Внешнеэкономический потенциал.
Внешнеэкономический потенциал страны определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза их за границу. Экономические показатели, определяющие внешнеэкономический потенциал страны:
— объем производства ВВП, в том числе на душу населения;
— удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП;
— доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров.
Для РБ это прежде всего:
• выгодное экономико-географическое положение
• развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;
• многоотраслевой промышленный комплекс;
• созданный научный и инновационный потенциал;
• значительные лесные и водные ресурсы (наличие калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);
• многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.
Объем внешней торговли РБ в 2011 году составил: товары = $86,5 млрд.(экспорт — $41,4 млрд. (48%); импорт — $45,1 млрд. (52%)); услуги = $8,5 млрд.(экспорт — $5,3 млрд. (62%); импорт — $3,2 млрд. (38%)).
Основу внешнеэкономического потенциала РБ составляет промышленность – машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая. Значительным внешнеторговым потенциалом располагает легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; производство строительных материалов.
Наращивание экспортного потенциала страны является одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития РБ, для полной реализации которого потребуются:
1) усиление конкурентных позиций на мировых рынках белорусских производителей-экспортеров за счет внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие продукции требованиям международных стандартов;
2) активное применение новых форм торговли (создание белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами; открытие сборочных производств с одновременным формированием сетей технических центров и т. д.);
3) совершенствование механизма управления и регулирования внешнеэкономической деятельности.
Внешнеторговая политика.
Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.
Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой — обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров.
Гос. регулирование внешнеторговой деятельности-система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить натарифные и нетарифные.
Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.
Таможенная пошлина — это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
К нетарифным мерам можно отнести и различные административные барьеры, с помощью которых государство неформальным образом ограничивает импорт Таможенные формальности, технические и санитарные стандарты, требования к упаковке и маркировке и т. п. могут стать препятствием для развития торговых отношений.
Основные цели внешнеторговой политики:
1)изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;
2)изменение объема экспорта и импорта;
3)изменение структуры внешней торговли;
4)обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией, т.д.)
5)изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Существуют две системы внешнеторговой политики — протекционизм и свободная торговля, или либерализация торговли.
Протекционизмхарактеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ограничивающим ввоз иностранных товаров, нередко приплюсовывают экспортные премии, поощряющие вывоз товаров за границу.Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.
Выделяют несколько форм протекционизма:
• селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
• отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
• коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
• скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики.
Свободная торговля — это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.
В зависимости от того входит ли государство в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть: Автономной(самостоятельной,односторонней);Конвенционной(выработанной совместно с рядом государств);Автономно-конвенционной В зоне свободной торговли государства обычно разрабатывают конвенционную ВТП, но по отношению к третьим странам она может быть и другой.
Источник
Экспортный потенциал
Научно-технический потенциал
Научно-технический потенциал – совокупность кадровых, материально-технических, информационных, финансовых ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития.
Система показателей:
1. Объем финансирования научного комплекса, в т.ч. за счет средств:
1) Государственного бюджета;
2) Организаций предпринимательского сектора;
3) Внебюджетных фондов;
4) Иностранных инвесторов.
2. Количество научных организаций, в т.ч.
1) Учреждения академического сектора науки.
2) Организации ВУЗовского и отраслевого секторов.
3) Конструкторские организации.
4) Проектные организации.
5) Научные организации негосударственного сектора.
3. Уровень развития материально-технической базы (в т.ч. состояние основных фондов).
4. Численность работающих в сфере науки, в т.ч.
1) Действительных членов Академии Наук.
3) Докторов наук
4) Кандидатов наук.
5. Количество патентов, полученных внутри страны и зарубежом. Патент – охранный документ, защищающий исключительное право на использование изобретений промышленного образца полезной модели.
Состояние научно-технического потенциала можно оценить комплексным показателем – способностью к инновациям. В нем находят отражение:
1) Величина всех расходов на НИОКР.
2) Численность работников занятых в науке.
3) Количество полученных патентов.
4) Развитость сферы высшего и послевузовского образования.
5) Степень защиты интеллектуальной собственности.
Импортный потенциал (показатели аналогичные)
Экспортный потенциал – способность всего национального производства производить необходимое количество конкурентоспособной продукции на экспорт.
Показатели экспортного потенциала:
1. Удельный вес экспортной продукции (в % к ВВП)
2. Стоимость экспорта на душу населения
3. Товарная структура экспорта и т.д.
Товарная структура экспорта РФ носит ярко выраженный топливно-сырьевой характер.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Внешнеэкономический потенциал страны, задачи его развития
Внешнеэкономический потенциал — это совокупность всех ресурсов и условий осуществления внешнеэкономической деятельности государства. Он определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза за границу.
Показатели: объем производства ВВП; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров; платежный баланс страны.
Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий: • выгодное экономико-географическое положение; • развитые система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; • многоотраслевой промышленный комплекс; • научный и инновационный потенциалы; • достаточно мощная строительная база; • значительные лесные и водные ресурсы, наличие важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.); • высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки специалистов;• многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.
Задачи: рост экспорта товаров и услуг, повышение его эффективности, увеличение рентабельности экспортных поставок, выход на положительное сальдо внешней торговли, совершенствование системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности.
26. Экономический рост национальной экономики – процесс производства, характеризующийся увеличением массы создаваемых потребительских стоимостей в соответствии с объемом и структурой потребностей в них.
Воспроизводство — роцесс производства, рассматриваемый как непре
рывный процесс, возобновляемый на определенном уровне.
Основными элементы: • воспроизводство материальных благ; • воспроизводство основных факторов производства; • воспроизводство среды обитания человека; • воспроизводство производственных отношений, связанных с выпуском благ и услуг.
