4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ: МЕХАНИЗМЫ РЕЖИМНОЙ КООРДИНАЦИИ ИЛИ ГЕНЕРАТОРЫ ВОЗМУЩЕНИЙ?
уровня услуг по охране здоровья, (6) обеспечение экологических условий устой-
чивости экономического развития и т.д. Для нашей дискуссии первостепенное значение будут играть факторы (2) и (3), которые мы для краткости — и в соответствии с устоявшейся традицией — будем называть факторами формирования стабильного либерального мирохозяйственного режима.
В принципе возможны два механизма создания «глобальных общественных благ»: непосредственное участие правительств национальных государств в выработке необходимых решений и деятельность международных организаций, координирующих усилия национальных государств и/или сравнительно автономно выполняющих соответствующие функции. Международная практика послевоенного периода показала, что первый механизм оказывается явно неадекватным в условиях быстрого роста числа участников экономико-политического
взаимодействия, интересы которых представлены на международной арене.
Подобный вывод может показаться чрезмерно пессимистичным, если принять во внимание объективные достижения 1990-х гг., к числу которых относится создание Всемирной торговой организации по итогам Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ, заключение соглашений о снижении барьеров в международной торговле услугами, общая либерализация условий международного движения капиталов (которую необходимо отнести к безусловным заслугам МВФ) Вместе с тем существуют сферы, где факторы политических рынков (да-
же «отфильтрованные» через механизмы принятия решений в международных экономических организациях) радикально блокируют пути к дальнейшей либерализации мирохозяйственного режима.
Наиболее выразительными иллюстрациями данного тезиса являются, несомненно, перипетии, связанные с разработкой Многостороннего соглашения по инвестициям в рамках ОЭСР и с недавней конференцией ВТО в Сиэтле. Переговоры по Многостороннему соглашению, начавшиеся в 1995 г., к концу 1998 г фактически зашли в тупик и были прерваны после решения Франции приостановить участие в них.
И дело здесь отнюдь не столько в специфической позиции, занятой под-ключившимися к обсуждению неправительственными организациями (о которой мы уже имели возможность упомянуть в разделе 2), сколько в существенных различиях позиций вовлеченных сторон33. Только к Преамбуле документа было внесено 18 оговорок; что касается центрального для всего Соглашения раздела 3 «Режим для инвесторов и инвестиций», то здесь число оговорок достигло 118 (всего этот раздел включает в себя 17 статей). Камнем преткновения стало требование предоставления европейским государствам преимуществ при разрешении инвестиционных споров на территории стран ЕС (особенно жесткую позицию здесь занимала Франция), а также требование США формально зафиксировать эмбарго на осуществление иностранных инвестиций в Ливии, Иране и на Кубе.
Конференция министров торговли 135 стран — участниц ВТО в Сиэтле была, пожалуй, событием еще более показательным. И дело здесь не только в ее скоротечности: начавшись 30 ноября, она завершила свою работу — по всеобщему убеждению, фактическим провалом — уже 3 декабря. Главное заключается в том, что с самого начала она даже не имела полноценной согласованной повестки дня. Почти по всем намеченным пунктам повестки дня были зарезерви-
рованы возражения либо особые мнения каких-либо стран . Как и ожидалось, ни по одному принципиально важному вопросу на конференции не удалось выработать согласованного решения.
Предложения США, Австралии и ряда других ведущих экспортеров продовольственных товаров о начале широкомасштабных переговоров о либерализации рынков сельскохозяйственной продукции были блокированы ЕС; были отвергнуты инициативы ЕС о предоставлении беспошлинного доступа товаров из беднейших стран мира на рынки развитых стран, а также о расширении круга рассматриваемых проблем за счет включения в повестку дня вопросов инвестиционного регулирования и конкурентной политики; внесенные США (и получившие поддержку ЕС) предложения о взаимной увязке обязательств по либерализации торговли и по фиксации трудовых стандартов встретили жесткую оппозицию развивающихся стран, вполне обоснованно усматривающих в этих стан-
дартах, снижающих их сравнительные преимущества в использовании дешевой рабочей силы, скрытую форму протекционизма; не был пролонгирован мораторий на налогообложение электронных трансакций в сети Internet, который ак-тивно поддерживали США.
