Особенности формирования инновационной экономики в развивающихся странах
Единого общепризнанного определения термина «развивающаяся страна» не существует. Правила, позволяющие относить страны к категории «развитых» или «развивающихся», отсутствуют в системе Организации Объединенных Наций. Тем не менее в исследовательском сообществе имеется нестрогий консенсус по вопросу классификации стран с учетом дохода на душу населения, степени индустриализации экономики, зрелости рыночных отношений, структуры внешнеторгового оборота и вовлеченности в глобальные финансово-экономические процессы, гарантий права собственности и прав человека, позволяющий более-менее однозначно подходить к формированию списка развивающихся стран.
Не вызывает сомнения, что современная Россия, несмотря на солидный научно-технический задел и гигантский опыт промышленного развития, может быть смело включена в список развивающихся стран мира. Но также не вызывает сомнения, что Россия с учетом тех же особенностей индустриального опыта, вклада в мировую науку и технический прогресс наряду с развитыми странами движется по магистральному пути перехода к экономике знаний. Особенность переходного этапа состоит в том, что он осуществляется на фоне «третьей промышленной революции» и реиндустриализации развитых стран, а также признаков новой волны рецессии мировой экономики. Этот курс государства нормативно закреплен в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой прямо утверждается, что переход экономики на инновационную модель развития является единственным возможным способом достижения высокого уровня благосостояния населения и закрепления геополитической роли страны как одного из мировых лидеров 1 . Ведущие эксперты из промышленных и академических кругов США в одном из последних комплексных исследований определяют инновационное развитие в качестве ключевого фактора и необходимого условия укрепления в современном мире национальной экономики, безопасности и здравоохранения 2 .
На той же траектории трансформации технологического уклада находятся и некоторые другие развивающиеся страны, прежде всего партнеры России по объединению БРИКС — Бразилия, Китай, Индия, ЮАР, которые рассматривают инновационные процессы как важный фактор повышения конкурентоспособности. В 2011-2012 годах наивысший рейтинг конкурентоспособности среди стран БРИКС был у Китая (26-е место в мире), на втором месте была ЮАР (50-е место), на третьем — Бразилия (53-е место), на четвертом — Индия (56-е место), на пятом — Россия (66-е место) 3 .
Необходимо подчеркнуть, что начальные условия для такого инновационного прорыва весьма непросты. Так, по данным А.Г.Аганбегяна, приведенным 29 мая 2014 года в «ЖЖ» академика, доля экономики знаний (наука, образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение) — наиболее быстро развивающаяся сфера мировой экономики — в России занимает всего 15% ВВП, а в Европейском союзе — 35%, в США — 45%. Также низка доля высокотехнологических отраслей промышленности. Доля инновационных товаров и услуг в России — около 5%, в то время как в развитых странах — больше 20%.
При этом следует иметь в виду, что история российских реформ 1990-х годов показывает, насколько отличаются макроэкономические закономерности в развитых и развивающихся странах. Для последних опыт реформаторов, понимание ими реальной местной практики играют нередко более важную роль, чем знание моделей.
В связи с этим изучение особенностей формирования инновационной экономики в развивающихся странах имеет для властных структур, научного и делового сообществ России не только познавательное, но и методологическое значение.
Актуальность исследования указанных особенностей подкрепляется также и необходимостью поиска ответа на вопрос: почему, несмотря на солидные бюджетные вливания, по прошествии двух с половиной лет с даты принятия Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, можно констатировать ее практически абсолютную неэффективность?
Как утверждают российские исследователи: «Ни частный, ни государственный сектор производства не проявляют пока достаточной заинтересованности во внедрении высоких технологий, в результате уровень инновационной активности российских предприятий значительно уступает аналогичным показателям компаний — мировых лидеров в этой сфере. Недостаточный уровень активности в этой сфере усугубляется крайне малой отдачей от реализации немногочисленных технологических инноваций» 4 .
Отмеченная особенность является характерной чертой не только российской экономики, но и экономик других развивающихся стран. Данный вывод подтверждается приведенными в Таблице 1 авторскими результатами корреляционного анализа зависимости роста ВВП от расходов на НИОКР для развивающихся стран, осуществленного на основе исходных данных источника 5 . Анализ показывает отсутствие статистически значимой зависимости роста ВВП от расходов на НИОКР для развивающихся стран в отличие от стран развитых, в отношении которых гипотеза о наличии указанной зависимости не может быть отвергнута (см. Таблицу 2).
