Информация по странам для перевозчиков

Основные правила и особенности международных автомобильных грузоперевозок

Автомобильный транспорт занимает основную долю рынка грузовых и пассажирских перевозок в мире. При этом для осуществления международных транспортировок требуется обязательно учитывать все актуальные правила, требования и нормы. Существует целый свод общих правил, а также инструкции, предусмотренные для каждой отдельной страны. Чтобы грамотно выполнять работу, следует изучить все ключевые нюансы и особенности совершаемых международных перевозок грузов автомобильным транспортом. Транспортная компания не будет допущена к работе на международной арене, если не сможет соответствовать установленным законодательным ограничениям и общепринятым правилам.

Как организовываются международные автомобильные перевозки грузов.

Регулирование автоперевозок

Использование наземного транспорта для грузовых перевозок имеет непосредственную связь с территорией государства, где осуществляется транспортировка, и его правовым статусом. Также здесь следует учитывать международные права, которые регулируют вопросы автоперевозок. Основными из них являются:

  • Женевская конвенция, рассматривающая вопросы дорожного движения и его организации;
  • Конвенция МДП, которая регулирует порядка прохождения всех этапов таможенных оформлений и прочих стандартных формальностей;
  • Соглашение СМА. Это европейский правовой документ, касающийся международных автомагистралей. Документ регулирует режимы использования этих автодорог.

Автоперевозки на международном уровне попадают под действие Конвенции КДПГ, которую подписали и приняли в Женеве ещё в 1956 году. Но в силу документ вступил только через 5 лет. Представленный документ определяет правовые отношения между перевозчиками и непосредственными владельцами грузов, которые связаны специальными договорами, устанавливает правила приёма и выдачи перевозимой продукции в пунктах загрузки и конечного назначения.

Действие конвенции распространяется на любые соглашения об автоперевозках, предусматривающих вознаграждение, если указанные в договоре пункты погрузки и выгрузки относятся к двум различным странам, минимум одна из которых подписывала конвенцию. Стоит также добавить, что этот же документ регулирует вопросы международных автоперевозок, которые осуществляют правительственные официальные организации, учреждения, либо непосредственно происходят между государствами. При этом действие конвенции не распространяется на:

  • перевозки, осуществляемые на основе действующих международных почтовых конвенций;
  • воздушные, морские, речные, железнодорожные перевозки, являющиеся составной частью смешанной транспортировки груза;
  • автоперевозки, осуществляемые между странами британских островов;
  • мебель при переезде;
  • умерших людей.
Читайте также:  Какие страны лидируют по добыче меди

В настоящее время автотранспорт регулируется более чем 40 организациями, имеющими международный статус. Но наиболее значимыми из них считают Комитет внутреннего транспорта, а также международный союз автотранспорта. Первая организация была создана ещё в 1948 году в качестве межправительственного официального органа, чтобы регулировать взаимное сотрудничество с применением всех типов внутренних транспортных средств. В этот комитет входят все те страны, которые являются членами ЕЭК при ООН.

Комитет создал около 40 конвенций, а также более 50 правил в отношении устройства ТС. Он принимает непосредственное и очень активное участие в модернизации и улучшении автострахования, такого как ОСАГО в России, и международной системы Green Card. Специальная система регулирования позволяет контролировать международные автоперевозки, вести учёт иностранных грузов и защищать интересы отечественных автоперевозчиков. Если перевозка осуществляется между государствами, у которых отсутствуют обоюдные соглашения, уполномоченные органы могут выдать разрешение одноразового типа.

В Европе практикуется использование нескольких видов специальных разрешений на совершаемые рейсы, которые бывают:

  • одноразовыми;
  • многоразовыми;
  • фиксированными;
  • транзитными;
  • пригородными.

В России и тех странах, с которыми действуют двусторонние отношения, выдаётся, в основном, разовое разрешение. При автоперевозках, которые осуществляются в третьи страны и в обратном направлении, используется стандартная лицензия, выдаваемая ЕКМТ. Здесь речь идёт о конференции министров транспорта, участником которой Россия стала ещё в 1997 году.

При международных автоперевозках пассажиров и грузов проходят процедуру государственного обязательного страхования ответственности, предусмотренной перед третьими лицами. Потому каждый автоперевозчик обязан предварительно оформить этот документ на все ТС, которые принимают участие в доставке грузов в иные страны. К страховому полису предъявляется особое требование, согласно которому он обязан покрывать весь ущерб, потенциально нанесённый транспортными средствами.

РФ участвует в большом количестве двусторонних соглашений, что значительно упрощает осуществление всех международных автомобильных грузоперевозок.