Если текущий «послужной список» международных экономических организаций, осуществляющих координацию усилий правительств суверенных государств, далек от идеала, то, быть может, деятельность организаций, обладающих известной степенью автономии в решении задач поддержания стабильного либерального мирохозяйственного режима, отличается большей эффективностью? События международного финансового кризиса 1997-1998 гг. показали, что дело обстоит прямо противоположным образом. Чтобы понять причины подобного развития событий, необходимо сказать несколько слов о природе недавнего кризиса.
Прежде всего, необходимо отметить, что развернувшийся в середине 1997 г. кризис не был ни «мировым», ни «общеэкономическим». Он в весьма незначительной степени затронул как экономически развитые страны, так и цен- тральноевропейские страны с переходной экономикой. Последствия кризиса сказались главным образом в финансовом, но не в реальном секторе этих государств. Основной «пострадавшей стороной» оказались развивающиеся страны (многие из которых уже перешли в разряд новых индустриальных стран), причем главные проблемы для их экономик были обусловлены валютно-финансовой дестабилизацией, связанной с мобильностью потоков краткосрочного иностранного капитала. Ключевая роль динамики иностранных капиталовложений в развертывании кризисных тенденций позволяет идентифицировать нынешний кризис как финансово-долговой, уходящий корнями в сферу финансовых отношений между странами с разным уровнем экономического развития.
Исторически международные финансово-долговые кризисы представляют собой неотъемлемый элемент процесса перемещения капиталов между развитыми и развивающимися странами. В этом отношении современный кризис не является чем-то совершенно новым, неким специфическим порождением процессов экономической глобализации образца 1990-х гг. В XX в. наблюдалось уже три подобных кризиса. Каждый из них имел четко выраженные особенности, обусловленные тем, какие инструменты и механизмы движения капиталов являлись доминирующими в
предшествующий период развития международного кредитования .
Кризис начала 30-х гг.
Кризис начала 1980-х гг. ознаменовал конец эры банковского финансирования, на протяжении которой правительства развивающихся стран имели возможность привлекать на сравнительно выгодных условиях средства зарубежных банков. Дефолт этих стран по внешним обязательствам поставил под угрозу всю банковско-финансовую систему экономически развитых стран, что вызвало к жизни необходимость проведения — под эгидой МВФ — скоординированной
«работы со странами-должниками», направленной на минимизацию ущерба стабильности системы международных финансов.
Кризис 1990-х годов принципиально отличается от упомянутых выше тем, что в предшествующий ему период ключевым каналом трансферта финансовых средств в развивающиеся страны являлись инвестиции в ценные бумаги частного сектора, а также предоставление кредитов коммерческим структурам. Иными словами, в роли заемщиков выступали не суверенные правительства, а частные компании и банки. В результате ключевая проблема для правительств стран- должников оказалась связана не с необходимостью собственно погашать задолженность, а с задачей поддержания стабильности курса национальной валюты в условиях оттока зарубежных портфельных инвестиций с национальных фондовых рынков, а также роста спроса национальных экономических агентов на иностранную валюту для погашения внешних кредитов.
Данное обстоятельство имеет важные последствия с точки зрения функционирования международных финансовых институтов. Попытки борьбы с кризисом путем вмешательства МВФ потерпели неудачу, прежде всего потому, что используемые им рецепты разрабатывались применительно к кризисам образца начала 1980-х гг., спровоцированным главным образом действиями прави-тельств стран-должников.
отвергнувшая рекомендации МВФ .
Тот факт, что МВФ «просмотрел» кардинальное изменение природы финансово-долговых кризисов в 1990-е гг. (хотя основные черты «кризисов нового типа» были различимы уже в 1994-1995 гг., когда произошел обвал мексиканского фондового рынка и катастрофическая девальвация песо), является свидетельством нарастающей неадекватности деятельности данной организации реальным задачам поддержания стабильности международной финансовой системы. Фактически деятельность МВФ в последние годы объективно способствовала повышению уровня субъективного риска как среди кредиторов и заемщиков на международных финансовых рынках, так и внутри самого МВФ и круга его
основных акционеров . Иными словами, проводимая им политика, имеющая целью снижение вероятности финансовых кризисов, на деле создавала у всех перечисленных групп субъектов стимулы к такому поведению, которое создавало предпосылки для наступления кризиса.
