое исследование PISA-2018 вводится новое направление «глобальные компетенции».
Следует отметить, что ни одно международное сравнительное исследование качества образования не имело такого воздействия на образование стран, как программа PISA. Для объяснения результатов, полученных в исследовании в 2000-2012 годах, было инициировано значительное число научных исследований в области оценки качества и эффективности образования. Страны, используя результаты исследования, смогли определить сильные и слабые стороны образования, увидеть свой профиль на фоне других стран и определить направления совершенствования учебного процесса в школах. 6 декабря 2016 года будут открыты результаты PISA-2015 и 7-8 декабря планируется совещание Рособрнадзора по обсуждению его результатов.
3) PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study), учащиеся 4 класса, 2001 г., 2006 г., 2011 г., 2016 г. Реализуется IEA. Вся ответственность за организацию международных исследований возложена на бостонский колледж Chestnut Hill (Массачусетс, США). Данное исследование в России осуществлялось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании. Работа велась в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Проводится каждые 5 лет. Участие России: 2001 г., 2006 г., 2011 г., 2016 г.
4) TEDS – международное исследования по педагогическому образованию (подготовка учителей математики), (The Teacher Education and Development Study in Mathematics. В исследовании оценивается подготовка студентов педагогических вузов 5 курса по математике и преподавания математики. Впервые получены сравнительные данные, которые можно использовать для оценки качества педагогического образования в России.
5) Международное исследование качества гражданского образования (ICCS) – участие в третьем цикле данного исследования.
Основной целью проекта является организация и проведение международного сравнительного исследования качества гражданского образования ICCS- 2016 в соответствии с международным графиком проведения пятилетнего циклового исследования (2013-2017 г.г.), чтобы выявить на основании изучения учебных достижений по результатам тестирования знаний, понимания основных концепций и формирования компетенций в области общественно-социальных наук и практик, как российская школа готовит молодых людей к роли граждан 21 века, а также оценить подготовленность учащихся 14-летнего возраста, их намеренность (предрасположенность) быть активными участниками жизни общества.
Реализуется IEA. Участие России: 1999-2000 г., 2008 г., 2016 г.
Участие в данном исследовании особенно важно для России в силу значительного отставания преподавания общественных и социальных наук от социально-экономических изменений в стране. Данные исследования также будут играть большую роль для уточнения стратегии учебных заведений в сфере граждановедческого образования.
6) Международное исследование информационной и компьютерной грамотности ICILS. Основной целью исследования является оценка компьютерной и информационной грамотности учащихся основной школы (International Computer and Information Literacy Study — ICILS). Проводится впервые, реализуется IEA. В 2010-2014 гг. Россия принимала участие в ICILS- 2013. Исследование ICILS дало знакомство с современными подходами к оценке качества образования, опыт адаптации материалов международного исследования и опыт выполнения работ с использованием специализированных компьютерных программ.
7) Международное исследование навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC («Программа международной оценки компетенций взрослых» (Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC). Проект PIAAC реализуется ОЭСР с 2008 года с целью получения информации о навыках и ключевых компетенциях взрослого населения. Исследование ориентировано на такие ключевые компетенции, которые определяются как «грамотность чтения», «математическая грамотность», «решение проблем в технологически насыщенной среде». Оно позволяет определить образовательные, профессиональные и жизненные траектории взрослого населения.
Реализация данного проекта позволила впервые оценить уровень базовых компетенций взрослого населения, сравнить состояние человеческого капитала в России и других странах.
8) Международное исследование учительского корпуса (TALIS). Профессиональные качества преподавателя являются главным фактором, определяющим достижения учащихся на уровне школы, и что высококачественное обучение в течение нескольких лет может ликвидировать сложившийся дефицит знаний у слабоуспевающих учащихся.
Участие в международном исследовании TALIS отвечает актуальным для отечественного образования задачам совершенствования системы подготовки учителей, повышения профессионального потенциала педагогического корпуса. Участие РФ в этом исследовании запланировано в ФЦПРО 2016-2020 гг. Исследование служит базой для принятия обоснованных политических и организационных решений, направленных на подготовку учителей, отвечающую вызовам современной школы, оценку и поощрение учителей, стимулирующее их педагогический рост и соответствующие профессиональным запросам.
Подводя итоги рассмотрения международных исследований оценки качества образования, проводимых и планируемых в Российской Федерации, можно отметить, что богатейший аналитический материал программ, учебников и требований к учебным достижениям школьников в странах мира способствует распространению международных стандартов качества педагогических измерений, формированию культуры проведения мониторинговых исследований. Большинство известных мониторингов качества образования, проводимых федеральными или региональными центрами оценки качества образования, используют как общие концептуальные подходы, так и отдельные элементы инструментария международных исследований. При разработке контрольных измерительных материалов национальных экзаменов (ЕГЭ и ГИА 9) используется система обеспечения качества заданий, применяемая в международных сравнительных исследованиях.
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования.