Необходимые документы

Осуществляя международные автомобильные перевозки с доставкой груза на территорию иностранных государств, перевозчик обязан соблюдать правила относительно имеющихся документов. Грузовые автотранспортные перевозки будут считаться незаконными и выполненными с нарушениями, если отсутствует хотя бы один из обязательных разрешительных документов. Все они делятся на 3 категории и бывают:

К подготовке пакета документов следует подходить предельно внимательно. Набор личных документов состоит из:

  • водительского удостоверения, соответствующего международным требованиям;
  • паспорта с действующими визами, дающими разрешение на въезд в другие страны;
  • командировочного удостоверения;
  • свидетельства о прохождении подготовки или переподготовки для управления грузовым автотранспортом;
  • медицинской страховки;
  • медицинской книжки, необходимой для перевозки пищевых продуктов в рамках стран СНГ;
  • свидетельства ADR;
  • регистрационных листов или тахограммы;
  • документов для прохождения процедуры таможенного оформления водительских личных вещей.

Перечень необходимых сопроводительных документов на эксплуатируемое ТС более широкий. Сюда входят:

  • документы, подтверждающие факты оплаты за дорогу, сборы и пр.;
  • регистрационное свидетельство или соглашение об аренде, если автовладелец и перевозчик не являются одним из тем же лицом;
  • табличка, дающая разрешение на транспортировку товаров скоропортящейся группы;
  • если перевозка скоропортящихся товаров осуществляется в пределах СНГ, требуется санитарный паспорт;
  • сертификат техобслуживания международного образца и талон о прохождении ТО согласно графику;
  • свидетельство для допуска используемого автотранспорта для осуществляемой перевозки груза со всеми печатями, пломбами и пр.;
  • разрешение на въезд и выезд предусмотренного конвенциями двухстороннего типа;
  • разрешение на совершение транзитного автомобильного проезда;
  • разрешение для проезда по территории третьих государств;
  • разрешение на транспортировку специального груза;
  • путевой лист;
  • карта регистрации для возможности перевозки опасной категории груза;
  • свидетельство, дающее допуск для транспортировки опасного груза, соответствующее требованиям ADR;
  • страховой полис, который соответствует требованиям страны пребывания и имеет актуальный срок действия;
  • лицензионная карта;
  • документы, необходимые для таможенного оформления.

В зависимости от конкретной ситуации, перечень бумаг подбирается индивидуально. Всё зависит от того, какие нужны разрешения на автотранспорт, а также перечень конкретных стран, по территории которых проходит автомобиль.

Также обязательным условием для международных автоперевозок груза является наличие разрешительных документов на сам товар или продукцию. Этот перечень должен состоять из:

  • двух товарно-транспортных обязательных накладных или TIR Carnet, которые не заполняются;
  • товарной накладной, соответствующей требованиям CMR (этот формуляр предварительно заполняется);
  • счёт-фактуры;
  • фитосанитарных, специальных ветеринарных, медико-санитарных и иных свидетельств;
  • сертификатов качества и точного происхождения товара, его соответствия всем международным стандартам и пр.;
  • термограммы при необходимости соблюдать определённый температурный режим для груза;
  • акта о загрузке автотранспорта вместе с паспортом совершённой сделки;
  • книги TIR Carnet или грузовой таможенной декларации;
  • аварийной карты для доставки указанного в документации груза ADR;
  • документов, подтверждающих страхование перевозимого груза;
  • договора о грузопоставке;
  • документов для составления отчётов по завершению рейса;
  • разрешения на многоразовые поездки;
  • разрешения на ограниченное число рейсов;
  • разрешения на осуществляемый двухсторонний рейс к пункту назначения и в обратную сторону;
  • разрешения для транзитного проезда;
  • разрешения на транспортировку грузов в третьи государства или многостороннего разрешительного документа.

Вы наглядно можете видеть, что международные автоперевозки сопровождаются необходимостью в сборе внушительного пакета документов. Следует предельно внимательно подходить к этому вопросу, поскольку иногда отсутствие даже одной бумажки или разрешения способствует возникновению серьёзных проблем для всех, кто имеет отношение к перевозимому грузу. Но первым под удар попадает непосредственно сам водитель.