Во-первых, ожидаемая возможность получения финансовой помощи от МВФ в случае возникновения кризисных явлений очевидным образом подрывает у правительств национальных государств стимулы к осуществлению мер, направленных на устранение предпосылок кризиса до того, как он начался. В свою очередь, многочисленные — порой непопулярные и трудновыполнимые — требования МВФ, которыми сопровождается выделение антикризисных кредитов,
позволяет правительствам направить общественное недовольство в русло протеста против политики МВФ, тем самым отвлекая внимание от собственной некомпетентной политики. Впрочем, значение второго из упомянутых факторов не стоит переоценивать. Протест против политики МВФ легко перерастает в протест против национального правительства, выполняющего соответствующие рекомендации. В этом легко убедиться, вспомнив судьбу президента Индонезии Сухарто, последовавшего рекомендациям МВФ об отмене субсидий на топливо.
Во-вторых, ожидаемое предоставление антикризисных кредитов странам- должникам стимулирует у кредиторов (прежде всего крупных банков и иных финансовых институтов частного сектора) повышенную готовность к совершению рискованных вложений в экономику развивающихся стран. Чем крупнее страна-должник, тем выше субъективная оценка шансов предоставления ей помощи, а значит, выше склонность к осуществлению экономически сомнительных инвестиций. Характерная ситуация наблюдалась в конце 1997 г. — начале 1998 г., когда для большинства иностранных портфельных инвесторов аксиомой был тезис о том, что «Россия слишком велика, чтобы ей дали обанкротиться». Очевидно, что данный фактор способствовал накоплению чрезмерного объема краткосрочных финансовых инвестиций и препятствовал раннему распознанию симптомов кризиса, что в конечном итоге обусловило возникновение «эффекта прорванной плотины» и существенному усугублению последствий кризиса, когда он все-таки начался. Такое развитие событий было характерно не только для России, но и для почти всех затронутых кризисом стран Юго-Восточной Азии.
Наконец, в-третьих, проблема субъективного риска возникает применительно к самому МВФ и его основным акционерам, определяющим ключевые приоритеты его политики. Постепенное разрастание полномочий МВФ в сфере выдвижения условий предоставления антикризисных займов по сути дела ставит его в положение института, оказывающегося едва ли наиболее влиятельным игроком на политическом рынке стран-должников и существенно «урезающего» автономию национальных правительств в определении не только приоритетных направлений, но и мелких нюансов экономической политики. Достаточно сказать, что если два десятилетия назад набор требований при предоставлении антикризисных займов обычно ограничивался 10-20 позициями, то в ходе недавнего кризиса азиатским странам выставлялись списки из 50-80 требований, включая такие экзотические, как демонополизация рынка чеснока и пересмотр налогов на фу-
раж . При этом реально отсутствовали механизмы ответственности Фонда за принимаемые им решения. Согласно действующим правилам, предоставленные им кредиты подлежат безусловному погашению; как следствие, ни сам Фонд, ни его акционеры не несут никаких издержек в случае провала рекомендованных им антикризисных программ. Более того, факт этого провала достаточно трудно доказать — большое число выдвигаемых условий автоматически означает, что некоторые из них окажутся невыполненными, что дает руководству Фонда возможность возложить вину за неудачу на правительства стран-должников, «не справившиеся» с выполнением подписанных ими антикризисных обязательств.
В этих условиях нет ничего удивительного в том, что именно МВФ рассматривался большинством экономически развитых стран в качестве наиболее подходящего кандидата на роль института «глобального регулирования» в мировой экономической системе. Трудно не согласиться с несколько циничной позицией критиков МВФ в том смысле, что с точки зрения правительств экономи-
чески развитых стран очень удобно иметь структуру, переводящую на наднациональный уровень запросы субъектов национальных политических рынков и воздействующую уже от своего лица на экономическую политику широкого круга стран, так или иначе испытывающих проблемы со стабильностью национальной финансовой и валютной системы. Как бы то ни было, международный финансовый кризис существенно потряс не только позиции самого МВФ, но, что еще более важно, доверие к нему как со стороны стран-должников, так и со стороны международного финансового сообщества.
