Индия государственный строй страны

Государственный строй Индии

Индия — федеративное государство, где федеративное устройство обусловлено исторически. [1] Созданная Конституцией и существовавшая до 1956 года федерация воспроизводила с незначительными изменениями административно-территориальное деление, возникшее во времена британского колониального господства. В Конституции закреплялась структура федерации, основанная на союзе трёх различных по своему правовому положению групп штатов, без учёта национальных и языковых особенностей.

В результате принятия Закона о реорганизации штатов 1956 года и последующих изменений Конституции, была проведена реформа федерации, в результате которой:

  • Вместо штатов по территориальному принципу были созданы штаты по национальному и языковому принципу. Главным критерием создания штата была территория, население которой говорило на одном, и в некоторых случаях на двух языках.
  • Всем штатам были предоставлены равные права.
  • Были образованы союзные территории, обладающие меньшими правами, чем штаты и находящиеся под управлением центра.
  • В настоящее время в состав индийской федерации входят: 28 штатов и 7 союзных территорий.

Примечания

  1. Индия занимает большую территорию, которой невозможно управлять только из одного центра; имеет огромное население, занимая по этому показателю второе место в мире после Китая (в настоящее время более 1,2 млрд человек); представляет собой многонациональное государство, в котором проживают десятки крупных народов (тамилы, бенгальцы и др.) и сотни мелких народностей и этносов; Индия — многоязычная страна, где существуют десятки языков и сосуществуют различные религии и культуры, она состоит из различных регионов, практически каждый из которых имеет своё особое историческое прошлое.

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Читайте также:  Создание положительного образа страны

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Государственный строй Индии» в других словарях:

Государственный язык — в буржуазных государствах язык, обязательный в данной стране для ведения делопроизводства в учреждениях, судопроизводства, преподавания в школах и др., независимо от национального состава населения. Правящий класс обычно вводит в качестве … Большая советская энциклопедия

Рабовладельческий строй — первая в истории человечества классовая общественно экономическая формация, основанная на угнетении человека человеком. Основными антагонистическими классами при Р. с. были рабовладельцы и рабы; рабовладельцы и рабы первое крупное деление … Большая советская энциклопедия

Общественно-экономический строй империи Маурьев — Об экономической жизни, общественных отношениях, идеологии и культуре древней Индии второй половины I тысячелетия мы знаем значительно больше, чем о предыдущем периоде, так как .письменные источники гораздо обильнее и более определённо… … Всемирная история. Энциклопедия

Экономика Индии — Экономические показатели Валюта индийская рупия Международные организации ВТО Статистика ВВП (номинальный) $1,236 трлн (2009) ВВП по ППС $3,526 трлн … Википедия

Гимн Индии — জন গণ মন ʤɑnə gɑɳə mɑnə Душа народа Нотная запись музыки «Джанаганаманы» Автор слов … Википедия

Флаг Индии — Флаг Республики Индия Индия … Википедия

Культура Индии — Тадж Махал один из символов Индии Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Мног … Википедия

История Индии — … Википедия

География Индии — … Википедия

Одежда в Индии — Женщина и мужчина, исполняющие танец гарба во время празднования Наваратри в Ахмадабаде. Индийская одежда совокупность всех видов одежды, которые производят и носят в пределах Индии, кот … Википедия

Источник

Политическая система Индии

Политическая система в Индии менялась с течением времени, но в значительной степени базовая система всегда оставалась неизменной. В далеком прошлом и при индуистских, и при мусульманских правителях существовала абсолютная монархия. В прошлые века Слова Раджи или Бадшаха обычно были окончательными, и никто не осмеливался оспаривать приказы царя. Правитель имел своих министров, с которыми можно было советоваться, мнение приближенных людей позволяло принять правильное решение правителю.

Индийская политическая система

Довольно часто считается, что индийская политическая система, является копией британской политической системы, однако это не так. Система развивалась под влиянием восточных, западных, древних и современных индийских традиций и Британия, при всем уважении к ней, не имеет к этому никакого отношения.

Одной из наиболее заметных характеристик индийской политической системы как до, так и после обретения независимости было сочетание централизации. Как в древней, средневековой и современной Индии существовала концентрация власти, так и политическая система постепенно развивалась.

