- Информационная политика
- Примечания
- См. также
- Литература
- Ссылки
- Смотреть что такое «Информационная политика» в других словарях:
- Государственная информационная политика
- Государственная информационная политика
- Связанные понятия
- Упоминания в литературе
- Связанные понятия (продолжение)
- Государственная информационная политика
Информационная политика
Государственная информационная политика — комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Государственная информационная политика — это «особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями». [1]
Различают два аспекта государственной информационной политики: технологический (регулирование процесса развития компонентов информационной среды) и содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса).
Объектами государственной информационной политики являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книгоиздание); электронные средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет); средства связи; информационное право; информационная безопасность.
Информационную политику можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах. [2]
Согласно Концепции государственной информационной политики России, её долгосрочной стратегической целью является обеспечение перехода к новому этапу развития государства — построению демократического информационного общества и вхождению России в мировое информационное сообщество.
Примечания
- ↑ Информационная политика: Учебник/ Под общ. ред. В.Д.Попова. — М.: Изд-во РАГС, 2003. — с. 38.
- ↑ Информационная политика: Учебник/ Под общ. ред. В.Д.Попова. — М.: Изд-во РАГС, 2003. — с. 38.
См. также
Литература
- Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М.: Изд-во РАГС, 2001
- Попов В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования, М., 2002
- Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. — М.: МИФИ, 2003
- Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны: Монография. М.: Горячая линия — Телеком, 2003
- Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность/ Под ред. М.А. Вуса. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1999
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Информационная политика» в других словарях:
Информационная политика Украины — Государственная информационная политика Украины (укр. Державна iнформаційна політика України) комплекс политических, правовых, экономических, социально культурных и организационных мероприятий украинского государства в сфере воспроизводства и… … Википедия
Государственная информационная политика — комплекс политических, правовых, экономических, социально культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Государственная информационная политика это «особая … Википедия
Государственная информационная политика Украины — (укр. Державна iнформаційна політика України) комплекс политических, правовых, экономических, социально культурных и организационных мероприятий украинского государства в сфере воспроизводства и распространения информации. Начиная с 2008… … Википедия
Информационная теория демократии — Информационная теория демократии это междисциплинарное научное направление, изучающее возможности информационно коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения эффективности социального, экономического и других форм взаимодействия, и… … Википедия
Информационная безопасность — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Политика безопасности — Содержание 1 Определение политики безопасности 2 Методы оценки 3 … Википедия
Информационная — функция автоматизированной системы управления Функция АСУ, включающая получение информации, обработку и передачу информации персоналу АСУ или за пределы системы о состоянии ТОУ или внешней среды Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Политика информационной безопасности — совокупность правил, определяющих и ограничивающих виды деятельности объектов и участников, системы информационной безопасности. По английски: Security policy См. также: Политика информационной безопасности Информационная безопасность Финансовый… … Финансовый словарь
Политика безопасности организации — (organisational security policies): одно или несколько правил, процедур, практических приемов или руководящих принципов в области безопасности, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Источник: ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.… … Официальная терминология
Политика сетевой безопасности — (network security policy): совокупность положений, правил и практических приемов, устанавливающих подход организации к использованию ее сетевых ресурсов и определяющих, как следует обеспечивать защиту ее сетевой инфраструктуры и сервисов. … … Официальная терминология
Источник
Государственная информационная политика
Государственная информационная политика — комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Государственная информационная политика — это «особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями». [1]
Различают два аспекта государственной информационной политики: технологический (регулирование процесса развития компонентов информационной среды) и содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса).
Объектами государственной информационной политики являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книгоиздание); электронные средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет); средства связи; информационное право; информационная безопасность.
Информационную политику можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах. [1]
Согласно Концепции государственной информационной политики России, её долгосрочной стратегической целью является обеспечение перехода к новому этапу развития государства — построению демократического информационного общества и вхождению России в мировое информационное сообщество.
Источник
Государственная информационная политика
- Государственная информационная политика — комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Государственная информационная политика — это «особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями».Различают два аспекта государственной информационной политики: технологический (регулирование процесса развития компонентов информационной среды) и содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса).
Объектами государственной информационной политики являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книгоиздание); электронные средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет); средства связи; информационное право; информационная безопасность.
