Институциональная система страны это
Институциональная система
Это понятие в данной главе рассматривается лишь постановочно, ибо подробное изложение содержания основных проблем, связанных с институциональной системой, дается в отдельном курсе «Институциональная экономика». Однако здесь следует понять взаимосвязь институциональной среды, экономического, государственного и идеологического порядков, в условиях которых функционирует национальная экономика.
Итак, что же понимать под институциональной системой, сложившейся (складывающейся) в стране? Экономическая деятельность в любой стране совершается в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе. Эти правила могут быть объектами статутного (юридически оформленного соответствующими законами) либо обычного (принятого в данном обществе на основе обычаев, традиций) права. Эти правила и нормы, укоренившиеся в обществе, принято называть институтами. Институты, получившие законодательную основу, называют формальными, а институты, базирующиеся на неписаных законах (каковы обычаи, традиции, морально-этические нормы поведения, религиозные убеждения), называют неформальными. Совокупность действующих в стране формальных и неформальных институтов составляет институциональную среду, в условиях которой ведется любая, в том числе и экономическая, деятельность.
Институциональная среда не является набором случайных норм и правил: составляющие ее элементы взаимосвязаны. При этом возникают взаимосвязи институтов не только внутри страны, но и взаимосвязи между институтами страны и мировой экономической системы (рис. 2.5). Институциональной среде присущи все известные закономерности систем: целостность, коммуникативность, иерархичность, интегративность, эквифинальность, необходимое
Рис. 2.5. Схема взаимосвязи внешней и внутренней институциональной системы страны
разнообразие. Поэтому институциональная среда должна рассматриваться как сложная большая открытая система.
Институциональная система страны исторически обусловлена, она складывается в течение продолжительного периода под влиянием политических, идеологических, экономических факторов. Она отражает форму государственного правления, политические пристрастия правящей элиты и обусловленные ими стратегические цели развития страны; ментальные особенности народа, населяющего страну; исторически сложившиеся принципы ведения хозяйства. Поэтому попытки переустройства институциональной системы без учета этих факторов могут привести к существенным нарушениям социальных устоев жизни общества. Это обусловлено наряду с другими факторами консервативностью сложившихся принципов человеческой деятельности, в частности ведения хозяйства.
Обратимся вновь к трудам В. О. Ключевского. В цитировавшемся выше труде он пишет: «Отступая от привычного, затверженного правила под гнетом обстоятельств, люди еще долго донашивают его в своем сознании, которое вообще консервативнее, неповоротливее жизни, ибо есть дело одиночное, индивидуальное, а жизнь изменяется коллективными усилиями и ошибками целых масс» (Ключевский В. О., 2002, т. 1, с. 160).
Таким образом, институциональная система страны, по существу, предопределяет особенности поведенческих установок экономических агентов в процессе осуществления ими любого направления экономической деятельности.
Источник
Институциональная система страны это
Институциональная система
Это понятие в данной главе рассматривается лишь постановочно, ибо подробное изложение содержания основных проблем, связанных с институциональной системой, дается в отдельном курсе «Институциональная экономика». Однако здесь следует понять взаимосвязь институциональной среды, экономического, государственного и идеологического порядков, в условиях которых функционирует национальная экономика.
Итак, что же понимать под институциональной системой, сложившейся (складывающейся) в стране? Экономическая деятельность в любой стране совершается в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе. Эти правила могут быть объектами статутного (юридически оформленного соответствующими законами) либо обычного (принятого в данном обществе на основе обычаев, традиций) права. Эти правила и нормы, укоренившиеся в обществе, принято называть институтами. Институты, получившие законодательную основу, называют формальными, а институты, базирующиеся на неписаных законах (каковы обычаи, традиции, морально-этические нормы поведения, религиозные убеждения), называют неформальными. Совокупность действующих в стране формальных и неформальных институтов составляет институциональную среду, в условиях которой ведется любая, в том числе и экономическая, деятельность.
Институциональная среда не является набором случайных норм и правил: составляющие ее элементы взаимосвязаны. При этом возникают взаимосвязи институтов не только внутри страны, но и взаимосвязи между институтами страны и мировой экономической системы (рис. 2.5). Институциональной среде присущи все известные закономерности систем: целостность, коммуникативность, иерархичность, интегративность, эквифинальность, необходимое
Рис. 2.5. Схема взаимосвязи внешней и внутренней институциональной системы страны
разнообразие. Поэтому институциональная среда должна рассматриваться как сложная большая открытая система.
