Имущественное расслоение общества как угроза экономической безопасности страны

Угрозы экономической безопасности и направления возобновления экономического роста

Угроза экономической безопасности государства — это возможность причинения вреда народному хозяйству, как в целом, так и всем отраслям, большой риск разрушения социально-экономической стабильности в обществе. Современные угрозы для экономической безопасности государства имеют как внутренний, так и внешний характер.

В первую очередь внутренние угрозы проистекают от определенных факторов, которые существенно воздействуют на гражданское общество: финансовые и экономические кризисы, ухудшение уровня и качества жизни населения, межнациональные конфликты, а так же уровень преступности внутри страны.

Как правило, к внутренним угрозам относят:

— усиление имущественного расслоения общества;

— криминализация общества и экономики;

— разрушение научно-технического потенциала государства;

— деградация населения и учреждений социальной сферы;

— существенное ограничение доступа у малообеспеченных слоев населения к получению среднего и высшего образования, системе охраны здоровья, что ведет к ухудшению здоровья населения как физического, так и духовного;

— сокращение численности населения, что влечет за собой сокращение трудового потенциала страны и рост демографической нагрузки на сокращающееся по численности трудоспособное население;

— высокий уровень коррупции российской экономики вследствие ослабления системы государственного контроля;

— низкий уровень доходов населения, что создает наличие достаточно высокой численности малоимущего населения, что в свою очередь создает социальную базу для криминальных проявлений;

— нестабильное состояние кредитно-банковской системы и финансово-денежного обращения, которое обусловлено факторами такими как: высоким уровнем «долларизации» российской экономики и недоверия национальной валюте, нарушением межотраслевого баланса народного хозяйства;

— достаточно высокий уровень инфляции;

— российский рынок акций находится в серьезной зависимости от конъюнктуры на мировом рынке газа и нефти.

К внешним угрозам, как правило, относят:

— бегство капитала за рубеж (незаконный вывоз капитала за границу);

— утечка умов за рубеж (в настоящий момент Россия является самым большим поставщиком высококвалифицированных специалистов за границу);

— стремительное увеличение импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам (на сегодняшний день около 80 % российского рынка лекарств и более 40 % продовольственного рынка России приходится на импорт; российские территории со стороны иностранных государств;

— приобретение западными предприятиями российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка и, как следствие, завоевание ими внутреннего рынка России по многим видам товаров широкого потребления.

Рост зависимости России от импорта по многим видам продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения; — дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией, особенно в связи с вступлением России в ВТО. В настоящее время в качестве реальных угроз экономической безопасности России следует выделить такие как: понижение производственного потенциала ввиду высокого износа основных фондов; утрату рынков сбыта продукции; достаточно низкую конкурентоспособность товаров и услуг; вывоз капитала за границу; опасность обострения финансового кризиса; низкий уровень жизни населения.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственном — технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

Для того чтобы обеспечить экономическую безопасность государства необходимо разработать и реализовать механизмы и меры экономической политики на федеральном и региональных уровнях. Эти механизмы должны быть направлены на предотвращение как внутренних, так и внешних экономических угроз Российской Федерации, к ним можно отнести следующие мероприятия:

1. Мониторинг факторов, обеспечивающих угрозы экономической безопасности РФ. Прогнозирование и мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности страны являются важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности РФ.

2. Разработка параметров и критериев экономической безопасности РФ. На наш взгляд, необходимо максимально тщательно разработать качественные и количественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности государства.

3. Для обеспечения экономической безопасности осуществлять такие виды деятельности, как: экспертиза решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности РФ; организация работы с целью активизации комплекса механизмов по недопущению и преодолению возникновения угроз экономической безопасности РФ; разработка комплексных государственных механизмов для выхода из зоны опасности.

| следующая лекция ==>
Основні механізми верстатів | Финансовая безопасность и ее основные инструменты

Дата добавления: 2017-12-05 ; просмотров: 3822 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Современные угрозы для экономической безопасности Российской Федерации

Дата публикации: 20.04.2016 2016-04-20

Статья просмотрена: 27286 раз

Библиографическое описание:

Скрипко, В. И. Современные угрозы для экономической безопасности Российской Федерации / В. И. Скрипко, А. И. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.8 (112.8). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28838/ (дата обращения: 27.04.2021).

