- Информационный потенциал общества
- Информационный потенциал
- Смотреть что такое «Информационный потенциал» в других словарях:
- Информационный потенциал общества
- Информационный потенциал страны это
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ
- РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
- Назначение рынка
- История развития рынка информационных услуг
- Структура рынка информационных продуктов и услуг
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ
Информационный потенциал общества
Информационным потенциалом общества называют информационные ресурсы и информационные составляющие трудовых ресурсов (информационных работников).
Информационный потенциал — это накопленный в обществеве информационный ресурс, а также это активизированный, введенный в действие информацирнный ресурс.
Информационный потенциал — это информационный ресурс в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективноно использовать.
Всю совокупность показателей развития информационного потенциала общества можно разбить на четыре группы:
1. Показатели, характеризующие развитие информации как основного информационного ресурса общества с выделением двух подгрупп: показатели развития традиционной массовой информации (число названий и тиражи книг, журналов и газет и др.) и показатели развития информации, хранящейся и распространяющейся в виде баз данных (знаний).
2. Показатели, характеризующие развитие технической базы информационной сферы народного хозяйства — информационной техники и технологии, с выделением двух подгрупп: показатели развития традиционных технических средств массовой информации (число телефонных аппаратов сети общего пользования, число телерадиоприёмных точек, число спутников связи, протяжённость линий кабельного телевидения и др.) и показатели развития средств информатики (электронная техника, программные средства и др.).
3. Показатели, характеризующие развитие трудовых ресурсов информационной сферы, с выделением двух подгрупп: показатели развития трудовых ресурсов традиционных видов деятельности (занятых в отраслях народного хозяйства) и показатели развития трудовых ресурсов в области информатики (программисты, специалисты по компьютерной технике, системотехники и др.).
4. Показатели, характеризующие развитие организационной базы информационной сферы с выделением двух подгрупп: показатели развития традиционных предприятий массовой информации (число библиотек, научных учреждений, школ, вузов и т.п.) и показатели развития предприятий информатики (вычислительных центров, программно-технических предприятий и т.д.)
Источник
Информационный потенциал
Финансовый словарь Финам .
Смотреть что такое «Информационный потенциал» в других словарях:
информационный потенциал — совокупность средств, методов и условий, позволяющих активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN information potential … Справочник технического переводчика
Информационный потенциал — информация, зафиксированная на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве потребителям для решения широкого спектра задач, связанных с деятельностью государственных институтов, военно… … Официальная терминология
Инновационный потенциал — Инновационный потенциал описание возможностей организации по достижению целей за счёт реализации инновационных проектов. Для удобства анализа инновационного потенциала проекты располагают в порядке убывания эффективности, эффекты и затраты… … Википедия
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ — представляет собой научное знание, как воплощенное в технологиях, продукции и прочих результатах человеческой деятельности (научно технологический потенциал), так и не реализованное, имеющее информационный характер, но закрепленное на… … Терминологический ювенологический словарь
Денисов, Анатолий Алексеевич — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Грамотность — Уровень грамотности по странам мира (отчёт о развитии человечества 2011) Грамотность степень владения человеком навыками письма и … Википедия
Николаевская научно-педагогическая библиотека — Научно педагогическая библиотека г. Николаева Месторасположение Николаев Основана 11 декабря 1946 года Другая информация … Википедия
Научно-педагогическая библиотека города Николаева — Научно педагогическая библиотека г. Николаева Месторасположение … Википедия
Научно-педагогическая библиотека Николаева — Научно педагогическая библиотека г. Николаева Месторасположение Николаев Основана 11 декабря 1946 года Другая информация … Википедия
Менеджер — (Manager) Профессия менеджер, обязанности и инструкция менеджера, менеджер организации Информация о профессии менеджер, обязанности и инструкция менеджера, менеджер организации Содержание Содержание Профессия менеджер Общественные аспекты… … Энциклопедия инвестора
Источник
Информационный потенциал общества
Информационную среду общества нельзя рассматривать вне связи с понятием информационного ресурса общества. Информационный обмен по существу представляет собой процесс перемещения знаний (данных) в границах информационной среды экономических, материально-технических, технологических, правовых и иных механизмов общества. Максимально эффективное использование информационного ресурса общества в условиях сложившейся информационной среды общества определяет информационный потенциал общества (ИПО).