Институциональная система страны исторически обусловлена, она складывается в течение продолжительного периода под влиянием политических, идеологических, экономических факторов. Она отражает форму государственного правления, политические пристрастия правящей элиты и обусловленные ими стратегические цели развития страны; ментальные особенности народа, населяющего страну; исторически сложившиеся принципы ведения хозяйства. Поэтому попытки переустройства институциональной системы без учета этих факторов могут привести к существенным нарушениям социальных устоев жизни общества. Это обусловлено наряду с другими факторами консервативностью сложившихся принципов человеческой деятельности, в частности ведения хозяйства.
Обратимся вновь к трудам В. О. Ключевского. В цитировавшемся выше труде он пишет: «Отступая от привычного, затверженного правила под гнетом обстоятельств, люди еще долго донашивают его в своем сознании, которое вообще консервативнее, неповоротливее жизни, ибо есть дело одиночное, индивидуальное, а жизнь изменяется коллективными усилиями и ошибками целых масс» (Ключевский В. О., 2002, т. 1, с. 160).
Таким образом, институциональная система страны, по существу, предопределяет особенности поведенческих установок экономических агентов в процессе осуществления ими любого направления экономической деятельности.
Источник
ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое «ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА» в других словарях:
Институционная система — принципы построения гражданского кодекса, разработанные французскими юристами при составлении Кодекса Наполеона (1804). Институционная система предполагает разделение кодекса на три части (книги) первая посвящена лицам, вторая описывает виды… … Википедия
ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА — система построения гражданского кодекса, принятая во Франции (Наполеона Кодекс 1804 г.) и многих других странах. При И.о. кодекс делится натри части (книги). Первая посвящена лицам, вторая содержит правила об имуществах и о различных… … Юридический словарь
институционная система — система построения гражданского кодекса, принятая во Франции (Наполеона Кодекс 1804 г.) и многих других странах. При И.о. кодекс делится натри части (книги). Первая посвящена лицам, вторая содержит правила об имуществах и о различных… … Большой юридический словарь
Институционная система — система построения нормативно правовых актов, регулирующих гражданско правовые отношения, заимствованная из произведения древнеримского юриста Гая (II в.). Была использована при разработке Гражданского кодекса Франции 1804 г … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА — Система построения правовых норм по образцу Институций римского юриста Гая (II в. н.э.), которые состояли из 4 книг: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Ярким примером институционной системы является Гражданский кодекс Франции 1804 г.… … Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Институциональная система — Институционная система принципы построения гражданского кодекса. Институционная система предполагает разделение глав кодекса на три части (книги). 1 книга посвящена частным лицам, 2 книга описывает виды имущества, 3 книга оговаривает способы… … Википедия
Пандектная система — Пандектная система принцип построения гражданского кодекса, при котором выделяется общая часть, вещное право, обязательственное право, семейное право, наследственное право. Пандектная система была создана в XVIII XIX веках германскими… … Википедия
Институции — (лат. institutiones, буквально наставления) название элементарных учебников римских юристов, дающих систематический обзор действующего, в основном частного права (См. Частное право). Наиболее древними из дошедших до нас являются И.… … Большая советская энциклопедия
Гражданский кодекс — Начало текста первого издания Гражданского кодекса Наполеона Гражданский кодекс систематизированный законодательный акт, содержащий расположенные по определённой системе нормы гражданского права. При этом может исп … Википедия
Гай (римский юрист) — Гай (Gaius) (гг. рождения и смерти неизвестны), римский юрист 2 в., представитель т. н. сабинианской школы (см. Сабин). Сторонник абсолютной власти императора, а также неограниченной частной собственности рабовладельцев. Основное произведение Г.… … Большая советская энциклопедия
Источник
Институциональная система
Институциональная система
Институционная система принципы построения гражданского кодекса.
Институционная система предполагает разделение глав кодекса на три части (книги).
1 книга посвящена частным лицам,
2 книга описывает виды имущества,
3 книга оговаривает способы приобретения собственности.
Общая часть при этом отсутствует.
Институционной системе противостоит пандектная система, которая включает общую часть, вещное, обязательственное, семейное, наследственное право. Пандектная система принята в Российской Федерации.