Обязанности и права

В рамках международных автомобильных перевозок следует учитывать не только обязанности, но и права сторон, принимающих участие в операциях по транспортировке товаров и грузов. Поскольку в международных грузоперевозках на автомобильном транспорте принимают участие несколько сторон, следует рассматривать отдельно права и обязанности каждой из них. Начнём с отправителя грузов. Здесь учитываются следующие моменты:

  • Грузоотправитель обязан понести ответственность за все расходы и убытки, возникшие при перевозке груза, если он предоставил неточные или недостаточно полные сведения в накладных и иных сопроводительных документах, за которые отправитель отвечал;
  • При этом отправитель груза обладает право требовать от перевозчиков тщательной проверки веса по брутто и количества транспортируемого товара, которые измеряется в различных единицах. Дополнительно у него есть право проверять грузовые места на предмет их содержимого;
  • Отправитель будет нести ответственность перед грузоперевозчиками при повреждениях и ущербе, наносимых грузу, лицам или же используемому оборудованию. Ответственность распространяется на любые издержки, обусловленные повреждением упаковочной тары, если при принятии груза не были оговорены видимые или известные грузовладельцу дефекты и нарушения;
  • Отправители обязуются перед отправкой своего товара прикреплять к сопроводительным документам все требуемые сведения и информацию, которые необходимы для осуществления таможенного оформления или прохождения иных формальных процедур. Отправитель грузов будет нести полную ответственность перед нанятым перевозчиком при любом виде ущерба, обусловленным отсутствием, неполнотой, недостоверностью или наличием ошибок в сопроводительных бумагах.

Здесь всё предельно объективно и понятно. При этом не стоит забывать о правах и обязанностях со стороны самого грузоперевозчика. Ответственность переходит на транспортную компанию или перевозчика, если:

  • груз при транспортировке был полностью или частично утерян;
  • перевозимый груз получил повреждения при транспортировке после приёма товара, но до его сдачи в конечном пункте;
  • доставка была задержана по вине перевозчика.

Что же касается обязанностей, то здесь ещё на этапе принятия перевозимого груза перевозчики должны:

  • проверить все записи в накладных и сопроводительных документах;
  • убедиться в наличии маркировки и нумерации товара, если такая предусмотрена;
  • удостовериться в целостности используемой упаковки и самого груза;
  • внести в накладные пояснения, если сверку выполнить невозможно по объективным причинам (контейнер опломбирован, к примеру).

Когда груз прибывает к точке назначения, получатель имеет законное право потребовать предъявить ему вторую копию транспортно-товарной накладной, а также передать товар на основе расписки о приёмке.

Право на распоряжение перевозимым грузом предоставляется при таких условиях:

  • Отправитель или грузополучатель, желающий воспользоваться таким правом, предъявляет оригинальные накладные, внося в них новые инструкции для грузоперевозчика. Дополнительно требуется возместить возможный ущерб и издержки, необходимые для выполнения новых инструкций;
  • Выполнить новые инструкции можно при получении лицом, уполномоченным их выполнять. Это не оказывает негативного влияния на работу грузоперевозчика, но наносит определённый ущерб грузополучателям и отправителям остального товара;
  • Внесённые изменения в инструкции не приводят к тому, что груз начинает портиться.

Если возникают спорные ситуации в рамках совершения международных грузоперевозок, тогда сторона истца может самостоятельно обращаться в уполномоченные органы стран, принимающих участие в перевозке, заранее предусмотренных по согласованию между сторонами, но также и в судебные инструкции, которым принадлежат:

  • место проживания ответчика;
  • расположение офиса или региональное отделение компании, принимающей участие в составлении договора о грузоперевозках;
  • место передачи перевозимого товара для его дальнейшей транспортировки;
  • место конечного прибытия груза.

Подать иск в рамках грузоперевозочного процесса можно в течение 1 года. Если речь идёт о злонамеренных или злоумышленных поступках, то срок обращения увеличивается до 3 лет.

Ключевые правила

В 1958 году, когда эра международных перевозок автомобильным транспортом только зарождалась, было подписано специальное соглашение, которое регулировало вопросы создания одинаковых условий для признания и утверждения механизмов и оборудования ТС. Только к 1987 году Россия стала полноправным участником соглашения, которое к тому времени претерпело целый ряд изменений. С того времени начали сертифицировать международный автомобильный транспорт. К настоящему моменту существуют сотни правил и директив, разработанных при ООН и Евросоюзом. В основном, они направлены на предъявление требований к новым транспортным средствам, которые передвигаются по европейским дорогам.

Большинство правил касается самих автопроизводителей, а не непосредственных пользователей создаваемого транспорта. Если же говорить про перевозчиков, то к ним предъявлены ограничения по массе, габаритам и экологическому воздействию на окружающую среду со стороны эксплуатируемого авто. Первое ключевое правило представлено под No49. Оно регулирует вопросы токсичности выхлопного газа, который производит двигатель внутреннего сгорания. Именно этот нормативный акт позволяет классифицировать ТС по нормам от Евро-0 до Евро-6. Последний является наиболее жёстким экологическим стандартом, принятым ещё в 2013 году.

