Институты конституционного государственного права зарубежных стран

Конституционное право зарубежных стран

Система конституционного права в зарубежных государствах

Конституционное право является сложной системой, включающей множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют его. Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, его институты и нормы.

Общие принципы конституционного права суть его выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений. Общие принципы составляют как бы остов, каркас системы конституционного права и придают ей единую направленность. Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов власти.

В конституционном праве можно выявить, во-первых, общие принципы, которые декларируются конституциями: народный суверенитет (ч. 2 ст. 1 Конституции Греции), народное представительство (преамбула Конституции Японии), разделение властей (ст. 20 Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 г.), равноправие (ст. 1 Конституции Королевства Нидерландов 1983 г.), неотчуждаемые права (ст. 1 Основного закона для ФРГ) и т.п.

Эти принципы не формулируют конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, однако имеют определяющее значение для многих конституционно-правовых норм. Во-вторых, это принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применимы в государственной деятельности: независимость депутатов от избирателей (ст. 67 Конституции Республики Болгарии 1991 г.), судебная защита конституционных прав (ст. 53 Испанской конституции 1978 г.), неответственность главы государства (ст. 4 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г.) и т. п.

Читайте также:  Отношения россии с другими странами мира

В странах, где в конституциях провозглашены социалистические идеи в качестве основы общественного развития, наряду с общепризнанными демократическими принципами (равноправие, народное представительство и др.) подчас конституционно провозглашаются такие новые общие принципы, которыми по существу отрицаются предыдущие: руководящая роль марксистско-ленинской партии, распределение по труду и т. п. (ст. 5 Конституции Кубы, часть вторая ст. 22 Социалистической конституции Корейской Народно-Демократической Республики 1972 г.). Они нередко представляют собой не что иное, как идеологические мифы, реализовать которые невозможно ни юридическими, ни политическими средствами.

Например, распределять по труду вне рыночной системы хозяйства нельзя из-за отсутствия критерия, на основе которого можно было бы количественно сравнить разнородный труд (например, шахтера и врача). Принцип руководящей роли одной партии подрывает принципы народного суверенитета и народного представительства и вообще несовместим ни с каким принципом демократии.

Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных.

Например, институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право (в субъективном смысле), избирательный процесс. Последний, в свою очередь, включает ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и др.), которые представляют собой еще более частные институты конституционного права. В то же время крупнейшие институты конституционного права могут рассматриваться как подотрасли конституционного права (например, парламентское право).

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, в ст. 16 Конституции Франции они выражены в следующей форме: «Когда установления Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено [гипотеза]. Президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами. [диспозиция и санкция]».

Подобное выражение всех структурных элементов нормы права в одной статье закона в конституционном праве встречается редко. В большинстве случаев конституционно-правовая норма полностью содержится в двух или более статьях закона, то есть имеет многостатейную форму выражения. Так, положение ст. 34 Конституции Франции «Законы принимаются Парламентом» приобретает характер целостного нормативного предписания только в совокупности со ст. 39, устанавливающей право законодательной инициативы, ст. 40–47, определяющими процедуру прохождения законопроекта, и ст. 10, предусматривающей право вето Президента Республики. Нередко санкции за нарушение нескольких норм конституционного права содержатся в какой-либо отдельной норме или даже вообще в нормах не конституционного, а уголовного или административного права.

Следует иметь в виду, что некоторые положения конституций не обеспечены санкциями вообще. Таково, например, положение ст. 27 Конституции Японии «Все имеют право на труд», ибо ни в Конституции, ни в других законах не определены ни условия осуществления этого права (отсутствует, как видим, и гипотеза), ни санкции за его нарушение. Подчас нормы конституционного права определяют обязанность государства добиваться определенных целей (нормы-цели), однако санкции здесь едва ли мыслимы.

Так, ст. 47 Конституции Индии 1949 года провозглашает: «Государство считает одной из своих первостепенных обязанностей поднять уровень питания и уровень жизни своего народа, а также улучшить состояние народного здравия. »; ст. 37 этой Конституции прямо установила, что подобные конституционные положения «не должны осуществляться в судебном порядке».

