Инновационная деятельность зарубежных странах

Инновационная деятельность в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:32, реферат

Описание работы

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности.
В широком смысле слова, инновационная деятельность — это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

Содержание

Введение
I. Регулирование инновационной деятельности государством.
II. Формирование государственной инновационной политики в
зарубежных странах.
III. Инновационная деятельность Западной Европы
IV. Инновационная деятельность США
V. Инновационная деятельность Японии
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инновационная деятельность в зарубежных странах.doc

Среди мер косвенного регулирования прежде всего следует отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычитаемых из налоговых платежей.

Особенностью Государственной инновационной политики США также является низкая «ведомственная» концентрации решений по выработке и реализации инновационных проектов.

В целях развития инновационной деятельности в США в 1984 г. был принят «Закон о кооперации в сфере НИОКР», а еще ранее, в 1980 г., был принят закон Стивенсона-Вайдлера «О технологических нововведениях», предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций:

  • создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти;
  • оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями;
  • поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.

В США отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

Читайте также:  Страны соседи северного кавказа

Относительно недавно, в конце прошлого столетия, Япония начала реализацию политики превращения страны из «имитатора» и « рационализатора» в творца технологий, прежде всего в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы. Этот процесс происходит за счет осуществления государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий.

В Японии вопросами инновационной политики государства занимаются высшие государственные органы власти. Премьер-министр Японии возглавляет Совет по делам науки. В его состав входят руководители ряда министерств, а также представители крупнейших частных промышленных корпораций. Совет по делам науки формулирует стратегическую линию научно-технического развития страны и определяет размеры расходов на НИОКР из государственного бюджета, Управление по науке и технике осуществляет разработку и реализацию наиболее крупных национальных программ (космические исследования, разработка аппаратуры для ядерных реакторов и др.). В его рамках функционирует Японская корпорация развития исследований, занимающаяся поддержкой новых наукоемких фирм.

Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) играет ключевую роль в разработке промышленных НИОКР и их внедрении. Контроль над выполнением конкретных направлений работ осуществляется Управлением по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленной технологии, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Управление национальной обороны стимулирует некоторые исследования в ракето- и авиастроении, а также электронной промышленности, имеющие как военное, так и гражданское применение.

Механизм, с помощью которого японское государство реализует свою инновационную политику, достаточно прост. После определения приоритетного направления исследований МВТП предлагает всем крупным корпорациям с соответствующим производственным профилем принять участие в реализации программы. Министерство предоставляет корпорациям свои научные лаборатории, «подключает» к исследованиям ведущих ученых и специалистов из университетов, однако не оказывает сколько-нибудь существенной финансовой поддержки. Основные же затраты, связанные с проведением НИОКР, коллективно осуществляют корпорации-участницы. Результаты исследований и разработок, а также ноу-хау сообщаются всем заинтересованным компаниям. Японское правительство не выделяет значительных средств на финансирование промышленных НИОКР, равно как и не гарантирует компаниям рынков сбыта для новой продукции, но оно принимает протекционистские меры для защиты национального рынка и тем самым помогает корпорациям «встать на ноги» на передовых направлениях НТП. Поэтому японские производители наукоемкой продукции на внутреннем рынке практически не испытывают давления со стороны иностранных конкурентов.

Самым серьезным изменением, происшедшим в концепции государственного регулирования НТП Японии в 80-е годы, было намерение правительства этой страны уже в ближайшее десятилетие вывести ее в мировые лидеры в новейших, еще окончательно не сформированных отраслях и производствах (новые материалы, микроэлектроника, биотехнология, оптроника).

В Японии для развития экспортного производства используются не только прямое субсидирование и другие, традиционные экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях.

Исходя из всего, что было сказано в работе, можно сделать вывод о том, какой должна быть антикризисная инновационная политика государства (на примере зарубежных стран – США, Японии и стран Западной Европы). Для проведения эффективной политики необходимы:

  • активизация деятельности государственных предприятий, различных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобретений и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности.
  • создание общегосударственного центра, занимающегося проблемами передачи технологии (по аналогии с Национальным институтом стандартов Министерства торговли США).
  • разработка программ по использованию передовых технологий, которую следует поручить соответствующему ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии. Из-за недостатков нормативно-правовой базы и отсутствия необходимых финансовых средств программы по разработке и реализации передовых технологий очень часто так и остаются программами, не претворяясь в жизнь (за исключением особо важных для государства программ – секретные разработки, оборона и т.д.)
  • формирование инновационной инфраструктуры, которая может включать акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, представленных в данном консорциуме;
  • выпуск специальных изданий, регулярно публикующих информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для экономики.