Если на практике информационный ресурс общества используется по различным объективным и субъективным причинам не в максимальной степени, то в таком случае информационный потенциал общества реализуется лишь частично, что говорит о способности общества осуществлять информационно-обменные процессы только на определенном, социально-обусловленном уровне. Стратегической целью Российской Федерации может и должна быть цель максимальной реализации своего информационного, информационно-интеллектуального потенциала (национального информационного потенциала).
Информационный потенциал общества в широком смысле слова совпадает с понятием информационный ресурс общества, при этом и в том, и в другом случае речь идет об имеющихся в наличии информационных запасах, средствах, которые используются при необходимости.
Информационный потенциал общества в узком смысле слова включает в себя только «активизированные» информационные запасы и при этом основывается на понятии «потенциала» как степени возможного проявления какого-либо действия, какой-либо функции.
Информационный потенциал общества — это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.
В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.
Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества (когнитивные структуры и институты) — это, например, институты образования и семьи.
Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.
Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье.
По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемыми психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной Коммуникации и т.д.
Следует отметить, что США имеют максимум квалифицированного населения — населения, способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять трансферт технологий) за счет уровня образования. Показательным примером является тот факт, что 60% американской рабочей силы в канун XXI века имело высшее и неполное высшее образование — один из самых высоких показателей в мире. Все это свидетельствует о наличии хорошо налаженной системы реализации информационного потенциала нации.
На современном этапе развития цивилизации информационный потенциал государства становится таким же важным экономическим и социальным фактором развития, как энергетический, промышленный и оборонный потенциалы, численность и образовательный уровень населения.
Одна из ключевых проблем данного направления исследований заключается в создании научно обоснованной методологии формирования и развития инфосферы, т. е. информационной техносферы и информационной среды общества, которые смогли бы удовлетворить его быстро возрастающие информационные потребности. «Главными в этой проблеме являются следующие четыре крупномасштабных задачи:
• проведение системных исследований для определения оптимальной структуры и стратегии развития национального парка средств вычислительной техники и информатики, которые необходимы для решения задач социально-экономического, научного и культурного развития конкретной страны, ее регионов и сфер деятельности людей;
• организация автоматизированного проектирования и массового промышленного производства высоконадежных средств вычислительной техники, персональной информатики и связи, а также их программного обеспечения;
• создание и развитие интегрированной телекоммуникационной среды общества на основе спутниковых и оптоволоконных систем связи и перспективных информационных технологий их использования, обеспечивающих информационное взаимодействие с соответствующими международными системами и гарантирующих оперативный удаленный доступ абонентов к центрам хранения информационных ресурсов;
• организация промышленного производства и внедрения перспективных средств подготовки и распространения массовой информации (цифрового многопрограммного телевидения высокой четкости, стереофонического радиовещания, настольных издательских и копировальных систем, средств ввода/вывода и обработки изображений и т. п.).
Только развитие и широкомасштабное внедрение перечисленных выше средств информатизации позволит снизить остроту проблемы «информационного бума», которая сейчас принципиально не может быть решена за счет дальнейшего увеличения количества работников информационной сферы. Доля таких работников в США уже превышает 60% от общего количества занятых, а аналогичный показатель для региона бывшего СССР составляет 40%.
Процесс формирования информационной среды общества реализуется при соблюдении ряда основополагающих начал, которые можно назвать принципами формирования информационной среды общества:
• принцип синхронности: информационная среда возникает и формируется вместе с возникновением и формированием самого общества;
• принцип прагматичности: информационная среда возникает как реакция на потребность общества в общении и как средство удовлетворения этой потребности;
• принцип адекватности: характер и темпы развития информационной среды соответствуют характеру и темпам развития общества (так, как уже отмечалось, в информационном обществе более 50% трудоресурса занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг).
