Информационные ресурсы страны это

Содержание
  1. Статья 7. Государственные информационные ресурсы
  2. ГАРАНТ:
  3. Информационные ресурсы страны это
  4. 2.3.1. Библиотечная сеть РФ
  5. Урок 3 Информационные ресурсы
  6. Представление об информационных ресурсах
  7. Контрольные вопросы и задания
  8. Задания
  9. Контрольные вопросы
  10. Государственные информационные ресурсы: основные понятия, формирование и обеспечение
  11. Исходные понятия
  12. Понятие информационных ресурсов
  13. Виды информационных ресурсов
  14. Управление информационными ресурсами
  15. Состав государственных информационных ресурсов
  16. Формирование и использование информационных ресурсов
  17. Государственная политика в сфере информационных ресурсов
  18. Информационные ресурсы органов власти
  19. Библиотечные сети
  20. Архивы
  21. Система статистики
  22. Система научно-технической информации
  23. Государственные интернет-ресурсы
  24. Значение информационных ресурсов в современном государстве

Статья 7. Государственные информационные ресурсы

Статья 7. Государственные информационные ресурсы

1. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со сферами ведения как:

федеральные информационные ресурсы;

информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее — информационные ресурсы совместного ведения);

информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

2. Формирование государственных информационных ресурсов в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией.

3. Деятельность органов государственной власти и организаций по формированию федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»).

ГАРАНТ:

См. Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. N 663 «О мерах по созданию единого эталонного банка данных правовой информации»

Источник

Информационные ресурсы страны это

Государственные информационные ресурсы [10] — это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:

обеспечения прав и безопасности граждан;

поддержки социально-экономического развития страны, разви­тия культуры, науки, образования и т. д.

Ряд федеральных органов управления можно назвать чисто «ин­формационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ но стандартизации, мет­рологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды (Росгидромет) и др.

Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственной связи и инфор­мации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информацион­ные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по очень широкому тематическому спектру и на осно­ве самых разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользо­вателя.

Ресурсы второй группы формируются, как правило, информаци­онными или информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

библиотечная сеть Российской Федерации;

архивный фонд Российской Федерации;

государственная система статистики;

государственная система научно-технической информации.

2.3.1. Библиотечная сеть РФ

В этой сети хранится главным образом опубликованная и тиражи­рованная информация, представленная в виде различных отечествен­ных и зарубежных изданий. Эти ресурсы обеспечивают максимальную ретроспективу и охватывают все направления, темы и отрасли зна­ний. Библиотеки обеспечивают доступность этой информации для массового пользователя.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек и вклю­чает:

публичные библиотеки всех уровней (федерального, региональ­ного и муниципального);

систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, входящую в российскую государственную сис­тему научно-технической информации (ГСНТИ);

информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);

библиотечную систему высших учебных заведений;

сеть муниципальных библиотек;

сеть сельскохозяйственных библиотек;

другие системы и сети.

При построении сетей сочетаются отраслевой и региональный прин­ципы.

На федеральном уровне крупнейшими публичными библиотеками являются:

Российская государственная библиотека (РГБ) — 38 млн единиц хранения;

Российская национальная библиотека — 30 млн единиц хра­нения;

Всероссийская государственная библиотека иностранной лите­ратуры.

На региональном уровне имеется 217 центральных библиотек всех 89 субъектов РФ и 49,7 тыс. публичных городских и муниципальных библиотек.

Наряду с обслуживанием индивидуальных пользователей библио­теки также ведут обслуживание организаций.

Сеть научно-технических библиотек трехуровневая, включает 7 тыс. библиотек с фондом 10 млн единиц хранения (без координационного центра — ГПНТБ).

Библиотеки РАН объединены в четыре системы:

система библиотек Сибирского региона, включающая 67 библио­тек с фондом 13,5 млн единиц хранения;

система библиотек Санкт-Петербургского региона, включающая 41 библиотеку с фондом 16,5 млн единиц хранения;

отраслевая система библиотек по естественным наукам — 13 млн единиц хранения;

отраслевая система библиотек институтов РАН гуманитарного и общественного направлений — 13 млн единиц хранения.

Библиотечная сеть вузов включает 500 библиотек — 300 млн еди­ниц хранения.

Состояние библиотечной сети в период реформ резко ухудшилось. Практически прекратилось финансирование пополнения фондов со стороны государства.

