- 13 правил, как провести нормальную экскурсию для школьников. Да, это реально
- 13 правил, как провести нормальную экскурсию для школьников. Да, это реально
- Как правильно выбирать экскурсию
- Как готовиться к экскурсии (и как не надо делать)
- Что делать на самой экскурсии
- Список идей интересных экскурсий для школьников
- Пещеры
- Заброшенные усадьбы или исторические парки-музеи
- Разные производственные комплексы и корпорации
- Мы идем в поход!
- Обращение
13 правил, как провести нормальную экскурсию для школьников. Да, это реально
13 правил, как провести нормальную экскурсию для школьников. Да, это реально
Мучительно долгая дорога в автобусе, скучная музейная тётенька с ещё более скучными рассказами о картинках. И бесконечные пшиканья «ничего не трогать!». Примерно так проходят школьные экскурсии. Плохие школьные экскурсии.
Если в 1-2 классах почти все дети любят групповые поездки, то уже в средней школе таких любителей становится меньше. В старших классах уговорить на экскурсии удаётся единицы.
В классе моего сына-пятиклассника есть несколько человек, которые никогда не ездят с одноклассниками на экскурсии. Меня это удивляет: в школе внимательно выбирают программы и, я знаю, на них скучно точно не будет. Но у детей другое мнение. Поговорив с «отказниками», я выяснила, что у каждого из них был тяжёлый экскурсионный опыт. Скучная автобусная дорога в жанре «посмотрите налево, посмотрите направо». Занудная тётенька в музее, которая требует «не прикасаться к святому». Обязательный отчёт в классе об экскурсии. Укачивание в автобусе. Четыре часа без еды.
Как же сделать так, чтобы дети ждали экскурсий и путешествий с нетерпением? Вот несколько советов, основанных на моём опыте преподавателя, музейного сотрудника и родителя.
Как правильно выбирать экскурсию
1. Никаких турфирм. На родительских собраниях часто раздают рекламы туристических фирм, чтоб «весь год возить детей в самые интересные места и за очень маленькие деньги». Не верьте. Турфирмы всегда посредники. Максимум, что они могут сделать сами — провести так называемую «трассовую» экскурсию по дороге к музею. А в музее вы попадёте на типовую обзорку.
2. Не заказывайте обзорные экскурсии в музее. Даже если вы везёте детей туда, куда вряд ли вернётесь и очень боитесь не увидеть чего-то — всё равно не заказывайте обзорные экскурсии. Поверьте: лучше запомнить два-три экспоната, чем не запомнить вообще ничего. Во многих музеях, особенно в туристических городах, есть тематические игровые программы для детей. Да, придётся заранее поискать о них информацию. Обычно на музейных сайтах есть раздел «Музей детям» или «Образование» — заходите туда, сравнивайте программы, выбирайте.
3. Посмотрите отзывы. Например, на форумах OSD («Отдых с детьми») в Москве и Littleone в Петербурге. Обязательно уточните, для какого возраста программа. Старайтесь выбирать занятия, в которых есть творческие мастерские, квесты и так далее. Чтобы дети не просто стояли и слушали. Если всё-таки вы выбрали традиционный рассказ-экскурсию, то не больше часа (для детей до 10 лет — 40-45 минут). Но если в музейной программе есть творческие задания, можно задержаться и на два, и на три часа.
4. Составьте план поездки, чтобы у детей хватило сил на всё. Особенно если ваша группа едет в другой город. И ещё раз — не полагайтесь на советы турфирм! Делайте это сами, оставьте турфирмам гостиницы и трансфер. Вот, например, типичная программа для школьной группы на один день:
- Завтрак.
- Посещение Казанского собора.
- Прогулка по Невскому проспекту.
- Экскурсия в Эрмитаж
- Экскурсия «Ансамбль Стрелки Васильевского острова»
- Экскурсия в Кунсткамеру
Лично я возненавидела бы и город, и экскурсоводов, и учителей к концу такого дня. Честное слово, сотрудники петербургских музеев к концу каждых каникул ненавидят свою работу: дети мечтают сбежать даже с самой интересной программы. Они просто не в силах переварить Эрмитаж и Кунсткамеру в один день (ещё собор и две экскурсии), Пушкин и Павловск — во второй. Эффект обратный: дети мечтают больше никогда не бывать в музеях.
5. Не тащите детей в два музея в один день. Даже если они оба must see и расположены поблизости. Мало кто из взрослых выдерживает такие нагрузки, а уж дети, даже старшеклассники, — тем более. Сделайте утром музей, а после обеда — квест по парку или мастер-класс. Пусть будут два разных места: музейная интеллектуальная нагрузка дополнится, например, подъёмом на смотровую площадку.
Как готовиться к экскурсии (и как не надо делать)
6. Не рассказывайте заранее детям о том, что они увидят. Иногда учитель пытается заменить собой экскурсовода. И ещё до экскурсии всё рассказывает сам — и про картину, и про писателя, и про усадьбу. Какой смысл тогда ехать? Так делать не надо.
7. Подумайте, что делать с детьми в дороге. Если вы едете на автобусе и не собираетесь сами вести экскурсию по дороге, можно поставить детям кино по теме экскурсии. Мы смотрели фильмы про Илью Муромца по дороге в Муром, а «Садко» — по дороге в Великий Новгород. Если вы едете на какую-то военную экскурсию, покажите детям хороший фильм о войне.
