Индустриальное развитие стран запада во второй половине 19 века

Индустриальное развитие стран запада во второй половине 19 века

4.5.1. Индустриальное развитие стран Запада во второй половине XVIII — XIX вв

Ко второй половине XVIII в. в социально-экономической области развития стран Западной Европы и США были созданы все условия для начала промышленной революции. Разрушение старых феодальных порядков, экономическое и политическое укрепление буржуазных слоев общества, рост мануфактурного производства — все это свидетельствовало о назревании глобальных изменений в сфере производства. Большое значение для начала промышленного переворота имели результаты аграрной революции XVIII века, которая привела к интенсификации сельскохозяйственного труда и одновременно к сокращению сельского населения, часть которого стала уходить в город. Индустриализация, охватившая с конца ХVIII — XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промышленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми.
Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. Эта страна обладала густой сетью мануфактур, функционировавших на основе принципа разделения труда: организация производства здесь достигает высокой степени развития, что способствовало предельному упрощению и специализации отдельных производственных операций. Замена и вытеснение ручного труда машинами, что составляет сущность промышленного переворота, впервые происходит в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в которой одновременно работали 15—18 веретен. Это изобрете- ниє, неоднократно модернизировавшееся, вскоре распространилось по всей Англии. Важной вехой в процессе усовершенствований стало изобретение Д. Уаттом в 1784 г. паровой машины, которую можно было использовать практически во всех отраслях промышленности. Новая техника потребовала иной организации производства. Мануфактура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от мануфактуры, основанной на ручном труде, фабрика была крупным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Развитие промышленности имело своим следствием рост транспортной инфраструктуры: осуществляется строительство новых каналов, шоссейных дорог; с первой четверти XIX в. активно развивается железнодорожный транспорт. К середине века протяженность железнодорожных путей в Англии составила более 8000 км. Морская и речная торговля также модернизировалЬсь с началом использования на флоте паровых машин. Успехи Англии в промышленном секторе были впечатляющими: в конце XVIII — первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира». Промышленное развитие XIX в. характеризовалось расширением машинного производства, передачей технологи- че-ских знаний, коммерческого и финансового опыта от Англии к другим европейским странам и США. В континентальной Европе одной из первых стран, затронутых индустриализацией, стала Бельгия. Как и в Англии, здесь имелись богатые запасы угля, руды; крупные торговые центры (Гент, Льеж, Антверпен и др.) процветали благодаря удобному географическому положению между Францией и Германией. Запрет на вво$ английских товаров в ходе наполеоновских войн способствовал расцвету хлопчатобумажного производства в Генте. В 1823 г„ была возведена первая доменная печь в Льежском угольном бассейне/ Независимое существование Бельгии с 1831 г. благоприятствовало ускорению ее промышленного развития: за 20 последующих лет количество используемых машин увеличилось в шесть раз, а уровень добычи угля возрос с 2 до 6 млн тонн в год. Во Франции технологические новшества проникали, прежде всего, в крупные промышленные центры, такие, как Париж и Лион, а также в районы развития текстильной промышленности (северо-восток и центр страны). Большое значение для французской промышленности имел тот факт, что банки и финансовые учреждения активно вкладывали свои капиталы в строительство новых предприятий и совершенствование технологий. Особенно активно французская экономика развивается в эпоху Второй империи (1852-1870 гг.), когда объем экспорта вырос в 400 раз, а производство энергии — в пять раз.
Значительным препятствием для процесса индустриализации в Германии была политическая раздробленность этой страны. Ситуация значительно улучшилась после объединения немецких земель в 1871 г. Крупнейшим промышленным районом Германии становится Рурская область, где находились значительные месторождения угля высокого качества. Впоследствии здесь была основана компания Круппа, являвшаяся ведущим производителем стали в Германии. Другой‘промышленный центр страны располагался в долине реки Вуппер. В начале века он получил известность за счет производства хлопчатобумажных тканей, добычи угля и железной руды. Именно в этом районе Германии для производства чугуна вместо древесного угля впервые стал использоваться кокс.
Индустриализация в Австро-Венгрии, Италии, Испании затронула лишь отдельные регионы, не оказав существенного влияния на экономическое развитие этих стран в целом.