Во многих странах все больше внимания уделяется созданию комплексных концепций научно-технического развития. Комплекс норм, на который ориентируются передовые страны в развитии инновационной сферы:

  1. ориентирование и поддержка научных исследований;
  2. регулирование направлений научно-технического развития;
  3. защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;
  4. совершенствование системы стимулирования НТП;
  5. содействие процессам обращения информации;
  6. совершенствование системы организации передачи технологий;
  7. лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);
  8. косвенное регулирование (правовое, финансовое, техническое и т. п.);
  9. разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;

10) развитие методов управления научно-техническим развитием;

11) расширение масштабов международного разделения труда и сотрудничества;

12) прямая государственная помощь предприятиям (например, финансовая, информационная и т. п.);

13) изучение закономерностей инновационного процесса;

14) дальнейшее развитие и совершенствование интенсифицирующих методов.

Источник

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Началом бурного развития инновационного потенциала зарубежных стран является середина ХХ в. В США инновационная деятельность и инфраструктура стремительно начала развиваться с начала 50-х гг. Причинами тому являлись, во-первых, обострение конкуренции в области высоких технологий со стороны иностранных компаний, во-вторых, стремление повысить эффективность использования в коммерческих целях научных и технологических результатов, полученных в ходе освоения федеральных бюджетных ассигнований на НИОКР. С начала 70-х гг. инновационные процессы уже охватили Францию, Бельгию, в 1983 г. – ФРГ, в 80-е гг. – Канаду, Сингапур, Австралию, Бразилию, Индию, Малайзию, Китай, Японию.

В организационных схемах развития инновационной деятельности существуют заметные страновые отличия. Их выбор зависит в значительной мере от особенностей национальных систем нововведений. Основной базой для стимулирования инноваций стали технопарки. К настоящему времени сформировались 3 типа моделей построения технопарков: американская (США, Великобритания); японская (Япония); смешанная (Франция, ФРГ).

Отличительными особенностями американской модели являются три типа научных парков: научные парки; исследовательские парки; инкубаторы (инновационные центры).

Японская модель предполагает строительство совершенно новых городов – так называемых «технополисов», сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и наукоемкое промышленное производство.

Особенностями смешанной модели являются: наличие здания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм; наличие нескольких учредителей. Пример – научный парк «София Антиполис».

По определению Международной Ассоциации научных парков научный или исследовательский парк представляет собой структуру, управляемую в соответствии с формальным соглашением о сотрудничестве с университетами и исследовательскими центрами с целью содействия созданию и развитию наукоемких предприятий путем передачи научных и технических знаний и управленческих навыков фирмам-клиентам. Технопарк – организация, управляемая профессионалами, главная цель которых состоит в том, чтобы увеличить богатство ее сообщества, продвигая культуру инноваций и конкурентоспособность ее взаимосвязанных видов коммерческой деятельности и учреждений, основанных на знаниях. Чтобы реализовать эти цели, технопарк стимулирует и управляет потоком знаний и технологий среди университетов, научно-исследовательских центров, компаний и на рынке, что облегчает создание и рост инновационных компаний через инкубацию и процессы дополнительного дохода, и обеспечивает создание других ценных услуг, включая создание высококачественных мест и средств обслуживания.

Единым направлением развития инновационной деятельности различных стран является то, что правительства, формируя правовые условия управления интеллектуальной собственностью, созданной в государственных исследовательских организациях, стремятся к развитию соответствующей инфраструктуры, которая стимулирует процесс передачи технологий и коммерциализации исследований и разработок.

Инновационная система США

К середине прошлого столетия ведущие американские университеты превратились в мощные образовательные, исследовательские и научно-производственные комплексы, тесно связанные с бизнесом, индустрией и системами управления. Университеты США изначально имели особый правовой статус, обладали собственными уставами и конституциями, которые давали им высокую степень автономии, но не противопоставляли их обществу и власти. В силу того, что университеты имели в своем распоряжении землю, цена которой вследствие близости к коллективному интеллекту университета все более повышалась, с течением времени многие университеты стали самодостаточными в экономическом отношении субъектами хозяйственной деятельности.

Крупные университеты США, являясь федерально-значимыми научно-образовательными центрами, в большинстве случаев выступают мощнейшим фактором развития регионов через формирующиеся при них технопарковые структуры. Так, например, первый научный технопарк был создан на базе Стэндфордского университета и имел благоприятные условия существования: небольшая арендная плата; тесное соседство с технологическими компаниями; венчурное финансирование, тесные рабочие контакты с университетом. Крупнейший американский исследовательский университет – Массачусетский технологический институт имеет связи приблизительно с 300 корпорациями (более половины из них – крупнейшие корпорации США).