Источник

Урок 3
Информационные ресурсы

Изучив эту тему, вы узнаете:

— что определяет информационные ресурсы;
— что такое информационный продукт;
— что такое информационная услуга и какие существуют основные виды услуг.

Представление об информационных ресурсах

В информационном обществе важно иметь представление о возможных информационных ресурсах.

В словаре С. И. Ожегова поясняется, что ресурс — это запас, источник чего-нибудь. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, уже ставших классическими экономическими категориями:

♦ материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т. д.;
♦ природные ресурсы — объекты, процессы, природные условия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
♦ трудовые ресурсы — люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
♦ финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
♦ энергетические ресурсы — носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т. д.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы». В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» это понятие определяется следующим образом.

Информационные ресурсы — это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

Надо понимать, что документы и массивы документов, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

В настоящее время нет ясных рекомендаций относительно того, как осуществлять прогнозирование потребностей общества в информационных ресурсах. Это снижает эффективность использования информационных ресурсов и приводит к увеличению продолжительности переходного периода от индустриального общества к информационному. Тем не менее информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

♦ государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;
♦ библиотечные информационные ресурсы;
♦ информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.

Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

♦ превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
♦ сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
♦ образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
♦ повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.
Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Контрольные вопросы и задания

Задания

1. Составьте классификацию информационных продуктов, используемых в школе.

2. Составьте классификацию информационных услуг, предоставляемых школой.

3. Составьте классификацию информационных продуктов и услуг, предоставляемых крупной компанией, занимающейся производством и распространением видеопродукции.

4. Используя возможности Интернета, создайте базу информационных ресурсов по теме, которая наиболее вам интересна. Какие информационные услуги вы сможете оказывать после создания такой базы?

Контрольные вопросы

1. Что такое материальные ресурсы? Приведите примеры.

2. Что такое природные ресурсы? Приведите примеры.

3. Что такое трудовые ресурсы? Приведите примеры.

4. Что такое финансовые ресурсы? Приведите примеры.

5. Что такое энергетические ресурсы? Приведите примеры.

6. Что такое информационные ресурсы? Приведите примеры.

7. Почему информационные ресурсы играют важнейшую роль в развитии страны?

8. Почему информационные ресурсы причисляют к рангу стратегических ресурсов страны?

9. Как вы понимаете термин «отчужденность информации»?

10. Что такое «информационный продукт»? Приведите примеры.

11. Что входит в понятие «услуга»? Приведите примеры.

12. В чем отличие информационной услуги от обычной услуги?

13. Какие информационные услуги вы знаете?

14. Какова роль компьютерных баз данных в развитии информационных ресурсов?

15. Что определяет информационный потенциал страны?

Источник

Государственные информационные ресурсы: основные понятия, формирование и обеспечение

Современное общество называют информационным. Это связано с тем, что различные новости и сведения являются востребованными товарами на рынках. Во всех сферах информация приобретает особую значимость, для ее сбора, хранения и обработки создаются специальные системы. Государство является одним из крупнейших производителей и в то же время потребителем этой базы данных. Расскажем о том, как осуществляется государственное управление информационными ресурсами, как они обеспечиваются, формируются и используются.

Исходные понятия

Для понимания специфик информационных ресурсов необходимо определиться с тем, что это такое. Под этим термином понимают сведения, зафиксированные на любом носителе и передаваемые для снижения неопределенности. Информацию можно доносить от одного человека к другому, от машины к субъекту, путем автоматизации. А также в форме сигналов ее могут передавать живые существа и растения. Для такой цели информация должна быть облачена в форму сообщения. Это может быть текст, речь, схема, изображение, система кодов.

Сущность информации можно определить через понятие знания. Человек, получая сообщение, должен декодировать сведения и извлечь смысл сказанного, то есть что-то, что не было ему известно до этого момента. Если ничего нового нет, то сообщение считается несодержательным. К исходным понятиям также относятся сведения об источниках информации. Сюда включаются документы, зафиксированные на материальных носителях. Также информация может быть представлена в виде данных: сигналов, цифр, букв, изображений. Они, в свою очередь, фиксируются на разных носителях.

