Инновационный потенциал страны показатели
Согласно проведенным исследованиям экономическое развитие России невозможно без осуществления коренных структурных изменений в производстве и обновление его технологий, с использованием современных достижений в научно-техническом прогрессе. Именно применение новых достижений в науке и технике позволяет обеспечивать высокую прибыль предприятиям и стимулирует экономический рост страны. Определить возможности инновационного и экономического развития России можно с помощью оценки инновационного потенциала. Об инновационном потенциале страны можно судить по уровню развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, учебных заведений, технических новшеств.
Несмотря на то, что в настоящее время научно-исследовательским работам в России уделяется большое внимание, инновационный потенциал нашей страны находится на среднем уровне, по сравнению с развитыми странами. Для оценки инновационного развития используют различные индексы и показатели, характеризующие прежде всего инновационный потенциал, инновационную активность и инновационные результаты. Все эти показатели затрагивают широкий объем статистической информации. Благодаря этим индексам в стране обнаруживаются слабые места, исправление которых является необходимым условием для успешной инновационной деятельности. В России при оценки инновационного потенциала в регионах часто используют индекс инновационности, который состоит из оценки научных знаний, применение и реализацию новых знаний, возможность создания ноу-хау. Индексы для измерения инновационного развития страны показывают ее готовность к созданию и освоению новшеств. Для того чтобы получить полную и достоверную информацию об инновационном потенциале страны необходимо использовать несколько индексов, характеризующих количественные и качественные показатели.
По мнению Всемирного экономического форума Российская Федерация занимает лишь 66 место по мировой конкурентоспособности. Такой небольшой показатель является следствием низкой инновационной активности. Финансирование в инновационной области заключаются в том, что предпочтения отдаются работам с глобальной конкурентоспособностью. Но, к сожалению, российские научные школы весьма далеки от такого состояния. Одной из причин их низкой конкурентоспособности является устаревшая конкурсная основа выделения финансирования.
В настоящее время происходит старение кадров. Отсутствие молодых кадров тормозит развитие инновационного потенциала. Необходимо отметить небольшой социальный статус научной деятельности, информационное отставание населения, недостаточное финансирование науки. В России практически отсутствует качественный научно-технический прогноз, который является составной частью модернизации. Основная ее задача — изменение и усовершенствование экономики, ее инновационного развития.
Сегодня на специалистов инженерно-технического профиля отсутствует необходимый государственный заказ. Кроме того не скоординирована работа и сотрудничество по подготовке кадров между государством и вузами. Порой научная работа не имеет целевых ориентиров, а призвана раздобыть необходимую информацию. Проблема информационной деятельности будет сдерживать инновационный потенциал страны.
Одной из проблем инновационного развития России является неравномерное распределение государством денежных ресурсов. Так при строительстве нового наукограда все ресурсы направляются в Сколково, будущей российской «Силиконовой Долины», в то время как наукограды Дубна, Королев, Троицк, Пущино несут скудное финансовое существование, практически разорены, включая и их инфраструктуру.
Важным условием для развития страны является обеспечения программ инноваций и модернизации, которые могут обеспечить спрос на высокий уровень квалификации и кадры, которые подготавливаются в государственной системе образования.
Инновационный потенциал страны зависит от таких факторов как дороговизна рабочей силы, величина российского рынка, исходный технологический задел — основа технологического и инновационного развития.
К сожалению, в настоящее время Россия в различных рейтингах по инновационному развитию занимает невысокие позиции, поэтому перспективными задачами для нашей страны на мировой арене признается достижение лидерства в инновационной области. Для достижения высоких результатов в инновационной сфере нужно применять системное управление, повышение стоимости труда и его качества, проектирования институтов. Именно инновационный потенциал определяет будущее развитие экономики регионов и всей России.
Источник
Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации)
Субъектам инновационной деятельности для ее осуществления необходимы различные ресурсы. С целью обобщающей характеристики ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в ходе осуществления инновационной деятельности, используется понятие инновационного потенциала.
Инновационный потенциал(государства, региона, отрасли, организации) — это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемых для осуществления инновационной деятельности.
Например, к элементам инновационного потенциала фирмы относятся:
1) материально-технические ресурсы;
2) финансовые ресурсы;
3) организационные ресурсы;
4) кадровые ресурсы;
5) социально-психологические факторы.
