Игорь данилевский как придумать историю страны

Лекция Игоря Данилевского «Как придумать историю страны», конспект и тайминг.

Являются ли романы Дюма историческими источниками? Чем подходы к тексту историка-профессионала отличаются от подходов историка-любителя? Насколько достоверны известные нам сведения о событиях Куликовской битвы? На эти и другие вопросы ответил Игорь Николаевич Данилевский.

Открывшим вслед за АнТюром свою версию истории могло бы быть полезно, если бы встретили эту лекцию в школе, когда основы рационального мышления закладывались. А сейчас, увы, можно лишь объяснить, почему на предложение изучить источники можно только позавидовать их подростков юношескому энтузиазму.

Многие, даже уважаемые историки говорят, что объект изучения историческая реальность. И когда они говорят, что сейчас я вам расскажу, как было на самом деле, меня это всегда пугает. Потому что означает, что либо они хотят вас обмануть, либо сами не понимают, чем занимаются.

Искажения могут быть вызваны, строго говоря, причинами трёх видов.

1. Наше восприятие отражения событий истории в текстах и памятниках, вовсе не то, что в них хотели выразить их участники.

2. А то, что они хотели выразить, совсем не похоже на то, что было на самом деле.

3. Любой историк субъективен. Взгляды поляка и русского на Катынь не могут быть одинаковыми. Если русский имеет мозги, логику и немножко знаний. Впрочем он, конечно, может поддерживать правящую сейчас в России буржуазию и считать, что честь и первородство не так важны, как чечевичная похлёбка.

История всегда субъективна, в ней всегда присутствует несколько субъектов, которые взаимодействуют между собой. Минимальное историческое событие — это событие, в котором принимают участие два человека, а то и пять, десять, десятки, сотни, тысячи, иногда миллионы человек, но это совершенно другое дело. Поэтому тут возникают некоторые сложности. Вопрос: а можем ли мы все-таки как-то эту самую историю узнать?

История — это не даты, история — это не имена, история — это не события, это прежде всего выбор, который совершают люди. Был такой советский философ Арсений Владимирович Гулыга, который написал две прекрасные книжки — «Эстетика истории» и «Искусство истории», и там была одна очень интересная фраза о том, что история — это самая честная из наук, потому что те, кто ею занимается, честно говорят: нас интересует человек. Поэтому история — лицо науки, обращенное к человеку. Я думаю, это очень глубокая мысль. История — это прежде всего попытка понять себя через понимание других людей, которые давно ушли, а некоторые недавно ушли, а некоторые еще живы, с тем чтобы лучше понять самих себя.

Книга «Путешествие через эпохи» — Кузнецов Борис fb2 — упомянутая в лекции. В школе бы мне её. Как и Гулыгу

Перед читателем — уникальная книга, написанная известным советским философом и историком науки Б.Г.Кузнецовым. Повествование ведется от лица физика, сконструировавшего машину времени, ставшего графом Калиостро и встречавшегося с величайшими умами человечества, от Платона и Аристотеля до Исаака Ньютона и Альберта Эйнштейна, с учеными, философами, писателями, поэтами, с классиками Древнего мира, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени. Путешествуя с графом Калиостро на машине времени, читатель также встречается с великими мыслителями разных времен и эпох. Он как бы слышит их перекличку и видит живую связь времен и поколений, преемственность в развитии культуры, ее «инварианты» и специфику сменявших одна другую эпох. Книга предназначена философам, историкам и методологам науки, культурологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся философией и историей науки и культуры.

8.38 Что такое источник? (Об исторической лингвистике и филологии)

Работать с первоисточниками можно только профессионально.

1. Вылитый отец и выкапанный батько: в русском налили, посмотрели — увидели отца, в украинском накапали.

2. «Кому сокрушение вотще? Кому сини очи? Не пребывающем ли в вине и не надзирающим ли, где когда пирове бывают?” (Притч. XXIII. 29, 30) Из цитаты вовсе не следует, что голубоглазые (сине очи) в Древней Руси были более склонны к алкоголизму. Как мог бы предположить какой-нибудь кареглазый татарский или башкирский историк. Из других источников, известно, что «синий» в церковнославянском это блестящий, тёмно-красный, вишнёвый. И не только голубоглазые славяне видят себя с таким глазами в зеркале с похмелья.

Или «Моление» как раз то произведение, которое следует изучать в школе вместо «Слова о полку Игореве». Тоже гениального, но сложного даже для академиков.

Даниил просится на службу к князю и объясняет почему именно к нему, а не найти богатого тестя. Увы, в придачу к приданному будет и жена.