Понятие информационных ресурсов

Для осуществления любой деятельности человеку необходимы ресурсы. Под ними понимают некие объекты, помогающие достигать целей. Из них выделяют материальные, природные, энергетические, трудовые и финансовые. И важнейшими в деятельности современных предприятий и людей являются информационные ресурсы. Их главным отличием от прочих является то, что они представляют собой результат интеллектуальной деятельности населения. Их создателями выступает квалифицированная и творческая часть жителей страны, поэтому такие данные составляют национальное достояние.

Частные и государственные информационные ресурсы относятся к виду возобновляемых и могут подлежать распространению и тиражированию. В основном они представлены в виде книг, документов, баз данных, произведений искусства. То есть это все то, что накоплено обществом за историю своего существования и развития. Они объединяют все знания и опыт человечества в виде первичной и вторичной информации. В первом случае это объем знаний, который постоянно увеличивается в результате деятельности людей. Во втором случае – это информация, обработанная и зафиксированная на каких-либо носителях.

Сегодня количество таких сведений стремительно растет. Каждый человек имеет возможность создавать собственные информационные ресурсы в виде текстов, фотографий, аудио и видеофайлов. В законе такие информационные ресурсы определяются как документы и их массивы. Владеть ими могут как отдельные личности, так и организации, и группы людей, в том числе и государство.

Виды информационных ресурсов

Существует множество оснований для классификации информационных ресурсов. По содержанию они могут быть поделены на: научные, общественно-политические, персональные данные, нормативно-правовые, экологические и прочие. По форме можно выделить документированные и недокументированные информационные ресурсы. Первые, в свою очередь, делятся на текстовые, графические, аудио, фото и видеодокументы, электронные. По форме собственности выделяют: государственные информационные ресурсы, муниципальные, принадлежащие общественным организациям и частные.

Базу данных страны можно разделить по уровням госструктуры на федеральные сведения, субъектов РФ, муниципальные, отдельных ведомств. Согласно критериям ограничений существуют ресурсы всеобщего и служебного пользования, информация, доступ к которой предоставляется по соглашению сторон, и запрещенная.

Управление информационными ресурсами

Каждое государство организует систему руководства информационными ресурсами для достижения следующих целей:

  • создания массива документов, способствующих управлению страной и реализации конституционных прав и обязанностей;
  • хранение и защита информационных ресурсов государства;
  • обеспечение доступа к базе данных со стороны организаций и граждан.

Для достижения этих целей необходимо решить несколько важнейших организационных задач. Система государственного управления информационными ресурсами призвана обеспечить:

  • Организацию сбора, обработки и хранения важных сведений.
  • Координацию деятельности различных ведомств для создания единого информационного пространства государства.
  • Учет и обеспечение доступа к данным ресурсам.
  • Организацию защиты информации, контроль за ее хранением и использованием.

Состав государственных информационных ресурсов

В целом все информационные ресурсы страны можно разделить на две большие группы: те, которые необходимы для функционирования отдельных государственных органов, и те, которые нужны внешним пользователям. Вторая группа создана для того, чтобы собирать сведения и обеспечивать к ним доступ со стороны граждан и различных организаций. К ним относятся библиотечная и архивная сети страны, а также системы статистики и научно-техническая. А информационные ресурсы государственных органов – это комплексное обеспечение сведениями о деятельности пенсионных фондов, судов, социальных служб, министерств и ведомств.

Формирование и использование информационных ресурсов

В работе различных государственных органов образуется множество документов, которые необходимо эффективно хранить и организовывать их использование. Формирование государственных информационных ресурсов включает следующие виды деятельности:

  • создание условий для развития и усовершенствования системы защиты прав собственности на все виды информации;
  • организация баз разных уровней государственной и частной деятельности и обеспечение единого информационного пространства;
  • разработка специальных систем, способствующих обмену, распространению и использованию данных ресурсов.
  • создание условий для качественного обслуживания граждан и организаций;
  • разработка единой системы распространения и сбора информации.

Государственная политика в сфере информационных ресурсов

Деятельность в сфере базовых сведений регулируется законом «Об информации, информатизации и защите информации». Государство берет на себя обязательство по отношению исполнения этого постановления, а также занимается его усовершенствованием в связи с происходящими изменениями. Политика страны в этой сфере направлена на то, чтобы создать эффективную систему по сбору, обработке, хранению и использованию информационных ресурсов. Государство принимает на себя ответственность и обязанности по формированию единой базы. Оно является гарантом сохранения персональных данных граждан, а также способствует улучшению деятельности в этой сфере. Обеспечение государственных информационных ресурсов современной системой защиты, в том числе законодательной, — это важнейшая задача руководства страны.