Нормам конституционного права присущи следующие особенности, которые отграничивают их от норм других отраслей права: указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства; многие из этих норм имеют весьма общий характер, они не являются предоставительно-обязывающими, то есть в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями. Провозглашается, скажем, право отдельного субъекта, а обязанность корреспондируется государству в целом. Так, в ст. 6 Конституции Италии записано: «Республика соответствующими мерами охраняет языковые меньшинства».

Внешняя форма большинства норм выражается в статьях конституций и других источниках; многие нормы имеют двухэлементную и одноэлементную структуру: чаще всего в них отсутствует санкция, но нередко и гипотеза.

Мы отметили, что в конституциях и других актах конституционного права порой встречаются такие положения, которые определяют экономические, социальные и политические цели, задачи общества и государства. Это особенно относится к социалистическим и иным идеологизированным конституциям. «Корейская Народно-Демократическая Республика борется за полную победу социализма в северной части страны», – говорится, например, в ст. 5 Социалистической конституции КНДР 1972. Это так называемые нормы-цели, нормы-задачи или нормы-символы.

Система конституционного права каждого отдельного государства содержит большое число норм. Их можно классифицировать по следующим основаниям.

По функциональной направленности различаются нормы регулятивные и охранительные. Большая часть норм конституционного права относится к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты («Право на ведение государством войны не признается», – гласит, например, ст. 9 Конституции Японии).

По способу воздействия на субъекты права можно разграничить нормы управомочивающие («В заседаниях Правительства также может участвовать Государственный контролер» – предложение второе части первой ст. 95 Конституции Литовской Республики 1992 г.), обязывающие («Федеральный канцлер по просьбе Федерального президента, а федеральный министр по просьбе Федерального канцлера или Федерального президента обязаны продолжать ведение дел до назначения их преемников» – ст. 69 Основного закона для ФРГ), запрещающие («Функции члена Правительства несовместимы с парламентским мандатом» – ст. 23 Конституции Франции). Как уже отмечалось, норма может носить характер одновременно управомочивающий и обязывающий («Премьер-министр созывает других министров на заседание Правительства и председательствует на нем» – часть первая §4 гл. 7 Формы правления Швеции 1974 г.).

По характеру регулируемых общественных отношений можно выделить нормы материальные («Все обязаны участвовать в государственных расходах. » – ст. 53 Конституции Италии) и процессуальные («Одно заседание в неделю отводится для обсуждения вопросов, вносимых членами Парламента, и ответов Правительства» – ст. 48 Конституции Франции). Многие специалисты по судебному процессуальному праву полагают, что о конституционно-правовых процессуальных нормах можно говорить применительно лишь к тем, которые регулируют производство в конституционных или приравненных к ним судах.

Производство в других государственных органах регулируется, по их мнению, процедурными нормами. Однако в нашем учебнике разделяется позиция тех авторов, которые не проводят различия между процессуальными и процедурными нормами, полагая, что любая юридическая процедура есть юридический процесс.

По действию во времени нормы конституционного права делятся на постоянные, временные и исключительные. Большинство норм – постоянные; у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

Источник

Конституционное право зарубежных стран

Понятие конституционного права как отрасли права

Название данной статьи состоит из двух словосочетаний: «конституционное право» и «зарубежные страны». Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.

Конституционное право как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным принуждением), которые содержатся в различных правовых актах — конституциях, законах, декретах главы государства и т. д. и регулируют определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности).

Конституционное право как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Курс конституционного права зарубежных стран состоит из Общей и Особенной частей.

В первой, Общей, части изучаются основные институты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и сравнительном плане, во второй, Особенной — основы конституционного права отдельных стран: крупных государств мира, представителей различных правовых систем, некоторых соседей России (стран СНГ).

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права — такой отрасли нет. Существует конституционное право той или иной страны, и в каждой из них — свое (французское, индийское, конголезское, бразильское, австралийское и др.). Нет и особой науки с таким названием. При употреблении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет о собирательном явлении, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран мира, об ответвлении от единой науки конституционного права, а также об учебной дисциплине.

