Статья «Экскурсии на градообразующее предприятие – как одна из форм практико-ориентированного занятия»
Если ты будешь любознательным,
то будешь много знающим
«Экскурсии на АО «Верхнетуринский машиностроительный завод» – как одна из форм практико-ориентированного занятия»
Экскурсия — это вид учебной работы, при котором обучение проводится на производственном объекте вне границ кабинета, учебного заведения
.
Когда студент непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, он воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, Учебный процесс в техникуме связан с реальной профессиональной жизнью, это позволяет осуществить связь в результате проведения тематических экскурсий и показать студентам особенности приобретаемой профессии (специальности), развивать познавательные способности, а также изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях.
Я хочу рассказать об одном из методов – повышение интереса к предме ту через экскурсии.
Экскурсии — это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления, а это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по спецдисциплинам.
Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают студентов, к будущей профессиональной деятельности, знакомят с технологическим производством. И сходя из цели и задач экскурсии, я определяю вопросы, на которые студентам следует обратить внимание. Затем я договариваюсь с организаторами экскурсии на предприятии и добиваемся разрешения. Намечая план маршрута, Вахрушев С.В продумывает, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной
Темы экскурсий, их цели и характер согласуются с требованиями рабочей программы, которая определяет маршрут, экскурсионные объекты, методику их показа, рассказа, особенности работы с экскурсионной группой и т.д.
Основная цель экскурсий состоит в том, чтобы дать студентам общее представление о современном производстве и перспективами его развития;
познакомить их со структурой предприятий, с условиями и спецификой работы на них, но главное продемонстрировать производственный труд и рассказать о его сущности, о современной технике и технологии производства.
На мой взгляд, ни рассказы педагога, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия. Я провожу такую форму работы уже давно. Но если раньше (лет 20 назад) возила и водила детей на экскурсии больше в воспитательных целях, то теперь я стараюсь больше посещать производственные участки, т.к. я не только классный руководитель, но и предметник.
В п роцессе профессионального обучения студентов специальности «Технология машиностроения», « Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)» в техникуме организуются и проводятся учебные экскурсии на отраслевое предприятие АО «Верхнетуринский машиностроительный завод»
Экскурсии заранее планируются и являются органической составной частью работы в техникуме. Во время экскурсии студенты на конкретных примерах убеждаются в значимости профессии, наблюдают связь с предшествующим и последующим изложением учебного материала, который иллюстрируется наглядными пособиями, что дает представление о практическом использовании знаний в производстве. Во время экскурсии студенты знакомятся с предприятием, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Вкратце Вахрушев С.В рассказывает о градообразующем предприятии города: о его истории, цехах и изготавливаемой продукции, семейных династиях, о лидерах, бригадирах и наставниках, о заводских мероприятиях и традициях, о социальной и культурной жизни завода, рассказывает о продукции механосборочного производства, о станка, на которых трудятся станочники, фрезеровщики и токари и т.д. Далее информация идет по плану
Экскурсия позволяет изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях. Это проведение учебного занятия в условиях производства с целью наблюдения и изучения студентами различных объектов и явлений действительности. Экскурсия способствует расширению кругозора человека, конкретизирует знания студентов, помогает им увидеть то, что они изучили по письменным источникам, формирует профессиональные интересы студента. Экскурсия направлена на то, чтобы помочь студентам легче усвоить теоретический материал. ( Происходит это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы — приемы показа и приемы рассказа. Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта. Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть студент.)
Производственные экскурсии помогают студентам раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомиться с принципами устройства и действия машин, станков, различных технических сооружений; с технологическими процессами, контрольно- измерительными приборами и инструментами.
Целями таких мероприятий является:
развитие интереса к своей будущей профессии;
формирование профессионально-личностных качеств, позитивных мотивов к самореализации и самосовершенствованию с установкой на будущую профессиональную деятельность;
получение дополнительных знаний в области разработки технологических процессов обработки металлов резанием.