В правиле под номером 51 предусмотрены ограничения по создаваемому автомобилями шуму. Согласно нормативным документам, если ТС имеет мощностью ДВС от 150 кВт и выше, то при разгоне шум не должен превышать 80 дБ. В случае выпуска сжатого воздуха из компрессоров шумность может достигать не более 72 дБ. Если автотранспорт соответствует этим нормам, его маркируют буквой L. При ещё более низких показателях шумности применяется маркировка в виде буквы G.

Согласно решению транспортной комиссии Европы, существуют специальные ограничения по габаритам автомобилей грузового назначения. Актуальные правила такие:

  • высота составляет не более 4 метров;
  • ширина не должна превышать 2,55 метра;
  • в случае с изотермическими и рефрижераторными машинами допускается ширина до 2,6 метра;
  • длина одиночного автомобиля не превышает 12 метров;
  • длина ТС с прицепом составляет до 16,5 метров;
  • автопоезд в составе с одним прицепом не должен быть длиннее 18,75 метров;
  • автопоезд с двумя прицепами имеет максимальную длину 25,9 метров;
  • автопоезда с полуприцепами при совокупной длине свыше 15,5 метров обязаны разворачиваться внутри концентричной окружности, радиус которой составляет 5,3 и 12,5 метров;
  • если оси прицепа удалены друг от друга на 11,5 метров, либо больше указанной величины, то минимальный клиренс (дорожный просвет) должен соответствовать от 160 мм. и выше.

Важно учитывать, что в каждой отдельно взятой стране действуют свои ограничения по габаритам, массе и предельным осевым нагрузкам. Потому они могут отличаться от европейских стандартов. Это обусловлено тем, что нормативные европейские документы носят рекомендательный характер, а не обязывают страны строго следовать этим стандартам.

В связи с этим многие государства принимают собственные национальные стандарты, опираясь на состояние дорог и необходимость в обеспечении эффективных грузоперевозок. Та же Бельгия допускает эксплуатацию машин с габаритной шириной до 2,6 метров, а в Голландии шестиосевые автопоезда могут весить до 50 тонн. В Финляндии допускается эксплуатация по местным автомагистралям трёхзвенных автомобильных поездов, вес которых составляет до 60 тонн.

Организация грузоперевозок

Всю процедуру международной грузоперевозки автомобильным транспортом можно разделить на 3 этапа:

  • погрузка;
  • доставка (транспортировка);
  • выгрузка.

Каждый из этапов включает несколько отдельных операций, которые осуществляются в рамках подготовки, организации непосредственно самой реализации доставки. Помимо транспортной компании или организации, которые берут на себя решение вопросов по перевозке груза, в процессе принимают участие и сами владельцы грузов. Международная практика автоперевозок отличается своими особенностями, которые зависят от вида и характеристик груза, способа и порядков по организации транспортировки, применения погрузо-разгрузочного оборудования и пр.

Реализация доставки осуществляется путём выполнения двух основных операций. Первой является приёмка товара от грузоотправителя, а второй выступает передача продукции к конечному получателю. Если экспортёр перевозит собственный груз, он обязан предъявить транспортной компании, которая будет осуществлять доставку, все данные и сведения о товаре. Опираясь на полученную информацию, перевозчик определяет нужное количество автотранспортных средств и их характеристики, составляет рабочий график и схему движения, согласовывает перевозку с грузовладельцем и определяет, в какую сумму обойдётся оказываемая услуга. Если стороны приходят к соглашению по всему условиям, подписывается договор на международную доставку.

Договор подписывается сторонами и выступает основной формой деловых взаимодействий между сторонами, то есть перевозчиком и самим заказчиком (клиентом). Этот документ определяет всех участников транспортного процесса. Договор подтверждает обоюдные права и обязательства, которые каждая сторона берёт на себя в период выполнения грузоперевозки. Договор составляется только в письменной форме в соответствии с действующими нормативными документами. Когда соглашение подписано, отправитель продукции приступает к подготовке товара к его последующей транспортировке. Подготовка обычно состоит из:

  • комплектации;
  • маркировки;
  • взвешивания;
  • контроля качества;
  • опломбирования;
  • укладки;
  • передачи перевозчику.