Национальные исследования качества образования
В программных документах, определяющих цели и направления развития системы образования в Российской Федерации, например, в Государственной программе «Развитие образования на 2013–2020 годы» отмечается большой прогресс в становлении общероссийской системы оценки качества образования. Однако одной из ключевых проблем ее развития является «недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений, реализуемых на федеральном и региональном уровнях системы образования, что не позволяет обеспечить формирование и развитие единого образовательного пространства». Отмечается также недостаток механизмов и инструментов для оценки образовательных результатов и учета влияния различных факторов на результаты деятельности образовательных организаций. Все это затрудняет принятие эффективных управленческих решений, позволяющих повысить качество российского образования.
В связи с этим весьма актуальной является задача построения сбалансированной системы процедур оценки качества общего образования, позволяющей обеспечить получение надежной информации о состоянии различных компонентов региональных и муниципальных систем образования, в том числе, об их соответствии требованиям ФГОС, а также дающей возможность оценить состояние отдельных компонентов системы общего образования в Российской Федерации в целом.
Наиболее эффективно такая задача может быть решена путем проведения регулярных исследований качества образования, реализуемых на основе сбора и анализа широкого спектра данных о состоянии региональных и муниципальных систем образования. Поэтому в 2014 г. по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации начата реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО), целями которой являются:
— развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
— содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;
— совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;
— развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;
— содействие эффективному внедрению ФГОС;
— содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
Каждый проект, реализуемый в рамках программы НИКО, имеет свои предмет исследования, цели и задачи, соответствующие актуальным направлениям развития системы общего образования, и является отдельным исследованием в области оценки качества образования.
В рамках каждого проекта предусматривается проведение среди обучающихся в организациях общего образования диагностических работ по отдельным учебным предметам или группам учебных предметов, сбор широкого спектра контекстных данных, непосредственно характеризующих процесс обучения в образовательных организациях, а также анкетирование участников исследования.
Диагностические работы выполняются участниками исследований в присутствии организаторов и независимых (от образовательных организаций, в которых проводятся процедуры исследований) наблюдателей. В процедурах могут принимать участие общественные наблюдатели ЕГЭ или ОГЭ.
Каждый проект НИКО реализуется на основе единой для всех участников организационно-технологической схемы, определяемой спецификой этого проекта. Представление и обсуждение результатов каждого проекта программы НИКО проводится на сайте программы edu-niko.ru, а также на очных межрегиональных конференциях по оценке качества общего образования. Используемые в инструментарии задания направлены на выявление у участников исследования широкого спектра предметных и метапредметных умений, а также сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность успешного продолжения обучения, а именно: сформированности понятийного аппарата по проверяемым разделам содержания; знания основных правил, формул, законов и умение их применять; владения навыками смыслового чтения, понимания и адекватной оценки информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, различные виды диаграмм, чертежи и т.п.); умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера; владения навыками решения широкого спектра учебных задач, в т.ч. с использованием ИКТ; способности использовать приемы анализа/синтеза, проводить классификации объектов по выделенным признакам, устанавливать причинно-следственные и другие связи, выстраивать логическую цепь рассуждений и распознавать логически некорректные рассуждения и др.
Региональные исследования качества образования
С 2014 года в каждом регионе РФ проводятся региональные исследования качества образования (РИКО). Они проводятся с целью получения достоверной информации о качестве образования в общеобразовательных организациях региона, тенденциях его изменения и факторах, влияющих на его уровень.
РИКО позволяет оценить качество организации образовательного процесса, как в отдельных общеобразовательных организациях региона, так и на уровне муниципального образования и/или региона в целом.
Предметом региональных исследований качества образования являются:
— образовательные достижения обучающихся на ступенях начального, основного и среднего (полного) образования (предметные, метапредметные и личностные результаты);
— содержание реализуемых образовательных программ на предмет соответствия ФГОС;
— условия организации и уровень ресурсного обеспечения образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Руководство и координацию проведения РИКО осуществляет министерство общего и профессионального образования региона. Методическое, организационно-технологическое и информационное сопровождение мониторинговых исследований осуществляет уполномоченный региональный орган. Для проведения мониторинговых исследований уровня обученности школьников используются контрольно-измерительные материалы (далее КИМы) по соответствующим предметам.
КИМы проходят независимую экспертизу, осуществляемую специалистами предметных областей (не менее 3-х экспертов), тестологическую экспертизу (не менее 1 эксперта) и апробацию на контрольной группе учащихся.
По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, осуществляется планирование и прогнозирование развития, как отдельного образовательной организации, так и региональной системы образования в целом.
Рис. 14 Виды региональных исследований качества образования
В каждом регионе свои программы РИКО, методики и сроки проведения. В таблице приведена примерная спецификация проведения регионального мониторинга качества образования. Таким образом складывается концепция мониторинговых исследований из совокупности процедур: международных, НИКО, РИКО, ВПР и МИКО (муниципальные исследования качества образования).
Свежие новости
Рособрнадзор опубликовал обновленные проекты расписаний ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2021 год
Руководитель Рособрнадзора рассказал о подходах к новой системе проверок вузов
Сокращение аппарата Минпросвещения с 1 января 2021 года
C наступающим 2021 годом и Рождеством!
Сергей Кравцов: вопрос с зарплатами учителей на повышенном контроле
Источник