Словосочетание «зарубежные страны» в названии предмета предполагает изучение конституционного права иных государств. Разумеется, невозможно объять необъятное. Поэтому студенты изучают основные институты конституционного права в зарубежных странах, их главные особенности и знакомятся с основами конституционного права тех стран, которые представляют ту или иную конституционно-правовую систему.

Конституционное право зарубежных стран — это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности государственных органов, а также органов местного самоуправления.

Наряду с термином «конституционное право» употребляются также понятия «публичное право», «государственное право», «политическое право» и др.

Термин «публичное право» имеет собирательное значение. По традиции, идущей от римских юристов, в состав публичного права включаются те отрасли, в которых доминирует регулирование не частных отношений, а публичной сферы жизни: административное, финансовое, уголовное право и др. Конституционное право — основная часть публичного права.

В некоторых странах (Австрии, Швейцарии, Германии, ранее в СССР) наряду с термином «конституционное право» или взамен него используется термин «государственное право». Основное содержание этих отраслей права совпадает, но они отличаются друг от друга по подходу к регулированию по существу одинаковых общественных отношений и по объему. Считается, что, с одной стороны, конституционное право шире государственного, так как конституция включает нормы, выходящие за пределы государства (естественные права человека, собственность, семья, охрана природы и т. д.), а законодательство, относящееся к конституционному праву, развивает эти исходные положения. С другой стороны, шире государственное право, включающее регулирование многих вопросов государственного управления, административного, финансового права.

Предмет и объект конституционного права зарубежных стран

Предмет конституционного права составляют общественные отношения, регулируемые данной отраслью. Предмет конституционного права охватывает следующие основные общественные отношения:

  • Общественные отношения, связанные с реализацией и охраной прав и свобод человека и гражданина.
  • Общественные отношения, регулирующие принципы (основы) государственного строя страны, на основе которых складываются отношения между государством и гражданами.
  • Отношения, складывающиеся между государством и его составными частями (субъектами Федерации, автономными образованиями, административно-территориальными единицами).
  • Устройство государственной власти (закрепление принципов организации государственных и местных органов, виды органов, их правовой статус, полномочия, порядок образования, издаваемые ими нормативно-правовые акты).

Современное конституционное право регулирует основы отношений в системе: человек-коллективы-государство-общество, их взаимосвязи. Такие взаимосвязи регулируются в конечном счете в целях обеспечения жизнедеятельности общества, создания и распределения социальных ценностей в обществе (собственности, свободы, прав человека и гражданина, демократии, культуры и др.).

Хотя в современных условиях объект регулирования конституционного права стал более широким, как и прежде, в центре конституционного права находятся властеотношения, публичная власть особого рода — суверенная государственная власть. Вокруг нее разворачивается состязательность различных социально-политических сил (завоевание, удержание, участие во власти), условия и рамки чего устанавливаются нормами конституционного права. Это также необходимо учесть в определении. Таким образом, конституционное право в зарубежных странах как ведущая отрасль права той или иной страны — это система внутренне согласованных норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя и правового положения личности, регулирующих основы взаимосвязей индивида- коллективов-государства-общества на базе их сотрудничества и состязательности при использовании государственной власти и давлении на нее в целях создания и распределения социальных ценностей в обществе.

Субъекты конституционного права в зарубежных странах

В результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права между различными сторонами возникают конституционно-правовые отношения. Объект этих отношений — реальное благо (что-то получить, совершить или избежать вредных последствий). Их участники называются субъектами конституционного права. В конституционном праве деления субъектов правоотношений на физических и юридических лиц, как, например, в гражданском праве, недостаточно. В нем принята своя классификация.