Информационные ресурсы органов власти

У каждого министерства, региональных правительств, различных ведомств есть собственный комплекс информационных ресурсов. При этом государственная система должна быть выстроена таким образом, чтобы между организациями разных структур и уровней была единая сеть. Кроме того, существуют и внутренние информационные ресурсы государственной организации. Например, у любого регионального правительства должен быть сайт, на котором граждане и определенные компании могут получить сведения о работе органа власти. Также они имеют и внутренние сети, в рамках которых происходит обмен сообщениями между сотрудниками. Правительствам регионов также подчиняются местные государственные информационные системы и ресурсы: библиотеки, архивы, органы статистики.

Библиотечные сети

Для обеспечения населения разносторонними необходимыми знаниями в стране функционируют библиотечные системы. Их особенностью является то, что они хранят только обработанную, опубликованную и растиражированную информацию. В соответствии с законом «О библиотеках» в России работают такие виды библиотечных сетей:

  • публичные;
  • научно-технические;
  • вузовские;
  • медицинские;
  • сельскохозяйственные.

Кроме вышеперечисленных, есть также школьные, профсоюзные, армейские и прочие. Библиотеки охватывают всю страну и бесплатно обеспечивают население информацией. В эту государственную систему входит более 150 тысяч учреждений.

Архивы

К системе государственных ресурсов относится и архивная сеть страны. В этих учреждениях России находится 460 миллионов информационных единиц. Документы принимаются на хранение следующими учреждениями:

  • государственными и муниципальными архивами;
  • библиотеками и музеями;
  • системами информационного хранения Академии наук.

Государственная архивная сеть принимает документы на постоянный учет, а временное комплектование осуществляют различные предприятия, ведомственные и отраслевые архивы. Главной задачей систематизированного учреждения является качественное хранение информации и предоставление справочной документации по ней гражданам и предприятиям.

Система статистики

Государство кроме хранения и распространения информации занимается ее сбором. Для этого создана система органов статистики, которая обеспечивает формирование ресурсов о самых разных аспектах жизни страны. Объектами такого рода учета являются показатели социально-экономического развития и демографические, состояния различных отраслей, общественное мнение, наличие трудовых ресурсов и многое другое. Статистические информационные ресурсы органов государственной власти позволяют оценивать эффективность их работы, данные о жизни населения, о функционировании экономики. Дают представление о том, как живет страна.

Система научно-технической информации

В России функционирует сеть по сбору, хранению и использованию информации, образующейся в результате исследовательской и научно-технической деятельности. Она необходима для ученых, которые генерируют новые идеи, изобретения и должны быть в курсе новых открытий. Также создание государственных информационных ресурсов в научно-технической сфере необходимо предприятиям, которые планируют внедрять инновации в производство, в коммерческую деятельность. В данную систему входят сеть библиотек и исследовательские центры. Они занимаются сбором информации, а также распространением опубликованных данных. Эта сеть также аккумулирует патентные сведения, которые могут использоваться компаниями и частными лицами.

Государственные интернет-ресурсы

Для качественного обслуживания в России создаются информационные ресурсы государственной власти и организуется их представительство в Сети интернет. Это позволяет получать гражданам сведения о работе госструктур, справки о конкретных людях и организациях, статистические данные, оформлять различные документы. Главным интернет-ресурсом является сайт Госуслуги, который позволяет населению получить информационное обслуживание, не выходя из дома. Также существуют сайты библиотек, архивных учреждений, органов власти, которые упрощают доступ населения к базе данных.

Значение информационных ресурсов в современном государстве

Сегодня сложно представить успешную страну, не заботящуюся о собственных информационных ресурсах. Они имеют чрезвычайную важность в деятельности предприятий и в жизни граждан. При этом государственные информационные ресурсы призваны обеспечить население качественными, достоверными сведениями. Сегодня, когда жизнь каждого человека изменяется из-за растущей информатизации, органы власти должны эффективно контролировать эти процессы и управлять ими, чтобы не случилось хаоса в этой сфере.

Источник

Читайте также:  Деловой этикет некоторых странах
Оцените статью