- Политические институты Задачи, характеристики и функции
- Цель политических институтов
- Характеристика политических институтов
- Эффективное участие
- Свобода выражения
- Альтернативная информация
- Автономия для общения
- Гражданская интеграция
- функции
- Состояние и регулирование политической жизни
- Выполнить предложенные цели
- Удовлетворение социальных потребностей
- Осуществлять социальный контроль
- Примеры политических институтов в Испании
- Баланс государственных учреждений
- Основные институты политической системы в зарубежных странах и их взаимодействие.
- Выборы: понятие, социальное назначение и политическая роль.
- Тема 4. Политические институты
Политические институты Задачи, характеристики и функции
политические институты являются организмами, которые разрабатывают, регулируют и контролируют правила политического сосуществования страны или региона.
Государственная служба, основанная на этих институтах, нацелена на обеспечение поведения и основных обычаев общества..
Согласно виртуальной энциклопедии, учреждение — с дополнительной точки зрения — это «Сущность, которая регулирует фундаментальные аспекты коллективной жизни. Учреждение переживает мужчин, которые населяют его в данный момент. Это автономная единица, посредством которой человеческий агрегат превращается в действующее сообщество »..
В число основных функций политических институтов входит создание структур и механизмов, регулирующих социальный порядок. Они питаются подходами и теориями из социальных наук, таких как антропология, социология, философия, психология, политология и экономика..
Политические институты характеризуются трансцендентностью, прочностью, стабильностью и обеспечением правовой преемственности в обществе. Они являются индивидуальностью коллективного выражения населения, которое перекрывает интересы территории и граждан превыше всего.
Это элементарный предмет изучения для юридических наук, так как закон вмешивается в разработку правил общества.
Для Хайме Эйзагирре одним из самых важных достижений «homo sapiens» является создание политической системы, которая управляет сосуществованием людей через институты порядка..
Цель политических институтов
Общественный порядок и справедливость являются одной из целей этих учреждений в каждом обществе. Любой политический режим, который является демократическим или диктаторским, стремится сохранить порядок через свои политические, принудительные и правовые институты. Тем не менее, его механизм работы изменяется в каждом обществе.
По данным ЮНЕСКО в 1948 году «Политические институты связаны с аспектами ориентации и обеспечения социальной стабильности общества с целью сохранения его эволюции»
Новый конституционализм определяет политические институты как юридически-политические леса, в которых поддерживается жизнь страны. Они, в свою очередь, состоят из набора норм и ценностей, которые являются законами политической системы.
Характеристика политических институтов
Эффективное участие
Одной из функций современных политических институтов является обеспечение того, чтобы граждане, на которых распространяется опека, эффективно участвовали в принятии решений независимо от их формы. Этот аспект приносит легитимность каждому учреждению.
Свобода выражения
Учреждения гарантируют, что граждане могут свободно выражать свое мнение любым способом. Однако в некоторых странах эта свобода наказывается, когда свобода выражения мнений используется для разжигания ненависти, войн, расизма или ксенофобии..
Альтернативная информация
Свобода информации — это право СМИ свободно транслировать новости без ограничений и угроз. Факт журналистского исследования направлен на информирование граждан, обоснованное общественное мнение и достижение более прозрачного общества..
Автономия для общения
Свободное объединение в политических, социальных, профессиональных или иных целях является одним из основных условий, которые политические институты должны гарантировать.
Пока они соответствуют законам и не стремятся содействовать глубоким изменениям с помощью насильственных действий.
Гражданская интеграция
Все действующие лица в обществе равны перед законами, никто не может быть отстранен от своих прав, думая иначе. Политические институты обеспечивают создание режима, гарантирующего равенство и справедливость для всех жителей..
Характеристики современных политических институтов тесно связаны с понятиями демократии, с учетом того факта, что демократический порядок — это тот, который обеспечивает общество более высоким уровнем терпимости и регулирования политической жизни..
функции
Состояние и регулирование политической жизни
Исходя из принципов равенства, справедливости и справедливости, политические институты выполняют основную функцию, определяющую политическую жизнь страны для достижения все более стабильного, множественного и демократического порядка..