На наш взгляд, основная причина низкой восприимчивости экономик многих развивающихся стран к мерам инновационной модернизации кроется в том, что внимание реформаторов сосредоточено на известных факторах инновационного развития, в то время как оптимизация взаимодействия и соотношения этих факторов в инновационной инфраструктуре имеет определяющее значение для эффективности трансформации индустриальной экономики в экономику знаний.
Данный тезис базируется на одном из положений теории эффективности целенаправленных процессов, утверждающем, что в целенаправленных системах системообразующие связи (процедуры, регламенты взаимодействия) являются более критичными по сравнению с количественным и качественным составом элементов (факторов инновационного развития). Подтверждение этому тезису мы находим в практическом опыте стран. Например, для таких азиатских стран, как Япония, Корея, Сингапур и даже Китай, важной причиной экономического успеха стала согласованность государственной политики в области промышленности, образования, науки и технологий. При этом опыт группы стран Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Чили, Мексики), в свою очередь, показывает бесполезность стимулирования стратегических отраслей без создания дополняющих факторов в виде высшего образования в области естественных и технических наук и стимулов для технической модернизации.
Результаты корреляционного анализа зависимости роста ВВПот расходов на НИОКР для развивающихся стран
Источник
2. Характеристики инновационого процесса в развивающихся странах
Широко признается, что большая часть инноваций, появляющихся в развивающихся странах, связана с изменениями механизмов распределения и улучшениями3. Причины кроются в характерных особенностях обществ и экономик этих стран, оказывающих многообразные воздействия на инновационные процессы. 2.1.
Размеры и структуры рынков и фирм 484.
Размеры и структуры фирм и рынков важно знать для того, чтобы понимать инновационные процессы в развивающихся странах. Притом что там обычно очень значителен сектор малых и средних предприятий (включая множество микроскопических малых и просто малых, а в некоторых странах также и средних компаний, которые часто остаются не зарегистрированными), даже те предприятия, которые признаются “крупными”, функционируют в большинстве развивающихся стран с субоптимальными масштабами производства, с повышенными удельными затратами и отнюдь не с оптимальной эффективностью. Конкурентоспособность основывается там главным образом на эксплуатации природных ресурсов и дешевой рабочей силы, а не на эффективности и разнообразии продукции. Это влечет за собой скрытность в организации инновационной деятельности и недоразвитость исследований и разработок. 485.
Серьезным препятствием для инновационной деятельности является слабость рынков, связанная с ограничением роста оплаты труда и возмож ностей расширения. Например, на производство, в особенности на инновационную деятельность, неблагоприятно влияют неделимость активов и ограниченность маневрирования заработной платой; это, в свою очередь, отрицательно сказывается на жизнеспособности проектов исследований и разработок. 2.2.
Инновационный ландшафт в развивающихся странах 486.
Инновационный ландшафт в развивающихся странах формируется целым рядом экзогенных системных факторов, как-то: макроэкономическая неопределенность, нестабильность, физическая инфраструктура (отсутствие базовых услуг, таких как электроснабжение, или устаревшая техника связи), институциональная слабость, недостаточная осведомленность общества об инновациях, нерасположенность предприятий к риску, недостаток предпринимателей, наличие препятствий для начала бизнеса, отсутствие инструментов государственной политики по поддержке бизнеса и подготовке кадров управляющих. 2.2.1.
Нестабильность микро- и малого бизнеса проявляется в следующем: в то время как некоторые предприятия обладают хорошим потенциалом для повышения инновационной эффективности национальной экономики и являются колыбелями инноваторов, другие не имеют ресурсов и поддержки для начала какой бы то ни было инновационной деятельности. Неопределенности на макроуровне ограничивают любую долговременную инновационную активность. 2.2.2.
