- Инновационный потенциал экономики РФ
- Инновационность как закон конкуренции, непременное свойство рыночной экономики. Факторы, влияющие на инновационный путь становления и развития российской экономики, движение от сырьевой державы к прогрессивной и рентабельной в долгосрочной перспективе.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- 1. Понятие инновационности в экономике
- 2. Понятие инновационного потенциала
- 3. Анализ состояния инновационного потенциала РФ
- 1.4. Инновационный потенциал экономики
Инновационный потенциал экономики РФ
Инновационность как закон конкуренции, непременное свойство рыночной экономики. Факторы, влияющие на инновационный путь становления и развития российской экономики, движение от сырьевой державы к прогрессивной и рентабельной в долгосрочной перспективе.
Рубрика | Международные отношения и мировая экономика |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.12.2014 |
Размер файла | 23,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Кафедра мировой экономики
«Инновационный потенциал экономики РФ«
Выполнил (а): студентка гр. № Э 5611
Руководитель: к.э.н., ст. преподаватель
Санкт-Петербург 2014 г.
- Введение
- 1. Понятие инновационности в экономике
- 2. Понятие инновационного потенциала
- 3. Анализ состояния инновационного потенциала РФ
- Заключение
- Список литературы
Знания — фундаментальная основа конкуренции. Целые страны начинают конкурировать на ниве знании?. Еще недавно благополучие страны зависело от того, насколько удачна комбинация ее природных, трудовых и финансовых ресурсов. Сегодня эти факторы потеряли столь острое значение. В наше время невозможно выиграть на одном только сырье. Подтверждением этого служит выбранная Россией стратегия инновационного развития, а не энерго-сырьевои? сценарии? [1]. Известный? афоризм «знание — сила» приобретает иное звучание. Это теперь не просто лозунг, а обоснованное утверждение. Во время вьетнамской войны лишь 15 % американских солдат имели образование на уровне колледжа. Во время операции «Буря в пустыне» доля американского военного контингента, имеющего высшее образование, составляла уже 99,3 %. Кроме того, подсчитано, что из всех ученых, когда-либо живших на Земле, около 90 % — наши современники. Очевидно, что знания становятся реальной? силой? и получают наибольшее развитие среди конкурентных факторов.
Говоря об экономике государства, а в частности России, термин «знания» не представляется уместным использовать. В сфере экономических отношений факторов речь идет об инновационности: практической применимости этих самых знаний для оптимизации сферы в целом.
В тексте данного доклада будут рассмотрены существующие факторы, влияющие на инновационный путь становления и развития российской экономики, а также потенциал этого движения от сырьевой державы к более прогрессивной и рентабельной в долгосрочной перспективе.
1. Понятие инновационности в экономике
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала) [2].
Некоторые исследователи (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая её создает.
Инновационность — это закон конкуренции, непременное свойство рыночной? экономики, без которого та или иная рыночная система будет обречена на застои?, вытеснение и гибель [3]. Кризис заставил Россию по-новому взглянуть на все факторы организационной? среды. Руководство предприятий искало возможности сократить издержки, оптимизировать работу с поставщиками, повысить эффективность использования финансовых ресурсов и т.д. И если этого достаточно для «выживания» предприятия, то для развития — мало. Для прогрессивного развития необходим новый? взгляд на удовлетворяемую потребность, на всю деятельность предприятия, то есть инновационный? подход. Только такой подход может стать основой? обеспечения экономической? безопасности предприятия, его успешности и прогрессивности. Тоже самое можно сказать и о стране в целом.