Для исследовательских университетов характерна множественность источников финансирования: федеральный и местный бюджеты, гранты, благотворительные и попечительские фонды, бизнес, доходы от учебной, исследовательской, производственной и консультационной деятельности.

Современный исследовательский университет – это крупный экономический субъект, обладающий большой самостоятельностью. Так, годовой бюджет Техасского университета – 3 млрд. долларов, Стендфордского – 1 млрд. долларов, Манчестер метрополитен-университета – 1 млрд. долларов. Исследовательские университеты стали равноправными партнерами бизнеса в интеграции науки, образования и производства, а порой выполняют в регионах роль ведущего, основного интегратора.

Вокруг университетов создаются исследовательские парки как форма интегрированного развития науки, образования и бизнеса. Исследовательский парк представляет собой объединенную вокруг научного центра (исследовательского университета) научно-производственную, учебную и социально-культурную зону обеспечения непрерывного инновационного цикла.

Суть концепции исследовательского парка состоит в создании особой инфраструктуры, обеспечивающей связь исследовательского центра и бизнеса, порождающей и поддерживающей на стартовом этапе малые высокотехнологичные предприятия. В парках осуществляется технологический трансфер, т.е. передача новых технологий, проекты которых возникли в научных центрах, в производство, доведение замысла до стадии выпуска продукции.

Ядром парка является инновационный бизнес-инкубатор, в котором ученый после тщательной экспертизы своей разработки получает возможность льготной аренды помещений и оборудования, деловых консультаций, финансовой, информационной и: организационной поддержки. Таким: образом, в парке начинают действовать юридически и экономически самостоятельные фирмы.

Основную финансовую поддержку в период становления исследовательский парк получает не из федерального центра, а за счет своего региона, местных органов власти, крупных промышленных предприятий, местного бизнеса, поскольку парк при университете призван решать, прежде всего, региональные задачи.

В США функционирует свыше 300 технопарков. В наиболее известном технопарке «Кремниевая долина» вблизи Стэнфордского университета сосредоточено свыше 3 тыс. средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых порядка 200 тыс. человек. В среднем каждый сотрудник принес своей компании 200 тысяч долларов валового дохода только в 2002 г. Деятельность этих фирм покрывает 20% мировой потребности в компьютерных и электронных компонентах определенных видов.

Среди крупнейших по капитализации компаний Кремниевой долины Intel (микопроцессоры, комплектующие), Cisco Systems (сетевое оборудование), Oracle (программное обеспечение), Hewlett-Packard (компьютеры, периферия), eBay (Интернет-аукцион),Yahoo! (интернет-портал), Sun Microsystem (серверы, рабочие станции).

Инновационная деятельность в Европе

С начала 70-х гг. стали развиваться первые Европейские технопарки. В то время их особенностью являлось: наличие одного учредителя; основной вид деятельности – сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм; более короткий срок становления, поскольку они базировались на имеющемся опыте, имели детально проработанные программы и бизнес-планы; в основном это были крупные организации, которые имели контакты со зрелыми фирмами.

В настоящее время основными направлениями развития европейских технопарков являются юридически правильное оформление прав на идею (интеллектуальную собственность); грамотный технологический и финансовый план доведения идеи до промышленного выпуска продукции и его реализации на рынке; наличие подходящего помещения для создания опытного образца и производства продукта; наличие необходимого для работы оборудования; финансовые ресурсы для реализации рассмотренных этапов.

Однако в то время технопарки почти не уделяли внимания формированию и поддержке новых фирм, передаче технологий из науки в промышленность.

Современная европейская модель технопарка отличается наличием здания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм (это способствует формированию большого числа новых малых и средних инновационных предприятий, пользующихся всеми преимуществами системы коллективных услуг); наличием нескольких учредителей, что отличает ее от американской модели.

В 1972 г. был создан технопарк София-Антиполис во Франции. Его научно-исследовательская и культурная деятельность сосредоточена не только в пределах технопарка, но также наблюдается обмен опытом с известными зарубежными компаниями в сфере новых технологий, создание новых секторов и центров, что способствует привлечению новых инвестиций и развитию инновационных предприятий, созданию новых рабочих мест. Национальные и международные НИИ и инновационные центры, вузы расположены на площади в 650 Га. Структура технопарка включает зоны отдыха, жилые районы.

В 1971 г. создается Зона научных и технических нововведений и производства (ZIRST) во Франции. Ее характеристики: 280 акров земли, имеются зоны отдыха, более 275 компаний; создание новых компаний, содействие их становлению и развитию; установление контактов и взаимодействие между НИИ, вузами и промышленными предприятиями; развитие рынка труда.