Раджи и цари были всемогущи и пользовались неограниченной властью, но в то же время они не вмешивались в дела деревни. После обретения независимости в соответствии с новой конституцией центральное правительство стало очень мощным, но все же упор все время делался на то, чтобы держаться подальше от деревенских дел и предоставлять значительную защиту простым жителям.

В политической структуре правительства была та мощная бюрократия, которая не имела никаких контактов с массами. Она должна была быть политически нейтральной, а также требовала выполнения решений законодательного органа, который опять же ни в коей мере не являлся представительным органом.

Государственная система Индии основана на трех органах: исполнительной, законодательной и судебной власти. Но в целом бюрократия была очень мощной. Это был железный каркас работы правительства.

Политическая структура вплоть до 1947 года в Индии почти не менялась. Она в основном оставалась прежней и нетронутой. Колониальная система была руководящим принципом политического устройства, и основная структура новой конституции все же многое унаследовала из прошлого.

Роль кастовой системы

В Индии кастовая система имеет очень глубокие корни. На самом деле, трудно представить себе индийскую общественно-политическую систему и организацию без кастовой системы. Эта система, хотя и является пятном на честном имени индийского общества, однако, она очень поощряется Индийским правительством.

Касты были принудительно введены в политическую систему Индии так, что одна каста была вынуждена бороться против другой, и все общество разделилось, и не было единой политической оппозиции. Кастовая система очень сильно доминировала в политике и во многом продолжает преобладать в современной Индии.

Сегодня все кандидаты политических партий на выборах выдвигаются с учетом кастовой принадлежности. Таким образом, каста была и продолжает занимать очень важное положение в Индийской политической системе. Ни одна политическая партия не осмеливается выступать против кастовой значимости страны.

Особенности политической системы в Индии

Политическая система, как она сложилась в Британской Индии, была навязанной. В этом случае у индусов почти не было выбора. Они должны были принять то, что было дано им британским правительством. Народ имел весьма ограниченный выбор в отношении избрания своих собственных представителей, а выборные органы имеют весьма ограниченные полномочия. Бюрократия была очень сильной и мощной. Но политическая система в свободной Индии имеет свои особенности.

На сегодняшний день политическая система Индии действует согласно парламентской форме правления, в которой все взрослые, достигшие 18-летнего возраста, имеют право голоса. Парламент является высшим и суверенным органом и обладает неограниченными полномочиями, он представляет собой волю и интересы народа.

После обретения независимости в Индии долгое время существовала однопартийная доминирующая система. До 1967 года в Индии партия Конгресса была у власти, как в центре, так и в Штатах. Именно в этом году в результате народного протеста партия потеряла контроль в некоторых регионах, но была возвращена к власти в центре, хотя и с уменьшенным количеством голосов.

В 1971 году, когда вновь состоялись выборы, Конгресс был возвращен к власти, как в центре, так и во многих государствах. Партия была отстранена от должностных полномочий только в 1977-1979 годах, после отмены национального чрезвычайного положения, введенного в 1975 году, когда к власти пришла новообразованная партия – Джаната. Однако, в 1980 и 1984 годах, когда вновь состоялись выборы, Конгресс был возвращен.

Еще одной особенностью политической системы Индии после обретения независимости стало политическое дезертирство. Избиратели голосуют «за» или «против» того или иного кандидата на основании его статуса и программ политической партии.

В период, предшествовавший получению независимости, не было и речи о том, чтобы покинуть политическую партию. Однако после обретения независимости избранные представители народа в выборных органах меняли свою лояльность и выходили из партии, если они этого хотели. Это привело к политической нестабильности в стране и не только это, также данные события привели к обмену кроров рупий, генерирующих черные деньги. Хотя попытки сдержать дезертирство стали предприниматься еще в 1967 году, когда был создан Комитет Ю. Б. Чавана для изучения всего этого вопроса, тем не менее, дезертирство продолжает разъедать корни политической системы Индии.

Источник

Государственный строй Индии

Понятие государственного строя, как известно, включает в себя две составляющие: форму правления и форму административно-территориального устройства. Пример Индии свидетельствует о том, как много политических и социальных проблем связано с их установлением.