На современном этапе развития человечества у многих государств обострилась потребность в экономической безопасности, так как в условиях глобализации возникает масса негативных явлений угрожающих финансовой устойчивости не только для отдельных предприятий, но и в целом для всего государства. Потребность в экономической безопасности — это устранение потенциальных и реальных современных экономических угроз, угрожающих социально-экономической устойчивости государства и отдельных сфер деятельности.

В 21 веке Россия столкнулась с новыми внешними угрозами и опасностями, способных подорвать экономический и производственный потенциал страны за счет рыночных механизмов и конкуренции. Можно сказать, что на данный момент экономика Россия находится в состоянии стагнации, усугублении кризисных процессов, которые напрямую оказывают негативное воздействие и на социальную сферу, уровень и качество жизни наших соотечественников [1]. На наш взгляд, проблемы национальной безопаcности нашей страны, помимо глубокой экономической депрессии, усугубляются ростом таких угроз, как: нарастание ядерного противостояния, технологические, радиационные и экологические катастрофы, ослабление военной мощи и обороноспособности РФ, а так же критическая зависимость от зарубежных товаров и услуг.

Государству целесообразно вовремя выявлять возможную экономическую опасность, в этом случае может потребоваться лишь комплекс профилактических действий от непосредственных угроз для экономической безопасности страны. Чтобы не усугубить последствия внешних и внутренних экономических угроз, необходимо реагировать максимально быстро и заблаговременно ликвидировать угрозу, пока она не привела к сильным социально-экономическим потрясениям в обществе. В этом смысле экономическая безопасность является подсистемой системы национальной безопасности.

Угроза национальной безопасности государства — это возможность причинения вреда территориальной целостности и суверенитета страны, ее внешней и внутренней безопасности, конституционным правам и свободам граждан. Национальный уровень экономической безопасности связан с обеспечением защищенности жизненно важных интересов государства, общества и граждан, обеспечением стабильного развития страны, увеличением продуктивности функционирования всех отраслей народного хозяйства, а так же транспортных инфраструктур, обеспечением экономического либерализма социальной справедливости, повышение уровня жизни населения, предотвращением катастроф различного уровня: экологических, техногенных и производственных.

Угроза экономической безопасности государства — это возможность причинения вреда народному хозяйству, как в целом, так и всем отраслям, большой риск разрушения социально-экономической стабильности в обществе [2].

Современные угрозы для экономической безопасности государства имеют как внутренний, так и внешний характер.

В первую очередь внутренние угрозы проистекают от определенных факторов, которые существенно воздействуют на гражданское общество: финансовые и экономические кризисы, ухудшение уровня и качества жизни населения, межнациональные конфликты, а так же уровень преступности внутри страны [5].

Как правило, к внутренним угрозам относят:

— усиление имущественного расслоения общества;

— криминализация общества и экономики;

— разрушение научно-технического потенциала государства;

— деградация населения и учреждений социальной сферы;

— существенное ограничение доступа у малообеспеченных слоев населения к получению среднего и высшего образования, системе охраны здоровья, что ведет к ухудшению здоровья населения как физического, так и духовного;

— сокращение численности населения, что влечет за собой сокращение трудового потенциала страны и рост демографической нагрузки на сокращающееся по численности трудоспособное население;

— высокий уровень коррупции российской экономики вследствие ослабления системы государственного контроля;

— низкий уровень доходов населения, что создает наличие достаточно высокой численности малоимущего населения, что в свою очередь создает социальную базу для криминальных проявлений;

— нестабильное состояние кредитно-банковской системы и финансово-денежного обращения, которое обусловлено факторами такими как: высоким уровнем «долларизации» российской экономики и недоверия национальной валюте, нарушением межотраслевого баланса народного хозяйства;

— возрастание рисков возникновения катастроф и аварий техногенного характера с существенными негативными экологическими последствиями;

— достаточно высокий уровень инфляции;

— российский рынок акций находится в серьезной зависимости от конъюнктуры на мировом рынке газа и нефти.