В настоящее время развивается важное теоретическое и прикладное направление — интеллектуализация социальных систем (предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации, социальной сферы). Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной среды как основы интеллектуальной среды, качественной среды обитания в целом.
Существует практически не осмысленная, однако, очень важная проблема социальных последствий параллельного развития в российском обществе двух компьютерных сред — IBM и Macintosh. Как известно, покупателями и пользователями этих практически несовместимых компьютерных сред являются мало пересекающиеся и в реальной жизни социальные группы. Таким образом, усиливается поляризация, расслоение российского общества. Особенную тревогу вызывает значительная распространенность, в том числе и не без помощи государственных образовательных организаций, наиболее перспективных обучающих экспертных систем именно на базе среды Macintosh.
Как уже отмечалось ранее, степень благоприятствования информационной среды для развития личности определяется в значительной степени характеристиками самого субъекта, участника информационно-обменных процессов. Однако по данным ВЦИОМ повышение компьютерной грамотности россиянами оценивается как существенно менее важное направление по сравнению с приобретением компьютеров и оргтехники.
Источник
Информационный потенциал страны это
Ресурс запасы, источники чегонибудь.Такая трактовка приведена в словаре русского языка С.И. Ожегова.
В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:
материальные ресурсы совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;
природные ресурсы объекты, процессы, условия природы, используемые обществомдля удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
трудовые ресурсы люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
финансовые ресурсы денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
энергетические ресурсы носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.
Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.
С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоватьсятем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.
Информационные ресурсы отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.
В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.
Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
- превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
- сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
- образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
- повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Информационный продукт совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Услуга результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.
Информационная услуга получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.
Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Пример 1.3. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:
- предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
- == выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);
- получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
- организация научнотехнической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научнотехнические семинары, конференции и т.п.);
- выдача результатов информационной) исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
База данных совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.
С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.
Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов.
Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.
Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
- справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;
- полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;
- числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;
- текстовочисловые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;
- финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;
- юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.
Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рис. 1.1.
Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий.
Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.
Ретроспективный поиск информации это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.
Рис. 1.1. Основные виды информационных услуг
Предоставление первоисточникаявляется традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.
Традиционные услуги научнотехнической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:
подготовку обзоров в виде рукописей;
подготовку переводов текстов.
Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:
- все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
- высокой оперативности предоставления услуг;
- возможности отказа от собственных информационных систем.
Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.
В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.
Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:
непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;
косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;
услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.
Подготовка и оказание информационных услуг:
- связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;
- и обработка данных в вычислительных центрах;
- программное обеспечение;
- разработка информационных систем;
- разработка информационных технологий.
РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
Назначение рынка
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационные рынок) система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материальновещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноухау, инженернотехнические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
- центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
- центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
- службы телекоммуникации и передачи данных;
- специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
- коммерческие фирмы;
- информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.
Примечание. Об участниках и состоянии информационного рынка России можно узнать:
из справочников «Вся компьютерная Москва», «Кто есть кто на компьютерном рынке», «Кто есть кто на компьютерном рынке России», «Информаци-онные технологии Петербурга»;
- из 1го тома «Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций»;
- из журнала «Информационные ресурсы России»;
- из сети Internet.
История развития рынка информационных услуг
С середины 50х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научнотехнических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители ученые и специалисты в области науки и техники.
С начала 60х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 60х до середины 70х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
Начиная с середины 70х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
Начиная с 80х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
Справка. До середины 80х гг. лидирующее место на рынке информационных услуг со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная политика была сориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства. С середины 80х гг. Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного с сектора.