Едва ли не с самого начала кризиса возникла бурная дискуссия относительно перспектив реформирования международных финансовых институтов. Был выдвинут широкий спектр предложений по реформированию деятельности МВФ — от превращения его в некое глобальное агентство («мега-МВФ»), осуществляющее не реагирование на кризисы, а мониторинг «проблемных точек» мировой экономики, до минимизации его полномочий, постановки его кредитной политики под контроль правительств стран «Большой семерки» и даже отказа от присущих ему функций «кредитора последней инстанции», выполнение которых создает иллюзию надежности на финансовых рынках и фактически поощряет безответственное поведение кредиторов и должников40. Достоин, впрочем, внимания тот факт, что после нормализации ситуации в мировой экономике интенсивность дискуссий по поводу реформы МВФ заметно снизилась. Однако вне зависимости от того, как будет (и будет ли) протекать процесс реконфигурации функций международных финансовых институтов, не приходится сомневаться в том, что в обозримом будущем они останутся скорее механизмами реализации политических предпочтений ведущих акционеров и карьерных устремлений топ-менеджеров, чем реальными инструментами обеспечения стабильного либерального экономического порядка.
Источник
Рейтинг экономики развитых стран мира
Самая развитая экономика в мире у США. Следом идут Китай, Япония и Германия.
Таблица: рейтинг экономик мира в 2020-2021 по данным ООН
Рейтинг | Экономика | ВВП ($ млн) |
Весь мир | 85,804,390.60 | |
1 | Соединённые Штаты Америки | 20,494,100.00 |
2 | Китай | 13,608,151.86 |
3 | Япония | 4,970,915.56 |
4 | Германия | 3,996,759.29 |
5 | Великобритания | 2,825,207.95 |
6 | Франция | 2,777,535.24 |
7 | Индия | 2,726,322.62 |
8 | Италия | 2,073,901.99 |
9 | Бразилия | 1,868,626.09 |
10 | Канада | 1,712,510.03 |
11 | Россия | 1,657,553.77 |
12 | Южная Корея | 1,619,423.70 |
13 | Австралия | 1,432,195.18 |
14 | Испания | 1,426,189.14 |
15 | Мексика | 1,223,808.89 |
16 | Индонезия | 1,042,173.30 |
17 | Нидерланды | 913,658.47 |
18 | Саудовская Аравия | 782,483.47 |
19 | Турция | 766,509.09 |
20 | Швейцария | 705,501.30 |
21 | Польша | 585,782.87 |
22 | Швеция | 551,031.68 |
23 | Бельгия | 531,766.94 |
24 | Аргентина | 518,475.13 |
25 | Таиланд | 504,992.76 |
26 | Венесуэла | 482,359.32 |
27 | Австрия | 455,736.58 |
28 | Иран | 454,012.77 |
29 | Норвегия | 434,750.94 |
30 | Объединённые Арабские Эмираты | 414,178.90 |
31 | Нигерия | 397,269.62 |
32 | Ирландия | 382,487.49 |
33 | Израиль | 369,690.44 |
34 | Южная Африка | 368,288.20 |
35 | Сингапур | 364,156.66 |
36 | Гонконг | 362,992.54 |
37 | Малайзия | 354,348.42 |
38 | Дания | 352,058.41 |
39 | Филиппины | 330,910.34 |
40 | Колумбия | 330,227.87 |
41 | Пакистан | 312,570.06 |
42 | Чили | 298,231.14 |
43 | Бангладеш | 274,024.96 |
44 | Финляндия | 273,960.97 |
45 | Египет | 250,895.47 |
46 | Чехия | 245,225.88 |
47 | Вьетнам | 244,948.45 |
48 | Румыния | 239,552.52 |
49 | Португалия | 237,978.94 |
50 | Ирак | 225,914.18 |
51 | Перу | 222,237.57 |
52 | Греция | 218,031.84 |
53 | Новая Зеландия | 205,024.94 |
54 | Катар | 192,009.34 |
55 | Алжир | 180,689.12 |
56 | Казахстан | 170,538.87 |
57 | Венгрия | 155,703.07 |
58 | Кувейт | 141,677.81 |
59 | Украина | 130,832.37 |
60 | Марокко | 118,495.33 |