200 лет Индия была владением Великобритании. В течение всего этого времени индийский народ вел упорную борьбу за свое освобождение, которая увенчалась успехом только после Второй мировой войны. В августе 1947 г. Индия добилась получения статуса доминиона, а 26 января 1950 г. была провозглашена республикой. В этот день над Красным фортом – бывшей резиденцией Великих Моголов – в Дели был поднят новый флаг независимой Индии. Но она осталась членом Содружества, возглавляемого Великобританией.

Принятая в том же году конституция определила форму правленияв стране. Индия стала парламентской республикой. Высшим законодательным органом страны является парламент, состоящий из двух палат: верхней – Совета штатов (Раджья Сабха) и нижней – Народной палаты (Лок Сабха). Главой государства считается президент, избираемый на пять лет. Однако в своих действиях он обязан руководствоваться рекомендациями правительства, возглавляемого премьер-министром. Поэтому практически исполнительная власть от имени президента осуществляется Советом министров, а роль премьер-министра в политической жизни общества особенно велика. Премьер-министром назначается лидер той партии, которая на выборах получает большинство в Народной палате.

В независимой Индии в течение длительного времени у власти находилась крупнейшая политическая партия страны – Индийский национальный конгресс (ИНК), возникшая еще в конце XIX в. Лидерами ее на разных этапах были такие известные политические деятели, как Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, его дочь Индира Ганди, ее сын Раджив Ганди. Эта партия в общей сложности руководила страной 44 года. Но с конца 1970-х гг. у ИНК появились сильные соперники в лице нескольких довольно крупных оппозиционных партий, преимущественно правого толка. Сначала им удавалось победить на выборах в Народную палату и сформировать правительство на сравнительно небольшие сроки. С 1996 г. эти партии находились в стране у власти. Но в 2004 г. к руководству снова пришла ПНК.

История становления административно-территориального устройстваИндии довольно сложна и уходит корнями в далекое прошлое. Едва ли не главная черта этого устройства в эпоху феодальной Индии заключалась в чрезвычайной территориальной раздробленности.

В эпоху британского владычества территория современной Индии состояла как бы из двух административно-территориальных частей. Первую из них представляли восемь провинций, составлявших так называемую Британскую Индию. Это были крупные территориальные образования, занимавшие пространства в приморских частях Индии и в долине Ганга, – Бомбей, Западная Бенгалия, Мадрас, Бихар, Ассам и др. И в военно-стратегическом, и в экономическом отношении они играли главную роль. Здесь же находились основные опорные пункты англичан в этой стране – Бомбей, Калькутта и Мадрас. Вторую часть образовывали 554 княжества, которые находились в вассальной зависимости от британской короны и именовались Туземной Индией. Среди них было несколько крупных княжеств – Раджпутана, Хайдарабад, Кашмир, Майсур. Но в большинстве своем они представляли собой мелкие и даже мельчайшие владения, зачастую напоминавшие мелкопоместные помещичьи усадьбы. В совокупности «туземные» княжества занимали 1 /3 территории Индии и концентрировали примерно 1 /4 ее населения. Как правило, и провинции, и княжества имели разноязыкий состав населения, что препятствовало национальной консолидации народов Индии.

Поэтому еще с конца XIX в. одним из требований нараставшего национально-освободительного движения стала ликвидация княжеств и образование провинций по лингвистическому (национальному) признаку. Наиболее последовательно они поддерживались партией Индийский национальный конгресс, но, придя к власти, эта партия не могла не считаться с очень сложными межнациональными отношениями в стране. Поэтому административно-территориальные реформы осуществляются в Индии постепенно, от этапа к этапу.

На первом этапе (1947–1956) основной административно-территориальной единицей Индии стал штат. Всего было выделено 27 штатов, которые подразделялись на четыре группы (категории). В группу «А» вошли бывшие британские провинции, получившие законодательные и исполнительные органы власти и управляющиеся губернаторами. В группу «В» вошли бывшие княжества и союзы княжеств, во главе которых стояли так называемые раджпрамукхи, избираемые раджами из своей среды с последующим утверждением их президентом. К группе «С» были отнесены образованные из более мелких княжеств так называемые комиссарские штаты, управляющиеся комиссарами или лейтенант-губернаторами, к группе «D» – Андаманские и Никобарские острова.