Правительство Франции традиционно стремится активно влиять на технологическое развитие национальной промышленности. Однако прямые меры воздействия не всегда давали желаемые результаты. Так, в 1983 г. в Национальном центре научных исследований (Centre National de la Recherche Scientifique – CNRS – аналог Академии наук) создано подразделение, отвечающее за практическое использование полученных результатов. Оно применяло широкий спектр мер и стимулов для обеспечения более тесного сотрудничества ученых и промышленных предприятий. В каждом регионе назначались специальные представители CNRS, ответственные за выявление перспективных прикладных разработок и установление контактов с заинтересованными фирмами.

Научный Парк Левен-ла-Нев (Бельгия) был основан в 1971 г. и отличается следующими преимуществами: территория парка занимает 231 Га и охватывает 4 региона; был построен новый научный город, включающий в себя университет, жилые районы, коммерческие и социокультурные центры, компании, занимающиеся развитием высоких технологий.

Исследовательский парк Хериот-Уоттский (Великобритания) основан в 1966 г. Здесь было разрешено только проведение научно-исследовательских работ и запрещено массовое производство. Основной деятельностью парка является исследовательская и научная деятельность; развитие коммерческой деятельности и сдача земли в аренду различного рода предприятиям; предоставление предприятиям целого ряда услуг.

В 1970 г. в Великобритании был основан Кембриджский Технопарк. Научный парк представляет собой группу производственных наукоемких фирм или исследовательских организаций, которые размещены неподалеку от ведущего исследовательского университета на участке земли с красивым, минимально измененным ландшафтом, и пользуются выгодами от взаимодействия с этим университетом. Научный парк есть средство формирования системы производств и прикладных исследований, соответствующих по профилю источнику научно-технического прогресса и расположенных рядом с ним. На территории технопарка спроектированы и построены 5 зданий площадью от 29 000 до 36 000 квадратных футов. В настоящее время работает 65 высокотехнологичных предприятий, более 5000 сотрудников. С 2002 г. началось создание новых центров, особенно в сфере фотоники и нанотехнологий.

В конце XX – начале XXI столетия, под влиянием законодательных инициатив в области трансфера технологий, Великобритания в существенной степени пересмотрела свою стратегию в отношении Центров трансфера технологий. Одной из характерных особенностей сложившейся в Великобритании к началу 1990-х гг. общей схемы передачи технологий являлось создание консорциумов (клубов) промышленных компаний, образовательных учреждений и научных лабораторий для проведения совместных исследований на доконкурентных стадиях НИОКР. На рубеже 1990-х гг. министерство торговли и промышленности оказывало поддержку более чем 100 подобным учреждениям в различных областях техники и новых технологий (от квантовой электроники до биотехнологии).

Развитие инновационных центров в Германии началось с 1983 г. В 1983 г. был основан Берлинский инновационный центр BIC, в 2000 г. – более 350 ИЦ. Здесь обслуживается более чем 10 000 компаний с более чем 69 000 служащими. ADT – федеральная ассоциация немецких технологических и деловых инновационных центров – способствует обмену информацией и опытом между инновационными центрами в Германии с организациями партнеров и инновационными центрами в других странах.

Инновационные центры Германии являются инструментами регионального содействия экономике. При структурных кризисах они позволяют сделать выбор в поддержку создания новых структур экономики (например, Берлин, новые федеральные земли). Другие федеральные земли (например, Баден-Вюртемберг) использовали центры для создания сильных инновационных организаций среднего уровня для предотвращения структурных кризисов.

В Германии функции технологических посредников между лабораториями и компаниями выполняют различные научные общества и совместные исследовательские ассоциации в промышленности. Ведущая организационная роль принадлежит «Фраунгоферовскому обществу», в которое после объединения Германии вошли 45 исследовательских институтов, в том числе 9 из бывшей ГДР. Их деятельность финансируется за счет субсидий федерального правительства и доходов от выполнения контрактных исследований. Главной задачей общества является содействие внедрению в промышленность новых технологий и выполнение исследований общенационального значения (например, в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Для облегчения малым фирмам доступа к его услугам правительство предоставляет им субсидии в размере до 40 % полной стоимости заказываемых НИОКР.

Большое участие в организации передачи технологий принимают местные органы власти, в первую очередь правительства земель. В частности, они вносят большой вклад в создание научных парков и инновационных центров, рассматривая эту деятельность как одно из важнейших направлений в решении проблем регионального развития.

В 1984 г. был основан научный парк Мьярдеви (Швеция). Он состоит из 180 компаний и более 4000 работников. Сфера деятельности – телекоммуникации, компьютерные технологии, электроника и др. Клиенты парка – Avionetics, EuroNetics, Ericsson, SaabTech, NNL Technology и т.д. Компаниям предоставляет возможность арендовать земли и помещения на своей территории для развития их дальнейшей деятельности, воплощения новых идей и коммерческого роста.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Оцените статью