И. С. разработана во Франции при составлении Кодекса Наполеона (см. КОДЕКС НАПОЛЕОНА) (1804).
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Институциональная система» в других словарях:
СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть. Эта категория пришла в политическую философию из социологии в 50 60 е гг. 20 в., чтобы помочь… … Философская энциклопедия
Система платежей — (PAYMENTS SYSTEM) институциональная структура, с помощью которой домашние хозяйства, фирмы и финансовые учреждения осуществляют взаимные расчеты … Современные деньги и банковское дело: глоссарий
Экономическая система — (англ. Economic system) совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет… … Википедия
Валютная система — (Monetary system) Валютная система это правовая форма организации валютных отношений Валютная система: Ямайская, Европейская, Бреттон Вудская, Парижская, Генуэзская, Российская Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Менеджмент (система управления) — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Менеджмент (в максимально широком смысле) руководство социально экономическими системами. Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь … Википедия
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — совокупность политических ин тов, норм, ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть. Это понятие пришло в политическую философию из социологии в 1950 1960 е гг. и помогло исследователям упорядочить описание политических … Философская энциклопедия
ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ — государственно правовая форма организации и регулирования валютно кредитных и финансовых взаимоотношений России с другими странами. Определяется законодательными актами и является составной частью национальной денежной системы. В.с.Р.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора
Власть — (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической . Власть как общественное явление как… … Энциклопедия инвестора
Управление — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/30 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия
Источник
Институциональная система
Итак, что же понимать под институциональной системой, сло&жившейся (складывающейся) в стране? Экономическая деятель&ность в любой стране совершается в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе. Эти правила могут быть объектами статутного (юридически оформ&ленного соответствующими законами) либо обычного (принятого в данном обществе на основе обычаев, традиций) права. Эти пра&вила и нормы, укоренившиеся в обществе, принято называть ин&ститутами. Институты, получившие законодательную основу, на&зывают формальными, а институты, базирующиеся на неписаных законах (каковы обычаи, традиции, морально-этические нормы по&ведения, религиозные убеждения), называют неформальными. Со&вокупность действующих в стране формальных и неформальных институтов составляет институциональную среду, в условиях ко&торой ведется любая, в том числе и экономическая, деятельность.
Институциональная среда не является набором случайных норм и правил: составляющие ее элементы взаимосвязаны. При этом возникают взаимосвязи институтов не только внутри страны, но и взаимосвязи между институтами страны и мировой экономиче&ской системы (рис. 2.5). Институциональной среде присущи все известные закономерности систем: целостность, коммуникативность, иерархичность, интегративность, эквифинальность, необходимое
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНУЮ СРЕДУ
Страна (Российская Федерация)
Мировая экономическая система
Доминирующие группировки стран
Государственный и общественный порядок
Мировая институциональная система
Стратегические цели развития социально- экономической сферы
Формальные институты
Неформальные институты
Формальные институты
Неформальные институты
Институты фирмы, регулирующие:
взаимоотношение фирмы с внешней средой
внутрифирменные взаимоотношения
разнообразие. Поэтому институциональная среда должна рассмат&риваться как сложная большая открытая система.
Институциональная система страны исторически обусловлена, она складывается в течение продолжительного периода под влияни&ем политических, идеологических, экономических факторов. Она отражает форму государственного правления, политические при&страстия правящей элиты и обусловленные ими стратегические цели развития страны; ментальные особенности народа, населяющего страну; исторически сложившиеся принципы ведения хозяйства. Поэтому попытки переустройства институциональной системы без учета этих факторов могут привести к существенным нарушениям социальных устоев жизни общества. Это обусловлено наряду с дру&гими факторами консервативностью сложившихся принципов че&ловеческой деятельности, в частности ведения хозяйства.
Обратимся вновь к трудам В. О. Ключевского. В цитировавшем&ся выше труде он пишет: «Отступая от привычного, затверженного правила под гнетом обстоятельств, люди еще долго донашивают его в своем сознании, которое вообще консервативнее, неповорот&ливее жизни, ибо есть дело одиночное, индивидуальное, а жизнь изменяется коллективными усилиями и ошибками целых масс» (Ключевский В. О., 2002, т. 1, с. 160).
Таким образом, институциональная система страны, по суще&ству, предопределяет особенности поведенческих установок эко&номических агентов в процессе осуществления ими любого направ&ления экономической деятельности.
