Индонезия
Население
Народы Индонезии
В Индонезии выделяют около 330 этнических и племенных групп, каждая из которых имеет собственный язык, обычаи и свою социальную организацию.
По физическому типу население Индонезии не столь разнообразно, но также неоднородно.
По числу живых языков Индонезия занимает второе место в мире. Здесь говорят на 728 языках и диалектах. Языки коренных этносов страны существенно различаются, хотя все они относятся к малайско-полинезийской (австронезийской) языковой семье.
Единый общенациональный язык – индонезийский, или бахаса индонесиа, был принят в 1945 году.
В его основе лежит диалект малайского, известный как риау малай, который одно время выступал в качестве основного языка торговли и общения между жителями архипелага. Несмотря на свой официальный статус, бахаса индонесиа считается родным лишь для 30 млн. человек (ок. 7% населения).
Этому языку обучают во всех школах, именно на нем разговаривают образованные и живущие в городах индонезийцы.
Письменность строится на основе латинского алфавита; в 1972 Индонезия и Малайзия согласовали общую орфографию.
В сельской местности, в домашней непринужденной обстановке или в разговоре с друзьями нередко используются зональные языки (бахаса даерах).
Крупнейший народ страны — яванцы (89 млн. чел., или 45% населения страны).
Они заселяют большую часть Центральной, Восточной и отчасти Западной Явы (что составляет менее 7% территории страны), южное побережье Суматры и Калимантана.
Сунды
Второй по численности народ Индонезии — сунды (24,5 млн. чел. или 14% населения) из Западной Явы. Также населяют южные районы Суматры.
Мадурцы
Мадурцы составляют 10,8 млн. чел. (7,5%). Занимают, кроме о. Мадуры, часть восточной Явы.
Малайцы (10,8 млн. чел. или 7,5%) образуют основное население в восточной и юго-восточной частях Суматры, на побережье Калимантана и о-вах Риау.
Минангкабау (7 млн. чел. или 3,3%) населяют западную и восточные части Суматры, а также составляют существенную долю населения Джакарты.
Китайцы
Китайцы (7,3 млн. жит., или ок. 3,1% населения) — крупнейшая некоренная группа населения Индонезии (начало интенсивной китайской иммиграции приходится на 13 век), подавляющее большинство которых составляют выходцы из южных провинций Китая. Большая часть китайцев проживает на Яве и сосредоточена в городах, где они контролируют значительную долю бизнеса и торговли.
В тоже время на Калимантане (Самбас, что на северо-западе острова) существуют большие сельские китайские общины.
Другие народы Индонезии
К числу других крупных народностей относятся банждары (3,15 млн. чел.) и даяки Калимантана. На Суматре к северу от этнического ареала минангкабау проживает группа родственных народностей, объединяемых под названием батаки (4,5 млн. чел.). На северной оконечности Суматры живут аче (3 млн. чел.)
Юго-запад Сулавеси населяют буги (4,6 млн. чел.) и макасары (2,6 млн.), горные районы центра – племена тораджей (1,5 млн. чел.).
На о.Бали и частично на о. Ломбок живут балийцы (3,65 млн. чел.).
Коренным населением острова Ломбок являются сасаки (2,1 млн.).
Среди народов Молуккских островов выделяются амбонцы (600 тыс.), из них на о. Амбон и близлежащих островах проживает 350 тыс. (остальные на Яве и других островах).
Большая часть Новой Гвинеи заселена папуасскими народами (более 1 млн. чел.). Кроме того, представлено множество малых народов с локальными ареалами обитания.
В стране проживают арабы (в большинстве своем потомки выходцев из йеменской провинции Хадрамаут) — около 100 тыс. чел., индо-пакистанцы (70 тыс.) и другие.
Источник
Население, религия и язык Индонезии
Численность населения 237,5 млн чел., в том числе мужчин — 119,5 млн, женщин — 118,1 млн (2018, перепись) — четвертое место в мире после Китая, Индии, США. Плотность — 124 человека на 1 кв. км. Разброс по регионам достаточно велик: от 946 на Яве до 8 на Западном Папуа. 58% населения проживает на Яве, 21% — на Суматре, 7% — на Сулавеси, 6% — на Калимантане.
