- Японское искусство икебана: традиции и современность
- Что это такое
- Искусство или философия
- Символизм
- Язык цветов и растений
- История зарождения искусства и его развитие
- Школы и стили
- Нагэирэ
- Морибана
- Согэцу
- Материалы
- Как сделать икибану своими руками
- Осенний букет
- Зимняя сказка
- Весна-лето
- Чайная Церемония Икэбана и Бонсай
- Чайная Церемония Икэбана и Бонсай
- Путь Чая
- Искусство Запредельного
- Притча
- Ideika-World.com
- Рубрики
- Страницы
- Цветочные традиции Японии: икебана и бонсай
Японское искусство икебана: традиции и современность
Искусство растительных композиций зародилось в Древнем Китае. В VI веке вместе с буддийскими ритуалами и обрядами оно достигло Японии. Цветы и травянистые элементы приносили в дар духам природы. Выйдя из религиозного культа, икебана вошла в жизнь всех слоев японского общества. В странах Западного мира икебана стала расслабляющим хобби, а в Японии до сих пор остается мастерством, которому долго и старательно учатся.
Что это такое
Икебана (экибана) – в переводе с японского означает «оживший цветок» или «вторая жизнь цветка». До появления буддизма японцы исповедовали синтоизм: они верили в духов, что живут в цветах, растениях и даже камнях. Обряд цветочных приношений не исчез с приходом новой философии.
Первыми мастерами были мужчины монахи. К XV веку икебана превращается в светское прикладное искусство.
Искусство или философия
Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.
Композиция – ритуальное действо, что требует навыков и высокого художественного чутья. Икебана отображает модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.
Символизм
В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.
Композицию имеет три символические линии:
- Основная длинная линия Син – означает человека мужского пола и его высокое призвание.
- Вторая линия Сое – символизирует творческое и детское начало.
- Третья, наиболее короткая линия Хикае – говорит о женском и земном начале.
- Дзюси – короткие вспомогательные линии.
Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или три человеческие ипостаси.
Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными линиями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбь отображают поникшие или нисходящие штрихи.
Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой, также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.
Образный язык отдельных цветов и оттенков:
- Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
- Зеленый – молодость, возрождение.
- Красный – страстные чувства, огонь.
Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых, насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.
Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный, желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.
Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в противоречие между собой.
Язык цветов и растений
Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы, сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги, а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.
- Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущую молодость и долголетие.
- Пион и сосна – молодость, процветание.
- Бамбук – мир, долголетие, почитание отца сыном.
- Орхидея – радость.
- Ветка абрикосового дерева – женское изящество.
- Цветки жасмина – наслаждение жизнью.
Символический язык элементов раскрывает зрителю детали ландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или камни.
История зарождения искусства и его развитие
Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосны и кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки. Растения помещали в бронзовые сосуды.
В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.
В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.
В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.
Школы и стили
Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.
Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору.
Над одним произведением работало одновременно несколько мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через 20 лет обучения. В XXI веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.
Нагэирэ
Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся цветком составляла до 1,5 м.
Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка, сформировался в XVIII веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и высокие вазы.
Морибана
В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.
В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности местности, естественная красота живых растений.
Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления цветов помещают на дно плошки.
Согэцу
После двух мировых войн под влиянием европейской культуры сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929 году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки с цепями.
У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность. Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя.
Материалы
Традиционные материалы – растительные элементы: распустившиеся цветки, бутоны, ветки с набухающими почками, листья, веточки хвои, плоды и сухая трава.
Вспомогательными элементы – глиняные, бронзовые, керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластмассы, камни, минералы, песок и вода.
Для цветочной массы чаще выбирают: орхидеи, герберы, гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.
Композиция создается внутренним чувством – способностью видеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.
Как сделать икибану своими руками
Чтобы икебана выглядела единым целым, работу начинают с центра композиции. Его устанавливают перпендикулярно основе. Две другие линии располагают ассиметрично и под наклоном, в зависимости от идеи произведения. Основную линию представляет цветок, ветка лиственного или хвойного растения, декоративные элементы. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.
Тему композиции выбирают с оглядкой на текущее время года. Цветы, древесные элементы и декор отображают состояние природы.
Ваза для цветов не должна притягивать к себе внимание яркой расцветкой, фактурой или декором. Постарайтесь найти незаметное изделие в землистых тонах.
Осенний букет
Яркие краски осенней листвы, насыщенные цвета астр, георгин, хризантем, гвоздик, зададут настроение осенней композиции.
Дополнительные элементы: корзинки из тыкв, древесные коряги, желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых фруктов. Сохранить внешний вид желтых и красных листьев поможет раствор глицерина.
Закрепляют выбранный декор при помощи флористических губок, пенопласта или гипса. Замаскировать крепежный элемент поможет засыпанный сверху песок, камешки, минералы.
Зимняя сказка
Флористика холодного сезона отличается насыщенными яркими красками. Зимнее произведение приносит в дом праздничную атмосферу. Основной декор зимы: хвоя, шишки, орехи, кожура цитрусовых, гроздья калины, рябина, сушеные фрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, насыщенный холодный синий, серебряный, золотой. За основу берут плетеные корзинки или проволочный каркас.
