Правительство готовит новую стратегию социально-экономического развития
Правительство приступает к разработке новой стратегии социально-экономического развития России. Она должна определить пути решения задач, поставленных в июльском указе Владимира Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
«Указ президента о национальных целях, подписанный в июле 2020 г., это стратегический документ верхнего уровня, — объясняет директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. — Правительство в соответствии с поручениями, которые были даны по итогам этого указа, должно обеспечить достижение поставленных целей. Для этого ему нужно разработать адекватный набор мер экономической политики».
2 февраля должны быть утверждены составы пяти рабочих групп, которые будут работать над стратегией социально-экономического развития. Их руководителей Михаил Мишустин назначил 26 января. Группу «новая высокотехнологичная экономика» возглавил первый зампред правительства Андрей Белоусов; группу «агрессивное развитие инфраструктуры» — зампред Марат Хуснуллин; «новый общественный договор» — зампред Татьяна Голикова; «клиентоцентричное государство» — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко; «национальная инновационная система» — зампред Дмитрий Чернышенко.
Примечательно, что названия рабочих групп не совпадают с национальными целями развития, обозначенными в президентском указе (сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация). По мнению экспертов, кабинет Мишустина тем самым демонстрирует неформальный подход к решению задач национального развития. «Понятно, что текст постановления писали люди с большой фантазией, об этом говорят и названия рабочих групп, — отмечает Александр Широв. — Ясно, что у людей есть административный кураж. И это говорит о том, что они действительно хотят добиться результатов».
Еще одна примечательная особенность будущей стратегии социально-экономического развития России — разделение сложных задач на два вида: стратегические направления и большие межведомственные задачи (БМЗ).
Горизонт действия стратегических направлений отнесен к 2030 году — установленному президентом сроку достижения национальных целей. БМЗ — к 2024 году, вероятно, чтобы правительству было что предъявить к президентским выборам. Кроме того, в лексиконе правительства появилось понятие «быстрых побед». «Не надо пытаться увидеть в этом что-то плохое, — объясняет Александр Широв. — Термин «быстрые победы» появился от стремления разделить задачи на стратегические и срочные. Фактически Минэкономразвития говорят: расскажите, что мы можем сделать сейчас, а что на горизонте трех-пяти лет. И давайте разделим ресурсы в соответствии с этими сроками». Главная проблема государственного управления сейчас состоит в том, что проблема разделения краткосрочных и долгосрочных задач решается очень плохо, отмечает Широв. «Как только ситуация чуть-чуть начинает ухудшаться, мы бросаем заниматься стратегическими задачами и кидаемся решать сиюминутные проблемы, — объясняет Широв. — А потом оказывается, что общая ситуация не улучшилась, а где-то даже ухудшилась».
Методологию взаимоувязки стратегических направлений, отраслевых стратегий, больших межведомственных задач и «быстрых побед» Минэкономразвития должно представить рабочим группам уже 4 февраля. Проекты отраслевых стратегий, БМЗ и «быстрых побед» должны быть представлены главе правительства 25 февраля («новая высокотехнологичная экономика» и «агрессивное развитие инфраструктуры») и 11 марта («новый общественный договор», «клиентоцентричное государство» и «национальная инновационная система»). На апрель назначена защита проектов у премьера, а 14 мая МЭР должно представить текст стратегии.
«Скорость принятия решения поражает – это из разряда «быстрых побед», — отмечает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — 26 января провели совещание, сформировали рабочие группы уже ко второму февраля, семинар по методологии проведут 4 февраля. Первые доклады о промежуточных результатах работы должны появится уже меньше, чем через три недели. По опыту подготовки больших стратегически направленных документов я могу сказать, что это совершенно нереальные сроки».
По мнению эксперта, в такое короткое время можно уложиться, «только если вы берете то, что уже есть, как-то перетасовываете по-новому и придумываете броское название». Трудно ожидать серьезной работы при таких сроках подготовки документов, констатирует Николаев. «Сроки действительно сжатые, но скорее всего, еще до этого документа были какие-то соображения и обсуждения», — считает Александр Широв.
Эксперты отмечают, что судя по языку, терминологии, формулировкам и управленческим решениям, связанным с новой стратегией социально-экономического развития, правительство привлекло к разработке документа новые научно-аналитические центры вместо традиционных НИУ ВШЭ и РАНХиГС. «В документе вообще не упоминаются никакие неправительственные структуры, — указывает Александр Широв. — Вероятно, это отражает некоторое разочарование людей, которые принимают решения, в деятельности экспертного сообщества».