В настоящее время в число стран с инновационной экономикой и развитым венчурным бизнесом — важнейшей составляющей инновационной экономики — входят США, Германия, Япония, Австралия, Канада, Швеция, Финляндия, Сингапур, Израиль и другие страны. В этом списке стран Россия, как можно заметить, не числится. Объяснение этому вполне закономерное: уже на протяжении нескольких столетий РФ предстает на мировой экономической арене как сырьевая сверхдержава, мощный поток материальных ресурсов, обеспечивающих функционирование экономик как других стран, так и собственной. Инновационный компонент экономической системы нашей страны на данный момент находится «в тени» ее мощных природных запасов, исторически обеспечивающих положительное сальдо торгового баланса. Но по последним оценкам экспертов смена курса российской экономики, ее переориентированность с материальных ресурсов на нематериальные должна стать основным направлением трансформаций системы в целях сохранения конкурентных преимуществ перед другими странами. В связи с этим необходимо рассмотреть понятие инновационного потенциала.
2. Понятие инновационного потенциала
инновационность конкуренция сырьевой рентабельный
Понятие инновационного потенциала, обеспечивающего рост системы за счет реализации нововведении?, впервые было введено в экономическую модель К. Фрименом [4]. В конце XX в. российские ученые интерпретировали инновационный? потенциал как способность экономического субъекта к восприятию новых идеи? и имитации новых технологии? и продуктов, разработанных в экономически более развитых странах [5]. Однако данный? подход значительно сужает понятие инновационного потенциала, а в практическом плане — отбрасывает его сторонников в разряд вечных «аутсаи?деров». Более интересна позиция, которую заняли ученые в последние годы, связывая инновационный? потенциал с наступательной? и активной? инновационной? политикой?, обеспечивающей? прорыв в научно-техническом развитии. Это означает, что инновационный? потенциал должен определяться не только и не столько имитационной? способностью экономических субъектов к восприятию «чужих» нововведении? и новации?, но и способностью самим «творить будущее», вырабатывать самостоятельно как улучшающие изменения, так и радикальные, новые ценности [6].
В общем понимании, инновационный? потенциал — это совокупность возможностей? нового видения явлении?, будь то глобальное развитие экономического субъекта, удовлетворение потребностей? или решение текущих проблем. Теоретическое осмысление понятия «инновационный? потенциал» и необходимость его развития привели на практике к позитивным управленческим решениям как на макро-, так и на микроуровне. Так, в 1970-х гг. в ведущих промышленно развитых странах были приняты законы, которые стимулировали как государственную деятельность, так и деятельность предпринимателей?, направленную на развитие профессионального и интеллектуального потенциала.
3. Анализ состояния инновационного потенциала РФ
Результаты представляемого исследования позволяю утверждать, что российская экономика обладает значительными ресурсами и необходимыми предпосылками для перехода на инновационный путь развития, в том числе через устранение сдерживающих факторов и барьеров.
Снижение результативности научных исследований и разработок, спад инновационной активности промышленных предприятий во время экономического кризиса 2008 года привели к падению конкурентоспособности страны на мировых рынках, снижению вклада интеллектуального капитала в экономический рост. По данным 2011 г. Россий занимала менее 5% мирового рынка наукоемкой продукции. Для сравнения доля США составляла около 39%, Японии — 30%, Германии — 16%. Вклад интеллектуального капитала в экономический рост в индустриально развитых странах составляет порядка 70-90%. В России же значение данного показателя не превышает 7%, что говорит об ухудшении условий инновационной активности для хозяйствующих субъектов.
Отставание инновационного потенциала страны от передовых стран предопределяет усиленное внимание к причинам и факторам повышения инновационной активности бизнеса, одного из главных субъектов инновационного процесса.
Факторы инновационной активности можно разделить на внутренние, относящиеся к деятельности бизнес-структур, и внешние — связанные с особенностями функционирования внешней среды. (Таблица 1)
Для российского бизнеса факторами, сдерживающими инновационное развитие, являются недостаточная эффективность политики государства, значительное недофинансирование науки, низкий уровень информированности бизнеса о перспективных разработках, существенное отставание уровня развития российских компаний от мировых лидеров, неразвитость инфраструктурной среды и процессов конкуренции. [7]
Таблица 1. Факторы, влияющие на инновационную активность бизнеса
Источник
1.4. Инновационный потенциал экономики
Термин «потенциал» означает возможности той или иной системы, ее внутренние ресурсы, мощность и энергию, которые могут быть мобилизованы для тех или иных целей при различных условиях.