В наиболее обобщенном виде в число субъектов конституционного права зарубежных стран включаются:

  • социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение в соответствии с принципами международного права и в рамках конституции государства, классы в странах тоталитарного социализма и др.);
  • государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии или территориальные автономные образования в Китае);
  • основные органы государства (император в Японии, президент в США, Парламент в Великобритании, Кабинет министров в Украине, Конституционный суд в Германии, народный защитник в Испании и т. д.);
  • общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, т. е. те, которые участвуют в политике, публичной деятельности, а не занимаются, скажем, извлечением прибыли в качестве своей основной деятельности, как акционерные общества (например, партии, выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства в Бразилии, или группы избирателей (100 тыс. чел.) в Швейцарии, обладающие правом народной законодательной инициативы);
  • депутаты представительных органов, обладающие, например, правом депутатского вопроса к представителям исполнительной власти;
  • органы местного самоуправления и управления (например, советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции);
  • индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством — каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных прав).

Наука конституционного права в зарубежных странах

Наука конституционного права прошла длительный путь развития. Ее отпочкование в самостоятельную научную отрасль произошло позже, чем некоторых других юридических наук (например, гражданского, уголовного права). Основы этой науки заложила блестящая плеяда мыслителей разных времен, а создавали и развивали науку ученые-конституционалисты, включая российских. Многие научные идеи были заложены также в текстах законов, являясь обычно коллективным творчеством.

Конституционное право как наука — совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Вклад в науку внесли:

  • Платон, Аристотель и другие (Греция), Цицерон, Гай и др. (Древний Рим);
  • Г. Гроций, Ш. Л. Монтескье, Дж. Локк и др. (Декларация независимости США 1787 г. и др.);
  • У. Беджгот (Великобритания), Ж. П. Эсмен (Франция) — в XIX в.;
  • Ф. Ардан (Франция), Ф. Снайдер (Канада) и др. — в настоящее время.

Основные направления и школы в современной науке конституционного права:

  • радикалистское направление — конституционное право рассмотрено с позиций классовой борьбы и нередко — с позиций диктатуры определенного класса или блока классов;
  • либеральное направление — конституционное право — выражение социального контракта между различными группами населения, правящими и управляемыми;
  • юридическая школа (до 20-х гг. XX в.) — изучение государства, его органов, прав человека;
  • политологическая школа (середина XX в.) — изучение не столько норм конституционного права, сколько реальной роли институтов государственности, политических институтов;
  • теологическая школа — исследования мусульманских юристов, труды пронизаны идеями халифата — справедливого правления;
  • марксистская школа — представлена с позиций классовой борьбы и нередко — с позиций диктатуры определенного класса или блока классов.

Система конституционного права зарубежных стран

Конституционное право является сложной системой, включающей множество взаимодействующих частей и элементов. Основными частями этой системы являются принципы, правовые институты и нормы.

Принципы конституционного права — это выраженные в данной отрасли начала, в соответствии с которыми конституционное право строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционноправовое регулирование общественных отношений. Принципы конституционного права подразделяются на общие и специально-юридические. Общие принципы составляют каркас системы конституционного права. К ним, например, можно отнести принцип народного суверенитета, принцип народного представительства, принцип разделения властей, принцип равноправия и т.д. Специально-юридические принципы — это принципы, имеющие сугубо юридическую направленность. К ним, например, можно отнести принцип независимости депутатов от избирателей (ст. 27 Конституции Франции), принцип судебной защиты конституционных прав (ст. 53 Конституции Испании 1978 г.), принцип неответственности главы государства (ст. 56 Конституции Испании).

Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы конституционного строя, форма правления, избирательное право, народное представительство, конституционный контроль и т.д. Эти крупные институты состоят из более частных подинститутов. Например, институт избирательного права включает в себя такие подинституты, как субъективное избирательное право, избирательный процесс.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования общественных отношений, выраженных в Конституции или получивших юридическое закрепление в иных нормативно-правовых актах, являющихся источниками конституционного права.

Нормам конституционного права присущи следующие особенности, которые отличают их от норм других отраслей права: 1) они регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения; 2) содержат исходные, основополагающие принципы для других отраслей национального права (административного, уголовного, финансового, трудового); 3) оформляют правовые основы государства; 4) структурно состоят, как правило, из двух элементов (гипотезы и диспозиции), санкции в большинстве конституционно-правовых норм отсутствуют.

Конституционно-правовые нормы весьма разнообразны. Они классифицируются по различным основаниям.