Во время экскурсии студенты всегда с большим интересом слушают объяснения лиц, непосредственно занятых на производстве. Мне заранее приходится договориться с такими людьми, привлечь их к участию в проведении экскурсии, уточнить содержание бесед и выделить в беседе самое главное. Вести рассказ понятным языком, избегая узкоспециальных терминов. Поэтому для каждой экскурсии составляется свой оригинальный план.
В процессе экскурсий студентами были посещены: Цеха №3,1,4,5 и отделы. Экскурсию в каждом цехе комментировали и показывали работу на оборудовании рабочие — станочники, которые находились в это время на смене, а так же специалисты: гл.технолог Селиванов А.В., нач-к технического бюро ц№4 Четвертных Э.Л,, и гл.механик Вахрушев С.В., зам нач-ка ОТК Грачева И.А, наладчик станков, начальниками цехов и др специалисты
Студенты увидели в работе токарные, фрезерные, сверлильные, и станки с ЧПУ, также ознакомились с работой многошпиндельного оборудования, копировального оборудования. Правда, не все оборудование работало. Так станок для плазменной резки металла не работал. Но ознакомление с технологическими возможностями станка вызвало у ребят большой интерес. Мы наглядно увидели работу различного технологического оборудования и поняли, что нужно знать много, для того, чтобы управлять такими металлообрабатывающими станками. А для этого нужен широкий кругозор по всем дисциплинам, которые помогут нам освоить металлообрабатывающие профессии
Студенты познакомились с основными направлениями деятельности предприятий:
кузнечно-прессовым оборудованием и производством
производством высокоточного металлорежущего инструмента:
изготовлением высококачественного вспомогательного инструмента и технологической оснастки
работой промышленного оборудования
Одним из аспектов экскурсии было изучение контрольно-измерительного оборудования и приборов, применяемых в процессе изготовления основной продукции, а также лабораторное оборудование для проведения поверки и калибровки рабочих средств измерений.
На различных участках студентам демонстрировали процесс обработки деталей; особенности элементов настройки станков, Студенты с большим интересом погрузились в производственную среду, наблюдая за работой станочников, операторов станков, сборщиков, слесарей и контролеров, маркировщиков. Экскурсия позволила студентам осознать значимость будущей профессиональной деятельности и осваиваемых трудовых функций в рамках своей образовательной программы.
С чем конкретно может происходить знакомство учащихся на промышленном предприятии?
Это может быть знакомство с принципами устройства и действия машин, станков, технических сооружений, с использованием в технике различных материалов, с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами, с вопросами комплексной механизации, автоматизации и интенсификации производственных процессов, а так же какие требования предъявляет современное производство к подготовке работников. Среди этих требований — умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы и делать правильные выводы о ходе технологического процесса и о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы.
На производстве студенты имеют возможность наблюдать, как естественно-научные законы действуют в новых для студентов ситуациях, как они вписываются в строгую последовательность технологических процессов. Эта наблюдаемая последовательность технологических процессов, их научно-теоретическая обоснованность, четкость, ритмичность, динамика, точность операций, а также осознание студентами возможности рационализаторства и изобретательства побуждают их после такой экскурсии к моделированию, конструированию, опытнической работе .
Большой познавательный интерес вызывают у студентов экскурсии в лаборатории завода и по испытанию свойств металлов, Например, на экскурсиях в литейный цех обращается внимание на физические принципы плавления и литья металлов и на условия, обеспечивающие их определенный химический состав.
Вахрушев С.В технически грамотный, эрудированный специалист, способен в доступной форме изложить требуемый материал, вызывая живой интерес у студентов .
Студенты не могут одновременно слушать и наблюдать действия работающего или работу машин. Это требует от студентов умения анализировать предложенные данные, высказывать собственное мнение. Подобные занятия нацелены на получение информации из разнообразных источников, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации, критическое осмысление общественных событий, умение отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения
В конце экскурсии подводятся итоги и выясняется, все ли студенты усвоили. Если что-то осталось для студентов непонятным, они задают экскурсоводу или педагогу вопросы. По итогам экскурсии студенты готовят устные или письменные отчеты, пишут сочинения.