Выполнить предложенные цели
Составьте генеральные планы развития сосуществования, экономики, политики, социальной сферы и обеспечьте их эффективное соблюдение с течением времени..
Удовлетворение социальных потребностей
В каждом обществе существуют уязвимые сектора, функция государственных учреждений состоит в том, чтобы найти механизм, позволяющий всем жителям страны или региона удовлетворить основные потребности и, таким образом, вести достойную жизнь..
Осуществлять социальный контроль
Под социальным контролем понимается система норм, регулирующих жизнь нации и институтов, уполномоченных восстанавливать порядок при любых обстоятельствах..
Французский философ Мишель Фуко в своем шедевре «Следи и наказывай«В нем говорится, что ответственным за осуществление социального контроля является государство, и сравнивает работу государства с»паноптикум « что гарантирует эффективное наказание тем, кто нарушает правила сосуществования.
Примеры политических институтов в Испании
- Глава государства: В данном случае это король, другие страны могут быть главой государства и правительства.
- Глава правительстваПрезидент. Это известно как исполнительная власть.
- Генеральные кортесыЭто состоит из депутатов и сенаторов конгресса. Это известно как законодательная власть.
- Суды юстиции: Чьи главные представители — судьи и магистраты. Это судебная власть.
Баланс государственных учреждений
В Испании эти четыре учреждения являются основными регуляторами национальной жизни. Тем не менее, от страны к стране структура государственных учреждений различна, хотя цель одна и та же: сохранить общественный порядок и демократическое сосуществование..
Для Томаса Гоббса государство «левиафан«Этот человек создан, чтобы сохранить мир и добровольно подчиниться контролю своей саморазрушительной натуры. Государственные учреждения избегали гражданских войн, конфронтаций и серьезных проблем во всех обществах..
В любом случае, политические институты являются органом, который снижает социальный риск и стремится поддерживать порядок для гармоничного развития различных компонентов общества..
Источник
Основные институты политической системы в зарубежных странах и их взаимодействие.
Власть принадлежит народу, который осуществляет ее через институты демократии, государство, местное самоуправление, политические партии. Политическая система это совокупность политических институтов, через которые народ осуществляет свою власть.
1) Государство: демократическое, правовое, социальное, светское. Демократическое государство – власть принадлежит народу. Правовое государство (ст.20 Конституции Германии) – государство, в котором законодательство конституционным строем, а исполнительная власть и правосудие – правом и законом. Социальное государство – это государство, которое осуществляет свою деятельность в интересах общества и каждого конкретного человека. Светское государство – церковь отделена от государства и запрет на вмешательство государства в дела церкви, а церкви – в дела государства. Противоположность светскому – теократическое государство, в котором власть принадлежит церковным иерархам (Ватикан). Клерикальное государство – церковь оказывает существенное влияние на деятельность государства (Иран, Польша).
2) Институты непосредственной демократии: избирательные право, процесс и система.
4 принципа ИП: всеобщность, равное, прямые или косвенные выборы (в США – двухступенчатая, а в Китае – трехступенчатая системы), тайное голосование.
Особенности избирательного процесса: в РФ выборы назначают, в США – определен конкретный день выборов; в РФ избирателей регистрируют УИК, в ЗС – избиратель сам должен зарегистрироваться.
ИС – мажоритарная (абсолютное большинство (50% + 1 голос), квалифицированное большинство (3/4), относительное большинство) и пропорциональная.
3) Местное самоуправление ЗС. 2 понятия: местное управление и местное самоуправление. МУ – это деятельность государства, осуществляемая в муниципальных образованиях через своих представителей. МСУ – это деятельность населения осуществляемая в муниципальных образованиях по решению вопросов местного значения, через не государственные органы – органы МСУ. В зависимости от сочетания этих двух понятий существует 2 классические системы организации власти народа на местах: европейская и американская.
4) Политические партии. В РФ нет классических политических партий и политической системы – когда победившая на выборах партия формирует Правительство и отвечает за его политику.
Политическая партия (от лат. pars – часть) – институт демократии, выражающий интересы части общества, группы, прослойки. Сторонники партии, голосующие за выдвинутых ее кандидатов, составляют ее электорат. Цели партии политические, главная – прийти к власти в стране.