По территории действия конституционные нормы делятся на следующие виды:

  • общегосударственные нормы (действуют на территории всей страны);
  • нормы, действующие на территории какого-либо субъекта (для федеративных государств);
  • местные нормы (действуют в масштабе отдельно взятого муниципального образования).

По времени действия:

  • нормы, действующие в течение неопределенного времени (их большинство);
  • нормы, действующие лишь в течение определенного периода времени (например, нормы о введении и действии режима военного или чрезвычайного положения).

По методу правового регулирования:

  • императивные — это нормы, в которых однозначно определяется вариант поведения субъектов и которые не допускают никаких отступлений или иной трактовки (например, норма, закрепленная в поправке XXVII к Конституции США 1787 г.: «Ни один закон, изменяющий размеры вознаграждения сенаторов и членов Палаты представителей, не должен вступать в силу до проведения следующих выборов в Палату представителей»);
  • диспозитивные — это нормы, которые предусматривают возможность выбора варианта поведения субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (например, норма, закрепленная в п. 2 ст. 13 Основного закона Германии: «Обыски могут производиться только по распоряжению судьи, а в случаях, когда имеется опасность промедления, также по распоряжению других предусмотренных законом органов и только в установленном порядке»).

По функциональной направленности:

  • регулятивные — это нормы, регулирующие конституционные правоотношения (например, норма, содержащаяся в ст. 43 Конституции Нидерландов 1983 г.: «Премьер-министр и другие министры назначаются и освобождаются от должности по указу Короля»);
  • охранительные — это нормы, представляющие собой запреты (например, норма, закрепленная в п. 2 ст. 25 Конституции Португалии 1976 г.: «Никто не может быть подвергнут пытке, а также быть объектом жестоких, бесчестящих или бесчеловечных обращений и наказаний»).

Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного права в зарубежных странах — нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Главным юридическим источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран служит конституция — основной закон государства (исключение составляют некоторые мусульманские страны, где основным источником считается Коран). На локальном уровне — в субъектах федерации, редко — в автономных образованиях могут быть свои конституции (штатов в США, Занзибара в Танзании, Автономной Республики Крым в Украине).

К другим источникам конституционного права зарубежных стран относятся:

  • законы — конституционные (вносят изменения в конституцию, дополняют ее или изначально бывают частью неконсолидированной конституции), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом, например закон о гражданстве), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только в особых условиях, на короткий срок, обычно на 30-60 дней, хотя и с правом парламента продлить этот срок). По источникам происхождения различаются парламентские, референдарные (принятые на референдуме) законы, законы надпарламентских и подпарламентских органов (в единичных странах есть особые структуры, стоящие выше парламента, который является их составной частью, в других странах законы по некоторым вопросам могут издавать постоянные комитеты или «решающие комиссии» парламента, о них речь пойдет ниже). Есть и другие классификации. В Австрии различаются конституционные и основные законы, в Израиле — основные и обыкновенные, в Бразилии особо выделяются дополняющие (конституцию) законы; во Франции и в Китае возможны экспериментальные законы и т. д.;
  • внутригосударственные публично-правовые договоры (например, соглашение о разделении Чехословакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Словакию; договор Франции с ее бывшей колонией Новой Каледонией 1998 г., согласно которому последней передаются некоторые полномочия органов государства (заключен на 20 лет); договор 1998 г. между германскими землями Саксонией и Бранденбургом об изменении границ);
  • регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты и подписи главы государства (Германия), либо в форме закона при однопалатном (Китай), а иногда как закон и при двухпалатном парламенте (Канада, Польша, Япония);
  • акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительств, реже — акты министров). Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они издаются главой государства или правительством на основе рассматриваемого ниже делегирования им полномочий парламентом (как, например, в Польше) либо на основе принадлежащей им по конституции регламентарной власти (Италия));
  • акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;
  • судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) — решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;
  • конституционные обычаи — сложившиеся в процессе единообразной деятельности органов государства правила, имеющие устный характер, опирающиеся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующиеся судебной защитой в случае их нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламентов и правительств Великобритании, Новой Зеландии, где, как считается, существуют неписаные конституции. Ссылка на обычное право при наследовании трона содержалась, например, в Конституции Лесото 1953 г. В Конституции Афганистана 2004 г. говорится о необходимости учитывать обычаи при решении судом дел;
  • религиозные источники. В некоторых мусульманских странах (Саудовская Аравия, Оман, Иран и др.) это Коран и в меньшей степени Сунна — другая священная книга (жизнеописание пророка, составленное на основе воспоминаний его ближайших сподвижников);
  • правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах, например в Великобритании, Норвегии, Дании; в некоторых мусульманских странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по толкованию Корана и Сунны).
    В странах классического мусульманского права в какой-то мере источником права может быть также фетва — разъяснение или решение, данное знатоком мусульманского права — факихом. Если такой знаток — руководитель государства (например, в Иране), фетва приобретает непререкаемый характер;
  • международные правовые акты. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций (утверждение, восприятие государствами) в 1976 г. (далее — Международные пакты о правах человека).