В США промышленное производство начинает развиваться особо быстрыми темпами с 40-х гг. XIX века. Важнейшим промышленным районом страны были северо-вос- точные штаты (Пенсильвания, Нью-Йорк и др.), где уже к середине XIX века ймелись крупные предприятия по производству железа, сельскохозяйственных машин, работавшие на каменноугольном топливе. Постоянно увеличивавшиеся размеры страны (к 1848 г. границы США простирались от Атлантического до Тихого океанов) способствовали бурному развитию. средств коммуникации — железнодорожньїл ^иний и шоссейных дорог. Промышленное развитие Соединенных Штатов осуществлялось в условиях постоянного притока дешевой рабочей силы — эмигрантов из Европы и Азии. Технические новшества проникают также на юг США, где в первой половине XIX в. развивалось плантационное земледелие, основанное на использовании труда чернокожих рабов: все более широко внедряется хлопкоочистительный станок, изобретенный в 1793 г.; строятся предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. В целом индустриальное развитие США проходило наиболее быстрыми темпами со второй половины XIX в., когда были преодолены внутренние социально-политические противоречия (конфликт южных и северных штатов). Промышленный переворот имел значительные социальные последствия, связанные с формированием двух основных классов индустриального общества: промышленной буржуазии и наемных рабочих. Этим двум социальным группам предстояло найти точки соприкосновения и выработать эффективную систему взаимоотношений. Данный процесс протекал крайне сложно. На первом этапе индустриального развития, который можно условно обозначить как эпоху «дикого капитализма», степень эксплуатации рабочих была крайне высокой. Предприниматели стремились любой ценой сократить затраты на производство товаров, в частности, путем снижения заработной платы и увеличения продолжительности рабочего дня. В условиях невысокой производительности труда, полного отсутствия элементарной техники безопасности, а также законодательства, защищающего права лиц наемного труда, положение последних было очень тяжелым. Подобная ситуация не могла не вызвать стихийного протеста, который имел различные проявления: от разрушения машин (движение «луддитов» в Англии) до создания профсоюзов и формирования идеологических концепций, в которых пролетариату отводилась решающая роль в развитии общества. Изменился и характер взаимоотношений между промышленниками и государственной властью. Капиталистов уже не удовлетворял лишь факт учета своих интересов государством, — они постепенно начинают открыто претендовать на власть.
К концу 70-х гг. XIX в. наиболее развитые страны континентальной Европы (Франция, Германия, Бельгия, Швейцария) догнали Великобританию по основным экономическим показателям. Период британского экономического превосходства постепенно подходил к завершению. Особенно серьезным конкурентом Англии на европейском рынке стала быстроразвивающаяся Германия, достигшая к концу XIX века значительных успехов в развитии «новых отраслей» производства (электротехники, машиностроении, химиче-ской промышленности). Серьезную конкуренцию Англии составляли и США, актизно внедрявшие новейшие европей-ские технологии. Бурное развитие промышленности начинает требовать дополнительных рынков сбыта для европейских товаров. Кризисы перепроизводства, имевшие циклический характер, к концу XIX века становятся все более серьезными и длительными. Постепенно истощается и сырьевая база европейской промышленности. Все это побуждает наиболее развитые индустриальные страны к захвату колоний. Объектами колониальной экспансии становились наименее развитые районы мира (Африка, Азия, Океания). Эти земли, не имевшие собственной промышленности, но обладавшие значительными материальными и людскими ресурсами, стали важнейшими источниками сырья и рынками сбыта для европейской индустрии. К концу XIX в. были созданы целые колониальные империи, крупнейшей из которых была Британская империя. Этот этап в развитии западной цивилизации характеризуется как эпоха империализма. Данная эпоха была не только периодом наивысшего могущества европейских индустриальных держав, но и временем, когда между ними зарождались серьезные противоречия, которые приобрели впоследствии неразрешимый характер. Экономическое соперничество, борьба за колониальные источники сырья и рынки сбыта стали основными причинами нарастания международной напряженности.
Таким образом, к концу XIX века в целом завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и в Северной Америке. Страны Запада явились зоной ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первым эшелоном». Юго-Восточная и Восточная Европа, а также некоторые страны Азии (Япония) также вступили на путь реформ. В конце XIX в. окончательно сформировалась система мирового хозяйства. Вывоз товаров и капиталов связал многие регионы мира с европейскими центрами промышленности и банками. Индустриализация способствовала глубочайшему перевороту в развитии мировой цивилизации. Она зат- ронула все без исключения сферы жизни общества, решив и, в то же время, породив множество проблем- Вторая половина XIX века была временем преобладания оптимистических настроений в европейском обществе. Европейцы верили в прогресс, во всемогущество техники и человеческого гения и с уверенностью смотрели в будущее.