Информационную политику можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах.Согласно Концепции государственной информационной политики России, её долгосрочной стратегической целью является обеспечение перехода к новому этапу развития государства — построению демократического информационного общества и вхождению России в мировое информационное сообщество.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются.
Эффективное управление (англ. good governance — «хорошее управление») — это новая концепция государственного управления, которая не имеет в русском языке точного эквивалента. Впервые теория была предложена в 1997 г. в документах Программы развития ООН. В этих документах эффективное госуправление рассматривается как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях. Предполагается, что управление строится на основе принципов разделения.
Источник
Государственная информационная политика
Комитетом по информационной политике Государственной Думы 15 октября 1998 года одобрена Концепция государственной информационной политики РФ, которая была затем и принята.
Цель Концепции – определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (далее просто политики), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия политики на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в начале века.
Концепция базируется на:
- Конституции РФ;
- «Декларация прав и свобод человека и гражданина»;
- Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (уже утратил силу);
- Законе РФ «О средствах массовой информации»;
- Законе РФ «Об участии в международном информационном обмене»;
- Законе РФ «О связи»;
- Законе РФ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в РФ»;
- Законе РФ «О государственной тайне»;
- Гражданском Кодексе РФ;
- других трудах и документах.
Концепция разработана по инициативе Госкомитета РФ по связи и информатизации и Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи.
На протяжении многих лет политика охватывала, главным образом, СМИ. С конца прошлого века формулируются и развиваются принципы и положения государственной политики информатизации, которые были рассмотрены нами выше.
Новый импульс в развитии политики получен в связи с осознанием необходимости построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы.
Важны также и процессы развития мирового информационного сообщества и построения информационного общества, в котором Россия как государство с развитой ИКТ инфраструктурой на Евроазиатском пространстве, могла бы стать мостом между Европой и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Это позволило бы ей стать ключевым звеном мирового информационного пространства.
В рамках политики должны быть заложены основы для формирования единого информационного пространства РФ, ее вхождения в мировое информационное пространство , развития отрасли информационных услуг, расширения правового поля регулирования общественных отношений.
Необходимость решения столь масштабных задач требует эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, государственной поддержки отечественного рынка ИКТ, продуктов и услуг, регулирования деятельности государственных электронных и традиционных СМИ.
Политика – важная движущая сила проведения в России демократических преобразований общества и государства, в новых информационно-коммуникационных реалиях построения открытого информационного общества.
Она должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур, географические, временные, социально-экономические, научно-технические, культурные особенности развития субъектов РФ.
Она – важная составная часть внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Долгосрочной стратегической целью информационной политики является построение демократического информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество.
Основными задачами политики являются:
- развитие ИКТ и модернизация ИКТ-инфраструктуры;
- эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов;
- обеспечение свободного доступа к национальным информационным ресурсам;
- развитие СМИ;
- подготовка человека к жизни и работе в информационном веке;
- создание нормативно-правовой базы информационного общества.
Основные положения политики фиксируются в нормативно-правовых актах, гармонизированных с законодательством развитых стран.
Решение основных задач политики должно осуществляться посредством различных форм воздействия на объекты информационной сферы.
Политика должна опираться на следующие базовые принципы:
- открытости политики;
- равенства интересов;
- системности;
- приоритетности отечественного производителя;
- социальной ориентации;
- государственной поддержки;
- приоритетности права.
Информационные ресурсы России являются громадным по объему, стоимости и сложности. Они включают базы данных , электронные информационные массивы, библиотечные и архивные фонды и т.п. Однако, по одному из важнейших показателей движения страны по пути к информационному обществу – степени использования информационных ресурсов для обеспечения потребностей общества, Россия отстает от развитых стран мира.
Причины этого весьма разнообразны: дороговизна ресурсов; сложности навигации; несовместимость платформ и приложений; плохая товарная форма и реклама и др.
Поэтому основная цель политики по отношению к информационным ресурсам такова:
- разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения системы управления информационными ресурсами и соответствующих правовых механизмов;
- разделение полномочий по владению и распоряжению государственными информационными ресурсами между центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
- разработка и реализация организационных и финансово-экономических мер по координации и регулированию деятельности в сфере формирования и использования государственных информационных ресурсов;
- создание государственной системы аудита и мониторинга состояния информационных ресурсов;
- разработка и реализация федеральных, региональных и межотраслевых программ, направленных на формирование и использование научно-технической информации, информатизации библиотек, архивов и др.;
- бюджетное финансирование социально значимых информационных систем;
- создание экономических условий для поддержки отечественного производителя в развитии сектора предоставления различных информационных услуг населению;
- стимулирование создания и развития национальных корпоративных сетей и коммерческих систем;
- защита прав граждан на личную жизнь и на доступ к информации;
- реализация концепций, программ и проектов развития информационных и телекоммуникационных систем и сетей, согласованных с международными стандартами;
- поддержка перспективных научных исследований в области создания отечественной конкурентоспособной элементной базы.