Выборы: понятие, социальное назначение и политическая роль.
Выборы — это процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц.
Сущность выборов — это определение партий и должностных лиц, которые в течение определенного срока будут управлять государством, государственным образованием или административно-государственной единицей. Это средство реализации народного суверенитета, способ выражения общественного мнения, форма непосредственной демократии.
Характерные черты выборов:
выборы легитимируют власть;
выборы служат барометром политической жизни;
выборы — средство селекции политических руководителей.
Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.) устанавливает важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов (ч. 3 ст. 21): «Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах , которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Источник
Тема 4. Политические институты
1. Институциональные аспекты политики.
Политический институт – система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных средств и на основе определенных норм. К политическим институтам относятся государство, государственные и политические органы и политические учреждения, политические партии. Политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление политической власти. Они предназначены для удовлетворения политических потребностей и интересов отдельных индивидов или их групп.
Элементы политических институтов: цели, функции и роли, вытекающие из целей, средства, учреждения, санкции. Целями политических институтов являются вопросы, составляющие сферу их деятельности. Это могут быть контроль над общественной и политической жизнью, выработка методов удержания, захвата и укрепления власти, формирование политического сознания граждан, их политического выбора. Средства политических институтов составляют материальные, идеальные и символические формы управления, имеющие социальную и политическую значимость.
Политические институты изменяются вместе с изменением общественных структур, с которыми они связаны политическими отношениями. Политические институты пронизаныполитическими ценностями (вид социальных ценностей, признаваемых не отдельными людьми, а большими группами, целыми сообществами). Объективной основой политических ценностей являются общие жизненные потребности и долговременные интересы больших социальных групп и индивидов. Политические ценности преимущественно имеют субъективное значение, поэтому необходимы формы их объективации. Одной из форм объективации ценностей служат политические символы.
Политические символы – ценности и признанные в обществе отношения, которые они выражают. Воплощая в себе общественно-исторический опыт, ценности выступают объективными элементами политических институтов. Через ценности устанавливается определенное отношение индивидов к политическим институтам. Приверженность граждан к данным политическим ценностям является необходимым условием стабильной работы политических институтов и способности выполнять свои роли.
Государство как политический институт.Государство является центральным институтом политической системы. Государство – территориальная организация общества, которая характеризуется своим социально-политическим пространством. Социальным в том смысле, что территория, занимаемая государством, является средой жизнедеятельности данного общества. Политическое – в смысле границ действия государственной власти. Бытие современного государства связано с наличием единого экономического, а также правового и информационного пространства. Политическому государственному союзу свойственны общая культурная среда, общий язык, а также во многих случаях единая религия.
Государство – это система политических и правовых связей и отношений между людьми, регулирующих социально значимые виды их поведения и деятельности. Государство – это политико-правовой институт, а точнее система особого типа социальных институтов, образующих организацию политической власти. Как политико-правовой институт, государство не тождественно обществу в целом, а представляет собой организованную группу людей, осуществляющую от имени общества публичную власть и управление людьми.
Государство – явление очень многогранное. Причины его появления объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, социальными, экономическими, национальными, религиозными и т. д. Их совокупное осмысление практически невозможно в рамках отдельной теории Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства – в совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. Здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявления в реальной жизни. Государство – продукт внутренней эволюции общества и выступает в качестве организации для управления обществом. Таким образом, это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает законы, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения.
Во всех концепциях просматриваются две тенденции в интерпретации сущности государства. С одной стороны, подчеркивается общесоциальное значение государства: государство призвано представлять всеобщий интерес, должно служить интересам общества и личности; с другой – государство считается орудием отстаивания частных интересов, выступает средством подавления сильными слабых, имущими неимущих. Государство выделяется из общественного целого, когда элементы государства получают способность развиваться автономно и общественная природа человека находит свое выражение в государственных образованиях
Сущность государства. Широкое и узкое значение термина государство».Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.
Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или Республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.
Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и историйки, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями профсоюзами и т.п.
Общие признаки государства.Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления
2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, службы 6езопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.
Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.
Источник