61 | Эквадор | 108,398.06 |
62 | Словакия | 106,472.19 |
63 | Ангола | 105,750.99 |
64 | Пуэрто-Рико | 101,130.90 |
65 | Куба | 96,851.00 |
66 | Шри-Ланка | 88,900.77 |
67 | Кения | 87,908.26 |
68 | Эфиопия | 84,355.46 |
69 | Доминикана | 81,298.59 |
70 | Оман | 79,294.93 |
71 | Гватемала | 78,460.45 |
72 | Мьянма | 71,214.80 |
73 | Люксембург | 69,487.92 |
74 | Гана | 65,556.46 |
75 | Болгария | 65,132.95 |
76 | Панама | 65,055.10 |
77 | Хорватия | 60,805.66 |
78 | Коста-Рика | 60,126.01 |
79 | Беларусь | 59,662.50 |
80 | Уругвай | 59,596.89 |
81 | Танзания | 57,437.07 |
82 | Ливан | 56,639.16 |
83 | Макао | 54,545.18 |
84 | Словения | 54,235.48 |
85 | Литва | 53,251.37 |
86 | Сербия | 50,508.37 |
87 | Узбекистан | 50,499.92 |
88 | Ливия | 48,319.62 |
89 | Демократическая Республика Конго | 47,227.54 |
90 | Азербайджан | 46,939.53 |
91 | Кот-д’Ивуар | 43,007.05 |
92 | Иордания | 42,290.83 |
93 | Судан | 40,851.54 |
94 | Парагвай | 40,842.34 |
95 | Туркменистан | 40,761.14 |
96 | Боливия | 40,287.65 |
97 | Тунис | 39,860.72 |
98 | Камерун | 38,502.06 |
99 | Бахрейн | 37,746.20 |
100 | Латвия | 34,849.08 |
101 | Зимбабве | 31,000.52 |
102 | Эстония | 30,284.89 |
103 | Непал | 28,812.49 |
104 | Уганда | 27,476.95 |
105 | Йемен | 26,914.40 |
106 | Замбия | 26,720.07 |
107 | Сальвадор | 26,056.95 |
108 | Исландия | 25,882.22 |
109 | Камбоджа | 24,571.75 |
110 | Кипр | 24,469.84 |
111 | Сенегал | 24,129.60 |
112 | Гондурас | 23,803.23 |
113 | Папуа — Новая Гвинея | 23,431.60 |
114 | Тринидад и Тобаго | 23,410.35 |
115 | Босния и Герцеговина | 19,781.78 |
116 | Афганистан | 19,362.97 |
117 | Ботсвана | 18,616.02 |
118 | Лаос | 18,130.72 |
119 | Мали | 17,196.69 |
120 | Габон | 17,017.40 |
121 | Грузия | 16,209.82 |
122 | Ямайка | 15,717.86 |
123 | Албания | 15,058.88 |
124 | Палестина | 14,615.90 |
125 | Мальта | 14,542.04 |
126 | Намибия | 14,521.71 |
127 | Мозамбик | 14,457.96 |
128 | Буркина Фасо | 14,441.76 |
129 | Маврикий | 14,220.35 |
130 | Бруней | 13,567.10 |
131 | Экваториальная Гвинея | 13,317.45 |
132 | Никарагуа | 13,117.86 |
133 | Монголия | 13,009.57 |
134 | Македония | 12,672.13 |
135 | Армения | 12,433.09 |
136 | Багамские Острова | 12,162.10 |
137 | Мадагаскар | 12,100.46 |
138 | Молдова | 11,309.08 |
139 | Чад | 11,302.54 |
140 | Конго | 11,263.68 |
141 | Гвинея | 10,989.79 |
142 | Бенин | 10,358.99 |
143 | Гаити | 9,658.08 |
144 | Руанда | 9,509.00 |
145 | Нигер | 9,239.51 |
146 | Кыргызстан | 8,092.84 |
147 | Косово | 7,900.27 |
148 | Таджикистан | 7,522.95 |
149 | Малави | 7,064.97 |
150 | Остров Мэн | 6,592.63 |
151 | Монако | 6,400.95 |
152 | Лихтенштейн | 6,214.63 |
153 | Гуам | 5,859.00 |
154 | Фиджи | 5,479.50 |
155 | Черногория | 5,452.17 |
156 | Мавритания | 5,365.87 |
157 | Того | 5,300.21 |
158 | Мальдивы | 5,272.29 |
159 | Сомали | 4,721.00 |
160 | Свазиленд | 4,703.79 |
161 | Барбадос | 4,673.50 |
162 | Сьерра-Леоне | 3,999.95 |
163 | Американские Виргинские Острова | 3,855.00 |
164 | Гайана | 3,610.44 |
165 | Каймановы Острова | 3,570.58 |
166 | Суринам | 3,427.27 |
167 | Либерия | 3,249.00 |
168 | Андорра | 3,236.54 |
169 | Кюрасао | 3,116.61 |
170 | Бурунди | 3,078.03 |
171 | Южный Судан | 3,070.89 |
172 | Лесото | 2,791.76 |
173 | Гренландия | 2,713.53 |
174 | Аруба | 2,700.56 |