Таблица 1.3. Глобальная структура финансирования исследований и разработок (в % от мировых затрат)
Источник: [Global R&D Report, 2008].
Понятие инновационного потенциала, обеспечивающего рост системы за счет нововведений, в экономическую модель впервые было введено К. Фрименом [Freeman, 1987]. Нововведение, по Фримену, представляет собой систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств.
Энциклопедия Britannica, посвящая понятию «потенциал общества» целую статью, подчеркивает, что потенциал состоит из человеческих знаний и представлений, направленных на получение заданного результата.
По мнению специалистов Boston Consulting Group [Эндрю, 2008, с. 275], все страны с быстроразвивающимися экономиками проходят пять фаз наращивания инновационного потенциала (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Фазы наращивания инновационного потенциала
1. Стимулирование роста за счет экспорта. На этой фазе страны являются технологически бедными: они мало инвестируют в научные исследования и разработки (НИОКР) и практически не владеют какой-либо интеллектуальной собственностью. Для перехода в следующую фазу необходима реорганизация стратегий компаний при активной инновационно-промышленной политике государства.
2. Инвестирование и наращивание стоимости. Увеличение инвестиций в собственные НИОКР и активное заимствование новых технологий и знаний способствуют росту экспорта более технологичных продуктов. Такой тип развития прошла в течение нескольких последних десятилетий Южная Корея. С конца 1970-х гг. доля высокотехнологичных продуктов в общем экспорте страны постоянно росла и достигла в 1989г. 15 %. К 1999г. этот показатель увеличился более чем в два раза, достигнув 32 %.
3. «Расплата». Сущность этой фазы заключается в том, что владельцы интеллектуальной собственности из развитых стран начинают защищать свои рынки. По мере того как компании из развивающихся стран проходят через вторую фазу, объемы продаж их продукции растут, в том числе за счет низкой стоимости рабочей силы. Однако их права на объекты интеллектуальной собственности растут непропорционально росту объемов продаж, и такие компании оказываются в уязвимом положении.
4. Защита и управление интеллектуальной собственностью. Компании вкладывают значительные средства в защиту и управление создаваемой ими интеллектуальной собственностью.
Ситуация в России, с точки зрения фаз наращивания инновационного потенциала, представляется неоднозначной. В стране, где ранее был накоплен значительный научно-технический потенциал, но слабо развиты рыночные стимулы коммерциализации новшеств, одновременно можно выделить признаки всех пяти фаз наращивания инновационного потенциала.
Если обратиться к данным статистики, Россия остается страной низкотехнологичной и ориентированной на экспорт сырья. Доля высокотехнологичного производства в валовом внутреннем продукте остается низкой (табл. 1.4).
Таблица 1.4. Инновационная активность российских промышленных предприятий (в %)
Источник: [Индикаторы, 2008, с. 16].
На текущий момент затраты на исследования и разработки в России более чем в шесть раз уступают величине аналогичных расходов в Китае [Global R&D Report, 2005]. Таким образом, если говорить о ресурсной составляющей инновационного потенциала, Россия отстает не только от развитых стран, но и от основных конкурентов по темпам роста – Китая и Индии.
Однако по кадровой составляющей инновационного потенциала Россия, в которой насчитывается 810 тыс. человек[6], занятых в сфере НИОКР, входит в тройку сильнейших. В этом она заметно превосходит большинство стран мира (рис. 1.8).
Согласно данным ЮНЕСКО в России каждый год выпускается более 340 тыс. специалистов инженерного профиля. И здесь наша страна уступает только традиционному лидеру – Китаю (644 тыс. выпускников-инженеров), существенно опережая все остальные страны, включая США (222 тыс.) и Индию (215 тыс.) [Framing…, 2005].
При этом следует учесть, что, несмотря на быстрый рост стоимости трудовых ресурсов, характерный для нашей страны в последние годы, российские квалифицированные специалисты по-прежнему являются одними из самых низкооплачиваемых в мире.