На втором этапе, который был осуществлен в 1956 г., произошли более радикальные изменения в направлении укрупнения сетки административно-территориального деления и формирования более однородных в национальном отношении административных единиц. Основной такой единицей в Индии остался штат, причем штаты уже не подразделялись на группы (категории). Более сильно изменились административные границы в Южной Индии, несколько меньше – в центральной и северной частях страны. Но особенно важно, что на этом этапе возникли 14 штатов, сформированных по принципу лингвистического (национального) единства. Наряду со штатами был определен статус нескольких союзных территорий, управление которыми находилось в ведении президента Индии.

Третий этап административной реформы начался после 1956 г. Он характеризовался двумя главными чертами. Во-первых, дальнейшим разукрупнением некоторых очень больших по территории штатов по национальному признаку. Например, штат Бомбей был разделен на штаты Махараштра и Гуджарат, штат Пенджаб – на штаты Пенджаб и Харьяна. Во-вторых, образованием «малых» штатов, объединяющих небольшие народы. Так, на северо-востоке страны возникли штаты Нагаленд (Нага-Прадеш), Манипур, Мизорам, Аруначал-Прадеш, Сикким, на севере – Химачал-Прадеш. Образование подобных «малых» штатов, в большинстве своем выросших из союзных территорий, отражало процесс национальной консолидации малых народов Индии.

В качестве четвертого этапа административной реформы можно выделить ноябрь 2000 г., когда были образованы три новых штата. Это штат Чаттисгарх, выделенный из восточной части штата Мадхья-Прадеш, штат Уттаранчал, выделенный из северной части штата Уттар-Прадеш и штат Джаркханд, выделенный из южной части штата Бихар. Во всех трех случаях речь идет о наиболее крупных по площади и населению штатах Индии – хиндуязычных, но с наличием этнических меньшинств. По замыслу, такое разукрупнение штатов должно обеспечить более эффективное управление ими.

Современная Индия – федеративное государство (по конституции – союз штатов). В него входят 28 равноправных штатов и помимо этого еще 7 союзных территорий (рис. 128). Индийские штаты представляют собой административно-территориальные образования, в основе которых лежит языковая общность населения. Это значит, что границы штатов более или менее точно совпадают с границами расселения народов Индии и в каждом штате главную часть населения образует «свой» народ (табл. 45).

Рис. 128. Административно-территориальное устройство Индии

По размерам территории штаты Индии различаются чрезвычайно сильно. К числу самых больших из них (после разукрупнения 2000 г.) относятся: Раджастхан (342 тыс. км 2 , что сравнимо с площадью таких стран, как Германия, Финляндия, Вьетнам), Мадхья-Прадеш (308 тыс.), Андхра-Прадеш (275 тыс.), Уттар-Прадеш (243 тыс.), Джамму и Кашмир (222 тыс.), Гуджарат (196 тыс. км 2 ). Наряду с этим штат Гоа занимает всего 3,7 тыс. км 2 , а Сикким – 7,1 тыс. км 2 . Такие же огромные различия между штатами существуют и в численности их населения. Так, по переписи 2001 г., в штате Уттар-Прадеш было 166 млн жителей (что сравнимо с населением всего Пакистана), в штате Махараштра – почти 97 млн, в штатах Бихар – 8Змлн, Западная Бенгалия – 80 млн, Андхра-Прадеш – 76 млн жителей. Тогда как население некоторых «малых штатов» составляло всего 500 тыс. – 1 млн жителей.

Таблица 45

НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ НАРОДЫ ИНДИИ И АРЕАЛЫ ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ (ПО ШТАТАМ)

Несмотря на такие различия в размерах площади и населения, каждый штат Индии имеет свое выборное законодательное собрание и правительство. Наряду с этим в нем существует и должность губернатора, назначаемого президентом страны. Если президент временно вводит в том или ином штате президентское правление, то оно от его имени осуществляется губернатором. Можно утверждать, что при федеративном административно-территориальном устройстве Индии в этой стране сильны и проявления унитаризма. Они выражаются в том, что конституция разрешает центральному правительству распускать правительства штатов и перенимать их административные функции, и в том, что для страны долгое время было характерно централизованное планирование. Впрочем, в последнее время степень такой централизации заметно уменьшилась, а правительства штатов стали играть большую роль.