Глава ИНП РАН напоминает, что экспертное сообщество, где лидировали ВШЭ и РАНХиГС, несколько лет назад разработало «Стратегию 2030», но она в принципе не была принята правительством к исполнению. «Вместе с тем понятно, что эксперты все равно будут привлекаться, — подчеркивает Широв. — Но есть желание сделать так, чтобы все решения принимались на уровне правительства без внешнего воздействия».
«Если раньше сначала готовился длинный тяжелый документ стратегии, то сейчас в первую очередь будут отобраны и утверждены Председателем Правительства прорывные инициативы, а потом уже ведомства займутся описанием и формализацией отдельных стратегий, Минэкономразвития — сводом единой фронтальной стратегии, — констатирует вице-президент ЦСР Диана Каплинская. — То есть на выходе Правительство будет иметь один документ, включающий общие для всех направлений цели и задачи, ключевые результаты до 2030 г., паспорта отраслевых стратегий и описания ключевых инициатив по каждому направлению.
Говоря про вызовы, на сегодняшний день главный — сроки. Однако он же и возможность: интенсивность работы настолько высока, что «выживают» только наиболее прогрессивные, согласованные, проработанные и обеспеченные ресурсами инициативы».
Источник
Обзор стратегии развития России до 2020 года
В августе 2011 года были опубликованы материалы по инновационному развитию России «Стратегия 2020» в задачах и направлениях. Доклад создан группой экспертов под руководством Я. Кузьминова, ректора высшей школы экономики. Данная программа разработана по поручению Председателя Правительства РФ комиссией по высоким технологиям и нововведениям. В ней определено инновационное развитие России с 2011 по 2020 годы.
Цели и задачи
Стратегия развития России выстраивает систему приоритетных направлений политики государства в экономической сфере, чтобы вывести её на новый путь развития по конкретным показателям роста товаров и услуг: повысить удельный вес экспорта новаторской продукции, сделать её конкурентоспособной.
Исходя из целей, содействовать развитию прикладной науки, современного предпринимательства, увеличить финансирование и поддержку данных секторов.
Основная концепция инновационного развития России 2020 года в нескольких целях и задачах.
Повышение человеческого потенциала
Стратегия вводит понятие «Инновационный человек». Основными критериями его компетенции должны стать:
- Способность непрерывно совершенствоваться, переобучаться;
- Критическое мышление;
- Готовность к риску, предприимчивость, умение работать самостоятельно и в команде в конкурентной среде;
- Владение иностранными языками, свободное деловое общение на английском языке.
Для решения этих задач система образования должна быть нацелена на формирование определенных навыков. Поможет в этом непрерывное самосовершенствование, стимулы и условия для повышения квалификации, постоянная переподготовка кадров.
Успешный человек должен быть готов к смене нескольких видов деятельности и профессий в течение жизни.
- Государственная поддержка навыков предпринимательства. Повышение активности существующих и создание новых инновационных компаний в бизнесе.
- Стимулирование новаторской деятельности молодежи, проведение форумов, конкурсов, слётов, олимпиад.
- Формирование культуры и престижа инновационной деятельности (например, восстановление интереса к научной фантастике).
- Внедрение в органы управления современных технологий (электронное правительство), создание новаторского климата.
Механизмом реализации данного направления стала госпрограмма «Образование и инициатива», «Наша новая школа».
Задачи концепции инновационного развития России
Для данной концепции поставлены следующие задачи:
- Увеличить показатели доли предприятий с технологическими новшествами.
- Поднять Россию по показателям высокотехнологических услуг и товаров на мировом рынке, увеличить
удельный вес экспорта. - Повысить затраты на исследовательские разработки.
- Расширить удельный вес инновационной продукции в общем объёме промышленного производства.
- Не меньше пяти российских ВУЗов должны войти в число ведущих мировых (их всего 200).
- На 30% повысить долю средств на научные изыскания, увеличить количество патентов.
- Расширить международное сотрудничество, степень интеграции России в мировые процессы.
- Сформировать сектор разработок и исследований в высших учебных заведениях, поднять их результативность и эффективность.
Краткое содержание
Стратегия 2020 года должна стать ориентиром для создания программ в социально-экономических сферах регионов страны.
Краткое содержание данной программы – основные направления передового экономического развития в различных секторах:
- Стратегическое планирование. Разработка и реализация госпрограмм «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие науки и передовых технологий».
- Внешнеэкономическая деятельность. Участие России в ВТО, торговая политика государства.
