- Инновационное сотрудничество стран брикс
- Перспективы инновационно-технологического сотрудничества стран БРИКС
- 1. Торговля высокотехнологичной продукцией между странами БРИКС
- 2. Позиции стран БРИКС в области развития инновационных технологий
- 3. Развитие сотрудничества стран объединения в области высоких технологий
Инновационное сотрудничество стран брикс
У стран БРИКС есть потенциал стать локомотивом роста для всей планеты. В ближайшие 30 лет, при сохранении нынешних темпов роста, наши страны должны достичь капитализации в три раза больше, чем у США: т.е. рост у наших стран должен быть огромным — Кхемка Шив Викрам, Заместитель председателя правления, Группа САН .
25% мировых запасов леса находится на территории России, 33% хвойной древесины. Все страны БРИКС в целом имеют 47% мировых запасов леса, что является серьезным преимуществом. Объединив усилия, можно занять позиции на рынках третьих стран — Тацюн Мирон, Президент, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России.
Нас 3 млрд человека, а совокупный ВВП стран БРИКС равен США, где живет 300 млн человек. Наша производительность — низкая по сравнению США — Кхемка Шив Викрам, Заместитель председателя правления, Группа САН .
В нашей стране до определенного уровня инновационная экосистема доводит компании и стартапы за счет грантовой поддержки, которая помогает разработчикам сделать прототип, а дальше эти компании упираются в потолок — им нужны более серьезные инвестиции, а у нас нет под это финансовых инструментов — Иванченко Алексей, Заместитель председателя, руководитель блока инноваций и цифровой экономики, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» .
Для меня основной трудностью видится работа в команде наших стран как объединения. Как добиться того, чтобы не переходить на узкие внутринациональные интересы — Кхемка Шив Викрам, Заместитель председателя правления, Группа САН .
Мы должны создать [законодательную] сетку, которая закрывает наше пространство и которая была бы привлекательна для работы IT-компаний; при этом защищала бы права наших граждан и создавала условия для правильной, комфортной и уверенной работы с IT-компаниями — Жигарев Сергей, Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
Все условия будут созданы к концу 2019-2020 годам, будет принята нормативная база, целый ряд федеральных законопроектов, которые подготовят нас к цифровой экономике — Иванченко Алексей, Заместитель председателя, руководитель блока инноваций и цифровой экономики, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» .
Разработка единых стандартов поведения в международном цифровом пространстве должна стать одним из приоритетных направлений развития. Страны БРИКС должны сыграть основную роль при выработке этих правил — Нестерова Анна, Основатель и председатель совета директоров электронной площадки Global Rus Trade, руководитель рабочей группы от России по цифровой экономике Делового совета БРИКС, член генерального совета «Деловой России».
Наша задача в перспективе — найти те технологии, которые мы могли бы совместно реализовать в наших странах, совместно обеспечить трансфер из других стран — Инюцын Антон, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.
Нам нужно работать над повышением спроса на инновационную деятельность со стороны крупных компаний и корпораций, которые могут обеспечить соответствующий рынок — Иванченко Алексей, Заместитель председателя, руководитель блока инноваций и цифровой экономики, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» .
Мы разные страны, но инновации — это то, что нас объединяет. В регионах наших стран работают развивающиеся компании, на потенциал которых мы должны обратить внимание. Это одна из задач, стоящих перед региональным правительством. На форумах [ШОС и БРИКС в Челябинске в 2020 году, — Ред.] мы хотим активно продвигать эту повестку — Текслер Алексей, Временно исполняющий обязанности Губернатора Челябинской области.
Мы используем цифру для проведения инноваций. Мы используем систему ГЛОНАСС и информационную систему для управления всеми бизнес-потоками, а также технологии блокчейн, что позволяет нам эффективно взаимодействовать с клиентами, портами, таможней — Сюй Лижун, Председатель совета директоров, China COSCO SHIPPING Corporation Limited.
На сегодняшний день [банк БРИКС] одобрил проектов на общую сумму $9,2 млрд. Объем утвержденных проектов зависит от роста капитала. Все страны очень аккуратно исполняют свои обязательства. РФ и КНР идут с небольшим опережением. По мере роста уставного капитала растет и портфель. На конец года мы рассчитываем, что общий портфель составит $16 млрд. Суммарный объем кредитов, одобренный для РФ, — $1,5 мрлд — Казбеков Владимир, Вице-президент, Новый банк развития.
Сейчас мы движемся в направлении содружества рейтинговых агентств, которые будут работать по общей методологии. Это предпочтительнее, чем создание наднационального рейтингового агентства, которое может лишить возможности трансграничной работы локальные агентства в странах-участниках — Зелезецкий Игорь, Генеральный директор, Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА).
Мы создали бизнес-маркет, платформу не только для членов Московской торгово-промышленной палаты, но и для регионов. За прошлый год к нам подключилось 30 торгово-промышленных палат. Мы создали возможность нахождения поставщиков и подрядчиков через проведение коммерческих тендеров. Мы направили предложения о сотрудничестве во все торгово-промышленные палаты столиц стран БРИКС — Платонов Владимир, Президент, Московская торгово-промышленная палата.
Мы рассчитываем, что энергетическая платформа БРИКС станет полноценным игроком и в будущем преобразуется в энергетическое агентство, авторитетное не только в странах БРИКС, но и среди уважаемых институтов инвестиционного развития, банков и консалтинговых компаний — Инюцын Антон, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.
Источник
Перспективы инновационно-технологического сотрудничества стран БРИКС
В настоящее время инновационная сфера заявлена в качестве приоритетной области сотрудничества между государствами – членами БРИКС. При этом для России развитие технологического и инновационного взаимодействия с партнерами по БРИКС является особенно актуальным в связи с увеличением напряженности в отношениях с западными странами в условиях украинского кризиса. В следующем году Россия принимает председательство в данном объединении, и эту возможность целесообразно использовать с целью развития кооперации со странами блока, минимизации влияния западных санкций и усиления позиций в мировой экономике.
1. Торговля высокотехнологичной продукцией между странами БРИКС
На сегодняшний день взаимодействие стран – участников в рамках БРИКС направлено, главным образом, на реформирование международной финансовой системы. В свою очередь, экономическому и научно-технологическому сотрудничеству вплоть до последнего времени не уделялось достаточного внимания. Взаимная торговля между странами БРИКС развита весьма неравномерно: Китай выступает крупнейшим партнером для всех прочих государств-участников с долей в экспорте каждой из них, варьирующейся от 53% до 85%, а также с удельным весом в их импорте в размере от 69% до 88% (1). При этом в российском импорте из стран БРИКС доля Китая наивысшая – 88%, а в экспорте из России она составляет 79%. Индия является вторым по значению партнером России по экспорту (с долей 15,6%), а Бразилия – по импорту (5,8%). Доля ЮАР в российском внешнеторговом обороте незначительна.
Кроме того, в рамках внутриблоковой торговли БРИКС Россия, Бразилия, Индия и ЮАР в настоящее время, по существу, являются поставщиками ресурсов в Китай и импортерами промышленной продукции из него. Так, если в экспорте Китая в страны БРИКС сырьевые товары занимают всего 14%, то их доля в поставках других государств объединения составляет от 62% до 93% (см. Табл. 1). Весьма развита также торговля среднетехнологичными товарами (в основном, продукцией автомобильной и химической промышленности), на которые приходится 13% экспорта в страны БРИКС России, 16% — Индии, 15% — ЮАР и 28% — Китая. В поставках Индии и Китая важное место занимают низкотехнологичные товары (главным образом, текстильные материалы и изделия). В свою очередь, высокотехнологичная продукция является крупным объектом экспорта лишь для Китая: на неё приходится четверть китайских поставок в страны БРИКС и не более 6% экспорта других государств объединения. Подобная отраслевая структура усиливает сырьевую специализацию партнеров Китая по блоку и не способствует развитию устойчивого и взаимовыгодного сотрудничества между участниками БРИКС.
Таблица 1. Технологическая структура торговли между странами БРИКС
Источник: рассчитано на основе данных UN Comtrade.
В качестве позитивного момента следует отметить, что для торговли России внутри блока характерна более высокая доля несырьевых товаров, чем для отечественного экспорта в развитые страны. Так, на машины и оборудование, а также транспортные средства в 2013 г. пришлось 12% российского экспорта в рамках объединения и 6% общемирового экспорта России (3). Наибольший объем российских несырьевых товаров направляется в Индию: по состоянию на 2013 г., в экспорте в данную страну около 23% занимает высокотехнологичная продукция (в экспорте в прочие страны-партнеры России по БРИКС она составляет 1-3%). Таким образом, целесообразно использовать возможности сотрудничества стран блока в инновационной сфере с целью дальнейшего увеличения в отечественном экспорте доли высокотехнологичных товаров.
2. Позиции стран БРИКС в области развития инновационных технологий
Высокая целесообразность активизации инновационно-технологического взаимодействия диктуется общими задачами участников объединения по поддержанию экономического роста и преодоления технологического отставания от западных государств. При этом имеются значительные резервы для снижения диспропорций и повышения эффективности экономического взаимодействия в рамках объединения. Страны БРИКС располагают весьма развитой научно-технологической базой и значительным потенциалом для обмена опытом в области инновационных технологий.
В 2014 г. в рейтинге Глобальный индекс инноваций – 2014 (The Global Innovation Index 2014) (4) КНР заняла 29 место среди стран мира, Россия – 49, ЮАР – 53, Бразилия – 61, а Индия – 76 место (см. Табл. 2). Позиций четырех из пяти стран БРИКС по сравнению с 2013 г. усилились: наиболее значительный прорыв совершила Россия, сместившись в рейтинге на 13 пунктов вверх, Бразилия — на четыре, Китай – на шесть, а ЮАР – на пять. При этом прогресс России и Китая в 2014 г. стал крупнейшим среди всех стран мира.
Таблица 2. Страны БРИКС в рейтинге «Глобальный индекс инноваций – 2014»
(Innovation Output)
Лишь Индия в текущем году значительно уступила свои позиции в рейтинге, опустившись на 10 пунктов. Резкое падение показателей Индии связано с низким качеством институтов (106 место среди стран мира), невысоким уровнем развития человеческого капитала (96 место) и неблагоприятной бизнес-средой (93 место). В то же время позиции Индии весьма сильны в области распространения знаний (24 место) и НИОКР (31 место). По экспорту компьютерных и информационных услуг Индия занимает 1 место в мире, а по развитию кластеров – 15 место.
Основным слабым звеном Бразилии, как и Индии, является низкий уровень развития институтов (95 место в мире). При этом наиболее сильные позиции Бразилия занимает в импорте инновационных технологий (25 место) и в развитии деловой среды, включая создание кластеров и коммерциализацию инноваций (37 место).
Китай по показателю качества институтов (включая политическую ситуацию, законодательную сферу и условия для ведения бизнеса) занимает последнее место в рейтинге среди всех стран БРИКС (114 место в мире). В то же время лидирующие позиции Китай имеет в таких областях, как образование (1 место в мире), общая инфраструктура, включая электричество и дороги (2 место), импорт технологий (8 место). Кроме того, Китай находится на 2 месте среди государств мира по достигнутым практическим результатам в области формирования технологий и экономики знаний, а также на 1 месте по экспорту результатов творческой деятельности.
В ЮАР, напротив, институты получили относительно более высокое развитие (44 место), а основной сильной стороной страны является эффективная рыночная среда (18 место в мире). В свою очередь, инфраструктура и человеческий капитал остаются на достаточно низком уровне (84 и 70 места соответственно). По простоте уплаты налогов ЮАР занимает 19 место в мире, по доступности кредита для бизнеса – 13 место, по уровню защиты инвесторов — 10 место в мире, по капитализации рынка и количеству торгуемых на бирже ценных бумаг – 3 и 6 места соответственно.
Основной слабостью России, в отличие от ЮАР, является развитие рынка (111 место в мире), включая доступность кредита, защиту капиталовложений и конкурентную среду, а сильной стороной – человеческий капитал (30 место в мире). По показателю количества учителей в расчете на одного ученика средней школы Россия занимает 8 место в мире, по числу специалистов с высшим научно-техническим образованием – 14 место, по количеству занятых работников интеллектуального труда – 17 место, по экспорту объектов культуры и результатов творческой деятельности – 11 место в мире (5).
Таким образом, ярко выражена взаимодополняемость стран БРИКС в области совершенствования различных компонентов внешней среды производства инноваций, что порождает возможность эффективного и взаимовыгодного обмена опытом в данной сфере.
3. Развитие сотрудничества стран объединения в области высоких технологий
Первоочередное значение инновационно-технологической сферы для развития экономического сотрудничества внутри блока традиционно подчеркивалось в декларациях саммитов БРИКС. В первом комплексном отчете о возможностях укрепления экономических связей между странами БРИКС “The BRICS Report”, подготовленном научным сообществом стран объединения в 2012 г. были выделены «лучшие инновационные практики» — сферы, в которых каждая из стран БРИКС может служить примером для других участников блока. В частности, ими были признаны:
- для России: ядерные, космические, нано- и биотехнологии;
- для Бразилии: исследования в области сельского хозяйства, использование биотоплива для дорожного транспорта, высокотехнологичное самолетостроение;
- для Индии: развитие сектора информационно-коммуникационных технологий;
- для Китая: привлечение иностранных инвестиций в инновационное производство, включая развитие инфраструктуры и финансового сектора;
- для ЮАР: обеспечение занятости населения в отраслях инновационного производства, поддержка прямых инвестиций в инновационные сектора экономики зарубежных стран с целью трансфера технологий (6).
Первое совещание представителей государственной власти стран блока по вопросам науки, технологий и инноваций было проведено еще в сентябре 2011 г., а в феврале 2014 г. по данному вопросу состоялись первые встречи на уровне глав министерств. По их итогам было принято, что основу инновационного сотрудничества стран БРИКС будет составлять обмен информацией по вопросам стратегической политики в области науки, технологий и инноваций, а также формулирование совместных долгосрочных программ взаимодействия в данной сфере.
Кроме того, в декларации по итогам февральских встреч выделены ключевые отрасли взаимодействия, к которым в числе прочих были отнесены (7): инновационно-технологический обмен, продовольственная безопасность и устойчивое развитие сельского хозяйства, новые источники энергии, возобновляемая энергетика и повышение эффективности использования энергоресурсов, нанотехнологии, высокопроизводительные вычисления, медицинские и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, создание технопарков и инкубаторов, противодействие изменению климата и стихийным бедствиям, борьба с загрязнением водных ресурсов, исследования полярных регионов и Мирового океана, популяризация науки и другие.
При этом каждая из стран БРИКС приняла на себя обязательства по развитию научно-технологической кооперации в одной из следующих областей: борьба с загрязнением водных ресурсов (Россия), противодействие изменению климата и стихийным бедствиям (Бразилия), космическая сфера (Индия), новые источники энергии, возобновляемая энергетика и повышение эффективности использования энергоресурсов (Китай), астрономия (ЮАР).
Кроме того, на последнем саммите БРИКС, проведенном летом 2014 г. в Бразилии, был подписан целый ряд соглашений, призванных стимулировать торгово-экономическое и инновационно-технологическое сотрудничество между государствами блока. Важнейшим из подписанных главами стран БРИКС документов стало Соглашение о создании Нового банка развития (НБР), целью которого должна выступить «мобилизация ресурсов для финансирования проектов в области совершенствования инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся государствах» (8). Представляется необходимым участие НБР в реализации совместных проектов по созданию стратегических для стран-участниц инноваций и массового производства редких технологий.
На саммите было также заключено Соглашение о сотрудничестве в области инноваций между банками развития стран БРИКС, участником которого со стороны России выступил Внешэкономбанк. Оно предполагает обмен информацией между институтами пяти стран о развитии методов и форм финансовой поддержки инновационных проектов, а также софинансирование инициатив, реализация которых представляет непосредственный интерес для двух или более стран БРИКС (9).