Таким образом, экскурсии являются отличным способом стимулирования студентов к обучению. Об экскурсиях студенты часто вспоминают, рассказывают другим, от чего у них больше позитивных ассоциаций.
Актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.
Экскурсии действительно конкретизируют уже имеющиеся профессиональные знания, способствуют формированию новых, показывают востребованность профессиональных умений. Использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий (экскурсий) способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Чередование внеаудиторной работы с теоретическими знаниями позволяет достичь высоких результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС. обеспечивает более эффективную самостоятельную работу студентов и формирует основу знаний для выполнения курсовых и дипломных проектов.
Во время проведения экскурсий оказывается целенаправленное воздействие на мотивационную сферу студентов:
У студента появляется интерес к деятельности, стимулируется тем самым его любознательность.
Экскурсия строится по принципу сотрудничества, взаимодействия и поддержки, а это значит – каждый студент видит свою ценность и уникальность.
Во время экскурсии студент учится планировать свою деятельность, определять цель и предвидеть результат.
В процессе экскурсии возникают вопросы, на которые сами экскурсанты ищут и находят ответы, тем самым формируется самоуважение и уважение друг к другу
Студент учится грамотно излагать свои мысли, объяснять и вникать в суть происходящего.
Похвала и поддержка экскурсовода повышает мотивацию к осмыслению, анализу тех или иных фактов, культурных и исторических явлений и объектов и к обучению в целом.
Инициативные студенты могут сами разрабатывать и проводить экскурсии.
Гораздо важнее будет настраивать будущих специалистов на результат обучения – те навыки, которые должны сформироваться в процессе обучения.
Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека. Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь студентам легче усвоить теоретический материал.
В.И. Хисамутдинова
Источник
Мастер – класс Технология проведения экскурсии на производство
статья
Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков, различных технических сооружений; с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами и инструментами и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolycheva_t.i._master_-_klass.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проведения экскурсии на производство
Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними. Различают экскурсии учебные, производственные и краеведческие.
Учебная экскурсия, как правило, связана с изучением какого-либо учебного предмета и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация комплексных учебных экскурсий, направленных на решение задач разных учебных предметов. Например, комплексная экскурсия на предприятие может дать учащимся сведения по истории его создания и развития, о характере производства, технологии и т. д. Комплексная экскурсия — важное средство осуществления межпредметных связей.
Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков, различных технических сооружений; с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами и инструментами и т. д. Для успешного проведения экскурсий необходимо составить подробный план, разработать маршрут, сформулировать задания.
В процессе экскурсии руководитель организует наблюдения учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Учащиеся ведут записи наблюдений, делают зарисовки, фотоснимки, записи. Экскурсия завершается обработкой собранных сведений и материалов: учащиеся анализируют и обобщают полученные данные, составляют графики и диаграммы, готовят доклады, оформляют дневники, альбомы, стенгазеты, выпускают презентации.
Комплексная экскурсия (КЭ). Она характеризуется многоэтапностью и многосторонностью. Ее цель — выделить группу обучающихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию учащихся в члены коллектива предприятия. Обучающиеся должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации.
Обязательное обоснование — зачем это нужно, с какой целью мы идем на экскурсию. Заранее необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии. Педагог обязательно должен дать детям задание (по его усмотрению одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала). Например, это может быть ряд вопросов, на которые дети должны получить ответы в ходе экскурсии.
Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа: связь теории с практикой.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций:
- с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, Так как в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
- экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой;
- экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;
- экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.
В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все экскурсии условно разделяются на несколько видов.
К первому виду относятся производственные экскурсии. Это экскурсии связаны с посещением обучающихся на промышленные предприятия (заводы и фабрики), новостройки и т. д. Они помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.
Отсюда вытекает, что основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.
Но по этой же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Педагог, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на занятии, а затем организует с обучающимися экскурсию на предприятие с целью закрепления изложенного на занятиях материала.
Методика проведения экскурсий
При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в себя:
а) подготовку экскурсии;
б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий;
в) обработка материалов экскурсии и подведение её итогов.