Кто свирепее льва среди четвероногих,
И кто ядовитее змеи среди ползущих по земле?
Всех тех злее злая жена.
Нет на земле ничего лютее женской злобы.
Сперва из-за жены предок наш Адам из рая изгнан был;
Из-за жены Иосиф Прекрасный в темницу заточен был;
Из-за жены пророка Даниила в ров ввергли,
Где львы ему ноги лизали.
О злое, острое оружие дьявола
И стрела, летящая с ядом!

У некоего человека умерла жена. Он же вскоре начал детей продавать. И люди спросили его: «Почему детей продаешь?» Он же ответил: «Если уродились они в мать, то, выросши, меня продадут».

Читать можно не только тексты. Валентин Лаврентьевич Янин по привесным печатям к документам смог узнать имена новгородских посадников, епископов, тысяцких, которых нет в летописи. Открыл государственную должность. Упоминаний о архимандритах тоже нет в новгородских летописях.

Эти свинцовые печати были смыты вместе с архивом при наводнении и находятся в больших количествах

В течение нескольких десятилетий (с 1962 по 2019 годы) Валентин Лаврентьевич возглавлял уникальную Новгородскую археологическую экспедицию кафедры археологии исторического факультета МГУ. Под его руководством экспедиция сделала целый ряд важнейших открытий: в частности, в 2000 г. была найдена «Новгородская псалтырь» («Новгородский кодекс») – самая древняя из дошедших до нас книг древней Руси (1-я четверть XI века), представляющая собой навощенные дощечки с сохранившимся текстом, тщательно проанализированным В.Л. Яниным совместно с А.А. Зализняком.

— Нет, потому что это выдумка.

— А «Повесть временных лет» в которой рассказывается, что в Полоцке появились всадники на невидимых конях и убивали полочан невидимыми стрелами, значит нет?

— Нет, потому что слишком много времени прошло.

— От Анны Австрийской до Дюма чуть больше 200 лет. ПВЛ написана в 1113 году. Олег захватил Киев в 882 году.

— Нет, потому что Дюма писал художественное произведение.

— А «Слово о полку Игореве» это протокол партийного собрания? Рассмотрение персонального дела Игоря Святославовича? Просто в стихах. Дальше мы увидим, что даже летописцы не ставят себе целью показать, как было на самом деле. Они пишут не хронику событий, а с современной точки зрения, художественный текст о том, что эти события значат.

— Есть более достоверные источники.

— Правильно. А если бы не было, о бакалейщике Бонасье писали бы в учебниках истории и монографиях.

Которые правильней было бы назвать рациональным и идеологическим. Потому как профанам, лезущим в историю для того, что улучшить собственную самоидентификацию, помогают гораздо больше профессионалов, чем настоящей историей занимается.

Но и профессионал, если верификацией пренебрегает, получит фикцию. Вынужден дополнить Игоря Николаевича. Если нет достаточного финансирования. А если есть, то вполне можно и общенародный праздник с величайшего события не только в русской, но и мировой истории на мифическую дату перенести и символы Победы коммунистов над нациками заменив, русский национализм патриотизм развивать. И эти фикции будут работать. Не хуже рекламы «Сникерса»

28.34 Речь и язык

О трудностях не только исторической лингвистики. Для того чтобы понимать речь, мало знать слова и грамматику, необходимо ориентироваться в контекстах

В одном из кавказских языков 46 падежей. Дети к 4-м годам все свободно ими пользуются. Взрослые филологи с огромным трудом и единицы.

Один из знакомых не мог понять, что значит слово «правда» в «Сказании о Магмете-султане» Ивана Пересветова 16-го века. Иван Семёнович пишет, что захватив Константинополь Магмет причинил Богу сердечную радость, покарав беспутных греков. Вторую сердечную радость Богу султан доставил, когда приказал содрать кожу с коррупционеров (коль не виноваты, тот же Бог поможет, и обрастут по новой)

В конце произведения происходит диалог

— Вот если бы к вере христианской, да правда турецкая, то бы и было царство Божие

— Нет. А вот если бы к турецкой правде нашу веру, тогда да.

Почему от перестановки слагаемых меняется результат? И когда я нашёл ответ на этот вопрос и поделился им со своим знакомым, тот, наконец, понял смысл «Сказания» и тут же предложил написать статью.