8. Подумайте, как разбить детей по группам (если их много). На многие интерактивные и игровые музеи берут группы не больше 15 человек — и это правильно. Поэтому, если везёте целый класс, заказывайте две параллельных программы и заранее договаривайтесь с детьми, как лучше разделиться. Вообще, работа в маленьких группах — одна из лучших педагогических технологий, и ей стоит пользоваться.
9. Возьмите с собой родителей. Если в вашем классе есть проблемные дети (те, в которых вы не уверены), не берите на себя ответственность и просите родителей поехать с вами. Сразу обсудите со всеми взрослыми правила и дайте детям адекватную долю свободы: не стройте парами старшеклассников и позвольте самим оплатить проезд в общественном транспорте.
6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя
Недавно знакомый 8 класс съездил на скучнейшую экскурсию «Декабристы в Петропавловской крепости», но после неё детям разрешили поиграть в снежки и покататься с горок. Плохие эмоции сразу забылись, а крепость, наоборот, запомнилась. Про декабристов тоже кое-что осело в памяти.
Что делать на самой экскурсии
10. Не мешайте экскурсоводам. Во время музейной программы задача у всех простая: не мешать экскурсоводу. Если в классе есть беспокойные дети, которые не могут долго стоять на месте и задирают остальных — держитесь поближе к такому ребёнку, чтобы успокоить или вовремя увести. Если экскурсовод задаёт вопросы, на которые дети не знают ответа, — не отвечайте за них. Вряд ли вопросы адресованы взрослым.
11. Расскажите детям о музейных правилах. Заранее предупредите детей, что фотографировать во время экскурсии могут только взрослые. Если детям очень хочется делать это самим, оставьте на это время после экскурсии. Обязательно попросите детей отключить гаджеты в музее и, очень важно, -заставьте их выплюнуть жвачку! Ну и сами не забудьте, конечно.
12. Накормите детей. Да, дети очень любят есть. И очень расстраиваются, когда им этого не разрешают. Да, в автобусах часто есть нельзя. Придумайте заранее, как решить эту проблему. Если у вас в программе не запланирован обед, устройте пикник на свежем воздухе. Или раздайте всем по яблоку и сухофруктам (это можно есть в автобусе).
13. Не забудьте про сувениры. Детям важно получить какой-то предмет на память. Лучше всего, если во время самой программы дети сделают что-то своими руками и заберут с собой — но если нет, оставьте время на магазин.
Иллюстрация: Shutterstock (Dmitriy Trubin). Фото: Shutterstock (Mirek Nowaczyk, Pressmaster, Aivita Arika, aapsky)
Источник
Список идей интересных экскурсий для школьников
Мало кто знает, что учителю в течение учебного года необходимо вести с классом определенную активность — ходить в музеи, ездить на экскурсии, проводить тематические классные часы.
Вопрос в том, что обычно у ребят нет выбора, а родители и учитель не всегда выбирают то, что будет классным и интересным. Осень — это прекрасное время, когда ребята могут поехать на экскурсию на свежем воздухе, поэтому не стоит упускать это время. Лучше уже в начале сентября спланировать поездки, чтоб на зиму их пришлось по минимуму, да и весной праздники и конец года — не всегда удобное время.
Пещеры
Было бы здорово узнать о геологических особенностях места, где живут ребята. Если есть возможность выехать в какие-то пещеры, куда ребята смогут попасть самостоятельно — это будет интересно. Важно здесь, чтоб попался тот экскурсовод и руководитель, который знает свое дело и горит им. Тогда он расскажет ребятам все легенды, которые ходили вокруг этих пещер.
Два года назад мы с учениками ездили в Красногорские пещеры на Урале. Пещеры были настолько узки и малы, что я очень переживала за детей, а они выбирались все очень грязными, но такими счастливыми!
Заброшенные усадьбы или исторические парки-музеи
Ребятам очень нравятся разные истории и легенды, связанные с проживающими ранее в этих местах людьми. Можно попросить экскурсовода, чтоб он рассказывал больше таких историй. Интересно будет, если ученики узнают, где гулял или жил такой-то граф, если им расскажут об интересной истории, связанной с этим местом.
Разные производственные комплексы и корпорации
Как ни странно, ребятам нравится все, что связано с ракетами, кораблями, самолетами. Если поблизости в 100 километрах есть производство, которое производит что-то такое захватывающее и если там разрешены экскурсии, то непременно нужно свозить туда ребят.
Это может быть даже какое-то производство труб, но если ребятам рассказать об этом грамотно и увлекательно, то они очень удивятся.
Мы идем в поход!
Это, конечно, не экскурсия, но в течение выходных очень даже можно подняться с ребятами на какой-нибудь горный хребет. Это чаще всего тоже исторические места, и ребятам интересно здесь все — камни, травинки.
По договоренности с родителями класса и с их поддержкой такой поход можно сделать двухдневным, здесь проверятся и все ребята, для классного руководителя это способ узнать о ребятах больше!
Обращение
В конце хочу обратиться к коллегам и родителям: когда выбираете экскурсию, не делайте это для галочки. Обращайте внимание на экскурсовода, требуйте встречи с ним, договаривайтесь, так как от него зависит очень многое! Хороших осенних поездок, не теряйте времени!
Источник