Читайте также:  Страна самых больших пирамид

Источник

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЫ В XIX в.

Научно-технический прогресс. Крупнейшие открытия в области естествознания — физике, математике, биологии, химии — создали основу для технического прогресса в промышленности. Обоснование закона сохранения и превращения энергии позволило сделать вывод о единстве мира и неуничтожаемо-сти энергии. Открытие электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическое движение. В XIX в. проявилась тенденция к интеграции научных исследований, опережающему развитию естественных наук как основе развития техники и технологий. Новым явлением стало возникновение связей между научно-технической и производственной деятельностью.
В металлургии английским инженером Бессемером изобретен конвертер — вращающаяся печь для переработки чугуна в сталь. Француз Мартен сконструировал печь для выплавки стали более высокого качества. В конце XIX в. появились электропечи. Менялась энергетическая основа промышленности. Совершенствовалась паровая машина, был создан мощный тепловой двигатель — паровая турбина. Подлинную революцию в энергетике произвело использование электричества. Широко стала применяться энергия угля, торфа, сланца для выработки электрического тока, который можно передавать на расстояние. Решающее значение для технического прогресса имело создание динамо-машины, используемой в качестве электродвигателя.
Создание машин с помощью других машин привело к возникновению машиностроительных заводов, оснащаемых разнообразными станками. В конце XIX в. машиностроение располагало пятью типами станков — токарными, сверлильными, строгальны-ми, фрезерными, шлифовальными. Основной линией развития машиностроения стал переход к специализированным станкам, предназначенным для одной или нескольких операций. Сужение функций станков вело к упрощению выполняемых операций и создавало условия для использования автоматических процессов. В 1873 г. американцем X. Спенсером был создан один из первых станков-автоматов.
В XIX в. в жизнь людей вошла железная дорога. Впервые железнодорожный транспорт появился в Англии в 1825 г. Во второй половине XIX в. наибольший размах железнодорожное строительство получило в США. Здесь в 1869 г. была открыта первая трансконтинентальная железнодорожная линия, соединившая Атлантическое побережье с Тихоокеанским. Улучшались грунтовые дороги. После 1830 г. во Франции появилось первое шоссе. Происходили изменения во внутригородском транспорте. В 80-е гг. конка стала заменяться трамваем. Развивался морской транспорт. Появились пароходы. Миграция населения из Европы в Америку, Австралию, Новую Зеландию побуждала создавать новые объемные суда. На морские маршруты вышли и суда специального назначения. В 1886 г. англичане построили первый танкер. В 1864 г. был построен русскими первый ледокол «Пилот», проводивший суда от Кронштадта до Ораниенбаума. Развитие морского транспорта явилось толчком для строительства Суэцкого канала, продолжавшееся с 1859 по 1869 г.
Совершенствовались средства связи. В 1844 г. изобретатель Морзе из США создал телеграфный аппарат, а в 1866 г. был проложен первый трансатлантический кабель длиной в 3240 км. В 1876 г. американец А. Белл создал телефон, обеспечивающий слышимость на небольшое расстояние. Вскоре Э. Юз изобрел важнейшую часть телефона — микрофон, а затем Т. А. Эдисон разработал коммутационное оборудование. В 1887 г. немецкий физик Г. Герц открыл возможность искусственного возбуждения электромагнитных волн. Идея беспроводной связи материализовалась А. С. Поповым. В 1895 г. появилось радио.
Промышленная революция и ее особенности. Промышленная революция, начавшись в 80-е гг. XVIII в. в Англии, в первой половине XIX в. охвати-ла остальные страны Европы и Северную Америку. К середине XIX в. фабрика уже доминировала в Англии. С 1826 по 1850 г. вывоз машин из Англии увеличился в шесть раз. Во многих других странах все же мануфактура и мелкое ремесленное производство еще преобладали и, несмотря на ускорение, промышленный переворот здесь завершился в последней трети XIX в.
Во Франции переход к созданию фабрик начался прежде всего в текстильной промышленности. По производству шелка Франция вышла на первое место в мире, ее ткани находили сбыт внутри страны и на внешнем рынке. Предметы роскоши традиционно играли важную роль во французском экспорте. Фабричное производство постепенно утверждалось в металлургии и машиностроении. Париж в 1828 г. перешел к газовому освещению и к асфальтированию улиц. Особенно быстро развивалась экономика в годы Второй империи (1852 — 1870).