Весна-лето
Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодыми веточками с набухшими почками. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельные тона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветы устанавливают в вазы с водой, используя кензон.
Мы нашли несколько тематических видео, чтобы показать работы мастеров и учащихся. В интернет ресурсах встречаются призывы заменять живые цветы и растения бумажными изделиями, сделанными своими руками. Оправдывается такой выбор недолговечностью живых растений и несоразмерностью затраченных усилий. Желая предупредить начинающих, отметим, что искусственные цветы не принесут и малой доли эстетического наслаждения. Еще 100 лет назад украшения из искусственных цветов считались признаком крайней бедности или мещанства.
Источник
Чайная Церемония Икэбана и Бонсай
Чайная Церемония Икэбана и Бонсай
Философия японского искусства представляет собой нечто гораздо большее, чем просто уважение природы. Это рефлексия природы, манифестация ее изначальной сути, акт творения, находящееся за гранью дуального, рационального ума.
Ключевым и фундаментальным определением японской цивилизации, является глубокое почтении и уважение к природе. Японцы объединили знания созерцания за природой, с характерным для восточных людей стремлением к гармонии безыскусности и простоте.
Путь Чая
«Искусство чая» (яп. 茶道тядо̄) – это ключ к познанию японской цивилизации, не менее важный, чем самурайский путь война бусидо или медитация дзен. Чайная церемония соединяет в себе искусство и природу, умиротворяет ум и учит находить красоту в обыденном.
Чай — алхимический процесс трансформации природы, искусства с обыденностью в редкий миг, когда жизненная сила и творческий потенциал художника сливаются в едином потоке. А чайная церемония, утонченная икэбана или столетний бонсай — форма выражения запредельного, квантовый скачок за грань обычного шаблонного восприятия себя и мира.
Чайная церемония Тя но ю( 茶の湯), бонса́й (盆栽) и икэбана(生け花) – стоит рассматривать не только как особый вид искусства, но и как определенные психотехники, для вхождения в ресурсное состояние наблюдателя.
Искусство Запредельного
Бонсай — очаровывает и вызывает восхищение миниатюрной формой и естественным сходством с настоящим деревом. Созерцая бонсай, приходит понимание, что миниатюрное дерево смотрится намного выразительнее и эмоциональней, чем в живой природе.
В искусстве икэбана композиция из цветов кажется абсолютно лаконичной, простой и естественной. Однако в букете есть неподдающееся логическому восприятию иррациональная красота и гармония.
Путь Чая — искусство взаимодействия с самим собой и с миром. Чай помогает осознавать себя ясно и целостно в калейдоскопе ежедневной суеты, явлений, страстей и эмоций. Чайное действие алгоритм, сонастройки для попадания в резонанс с энергетическими потоками Неба, Человека и Земли.
Притча
Притча о мастере чайной церемонии Рикю, которую часто рассказывают неофитам на начальном этапе обучения искусства бонсай, икэбаны или чайного действия.
Сад мастера чайной церемонии Рикю, был одним из лучших в Киото. Посетить сад и провести в нем чайную церемонию изволил сегун Хидёси. Прибыв, в назначенное время в сад, повелитель с изумлением обнаружил, что все цветы в саду срезаны. Сегун вошел в дом для чайной церемонии и увидел икебану из единственного цветка. Рикю срезал все цветы в саду, чтобы максимально сконцентрировать всю красоту в одном единственном цветке.
Источник
Ideika-World.com
Рубрики
Страницы
Цветочные традиции Японии: икебана и бонсай
Цветы и традиции мира – флористика и цветочный этикет.
Цветочные традиции Японии.
В Японии не принято дарить 4 цветка в букете, так как четверка по-японски созвучна слову смерть.
Национальный символ Японии – сакура, неплодоносящая разновидность вишни. Культ сакуры в Японии нашел отражение в творчестве японцев – ей посвящены стихи, проза, песни и картины, о ней упоминают великие японские мыслители.
Сакура олицетворяет жизнь и любовь, обновление и юность. Праздник Ханами в Японии, «рассматривание цветов» происходит каждую весну, когда люди приходят в парки и сады полюбоваться цветением сакуры.
В Праздник Цветения хризантем в Японии люди угощают друг друга чашечкам саке с лепестками хризантем. Эта традиция пожелания здоровья, долголетия, благополучия и отведения несчастий.
Цветок камелия в Японии дарит успех и гармонию, укрепляет дружбу. С особым почетом и трепетом японцы относятся к орхидеям – эти цветы символизируют мир.
Традиционный международный Фестиваль орхидей в Японии проводится в Токио с конца февраля по начало марта. Это уникальное и масштабное мероприятие, собирающее около полумиллиона посетителей из более чем 20 стран, чтобы увидеть многообразие орхидей и услышать выступления ведущих экспертов по их разведению.
Но главное – это конкурс среди сотен невероятной красоты орхидей, в конце которого только один цветок удостоится звания королевы цветов и весьма ценного приза.
Национальное японское искусство икебана яп. いけばな икэбана — в переводе с японского означает «живые цветы». Икебана …ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
Бонсай 盆栽 в переводе с японского означает ««выращенное дерево в подносе / в горшке». Слово бонсай произошло от …ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
Источник