Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях стран, городов, морей, рек, улиц, газет и журналов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема: Большая буква в именах собственных . (Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях стран, городов, морей, рек, улиц, газет и журналов).
Учитель: Ренина О.В .
Тема : Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях стран, городов, морей, рек, улиц, газет и журналов.
Учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы.
Обобщить знания о правописании имён собственных.
Закрепить написание имен собственных с большой буквы, через выполнение упражнений.
Развитие орфографической зоркости и творческих способностей учащихся
Создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.
Оборудование : таблица «Сиди правильно», жетоны – поощрения за ответы, карта страны «Имён собственных», картинки с изображением животных ( щенок, конь, овечка), сделанные из фольги короны (2 шт.), ленты с надписями «Премьер министр», «Вице министр», медали по кол-ву учеников.
-Дорогие друзья! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну «Имён собственных». Путешествие будет весёлым, интересным. Правда вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке. Но помните, что отвечать нужно полными ответами, писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Итак, начинаем!
-Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.
Запись даты и вида работы.
Сообщение темы и цели урока.
-Кто догадался с какими именами собственными мы встретимся в стране? Что к ним относится?
Дети 🙁 имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, морей, рек, улиц, газет и журналов.)
— Молодцы! Сегодня во время путешествия мы закрепим правило написания имён собственных и будем его применять. По ходу путешествия я буду выдавать жетоны за вашу работу, кто из мальчиков наберёт жетонов больше всех, станет королём страны «Имён собственных», а девочка королевой, 2-е и 3-е места займут министры, все остальные будут жителями страны.
— Давайте вспомним весёлую запоминалку данного правила.
Имена, фамилии, клички, города –
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква важные слова:
И ванова А нна, Ш уя и М осква.
-Подготовимся к путешествию, послушайте скороговорку и догадайтесь, какую букву мы будем прописывать:
(На доске) Юла возле Юли и Юры юлит, Юле и Юре спать не велит. (Ю, ю)
— В чём особенность данной буквы? (йотированная; в начале слова, после гласного, ъ и ь обозначает два звука)
— Пропишите буквы Ю, ю (показ написания учителем); спишите скороговорку, подчеркните имена собственные, научитесь быстро её говорить.
(Проверка. Самые аккуратные и правильно выполненные работы оцениваются жетонами)
Основная часть урока.
-Теперь можно отправляться в путь. Не сбиться с дороги и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия. (Лист с картой путешествия вывешивается на доску)
Остановка 1-я. «Угадай–ка!»
-Уже название этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать. И действительно необходимо догадаться и соотнести стрелочками слова:
(За каждый правильный ответ – жетон)
Журнал Иванов
Посёлок Амурская заря
-Что объединяет слова второго столбика? ( Это имена собственные)
— Как нужно их писать? (С большой буквы).
Остановка 2-я. «Имена»
-Записать имя, отчество и фамилию своей мамы, писателя, знаменитого человека.
(Первые, кто справился – получают жетоны)
Остановка 3-я. «Реки»
-Записать названия трёх крупных рек, протекающих по территории России.
Остановка 4-я. «Улицы»
— Проверим, как вы знаете названия улиц нашего посёлка. Я буду называть улицы, если такая есть в нашем посёлке нужно встать. Кто ни разу не ошибётся, получит жетон.
( Гагарина, Новая , Столичная, Главная, Центральная и др.)
Остановка 5-я. «Страны»
— Записать три государства – соседей России.
(За правильные ответы-жетоны)
Остановка 6-я. «Клички животных»
— Придумать интересные клички для коня, щенка, овечки. (Повесить картинки с изображением данных животных)
Остановка 7-я. «Журналы и газеты»
— Назвать детские газеты или журналы. (Каждый правильный ответ оценивается жетоном)
На этой остановке вы попробуете стать журналистами. Вам нужно написать заметку, в которой бы упоминалось не менее трёх имён собственных. На составление заметки отводится 3-5 минут. Жетон получает тот, у кого предложения в заметке будут связаны между собой и в них будет не менее трёх имён собственных.
Остановка 8-я. «Песенная»
— Пропеть строчку из песни, где бы упоминалось имя собственное.(За правильную песню – жетон)
Остановка 9-я. «Конечная»
Дети получают карточки с заданиями:
Найди слова, которые нужно писать с большой буквы, и подчеркни их.
Сорока Волга Мама
Берёза Девочка Река
Петрович Цирк Пушок
Москва Соловьёв Хабаровск
(Дети, выполнившие задание без ошибок получают жетоны)
-А теперь настало время подвести итоги и выбрать нашего короля , королеву и министров нашей страны по которой мы совершили путешествие.