В возрастной структуре населения доля лиц до 14 лет составляет 30%, 15—64 лет — 65%, старше 65 — 5%. Доля женщин 50,04%. Ежегодный прирост населения — 1,49% (в 1980-е гг. — 1,97%). Снижение темпов прироста — во многом результат успешной политики по планированию семьи. Преобладает моногамная форма брака. Средний возраст вступающих в брак у женщин 22,3 года, у мужчин — 25,7 лет. Городское население составляет 44% (в 1980 г. — 22%). Процесс урбанизации проходит особенно интенсивно в Джакарте и других городах (Сурабая, Бандунг, Медан, Палембанг, Макасар и др.), население которых превысило миллионную отметку.
Для снижения демографической напряженности в густонаселенных районах Явы, а также Мадуры и Бали с 1969 г. осуществляется программа трансмиграции (transmigrasi), т.е. перемещение части безземельных и малоземельных крестьян на другие острова: Суматру, Сулавеси, Калимантан, Молуккские острова, Папуа. Пик реализации программы приходится на 1979—1984 гг., когда было перемещено более 500 тыс. семей. Переселение и освоение новых земель, решая проблему демографического взрыва на центральных островах, в то же время приводит к расширению масштабов вырубки лесов (до 12 тыс. кв. км в год), а также к столкновениям между трансмигрантами и местными жителями.
Внешняя миграция связана в основном с направлением рабочей силы в соседние страны, особенно в Малайзию, где, по разным данным, работает от 2 до 3 млн индонезийцев. Иностранцев в Индонезии насчитывалось 221 тыс. человек. Экономически активное население составляет 107,7 млн человек. В сельском хозяйстве занято 41%, в торговле и сфере услуг — 19,8%, в промышленности — 14%, в строительстве — 4,8%, транспорте и связи — 4,75%, в других сферах — 15,65%. Уровень безработицы — 6% (7,17 млн чел., 2013). Число лиц за чертой бедности — 30,02 млн чел. (12,5%, 2011).
В независимый период проведено шесть переписей населения: в 1961, 1971, 1980, 1990, 2000 и 2010 гг. Вопросы гражданства регулируются Актом № 62 от 1958 г.
В стране свыше 350 этносов, наиболее крупным из которых являются яванцы (45%), проживающие на Воcточной и Центральной Яве. Вторая по численности национальная группа — сунды (14%), населяющие Западную Яву. Другие ведущие этносы — мадурцы с о-ва Мадура (7,5%) и малайцы (7,5%), разбросанные по разным районам (Суматра, Калимантан). Среди этнических групп Суматры — батаки, группирующиеся вокруг о. Тоба; минангкабоу — на западных высокогорьях; ачесцы — на крайнем севере и лампонги — на юге. Основные этносы Сулавеси — минахасы (на севере), буги и макасары (на южных побережьях), тораджа (в центральных районах). На Калимантане более 200 народов, главным образом относящихся к этнической группе даяков. Население провинций Папуа, как и близлежащих островов, — меланезийского происхождения.
В Индонезии проживает около четырех миллионов этнических китайцев, которые в силу непризнания Индонезией двойного гражданства давно уже стали гражданами Индонезии и, как правило, имеют индонезийские имена. Составляя около двух процентов населения страны, китайцы тем не менее являются весьма влиятельной прослойкой индонезийского общества: контролируют значительную часть экономики и финансов страны. Среди представителей некоренных народностей имеются также арабы (около 80 тыс. человек), индийцы (50 тыс. человек), японцы, европейцы и др.
Народы Индонезии находятся на разных стадиях развития. Крупные этносы (яванцы, сунды, минангкабау и др.) имеют древнюю самобытную культуру, обладают высоко развитым чувством этнического самосознания. Вместе с тем в изолированных районах встречаются племена, живущие на уровне каменного века. Они ведут натуральное хозяйство, занимаются охотой, рыболовством, сбором съедобных трав и кореньев. До сих пор время от времени появляются сообщения о том, что обнаружены новые, неизвестные доселе племена «туземцев».
Официальной одеждой мужчин является батиковая рубашка без галстука, надеваемая поверх брюк, и черная бархатная шапочка «копиах» (сонгкок, пичи). В неофициальной обстановке и дома мужчины носят саронг (одежда в виде длинной юбки из куска ткани со сшитыми концами). В то же время для женщин саронг или каин (прямоугольный кусок ткани примерно 2×1 м, несшитый или сшитый своими широкими краями) являются элементом официального костюма вместе с кофточкой кебая (короткая, распашная с длинными рукавами) и шарфом сленданг, переброшенным через плечо. Нередко женщины собирают волосы в пучок и носят накладку. Женщины на Южной Суматре носят бодо (длинная блузка в форме вытянутого прямоугольника с вырезом для головы и рук), а яванки — кембен (лиф с низким вырезом) и тапих (несшитый кусок материи, который обертывается вокруг бедер в виде длинной юбки), у батаков популярны шарфы улос (перебрасывается через плечо и свисает спереди, почти касаясь ног).
Сохраняется традиционная культура: теневой театр ваянг, оркестр гонгов и металлофонов гамелан, танцевальные мистерии (в том числе баронган — борьба добра в лице дракона с головой льва или тигра Баронга и зла в лице ведьмы Рангды), различные виды театральных представлений типа оперетты (кетопрак, лудрук, ленонг, арджа), изготовление ювелирных изделий, батика, деревянной скульптуры. Практикуются национальные виды спорта: боевое единоборство (пенчак силат), малайский волейбол (сепактакрау), гонки на быках (карапан сапи) на Мадуре, поединок всадников пасола (Сумбава), запуск воздушных змеев. Среди известных деятелей культуры — просветительница Картини (1879—1904), поэт Хаирил Анвар, писатель Прамудья Ананта Тур (1925—2006, лауреат премии Магсасайя), художник Аффанди (1910— 1990), актер и театральный режиссер Рендра (1935-2009), композитор Исмаил Марзуки (1914-1958), модельер Иван Тирта (1935—2010).
Индонезийский язык (bahasa Indonesia), относящийся к австронезийской группе. Развит на основе малайского языка. Объявлен языком национального единства 28 октября 1928 г. на Конгрессе молодежи, стал официальным языком Индонезии после провозглашения независимости в 1945 г. Принят во всех видах официальной коммуникации, в радио- и телепередачах. На языке существует обширная литература. Письменность на латинской основе. В семейно-бытовой сфере и для внутриэтнического общения используются местные этнические языки (всего 583 языка и диалекта).
Религия
Большая часть населения исповедует ислам (88%): Индонезия — самое крупное мусульманское государство в мире. Около 8% являются приверженцами христианства (5% — протестанты и 3% — католики), 2% — индуизма (в основном на о. Бали под названием «агама тирта»), 1% — буддизма и 1% — других религий. Распространен яванский мистицизм (кебатинан). Особенностью религиозной ситуации является синкретичный характер основных религиозных конфессий, включающих в себя элементы друг друга, а также атрибутику местных традиционных верований.
Ислам в Индонезии появился на рубеже IX—X вв., широкое распространение получил в XIII—XIV вв., когда его приняла значительная часть населения Суматры, Мадуры, Сулавеси, Молуккских островов. Первые достоверные свидетельства об исламе в этом регионе приводит венецианский путешественник Марко Поло: высадившись на Суматре в 1292 г., он обнаружил здесь город Перлак с мусульманским населением. Утверждение ислама на Яве (сначала на северо-восточном побережье острова) связано с деятельностью легендарных «девяти святых» (вали санга) в начале XVI в.
Большая часть мусульман — сунниты шафиитского мазхаба (толка). Распространены суфийские ордена, главным образом среди мусульман Суматры (аче) и Явы (сунды). Одним из наиболее известных индонезийских мистиков был Абд ар-Рауф (он же Шиах Куала) (1615— 1693) из Синкеля, который основал орден шаттарийя. Его могила на Суматре служит местом паломничества. Есть сторонники шаттарийи и среди сундов на Западной Яве. Орден накшбандийя также первоначально получил распространение среди аче, а в первой четверти XIX в. — среди минангкабау и яванцев. Один из центров этого ордена находится в г. Паданг (Западная Суматра). Третьим из наиболее влиятельных орденов среди индонезийских мусульман является кадирийя, имеющий поклонников и на Сулавеси. В начале XX в. было организовано братство салафийя. Среди известных сект — «Ислам вали», в основе которой лежит культ поклонения девяти святым-вали, а также «Ислам путих» («Белый ислам») и «Хаур кунинг» («Желтый бамбук»), действующие с позиций фундаментализма.