Во многих развивающихся странах принципиальные вопросы (например, реорганизация федерации в Нигерии, изменение формы правления в Эфиопии) в прошлом регулировались актами (декретами, прокламациями и др.) военных и революционных советов — временных органов власти, создававшихся после очередного военного переворота. Такие акты принимаются при военных переворотах и теперь. Иногда важнейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Замбия и др.).

Методы Конституционного права

Метод конституционного права представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых происходит воздействие на общественные отношения. Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания, под которым понимается такой способ правового регулирования общественных отношений, который выражается в возложении соответствующей правовой нормой прямой юридической обязанности совершить определенное юридически значимое действие. Именно в такой форме провозглашаются многие нормы конституционного права, относящиеся к организации государственной власти в зарубежных странах.

Наряду с этим в конституционном праве можно часто встретить запрещающий метод — такой способ правового регулирования общественных отношений, который выражается в возложении на своих адресатов юридической обязанности воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий (ст. 19 Конституции Японии 1946 г.: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться»; ст. 27 Конституции Франции 1958 г.: «Всякий императивный мандат является недействительным»).

Наконец, конституционному праву известен метод дозволения, представляющий собой такой способ правового регулирования общественных отношений, который выражается в юридическом разрешении совершать те или иные юридические действия или воздержаться от их совершения по собственному усмотрению. Этот метод применяется преимущественно к регулированию правового статуса человека и гражданина (ст. 8 Основного закона ФРГ 1949 г.: «Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия» или ст. 15 Конституции Испании 1978 г.: «Все имеют право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность»).

Методы изучения конституционного права зарубежных стран

Изучение конституционного права зарубежных стран предполагает изучение правовых актов, регулирующих конституционно-правовые отношения, анализ практики применения конституционных норм (решения конституционных судов, конституционных советов и др.), знакомство с научными исследованиями, отбор и обобщение статистического и иного фактического материала, относящегося к взаимосвязям человек-коллективы-государство-общество и конституционно-правовому регулированию таких взаимосвязей.

При изучении используются различные общенаучные и специально-юридические методы:

  • исторический (анализ появления и развития того или иного конституционно-правового института);
  • индукция и дедукция (от частного к общему и наоборот);
  • анализ и синтез;
  • системный и структурно-функциональный подходы (изучение во взаимосвязях с другими институтами и их функциями), многофакторный анализ, статистические и математические методы и др.

Используются методы эксперимента (в Китае часто принимаются законы в порядке эксперимента, чтобы проверить их действие и утвердить закон в окончательной редакции; с 2003 г. такая возможность предусмотрена поправкой к Конституции Франции). Однако возможность эксперимента в конституционном праве ограничена (нельзя создать еще один парламент или правительство параллельно существующим). Поэтому методы эксперимента и моделирования применяются исследователями в мысленной, воображаемой форме. Особое значение имеют:

  • формально-логический (догматический) метод (уяснение юридического смысла и содержания норм);
  • метод юридического толкования;
  • сравнительно-правовой метод, который дает возможность выяснить плюсы и минусы тех или иных конституционно-правовых институтов в условиях различных стран.

Источник

Оцените статью