Экономики развивающихся стран в значительной степени ориентируются на “неформальную практику”. Неформальность в организации дел не является благоприятным контекстом для инноваций. Чрезвычайно высокая креативность, иногда проявляемая при решении проблем в неформальной экономике, не получает систематического применения и, таким образом, обычно выливается в изолированные акции, не расширяющие возможности и не помогающие экономике встать на инновационный путь развития. 2.2.3.
Особенности экономической и инновационной среды 489.
Многие предприятия в развивающихся странах функционируют в необычной экономической и инновационной среде, обусловленной суще ствованием, а иногда и преобладанием государственных предприятий (Китай) или крупных полугосударственных предприятий (некоторые арабские государства). В таких ситуациях недостаток конкуренции может ослаблять стимулы заниматься инновациями или истощать инновационный потенциал местных рынков, хотя большие государственные предприятия (например, в таких отраслях, как нефтяная, аэрокосмическая или телекоммуникационная) иногда становятся технологическими лидерами благодаря массированным вложениям в экспериментальные разработки (как это происходит в некоторых латиноамериканских странах). Кроме того, в странах с менее развитыми экономическими системами масштабные меры и программы государственной научно-технической политики могут влиять на инновационную активность сильнее, чем инициативы и стратегии частных предприятий. 490.
Старые техноэкономические парадигмы продолжают сохранять свое экономическое значение в одних случаях; в других — смена парадигмы откладывается из-за связанных с этим высоких затрат, недостаточности притока местного капитала и отсутствия кредита для крупных вложений в технологическое развитие. 491.
Местные рынки в развивающихся странах обычно невелики — иногда вследствие недоразвитости инфраструктуры, суживающей сферу деятельности предприятий и уменьшающей воздействие актуальных инноваций (понятие “новое для рынка” может в такой обстановке иметь иной смысл). 492.
Инновации в сельскохозяйственном секторе имеют большое экономическое значение благодаря его значительному весу в экономике в целом. 2.2.4.
Ограниченная способность принимать решения в инновационной сфере 493.
Господство предприятий, контролируемых извне, или многонациональных корпораций ограничивает самостоятельность местных предприятий или филиалов в принятии решений (особенно в сфере инноваций). В последние несколько лет ограничения этого типа распространились даже на независимые местные предприятия, входящие в международные производственные сети. Главным источником инноваций становится, таким образом, передача технологий в пределах многонациональных корпораций и вообще из-за рубежа. 2.2.5.
Слабость инновационных систем 494.
Чем меньше ресурсов выделяется на инновационную деятельность в масштабе всей системы, тем ниже падает инновационный потенциал входящих в нее предприятий. Главными субъектами проведения и финансирования ИР являются правительства — в основном из-за слабости ресурсной поддержки этой деятельности со стороны предпринимательского сектора. 495.
Потоки информации внутри национальных инновационных систем фрагментированы, и в некоторых случаях отсутствуют взаимосвязи между наукой и производственными предприятиями. Слабость или отсутствие таких взаимосвязей ставит под сомнение способность предприятий преодолевать проблемы технологического характера и провоцирует их стремление ориентироваться преимущественно на приобретение воплощенных технологий. 496.
Препятствия на пути наращивания предприятиями потенциала знаний и умений велики и труднопреодолимы — в особенности в части высококвалифицированного человеческого капитала, местных и международных взаимосвязей и “невысказанного знания”, скрытого в повседневной организационной практике. 2.2.6.
Характерные особенности инновационного процесса 497.
Приобретение воплощенных технологий (оборудования) для осуществления как продуктовых, так и процессных инноваций является основным компонентом инновационной деятельности. 498.
Несущественные или улучшающие изменения являются в некоторых развивающихся странах наиболее распространенными видами инновационной деятельности вместе с инновационными комбинациями уже существующих продуктов или процессов. 499.
Организационные изменения являются чрезвычайно важным аспектом инновационного процесса. Помимо их прямого воздействия на общую эффективность предприятия, они повышают его способность осваивать новые технологии, воплощенные в машинах и другом оборудовании (наиболее распространенный тип инновации). Технологические организационные и управленческие облики местных предприятий бывают чрезвычайно разнообразными, и “высокотехнологичные” фирмы часто сосуществуют с неофициальным бизнесом и многочисленными предприятиями, не имеющими формальной организационной структуры. Это создает потребность в организационных изменениях, часто — вне связи с продуктовыми или процессными инновациями.