Рис. 1.8. Страны – мировые лидеры по количеству исследователей
Источник: [Global R&D Report, 2005].
Таким образом, инновационный потенциал в России является значительным, быстрорастущим и отличается относительно низкой стоимостью. Качество этого потенциала подтверждено двадцатью Нобелевскими премиями. Однако уровень использования этого потенциала остается низким.
Этот вывод подтверждается и ситуацией в области защиты прав интеллектуальной собственности. На сегодняшний день Россия отстает по количеству выданных и действующих международных патентов не только от западных стран, но и от Китая, где ситуация с защитой интеллектуальной собственности также признается экспертами неудовлетворительной (рис. 1.9).
Еще более незначительна роль нашей страны на мировом рынке такого определяющего сектора инновационной экономики, как нанотехнологии. Данные Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), приведенные на рис. 1.10, показывают, что доля России на этом рынке значительно меньше доли таких стран, как Швейцария, Нидерланды, Италия, и несопоставимо мала по сравнению с лидерами рынка – США, Японией и Германией.
Рис. 1.9. Международные патенты России и Китая
Источник: [WIPO, 2007].
Рис. 1.10. Распределение стран по обращениям за международными патентами в сфере нанотехнологий
Источник: [Igami, 2007].
В целом инновационная активность корпораций остается низкой. В среднем 65 % российских организаций расходуют на НИОКР менее 1 % своего оборота. По показателю расходов на внутрифирменные НИОКР, который указывает на способность экономики абсорбировать полученные знания, превращая их в новые товары, услуги и технологии, Россия находится позади не только развитых индустриальных стран, но и ряда развивающихся стран. Опрос ИЭПП показал, что средние затраты на НИОКР составляют среди обследованных предприятий 2 % от их оборота [Козлов, 2004], эти данные подтверждает и исследование индикаторов инновационной активности за 2001–2006 гг. [Индикаторы, 2008], выборочные результаты которого приведены выше (см. табл. 1.4). В то же время бюджеты отдельных компаний весьма велики, и если 10 ведущих российских сырьевых корпораций выделят хотя бы 3 % своего бюджета на НИОКР, это составит более 2 млрд. долл., что превышает государственные расходы на гражданскую науку [Тычинский, 2006].
Если перейти от среднестатистических данных к исследованию деятельности отдельных предприятий, то окажется, что инновационная активность компаний находится на достаточно высоком уровне. Однако многие инновации представляют собой небольшие усовершенствования для выживания предприятий, но не для их развития. Большинство компаний тратят средства на усовершенствование существующего продукта (43 %) либо усовершенствование существующего процесса (32 %) [Национальный доклад, 2006]. Стратегические инноваторы составляют среди инновационных российских компаний около 9 %,тогда как в странах ЕС – около 22 % [Arundel, 2005]. Поэтому важен не сам факт проведения мероприятий, которые можно отнести к инновационной деятельности, а уровень затрат на них и в первую очередь затраты на НИОКР. Затраты компаний на НИОКР не превышают 8 % общих расходов на технологические инновации, тогда как для европейских стран этот показатель составляет в среднем 20 %. Затраты фирм на приобретение патентов и лицензий составляют менее 2 % [Кузнецов, 2006].
Можно выделить несколько причин низкой инновационной активности в экономике.
2. Структура российской экономики по-прежнему остается непропорциональной, в ней доминируют отрасли, осуществляющие экспорт сырья. Эти отрасли менее склонны к инновационным процессам, несмотря на то, что передовые нефтегазовые и сырьевые компании способствуют развитию как собственных НИОКР, так и их аутсорсинга. Именно эти корпорации (ОАО НК «Лукойл», ОАО «Газпром», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Норильский никель») являются российскими лидерами по объему затрат на НИОКР, формируют корпоративные лаборатории и собственные научные комплексы. Тем не менее сохраняющаяся зависимость российской экономики от сырьевых, и прежде всего энергетических, ресурсов не стимулирует корпорации добывающих отраслей к инновационной деятельности.