Вручение корон королю и королеве, лент министрам, всем остальным-медали.
— О каком важном правиле должны помнить все жители страны «Имён собственных»?
( Дети формулируют правило написания имён собственных)
Записать 5-6 имён собственных, составить с ними 2-3 предложения.
* Придумать и записать рассказ, в котором необходимо употребить не менее пяти имён собственных. Дать ему название.
Задания могут проверять:
— Консультанты (помощники учителя)
— Члены жюри или приглашённые родители
— Взаимопроверка в паре постоянного состава.
Источник
Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек
- показать, как письменная форма слов, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся, помогает понять их значение; выяснить, что заглавная буква в начале отличает их от слов, которые пишутся так же, но с маленькой буквы;
- развивать речевые умения, память, внимание, мышление;
- воспитывать интерес к предмету, культуру общения;
- таблички с названиями станций,
- иллюстрации цветов (одуванчик, колокольчик, мак, астра, василек),
- слайды.
Программа: УМК “Перспективная начальная школа”.
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В чудный город попадем.
1. Подготовка руки к письму.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
– Тише, пальчик, не шуми!
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В школу нам идти пора!
Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца. Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальцы.
2. “Самый внимательный”
– Посмотрите внимательно на эту запись:
– Кто догадался, какую букву будем писать?
3. Показ образца учителем.
Начинаем писать выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ее. Ведем плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо.
Вниз опускаем прямую, не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Плавную линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо. Вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.
4. Правила посадки и письма
– Как должны расположить тетрадь?
–Как правильно должны сидеть при письме?
– Что означают эти буквы? А К Г Ч
Пиши аккуратно, красиво, грамотно, чисто.
– Молодцы! Пишем заглавную букву М. Под самой красивой поставьте точку.
III. Сообщение темы урока.
– Какие секреты устной речи вам уже известны?
– Миша поинтересовался у Волшебницы: “ Какие секреты есть у письменной речи?”
– А вы, ребята, хотите узнать?
На доске записаны предложения:
У Маши красный шарик.
Миша дает команду Шарику.
– Прочитайте предложения. (Читаем вместе.)
– Что заметили? (Слова – названия предмета пишутся с маленькой буквы, а кличка – с большой.)
– Миша знает, как называются слова, которые пишутся с большой буквы. Найдите и прочитайте об этом в учебнике (с. 27).
– На уроке мы совершим путешествие по стране Собственных имен и больших букв.
IV. Изучение нового материала.
Звучит мелодия из песни “ Голубой вагон”.
1. Станция “Почемучкина”
Прочитаем все вместе.
На виду честного люда
Трусит с горки съехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
Май пришел!
Снимай фуфайку!
Надевай-ка, Майка, майку!
Я.Козловский
– Какие слова в них произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Почему? Объясните значение этих слов.
– Молодцы! Отправляемся дальше. Звучит мелодия .
2. Станция “Исследовательская”
– В какую страну мы отправились?
– Посмотрите на рисунок в учебнике ( с. 27). Это страна Больших букв.
– Какие жители этой страны? Опишите.
– Что делает кот, собака?
Жители этой страны грустные и растерянные.Оказывается, в стране Собственных имен из слов пропали большие буквы. Теперь в стране нет порядка. Девочка с мальчиком забыли свои имена и не знают, на какой улице они живут. Доктор безуспешно ищет своего
пациента – мужчину, имя у которого исчезло. Кот и собака плачут, хозяева не зовут их обедать.
– А что дала Анишит Йокоповна Маше и Мише? (Волшебные карандаши.)
Если такими карандашами написать большие буквы в словах, то они останутся навсегда и вновь воцарится порядок. Но есть важное условие: можно ошибиться только один раз и обязательно исправить ошибку, иначе беспорядок останется навсегда.
– Миша считает, что нужно пользоваться правилом.
– О каком правиле говорит Миша?
– Как правильно писать имена собственные?
– Придумайте имена взрослым людям по картинке.
– Можно ли доктора назвать тетей? Как называют взрослых на работе? (По имени, отчеству.)
– Придумайте имя, отчество доктору. Как запишите эти слова? Почему? Какая фамилия может быть у доктора? Как ее запишите, почему?
– Запишите фамилию, имя, отчество доктора в тетрадь.
Кутузова Ирина Владимировна – доктор. (Ученик работает у доски.)
– Почему поставили тире?
Гимнастика для глаз
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно.
Ну а дальше – будь здоров!
– Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров?
– Закрыли глазки и представили картину. Мы идем по дорожке, по ее краям растут удивительные цветы. Если мы присмотримся, то определенный вид цветов растет на своей улице.
На доске иллюстрации: одуванчик, колокольчик, мак, астра, морковь, василек.
