Международное сотрудничество России в области инноваций
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Дата публикации: 09.04.2015
Статья просмотрена: 2146 раз
Библиографическое описание:
Филатова, А. С. Международное сотрудничество России в области инноваций / А. С. Филатова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7850/ (дата обращения: 27.04.2021).
Статья посвящена роли международного сотрудничества в инновационном развитии России, сравнивается инновационное развитие России с другими странами, приводятся примеры сотрудничества в области инноваций.
Ключевые слова:глобализация, инновации, международное сотрудничество, ИТ.
Усиливающаяся глобализация в мире, развитие международной кооперации в производственных процессах, информатизация во всех сферах деятельности, обмен научно-техническими достижениями говорит о развитии мировой экономики по модели открытых инноваций, то есть по модели объединения усилий различных стран в научно-технической сфере.
Сравнить страны по уровню инновационного развития можно с помощью глобального инновационного индекса, который публикуется Корнельским университетом, школой бизнеса INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Данный индекс рассчитывается из двух субиндексов (табл 1) [4].
Составляющие глобального инновационного индекса
Субиндекс инновационных затрат
Субиндекс инновационных результатов
результаты в области знаний и технологий
человеческий капитал и исследования;
результаты в области творчества
уровень развития рынка
уровень развития бизнеса
По результатам этих двух субиндексов складывается глобальный инновационный индекс. В 2014 г. Россия заняла 49 место, лидирующие позиции занимают страны Европы, США, Сингапур и Китай (Гонконг) (табл 2) [5].
Рейтинг стран глобального инновационного индекса
Швейцария (1 место в 2013 г.)
Соединенные Штаты Америки (5)
Соединенное Королевство (3)
Гонконг (Китай) (7)
Например, если сравнить совокупный уровень инновационной активности организаций, то прослеживается явный недостаток инновационного развития России по сравнению с остальными странами (график 1) [2, c.445].
Рис. 1. Совокупный уровень инновационной активности предприятий (2012 г.)
Таким образом, опыт зарубежных стран мог бы быть полезен России, в результате чего возрастает необходимость инновационного сотрудничества. Оно может осуществляться в следующих формах:
1. В сфере научных исследований и разработок
— организация совместных исследований;
— совместное проведение испытаний и получение патентов;
— создание виртуальных кластеров (сетей).
2. В сфере промышленного производства
— совместное создание новой техники и технологий;
— совместное производство инновационной продукции;
— совместное внедрение инноваций в производственный процесс.
3. В сфере науки и образования
— совместные программы по двойному диплому;
— обмен студентами, преподавателями, организация стажировок;
— совместное участие в научно-исследовательских проектах.
Эти форму уже применяются, например, в рамках «Стратегии инновационного развития России», где предусматривается создание производств высокотехнологичных мировых компаний на территории РФ, за счет их привлечения в инновационный центр «Сколково», кластеры, особые экономические зоны, благодаря созданию льготных условий, а также проведению маркетинговой стратегии привлечения иностранных инвесторов [1]. Другим активно развивающимся направлением развития инноваций в России является развитие научно-технического сотрудничества. Здесь работа ведется в области заключения многосторонних договоров по развитию кооперации, устранению барьеров.
Шагами в области развития инновационного сотрудничества стали создание договорно-правовой базы в области защиты прав инвестора, свободной торговли, создание институтов внешнеэкономической деятельности, например, в виде торговых представительств.
Однако следует отметить, что учитывая санкции Европы и США в отношении России, многие инновационные проекты ставятся под угрозу. Например, из-за запрета экспорта в Россию высокотехнологичного оборудования, ExxonMobil приостановила свою на арктическом шельфе, которую она осуществляла в совместном предприятии с Роснефтью. Таким образом, разработка арктического шельфа пока приостановлена, так как у России нет необходимого оборудования. Данный пример отчетливо показывает зависимость российских инновационных проектов от иностранных партнеров.
В результате, принимая во внимание санкции Запада, наиболее важную роль во внешних связях России начинает играть Китай. В области инноваций Китай вполне способен стать российским стратегически важным партнёром, так как по уровню инновационного развития он существенно опережает Россию (график 2) [4]. Таким образом, необходимо развитие сотрудничества и усиление роста инвестиций в высокотехнологичных отраслях
Рис. 2. Баллы России и Китая в Глобальном инновационном рейтинге 2014
На данный момент, Китай наиболее активно инвестирует в российскую энергетическую отрасль, поэтому необходимо развивать вложения и за ее пределами. В общем, в настоящее время реализуется большое число российско-китайских проектов по порядка 40 направлениям на общий объем инвестиций более 20 млрд долл, особый взаимный интерес представляют сотрудничество по системам ГЛОНАСС и «Бэйдоу» и космические проекты.