Для проведения инновационных процессов компания должна располагать:
-свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок;
-соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта;
-сотрудниками, способными генерировать неординарные решения.
Совокупность этих ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности, и составляет инновационный потенциал организации.
Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии. Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяет организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компании.
Главным фактором, отражающим инновационную активность организации и влияющим на интенсивность инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей внедрению нововведений, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.
Что касается инновационного потенциала региона, то он состоит из системы потенциалов, а именно:
— потребительского сегмента потенциала.
Первые четыре из указанных относятся к блоку ресурсов инновационного потенциала, от их количественного и качественного состава зависит функционирование системы инновационного потенциала. Научно-технический потенциал тесно связан с ресурсным блоком, опирается на него. Поскольку появление изобретений, новшеств, инновационных программ на предприятии невозможно без взаимодействия людей, оборудования и технологий, финансовых ресурсов, а также информации.
На наш взгляд, центральными компонентами инновационного потенциала являются его управленческое и организационное звено. Именно от правильных, своевременных управленческих решений зависит, будут ли раскрыты возможности предприятия по созданию востребованной конкурентоспособной продукции.
Поэтому в структуру инновационного потенциала внесён и потребительский сегмент, где оценивается, насколько данная новация нужна потребителю, и будет ли она иметь возможность дальнейшего распространения и использования.
Инновационная культура как готовность предприятия, персонала, руководящего звена воспринимать получение новшества, переводить их в нововведения, учитывать неудачи и адаптироваться к изменениям окружающей среды, пронизывает все компоненты инновационного потенциала.
2.7 Типологизация действий по улучшению: инновационные и постепенные изменения. Логика процесса совершенствования. Роль инновационного менеджмента и менеджмента качества в совершенствовании организаций. Методология совместной реализации инновационного менеджмента и менеджмента качества. Единая методическая основа реализации организационных изменений. (?)
Все воспринимают перемены как нечто само собой разумеющееся и априори позитивное, лояльность по отношению к переменам сегодня является даже критерием приема на работу. В Японии перемены — это тоже стиль жизни.
Сущность кайдзен очень проста: совершенствование. Более того, это непрерывный процесс совершенствования, в котором участвуют все – и менеджеры, и рабочие. Философия кайдзен предполагает, что наш образ жизни, будь то работа, общественная или семейная жизнь, заслуживает постоянного улучшения.
Центральная идея кайдзен заключается в том, что без совершенствования в компании не должно проходить ни дня. Для японской ментальности характерна вера в бесконечные возможности совершенствования. Как гласит старая японская пословица: «Если вы не встречались с другом три дня, присмотритесь получше, и вы увидите, что в нем изменилось». Смысл этого высказывания в том, что даже за три дня человек не может остаться прежним.
В любой сфере профессиональной деятельности работают на основе стандартов, установленных менеджментом, явно или по умолчанию. Поддержание предполагает их соблюдение благодаря обучению и дисциплине. Японское понимание управления сводится к следующему: соблюдать стандарты и совершенствовать их.
Чем выше иерархический уровень менеджера, тем больше он занят вопросами совершенствования. Неквалифицированный рабочий, стоящий у станка, практически все время следует инструкции. Однако по мере приобретения опыта он начинает думать об улучшениях, совершенствовать свои методы труда, внося собственные предложения самостоятельно или в составе группы.
Что же такое совершенствование? Его можно условно разделить на кайдзен и инновации. Кайдзен означает небольшие улучшения в ходе текущей работы, существенно не меняющие статус-кво. Инновация представляет собой коренное преобразование, которое принципиально меняет ситуацию и, как правило, осуществляется в результате крупных инвестиций в новую технологию и/или оборудование. На рисунке 2.1 показано соотношение поддержания, кайдзен и инновации с точки зрения японского менеджмента.
Рисунок 2.1 – Распределение функций поддержания, кайдзен и инноваций в Японии
При этом большинство западных менеджеров видит распределение функций иначе, так, как это показано на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Западное понимание распределения рабочих функций
В индустрии высоких технологий можно встретить иной тип менеджмента, показанный на рисунок 2.3. Это компании, которые внезапно появляются, бурно развиваются и столь же быстро исчезают, когда их первый успех идет на убыль или меняется ситуация на рынке.