Читайте также:  Городская агломерация данные всех стран

В германских государствах промышленная революция развернулась в 30-е гг. Она стала возможной благодаря появлению свободной рабочей силы вследствие разорения ремесленников и крестьян, накоплению крупных капиталов, росту городского населения и увеличению его покупательского спроса. Фабричное производство утверждалось прежде всего в хлопчатобумажной промышленности Саксонии, Рейнско-Вестфальского района, Силезии. После создания Таможенного союза в 1834 г. началось формирование экономического единства при сохранении государственной раздробленности Германии. Технический прогресс и железнодорожное строительство сыграли важную роль в промышленном перевороте. В Пруссии началось строительство шоссейных дорог. Формировались крупные центры машиностроения — Берлин, Рур.
Более интенсивным становилось применение машин в Чехии, Нижней Австрии, итальянских землях, Испании. Переход от средневековых форм производства здесь проходил быстрее в текстильной промышленности, затем в металлургии.
Промышленная революция создала условия для преобразования общества из аграрного в индустриальное. Капиталистические формы в сельском хозяй-стве раньше всего были внедрены в Англии и Голландии. В начале XIX в. они вводились в некоторых районах Франции, на севере Италии. Прусские юнкеры (помещики) перестраивали свои имения на капиталистической основе при сохранении полуфеодальных порядков.
В сельскохозяйственном производстве стали шире применяться орудия из железа, расширялись посевные площади, улучшались севообороты, использовались удобрения, другие достижения агрономии, первые сельскохозяйственные машины. В целом же деревня медленнее переходила к новым формам хозяйствования.
Экономические кризисы. Неравномерность развития. Промышленный переворот и индустриализация вызвали кризисы перепроизводства, сопровождавшиеся внезапным спадом, сокращением производства, ростом безработицы. Первый циклический кризис перепроизводства разразился в 1825 г. в Англии. Кризисы повторялись каждое десятилетие. Они вызывались вытеснением ручного труда машинным, сокращением числа рабочих рук, что вело к падению покупательной способности населения. В результате внутренний рынок перенасыщался товарами, которые не раскупались, ибо основная масса покупателей состояла из людей, работавших по найму. В период кризисов падал объем производства, ухудшалось положение трудящихся, что обостряло социальные противоречия.
Расширение экономических и торговых связей привело к тому, что кризисы приобретали международный характер. Первый мировой экономический кризис разразился в 1857 г. Большой урон экономике Европы нанес мировой аграрный кризис начала 70-х гг., вызванный притоком в европейские страны дешевого американского хлеба.
Экономика европейских стран развивалась неравномерно. Стало меняться соотношение сил в группе наиболее развитых стран. Если в первой половине XIX в. Англия занимала первое место в мировом промышленном производстве, то к концу XIX в. она переместилась на третье место в мире, уступив США и Германии. Соответственно Франция переместилась со второго места на четвертое.
Образование монополий. С завершением промышленного переворота в большинстве западных стран ускорился процесс концентрации производства и капиталов. Отдельное предприятие из-за ограниченности капиталов не могло выжить в ожесточенной конкурентной борьбе. Возникали акционерные общества в форме картелей, синдикатов, трестов, контролировавшие целые отрасли экономики.
В Германии Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат сконцентрировал в своих руках значительную часть добычи угля страны. «Всеобщая компания электричества» (АЭГ), «Сименс» стали монополистами в электротехнической промышленности, предприниматели Крупп и Штумм — в военном производстве.
Во Франции металлургическая промышленность оказалась в руках двух компаний — «Комите де форж» и Шнейдер-Крезо.
В Англии важную роль играли военные концерны Виккерса и Армстронга и Англо-иранская нефтяная компания. Стальная корпорация Моргана и нефтяной трест Рокфеллера подчинили себе значительную часть металлургии и нефтедобычи США. Эти монополии контролировали мелкие и средние предприятия, диктуя им свои условия.
Крупнейшие банки монополизировали финансовую сферу. Происходило сращивание банковского капитала с промышленным и образование на этой основе финансовой олигархии, существенным образом влиявшей на внутреннюю и внешнюю политику своих государств. Монополиям становилось тесно в национальных рамках, возникли международные монополии.
Хотя к концу XIX в. многие народы земного шара еще находились на доиндустриальной стадии развития, капитализм ведущих промышленных стран через колониальную политику, экспорт капиталов, торговлю, транспорт втягивал их в мировой рынок. Сложилась мировая капиталистическая система хозяйства.

Читайте также:  Состав ввп по странам

Источник

Оцените статью