Следует также отметить, что одной из наиболее динамично развивающихся сфер инноваций являются информационные технологии. И для России они играют особую роль, учитывая огромный размер территории, невысокую плотность населения, неразвитость транспортной инфраструктуры, достаточно большие расстояния между городами и другими населенными пунктами. В результате, единое информационное пространство становится одной из ключевых составляющих равномерного развития регионов, а это очень важно, так как равные регионы — это сильное федеративное государство. Для регионов с ограниченными природными ресурсами и неблагоприятными климатическими условиями использование информационных технологий должно способствовать выходу на новый уровень развития за счет активации такого внутреннего фактора экономического роста, как предпринимательская активность, позволяющего перейти от сырьевой направленности экономики к инновационному развитию. Развитие единого информационного пространства России должно осуществляться в сотрудничестве России в области информатизации с другими странами и международными организациями.
Например, на саммите в Индии в 2010 году была подписана комплексная программа сотрудничества в области науки, техники и инноваций между Россией и Индией до 2020 года, где большое место в этой программе уделяется исследовательским проектам в области информационных технологий.
Таким образом, международное сотрудничество играет важную роль в инновационном развитии России, необходимо налаживать взаимоотношения между странами в области обмена инновациями. Тем не менее, нельзя забывать об экономической безопасности, нужно создавать такую инновационную модель, которая была бы устойчива в любых политических и экономических условиях.
1. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»
2. Индикаторы инновационной деятельности: 2014: статистический сборник. — М.: НИУ ВШЭ, 2014. — 473 c.
3. Единый информационно-аналитический портал государственной поддержки инновационного развития бизнеса [Офиц. сайт]. URL: http://innovation.gov.ru/taxonomy/term/1130
4. Всемирная организация интеллектуальной собственности [Офиц. сайт]. URL: http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2014/article_0010.html
5. Cornell University, INSEAD, and WIPO(2014): The Global Innovation Index 2014: The Human Factor In innovation, Fontainebleau, Ithaca, and Geneva.
Источник
Инновационная интеграция: в чем страны СНГ планируют помогать друг другу
На пространстве СНГ уже создана система координации деятельности в рамках научно-технического и инновационного сотрудничества. Страны вместе будут определять инновационные сферы для развития своих экономик.
Проект Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года был одобрен на 26-м заседании Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сфере. Мероприятие состоялось 30 апреля базе Исполнительного комитета СНГ в режиме видеоконференции.
Межгосударственная группа разработчиков программы подготовила 29 магистральных направлений сотрудничества, среди которых «Интеллектуальные транспортные и логистические системы, в том числе в наземных условиях, в морском и воздушном пространстве», «Цифровые производственные системы и промышленная инфраструктура», «Высокопродуктивное сельское, лесное и аква-хозяйство, в том числе агрологистические решения, биотехнологии, ветеринария», «Сенсорика, технологии интернета вещей и компоненты робототехники», «Фотоника», «Биотехнологии и генетика», «Инфраструктура и ресурсы фундаментальных исследований (мегасайенс)» и другие.
Также предложены 11 ключевых инициатив программы, позволяющих значительно усилить возможности университетов, исследовательских институтов и малых и средних инновационных предприятий в организации совместной работы, интенсифицировать коммерциализацию инновационных продуктов, расширить экспорт инновационных решений, сервисов и услуг стран СНГ на глобальные рынки.
«По нашему мнению все это позволит совершенствовать межгосударственное инновационное пространство СНГ, позволит обеспечить каждому государству-участнику равные возможности в совместном использовании технологических и инновационных потенциалов стран», — уверен начальник управления Россотрудничества Сергей Маленко, руководитель группы разработчиков проекта Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2030 года.
В целях разработки новой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2030 года по инициативе Россотрудничества и при поддержке Фонда «Сколково» и Исполкома СНГ была создана межгосударственная группа разработчиков программы, в которую вошли представители исследовательских центров и университетов, институтов развития, экспертных организаций, инновационных компаний, министерств и ведомств государств СНГ, а также международные эксперты из других стран. Такие же группы, но на национальном уровне были созданы в ряде государств Содружества.
«В рамках проекта новой программы наша межгосударственная группа разработчиков предлагает механизмы реализации в государствах-участниках СНГ согласованной политики поддержки и развития малых и средних инновационных предприятий, исследовательской деятельности университетов и научных центров, грантовых исследовательских программах, развития венчурных инвестиционных инструментов, обеспечения эффективного мониторинга и анализа инновационных экосистем, процессов, компаний, включая стартапы, картирование научно-технических школ, технологий и технологических запросов», — рассказал Сергей Маленко.