Источник
Инновационная экономика развивающихся стран
Единого общепризнанного определения термина «развивающаяся страна» не существует. Правила, позволяющие относить страны к категории «развитых» или «развивающихся», отсутствуют в системе Организации Объединенных Наций. Тем не менее в исследовательском сообществе имеется нестрогий консенсус по этому вопросу.
Представленная в сборнике статья посвящена анализу технологического уровня основных отраслей российской экономики (нефтяная и газовая промышленность, угольная промышленность, химическая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение, электронная промышленность), а также задачам, проблемам и перспективам их технологической модернизации. Делается вывод о наличии явного отставания российских производителей от мировых лидеров и необходимости массированного заимствования технологий. Предложены меры по осуществлению модернизации промышленности и последующему переходу от политики модернизации к политике технологического лидерства.
This paper examines how export and export destination stimulates innovation by Russian manufacturing firms. The discussion is guided by the theoretical models for heterogeneous firms engaged in international trade which predict that, because more productive firms generate higher profit gains, they are able to afford high entry costs, and trade liberalization encourages the use of more progressive technologies and brings higher returns from R&D investments. We will test the theory using a panel of Russian manufacturing firms surveyed in 2004 and 2009, and use export entry and export destinations to identify the causal effects on various direct measures of technologies, skill and management innovations. We find evidence on exporters’ higher R&D financing, better management and technological upgrades. Exporters, most noticeably long-time and continuous exporters, are more active in monitoring their competitors, both domestically and internationally, and more frequently employ highly qualified managers. Exporters are more active in IT implementation. When it comes to export destination, we find that non-CIS exporters are more prone to learning. However, we cannot identify that government or foreign ownership shows any impact on learning-by-exporting effects.
На современном этапе развития общества складывается тенденция зависимости общества от информационных процессов. Знания и информация играют ведущую роль в производственно-экономической сфере. Информационное обеспечение социальных программ и способов политического управления, инновационная стратегия становится залогом цивилизационного развития общества. Инновации, инновационная деятельность превращается в стратегический ресурс.
Документ содержит проект методологических рекомендаций по статистическому измерению технологий. Он включает предложения по формированию операциональных определений технологий, подходы к идентификации классификации новых и возникающих технологий, а также предложения по разработке системы показателей, характеризующих жизненный цикл технологий, и стратегиям сбора данных. Разработанные рекомендации предлагается использовать в качестве методологической основы гармонизированной системы сбора и интерпретации статистических данных о технологиях. В приложении приводятся сведения о доступных определениях технологий и краткие результаты исследования опыта национальных статистических служб в области статистического наблюдения науки и технологий.
Статья посвящена вопросам вовлечения учащейся молодёжи в инновационное предпринимательство, подробно рассматривается методический подход к построению инновационного сектора в высшем профессиональном образовании.
Комплексная монография посвящена решению важной научной задачи по исследованию развития м формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в монографии отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Сборник трудов по тематическому направлению развитие ННС «Наноэлектроника» подготовлен в рамках работ по федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» по Государственному контракту Всероссийская школа семинар студентов, аспирантов и молодых ученых по тематическому направлению деятельности национальной нанотехнологической сети «Наноэлектроника» от 11 октября 2010 г. №16.647.12.2001 Шифр «2010-02-2.3-01».
Сборник трудов по тематическому направлению развития ННС «Наноэлектроника» направлен на отражение уровня развития наноэлектроники и на повышение качества подготовки студентов, аспирантов и молодых ученых в области тематического направления.
В статье анализируются результаты исследования взаимосвязи ценностей-оппозиций Ш.Шварца, креативного поведения и отношения к инновациям. На выбоке из Москвы и Московской области, с использованием опросника ценностей PVQ-R и методики для измерения уровня креативности в повседневной деятельности CBI, были выявлены значимые взаимосвязи показателей.
Представлены материалы четвертой научно-практической конференции, отражающие современное состояние информационных технологий и инновационных подходов в решении проблем с позиций построения информационного общества и интеграции его в мировую систему.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, связанных с решением проблем информатизации; для специалистов в области современных информационных технологий.
Источник