В Индонезии функционируют тысячи начальных (мактаб), средних (Мадраса) и высших мусульманских учебных заведений, из последних наиболее известны Исламский университет Индонезии и Религиозная академия (Джакарта), Высшая мусульманская школа (Палембанг). В политической и общественной жизни Индонезии большую роль играют мусульманские организации (Нахдатул Улама, Мухамадия и др.). Отношения между мусульманскими организациями и светскими властями регулирует министерство по делам религии. Индонезия — член организации «Исламская конференция» и Региональной исламской организации стран ЮВА и Тихого океана. Ежегодно около 200 тыс. индонезийцев совершают паломничество в Мекку.
Христианство в Индонезии известно с XVI в., когда португальские миссионеры создали несколько католических общин на Молуккских островах. В XVII в. с появлением голландцев стал распространяться протестантизм. Значительных результатов протестантские миссионеры добились в районах распространения традиционных верований, в т.ч. среди батаков Суматры, а также на Северном Сулавеси, где к 1945 г. протестанты (вместе с католиками) составляли подавляющее большинство населения. Католическая церковь сосредоточивала свои усилия главным образом на Малых Зондских островах. Особенно много католиков проживает на о-ве Флорес. Успешной была деятельность миссионеров среди даяков Калимантана, папуасов и меланезийцев Папуа. Христианство у этих народов уживается с сохранением веры в духов.
Насчитывается более 30 тыс. протестантских церковных организаций, во главе которых стоит Союз церквей Индонезии (создан в 1950 г.). В стране — 7 тыс. католических церквей, разделенных на 7 архиепископств, во главе которых стоит Высший церковный попечительский совет Индонезии. Действуют также Христианский и Миссионерский альянс, Южная баптистская церковь, Всемирный Евангелический крестовый поход, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, Армия спасения и другие организации. В 1980-е гг. появилась православная община.
Проникновение буддизма в Индонезию относится к началу нашей эры. В государстве Шривиджая буддизм был объектом покровительства со стороны монархов. Самым крупным архитектурным памятником средневековья является буддийский комплекс Боробудур на Яве.
Первоначально преобладал буддизм махаяны, а с конца VIII в. из Восточной Индии стал распространяться и тантризм, некоторые формы которого, особенно связанные с системой йоги, сохранились до наших дней. Буддизм был вытеснен с Суматры в конце XIV — начале XV в., а с Явы — в XVI—XVII вв. В настоящее время буддизм исповедуют в основном китайцы, но в некоторых районах имеются приверженцы буддизма и среди коренных народов. У части индонезийцев, проживающих на Яве и Суматре, влияние буддизма ощущается в традиционных обрядах, элементах быта и т.п.
Индуизм в Индонезии начал распространяться с первой половины I тыс. н.э. в результате деятельности выходцев из Индии — брахманов, а также развития индийско-индонезийской торговли. В эпоху древности (на рубеже н.э. — VI—VII вв.) был представлен преимущественно шиваизмом и вишнуизмом. В XIII—XV вв. в государствах Сингагари и Маджапахит распространились синкретические формы индуистского культа и индуистско-буддийской религиозно-философской концепции. С XV—XVII вв. в результате кризиса старых политических и идеологических систем, начала массового распространения ислама и европейской экспансии сфера индуизма сузилась. Однако элементы индуистского происхождения продолжают сохраняться в культуре многих народов вплоть до настоящего времени. На отдельных территориях, мало подвергнувшихся наступлению ислама, сформировались относительно устойчивые очаги самобытной религии на почве синкретизма местных анимистических традиций, культа предков и адаптированного индуизма.