«Нужно создавать и обеспечивать совместное эффективное использование инфраструктуры и сервисов для проведения фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок и реализации совместных проектов в области создания наукоемкой и высокотехнологичной продукции и услуг, в том числе через промышленную субконтрактацию, формирование технологических платформ, трансграничных и отраслевых кластеров. Важно иметь национальные стратегии в области интеллектуальной собственности», — отметил собеседник Sputnik.
Жизненно необходимо также готовить новые кадры для всех отраслей экономики, обеспечивать непрерывное образование от детского сада и до старшего возраста, подчеркнул представитель Россотрудничества.
«Новая экономическая ситуация и развитие технологий заставляет нас предлагать решения для подготовки и переподготовки кадров с учетом требований времени», — заключил он.
Одобренную межгоспрограмму должны согласовать в правительствах стран СНГ, уже осенью ее могут утвердить заседании Совета глав правительств Содружества.
Источник
Инновационное сотрудничество между странами
Департамент активно расширяет международное сотрудничество в инновационной сфере. Наиболее актуальными вопросами инновационного сотрудничества на сегодняшний день являются – обмен опытом в области кластерной политики, трансферт прорывных технологий, содействие исследовательской деятельности и финансирование совместных проектов, поддержка стартапов по выходу на внешние рынки, валоризация знаний и коммерциализация научных разработок.
Департамент активно привлекает к работе на внешнем контуре российские ассоциации и институты развития, стимулирует работу инновационных территориальных кластеров, особых экономических зон, а также привлекается их к совместной работе с зарубежными инновационными организациями, в том числе по линии АТЭС, АСЕАН, БРИКС, ШОС, ОЭСР.
Кроме того, оказывается содействие обмену лучшими международными практиками реализации инновационной политики, кооперации исследовательских групп и экспертов в интересующих областях развития науки и технологий, проводятся соответствующие встречи, конференции, семинары, мастер-классы и выставки в сфере инноваций.
Динамично развивается двустороннее и многостороннее сотрудничество в рамках ведомственных проектов министерства («кластеры-лидеры», «национальные чемпионы») с подключением институтов развития и российских компаний (ассоциаций), что способствует обеспечению конкурентных преимуществ российским и иностранным предприятиям, реализующим высокотехнологичные совместные проекты (достигается синергетический эффект от кооперации).
Также Департамент работает по следующим направлениям:
- Отвечает за обеспечение деятельности двусторонних рабочих групп по инновационному сотрудничеству (в том числе с Китаем, Кореей, Францией, Голландией, Австрией, Сербией), организует ежегодно до 20 двухсторонних мероприятий, формирует и содействует в реализации дорожных карт инновационной направленности, содержащих более 300 инновационных проектов.
- Занимается разработкой, актуализацией и реализацией долгосрочных (до 2025 года) инициатив в рамках Политического партнерства по науке, технологиям и инновациям АТЭС (ППНТИ АТЭС) по развитию международного взаимодействия между инновационными кластерами и регионами экономик, а также по координации политик экономик АТЭС в сфере формирования новых высокотехнологичных рынков будущего (беспилотный транспорт (воздушный, наземный и морской), интернет вещей и новые производственные (цифровые) технологии, киберфизические системы и искусственный интеллект, децентрализованные финансовые системы, распределенная энергетика и другие).
- Содействует развитию кооперации институтов развития в инновационной сфере, в части формирования новых программ содействия реализации инновационных проектов компаний из пулов этих институтов, создания совместных венчурных фондов.
- Содействует инициированию и реализации проектов международного сотрудничества компаний с государственным участием при реализации ими программ инновационного развития и стратегий цифровой трансформации.
- Занимается содействием развитию кооперации образовательных учреждений, госкомпаний, инновационных кластеров, высокотехнологичных компаний с релевантными иностранными контрагентами по вопросам инновационного сотрудничества.
Кроме того, в рамках международной деятельности осуществляется:
- Реализация работы в рамках международной деятельности по продвижению интересов Российской Федерации на международном уровне и внесение ряда инициатив на рассмотрение государств-членов Всемирной организации интеллектуальной собственности, касающихся развития сферы интеллектуальной собственности в цифровой среде и обновления международных стандартов, а также включения русского языка в качестве официального языка Мадридской системы международной регистрации товарных знаков и Гаагской системы международной регистрации промышленных образцов. Подготовка рекомендаций для экономик АТЭС по реализации программ поддержки высокотехнологичных быстрорастущих компаний.
- Реализация одобренных ППНТИ АТЭС инициатив по развитию кооперации между инновационными кластерами и регионами экономик АТЭС и координации политик экономик АТЭС в сфере формирования новых высокотехнологичных рынков будущего.
- Организация работы двусторонних рабочих групп по инновационному сотрудничеству, организация на их базе системы развития технологического сотрудничества и деловых контактов для российских инновационных кластеров и высокотехнологичных компаний.
Источник