Успех экскурсии определяется ее подготовкой: педагог должен предварительно ознакомиться с объектом, составить план её проведения, определить познавательные задания для обучающихся в ходе экскурсии, определение маршрута и порядка движения, проведение инструктажа по технике безопасности. Если экскурсия на производство, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: педагог или сопровождающий от предприятия. Если педагог хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Если объяснения даёт сопровождающий, то педагог следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии.
В организации непосредственно экскурсии должны быть задействованы две стороны: предприятие и образовательное учреждение.
Предприятие, в лице ответственного за проведение экскурсии:
- составляет план мероприятия, исходя из возможностей и потребностей заявки, цели экскурсии;
- составляет маршруты, согласовывает их с отделом ТБ;
- готовит комплект материалов, представляющий сведения о производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
- разрабатывает и заранее согласовывает с предприятием план проведения экскурсии;
- уточняет цель экскурсии;
- представляет список учащихся (если его требует предприятие); разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, которые должны выполнить учащиеся в течение или после экскурсии;
- вносит предложения по совершенствованию экскурсионной работы.
Для того чтобы производственная экскурсия была эффективной:
экскурсовод должен быть технически грамотным, эрудированным, способным в доступной форме изложить требуемый материал.
Экскурсовод должен знать:
- цели и задачи экскурсии;
- общий уровень подготовки и направленности учащихся;
- методику показа объектов по маршруту;
- историю и перспективы развития предприятия;
- взаимодействие всех служб предприятия в процессе производства;
- общие моменты технологии возделывания культур.
- Экскурсовод должен отразить:
- значение той или иной операции в технологическом процессе;
- важность заинтересованного, творческого отношения к труду;
- влияние правильности профессионального выбора на дальнейшую судьбу.
- В качестве объектов экскурсии выделяются узловые моменты процесса производства. Мастерство экскурсовода заключается в том, чтобы, показывая их группе, вызвать живой интерес.
- В ходе экскурсии необходимо пробудить положительное отношение к предприятию.
Памятка для экскурсовода предприятия:
Экскурсовод ведет группу, находясь впереди. В случае грубого нарушения ТБ экскурсовод имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу за пределы хозяйства. Экскурсовод обязан анализировать прошедшие экскурсии, учитывать ошибки и просчеты при проведении последующих экскурсий. Длительность экскурсии не может превышать 1 часа, т.к. большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей. При демонстрации техники, оборудования, посевов на сельскохозяйственных угодьях, продукции экскурсоводу следует придерживаться линии «старое — новое — будущее». Это делает экскурсию более насыщенной, а ее итог будет более эмоционально положителен. С этой целью важно знакомство с деятельностью рационализаторов и изобретателей. При этом необходимо показать, как и какими средствами решается конкретная изобретательская задача, каков экономический или иной эффект от внедрения нового получило предприятие. Здесь следует подчеркнуть еще одну важную линию «проблема — решение — внедрение».
Предупредить экскурсовода о том, что его рассказ должен быть немногословным, речь ясной.
Возможные ошибки при проведении экскурсии.
- Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового).
- Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить его.
- Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ).
- Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их значения.
Форма занятий в виде экскурсий на предприятия решает несколько задач:
-знакомство с кругом профессий на предприятиях;
— использование метода проектов как средства творческого представления результата в виде информационных моделей;
-реализация личностно-ориентированного подхода к выбору тем проектов, форм и технологий их реализации с учетом интересов и уровня знаний учащихся;
-установление связей школы с предприятиями социального партнерства.
Технология подготовки и проведения экскурсий на предприятия состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный этап состоит в анализе учебной программы и планировании посещений на предприятия.
2. Организационный этап состоит в подписании договоров с руководителями предприятий на посещение структурных подразделений и отделов.
3. Методический этап состоит в создании программы посещения и разработке заданий и вопросов по экскурсии.
4.Этап проведения экскурсии. Это этап сбора информации по заранее выданным вопросам и заданиям.
5. Защита и представление проектов. По результатам защиты проектов отмечаются лучшие работы.