В настоящее время на информационном рынке наметилось отставание США от темпов роста информационных услуг в Японии и других странах, что побудило правительство США принять ряд мер и скорректировать государственную политику в сторону увеличения государственного регулирования и дополнительного финансирования системы научнотехнических коммуникаций
Структура рынка информационных продуктов и услуг
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриальнотехнологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научноисследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:
- Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
Пример 1.4.В настоящее время в России получают распространение современные мировые технические достижения:
возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, что позволит вывести информационные ресурсы России на мировой рынок;
технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды;
электронная почта в компьютерной сети РЕЛКОМ, в которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов.
- Нормативноправовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
Пример 1.5.Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
Закон «Об авторском праве и смежных правах».
Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных».
Закон » О правовой охране топологий интегральных схем».
- Информационная составляющая. Это справочнонавигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
Пример 1.6. «Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций», где обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей.
- Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
Рассмотренный ниже пример 1,7 демонстрирует роль государства в регулировании рыночной экономики в период нестабильности. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.
Пример 1.7. Трудности, возникшие н последнее время в экономике США, породили ряд проблем, в решении которых возросла плановая и стабилизирующая роль государства как регулятора экономических, технологических и социальных отношений:
- вопервых, американские предприниматели, переставшие быть монополистами на мировом рынке и встретившие жесткую конкуренцию со стороны Японии, Германии и других стран, начинают искать поддержку у государства;
- вовторых, государство оказалось вынужденным перераспределять общественные фонды, с тем чтобы помочь увеличению занятости, которая последние годы и связи с внедрением новых информационных технологий (НИТ) постоянно уменьшается;
- втретьих, в связи с сокращением военнопромышленного комплекса государство вынуждено направить поток высвобождающихся высококвалифицированных специалистов а наукоемкие технологии, где требуются огромные затраты на их разработку и реализацию.
В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия.
Инфраструктура информационного рынка =совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения, отраженные в ряде работ [1, 2, 810, 12], относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, например, в работе [17] предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:
- научнотехническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;
- объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
- услуги образования все виды обучений;
- управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;
- бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.
В этой инфраструктуре, как отмечено в [2], отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:
- технический вся аппаратнотехническая база информатики;
- программный все программные продукты информатики;
- коммуникационный все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи.
Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:
- высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности;
- услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;
- домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок.
Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка в [12], который мы посчитали возможным взять за основу, внеся некоторые изменения и добавления (рис, 1.2).
Рис. 1.2. Сектора информационного рынка
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.
1й сектор деловая информация, состоит из следующих частей:
- биржевая и финансовая информация котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
- статистическая информация ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
- коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
2й сектор информация для специалистов, содержит следующие части:
- профессиональная информация специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
- научнотехническая информация документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
- доступ к первоисточникам организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
3й сектор потребительская информация, состоит из следующих частей:
- новости и литература информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
- потребительская информация расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
- развлекательная информация игры, телетекст, видеотекст.
4й сектор услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
5й сектор обеспечивающие информационные системы и средства,состоит из следующих частей:
- программные продукты программные комплексы с разной ориентацией от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.
- технические средства компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
- разработка и сопровождение информационных систем и технологий обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
- консультирование по различным аспектам информационной индустрии какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятель-ность и т.д.;
- подготовка источников информации создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
Примечание.В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
- непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;
- дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
В [2] приведены функции информационного бизнеса:
- управление финансами и ведение учета;
- управление кадрами;
- материальнотехническое снабжение;
- организация производства;
- маркетинговые исследования;
- лизинговые операции;
- консультационное обслуживание;
- страхование имущества и информации;
- организация службы информационной безопасности;
- сервисное обслуживание.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:
«Об информации, информатизации и защите информации».
«Об авторском праве и смежных правах»,
«О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных».
«О правовой охране топологий интегральных схем».
Рассмотрим основные положения закона «Об информации, информатизации и защите информации», который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развитии информационного общества. С его помощью удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации.
Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:
- Общие положения.
- Информационные ресурсы.
- Пользование информационными ресурсами.
- Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.
- Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научнотехнической и промышленной политики в сфере информатизации.
Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:
- как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
- как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.
Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.
Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантируют, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики и построения демократического общества в России.
Источник