175 | Фарерские Острова | 2,689.16 |
176 | Эритрея | 2,607.74 |
177 | Тимор-Лешти | 2,581.00 |
178 | Бутан | 2,534.97 |
179 | Центрально-Африканская Республика | 2,379.72 |
180 | Кабо-Верде | 1,986.93 |
181 | Джибути | 1,965.98 |
182 | Белиз | 1,925.00 |
183 | Сент-Люсия | 1,876.19 |
184 | Сан-Марино | 1,632.86 |
185 | Гамбия | 1,624.46 |
186 | Антигуа и Барбуда | 1,623.80 |
187 | Северные Марианские Острова | 1,593.00 |
188 | Сейшельские Острова | 1,590.18 |
189 | Гвинея-Бисау | 1,458.16 |
190 | Соломоновы Острова | 1,411.90 |
191 | Гренада | 1,207.45 |
192 | Коморские Острова | 1,203.08 |
193 | Сент-Китс и Невис | 1,039.88 |
194 | Тёркс и Кайкос | 1,022.31 |
195 | Вануату | 887.82 |
196 | Самоа | 861.49 |
197 | Сент-Винсент и Гренадины | 813.09 |
198 | Восточное Самоа | 634.00 |
199 | Доминика | 503.65 |
200 | Тонга | 450.35 |
201 | Сан-Томе и Принсипи | 422.30 |
202 | Микронезия | 344.50 |
203 | Палау | 310.11 |
204 | Маршалловы Острова | 211.52 |
205 | Кирибати | 188.28 |
206 | Науру | 114.72 |
207 | Тувалу | 42.59 |
Каждая отдельно взятая страна имеет свою экономическую политику, в которой неотъемлемо есть как сильные, так и слабые стороны. Если государство богато полезными ископаемыми, то чаще всего экономика строится на экспорте ресурсов, что ослабляет производственную составляющую.
10 самых крупных мировых экономик в 2018 году
В рейтинге экономики стран много лет лидирующие позиции занимают одни и те же державы, рассмотрим, на чем базируются сильные экономики.
Самая стабильная экономика в мире принадлежит США, она удерживает свои лидирующие позиции уже более 100 лет. Всесторонне развитая экономическая политика базируется на банковской системе, крупнейшей фондовой бирже, передовых технологиях в области IT и сельском хозяйстве, которое не лишено инновационных решений и прогресса.
Америка благодаря значительному охвату сфер деятельности и передовым технологиям в них обладает большим влиянием в мире и пользуется этим.
Структура ВВП США по отраслям
Доллар уже много лет является мировой валютой и котируется во всех странах. Показатели по ВВП на 2019 год составили 20,494 триллиона долларов, что позволяет понять: почему экономика США первая, возглавляя рейтинг.
Китай
Самая быстроразвивающаяся экономика, способная вскоре потеснить Америку и сдвинуть ее с занимаемого лидирующего места в ТОП крупнейших экономик мира. В Китае активно разрастается промышленность, сельское хозяйство и технологии. Рынок автомобилестроения крупнее американского и японского вместе взятых.
Китайская одежда и техника поступает на рынки большинства стран, очень развит экспорт во всех направлениях. Китай обеспечивает пищевыми продуктами 1/5 населения планеты, при этом используя лишь 9% земель, предназначенных для сельского хозяйства.
Ежегодно рост ВВП составляет 10%, что дает повод для беспокойства Америке. Экономика стран Азии представлена в ТОП экономик мира в лице Китая, как самой сильной и развитой державы, остальная Азия имеет более слабые показатели.Япония
Небольшая страна с высокой дисциплиной и трудолюбием граждан, что позволило добиться больших успехов в области технологий и производстве. Здесь зафиксирован высокий уровень жизни и практикуется пожизненное трудоустройство граждан, считается, что чем дольше человек проработал на одном месте, тем это престижнее.