Такой, в частности, является агама тирта на Бали, название которой отражает роль священной воды (тирта) в религиозных обрядах. Характеризуется развитым пантеоном богов. Верховное божество Тинтья («тот, которого нельзя представить») или Сангхьянг Види Васа, персонификация высшей объективной реальности творческого начала Брахмана. Все другие боги — манифестация Тинтьи. Среди них выделяется заимствованная из индуизма священная триада (тримурти или трисакти): Брама (Брахма), Сива (Шива), Висну (Вишну), каждый из которых имеет свои манифестации, свое ездовое животное (вахана) и супругу. В пантеоне присутствует большое число анимистических богов (дева, батара) и богинь (деви), олицетворяющих силы природы: богиня риса и благосостояния Деви Сри, ее супруг — бог благополучия и процветания Дева Седана, богиня торговли Деви Мелантинг, богиня луны Деви Ратих, бог моря Батара Баруна, бог-судья в царстве мертвых Батара Ява. При этом индуистские божества, трансформировавшись под воздействием анимизма и культа предков, часто выступают в образах местных архаичных культов (Шива как бог солнца Сурья, Батара Кала или Батара Махадева, Брахма как бог огня, Вишну как бог воды, Дурга как Рангда и т.п.). В пантеон включены также обожествленные духи предков и безымянные злые духи (бута, кала).
Каждодневное поклонение богам и предкам осуществляется у домашних алтарей, крупные религиозные церемонии — в храмах (пура). Цель таких церемоний — ублажить богов, незримо присутствующих на специально отведенных для нихложах, с помощью ритуальных танцев, театрализованных мистерий и жертвоприношений из фруктов, лепестков цветов (бали или вали), мяса (чару), узорных табло из цветного рисового теста (сарад), пирамидальных сооружений из фруктов (бантен). По большим праздникам допускается приношение в жертву животных (для умиротворения злых духов).
В иерархии священников высшее место занимают жрецы педанда из касты брамана (брахманов), главной обязанностью которых наряду с участием в религиозных церемониях является приготовление священной воды посредством заклинания (мантра) и предписанных жестов (мудра). Основное звено священнослужителей — деревенские священники. Религиозную роль на Бали играют и кукловоды-даланги, представляющие ваянгдля богов, и дукуны, которые лечат не только физические, но и духовные болезни, изгоняя злых духов и разрушая их чары.
Сейчас индуисты составляют около 2% населения Индонезии. Кроме балийцев это тенггеры, часть сасаков и выходцы из Южной Азии.
Индуистские элементы присутствуют в современных мистических учениях, например в яванском мистицизме кебатинан (kebatinan от ар. батин — внутренний, скрытый). Основная цель учения — метафизический поиск гармонии в самом себе, с природой, Вселенной, Богом. В центре концепция «воды жизни», представление о космической энергии «секта», благодаря которой поддерживается единство мироздания и его жизнеспособность.
Концентрация секти достигается главным образом через йогическую медитацию (самадхи), которая помогает также постичь смысл жизни, пробудить скрытые в душе человека силы, обрести состояние конечной просветленности и освободиться от бренного бытия. Секти можно усилить и с помощью аскетизма (тапа), посещения священных мест (горы, пещеры, могилы), собирания предметов с магическими свойствами (например, кинжалов крисов), общения с людьми, отмеченными печатью необычного (альбиносы, карлики, горбуны) или занимающимися сакральными видами деятельности (изготовители крисов эмпу, кукловоды-даланги).
Важное значение придается идее предначертанности судьбы (такдир), которая на социальном уровне выступает как учение о дхарме — извечно установленном порядке отношений общества с индивидом. Особенно наглядно это учение проявляется в теневом театре ваянг, герои которого действуют по раз и навсегда установленным канонам и в котором любые их шаги влекут за собой заранее известный результат.
Заметное место занимает культ горы и поклонение богине Южного (Индийского) океана Лоро Кидул, пятичленная классификация элементов мироздания (пять дней недели, пять стран света и др.), различного рода гадания. Кебатинан оказывает существенное влияние на жизнь яванцев до настоящего времени. На Яве существуют сотни школ и религиозных групп кебатинан, действующих под эгидой созданного в 1970 г. «объединенного секретариата».
Образование
В колониальный период в стране существовало два типа школ: для европейцев (начальные, средние, высшие с преподаванием на голландском языке) и для местного населения (трехлетние начальные на родном языке). К концу колониального периода около 95% местного населения было неграмотным.
После провозглашения независимости создана национальная система обучения на индонезийском языке. Большая часть школ принадлежит государству или финансируется им. В 2009 г. доля грамотных среди населения старше 15 лет составила 94,7%, в том числе среди мужчин — 89,6%, среди женщин — 78%. Введено 9-летнее обязательное обучение (начальная школа и средняя школа 1 -й ступени). По количеству обучающихся в школе детей — более 50 млн человек — Индонезия занимает 3-е место в мире. На одного школьного учителя приходится 20,1 ученика (85-е место в мире).