Должен сделать небольшое отступление

Когда Афанасий хаживал за тремя морями, больше всего его волновал вопрос об утрате веры. Книги богослужебные украли, и когда праздники, когда и как молиться, а когда пост теперь неизвестно. И решая этот вопрос, в конце книги он пишет, Бог един. Добавляя на принятом тогда не только за тремя морями, но и на Руси у купцов суржике — Аллу акбар. То есть, в любой вере правда. То есть, вера это обряд. А правда это «уверенность в вещах невидимых». И для Афанасия Никтина, и для Ивана Пересветова

Потому и буржуям, хоть всё Россию храмами застрой, ни на йоту к Царству Божьему не приблизиться. А вот если, сначала научиться жить как настоящие коммунисты, то потом стоит только окреститься и ты уже в Раю. С гуриями.

Описания Батыева нашествия переписано с описания похода Игоря на греков.

Но и Игорь продублировал поход Олега, если верить летописям.

Кстати сказать, рассказ о походе Олега тоже цитата из жития Василия Великого, из хроники Георгия Амартола.

Дело в том, что летописцев не интересовало, как это было на самом деле. Они ищут ответ на вопрос — что всё это значит? А смысл этих летописей состоит в описании действий народов в конце Времён.

Нашествие Орды, как и описанные до них привычные всем туры русов в Турцию в Византию, это предзнаменование конца Света

Существует 3 независимых летописных описания битвы на Калке. И во всех трёх только один положительный персонаж — татары, которые пришли наказать безбожных половцев, за беды, что те принесли христианам. По словам северо-восточного летописца, южнорусские князья не поняли этого, за что и поплатились.

Современного историка потрясает цинизм, с которым этот летописец радуется, что их князь Василько не принял участие в этом деле. Не понимая, что радость искренняя.

Мы тоже не очень хорошо понимаем, почему русские князья поддались на уговоры половцев. Мы забыли некоторые детали. Игорь Святославович был сыном и внуком половчанки, то есть на три четверти половец. И сына своего выдал за половчанку. И это не исключение, а норма своего времени.

Когда Николай Николаевич Андреев обнаружил, а Михаил Михайлович Герасимов и Гинзбург Вульф Вениаминович исследовал, то они написали — «череп принадлежит индивиду с выраженными монголоидными чертами, но, в целом, типичный для славянских погребений 12 века.»

Первый великоросс, выходящий на историческую сцену, по словам Василия Осиповича Ключевского, был наполовину половцем.

Когда половцы пришли за помощью к русским князьям они пришли фактически к своим монголоидным родственникам родственникам.

Но и прочие инородцы. Причём их было столько, что претензии православных патриотов к большевикам на засилье евреев могут только прикалывать.

Меня мало волнует, каких кровей был Рюрик, ибо он был вымышлен.

В Нидерландах историю Голландии начинают изучать с того, что в 862 году к ним пришёл Рюрик и создал государство. Такие легенды есть у корейцев, у мордвы. Посольства, подобные славянским отправляли и бритты саксам. Если, опять же, верить легендам.

Да, был реальный Рёрик Ютландский. И по датам жизни к «Повести Временных Лет» подходит. Но есть одна маленькая деталь. Даты в «Повести» вплоть до 60-х годов 11-го века были проставлены задним числом неизвестно на каких основаниях.

Какие-то заимствовались из греческих хроник, какие-то рассчитывались. Но точность этих расчётов под большим вопросом совершенно точно. Так сама Русь была образована в год начала царствования Михаила 3. Но тот начал править в возрасте 2 лет в 842 году. До совершеннолетия базилевса правила его мать Феодора. То есть официально он стал управлять в 856-м. Но Феодоре так понравилось быть регентшей, что на заслуженный отдых она ушла только в 865-м. И всё эти три даты могут быть датой создания нашей страны.

Летописцы, компилируя свои летописи из практически дословных цитат предшественников следуют традиции, родившейся ещё в поздней античности. Они не пытались обмануть читателей. Так как текстов было не так много, то плагиат сразу становился очевиден любому образованному средневековому человеку. И видя в новой летописи цитату из старой, тот сразу понимал, что смыслы, вкладываемые летописцем в события, которые он описывает, совпадают с теми, о которых он уже читал. И перенося контексты из «классики», из которой воровался цитировался без кавычек текст.

Существуют три вида информации: верифицируемая из других источников — (скорее всего так и было), уникальная — ( могло быть и так), цитаты — (оценка, события, переносимая из описания аналогичных событий прошлого)

Игорь Николаевич из профессиональной солидарности не упомянул о ещё одной причине этого явления. А может быть, и главной, может быть, и единственной.

Именно в поздней античности возникли буржуазные отношения между правящим классом и интеллигентной прослойкой. Которой давали задание описать конкретные события, о которых известно только то, что они были. И оплачивали постранично. И шо делать? Когда есть библиотека, в которую сами наниматели не заглядывают.

Источник

Читайте также:  Рейтинг самых мирных стран
Оцените статью