На рисунке 128 показаны также 7 союзных территорий – небольших административных единиц, управление которыми осуществляется непосредственно центральным правительством. К ним относятся территория бывшей французской колонии Путтуччери (Пондишери), бывших португальских колоний Дамани Диу и некоторые другие. Отдельно выделена национальная столичная территория Дели.

Минеральные ресурсы Индии

Индия, страна-субконтинент, выделяется богатством и разнообразием природных ресурсов. Это относится ко всем основным их видам, в том числе – к минеральным ресурсам.

Среди них наибольшее значение имеют, пожалуй, рудные ресурсы.Индийскую платформу обычно выделяют в отдельную металлогеническую область, в пределах которой известны бассейны и месторождения железных, марганцевых, хромовых руд, свинца, цинка, меди, никеля, кобальта, золота, платины, урана. Некоторые из них относятся к числу крупнейших в мире.

Едва ли не в первую очередь это можно сказать о железных рудах, по разведанным запасам которых (11,5 млрд т) Индия занимает седьмое место в мире. Особенно выделяется месторождение Сингбхум, расположенное на плато Чхота-Нагпур. В центральной части Индостана разрабатываются также крупные месторождения марганцевых руд и хромитов с высоким, как и в железных рудах, содержанием полезного компонента. К этому перечню нужно добавить и месторождения бокситов с общими запасами 3,5 млрдт. Только они связаны уже не с кристаллическим фундаментом платформы и метаморфическими породами, а с корой выветривания деканских траппов. Особое место среди рудных ресурсов занимают богатства прибрежных россыпей в полосе океана, окаймляющей п-ов Индостан. Монацитовые и ильменитовые отложения этих россыпей содержат уран, торий, титан, цирконий.

Топливные ресурсыИндии на мировом фоне выглядят несколько более скромно. Тем не менее общие запасы углей оцениваются в 190 млрд т (из них только 6 млрд т приходятся на бурые, а остальное – на каменные угли), а разведанные– в 78млрдт (седьмое место в мире). Главные угольные бассейны находятся в восточной части страны, в штатах Бихар, Западная Бенгалия и Орисса. До середины 1950-х гг. нефть в Индии была разведана только на крайнем северо-востоке, в Ассаме. Но затем нефтяные месторождения были открыты в Гуджарате и на шельфе Аравийского моря, в 120 км к северу от Бомбея.

К нерудным ископаемымИндии относятся графит, слюда-мусковит, которой богаты штаты Бихар, Андхра-Прадеш и Раджастхан. Но поистине всемирную известность приобрели индийские алмазы, которые с очень давних времен добывались на севере страны в районе г. Панна (штат Мадхья-Прадеш) и южнее, в районе г. Хайдарабад (штат Андхра-Прадеш). Хотя основную часть алмазов давал северный район, более известным оказался южный. Это произошло потому, что именно здесь, в г. Голконда, находился главный их рынок. Ныне на месте Голконды можно увидеть только руины крепости, дворцов, других построек. Это все, что осталось от государства Голконда, существовавшего здесь в XVI–XVII вв.

Некоторые из алмазов Голконды заслужили, можно сказать, мировую славу. В наибольшей мере это относится, наверное, к найденному в копях Голконды алмазу «Кох-и-нур» («Гора света») в 191 карат. Известно, что этим алмазом сначала владели разные раджи и махараджи Индостана, затем правители династии Великих Моголов в Дели. В 1849 г. принц Пенджаба, захваченного англичанами, был вынужден «подарить» знаменитый алмаз английскому генерал-губернатору, а тот в свою очередь преподнес его королеве Виктории. Любопытно, что королева, не доверяя ювелирам, сама попыталась сделать его огранку, едва не погубив драгоценный камень. И ныне этот алмаз служит главным украшением британской королевской короны.

В связи с минеральными ресурсами можно упомянуть и о нетрадиционных источниках энергии. Индия – единственная страна в мире, имеющая специальное министерство возобновляемых источников энергии. Главное направление его деятельности – использование солнечной, ветровой, приливной, геотермальной энергии, альтернативных топлив, водорода, а также традиционной для страны биомассы.

Источник

Оцените статью