Начальные школы шестилетние для детей от 7 лет. Их посещает более 95,1% детей соответствующего возраста. В первых двух классах обучение ведется на родных языках (при наличии достаточного числа учащихся и желания родителей), а с третьего — на индонезийском. Кроме того, в начальной школе преподают арифметику, биологию, физику, географию, историю, рисование, пение, физическую культуру, ручной труд, домоводство (для девочек), гигиену, граждановедение (правила поведения), религию.
Средние общеобразовательные школы шестилетние, состоят из двух ступеней (три + три). В 2009 г. среднюю школу первой ступени посещало более 92,5%, среднюю школу второй ступени — 71,6% детей соответствующего возраста. Школы первой ступени подразделяются натехнические, экономические, сельскохозяйственные, педагогические (готовят учителей начальных школ) и др. Наряду с этим имеются т.н. «открытые» школы, позволяющие получать образование через систему экстерната. Школы второй ступени имеют три направления: гуманитарные науки, точные науки, физика. Их окончание дает право поступления в высшие учебные заведения. Частные школы, включая религиозные (мусульманские мадраса, католические и протестантские школы), а также школы «таман сисва» (созд. в 1922 г. и играли роль кузницы национальных кадров), приравниваются по уровню образования к государственным средним школам.
В январе 2001 г. в связи с автономизацией началась реализация программы децентрализации школьного образования, в соответствии с которой контроль над ним передается в кабупатены и муниципалитеты городов.
В системе высшего образования 1359 университетов и институтов, из них 50 — государственные. Крупнейшие из них: Университет Индонезия (осн. в 1950 г., Джакарта), Бандунгский технологический институт (осн. в 1920 г.), Богорский сельскохозяйственный университет (осн. в 1963 г.), университет Гаджа Мада (осн. в 1949 г., Джокьякарта), университет Аирлангга (осн. в 1954 г., Сурабая). В 2010 г. в высших учебных заведениях обучалось около 4,8 млн студентов. Охват населения в возрасте от 19 до 23 лет высшим образованием составляет 18,4%.
Профтехобразование существует на базе средней школы, училищ и техникумов. Учителей начальной школы готовят в средних школах и педагогических колледжах, для средних школ — в вузах. Вопросами просвещения ведает министерство национального образования. Расходы на образование составляют 2,8% ВВП (139-е место в мире).
Крупнейшие библиотеки и архивы: Национальная библиотека (осн. в 1980 г., 1,1 млн томов), ЯссинаХ.Б. центр документации (осн. в 1976 г., Джакарта, 100 тыс. ед. хранения), Национальная библиотека сельскохозяйственных наук (осн. в 1842 г., Богор, 400 тыс. томов), Библиотека политической и социальной истории (осн. в 1952 г., Джакарта, 65 тыс. томов), парламентская библиотека (Джакарта, 200 тыс. томов), библиотека ЛИПИ (осн. в 1965 г., Джакарта, 100 тыс. томов), Национальный архив Республики Индонезии (осн. в 1892 г., Джакарта). Посещаемость библиотек низкая — только один процент населения пользуется услугами библиотек. В стране издается около 8000 названий книг в год.
Музеи: Национальный музей (осн. в 1778 г., Джакарта), музей яванской культуры «Сана Будая» (осн. в 1935 г., Джокьякарта), Балийский музей (осн. в 1932 г., Денпасар), Нека музей (осн. в 1982 г., Бали), Музей моря (осн. в 1977 г., Джакарта), Музей истории Джакарты (осн. в 1974 г.), Музей ваянга (осн. в 1975 г., Джакарта), Музей изобразительного искусства (осн. в 1976 г., Джакарта), Текстильный музей (осн. в 1976 г., Джакарта), музей вооруженных сил «Сатрия Мандала» (осн. в 1972 г., Джакарта), Музей национальной истории (осн. в 1975 г., Джакарта), музей «Индонезия» (осн. в 1980 г., комплекс «Прекрасная Индонезия в миниатюре»), археологический музей «Травулан» (Травулан, Ява), музей изобразительных искусств «Пури Лукисан» (осн. в 1956 г., Убуд), Музей живописи университета «Пелита Харапан» (осн. в 2000 г., Тангеранг).