Рисунок 2.3 – Распределение функций при ориентации на инновации
Худшие компании – это те, что сосредоточены исключительно на поддержании и не видят внутренних стимулов для кайдзен или инноваций. Конкуренция и изменение условий рынка вынуждают их менеджмент к изменениям, но при этом он не представляет себе, в каком направлении надо идти.
В ходе любой серьезной дискуссии о качестве сразу встает вопрос о том, как его определить, оценить, а также какие оно дает преимущества. Формулировок столько, сколько тех, кто пытается их дать, и единого мнения о том, что представляет собой качество или каким ему следует быть, нет. То же самое верно в отношении производительности. Разные люди вкладывают в этот термин разный смысл, зачастую почти противоположный, при этом менеджмент и рабочие часто не сходятся во мнениях.
Но в чем бы ни заключалась сущность качества или производительности, кайдзен всегда был оборотной стороной медали по отношению к этим понятиям. Как только речь заходит о кайдзен, все становится удивительно просто. Прежде всего, никто не ставит под сомнение ценность совершенствования, которое носит всеобщий характер, само по себе – благо и хорошо уже по определению. В какой бы сфере деятельности ни имело место усовершенствование, оно, в конечном счете, ведет к повышению качества и производительности.
Как уже говорилось, слово «качество» можно понимать по-разному, и нет единого мнения о том, что оно представляет собой на самом деле. В широком смысле этот термин применим ко всему, что можно улучшить. С этой точки зрения качество свойственно не только товарам и услугам, но и методам работы людей, машин и механизмов, а также системам и процедурам. Оно свойственно всем аспектам деятельности человека. Поэтому удобнее говорить о Кайдзен, а не о качестве или производительности.
Английское слово improvement(совершенствование, улучшение) в западном контексте чаще всего применяется к оборудованию, а не к человеческому фактору. Понятие кайдзен, в отличие от него, носит всеобъемлющий характер и может применяться к любому аспекту деятельности человека.
Одним из важнейших инструментов контроля качества, кайдзен, является так называемый цикл Шухарта – Деминга, который называют также колесом Деминга или циклом PDCA (Планируй – Делай – Проверяй – Воздействуй) (см. рисунок 2.4). Он подчеркивал важность взаимосвязи между исследованиями, проектированием, производством и продажами для достижения более высокого качества, удовлетворяющего потребителя. Деминг учил, что это колесо следует поворачивать, исходя, прежде всего, из соображений качества и ответственности за него. При соблюдении этих условий, утверждал он, компания сможет завоевать доверие потребителя, добиться признания своей продукции на рынке и процветания.
Рисунок 2.4 – Колесо Шухарта – Деминга
Рассмотрим сущность отдельных составляющих японской системы менеджмента качества, в частности работу кружков качества. Кружок контроля качества (КК) представляет собой малую группу, которая постоянно и добровольно работает в рамках существующей в компании общей программы по контролю качества, саморазвитию, взаимному образованию и управлению процессом и совершенствованием. Деятельность кружков КК – это лишь часть программы, которая разворачивается в масштабах компании; TQC или CWQC никогда не исчерпывается только их работой.
Кружки качества в Японии часто уделяют внимание проблемам, связанным с затратами, безопасностью и производительностью, и их деятельность часто лишь опосредованно связана с повышением качества продукции, по большей части она направлена на совершенствование в пределах цеха. Не принижая роль кружков качества, отметим частое преувеличение их значения – объем работ кружков качества обычно составляет от 10 до 30 % общего объема работ по TQC в японских компаниях.
Контроль качества, бывший в начале своей эволюции исключительно технической концепцией, превратился в полноправный инструмент менеджмента кайдзен, в котором принимают участие все сотрудники. Такую деятельность, которая осуществляется в масштабе всей организации, часто называют TQC (всеобщий контроль качества) или CWQC (контроль качества в масштабе всей компании). Какое бы название ни использовалось, TQC или CWQC обозначают деятельность в русле кайдзен, в которую вовлечены все сотрудники компании, от менеджеров до рабочих, и всякий раз, выходя на новый уровень, контроль качества повышал эффективность управления [8].
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник