Информационное общество разных стран

Информационное общество разных стран

Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации — телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Читайте также:  Кто победитель голоса страны

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство — это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название «Европейская сфера исследований» (ERA — «European Research Area»). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект «Электронная Европа» (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня — модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

— формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

— совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

— развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

— повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

— развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

— сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Источник

Что называется информационным обществом

Что такое информационное общество

Информационное общество — это новый исторический период развития общества, в котором информация и знания становятся главным продуктом производства, а создание, хранение, переработка и передача информации — одной из важнейших деятельностей в экономической, политической и культурной сферах.

Современный мир в настоящее время переживает очередную информационную революцию, которая отражается в формировании и активном развитии глобальных информационных сетей по всему миру. Этот период характеризуется необычайным увеличением объема информации, которая становится одним из важнейших факторов, определяющих развитие технологий и общества в целом.

Небывалый рост скорости и объема передаваемой информации, новые методы ее поиска и хранения, уникальные возможности производства, новые виды деятельности в сети — все это привело к возникновению информационного общества.

Эта эпоха обусловлена переходом от индустриального общества к постиндустриальному, который также называется информатизацией.

Зарождение понятия

Впервые о теории «информационного общества» заговорили еще в середине 90-х гг. после появления кибернетики. Его изучением занимались американские ученые К. Шеннон, Н. Виннер, Д. Нейман, английский криптограф А. Тбюринг и советские математики школы А. Н. Колмогорова.

Однако сам термин был предложен японским теоретиком К. Коямой только в 1961. Основываясь на трудах теоретика, японцы в 1972 году приняли программу «План информационного общества; национальная цель к 2000 году».

Впоследствии термин стал популярен и в западных странах и активно применялся в работах известных европейских ученых, изучающих феномен информационного общества.

В процессе своего становления термин «информационное общество» обрел большую популярность и стал активно использоваться не только в профессиональной речи специалистов, работающих с информацией, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых.

В этот период специалистам пришлось столкнуться с рядом проблем, сопутствующих активному развитию информационных процессов. К ним относятся:

  • преодоление «информационного кризиса», связанного с резким увеличением объемов поступающей информации, также известный как «информационный взрыв»;
  • возникновение трудностей в поиске нужных данных у потребителей — информационный голод;
  • проблемы информационной культуры, заключающиеся в умении ориентироваться в информационном пространстве, соблюдении этики и т. д.;
  • вопросы безопасности в информационной среде: предотвращение сбоев, зашита данных, обеспечение конфиденциальности и др.

Характерные признаки

Как и любому явлению в мире, информационному обществу присущи не только положительные признаки, но и черты, которые негативно влияют на социум.

К положительным признакам относится:

  1. Высокая роль информации, знаний, технологий. Сегодня в мире наблюдается небывалый рост объема информационных потоков во всех сферах человеческой деятельности. Легкодоступность знаний позволяет людям расширять свой кругозор, не выходя из дома. Информация является одним из основных факторов развития технологий и прогресса.
  2. Рост людей, занятых в отрасли информационных технологий. Стремительное развитие информационных технологий привело к изменению структуры занятости. Они успешно внедряются практически во все сферы профессиональной деятельности, автоматизируя рабочий процесс. Наиболее активно роль информации растет в сфере информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), научных и технических услуг.
  3. Увеличение информатизации общества. Под информатизацией подразумевается удовлетворение информационных потребностей общества. Современные информационные технологии придают распространению информации массовый характер. Относительная доступность телефонов, компьютеров, интернета и других коммуникационных систем ускоряет процесс информатизации общества.
  4. Образование глобального информационного пространства. Этот признак отражен в глобальной унификации информационной индустрии на фоне растущей роли информации и знаний. Люди из разных уголков стран имеют одинаковый доступ ко всему контенту, представленному в сети.
  5. Электронная демократия, правительство, государство. Форма демократии, в рамках которой активно используется ИКТ в качестве основного инструмента для коллективных и административных процессов на всех уровнях. Это позволяет власти быть более мобильной и доступной для граждан. При этом у населения появляется возможность влиять на принятие политических решений. Для этого проводятся электронные голосования, создаются порталы, где любой гражданин может оставить отзыв о работе конкретной правительственной структуры и т. д.
  6. Информационная экономика. Современные технологии позволяют мировой экономике развиваться на новом инновационном рынке. Сами информационные технологии превратились в отдельный прибыльный бизнес, который отвечает информационным запросам и потребностям потребителей. Информация стала пониматься как ресурс, который представляется предметом купли-продажи. Такое понимание информации и ее движение в качестве товара способствуют формированию и развитию рынка информации.