Развитие информационного пространства требует наличия в стране необходимого научно-производственного потенциала.
Необходимо решить следующие задачи:
- поддержка национальных научных школ;
- поддержка продвижения продуктов отечественных разработок и производства на мировой рынок;
- регулярный мониторинг состояния отраслей информационной сферы;
- разработка соответствующих правовых положений и сертификация продукции отечественных разработчиков и производителей;
- поддержка и развитие государственной системы подготовки научно-производственных кадров.
Основную цель политики по отношению к российскому информационному рынку – создание и эффективное применение нормативной правовой базы.
Политика в области развития бытовой (домашней) информатизации предусматривает:
- дальнейшее развитие различного типа информационных и телекоммуникационных сетей с целью доведения их до домашнего потребителя в большинстве регионов России;
- ориентацию государственных и общественных социальных служб на возможности использования домашних компьютеров в информационном и информационно-справочном обслуживании населения и др.
Переход к информационному обществу неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни.
СМИ – важнейший социальный институт и объект государственной информационной политики, инструмент воздействия на общественное и индивидуальное сознание.
Основные направления политики в области СМИ:
- недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и влияния на СМИ;
- регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ;
- защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;
- совершенствование национального законодательства;
- баланс государственного и общественного регулирования деятельности СМИ.
В настоящее время законодательная деятельность по регулированию информационных отношений в РФ развивается, но действующее законодательство не дает однозначного ответа на ряд принципиальных вопросов, в частности, на какую информацию есть права у граждан, каков состав этих прав, и, наконец, как эти права реализовывать. Поэтому исполнительная и правоприменительная деятельность по реализации указанного законодательства сталкивается с трудностями.
Реализация правовой компоненты политики может осуществляться по следующим направлениям:
- разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;
- согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с законодательством в других областях;
- разработка подзаконных актов и руководящих документов, обеспечивающих эффективность законодательства;
- активное участие в разработке международного законодательства в сфере информационных отношений.
При этом первоочередными мероприятиями являются анализ процессов развития информационной сферы и определение областей, не имеющих правового обеспечения.
Политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны.
Меры информационной безопасности были рассмотрены выше.
Необходимо проводить анализ существующей нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности с целью ее корректировки и выработки соответствующе информационно-технологической политики.
Необходимо активное участие России в проектах развития мировых информационных сетей, в работе соответствующих международных организаций, общественных комитетов и комиссий.
В области экономики осуществление политики позволит быстрее и точнее построить стратегию социально-экономического развития страны.
В сфере государственного управления реализация политики позволит обеспечить все субъекты системы управления своевременной, полной и достоверной информацией.
В области образования, науки и культуры политика должна способствовать серьезным преобразованиям этих сфер. Информатизация образования ведет к радикальному изменению сущности и организации процессов обучения и развития человека. Формируется система непрерывного, дистанционного и открытого образования.
В области охраны здоровья, защиты окружающей среды и природопользования политика должна оказать серьезное влияние на эффективность функционирования используемых в этих областях информационных систем и сетей.
Должны получить широкую государственную и общественную поддержку новые информационные технологии в медицине.
Большое внимание в этом плане необходимо уделять мониторингу физического и психического здоровья населения, контролю различных групп риска.
Широкие перспективы развития должны получить системы передачи метеорологической информации, а также информации о состоянии окружающей среды по спутниковым сетям связи, прежде всего из отдаленных и экологически опасных регионов.
Должны быть предусмотрены меры по повышению экологической безопасности, базирующиеся на современной информационно-телекоммуникационной базе.
Необходимо обеспечить переход к ресурсосберегающим технологиям, улучшения деятельности природоохранных организаций.
Несмотря на сложность перечисленных выше проблем, их анализ и решение должны быть увязаны с особенностями текущих экономических процессов и долгосрочной экономической политики.
Источник