Здравоохранение
В 2010 г. рождаемость на 1000 жителей составила 18,45 человека, смертность — 6,25. Детская смертность составляет 26,21 промилле (72-е место). Средняя продолжительность жизни 71,3 года (137-е место), при этом для мужчин — 68,8 лет и для женщин — 74 года. Наибольшая смертность от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, а также туберкулеза. Имеют место лихорадка дэнге, коклюш, малярия, холера, дизентерия, гель-минтозы, гепатит, тиф, дерматоз, элефантиаз. По числу страдающих диабетом Индонезия занимает 6-е место в Азии (около 5 млн чел.). В последние годы отмечены случаи заболевания СПИДом: общее число инфицированных, включая детей и лиц пожилого возраста, составляет около 310 000.
Политика в области здравоохранения осуществляется в соответствии с программой «Здоровая Индонезия — 2010». Проводится вакцинация населения против дифтерии, кори, коклюша, полиомиелита, столбняка и др. Профилактическими прививками охвачены более 80% детей. В 1972 г. полностью ликвидирована оспа. Действует система медицинского страхования. Осуществляется программа планирования семьи, признанная ООН одной из самых эффективных в мире. Беременным женщинам и детям в возрасте до двух лет из бедных семей предоставляются субсидии для дополнительного питания, бесплатно выдаются витамины. Ведется работа по реабилитации наркоманов, по сохранению окружающей среды.
В целом один врач приходится на 3472 человека населения, одна больничная койка — на 1667 человек. Доступ к качественной питьевой воде имеет 80% населения (в том числе 89% городского и 71% сельского), к современным санитарным удобствам — 52% населения (67% городского и 36% сельского).
Широко применяются традиционные методы лечения: массаж, иглоукалывание, фитотерапия (лекарства «джаму») и пр. Вопросами здравоохранения ведает министерство здравоохранения. Высокую активность проявляет Общество Красного Креста — Palang Merah Indonesia (осн. в 1945 г.), особенно по предупреждению заболеваний, оказанию помощи пострадавшим от стихийных бедствий, развитию донорского движения.
Врачей готовят в медицинских колледжах и на медицинских факультетах более 70 высших учебных заведений. Профессиональной организацией врачей является Союз врачей Индонезии (Ikatan Dokter Indonesia).
12 ноября отмечается как День национального здравоохранения.
Спорт
Развиты такие виды спорта, как бокс, бадминтон, теннис, велосипедный и парусный спорт, стрельба из лука, фехтование, футбол, плавание, хоккей на траве, шахматы, различные виды легкой и тяжелой атлетики. Весьма популярны местные традиционные виды спорта: сепактакрау, гасинг, фахомбе, настольные игры (чонгкак), спортивные и боевые единоборства (уджунган, катеда, пенчак силат), а также гонки на быках (карапан сапи).
С 1952 г. Индонезия — участник Олимпийских игр (кроме 1964 г.), один из инициаторов проведения Азиатских игр и Игр Юго-Восточной Азии.
Координируют развитие спорта Национальный спортивный комитет Индонезии (КОНИ) и Национальный олимпийский комитет, признанный Международным олимпийским комитетом в 1952 г.
Крупнейшее спортивное сооружение — Спортивный комплекс имени Сукарно (Gelanggang Olahraga Bung Karno) в Джакарте в районе Сенаян (до 1998 г. назывался «Спортивный комплекс Сенаян»). Построен в 1958—1962 гг. с советской помощью по случаю проведения IV Азиатских игр. Площадь 58 га. В составе: стадион на 100 тыс. мест с защитными козырьками длиной 52 м (Stadion Gelora Bung Karno), крытый дворец спорта на 10 тыс. зрителей, бассейн на 7 тыс. человек, тренировочное футбольное поле с трибунами на 15 тыс. человек, открытые площадки для тенниса, бадминтона, волейбола, баскетбола и др. Один из фубольных матчей, состоявшихся на стадионе, занесен в Книгу рекордов Гиннесса из-за самого большого числа зрителей, пришедших на матч любительских команд (120 тыс. человек). Им стала финальная встреча команд КНДР и Индонезии 26 февраля 1976 г. во второй отборочной группе на Олимпиаду.
Источник