К внешним угрозам, как правило, относят:

— бегство капитала за рубеж (незаконный вывоз капитала за границу);

— утечка умов за рубеж (в настоящий момент Россия является самым большим поставщиком высококвалифицированных специалистов за границу);

— стремительное увеличение импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам (на сегодняшний день около 80 % российского рынка лекарств и более 40 % продовольственного рынка России приходится на импорт;

— развитие негативных процессов в экономической сфере ряда регионов (Калининградская область, Дальневосточный регион), наложенных и усиленных расширением НАТО и ЕЭС и приближением их к российским границам, территориальными претензиями Японии и перманентным ростом численности китайского населения в Дальневосточном регионе и способствующих распространению политического и экономического влияния на соответствующие российские территории со стороны иностранных государств;

— приобретение западными предприятиями российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка и, как следствие, завоевание ими внутреннего рынка России по многим видам товаров широкого потребления. Рост зависимости России от импорта по многим видам продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения;

— дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией, особенно в связи с вступлением России в ВТО.

В настоящее время в качестве реальных угроз экономической безопасности России следует выделить такие как: понижение производственного потенциала ввиду высокого износа основных фондов; утрату рынков сбыта продукции; достаточно низкую конкурентоспособность товаров и услуг; вывоз капитала за границу; опасность обострения финансового кризиса; низкий уровень жизни населения [3, 4].

Для того чтобы обеспечить экономическую безопасность государства необходимо разработать и реализовать механизмы и меры экономической политики на федеральном и региональных уровнях. Эти механизмы должны быть направлены на предотвращение как внутренних, так и внешних экономических угроз Российской Федерации, к ним можно отнести следующие мероприятия:

1. Мониторинг факторов, обеспечивающих угрозы экономической безопасности РФ. Прогнозирование и мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности страны являются важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности РФ.

2. Разработка параметров и критериев экономической безопасности РФ. На наш взгляд, необходимо максимально тщательно разработать качественные и количественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности государства.

3. Для обеспечения экономической безопасности осуществлять такие виды деятельности, как: экспертиза решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности РФ; организация работы с целью активизации комплекса механизмов по недопущению и преодолению возникновения угроз экономической безопасности РФ; разработка комплексных государственных механизмов для выхода из зоны опасности.

На наш взгляд, в качестве первоочередных мер поддержания экономической безопасности нашей страны, считаем важным реализовать такие меры, как: восстановление инвестиционной активности; активизация продуктивной структурной и промышленной политики; переход к структурно-технологической перестройке производства РФ.

  1. Петренко И. Н. Экономическая безопасность России. Денежный фактор. — М.: Маркет ДС, 2012. — 240 с.
  2. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов / Под ред. В. С. Гусева. — СПб.: Питер, 2012. — 281 с.
  3. Киященко Е. А. Социологическая оценка эффективности управления социальными службами / Е. А. Киященко, Н. В. Власова // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 г. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. 2014. – С. 86–91.
  4. Институциональные преобразования как фактор стимулирования социально-экономического развития сельских территорий Краснодарского края / С. Ю. Андреев, Н. В. Власова, А. В. Яни и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2016. — № 02(116). С. 796–813.
  5. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / Андреев С. Ю., Варюха А. О., Апанащенко А. А. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 8–12.

Источник

Читайте также:  Рыцари чести какие страны можно объединять
Оцените статью