Экономический, политический И идеологический порядки
Вернемся к концепции, выдвинутой Р. Барром, который приводит следующие характеристики страны, предопределяющие характер условий для экономической деятельности:
- организующее начало (в экономическом аспекте) — экономиче&ская деятельность индивидов, семей, групп, государства харак&теризуется определенной интеграцией и взаимозависимостью;
- наличие верховной власти (как национальное сообщество) — подчиненность (в той или иной мере) всех субъектов эконо&мической деятельности;
- духовное единство — между ее жителями существует паралле&лизм в поведенческих установках и сравнительная однород- ность реакций, что придает национальному экономическому сообществу единство.
Нетрудно заметить сходство принципов, лежащих в основе фор&мирования условий для экономической деятельности, предложен&ных Р.
Каждая страна создает те или иные условия для успешного раз&вития экономической деятельности в целом или в ее отдельных секторах. Это имеет принципиальное значение для завоевания стра&ной определенного положения в мировой экономической системе.
Из чего же складываются эти условия? Что их предопределяет?
Для ответа на эти вопросы обратимся к категориям порядка вооб&ще и экономического, политического и идеологического в част&ности.
В контексте рассматриваемой нами проблемы — условий для до&стижения высокого уровня развития национальной экономики, ее места в мировой экономической системе — категория порядка от&ражает соответствие тех или иных действий определенным прави&лам и нормам — институциональной системе.
Следовательно, порядок можно понимать как соответствие пове&дения индивидов, групп, организаций всем трем принципам, харак&теризующим страну: экономическому, национальному и духовному. Именно эти принципы обусловливают характер (облик) институ&циональной системы страны. Опираясь на такое понимание поряд&ка, определим понятия экономического, политического и идеоло&гического порядков.
Экономический порядок отражает принципы взаимоотношений между экономическими агентами, а также взаимоотношений этих агентов с государством (редистрибуция, рыночные отношения, сме&шанная экономика), возникающих в процессе производства и об&мена материальных и нематериальных благ. Если рестрибутивная экономика базируется па жесткой регламентации поведения эконо&мических агентов в рамках директивных государственных планов и стимулирует только безоговорочное их выполнение, то в основе рыночных отношений лежит принцип конкуренции экономических агентов, а на более высоком уровне развития этих отношений — принцип интеграции агентов в различного рода интегрированные бизнес-группы (ИБГ).
В исторической ретроспективе выделяют три вида экономиче&ских порядков: централизованно управляемую экономику, свобод&ный рынок, конкурентный порядок (Ойкен В., 1995).
Политический (государственный) порядок отражает склады&вающуюся в тот или иной исторический период в стране форму власти (демократия, авторитаризм, тоталитаризм и др.) и обуслов&ленные этой формой взаимоотношения между властными структура&ми различных уровней и обществом. Если в условиях тоталитаризма целеполагание и выбор средств достижения целей экономической деятельности — функция верховной власти, которая не приемлет альтернативных действий экономических агентов, то в условиях демократических форм правления эти функции, впрочем, как и от&ветственность за все результаты деятельности, лежат на экономи&ческих агентах.
Идеологический (общественный) порядок отражает исторически сложившиеся господствующие в общественном сознании мировоз&зренческие системы взглядов (коммунитарность — патернализм, ин&дивидуализм — субсидиарность и т. п.), обусловленные менталь&ными, в том числе конфессиональными, особенностями граждан страны. Идеологический порядок наиболее консервативен. Устой&чивость мировоззрения может либо способствовать, либо тормо&зить принятие обществом тех или иных преобразований (реформ) экономической и политической жизни, являясь в этом случае ис&точником социального напряжения.
Все перечисленные порядки взаимосвязаны и взаимозависимы. Они обусловливают друг друга. Так, тоталитаризм вызывает пре&обладание централизации в управлении экономикой, которая по&рождает редистрибуцию — опосредование взаимоотношений эко&номических агентов центром. Это, в свою очередь, способствует усилению коммунитарности и патерналистских установок в созна&нии людей. В то же время в условиях демократического правления преимущественно развиваются рыночные отношения, которые пред&полагают усиление индивидуалистического мировоззрения и лич&ной ответственности за результаты деятельности. Поэтому влия&ние экономического, политического и идеологического порядков на национальную экономику нельзя рассматривать автономно, так
Источник