3. Следует отметить, что растущая активность государства в экономике пока также не является стимулом для повышения инновационной активности. Став мажоритарным (а во многих случаях – единственным) акционером многих крупных корпораций, государство, тем не менее, не разрабатывает внятную стратегию развития этих корпораций, ключевым элементом которой является инновационная стратегия. Наиболее характерный пример – ОАО «АВТОВАЗ», на котором в последние два года регулярно происходит смена топ-менеджеров из подконтрольных государству структур. Каждая из приходящих команд объявляет о собственной стратегии, однако по сути эта стратегия сводится к лоббированию интересов отечественной автомобильной промышленности и к поискам зарубежного стратегического партнера. Собственник пока заинтересован больше во взятии под контроль финансовых потоков, чем в поиске стратегии развития компании.
4. Определенную проблему составляет то, что косвенное регулирование до сих пор не было направлено на стимулирование инноваций. В настоящее время налоговая система является нейтральной по отношению к задаче инновационного развития. Проблема состоит не только в отсутствии ряда норм, но и в необходимости серьезного совершенствования налогового администрирования.
5. Слабость процессов международной кооперации. В отечественной статистике отсутствуют полные данные о числе и направлениях деятельности филиалов национальных компаний за рубежом. По разным оценкам, российские компании входят в число 90—180 международных технологических альянсов, что в 3–4 раза ниже показателей для таких стран, как Италия, Швеция, Швейцария, и в 8—12 раз ниже показателей для Великобритании, Германии, Франции [Тычинский, 2006]. Разнообразные научно-технические альянсы, действующие в России, можно свести к следующим видам:
• выполнение совместных проектов в области фундаментальных и прикладных исследований;
• производство технически сложной продукции для последующей реализации в России или странах СНГ;
• предоставление технически сложных услуг для освоения российского рынка зарубежными компаниями.
Следует отметить, что в последнее время появились примеры удачных результатов международной исследовательской кооперации на российском рынке. Один из таких примеров – новый российский региональный самолет «Sukhoi Superjet-100», призванный успешно конкурировать с продукцией корпораций Embraer и Bombardier на мировом рынке региональных самолетов, а в России – заменить лайнер ТУ-134. Он является совместным проектом компаний «Сухой», «Ильюшин» и корпорации Boeing, к его разработке привлекали зарубежных специалистов, широко использовали зарубежные узлы и агрегаты.
6. Актуальное направление развития инновационной среды – это сотрудничество между малым бизнесом и крупными предприятиями. Пока такие связи налажены очень слабо, поэтому на государственном уровне и называется в качестве приоритетной задача построения «технологического коридора». Опрос 92-х руководителей крупных предприятий Санкт-Петербурга о перспективах сотрудничества с малыми инновационными фирмами показал, что в целом менеджеры готовы рассматривать возможности такой кооперации, однако существует несколько серьезных препятствий к ее развитию. Это недостаточный государственный заказ (так считают 60 % руководителей), отсутствие налоговых льгот (40 %), а также отсутствие благоприятного инвестиционно-налогового климата (20 %).
Для стимулирования развития связей, в том числе между промышленностью и научными организациями, включая малые инновационные фирмы, государство развивает инновационную инфраструктуру, в частности ее элементы – технопарки, техниковнедренческие зоны. Эти инструменты в мире доказали свою высокую эффективность. В России пока об их эффективности говорить преждевременно. Так, пока лишь небольшое число организаций пожелало стать резидентами технико-внедренческих зон. В Томской ТВЗ был зарегистрирован только один резидент, а в остальных трех созданных ТВЗ – по два резидента в каждой[7]. Такой результат можно объяснить тем, что пока отношение представителей бизнеса к технико-внедренческим зонам остается настороженным. Как показывает опрос Ассоциации менеджеров, большинство представителей бизнеса (67 %) заняли выжидательную позицию, 11 % респондентов негативно относятся к идее ТВЗ и столько же готовы активно участвовать в развитии зон [Национальный доклад, 2006, с. 37]. Это во многом обусловлено недостаточностью мер по налоговому стимулированию инноваций.
Источник