Банковский сектор страны стабилен и развит, высокие технологии позволяют на равных конкурировать с Америкой и Китаем, а в сфере робототехники Япония вышла далеко вперед, обогнав США. ВВП в Японии на 2020 год составил 4,970 триллиона долларов, что позволило ей занять почетное 3-е место среди ведущих стран мира.
Доля участия стран в мировом ВВП (Топ-20)
Германия
Экономика Германии сильнейшая в Европе, она базируется на сфере услуг, промышленности и машиностроении, которое, в свою очередь, составляет лишь пятую часть от прироста ВВП страны. Восстановившись после двух мировых войн, страна не только выстроила стабильную и правильную экономическую политику, но и является одной из лидеров, входя в рейтинг государств с самым высоким уровнем жизни.
Динамика ВВП Германии
Несмотря на кризис, который испытывает Европа в последние годы, Германия по-прежнему стабильно стоит на ногах и обеспечивает себе ежегодный прирост ВВП, который на данный момент составил 3,996 триллиона долларов.
Великобритания
Экономика Западной Европы в лице стран участниц представляет размытую картину, но неоспоримым лидером является Великобритания, которая вошла в общий рейтинг по всем странам планеты. Страна бедна на природные ресурсы, поэтому ее экономическая политика базируется на сфере услуг, промышленности и туризма.
Касаемо промышленности, лидерами являются следующие сферы: авиация и фармацевтика, а также автомобилестроение и текстильная индустрия. Великобритания привлекает инвестиционные вливания бизнес-представителей других стран своей либеральной банковской политикой, которая позволяет реализовывать «отмывание» денежных средств.
Но в 2018 году страна выходит из состава Евросоюза, и специалисты затрудняются предположить: какой урон экономике государства это принесет и как изменится ее положение в мире.
Какие страны входят в состав Великобритании можно узнать на нашем сайте.Франция
Экономическое положение страны достигнуто благодаря индустриально-аграрной политике. За счёт сельского хозяйства Франция обеспечивает продукцией страны ЕС, ¼ часть всех поставок приходится на долю этого государства.
Лучшие показатели по посещаемости страны были достигнуты во много благодаря Эйфелевой башне, ее узнаваемости и атмосфере романтики, ассоциирующейся с ней.
Но имея высокую посещаемость страны, на туризме Франция не выплывает. Дело в том, что денежные средства, оставляемые туристами в державе, имеют меньший объем по сравнению с Америкой, это связано с тем, что туристы во Франции не задерживаются, а увидев основную достопримечательность, уезжают в соседние страны. ВВП Франции на данный момент составляет 2,777 триллиона долларов США.
Индия
Крупнейшие неравенства уровня жизни в социальных слоях страны не помешали занять ее экономике 7-е место, войдя в десятку, где представлены национальные экономики самых богатых стран по запасу ВВП. Экономика базируется на сельском хозяйстве, которое составляет 2/3 по занятости населения, а также сфера услуг и промышленность вносят свой вклад по приросту ВВП.
Страна признана одной из самых быстроразвивающихся, несмотря на то, что большая часть ее жителей находится за чертой бедности, а сама страна по населенности занимает второе место в мире. На данный момент ВВП Индии составляет 2,048 триллиона долларов и ежегодно получает стабильный прирост.
Доля ВВП стран в мировой экономике
Италия
Италия имеет самый большой процент архитектурных памятников на своей территории, ее ежегодно посещают толпы туристов, и страна является иконой стиля и вкуса, став законодательницей мод. Но в государстве наблюдается экономическое неравенство, т. к. север индустриально более развит, а юг базируется на аграрных достижениях, которые в стране невелики.
Производительность труда низкая, конкурентоспособность основных производимых сельскохозяйственных продуктов очень слабая. В стране не так много территорий, пригодных для выращивания культур, поэтому она является крупным импортером пищевых продуктов. На данный момент объем ВВП составляет 2,073 триллиона долларов.