1.7. Структура методических материалов
Методическая разработка по экскурсии имеет следующую структуру:
1. Цель экскурсии.
2. Задачи экскурсии.
4. Вопросы и задания для обязательного выполнения.
5. Темы творческих проектов.
5. Экскурсия на предприятие ОАО «БелАгросервис»
выбор профессии и социальной адаптации в социуме.
Этапы проведения экскурсии включали в себя следующее:
I. Подготовительная работа к экскурсии:
- Познакомить учащихся с социально-экономическими условиями промышленного производства, с вопросами технологии, способами организации и планирования, с перспективами развития, с развитием данной отрасли в масштабе области, региона и страны в целом.
- Знакомство с миром наиболее распространённых профессий и значением труда в жизни человека и общества.
- Развитие интересов и склонностей учащихся к различным видам деятельности и социально-профессиональной адаптации через знакомство с предприятием.
- Воспитание интереса к промышленным объектам нашего района, любви к родному краю через знакомство с населением и их основными занятиями.
Перед экскурсией учащимся предложено решить задачи:
-знакомство с кругом профессий на предприятии;
-использование метода проектов как средства творческого представления результата;
установление связей школы с предприятиями социального партнерства.
2. Подготовка к экскурсии: (вступительная беседа с учащимися в кабинете)
- Общая информация
- Виды деятельности
- Предоставление прочих видов услуг
- Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием
3. Продолжительность экскурсии: 1 час
- Дорога к месту экскурсии (школьным автобусом);
- Одежда детей по сезону;
- Повторили правила дорожного движения и правила поведения во время экскурсии:
а) не разговаривать;
б) внимательно слушать экскурсовода;
в) по необходимости задавать вопросы;
г) быть терпимыми друг к другу.
- Взять с собой блокнот, ручку, фотоаппарат.
Правила ТБ при проведении экскурсии: (в специальном журнале под роспись)
- При движении на территории предприятия следуйте по пешеходным дорожкам за экскурсоводом.
- Пропускайте внутризаводской транспорт. Не перебегайте дорогу перед ним.
- Входите в цех только через двери для прохода людей.
- Будьте особо внимательны возле автоматических ворот или дверей.
- Пропускайте груз, перемещаемый мостовым краном, стоя в безопасной зоне. Ни в коем случае не стойте под грузом.
- Внимательно смотрите под ноги. Опасайтесь выбоин, стружки, масляных пятен.
- Не смотрите на пламя сварки.
- Не трогайте руками станки, оборудование, провода, стружку.
- Самостоятельно не нажимайте на кнопки.
10.Не подходите к рабочей зоне станков и оборудования.
Проведение экскурсии: учащиеся были разделены на 4 группы, каждая группа получила свое задание.
- Ответить на вопросы:
- Когда образовалось предприятие и как оно называется?
- Какую продукцию закупает?
- Откуда поступают сельхозмашины?
- Какие сельхозмашины покупают в нашем районе?
- Каковы перспективы развития предприятия?
- Люди, каких профессий работают на предприятии?
- В какие районы отправляет свою продукцию?
- Условия, режим и ритм труда, средняя оплата труда, стимулирование работников:
- В чем привлекательность профессии, где можно обучится мастерству, каковы перспективы профессионального роста
- Какие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников
4. Итог экскурсии:
- Обобщающая беседа с кратким обзором всего того, что видели на экскурсии (понравилась ли экскурсия, что особенно запомнилось, кем бы вы хотели стать и какую профессию получить по окончанию школы?)
Оформить собранный материал на экскурсии в виде альбома с фотографиями или презентации.
Здесь работает много сотрудников самых разных специальностей, но все они – одна большая команда, в которой каждый – и новый сотрудник, и уже опытный – может реализовать себя, свой потенциал наилучшим образом и достичь в жизни желаемых целей.
Вывод : Экскурсии расширяют кругозор, повышают знания учащихся, помогают в выборе профессий, адаптироваться в окружающем микромире.
5. Экскурсия проводилась педагогом и экскурсоводом предприятия.
Источник