– Какое слово лишнее? Почему?
– Расскажите все, что вы знаете про слово морковь. (В слове два слога, 7 букв, 6 звуков, отвечает на вопрос что?, обозначаем розовым прямоугольником , ударный второй слог, нужно запомнить безударную гласную “о”. )
– Как называется наша станция? (Цветочная.)
3. Станция “Цветочная”
– Догадайтесь, какие здесь улицы? (Одуванчиковая, Колокольчиковая, Маковая, Астровая, Васильковая.)
– Как записать названия улиц? Почему?
– Запишите в тетрадь названия улиц. (Комментируют дети с места , на доске пишет учитель.)
Улица Одуванчиковая, улица Маковая.
– Почему в первом случае слово улица с большой буквы, а во втором с маленькой?
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход. (Движение рук назад , как на лыжах.)
Он назад поплыл сначала. (Три шага назад)
А потом поплыл вперед. (Три шага вперед)
И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразные движения руками.)
Набирая полный ход.
Опустили руки вниз,
И на место все садись.
4. Станция “Информационная”
– Что значит слово информация? Где можем узнать значение этого слова?
Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. (Словарь Ожегова.)
Работа по учебнику. Упражнение 8 , с. 28. Чтение задания.
– Сколько частей в тексте? Как вы определили?
– Когда слова пишутся с большой буквы?
Работа в парах. Записывают по два предложения. Взаимопроверка.
– Миша и Маша захотели рассказать вам о себе.
– В каком селе живут Маша и Миша? Какая у них протекает речка?
– В каком городе мы живем ? (В городе Кемерово.)
– Как называется наша речка? (Томь.)
– Как раньше назывался город Кемерово? (Село Щеглово.)
– Чем богат наш город? (Полезные ископаемые, уголь.)
Первооткрыватель кузнецкого каменного угля Михайло Волков.
На доске появляется запись:
Кемерово, село Щеглово
– Что общего в этих словах? (Большая буква.)
– Почему эти слова пишутся с большой буквы?
Звучит мелодия из мультфильма “ Бременские музыканты.”
5. Станция “Питомцев”
– Кто такие питомцы? Каких животных вы знаете?
Анишит Йокоповна решила помочь ребятам расколдовать животных.
- Кошка (б, Б)одун
- Собака ( к, К)рикун
- Петух ( п, П)ушинка
- Бычок ( т, Т)ишка
- Красотка-синичка,
- Как напишете клички?
– Ой, а это кто идет по улице? (На доске: картинка – собака с воздушным шариком.) Как его зовут? (Пес Шарик, потому что он любит играть с шариком.)
Щенок _______ укусил шарик.
Лопнул _______, испугался ______.
– Какие слова напишем с большой буквы? Почему? (Вставляют таблички со словами у доски.)
Расшифруйте слово | Т И Р Н Г А И 3 1 4 2 6 7 5 |
– Что такое интрига? (Кого, чем подзадоривать, возбуждать любопытство.)
6. Станция “Интриги”
“– Раз вы такие умные, получайте еще одно задание – доброжелательно улыбнулась Волшебница”.
Маша и Миша с вашей помощью навели порядок в стране Собственных имен. Волшебница приглашает вас на островок “Догадок”.
7. Станция “ Конечная”
В четверг объявление
Было в газете:
“Внимание, дети!
Внимание, дети!
Пропала собака
По кличке (б, Б)арбос.
Барбос без хвоста
И до носа оброс.
Он жил у вокзала
На улице (н,Н)овой,
В квартире 14
У (и, И)вановой”.
– Для чего нужны имена собственные? Назовите имена собственные.
–Какие секреты есть в письменной речи? (Большая буква в начале предложения, большая буква в именах собственных.)
– А разве в устной речи нет большой буквы в начале предложения?
– Можно ли в устной речи показать большую букву в именах собственных?
– А с помощью голоса, интонации можно показать большую букву в именах собственных?
Вывод: устная речь более выразительная, но она не может передать большую букву имени собственного или начало предложения.
– Наше путешествие завершилось. Мы показали, что многое знаем и умеем.
– Возьмите листочек желтого цвета. Прочитайте предложения.
– Почему слова пишутся с большой буквы? Выберите верный ответ.
Красив город Санкт-Петербург. Он стоит на реке Неве. Летом Ольга Романовна повезет детей в Москву. Юра и Саша отправились в музей.
- Начало предложения.
- Имена собственные.
- Ошиблись.
– Под каким номером правильный ответ?
– Кто испытывает затруднения при написании имен собственных?
– Нарисуйте горку и укажите на ней, с каким настроением вы пришли сегодня к окончанию урока.
Источник