Помимо этого, было подписан Протокол о намерениях между агентствами страхования экспортных кредитов и инвестиций стран БРИКС (представителем с российской стороны выступало ОАО «ЭКСАР»), направленный на развитие торгово-экономических связей между участниками объединения, а также поддержку реализации совместных проектов в третьих странах. Как и соглашение между банками развития, данный протокол предполагает обмен информацией между агентствами в области финансирования экспорта и инвестиций национальных компаний. В связи с тем, что приоритетное внимание со стороны ОАО «ЭКСАР» уделяется экспорту высокотехнологичной продукции, ожидается, что взаимодействие агентства с партнерами из стран БРИКС позволит усилить поддержку инновационных отраслей.
Еще одним знаковым событием последнего саммита стало представление российской стороной проекта Стратегии многостороннего экономического сотрудничества БРИКС, а также «Дорожной карты инвестиционного сотрудничества», конкретизирующей положения стратегии и включающей 37 проектов в различных областях, включая сферу высоких технологий. Среди наиболее важных для России проектов дорожной карты следует отметить учреждение Энергетической ассоциации БРИКС и создание на её основе Резервного банка топлива и Института энергетической политики БРИКС, а также совместное использование странами объединения российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС.
Многосторонние проекты в рамках объединения подкрепляются созданием механизмов поддержки высоких технологий на двусторонней основе. Показательным примером является принятие в октябре 2014 г. решения о создании двух фондов для финансирования высокотехнологичных проектов на территории стран БРИКС: российско-индийского фонда с капиталом от 1 до 2 млрд. долл. и Азиатско-Тихоокеанского технологического фонда (с участием Китая и Сингапура) с капиталом около 200 млн. долл. Инициатором создания обеих фондов выступила российская компания «Роснано», которая за период с 2014 г. по 2020 г. намерена вложить около 63 млрд. руб. в создание международных инвестиционных фондов и привлечь 150 млрд. руб. инвестиций в российские высокотехнологичные проекты.
Таким образом, в настоящее время пришло понимание того, что активизация сотрудничества в высокотехнологичной сфере должна выступать основным элементом взаимодействия в рамках блока БРИКС. Имеется значительный потенциал для приращения объемов торговли средне- и высокотехнологической продукцией в рамках объединения, реализации совместных инвестиционных проектов в наукоёмких отраслях, а также обмена опытом в области совершенствования институциональной составляющей инновационной сферы. Реализация данного потенциала на практике будет способствовать минимизации негативного влияния западных санкций на российскую экономику и обеспечению устойчивого инновационно-технологического развития страны.
Автор: Шарова Е.А. — канд. экон. наук, ст. науч. сотр. Российского института стратегических исследований
- Рассчитано по данным UN Comtrade за 2013 г.
- Сырьевые товары без или с низкой степенью переработки (primary and resource-based products) – сырьевая продукция без переработки или подвергшаяся минимальной переработке. Низкотехнологическая продукция (low-technology products) – товары, технологии производства которых широко распространены и не требуют привлечения высококвалифицированных специалистов (например, мебель или текстиль). Среднетехнологичная продукция (middle-technology products) – товары, требующие трудоемкого и капиталоемкого производства и весьма значительных инвестиций в НИОКР (например, автомобили, удобрения, пластмассы). Высокотехнологическая продукция (high-technology products) – товары, для производства которых необходимы инновационные технологии и высокие инвестиции в НИОКР (например, компьютеры, лекарства, самолеты).
- Рассчитано по данным UN Comtrade за 2013 г.
- Глобальный индекс инноваций (The Global Innovation Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю уровня развития инноваций, рассчитываемый международной бизнес-школой INSEAD, Корнельским университет и Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Исследование проводится с 2007 г. и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей инновационного развития по различным странам мира. В 2014 г. исследование охватило 143 страны, которые в совокупности производят 99,5% мирового ВВП и в которых проживает 95% населения планеты.
- The Global Innovation Index 2014.
- The BRICS Report / Ministry of Finance of India.
- First BRICS science, technology and innovation ministerial meeting: Cape Town declaration. Cape Town, South Africa, 10 February 2014 / Fifth BRICS Summit.
- Agreement on the New Development Bank / VI BRICS Summit.
- Cooperation agreement on innovation / VI BRICS Summit.
Источник