Доставляемый товар следует обязательно передать адресату согласно указанному в документации пункту назначения. В обязанности транспортировщика входит передача груза конечному получателю без имеющихся повреждений, дефектов или частичной утраты. Но здесь есть исключения, если перевозимый товар предусматривает возможность естественной убыли. Перевозчик также отвечает за безопасность и сохранность товара при его доставке. Если при транспортировке груз был испорчен, частично или полностью утрачен, по прибытию к месту назначения обязательно составляется специальный акт сдачи. Владелец ТС обязуется в такой ситуации компенсировать все убытки клиента на сумму, не превышающую реальную стоимость товара согласно накладной.

При осуществлении регулярных международных грузоперевозок с использованием автотранспорта, используются установленные схемы передвижения. Системы движения бывают сквозными и участковыми. Сквозными грузоперевозочными системами являются передвижения автотранспорта согласно заданным маршрутам из начального пункта загрузки до пункта приёмки груза без перегрузок по пути следования. В случае с участковой системой осуществляемого движения весь маршрут делится на участки, в пределах которых осуществляется перемещение грузов. Затем меняют состав автопоезда, товар перегружают с помощью замены кузова или переноса контейнера на другие автомобили.

Тарифы

Тарифы на осуществляемые автомобильные грузоперевозки могут существенно отличаться в зависимости от того, о какой стране идёт речь. Причиной тому служит большая разница в некоторых случаях по размерам заработной платы в том или ином государстве, определяющем тарифные ставки для водителей. Как и в случае с воздушным и морским видом грузоперевозок, при тарификации автоперевозок учитывается преимущественно вес. Но также принимается во внимание соотношение между весом и объёмом груза. Среднее соотношение для автоперевозок груза равняется 3 к 1. Потому если объём груза превышает его вес в 3 раза и больше, тарификация основывается с учётом так называемого теоретического веса. Чтобы его получить, нужно суммарный объём разделить на 3.

Таможенное оформление

На границе каждого государства действуют таможенные посты для автотранспортных средств. Через них проходят и грузоперевозчики, которые доставляют товары в различные страны. Пограничный обязательный контроль в рамках осуществляемых международных перевозок груза необходим для:

  • обнаружения с пресечения эксплуатации транспорта, который оснащён специальными решениями для скрытия перевозимого груза от пограничников;
  • недопущения прохождения через границы ТС, преследующих иные цели, помимо перевозки груза или пассажиров;
  • контроля на предмет соответствия ТС предъявляемым техническим нормам.

Таможенный осуществляемый контроль при международных автомобильных перевозках товаров и различной продукции осуществляется в определённой последовательности.

Поэтапно процедура контроля ТС и таможенных операций выглядит так:

  • Въезжая в зону пограничного (таможенного) контроля, перевозчики обязаны предъявить уполномоченным представителям пропускного пункта уведомление при вывозе или ввозе груза, прикрепляя к нему сопроводительные документы на товар и само автотранспортное средство;
  • Уполномоченные лица проводят тщательную проверку представленных документов на предмет их подлинности;
  • Сотрудник таможни принимает решение о том, что будет проводиться таможенный контроль и в какой форме;
  • Таможенные служащие выбирают вид проводимого таможенного контроля ТС;
  • Проводятся все предусмотренные законом действия по таможенной проверке груза и пассажиров, которые могут следовать вместе с водителем грузового ТС;
  • Осуществляется таможенный досмотр автотранспорта и всего товара, который он перевозит;
  • Перевозчику возвращаются все документы, которые были переданы таможенникам для проверки;
  • Машину пропускают через государственную границу.

Но стоит понимать, что не всегда по итогам проверки решение принимается однозначно в пользу перевозчика, который может беспрепятственно продолжить движение к пункту назначения.

Решение напрямую зависит от того, какие выводы будут сделаны на основе проведённого таможенного контроля. В результате сотрудники могут уведомить перевозчика о:

  • возможности продолжить движение;
  • необходимости проведения дополнительно досмотра и сверки документов;
  • потребности в таможенном досмотре;
  • отказе в пропуске.

Таможенный досмотр относится к процедурам пограничного контроля. Здесь подразумевают необходимость фактической и документальной сверки ТС и транспортируемого товара. Целью досмотра является обнаружение и пресечение ввода и вывоза товара, который не заявлен для прохождения таможенного контроля. Наглядно можно видеть, что автомобильные международные грузоперевозки имеют множество нюансов, особенностей, правил и требований, и теперь вы об этом знаете. Только при полном соответствии им доставка грузов по территории различных государств становится возможной. Попытки обойти законы или обмануть сотрудников таможенных служб обычно заканчиваются серьёзными штрафами, а также открытием административных и уголовных дел. Потому следует доверять международный формат грузоперевозок только проверенным и хорошо зарекомендовавшим себя транспортным компаниям.

Источник

Оцените статью