Виды воспроизводства: • убывающее — наблюдается снижение объемов выпуска
вследствие стихийных бедствий, войн или экономических кризисов; • простое — объемы производства и качество продукции остаются неизменными в любом последующем периоде; • расширенное — выпуск продукции, измеряемый темпами
роста или прироста, а также качество продукции возрастают.
Факторы, влияющие на воспроизводство: количество и качество природных и трудовых ресурсов, размеры основного капитала, научнотехнический прогресс и совокупный спрос общества.
Типы роста: Экстенсивный тип роста основан на вовлечении в производство дополнительных ресурсов при сохраняющихся уровне технологии и качестве самих ресурсов. Интенсивный тип — рост производства на базе использования новых технологий, улучшения качества ресурсов, совершенствования организации производства и труда, повышения квалификации работающих.
Устойчивое экономическое развитие — необходимость рационального сочетания направлений развития всех сфер деятельности человека — социальной, экономической и экологической — и учета их долговременных последствий.
27. Факторы и модели эк роста – явления и процессы, опред темпы, масштабы и кач хар-ки прироста реального объема нац пр-ва. Выделяют: 1) внутренние и внешние.
Внутр: • чел капитал; • прир-рес фактор; • инновац и производ потенциалы • инвест • емкость внутр и внеш рынков сбыта продукции; • институциональная среда — система гос и негос соц, фин, эк и эколог институтов, осущ регулир эк роста.
Внешние: • международное разделение труда, процессы глобализации; • политические факторы.
2)экстенсивные (рост затрат капитала и труда) и интенсивные (технич прогресс, повыш кач-ва чел капитала, соверш сис-мы управ).
3) экономические (ув кол-ва и совершен качества использ ресурсов) и неэкономические (природ, нац и культурные)
4) прямые (измен кол-ва и повыш качества использ тудовых, природных и капитальных ресурсов, совершен технологий, и организ пр-ва, уровень предпринимательской активности насел) и косвенные (цены на ресурсы, степень монополизации рынков, хар распред доходов в обществе, систему налогообл и кредитно-фин систему, объем платежеспособного спроса)
5)факторы предложения (кол и кач природ ресурсов, кол и кач трудоспособного населения, налич основного капитала, уровень технологий) и факторы спроса и распределения
Модель устойчивого развития – способ организации и функционирования общества, гос-ва, эк на принципах устойчивости, обеспеч предупреждение и нейтрализацию внеш и внутр угроз.
Цель – достижение научно обоснованных параметров уровня и качества жизни населения увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, планирование семьи, обеспечение равных возможностей для получения образования, мед помощи, соц защита престарелых, инвалидов и др групп людей.
Показатели: 1) общесистемные (индекс развития человеческого потенциала, производство ВВП на душу населения, уровень антропогенной нагрузки на окр среду) 2) показатели, хар развитие отдельных сфер эконом системы: А) социальной – индекс уровня образования, удельный вес расходов, средняя прод жизни, среднегод темп прироста населения, прирост доходов населения, уровень безработицы Б) экономической – среднегод темп прироста ВВП, среднегод темп прироста продукции, доля инвестиций, прирост внеш торговли, удельный вес часной собственности развитие инфраструктуры В) состояние окруж среды – прирост объемов выброса, среднегод концентрация вред в-в, потребление воды, загрязнение воды, площадь лесов, удел вес затрат на окр среду.
28. Отраслевая структура и реструктуризация НЭ – совокуп отраслей хоз комплекса, хар-ся определенными пропорциями и взаимосвязями. Отрасль – совокуп предприятий, производящие однородную продукцию или оказывающие однородные услуги.
Осн отрасли эк: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговлю и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, образование, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, управление и др. На этапе перехода к рынку появляются новые отраслевые подразделения — финансовое посредничество, операции с недвижимым имуществом, коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, информационно-вычислительное обслуживание и др.
Отраслевая структура эк страны анализируется прежде всего на основе ВВП, а также численности занятых, концентрации осн фондов (осн капитала) по отраслям эк. Все отрасли эк делятся на две группы — производ товары и оказ услуги.
Отрасли делятся на три сектора. 1-ый включает добычу ископаемых, растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, охоту и рыболовство. 2-ой охватывает обраб отрасли промыш, строительство и пр виды деятельности по пр-ву товаров. В 3-ий сектор входят все остальные отрасли эк деят (т.е. пр-во услуг).
Переход от индустр к постиндустр стадии соц-эк развития опред главные ориентиры соц-эк развития РБ на будущее. В стране форм принципиально новая эк структура, при кот решающую роль играют образов, культура, наука, информация, знания и творческий труд.
В НЭ образ и функц новые интеграц структуры — хоз комплексы (отраслевыми, много-, межотраслевыми). Хоз комплекс опред как сложная межотрасл система, кот отличается высоким ур интеграции между составляющими ее элементами (предприятиями, орг и т.д.) по потокам производимых товаров, энергии и информации и в силу этого обладает высокой энергетической экономичностью и повыш устойчивостью по отношению к внеш факторам.
В сфере пр-ва товаров наиб крупным явл пром комплекс. Отдельно рассматр топ-энергетич и машиностроит комплексы. Сложную структуру имеют агропром и строит комплексы, объед разные отрасли НЭ. Комплексы производ инфраструктуры включают транспорт и связь, торговлю, др отрасли, оказ услуги преимущественно сфере пр-ва товаров. По мере роста в НЭ сферы пр-ва услуг усил межотраслевые интеграц процессы и форм новые хоз комплексы — соц-культурных отраслей, комплекс отраслей жизнеобеспеч, соц-потребит и др.
Источник