К негативным тенденциям информационного общества причисляют:

  1. Информационное неравенство, которое заключается в неравномерном распространении информации. Разная степень доступности отражается в том, что преимущества информационного общества одной части общества приносят рост и достаток, а другая часть при этом становится более уязвимой.
  2. Проблема достоверности информации возникает из-за ее большого объема. Она сопровождается сложностями в отборе качественных и достоверных сведений среди тысячи альтернативных вариантов.
  3. Осуществление тотального контроля за людьми. С развитием информационных технологий все большую значимость приобретает проблема конфиденциальности личных данных. В базах данных сохраняется вся информация, которую мы когда-либо упоминали на просторах интернета. Активное присутствие человека в сети делает его более уязвимым для контроля.
  4. Вмешательство в частную жизнь человека. Информационные технологии способны разрушить частную жизнь и отрицательно влиять на деятельность организаций.

Структура информационного общества

Структуру информационного общества можно рассматривать с социальной и институциональной точки зрения.

Социальная структура

  1. Собственники. Ими считаются те, кто имеет собственность на информационные или индустриальные средства производства.
  2. Наемные работники подразделяются на «новых профессионалов» и «информационных бедняков». К первым относятся профессии в сфере искусства и культуры, инновационных формах обслуживания и промышленности, а также топ-менеджеры предприятий и политические деятели.
    Ко второй категории причисляют профессии в традиционных сферах обслуживания и промышленности. К ним относятся продавцы, бухгалтеры, слесари, грузчики, шахтеры и др.

Институциональная структура

Она состоит из шести элементов:

  1. Экономические учреждения.
  2. Социальные.
  3. Врачебные.
  4. Научные.
  5. Производственные.
  6. Добровольные или благотворительные.

Представители информационного общества

К представителям информационного общества, как правило, причисляют всех современных людей, обладающих высоким уровнем образования и занимающихся интеллектуальным трудом.

Деятельность работников в этой сфере связна с обработкой и анализом поступающей информации и получением новой.

К ним можно отнести:

  • аналитиков,
  • программистов,
  • людей, работающих с анализом больших данных и т. д.

Их разработки влияют на прогресс информационных технологий и процессов. Такой труд требует высокие умственные навыки и специальное образование. Информационные работники генерируют идеи, новые подходы и методы к изучению и использованию информации, формируют рынок сбыта для информационных продуктов.

Их профессиональная деятельность высоко ценится на современном рынке труда. Самые популярные и прибыльные профессии сегодня связаны с информационными процессами, поэтому конкуренция в этой сфере довольно серьезна как между специалистами, так и между работодателями. Крупные компании постоянно находятся в поиске талантливых и креативных профессионалов.

Роль информационного общества в развитии человечества

С развитием цивилизации роль информации в жизни человека становится все существеннее. Наступление постиндустриальной эпохи способствовало возрастанию влияния информации на общество во всех сферах деятельности. Под ее воздействием люди меняют свой образ жизни и мировоззрение, расширяют круг возможностей и способностей, познают не только мир, но и самих себя.

Информационная эра до неузнаваемости изменила привычный уклад жизни. Виртуальное пространство активно вносит свои корректировки в реальную жизнь людей, которую сегодня невозможно представить вне информационных технологий.

При этом многие эксперты в сфере информации придают процессам информатизации негативный оттенок, который проявляется в унификации человечества, потери личной индивидуальности и ослаблении духовных ценностей.
Содержание роли информационного общества все еще не имеет единой характеристики и процессы, происходящие в этой сфере, сложно предсказать. Поэтому исследования на эту тему сегодня особенно актуальны и популярны.

Источник

Оцените статью