- Противодействие коррупции. Представление сведений о доходах, запрет подношений и получения подарков должностным лицам госслужбы и др.
- Государственные гарантии на реализацию проектов инновации.
- Электронное правительство. Предоставление услуг в данном виде, внедрение карты гражданина.
- Развитие экономики регионов, инвестиции в различные территории России и моногорода.
- Подготовка управленческих кадров.
К данному списку добавляются следующие направления: развитие рынка труда, миграция и демография, совершенствование пенсионной системы, социального страхования и защиты, инновационное развитие здравоохранения, физкультуры и спорта, образования и культуры. Отдельно рассматривается проблема социально-экономического развития республики Крым до 2020 года.
Этапы
Данная стратегия инновационного развития России осуществляется поэтапно.
Первый этап. На этом периоде с 2011 по 2013 годы основной задачей являлось привлечение экономики и бизнеса к инновациям, как таковым. Должна была решаться развитием конкуренции, наращиванием инновационной активности, увеличением расходов на финансирование проектов частных компаний, образование и фундаментальную науку:
- Создание НИЦ (Курчатовский институт);
- Развитие приоритетных общеобразовательных программ;
- Расширение международной интеграции российских вузов;
- Модернизация экономики;
- Привлечение иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли экономики;
- Поддержка экспорта продукции инновационного характера.
Второй этап (с 2014 по 2020 годы). Текущий этап в развитии ориентирован на:
- Повышение доли финансирования частных разработок, введение налогов и стимулов, направленных на замену старого оборудования новым технологическим;
- Модернизация промышленности и технологий, до уровня, среднего по развитым странам;
- Продвижение инновационной продукции России на мировые рынки, предоставление поддержки в виде кредитов и гарантий;
- Увеличение бюджетных расходов на исследования и экспериментальные разработки, расширение внебюджетного финансирования.
Обсуждение и критика
Обсуждение стратегии указало на недостатки и отметило положительные результаты предыдущих лет в области инновационной сферы:
- Не достигнут запланированный уровень спроса на инновационные технологии в реальном секторе экономики.
- Не удалось в полной мере интегрировать российскую инновационную систему в мировую.
- Сохраняются проблемы качества образования.
- Недостаточно эффективно расходуются средства на научно-исследовательскую работу, не удалось решить проблему старения кадров.
- Неэффективными оказались меры по борьбе с коррупцией, таможенному регулированию.
- Низкий спрос на инновации в российской экономике, избыточная закупка импортного оборудования в ущерб собственным разработкам. Скромно выглядят российские компании на мировом рынке, хотя за последние 10 лет созданы сотни объектов инновационной инфраструктуры в России.
Проблемы инновационного развития России не оставили равнодушными участников обсуждения данной программы и простых граждан. Опубликованная в средствах массовой информации стратегия вызвала определенный резонанс.
Критические замечания, высказанные в ходе дискуссии:
- В числе приоритетных областей экономики стратегия ориентируется на развитие образования, медицину и информационные технологии. В действительности же экономика базируется на машиностроении, производстве материалов нового поколения, на высокотехнологичных энергетических потенциалах, а не на развитии сервисных отраслей.
- Неверно и то, что высокий уровень конкуренции создает спрос на инновации. Более эффективными формами хозяйствования являются кооперация и взаимопомощь, а не соперничество. Предлагается ввести конкурентоспособную оплату труда учителям, врачам, работникам культуры. Задачи системы образования заключаются в другом: в восстановлении самоуважения и престижа, социального статуса и государственной аттестации педагогов.
- Предлагается отказаться от регулирования рынка труда, не завозить в Россию рабочих-иммигрантов. При существующей безработице в некоторых регионах страны это не рентабельно.
- Подлежит критике тезис о сокращении числа госслужащих и реформировании пенсионной системы путем повышения минимального стажа с 5 до 20 лет, пенсионного возраста – до 63 лет мужчинам и женщинам.
Минэкономразвития России создало отдел пресс-службы, который принимает предложения и отвечает на вопросы граждан, касающиеся проблемы инновационного развития России. Задачи пресс-службы – анализировать ход реализации государственной программы. На обсуждении был выставлен отчет министра экономического развития М. Орешкина «Итоги деятельности Минэкономразвития в 2017 и задачи на новый 2018 год».
В апреле нынешнего года обсуждены проблемы проектного управления, внесен в Госдуму на рассмотрение законопроект о поддержке малого бизнеса. Максим Орешкин проводит лично прием граждан по всем возникающим вопросам, принимает во внимание конструктивные идеи.
Источник