Бразилия
Латинская Америка, как и Китай, выдвинула своего представителя в рейтинг по объемам ВВП в зависимости от национальных экономик. И этим представителем стала Бразилия, которая благодаря экономическому плану, принятому еще в 94 году прошлого столетия, смогла вывести страну на объем ВВП в 1,868 триллиона долларов.
График ВВП Бразилии
Экономика базируется на сельскохозяйственной деятельности, а также на добывающей и производственной промышленности, а также на сфере услуг, включающей банки и биржи. Благодаря такой экономической политике в Бразилии Латинская Америка отдала первенство по ВВП именно ей.
Канада
Экономика Канады в послевоенные годы перестала быть сельскохозяйственной и сделала акцент на технологии, превратившись в индустриальное государство. Имея большие запасы природных ресурсов, страна активно их использует и является экспортером для США, поставляя электроэнергию, газ, уран и нефть.
Так как большая площадь страны северная и покрыта лесами, то и население распределено неравномерно. Самые малонаселенные районы находятся именно в Канаде, здесь на 1 кв. км площади приходится 3,5 человека.
По мнению экспертов Международного Валютного Фонда, по темпам роста экономики Канада в текущем году обгонит остальные страны Большой семерки.
Тем не менее, самые лучшие условия проживания предоставляются именно в этой стране, критериями выбора послужили:
- образование;
- уровень инфляции;
- продолжительность жизни;
- степень преступности.
Между тем иммигрантам здесь освоиться не так просто, как кажется и есть некие требования и правила, прописанные именно не для коренного населения.
Государства, не вошедшие в ТОП-10
В целом экономика стран мира в 2020 году согласно рейтингу не сильно изменилась, но из списка выпала Россия.
В России объем ВВП составил 1,657 миллиарда долларов, и эта цифра оказалась выше, чем у Южной Кореи и Испании, так что Россия теперь занимает 11-е место. Связано это с событиями последних 5 лет, когда к государству присоединился Крым и на востоке Украины начались боевые действия, в результате которых в отношении России в Европе и ряде других государств применили санкции, ухудшив экономическое положение страны.
ВВП России за последние 7 лет
Экономика государств Восточной Европы находится на низком уровне по сравнению со многими странами Евросоюза. Обусловлено это тем, что большинство стран входили в состав СССР, который оказывал на их экономику значительное влияние, что привело к закрытости стран, и после распада союза им пришлось выстраивать взаимоотношение с другими странами практически с нуля.
Экономика Европы на 2021 год в целом испытывает стабильный прирост ВВП в общих показателях. Западная Европа в основном сохраняет лидирующее положение по сравнению с Восточной.
Среди худших экономик мира стран третьего мира можно выделить такую страну, как Венесуэла. Государство обладает самыми большими запасами нефти в мире, но при этом благодаря крайне неэффективной политике действующего руководства, страна практически на грани банкротства, 95% населения живет за чертой бедности, а национальная валюта Венесуэлы на рынке стоит меньше, чем золото в известной онлайн-игре World of Warcraft.
Вывод
Экономики мира кардинально отличаются, каждое государство ведет свою политику, имея собственное представление о конечном результате и способах его достижения. Таблица показателей ВВП позволяет сравнить, чья политика более успешна, а соответственно и более правильная.
Сильнейшая экономика по-прежнему у США, их влияние на мир и политику стран увеличивается и наблюдается стабильный прирост ВВП, несмотря на наличие большого внешнего долга. Но при этом Китай стремительно догоняет Соединённые Штаты Америки, демонстрируя последние десятилетия настоящие чудеса экономического движения и развития.
Худшей европейской страной по приросту ВВП была признана Молдова, ее экономика сильно зависит от аграрной составляющей страны и экспорта сельскохозяйственной продукции.
Мощных технологий и промышленности в стране нет и после распада СССР энергетические ресурсы государства покупные, полезные ископаемые не добываются и весь упор идет лишь на выращивание культур и производство вина.
Из всего вышесказанного мы можем понять, что экономическое развитие государства зависит не столько от наличия тех или иных ресурсов в стране, сколько от действительно грамотного административного управления. Так, примером нам служит Япония, страна, полностью разрушенная и раздавленная в течение Второй мировой войны, которая без наличия каких-либо серьезных ресурсов и даже территории, на данный момент является одним из мировых лидеров по экономическому развитию.
Источник